Развитие музыкального восприятия у младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе (Уральский государственный педагогический университет)
|
ВВЕДЕНИЕ……………3
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУХЫКИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ6
1.1. Проблема развития музыкального восприятия в музыкальной психологии и педагогике 6
1.2. Психолого-педагогические особенности восприятия музыки учащимися младшего школьного возраста………….……….…....……………..13
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ 22
2.1. Проблема развития музыкального восприятия у младших школьников в современной программе по музыке для общеобразовательных школ 22
2.2. Методы развития музыкального восприятия у младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 37
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУХЫКИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ6
1.1. Проблема развития музыкального восприятия в музыкальной психологии и педагогике 6
1.2. Психолого-педагогические особенности восприятия музыки учащимися младшего школьного возраста………….……….…....……………..13
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ 22
2.1. Проблема развития музыкального восприятия у младших школьников в современной программе по музыке для общеобразовательных школ 22
2.2. Методы развития музыкального восприятия у младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 37
Актуальность темы. В условиях современного образования, особое значение приобретает развитие музыкального восприятия у подрастающего поколения, как в общеобразовательной школе, так и в системе учреждений дополнительного образования. Музыкальное восприятие закладывается в младшем возрасте и является условием последующего развития личности человека и его успешной творческой деятельности.
Формирование музыкальной культуры школьников неосуществимо без развития у них музыкального восприятия, которое формируется в музыкальной деятельности. При условии того, что она будет осуществляться интенсивнее и разнообразнее, процесс музыкального развития будет проходить намного успешнее и плодотворнее, вследствие чего, будет успешно достигнута цель музыкального воспитания. Именно поэтому развитие музыкального восприятия представляет собой важное условие в успешном формировании музыкальной культуры школьников.
Современный этап развития общества трактует новые подходы к обучению подрастающего поколения. Содержание и задачи музыкального образования определяются общими целями всестороннего развития личности. К ним относятся:
1) приобщение детей к деятельности в области искусства;
2) воспитание любви и интереса к музыке;
3) формирование музыкального вкуса;
4) развитие восприятия музыки;
5) развитие музыкальных способностей;
6) развитие художественно-творческих способностей учащихся.
Для того, чтобы осуществить выше поставленные задачи, необходимо научить учащихся эмоционально и осознанно воспринимать музыку.
Проблема музыкального восприятия давно привлекает внимание многих ученых: искусствоведов, психологов, педагогов, музыкантов, таких как Ю. Б. Алиев, О. А. Апраксина, Б. В. Асафьев, В. К. Белобородова, Н.А. Ветлугина, Н.Л. Гродзенская, А. Н. Леонтьев, В. В. Медушевский, Е.В. Назайкинский, Г. С. Ригина, Г. С. Тарасов, Б. М. Теплов, В. Н. Шацкая и др.
Несмотря на большое количество теоретических разработок по данной теме, практика музыкального образования свидетельствует о том, что при организации учебного процесса на уроках слушания музыки недостаточно внимания уделяется развитию музыкального восприятия учащихся. К типичным недостаткам можно отнести чрезмерное применение объяснительно-иллюстративных методов на уроках, однообразие форм и видов деятельности. Способы развития активного и осознанного музыкального восприятия учащихся чаще всего остаются вне поля зрения преподавателя.
Анализ актуальности позволил нам сформулировать тему методической работы: «Развитие музыкального восприятия у младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе».
Цель работы: выявить эффективные методы развития музыкального восприятия на уроках музыки в общеобразовательной школе.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1) осуществить теоретический анализ научной литературы по данной теме для выявления сущности понятий «восприятие», «эстетическое восприятие», «восприятие музыки», «музыкальное восприятие»;
2) определить особенности восприятия музыки учащимися младшего школьного возраста;
3) рассмотреть и выявить эффективные методы музыкального образования и воспитания, способствующие активному развитию музыкального восприятия учащихся;
4) раскрыть и проанализировать один из наиболее эффективных методов в развитии музыкального восприятия
Методологической основой методической работы явились: теория восприятия музыкального искусства (В.В. Медушевский, Е.В. Назайкинский, А.Н. Сохор, Б.М. Теплов); положения о специфических особенностях восприятия музыки детьми младшего школьного возраста (Э.Б. Абдуллин. Л.А. Безбородова, В.К. Белобородова, Д.К. Кирнарская, Н.Г. Тагильцева, Б.М. Теплов, В.Н. Шацкая и др.); положения об эмоциональной отзывчивости и оценочном отношении к музыкальному произведению у детей младшего школьного возраста (О.А. Апраксина, Б.В. Асафьев, Л.В. Горюнова, Н.Л. Гродзенская, Б.М. Теплов, В.Н. Шацкая и др.).
Формирование музыкальной культуры школьников неосуществимо без развития у них музыкального восприятия, которое формируется в музыкальной деятельности. При условии того, что она будет осуществляться интенсивнее и разнообразнее, процесс музыкального развития будет проходить намного успешнее и плодотворнее, вследствие чего, будет успешно достигнута цель музыкального воспитания. Именно поэтому развитие музыкального восприятия представляет собой важное условие в успешном формировании музыкальной культуры школьников.
