Введение 3-9
Глава 1
§1 Институт лоббизма в США 10-17
§2 Методы и инструменты лоббизма 18-24
Глава 2
§1 Внутриполитические лобби 25-29
§2 Иностранные и этнические лобби 29-34
Глава 3
§1 Примеры влиятельных лобби-групп 35-44
§2 Институт лоббизма и Россия 45-50
Заключение 51-53
Список источников и литературы 54-57
Приложения
Не секрет, что внешняя политика стран проводится под действием многих факторов, как внешних, так и внутренних. В Соединенных Штатах свою долю влияния на государственную политическую линию оказывают разнообразные лобби.
Понятие лоббизм для многих людей, воспитанных в реальностях российской политической системы, звучит неоднозначно. Зачастую лоббирование воспринимается чуть ли не как прямой синоним «приглаженного» взяточничества. Российские граждане не одиноки в своем восприятии, так, например, в Индии лоббизм приравнивают к одной из форм коррупции, во Франции лоббизм также не признают законной деятельностью. Другое дело американская культура, в которой отношение к лоббизму совершенно иное. Он давно прижился как один из важнейших институтов американской политической системы. Говоря о принятии важных экономических, внутри- и внешнеполитических решений в американском государстве, нельзя упускать влияние на них лоббирования.
В определенном смысле лоббирование можно назвать одним из важных американских демократических институтов, так как оно позволяет интегрировать не имеющие отношения к политике структуры в политический процесс. Чарльз Линдблом, например, таким образом сформулировал свое видение лоббизма «я понимаю под деятельностью заинтересованных групп все взаимодействия, посредством которых индивиды и частные группы, не имеющие государственных полномочий, стремятся воздействовать на политику, вкупе с теми влияющими на политику действиями государственных чиновников, которые выходят за рамки прямо предписанного им использования власти». Лоббизм часто служит мостом между политическими и экономическими элитами, позволяя последним также принимать участие в государственных делах. В последнее время в Соединенных Штатах мы можем заметить все большее слияние этих двух элит. Сегодня большой бизнес начинает все сильнее давить на политические процессы. Даже президентом страны стал человек, пришедший из предпринимательских кругов.
Помимо бизнеса лоббизм также связывает с правительством и другие структуры: общественные организации, ассоциации - любые общественные образования могут использовать его механизмы для воздействия на власть.
В то время как позиции внутриполитического лоббизма достаточно прозрачны, вокруг внешнеполитического лоббизма остаются вопросы. Под внешнеполитическим лоббизмом в данном случае подразумевается попытка влиять на принятие государственными структурами внешнеполитических решений как со стороны внутренних лоббистских групп, так и со стороны этнических и иностранных лобби. Внешнеполитические решения государств имеют более широкий спектр влияния, чем решения по внутренним вопросам, так как затрагивают других участников международного сообщества. На сегодняшний день глобализация формирует ситуацию, в которой активность лоббистских групп не ограничивается территорией одного государства. Интересы транснациональных компаний, международных финансовых систем и других подобных крупных игроков на мировой арене, очевидно выходят за рамки государств и способствуют развитию такого явления как международный лоббизм. Появление подобных форм лоббизма подчеркивает, что его функции могут выходить за пределы внутриполитических интриг и, в не меньшей мере, быть направлены на достижение задач, непосредственно связанных с международными отношениями. Учитывая позиции, занимаемые Соединенными Штатами на политической арене, действия этого государства зачастую оказывают серьезное давление на остальные государства, а поэтому возможности имеющиеся в Штатах для лоббирования внешнеполитических интересов, способны иметь значительные последствия.
В первую очередь, при разговоре о лоббировании во внешней политике, на ум приходит тот факт, что использование института лоббизма доступно не только для американских игроков, но и для иностранных государств. Любое государство может создать свое лобби и продвигать свои интересы в США изнутри — так действуют иностранные лобби. Другой тип «внешнеполитических» лобби — этнические, они в основном формируются на основе иммигрантской базы, по национальному принципу, при этом также часто ведут активную деятельность по защите интересов своего родного государства. Большинство иностранных и этнических лобби концентрируются на своих узких интересах, однако при этом их количество позволяет говорить о возможном влиянии почти на все сферы внешней политики США.
