Оглавление 2
Введение 3
Глава I. Жизнь и творческий путь Ю. Домбровского 6
Глава II. История создания и публикации цикла «Смуглая леди» 13
2.1. «Маленькая трилогия»: «Смуглая леди сонетов», «Вторая по качеству кровать», «Королевский рескрипт». 13
2.2. Новеллы «Королева» и «Граф Эссекс», не вошедшие в цикл 18
Глава III. Шекспировский текст русской литературы второй половины XX в. 21
Глава VI. Жанр и поэтика цикла «Смуглая леди» 23
4.1. «Смуглая леди сонетов» 24
4.2. «Вторая по качеству кровать» 28
4.3. «Королевский рескрипт» 32
Заключение 36
Список литературы 38
Приложение 1. 44
Приложение 2.
В последнее время, кажется, происходит резкое повышение интереса к личности и творчеству писателя и поэта Юрия Осиповича Домбровского. Появляются новые материалы, посвященные его жизни и творчеству.
В журнале «Новый мир» в 2017 году впервые опубликованы интересные воспоминания племянницы Ю. Домбровского Далилы Портновой.
В издательстве «МАКС Пресс» в конце этого же года вышла книга стихотворений Домбровского, проиллюстрированная графическими работами художника Бориса Свешникова.
В конце мая 2018 года увидело свет переиздание романа «Державин», который не выходил отдельным изданием с 1939 года. Предисловие к нему написано Д. Л. Быковым.
В журнале «Вопросы литературы» также готовится к публикации большой материал, посвященный Домбровскому.
На презентации книги стихотворений с иллюстрациями Б. Свешникова вдова писателя Клара Файзуллаевна Турумова-Домбровская сообщила, что в ближайшем будущем планируется первое обширное издание переписки Домбровского: от ранних писем матери с пересылки до самых последних записок лагерным товарищам.
Такое увеличение количества публикаций и переизданий вполне объяснимо. Во-первых, в 2018 году - сорокалетняя годовщина смерти Ю. Домбровского.
Во-вторых, в следующем году будет отмечаться 110 лет со дня рождения писателя.
В-третьих, вдова писателя К. Турумова-Домбровская ведет большую работу по сохранению и распространению творческого наследия мужа.
Однако большинство работ о Домбровском посвящены той части его творчества, которая связана с «лагерной прозой», т. е. в первую очередь романам «Хранитель древностей» и «Факультет ненужных вещей». В данной работе мы обращаемся к менее известным, но не менее интересным и малоизученным текстам Ю. Домбровского, посвященным Шекспиру.
Русские поэты и писатели неоднократно обращались к шекспировскому наследию, переосмысляли его произведения, использовали в своих текстах его мотивы. Е. С. Демичева в диссертации исследует «шекспировский текст» русской литературы второй половины ХХ - начала ХХI веков. Она пишет: «Шекспир и его пьесы стали ориентиром [для русских писателей — Ю. Д.], своеобразной энциклопедией, из которой черпались и художественные, и философские идеи, не теряющие со временем своей актуальности». Произведения русской литературы, в которых встречаются мотивы, образы, реминисценции, заимствованные из художественного мира В. Шекспира представляют собой особую систему, единое смысловое поле, которое называют сверхтекстом (об этом подробнее см. в гл. 3).
Можно говорить о существовании подобного сверхтекста и в творчестве Ю. Домбровского. В него традиционно включают тот корпус текстов, который непосредственно посвящен жизни или творчеству Шекспира: цикл из трех новелл «Смуглая леди», два эссе «Итальянцам о Шекспире» и «РетлендБэконСоутгемптонШекспир», рассказ «Леди Макбет», а также две главы «Королева» и «Граф Эссекс», которые не вошли в финальный вариант цикла и были впервые опубликованы уже после смерти автора.
В данной дипломной работе внимание сосредоточено на трех текстах цикла «Смуглая леди» — новеллах «Смуглая леди сонетов», «Вторая по качеству кровать» и «Королевский рескрипт», а также на двух главах, не вошедших в цикл, «Королева» и «Граф Эссекс».
В нашем исследовании использованы не только художественная и научная литература, но и материалы личного фонда Ю. Домбровского в Российском государственном архиве литературы и искусств (РГАЛИ): черновики новелл и рукописные автобиографии, впервые вводимые в научный оборот. Полный текст двух автобиографий впервые публикуются в приложении к данной работе.
