Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Причины девиантного поведения подростков и психолого-педагогические пути коррекции их личности

Работа №121591

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

психология

Объем работы71
Год сдачи2022
Стоимость700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
71
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: МБОУ СОШ №16 имени Сережникова, г. о. Балашиха
Выборка: 24 ребенка 8-класса .
Есть приложения.

Введение 3
Глава 1. Теоретическое исследование девиантного поведения подростков 6
1.1. Особенности подросткового возраста 6
1.2. Семья – как важнейший институт формирования личности 15
1.3. Значение девиантного поведения и причины его возникновения 24
Вывод по 1 главе 34
Глава 2. Эмпирическое исследование девиантного поведения у подростков 35
2.1. Методы и методики для диагностики девиантного поведения 35
2.2. Коррекционная работа 39
Тематический план занятий по развитию эмоциональной сферы 40
Подробный план занятий по развитию эмоциональной сферы. 43
Вывод по главе 2 53
Заключение 54
Источники 56
Приложения 59

Актуальность. Подростковый возраст всегда был и будет самым сложным периодом в развитии личности человека. В этот период происходит концентрация конфликтов и недопониманий, которые впоследствии могут приводить к различным поведенческим отклонениям: агрессивное и суицидальное поведение, делинквентность и аддиктивность, побеги из дома, бродяжничество и так далее. Подростки, находящиеся только на переходном этапе от детства к взрослости, еще не научены определенным жизненным навыкам, позволяющим самостоятельно справляться с влиянием стрессовых ситуаций. Будучи только подрастающими детьми, они не способны без дополнительной помощи противостоять социальному давлению и вырабатывать здоровую реакцию без дезадаптивных форм поведения.
Проблемные и трудные дети, так же как дети с различными комплексами, — это всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье. Как показывает мировая практика психологической помощи детям и их родителям, даже очень трудные проблемы с детьми вполне разрешимы, если удается создать благоприятный климат общения в семье. Одно из важнейших условий формирования благоприятного климата — это эмоциональное принятие ребенка родителями, без которого невозможно здоровое формирование личности [6].
В большинстве своем, в особенности в неблагополучных семьях, проявляется весомый недостаток теплоты в общении, высокий уровень эмоциональной дистанции, а иногда и чрезмерная требовательность к ребенку и проявление агрессивных тенденций. Родитель воспринимает ребенка весьма формально и не считается с ним, как с равным себе. Отсюда и вытекает, что подросток находится в постоянном поиске компаний, в которых сможет восполнит недостаток необходимых ему принятия и понимания. Однако подростковые компании часто имеют тенденции к деструктивному поведению. Находясь еще на том этапе взросления, когда не сформированы ценности и моральные ориентиры, дети, идя по примеру сверстников, не разделяют понятия «хорошо» и «плохо». Это и становится средой для формирования различных девиаций, помимо той, что проявляется непосредственно в семье.
Таким образом, проблема возникновения девиантного поведения у подростков всегда была и будет актуально. Именно в подростковом возрасте особенно влиятельными становятся факторы, провоцирующие проявления девиаций.
Цель: изучение причин возникновения отклоняющегося поведения в подростковом возрасте и коррекция.
Объект: девиантное поведение подростков.
Предмет: причины, обуславливающие девиантное поведение подростков.
Гипотеза: профилактические меры, осуществляемые на основе комплексной программы тренинговых занятий могут являться основой для предупреждения и коррекции девиантного поведения подростков.
Задачи:
1. Рассмотреть особенности подросткового возраста и возникающие трудности.
2. Изучить влияние семьи на процесс формирования личности подростка.
3. Рассмотреть значение и классификации девиантного поведения, раскрыть причины возникновения девиаций у подростков.
4. Провести эмпирическое исследование по выявлению девиантного поведения у подростков.
5. Определить методы и методики исследования формирования девиантного поведения подростка.
6. Разработать коррекционную работу для девиантного поведения у подростков.
Методы исследования:
1. Теоретический, включающий в себя анализ научной литературы, документов по проблеме исследования
2. Эмпирический, включающий в себя метод тестирования:
- тест «СДП» Э. В. Леуса;
- тест «СДП» Р. В. Овчаровой и А. Н. Орел;
- тест «ПОР» Е, Шафер.
3. Коррекционная работа (тренинг, выполнение упражнений).
База исследования: МБОУ СОШ №16 имени Сережникова, г. о. Балашиха.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Подводя итог проделанной работе, можно отметить, что поставленные задачи были решены.
Были рассмотрены особенности подросткового возраста и возникающие трудности. Мы выявили, что подростковый возраст является один из самых трудных этапов взросления. Множество кризисов данного периода оказывают большое влияние на подростка и могут как стать опорой для дальнейшего развития, так и преградой на пути к этому. Будучи наполненным множеством изменений как психологического, так и физиологического плана, подростковый возраст влияет в первую очередь на самооценку и самоощущения детей. Поэтому именно в этот этап подростку необходима поддержка и принятие близких, в первую очередь семьи.
Было изучено влияние семьи на формирование личности подростка и, опираясь на научную литературу, было выявлено, что семья, являясь главным институтом социализации личности ребенка, прокладывает основные ценности и модели поведения ребенка. Имея огромное влияние, родители сознательно и бессознательно формируют у детей навыки жизни и взаимодействия.
Рассмотрев определение и классификации девиантного поведения, было проведено эмпирическое исследование с целью выявления влияния детско-родительских отношений на формирование у подростков девиантного поведения. После обработки результатов и проведения корреляционного анализа можно отметить, что отношение родителей к своим детям напрямую влияет на формирование у них девиантного поведения. У большинства детей с проявлением девиаций отмечаются напряженные и отдаленные отношения с семьей. Также, авторитаризм, жесткость и непринятие в детско-родительских отношений проявилась у тех детей, количество проявлений девиаций у которых было больше всего. Из эмпирического исследования видно, что от нездорового взаимодействия детей и родителей зависит формирование поведения ребенка и формирование у него определенных комплексов и страхов, которые впоследствии перетекают в девиации.
Таким образом, можно сделать вывод, что многие внешние и внутренние факторы, такие как социальный статус, взаимоотношения со сверстниками, личное самоощущение влияют на формирование девиантного поведения у подростков. Но самым первым и сильнодействующим фактором являются детско-родительские отношения, как основополагающий институт формирования личности ребенка. Поэтому основная задача общеобразовательных учреждений упирается в постоянную профилактику и коррекцию девиантного поведения у детей подросткового возраста.