Другой группой являются крупные корпорации. Многие крупные международные организации имеют штаб-квартиры в США. Среди основных клиентов крупных лоббирующих фирм в основном можно увидеть названия глобальных компаний, таких как Airbus, AT&T и другие. Все эти и другие крупные бизнес-игроки так или иначе лоббируют свои интересы в Конгрессе и выделяют на это внушительные суммы. Их область заинтересованности в том, что касается внешних связей, лежит скорее в экономической сфере, однако сложно оспорить тесную взаимосвязь и взаимовлияние экономики и политики.
Целью данной работы является определение возможностей влияния лоббизма на внешнюю политику США, этот вопрос подразумевает рассмотрение основных типов существующих лобби-групп — их интересов, существующих методов достижения целей и эффективности деятельности. Предметом исследования является лоббизм и его субъекты.
Задачи исследования заключаются в:
•определении понятия лоббизма
•рассмотрении института лоббизма в США
•определении основных внешнеполитических и внутриполитических лобби-групп
•изучении основных существующих прямых и непрямых инструментов влияния у лобби-групп
•рассмотрении примеров реализации лоббистской деятельности
•анализе уровня влияния лоббизма на внешнюю политику США
При написании данной работы были использованы следующие методы научного исследования:
• системный метод;
• контент-анализ;
• сравнительный метод;
Данная тема представляется актуальной, так как она относится к раскрытию одного из элементов, формирующих внешнеполитическую линию Соединенных Штатов Америки. Понимание процессов, оказывающих влияние на внешнюю политику США является необходимым для анализа современной международной ситуации, а также для поиска способов возможного воздействия на эту политику.
Среди существующих на сегодняшний день лобби существуют как сильные, так и слабые организации, способные оказывать давление на государственные процессы с разной долей интенсивности. Можно предположить, что страны с сильными лобби в США склонны иметь менее напряженные отношения как с американской стороной, так и с остальной «западной» частью мира и при этом также имеют возможность регулировать тонкие политические вопросы, пользуясь влиянием на своего сильнейшего покровителя. Пророссийское лобби относится к одним из слабейших, уровень его воздействия на политическую элиту США крайне низок. Тем не менее, в случае если лоббизм действительно способен оказывать воздействие на американскую внешнюю политику, развитию собственных рычагов давления стоит уделять более пристальное внимание.
Структура работы предполагает краткое рассмотрение в первой главе основных аспектов теории лоббизма и заинтересованных групп. Помимо этого первая глава также включает общий анализ существующего в США законодательства, касающегося лоббизма. В первую очередь обращение к развитию законодательного регулирования лоббизма необходимо для понимания эволюции институциализации лоббизма в рамках американской политической системы. Этапы развития законодательства в его отношении отражают этапы принятия лоббирования именно как одного из официальных инструментов политического действия. Второй параграф главы также описывает существующие методы, используемые для лоббирования, разделяя их на поддающиеся контролю и теневые.
Вторая глава посвящена анализу двух основных категорий лоббирующих групп, имеющих возможности влияния на внешнюю политику — внутриполитическим и внешнеполитическим лобби. К внутриполитическим группам в этом контексте относятся, например, корпорации, профсоюзы, различные социальные группы давления и тд. Необходимость рассмотрения этих групп обусловлена тем, что, как уже упоминалось выше, они во-первых, также имеют интересы, пересекающиеся с областью внешней политики и внешнеполитических решений, а во-вторых, некоторые из них представляют транснациональных акторов, которые безусловно заинтересованы не только в продвижении своих интересов на внутреннем американском рынке, но также и во влиянии на внешнеэкономические вопросы. Помимо этого в параграфе рассмотрены самые влиятельные юридические фирмы, услугами которых пользуются большинство крупнейших групп интересов, независимо от внутреннего или внешнего направления приложения их конечных целей.
