Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Драматургия А. В. Вампилова как метатекст

Работа №121605

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

филология

Объем работы67
Год сдачи2017
Стоимость4200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
95
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР ДРАМАТУРГИИ А. В. ВАМПИЛОВА 7
1.1. ХРОНОТОП: «МЕЖДУ ГОРОДОМ И СЕЛОМ…» 7
1.2. ПЕРСОНАЖИ: ЛИТЕРАТУРНЫЕ ТИПЫ И ТЕАТРАЛЬНЫЕ МАСКИ 15
1.3. ДЕЙСТВИЕ: СЛУЧАЙНОСТЬ И ЗАКОНОМЕРНОСТЬ 32
ГЛАВА II. ДИНАМИКА ХУДОЖЕСТВЕННОГО МИРА 36
2.1. МОТИВ 36
2.2. КОМПОЗИЦИЯ 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 63



Александр Валентинович Вампилов прожил недолгую жизнь. Он погиб за два дня до своего тридцатипятилетия. Творческая судьба талантливого сибиряка – это: пятнадцать лет работы, четыре многоактные и несколько одноактных пьес, около семидесяти небольших рассказов, письма и записные книжки. Но, несмотря на раннюю кончину и небольшое творческое наследие, Вампилов – один из известнейших драматургов двадцатого века. Уже пятое десятилетие спектакли по его пьесам не сходят с афиш театров по всей стране. А в 2007 году в центре Москвы, перед театром «Табакерка» , была установлена скульптурная композиция, посвящённая Вампилову и двум его не менее известным современникам: В. С. Розову и А. М. Володину.
Несмотря на внимание, которое оказывали талантливому сибиряку такие выдающиеся деятели театрального искусства, как Г. А. Товстоногов, А. В. Эфрос и Ю. П. Любимов, творческую жизнь Вампилова сложно назвать счастливой. Он не успел написать роман, не увидел постановок двух своих пьес, а авторы отзывов и рецензий на его произведения и спектакли по ним при жизни писателя так и не смогли прочувствовать и понять своеобразие этого автора, разгадать «загадку Вампилова».
Вампилов-драматург начал интересовать театральную критику с 1966 года, после публикации в журнале «Ангара» первой многоактной пьесы «Прощание в июне», которая получила одобрительные отклики и в течение нескольких лет заняла видное место в репертуаре многих провинциальных театров. А имя Вампилова начинает появляться в центральных органах печати: журнале «Театр», газетах «Комсомольская правда» и «Советская культура» и др..
Прижизненная критика о творчестве Вампилова обладает некоторыми специфическими чертами. Во-первых, многие оценки были идеологически обусловлены. Неограниченным в выражении своих эмоций критик мог быть в том случае, если перед ним драматург, проверенный не только временем, но и, что еще важнее, властью.
Во-вторых, на восприятие критиками пьес часто оказывало влияние то впечатление, которое производили на них спектакли, поставленные по текстам Вампилова. Происходило смешение оценок пьесы и её постановки на сцене.
Иного взгляда на творчество Вампилова придерживались поэты, прозаики и драматурги того времени, его современники. В отличие от театральных критиков они сразу отмечали особое своеобразие пьес Вампилова. Люди, подобные Серафиму Сака или Н. Н. Котенко, играли в жизни Вампилова очень важную роль. В атмосфере тотального непонимания они укрепляли веру драматурга в правильность выбранного им пути.
К этой же группе можно отнести и статьи Г. А. Товстоногова и А. В. Эфроса, вышедшие уже после смерти Вампилова.
После 1972 года интерес к творчеству Вампилова сильно возрастает. Его пьесы ставятся в столичных театрах. Выходят многочисленные статьи (В. Соловьёв, М. И. Туровская, К. Л. Рудницкий) и книги (Б. Ф. Сушков, Е. М. Гушанская, Н. С. Тендитник, Е. И. Стрельцова, М. С. Махова), в которых даётся глубокий анализ творческого наследия Вампилова.
Сложно определить то место, которое занимает Вампилов в истории русской драматургии. Он, с одной стороны, дитя своего поколения, чей художественный мир перекликается с творчеством писателей-шестидесятников. С другой стороны, в своих пьесах Вампилов продолжает традиции А. П. Чехова, стоящего у истоков русского психологического театра. Но в его произведениях заметно следование и лучшим образцам европейского классицизма, и трагедиям Шекспира.