Цикл «Смуглая леди» охватывает несколько десятилетий жизни Шекспира, его творческие взлеты и падения, участие в политическом заговоре, отношения с женщинами, болезнь и смерть. Погружая Шекспира в быт, Домбровский создает не идеализированный портрет гения. Эти новеллы — попытка понять связь между Шекспиром-человеком и Шекпиром-писателем, создателем великих пьес.
В. Семин писал: «Книжку ты написал славную. Не знаю, как Шекспир, но сам ты в ней полностью отразился. Твоя интонация, твои словечки, даже привычные для тебя цитаты. Я так это и читал, как бы с твоего голоса…».
Не только приятели Домбровского, но и исследователи отмечают, что изучение новелл позволяет обнаружить общее между Домбровским и его Шекспиром. Питер Дойл предлагает рассматривать цикл «Смуглая леди» как аллегорию советского писателя в Советском Союзе. Он утверждает, что Домбровский предпринял попытку экстраполировать свою судьбу и свои взаимоотношения с властью на биографию Шекспира.
Три новеллы о Шекспире иллюстрируют комплекс основных тем творчества Ю. Домбровского. На протяжении всей жизни его интересовал миф о писателе, проблема взаимоотношения художника и власти, художника и толпы, проблема существования творческой личности в тоталитарном обществе. Этим темам посвящены роман «Державин», рассказ «Арест» о Грибоедове, новеллу «Смерть Лорда Байрона» и другие тексты. Но именно цикл «Смуглая леди» наиболее полно и исчерпывающе отображает взгляды писателя.
В данной работе впервые рассматривается проблема жанра цикла «Смуглая леди» и анализируются две главы, не вошедшие в финальный вариант цикла.
В качестве приложения приводятся две автобиографии из фондов РГАЛИ с комментариями. Ранее эти документы нигде не публиковались.
Таким образом, в новеллах Ю. Домбровский предлагает индивидуальное толкование личности Шекспира, в котором отражаются его собственные поиски и размышления на различные темы. Перед нами не просто исторические новеллы, но и блестящая психологическая проза ХХ века, выводящая на первый план Шекспира-человека.
Домбровский очень высоко оценивал цикл «Смуглая леди» и даже утверждал, что это «лучшее, что он написал в своей жизни» .
1. Домбровский Ю. О. Смуглая леди : главы из повести / Ю. О. Домбровский // Простор. — 1964. — №4. — С. 96–105.
2. Домбровский Ю. О. Ответы на анкету «Литература и язык» / Ю. О. Домбровский // Вопросы литературы. — 1967. — №6. — С. 107–109.
3. Домбровский Ю. О. Смуглая леди: Три новеллы о Шекспире / Ю. О. Домбровский. – М.: Сов. писатель, 1969. – 184 с.
4. Домбровский Ю. О. От правды факта — к правде истории / Ю. О. Домбровский // Вопросы литературы. — 1973. — №3. — С. 262 –264.
5. Домбровский Ю. О. Леди Макбет / Ю. О. Домбровский // Сельская молодежь. —1974. — №1. — С. 38 – 43.
6. Домбровский Ю. О. РетлендБэконСоутгемптонШекспир: о мифе, антимифе и биографической гипотезе / Ю. О. Домбровский // Вопросы литературы. – 1977. — № 1. — С. 184 –196.
7. Домбровский Ю. О. «Цыганы шумною толпою…» / Ю. О. Домбровский // Вопросы литературы. — 1983. — № 12. — С. 187 – 202.
8. Домбровский Ю. О. Смуглая леди: Повесть, роман и три новеллы о Шекспире / Ю. О. Домбровский. — М.: Сов. писатель, 1987. — 654 с.
9. Домбровский Ю. О. Моя нестерпимая быль / Ю. О. Домбровский. — Париж : Русь, 1992. — 16 с.
10. Домбровский Ю. О. Собрание сочинений : в 6 т. / Ю. О. Домбровский ; сост. и общ. ред. К. Ф. Турумова-Домбровская. – М. : Терра, 1992. — Т. 1–6.
11. Домбровский Ю. О. Меня убить хотели эти суки / Ю. О. Домбровский ; сост. К. Ф. Турумова-Домбровская — М. : Возвращение, 1997. — 195 с.