Что касается внешнеполитических групп - в этом разделе будут рассмотрены непосредственно иностранные и этнические лобби, изначально представляющие зарубежные интересы и отдающие приоритет регулированию принципиальных для своей страны вопросов в американской внешнеполитической повестке.
Третья глава посвящена практическим примерам деятельности и положения групп давления. В ней будет рассмотрена деятельность трех самых ярких внешнеполитических лобби-групп — израильского, китайского и кубинского лобби. Выбор именно этих лобби объясняется тем, что характер и методы давления каждого из них полярно различаются, тем не менее все три принято относить к самым влиятельным иностранным группам давления. Также в третьей главе уделено внимание российскому лобби и определению препятствий, существующих на пути его развития.
При работе над темой были использованы различные источники, как относящиеся непосредственно к указанной проблематике, так и косвенно ее касающиеся. В частности
хотелось бы выделить монографии Н.Г. Зяблюка, А.П. Любимова и А.Э. Бинецкого, затрагивающие теоретическим аспекты лоббизма и его основные составляющие как политического института, а также труд Э.Д. Лозанского, в котором он раскрывает важнейшие аспекты этнического и иностранного лоббирования, а также затрагивает вопрос российского лобби и С.С. Костяева , в котором тот подробно рассматривает законодательное регулирование лоббизма в США и основные политические теории о лоббизме.
Подспорьем в поиске аналитической базы стал российский журнал «США и Канада: экономика, политика и культура». Из него стоит особенно стоит выделить статью из раздела «Точка зрения» - «Конгресс и внешняя политика», отражающую взгляды сенаторов Джозефа Байдена и Гордона Смита на роль Конгресса во внешней политике. В своих параграфах они приводят примеры реализации Конгрессом внешнеполитической миссии и существующие для этого инструменты в рамках законодательной власти. Дополнила анализ сенаторов, статья Гришанова А.А., в которой он рассматривает возможность использования заинтересованными группами внешнеполитических инструментов влияния Конгресса в своих целях, то есть вопрос лоббирования внешнеполитических идей в Конгрессе. Статья Троицкого М.А. позволила сформировать завершенное представление о внешнеполитической роли Конгресса и влиянии политики Конгресса на российско-американские отношения. При рассмотрении непрямых методов лоббирования также крайне полезной оказалась статья В.Б. Супяна, дающего подробный анализ деятельности американских «мозговых центров».
Ценным информационным ресурсом послужил журнал «Foreign Affairs», из него стоит отметить работы таких известных авторов как Збигнев Бжезинский и Самюэль Хантингтон. Статья Збигнева Бжезинского посвящена Израильскому лобби, в ней он высказывает опасения относительно его влияния на внешнюю политику США на Ближнем Востоке, и поддерживает своих коллег Мершаймера и Уолта в том, что такая активная поддержка Израиля может не соответствовать американским национальным интересам, при этом его также тревожит наказуемость высказывания мнения противоречащего позиции еврейского клана. Самюэль Хантингтон, в статье «Эрозия Американского национального интереса» выражает свое беспокойство относительно растущего влияния извне на процесс принятия внешнеполитических решений и как результат растущую спорность соответствия занимаемых позиций американским национальным интересам.
Из монографий, помимо уже отмеченных ранее отечественных авторов, можно выделить две работы: исследование Джона Мершаймера и Стивена Уолта и работу Тони Смита. Первая - это одна из наиболее резонансных работ, посвященных израильскому лобби, в ней авторы предоставляют общие известные данные о влиянии лобби — и ставят вопрос, насколько стратегические интересы США и Израиля совпадают. Также они рассматривают какие традиционно принято выделять причины для объяснения особых отношений США с Израилем, и подтверждают, что по факту ни одна из причин не является сколько либо реальной, но при этом влияние израильтян остается беспрецедентно высоким. Монография Тони Смита посвящена этническому и иностранному лоббизму, он приводит исторический анализ влияния этнических групп, уделяя особое внимание существующим в американской системе обширным возможностям для осуществления давления иностранными акторами, что по его мнению в результате оказывает негативный эффект на американскую внешнюю политику.