Современный этап развития общества трактует новые подходы к обучению подрастающего поколения. Содержание и задачи музыкального образования определяются общими целями всестороннего развития личности. К ним относятся:
1) приобщение детей к деятельности в области искусства;
2) воспитание любви и интереса к музыке;
3) формирование музыкального вкуса;
4) развитие восприятия музыки;
5) развитие музыкальных способностей;
6) развитие художественно-творческих способностей учащихся.
Для того, чтобы осуществить выше поставленные задачи, необходимо научить учащихся эмоционально и осознанно воспринимать музыку.
Проблема музыкального восприятия давно привлекает внимание многих ученых: искусствоведов, психологов, педагогов, музыкантов, таких как Ю. Б. Алиев, О. А. Апраксина, Б. В. Асафьев, В. К. Белобородова, Н.А. Ветлугина, Н.Л. Гродзенская, А. Н. Леонтьев, В. В. Медушевский, Е.В. Назайкинский, Г. С. Ригина, Г. С. Тарасов, Б. М. Теплов, В. Н. Шацкая и др.
Несмотря на большое количество теоретических разработок по данной теме, практика музыкального образования свидетельствует о том, что при организации учебного процесса на уроках слушания музыки недостаточно внимания уделяется развитию музыкального восприятия учащихся. К типичным недостаткам можно отнести чрезмерное применение объяснительно-иллюстративных методов на уроках, однообразие форм и видов деятельности. Способы развития активного и осознанного музыкального восприятия учащихся чаще всего остаются вне поля зрения преподавателя.
Анализ актуальности позволил нам сформулировать тему методической работы: «Развитие музыкального восприятия у младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе».
Цель работы: выявить эффективные методы развития музыкального восприятия на уроках музыки в общеобразовательной школе.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1) осуществить теоретический анализ научной литературы по данной теме для выявления сущности понятий «восприятие», «эстетическое восприятие», «восприятие музыки», «музыкальное восприятие»;
2) определить особенности восприятия музыки учащимися младшего школьного возраста;
3) рассмотреть и выявить эффективные методы музыкального образования и воспитания, способствующие активному развитию музыкального восприятия учащихся;
4) раскрыть и проанализировать один из наиболее эффективных методов в развитии музыкального восприятия
Методологической основой методической работы явились: теория восприятия музыкального искусства (В.В. Медушевский, Е.В. Назайкинский, А.Н. Сохор, Б.М. Теплов); положения о специфических особенностях восприятия музыки детьми младшего школьного возраста (Э.Б. Абдуллин. Л.А. Безбородова, В.К. Белобородова, Д.К. Кирнарская, Н.Г. Тагильцева, Б.М. Теплов, В.Н. Шацкая и др.); положения об эмоциональной отзывчивости и оценочном отношении к музыкальному произведению у детей младшего школьного возраста (О.А. Апраксина, Б.В. Асафьев, Л.В. Горюнова, Н.Л. Гродзенская, Б.М. Теплов, В.Н. Шацкая и др.).
Анализ теоретической основы темы и практическая работа с учащимися позволили сформулировать следующие выводы.
1. Восприятие с точки зрения психологии и педагогики – это сложный и активный процесс, направленный на создание целостного образа, который опирается на жизненный опыт человека и определяет его дальнейшую деятельность в окружающем мире.
Одним из видов восприятия как психического процесса является эстетическое восприятие, которое определяется, как способность человека чувствовать красоту окружающих его предметов, способность различать прекрасное и безобразное, трагическое и комическое, возвышенное и низменное.
Важным компонентом эстетического восприятия является музыкальное восприятие.
Музыкальное восприятие – это прочувствованное и осмысленное восприятие, направленное на постижение тех значений, которыми обладает музыка как искусство, как особая форма отражения действительности, как эстетический и художественный феномен.
Музыканты-исследователи выделяют следующие стадии музыкального восприятия: 1) возникновение интереса к произведению и установки на его восприятие; 2) слушание как физический процесс; 3) понимание и переживание музыки; 4) интерпретация и ее оценка.
2. Эстетическое восприятие искусства младшими школьниками и музыки, в том числе, представляет собой вертикаль, включающую следующие типы – наивно-реалистический, интуитивно-эстетический и собственно эстетический тип восприятия.
К особенностям музыкального восприятия учащихся младших классов можно отнести: «одушевление» и «очеловечивание» воспринятого в музыке, познание через музыку самих себя. Музыкальное восприятие ярко эмоциональное, обобщенное, конкретно-образное в 1-2 классах; прочувствованное, осознанное и дифференцированное в 3-4 классах.
3. Опираясь на теоретические основы темы, в практической работе с учащимися был реализован комплекс методов и заданий, направленных на развитие музыкального восприятия учащихся на уроках слушания музыки.