12. Домбровский Ю. О. Гонцы / Ю. О. Домбровский. — М. : МИК, 2005. — 344 с.
13. Домбровский Ю. О. Избранное : 2 т. / Ю. О. Домбровский. — М.: Книжный клуб 36.6., 2009. — Т. 1. — 623 с.
14. Домбровский Ю. Свешников Б. Стихи. Графика : сборник / сост. В. Перельмутер. — М. : МАКС Пресс, 2017. — 228 с.
15. Домбровский Ю. О. Державин, или Крушение империи // Оренбург: «Оренбургское книжное издательство им. Г. П. Донковцева», 2018. — 288 с.
Исследования
16. Аникст А. А. Новеллы о Шекспире: [О кн. Ю. О. Домбровского «Смуглая леди»] // Новый мир. – 1971. – № 4. – С. 253–255.
17. Аникст А. А. Шекспир. — М.: Мол. гвардия. — 1964 (серия «Жизнь замечательных людей»). — 368 с.
18. Анцыферова О. Ю. Шекспировский текст Юрия Домбровского // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. — 2013. — № 1 (21). — С. 130-134.
19. Баянбаева Ж. А. Алма-Ата в прозе Ю. О. Домбровского // Вестник РУДН. Серия: Вопросы образования. Языки и специальность. 2015. — №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/alma-ata-v-proze-yu-o-dombrovskogo (дата обращения: 24.05.2018).
20. Бурова И. И. «Вторая по качеству кровать» Шекспира как возможная аллюзия на Платона // Филологические науки. Вопросы теории и практики. — Тамбов: Грамота. —2016. — №8 (62): в 2-х ч. — Ч. 1. — C. 19–21.
21. Брандес Г. Шекспир. Жизнь и произведения / Пер. В. М. Спасской и В. М. Фриче. — М.: Алгоритм, 1999. — 734 с.
22. Виленский С. С. Домбровский глазами Быкова. [Электронный ресурс] : сайт историко-литературного общества «Возвращение». — 2011. URL: http://www.vozvraschenie-m.ru/index.php?sec=obshestvo&where=str-predsedatelja&page=032011 (Дата обращения: 29.03.2018).
23. Веселовский А. Н. Историческая поэтика. — М.: Высшая школа, 1989. — 406 с.
24. Гинзбург Л. Я. О психологической прозе. — Л: Художественная литература. Ленинградское отделение, 1977 – 448 с
25. Гордин Я. Возможен ли роман о писателе? // Вопросы литературы. — 1975. — №9. — С. 190–210.
26. Демичева Е. С. Шекспировский текст в русской литературе второй половины XX — начала XXI в. : дис. ... канд. филолог. наук. – Волгоград., 2009. – 190 с.
27. Зайцева А. Р. Художественные искания неофициальной литературы середины XX века. А. Р. Зайцева — М.-Берлин, 2015. — 216 с.
28. Зайцева А. Р. Шекспировские реминисценции в цикле новелл Ю. Домбровского «Смуглая леди» // Проблемы образотворчества и смыслопорождения в словесном искусстве. — Сб. ст. к 80-летию проф. В. А. Зарецкого. — Стерлитамак, 2008. — С. 81– 92.
29. Зингерман Б. Шекспир на советской сцене. — М., «Знание», 1956. – 40 с.
30. Золотусский И. Говорящая древность // Сибирские огни. — 1965. — №10 — С.179 – 181.
31. Каблуков В. В. Ю. Домбровский о Шекспире // Филология. — 2008. — №5. http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2008/5/Kablukov_Dombrovskiy/ (Дата обращения: 15.06.2018)
32. Лошаков А. Г. Сверхтекст: проблема целостности, принципы моделирования // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2008. — №66. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sverhtekst-problema-tselostnosti-printsipy-modelirovaniya (дата обращения: 24.05.2018).
33. Лурье Я. С. Размышления о Ю. Домбровском // Звезда. — 1989. — №7. – С. 169 – 183.
34. Меднис Н. Е. Сверхтексты в русской литературе. — Новосибирск : НГПУ , 2003. – 169 с.
35. Морозов М. М. Шекспир — М.: Мол. гвардия. — 1947. — 280 с.
36. Морозов М. М. Советское шекспироведение и театр. — М.: Искусство, 1984. — 369 с.
37. Морозов М. М. Шекспир на советской сцене. // М. М. Морозов. Избранные статьи и переводы. — М., Гослитиздат. — 1954 — C.52 – 92.