Также полезной для понимания влияния, оказываемого этнополитическим лоббизмом на внешнюю политику США, оказалась научная работа российского исследователя - Черногорцевой С.В., касающаяся этой проблематики.
Помимо научных материалов при написании данной работы были использованы сообщения СМИ, аналитические статьи из журналов: «Foreign Policy», «The Wall Street Journal» и других актуальных изданий. Кроме того информационную базу обеспечили статистические данные и материалы, доступные на официальных сайтах лобби или на сайтах организаций, занимающихся изучением подобных вопросов. Например, основная информация о последних статистических данных была взята с сайта некоммерческой организации Центра по Реакционной Политике (Center for Responsive Politics).
Анализ существующих видов лоббизма показал, что он распространяет свое влияние на все ветви власти и имеет свои группы интересов во всех областях политики. Конечной целью любого воздействия является принятие политического решения в интересах организации, оказывающей давление.
Важно, что продвижением интересов занимаются в основном не непосредственно организации, а специальные юридические фирмы, обслуживающие сразу большое количество разнообразных клиентов. Таким образом, выделяется три основных участника лоббизма: заказчик — юридическая фирма или индивидуальный лоббист — законодатель. В некоторых случаях крупные организации могут иметь свои лоббистские отделы, но даже в такой ситуации они скорее всего будут прибегать к помощи услуг сторонних лоббистов. Среди крупных лоббистских организаций могут встречаться и некоммерческие организации, так наиболее активной заинтересованной группой в 2016 году стала Торговая Палата США. Также среди групп интересов представлено множество различных ассоциаций, социальных объединений и иностранных акторов.
Большое значение при разговоре о лоббистской деятельности имеет форма лоббизма о которой идет речь. В работе мы выяснили, что прямой и непрямой лоббизм имеют между собой множество различий. При этом под официальным лоббизмом подразумевается только первая форма, соответственно только она и подлежит законодательному регулированию и только ее возможно контролировать. Таким образом, даже в США большая часть лоббистской деятельности является полу-официальной, так как многие ее механизмы и инструменты реализуются за счет законодательных лазеек и элементов непрямого давления. Поэтому даже несмотря на сравнительно высокий уровень регулирования и институциализации, лоббистская активность в США сохраняет за собой репутацию теневого инструмента давления.
Рассматривая современный лоббизм, важно принимать во внимание, что глобализация не обошла стороной и это сферу политической жизни и соответственно не упускать из виду его международный аспект. В США транснациональные корпорации представляют мощный костяк групп внутриполитического давления и примеры инициатив, лоббируемых этими группами также доказывают, что их деятельность зачастую направлена на обеспечение всевозможных преимуществ для иностранных акторов на американском рынке или обеспечение поддержки с американской стороны в международных проектах.
Многих американских исследователей тревожит тот факт, что использование института лоббизма доступно также для иностранных государств. Большинство иностранных и этнических лобби концентрируются на своих узких интересах, однако при этом их количество позволяет говорить о возможном влиянии почти на все сферы внешней политики США. Пример Израиля доказывает, что зарубежное государство действительно подчас имеет возможность настолько глубоко внедриться в политическую систему, что может вводить в заблуждение высшие эшелоны власти относительно реальных национальных интересов своей страны. Причина такой влиятельности кроется в том, что израильское лобби обладает абсолютно всеми характеристиками необходимыми для закрепления в американской политической жизни — внушительная диаспора, состоящая в том числе и из влиятельных людей, вхожих в правительственные круги, создает очень мощный фундамент для поддержания лобби, открывая возможности для использования всех основных существующих методов и инструментов лоббирования, идеологическая близость также играет не последнюю роль в укреплении израильских позиций в Вашингтоне, исторические предпосылки в свою очередь создают определенную зону безопасности, позволяющую проеврейским деятелям эффективно отсекать антиизраильские мнения. В результате израильское лобби предстает как модель идеального лобби для оказания внешнеполитического давления, а его деятельность отражает эффективное совмещение использования прямых и непрямых инструментов лоббизма.