Несмотря на больше влияние русской и мировой литературы на творчество Вампилова, в теоретических и критических работах о драматургии второй половины XX века всё чаще можно встретить словосочетание «Театр Вампилова». Подобная тенденция свидетельствует о том, что, Вампилов – самобытный писатель, чья художественная система отличается цельностью, устойчивостью и самостоятельностью.
Объектом исследования являются драматические произведения Вампилова, а предметом – их поэтика.
Материалом исследования стали четыре многоактные пьесы: «Прощание в июне» (1966), «Старший сын» (1968), «Утиная охота» (1970), «Прошлым летом в Чулимске» (1972).
Цель данной работы состоит в том, чтобы доказать художественное единство пьес и выделить их метатекст. При этом, «метатекст необходимо отличать от интертекста: если интертекст рассматривает данный текст во всем многообразии его связей с другими, обычно чужими, произведениями, то для метатекста характерна «замкнутость» произведения на себе, само-рефлексия автора» .
Для достижения поставленной цели автор ставит перед собой следующие задачи:
1) изучить критические и научные работы о жизни и творчестве Вампилова;
2) проанализировать творческое наследие Вампилова (пьесы, прозаические произведения, письма и записные книжки);
3) выявить те элементы художественной организации пьес, которые являются частью единого вампиловского метатекста.
Структура основной части работы
В первой главе «Художественный мир драматургии А. В. Вампилова» будет дан анализ основных уровней художественной организации текстов с точки зрения их метатекстуальности.
Во второй главе «Динамика художественного мира» из всего многообразия мотивов и композиционных приёмов, используемых автором, подробно рассматриваются только те, что характерны для всей драматургии Вампилова.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Каждая пьеса А. В. Вампилова обладает особенными чертами, которые выделяют её из числа остальных произведений. С «Прощания в июне» начался творческий путь Вампилова как драматурга. В ней даны наброски основных тем и образов, которые получат развитие и в последующих текстах.
Комедия «Старший сын» представляет собой переработку и переосмысление вечных мотивов, образов и художественных приёмов мировой литературы.
Пьеса «Утиная охота» представила один из самых сложных и запоминающихся образов русского театра второй половины двадцатого века. Особенности развития действия этой пьесы могут быть и должны стать предметом дополнительного изучения.
У драмы «Прошлым летом в Чулимске» наиболее цельная и законченная структура.
Но, несмотря на уникальность каждого произведения, четыре многоактные пьесы могут быть рассмотрены как одна пьеса. Это становится очевидным из данного в работе анализа поэтики текстов. На каждом уровне организации художественного мира были найдены элементы, объединяющие четыре драматических текста.
В главе «Художественный мир драматургии А. В. Вампилова» был охарактеризован единый хронотоп – пространство, находящееся «между городом и селом». В системе персонажей был найден единый главный герой. Это мужчина средних лет, у которого сложные взаимоотношения с окружающими его людьми, особенно с родителями и возлюбленными. Он принадлежит к «потерянному поколению», циничен и чёрств, но, несмотря на это, способен на самоанализ, раскаяние и столь сильное чувство, как любовь. Также было замечено, что наибольшая неоднородность пьес наблюдается на уровне их действия.
Глава «Динамика художественного мира» была посвящена исследованию основных мотивов и особенностей композиции. Рассматривались преимущественно те мотивы и приёмы, которые характерны не для одной пьесы, а для двух и более, иными словами, для метатекста.
За пределами исследования остались такие важные и интересные вопросы, как: жанровая природа пьес (мелодрама, социально-бытовая драма, психологическая драма, трагикомедия, производственная драма и т.д.); метод и направление; влияния (Шекспир, Мольер, Островский, Чехов и т.д.). Эти и многие другие вопросы могут быть рассмотрены в последующих работах.
Кроме того, метатекст Вампилова включает в себя не только «Прощание в июне», «Старшего сына», «Утиную охоту» и «Прошлым летом в Чулимске». К нему же относятся «Провинциальные анекдоты» и многие другие одноактные пьесы, а также проза.
Таким образом, изучение вампиловского метатекста – сложная задача, решение которой требует ещё больших усилий.



1. Вампилов А. В. Предместье: комедия в 2 действиях // Ангара. 1968. № 2. С. 3 – 31.
2. Вампилов А. В. Прощание в июне: комедия в 3 действиях. Иркутск, 1972.
3. Вампилов А. В. Избранное. М., 1975.