38. Подольская И. Домбровский Ю.О. // Краткая литературная энциклопедия. М.: Сов. энциклопедия, 1978. — Т. 9. —С. 285.
39. Нерлер П. М. Осип Мандельштам и его солагерники / Научн. редактор О. Лекманов. — М.: ACT, 2015. — 544 с.
40. Портнова Д. О Юрии Домбровском // Новый мир. — 2017. — №7. URL: http://magazines.russ.ru/novyi_mi/2017/7/o-yurii-dombrovskom.html (Дата обращения: 06.06.2018)
41. Рогинский Б. Выиграем мы с тобой // Звезда. — 2010. — №10. URL: http://magazines.russ.ru/zvezda/2010/10/ro10.html (Дата обращения 27.03.2018)
42. Рябова А. Кристофер Марло и русская литература второй половины ХХ — начала ХХI века // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2014. №4 (32). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/kristofer-marlo-i-russkaya-literatura-vtoroy-poloviny-xx-nachala-xxi-v (дата обращения: 05.06.2018).
43. Семин В. Что истинно в литературе : литературная критика. Письма. Рабочие заметки. — М. — 1987. — 399 с.
44. Сухих И. Н. Теория литературы. Практическая поэтика: Учебник. Учебно-методический комплекс по курсу «Теория литературы. Практическая поэтика». — СПб.: Филологический факультет СПбГУ. — 2014. — 352 с.
45. Топоров В. Н. Петербургский текст русской литературы: Избранные труды. — СПб.: Искусство. — 2003. — 616 с.
46. Тхоржевский С. Неспокойный писатель. К 80 - тилетию Ю. Домбровского // Звезда. — 1989. — №7. — С. 194–202.
47. Тынянов Ю. Н. Литературный факт // Ю. Н. Тынянов. Поэтика. История литературы. Кино. — М. — 1977. — С. 227–352.
48. Хади, Аль-Гарзи Хайдер. Бернард Шоу vs Уильям Шекспир: формы рецепции шекспировского наследия // Весці БДПУ. Сер. 1, Педагогіка. Псіхалогія. Філалогія. — 2016. — №1. — С. 101–105.
49. Шайтанов И. О. Шекспир — М.: Молодая гвардия, 2013.— 473 с.
50. Штокман И. Стрела в полете. Уроки биографии Ю. Домбровского // Вопросы лит-ры. — 1989. — №3. — С. 84–110.
51. Яськовска Р. Человек и история в творчестве Ю. Домбровского: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. к. филол. н. Нижегор. гос. ун-т. им. Н. И. Лобачевского — 1992. URL: http://cheloveknauka.com/chelovek-i-istoriya-v-tvorchestve-yu-dombrovskogo (Дата обращения: 06.06.2018).
52. «Время имеет свою топологию…» : [Письма Юрия Домбровского Виталию Семину] / публ. В.Н. Кононыхиной-Семиной; сост. Л.С. Дубшана // Новый мир. - 2004. - № 5. - С. 150-159.
53. Переписка Я. С. Лурье с Ю. Домбровским // Звезда. — 2001. — №7. — С. 145-164.
54. Сильнее судьбы. В. С. Железняк-Белецкий : книга памяти. – Вологда : КИФ «Вестник», 1995. – С. 164–182. URL: https://www.sakharov-center.ru/asfcd/auth/?t=page&num=455 (Дата обращения: 29.03.2018)
55. Шекспир во взаимоотражении литератур. Сборник научных трудов. Материалы научного семинара, 06 июня 2007 года / Отв. ред. Н. В. Захаров, Вл. А. Луков. — М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та. — 2007. — 72 с.
56. Юрий Тынянов. Писатель и ученый. Воспоминания, размышления, встречи. — М., 1966 (серия «Жизнь замечательных людей»). — 224 с.
57. Ackroyd, Peter. Shakespeare: The Biography. — London: Vintage, 2006.
58. Doyle, Peter. Iurii Dombrovskii : Freedom under totalitarianism. — Amsterdam. 2000.
59. Sharett, Elizabeth. There is a little difference between best bed and infamous second-best bed. [Электронный ресурс] URL: http://findingshakespeare.co.uk/shakespeares-world-in-a-100-objects-number-4-bedsteads (Дата обращения: 06.06.2018).