Китайской лобби является антиподом израильскому и при этом неожиданно на протяжении долгого времени остается одним из сильнейших. Несмотря на отсутствие какой бы то ни было идеологической совместимости, лобби спекулирует на экономических интересах. Одним из примечательных инструментов, используемых Китаем является сотрудничество с отдельными весомыми политическими фигурами, способными обеспечивать им слово защиты перед лицом любых противников Китая. В основном интересы Китая обеспечиваются американскими корпорациями, сотрудничающими с китайской стороной. Таким образом, китайское лобби выделяет то, что его политические интересы полунепроизвольно лоббируют группы, заинтересованные в первую очередь в экономических вопросах, а также зачастую не имеющие этнической принадлежности к китайской общине. Китайское лобби является ярким доказательством возможностей влияния лоббизма на внешнюю политику США, так как именно благодаря его основным акторам, в политических вопросах США зачастую проявляют лояльное отношение к Поднебесной, даже в случае серьезных идеологических несостыковок.
Пример российского лобби иллюстрирует ситуацию, когда отсутствие своего островка давления на чужой территории, приводит к негативному влиянию. Российское лобби не обладает ни одним из необходимых ресурсов для осуществления эффективной работы в США — нет ни идеологической близости, ни серьезной этнической базы, симпатизирующей России, ни внятных экономических рычагов. Слабость существующего российского лобби и невнимание российских политиков к этому вопросу, позволило развиться сильному антироссийскому лобби. Такое необычное образование, конечно, не зарегистрировано и не использует методов прямого лоббирования. Преследуя цель недопущения распространения российского влияния, лобби широко использует информационные каналы давления, каналы направленные на формирование общественного мнения, политических фигур. В результате эффект возникает настолько мощный, что распространяется даже на российское население.
Относительно иностранных лобби можно сделать вывод, что некоторые лобби выделяются ярче других, во многом за счет того, что их политический курс совпадает с идеологическими представлениями американцев, либо за счет того, что они ведут игру на основе экономических интересов. Российской Федерации необходимо взять на заметку подобный опыт, так как существующая на данный момент ситуация совершенно негативно сказывается на состоянии и так напряженных российско-американских отношений.
Эффективный лоббизм внешнеполитических решений требует использования максимально широкого круга доступных инструментов. Стоит однако учитывать, что эффективная лоббистская деятельность по факту предполагает серьезную поддержку со стороны правительственных кругов, так как при отсутствии этой поддержки лоббистские инициативы запросто могут быть подавлены более сильными группами. Лоббизм по своей сути предполагает камуфлирование своих целей под цели общие. Непрямое давление со стороны лобби является своеобразной «мягкой силой», и именно использование его методов может способствовать иррациональному росту влияния. Соответственно реальное влияние может оказывать только полноценное использование прямых методов давления, обеспечивающее организацию поддержки со стороны непосредственно властьпридержащих лиц, совмещаемое с активным использованием непрямых методов давления, направленных на формирование необходимого мнения о лоббируемом вопросе или лоббирующей группе, среди как политиков, так и общества.
Билль о правах – Поправка 1 // ратифицирована 15 декабря 1791 г.
2.The Federal Regulation of Lobbying Act 1946 // 2 U.S.C. §261 Et Seq
3. Ethics reform act of 1989 // Public Law 101-194-NOV. 30, 1989 [H.R. 3660]
4. Foreign Agents Registration Act 1938 // 22 U.S.C. §611 et seq.
5. Lobbying Disclosure Act 1995 // Public Law 104-65-DEC. 19,1995 109 STAT. 691
6. Open Government Act 2007 // Public Law 110-175 DEC. 31, 2007
Энциклопедии и словари
7. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений // РАН. Институт русского языка им.В.В. Виноградова 4-е издание, дополненное / М: Азбуковник , 1997, С 330
Исследования
8. Бинецкий А.Э. Лоббизм в современном мире // М.: ТЕИС, 2004 — 247 стр.
9. Графов Д.Б. Политический лоббизм иностранных интересов в США // ФГБОУ ВПО, 2015, 161стр.