4. Вампилов А. В. Избранное. М., 1999.
Исследования:
5. Александр Вампилов: становление драматурга: семинарий: учеб. пособие. Иркутск, 2008.
6. Байкова С. А. Метатекст // Знание. Понимание. Умение. 2010. № 3. С. 248 – 210.
7. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.
8. Большакова А. Ю. Литературный архетип // Литературная учёба. 2001. № 6. С. 169 – 173.
9. Бродская Г. Ю. Герой пьесы А. Вампилова // Театр. 1971. № 1. С. 83 – 93.
10. Бычкова М. Б. Категория вины в структуре драматического текста: (На материале драматургии А.В. Вампилова): автореф. дисс. канд. филол. наук: 10.01.08 / М. Б. Бычкова. Тверь, 2003.
11. Владимирова З. В. Легенда — и театр сегодня // Театр. 1968. № 2. С. 34 – 40.
12. Григорай И. В. Значение записных книжек А. Вампилова для интерпретации его пьес «Прощание в июне», «Старший сын», «Утиная охота». Вестник ДВО РАН. 2005. № 4. С. 104 – 112.
13. Громова М. И. Русская современная драматургия. М., 2002.
14. Громова М. И. Эстетические искания в советской многонациональной драматургии 70-80-х годов. М., 1987.
15. Громова М. И. Русская драматургия конца ХХ – начала XXI века. М., 2006.
16. Гушанская Е. М. Александр Вампилов: очерк творчества. Л., 1990.
17. Демин Г. Г. Вампиловские традиции в социально-бытовой драме и ее воплощение на столичной сцене 70-х годов: автореф. дисс. канд. Искусствоведения: 17.00.01 / Г. Г.Демин. М., 1986.
18. Егоров Б. Ф. Обман в русской культуре. СПб., 2004.
19. Емельянов Б. Вариации на тему Дон Кихота // Театр. 1972. № 6. С. 52 – 58.
20. Желобцова С. Ф. Драматургия Александра Вампилова: Герой. Конфликт. Жанр. Якутск, 1996.
21. Журчева Т. В. Эволюция жанра, конфликта и героя пьесы А. Вампилова "Старший сын"// Поэтика реализма. Межвузовский сборник. Куйбышев, 1984. С. 100 – 133.
22. Журчева Т. В. Драматургия Александра Вампилова в историко-функциональном освещении (конфликты, характеры, жанровое своеобразие): автореф. дисс. канд. филол. наук: 10.01.02 / Т. В. Журчева. Куйбышев, 1984.
23. Зборовец И. В. Драматургия Александра Вампилова: (Пробл. характера, худож. своеобразие): автореф. дис. канд. филол. наук: 10.01.02 / И. В. Збровец. Киев, 1983.
24. Зоркин В. И. Не уйти от памяти: Штрихи к портрету А. Вампилова. Иркутск, 1997.
25. Иванова JI. JI. Драматургия A.B. Вампилова: (Черты творческой индивидуальности художника): автореф. дисс. канд. филол. наук: 10.01.02 / Л. Л. Иванова. Л., 1983.
26. Иванова Л. Л. Вампилов: творческая индивидуальность. Мурманск, 2010.
27. Извне и изнутри Сибири: А. Чехов – А. Вампилов – В. Шукшин: коллективная монография. Ишим, 2014.
28. Имихелова С. С. Художественный мир Александра Вампилова. Улан-Удэ, 2001.
29. Каримова И. Р. Коммуникативная организация драматического произведения: автореф. дисс. канд. филол. наук: 10.02.01/ И. Р. Каримова. Казань, 2004.
30. Котенко Н. Н. Испытание на самостоятельность // Молодая гвардия. 1972. № 5. С. 312 – 316.
31. Кузнецова Н. М. Мифо-ритуальный и фольклорный контекст драматургии А. В. Вампилова: автореф. дисс. канд. филол. наук: 10.01.01 / Н. М. Кузнецова. Иркутск, 2004.
32. Лакшин В. Я. Живая душа // Дом окнами в поле. Иркутск, 1981.
33. Лапин Б. Ф. Вампиловские страницы: Воспоминания. Иркутск, 2002.
34. Махова М. С. Феномен Александра Вампилова. М., 1999.
35. Махова М. С. Драматургия А. Вампилова: (Традиции и новаторство): автореф. дисс. канд. филол. наук: 10.01.02 / М.С.Махова. М., 1991.