1. Бенилова С.Ю. Доброжелательные взгляды на общение с детьми/ Бенилова С.Ю.-М.: Книголюб, 2005.-48 с
2. Выготский Л. С.: Педология подростка. Психологическое и социальное развитие ребенка. Издательство: Питер, 2021 г
3. Егоров С.Ф., Лыков С.В., Волобуев Л.М. Введение в историю дошкольной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. С.Ф. Егорова. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 320с.
4. Захаров А.И.: «Как предупредить отклонения в поведении ребенка», М., 93
5. Зотикова И.: «Семья как институт социализации ребенка; психолого-педагогические проблемы семейного воспитания детей дошкольного возраста.»-статья, 2018
6. Ковалев С.В. Психология семейных отношений. - М.: Педагогика, 1987.- 159 с.
7. Кон И. С. Психология старшеклассника. М., 1980.
8. Личко, А.Е. Социо-психологические особенности подросткового возраста как причины нарушения поведения / А.Е. Личко. – Москва // Возрастная и педагогическая психология : хрестоматия : для студентов высших педагогических учебных заведений / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – Москва: Академия, 2001. – С. 256-266. – (Высшее образование)
9. Лыков С. В.: История дошкольной педагогики в России: Хрестоматия / под ред. С.Ф.Егорова. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 520с.
10. Майер О.: "Девиантное поведение". – статья, 2018.
11. Менделевич В. Д. «Психология девиантного поведения.» Учебное пособие. — СПб.: Речь, 2012. - 445 с
12. Овчарова Р.И.: «Семейная академия», М., 2006
13. Петровский А. В.: Социальная психология: Учеб. Пособие для студентов пед. Ин-тов/ [и др.] - М.: Просвещение, 1987.-224 с.
14. Петренко, С.С. Педагогическая психология [Электронный ресурс]: задачник / С.С. Петренко. — 2-е изд., стер. — М.: ФЛИНТА, 2014.— 319 с.
15. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. —— 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — Кн. 2: Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения. — 480 с
16. Рубинштейн С.Л. Психологическая наука и дело воспитания // Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Издательство АСТ, 2019. С.182-192
17. Руссо Ж. Ж.: «Эмиль, или о воспитании», Мультимедийное издательство Стрельбицкого 2016 г.- 620
18. Сакауова, А. У. Что такое подросток и с чем его «едят»? / А. У. Сакауова, Такташева А. Е. — Текст: непосредственный // Юный ученый. — 2015. — № 3 (3). — С. 93-95.
19. Фролов, Ю. И. Психология подростка/ Ю. И. Фролов. - Москва, Российское Педагогическое Агентство, 1997.
20. Целуйко, В.М. Психология неблагополучной семьи: книга для педагогов и родителей / В.М. Целуйко. – М.: Владос-пресс, 2003. – 272 с.
21. Шаферова И.: «Статьи для родителей о подростковом возрасте детей.» - 2014.
22. Шнейдер Л. Б.: Девиантное поведение детей и подростков - Москва: Трикста: Акад. Проект, 2005. – 336 с
23. Шпрангера Э.: «Психология юношеского возраста». – 1929 г.
24. Эйдемиллер Э. Г.: Психология и психотерапия семьи / В. Юстицкис. - 2. изд., расшир., доп. - СПб. и др.: Питер, 2009. – 651
25. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989 г.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