10. Зяблюк Н.Г. Лоббизм в политической системе США // РАН, Ин-т США и Канады.-М., 1997, 77 стр.
11. Костяев, С.С. Федеральное законодательство США о лоббизме // — М.: Финуниверситет, 2015, 188 стр.
12. Лозанский Э.Д. Этносы и лоббизм в США. О перспективах российского лобби в Америке // М.: Международные отношения, 2004, 272 стр.
13. Любимов А.П. Лоббизм как конституционно-правовой институт // - М.: 1998 — 256стр
14. Любимов А.П. Профессиональный лоббизм. Технология лоббирования // М: Изд.Гос.Думы 1998, 200 стр.
15. Перегудов С.П., Уткин А.И., Костяев С.С. Лоббизм российского бизнеса в США и ЕС: эволюция и перспективы // М: РАН Институт США и Канады, 2009, 65 стр.
16. Черногорцева С.В. Влияние этнополитического лоббизма на внешнюю политику США // Институт США и Канады РАН, 2007, 191 стр.
17. Ширяев Б.А Внешняя политика США. Принципы, механизмы, методы // Спб: изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2006, 438 стр.
18. Bernstein Richard & Munro H. Ross The coming conflict with China // Inc NewYork 1997, P.272
19. Brzezinski Zbignew Geostrategic Triad: Living with China, Europe and Russia // CSIS P.88
20. McGann James G. 2015 Global Go To Think Tanks Index Report // University of Pennsylvania 2016. P.49
21. Mearsheimer John, Walt Stephen The Israel Lobby and U.S. Foreign Policy // Farrar, Straus and Giroux; 2007, P.496
22. Smith Tony Foreign Attachments: The Power of Ethnic Groups in the Making of American Foreign Policy // Camb. Mass 2000 P.208
23. . Whittemore Hank CNN: The Inside Story // Boston: Little, Brown and Company 1990 P.356
Статьи в научных журналах
24. Байден Джозеф, Смит Гордон Точка зрения. Конгресс и внешняя политика: Внешняя политика и двухпартийное взаимодействие президента и конгресса // США - Канада. Экономика, политика, культура, №9, Сентябрь 2000, C.86-89
25. Братерский М.В. Политика США в отношении постсоветской интеграции // США - Канада. Экономика, политика, культура, №6, Июль 2013, С.3-16
26. Графов Д.Б. Российский и антироссийский лоббизм в США // США - Канада. Экономика, политика, культура, № 3, Март 2016, C. 101-116
27. Гришанов А.А. Роль заинтересованных групп в принятии внешнеполитических решений конгрессом США // США - Канада. Экономика, политика, культура, №1, Январь 2012, C. 107-119
28. Зяблюк Н. Г. Финансирование федеральных избирательных кампаний в США.// М.. 1999, с. 7 - 22,71 — 93
29. Зяблюк Н.Г. Лоббизм и судебная система США // США. Канада. Экономика - политика - культура. №6. 2001 год - С. 65-75
30. Ковтунова А.Н. О взаимодейтсвии бизнеса и власти в США // США - Канада. Экономика, политика, культура, №7, Июль 2014, C. 111-118
31. Костяев С.С. Бюджетный лоббизм в США: теоретические интерпретации // США - Канада. Экономика, политика, культура, №8, Август 2007, C. 65-82
32. Костяев С.С. Российское лобби в США – структура, цели, посредники // США - Канада. Экономика, политика, культура, №10, Октябрь 2005, C.109-127
33. Соловьев Э. Антироссийское лобби в формировании американской внешней политики // Мировая экономика и международные отношения №4 2011. С.114
34. Супян В.Б. “Мозговые центры” США: их роль и эволюцияя как независимых исследовательских организаций // США – Канада. Экономика, политика, культура, №1, Январь 2010, С.4-16
35. Троицкий М.А. Конгресс и политика США в отношении России // США - Канада. Экономика, политика, культура, №2, Февраль 2013, C. 57-70
36. Цыганков А. Русофобия в США // Международные процессы №3(12) сентябрь-декабрь 2006
37. Черногорцева С.В. Этнические диаспоры в США // США - Канада. Экономика, политика, культура, № 2, Февраль 2008, C. 119-127
38 Шенин С.Ю. Американо-российские отношения: Меню для нового президента // США - Канада. Экономика, политика, культура, № 12, Декабрь 2016, C. 3-29
39. Шенин С.Ю. Строб Тэлбот об американо-российских отношениях // США - Канада. Экономика, политика, культура, № 8, Август 2013, C. 69-85