Наиболее значимыми методами развития музыкального восприятия на уроках слушания музыки являются продуктивные методы музыкального образования, такие как: метод размышления о музыке, метод сопереживания, метод сравнения музыкальных образов, метод сопоставления собственных жизненных эмоций с художественными, метод эмоциональной драматургии, метод эмоционально-смыслового анализа музыкальных произведений, метод моделирования художественно-творческого процесса, метод создания композиций, метод пластического интонирования.
4. Основными критериями музыкального восприятия учащихся младших классов являются: эмоциональная отзывчивость и оценочное отношение к воспринимаемому музыкальному произведению.
Показатели эмоциональной отзывчивости:
- умение дифференцировать собственные эмоциональные состояния;
- умение адекватно воспринимать и переживать эмоциональное содержание музыкальных произведений;
- умение сравнивать жизненные эмоции с художественными;
- умение выражать характер музыки и собственные эмоции пластическим и графическим способом.
Показатели оценочного отношения к воспринимаемым музыкальным произведениям:
- умение рассуждать;
- умение высказывать свое отношение к музыке;
- умение анализировать, сравнивать, сопоставлять;
- умение аргументировать свой ответ.
Комплекс заданий для определения уровня развития музыкального восприятия учащихся поможет преподавателю проверить результаты работы в данном направлении.
1. Восприятие с точки зрения психологии и педагогики – это сложный и активный процесс, направленный на создание целостного образа, который опирается на жизненный опыт человека и определяет его дальнейшую деятельность в окружающем мире.
Одним из видов восприятия как психического процесса является эстетическое восприятие, которое определяется, как способность человека чувствовать красоту окружающих его предметов, способность различать прекрасное и безобразное, трагическое и комическое, возвышенное и низменное.
Важным компонентом эстетического восприятия является музыкальное восприятие.
Музыкальное восприятие – это прочувствованное и осмысленное восприятие, направленное на постижение тех значений, которыми обладает музыка как искусство, как особая форма отражения действительности, как эстетический и художественный феномен.
Музыканты-исследователи выделяют следующие стадии музыкального восприятия: 1) возникновение интереса к произведению и установки на его восприятие; 2) слушание как физический процесс; 3) понимание и переживание музыки; 4) интерпретация и ее оценка.
2. Эстетическое восприятие искусства младшими школьниками и музыки, в том числе, представляет собой вертикаль, включающую следующие типы – наивно-реалистический, интуитивно-эстетический и собственно эстетический тип восприятия.
К особенностям музыкального восприятия учащихся младших классов можно отнести: «одушевление» и «очеловечивание» воспринятого в музыке, познание через музыку самих себя. Музыкальное восприятие ярко эмоциональное, обобщенное, конкретно-образное в 1-2 классах; прочувствованное, осознанное и дифференцированное в 3-4 классах.
3. Опираясь на теоретические основы темы, в практической работе с учащимися был реализован комплекс методов и заданий, направленных на развитие музыкального восприятия учащихся на уроках слушания музыки.
Наиболее значимыми методами развития музыкального восприятия на уроках слушания музыки являются продуктивные методы музыкального образования, такие как: метод размышления о музыке, метод сопереживания, метод сравнения музыкальных образов, метод сопоставления собственных жизненных эмоций с художественными, метод эмоциональной драматургии, метод эмоционально-смыслового анализа музыкальных произведений, метод моделирования художественно-творческого процесса, метод создания композиций, метод пластического интонирования.
4. Основными критериями музыкального восприятия учащихся младших классов являются: эмоциональная отзывчивость и оценочное отношение к воспринимаемому музыкальному произведению.
Показатели эмоциональной отзывчивости:
- умение дифференцировать собственные эмоциональные состояния;
- умение адекватно воспринимать и переживать эмоциональное содержание музыкальных произведений;
- умение сравнивать жизненные эмоции с художественными;
- умение выражать характер музыки и собственные эмоции пластическим и графическим способом.
Показатели оценочного отношения к воспринимаемым музыкальным произведениям:
- умение рассуждать;
- умение высказывать свое отношение к музыке;
- умение анализировать, сравнивать, сопоставлять;
- умение аргументировать свой ответ.
Комплекс заданий для определения уровня развития музыкального восприятия учащихся поможет преподавателю проверить результаты работы в данном направлении.
Подобные работы
- РЕАЛИЗАЦИЯ ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ОБЩЕНИЮ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КЛАССЕ СКРИПИЧНОГО АНСАМБЛЯ
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2021 - Развитие восприятия и понимания произведений изобразительного искусства у детей старшего дошкольного возраста в условиях дидактической игры
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4385 р. Год сдачи: 2021 - СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ГИМНАЗИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2001 - РАЗВИТИЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ КООРДИНАЦИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ КЛАССИЧЕСКОМУ ТАНЦУ В ДШИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ОБЩЕНИЮ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КЛАССЕ СКРИПИЧНОГО АНСАМБЛЯ
Авторефераты (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 250 р. Год сдачи: 2021 - ДЕТИ В АНТИЧНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ: ОСОБЕННОСТИ
ВОСПИТАНИЯ И ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 3850 р. Год сдачи: 2018