36. Мейерхольд В. Э., Бебутов В. М., Аксенов И. А. Амплуа актера. М.,1922.
37. Мелетинский Е. М. О литературных архетипах. М., 1994.
38. Меркулова М. Г. Драматургия А. В. Вампилова в историко-литературном контексте: автореф. дисс. канд. филол. наук: 10.01.01 / М. Г. Меркулова. М., 1995.
39. Мифы народов мира: в 2 т. Т. 2. М., 2008.
40. Моторин С. Н. Творчество Александра Вампилова и русская драматургия 80 – 90-х годов XX века: автореф. дисс. канд. филол. наук: 10.01.01/ С. Н. Моторин. М., 2002.
41. Нусинов И. М. История литературного героя. М., 1958.
42. Овчаренко А. И. Большая литература. М., 1985.
43. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. М., 2011.
44. Пави П. Словарь театра. М., 1991.
45. Погосова Н. В. Театр Александра Вампилова: культурологический аспект: автореф. дисс. канд. филол. наук: 17.00.01 / Н. В. Погосова. М, 1994.
46. Радин П. Трикстер: Исследование мифов североамериканских индейцев с комментариями К. Г. Юнга и К. К. Кереньи. СПб., 1999.
47. Радь Е. А. История «блудного сына» в русской литературе. М., 2014.
48. Распутин В. Г. Что в слове, что за словом?. Иркутск, 1987.
49. Рудницкий К. Л. По ту сторону вымысла. Заметки о драматургии А. Вампилова // Вопросы литературы. 1976. № 10. С. 28 – 75.
50. Румянцев А. Г. Вампилов. М., 2015.
51. Сака С. Три встречи с Вампиловым // Кодры. 1978. № 12. С. 162 – 177.
52. Словарь тюремно-лагерно-блатного жаргона. М., 1992.
53. Словарь-указатель сюжетов и мотивов русской литературы. Новосибирск, 2006.
54. Смирнов С. Р. Драматургия Вампилова: закономерности творческого процесса. Иркутск, 2006.
55. Смирнов С. Р. Творческая лаборатория Александра Вампилова: от "Ярмарки" до "Утиной охоты". Иркутск, 2006.
56. Соловьёв В. Праведники и грешники Александра Вампилова // Аврора. 1975. № 1. С. 61 – 63.
57. Старосельская Н. Д. Товстоногов. М., 2004.
58. Стрельцова Е. И. Театр Александра Вампилова и некоторые проблемы современного сценического искусства: автореф. дисс. канд. искусствоведения: 17.00.01 / Е. И. Стрельцова. М, 1987.
59. Стрельцова Е. И. Плен утиной охоты: О А. Вампилове. Иркутск, 1991.
60. Сухих И. Н. Структура и смысл: Теория литературы для всех. СПб., 2016.
61. Сушков Б. Ф. Александр Вампилов: Размышления об идейн. корнях, проблематике, худож. методе и судьбе творчества драматурга. М., 1989.
62. Тендитник Н. С. Перед лицом правды: очерк жизни и творчества А. Вампилова. Иркутск., 1997.
63. Товстоногов Г. А. Как разговаривать с классиком? // Современная драматургия. 1982. № 4. С. 202 – 209.
64. Товстоногов Г. А. Премьера прошла без него… // Театральная жизнь. 1987. № 17.
65. Туровская М. И. Вампилов и его критики // Сибирь. 1976. № 1. С. 99 – 103.
66. Туровская М. И. Памяти текущего мгновения: Очерки, портреты, заметки. М., 1987.
67. Тютелова Л. Г. Традиции А.П. Чехова в современной русской драматургии ("новая волна"): автореф. дисс. канд. филол. наук: 10.01.01 / Л.Г.Тютелова. Самара, 1995.
68. Цымбалистенко Н. В. Художественное мастерство Александра Вампилова: автореф. дисс. канд. филол. наук: 10.01.02 / Н. В. Цымбалистенко. Воронеж, 1986.
69. Шин Янг Мин. Женские образы в драматургии А.В. Вампилова: автореф. дис. канд. филол. наук: 10.01.01 / Янг Ми Шин. М, 2002.
70. Эфрос А. В. О современной пьесе // Современная драматургия. 1983. № 2.
71. Юрченко О. О. Ирония в художественном мире А. Вампилова: автореф. дисс. канд. филол. наук 10.01.01 / О. О. Юрченко. Красноярск, 2000.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