40. Brzezinski Zbignew A Dangerous Exemption // Foreign Affairs vol.4. 2006.
41. Huntington P. Samuel The Erosion of American National Interests // Foreign Affairs, sept/oct 1997
42. Huntington P. Samuel If Not Civilization, What? - "Foreign Affairs", 1996, No. 5.
43. Leogrande M. William The Cuba Lobby // Foreign Policy April 12 2013
44. Newhouse John Diplomacy, Inc // Foreign Affairs. Vol. 3. 2009.
Сообщения СМИ, речи, интернет-источники
45. Вопросы демократии: лоббизм в Америке // Электронный журнал ЮСИА июнь 1998 том 3 №2 код доступа: http://pavroz.ru/files/lobbizmvusa.pdf
46. Желнов Антон Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков: Березовский однозначно был оппонентом Путина; не только политическим // Телеканал Дождь. 2013, 24 Март
47. AIPAC mission // код доступа: www.aipac.org/about/mission
48. Akin Gump // электронный ресурс, код доступа: https://www.akingump.com/en/our-firm/index.html
49. Akin Gump lobbying data // электронный ресурс, код доступа: https://www.opensecrets.org/lobby/firmsum.php?id=D000000162&year=2016
50. Barack Obama Now Is the Time to Stand By Israel //AIPAC Speech, June 4, 2008
51. Foreign Agent Registration: Former Federal Officials Representing Foreign Interests Before the U.S. Government // DIANE Publishing, 1993
52. Hayatt Brownstein lobbying data // Электронный ресурс, Код доступа: https://www.opensecrets.org/lobby/firmsum.php?id=D000000724&year=2016
53. Hook Janet For Cuban-Americans in Congress, the Pain Doesn't Go Away // The Wall Street Journal December 19 2014 код доступа: http://www.wsj.com/articles/for-cuban-americans-in-congress-the-pain-doesnt-go-away-1419022129
54. How AIPAC works // код доступа: www.aipac.org/about/how-we-work
55. Lobbying Data // электронный ресурс, код доступа: https://www.opensecrets.org/lobby/index.php
56. Ministry of Foreign Affairs of People's Republic of China: China and the United States of America // код доступа: http://www.fmprc.gov.cn/mfa_eng/wjb_663304/zzjg_663340/bmdyzs_664814/gjlb_664818/3432_664920/
57. Obama Barack Statement by the President on Cuba Policy Changes // December 17 2014 // код доступа: https://www.whitehouse.gov/the-press-office/2014/12/17/statement-president-cuba-policy-changes
58. Obama Eases Limits On CubaTravel Remittances // National Public Radio April 13 2009 код доступа : http://www.npr.org/templates/story/story.php?storyId=103030021
59. Squire Patton Boggs lobbying data //Электронный ресурс Код доступа: https://www.opensecrets.org/lobby/firmsum.php?id=D000067299&year=2016
60. Taipei Economic and Cultural Representative Office in the U.S.: Taiwan – U.S. Relations // код доступа: http://www.taiwanembassy.org/us_en/index.html
61. Top Agencies, 2016 // Электронный ресурс, код доступа: https://www.opensecrets.org/lobby/top.php?indexType=a&showYear=2016
62. Top lobbying issues, 2016 // Электронный ресурс, код доступа: https://www.opensecrets.org/lobby/top.php?indexType=u&showYear=2016
63. U.S. Department of State: U.S. Relations with Taiwan // код доступа: http://www.state.gov/r/pa/ei/bgn/35855.htm
64. What AIPAC has accomplished // код доступа: www.aipac.org/about/what-weve-accomplished