Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ БЕГУНОВ-СТАЙЕРОВ 7
1.1. Методика совершенствования техники бега на средние дистанции 7
1.2. Методика тренировки бегунов на средние дистанции 10
Выводы по главе 19
ГЛАВА II. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 20
2.1. Задачи исследования 20
2.2. Методы исследования 20
2.3. Организация исследования 22
2.4. Методика сравнительного эксперимента 22
Выводы по главе 26
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 28
3.1. Исследование схемы тренировочного процесса в микроциклах 28
3.2. Этап непосредственной подготовки к соревнованиям 34
Выводы по главе 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 44
Актуальность исследования. Все более и более высоким становится уровень национальных и мировых рекордов в беге на средние дистанции. Улучшение результатов неразрывно связано с увеличением объема и интенсивности тренировочной работы. Однако дальнейший рост достижений в этом виде легкой атлетики только за счет повышения и интенсификации тренировочных нагрузок представляется нереальным. Более правильным будет совершенствование качественных сторон подготовки. Особенно актуально встает эта проблема в тренировке юных бегунов на средние дистанции. Следуя уже ставшей традиционной форме подготовки, юношам в процессе спортивного совершенствования планируют освоение возрастающих объемов бега. При этом очень часто не соблюдается основной педагогический принцип - постепенность, что приводит к форсированию спортивных результатов. Поэтому планирование работы на каждом занятии должно проводиться обязательно с учетом эффекта предыдущей нагрузки. Отдавая дань уважения данному моменту, была предпринята попытка изучить воздействие тренировочных программ, применяемых в подготовке юных бегунов на средние дистанции.
Решение вопросов оптимизации тренировочного процесса юных бегунов на средние дистанции посредством тренировочной нагрузки различной направленности и является научной проблемой нашего исследования.
Теоретической базой исследования послужили литературные данные российских ученных по изучаемой нами теме.
Объект исследования. Система тренировочного процесса юных бегунов на средние дистанции.
Предметом исследования выступают показатели тренировочной нагрузки различной направленности.
Целью исследования является оптимизация тренировочного процесса юных бегунов на средние дистанции посредством тренировочной нагрузки различной направленности.
Задачи исследования.
1. Изучить влияние физической нагрузки различной направленности на функциональное состояние организма юных бегунов.
2. Определить сочетание нагрузок в двух смежных днях и восстановления в процессе подготовки бегунов.
3. Экспериментально проверить эффективности влияния физической нагрузки различной направленности на уровень подготовки юных бегунов.
Гипотеза. Предполагается, что спортивная подготовка подростков и юношей может считаться правильной лишь в том случае, если:
• вызывает положительные анатомо-физиологические изменения в организме,
• оказывает оздоровительное влияние,
• способствует всестороннему физическому развитию,
• обеспечивает улучшение результатов в избранной дистанции бега.
Научная новизна. Тренерам следует изменить сложившееся мнение о том, что оптимальным для достижения наивысших спортивных результатов в беге на средние дистанции является какой-то определенный возраст. Более правильной в данном случае будет постановка вопроса о том, какой стаж тренировки необходим бегуну для этого.
Методы исследования. Для решения цели педагогического эксперимента использовалась батарея методов исследования: научный системно-структурный и функциональный подход, теоретический синтез медико-биологической, педагогической и научно-методической литературы; методы теоретического анализа; методы моделирования; сравнительный эксперимент; статистические методы для обработки объективных и субъективных данных.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что проведенные исследования подтвердили имеющиеся в теории и практике данные, что специальная выносливость спортсменов лучше развиваются на фоне восстановления всех систем, организма. Согласно результатам исследования, подготовка к ответственным соревнованиям может быть успешной лишь в том случае, если находит свое отражение в оптимальном варьировании компонентами тренировочных нагрузок уже за несколько недель до старта.
Практическая значимость исследования заключается в том, что применение средних нагрузок в занятиях с юными легкоатлетами позволить выполнять значительный объем работы, не форсируя их подготовку, и способствовало повышению уровня развития основных физических качеств. Основные занятия, предусматривающие развитие ведущих в данном виде спорта функций, должны проводиться на фоне восстановленной или повышенной работоспособности. Как известно, в беге на средние дистанции таким «ведущим» качеством является выносливость.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, 3 глав, заключения, содержит 7 таблиц, 7 рисунков, список используемой (ых) литературы 23 (источников), нет приложений. Основной текст работы изложен на 54 страницах.
На основании проведенного экспериментального исследования представляется возможным сделать следующее выводы.
Последовательность выполнения средних нагрузок в недельном цикле тренировки оказала влияние на уровень развития основных физических качеств юных бегунов. Больший эффект в развитии общей и специальной выносливости спортсменов наблюдался при таком построении микроцикла, когда тренировочные программы, посвященные совершенствованию этих качеств, проводились на фоне восстановления функционального состояния организма.
Основные занятия, предусматривающие развитие ведущих в данном виде спорта функций, должны проводиться на фоне восстановленной или повышенной работоспособности. Как стало нам известно, в беге на средние дистанции таким «ведущим» качеством является выносливость.
Результаты исследования показали, что показатели в контрольных упражнениях у бегунов группы А в микроцикле тренировки изменялись волнообразно. В 3-й и 6-й дни недели отмечалось наибольшее ухудшение результатов тестирования, в 4-й и 7-й - данные всех применяемых проб успевали восстановиться до уровня исходных, а в 8-й день удерживались на этом уровне. В показателях частоты сердечных сокращений, полученных при выполнении специфической дополнительной нагрузки, наблюдались аналогичные изменения (рисунок 2).
У спортсменов группы Б со 2-го по 7-й день недельного цикла тренировки наблюдалось ухудшение показателей, характеризующих состояние нервно-мышечного аппарата (рисунок 3) и сердечно-сосудистой системы (рисунок 4). Восстановление функционального состояния организма бегунов (по данным применяемых проб) происходило лишь на 8-й день (то есть в 1-й день следующего недельного цикла тренировки).
1. Алешков, И.А. Формирование скоростного навыка в связи с индивидуальными особенностями в силе и лабильности нервных процессов // Вопросы психологии. - 2012. - № 2. - С. 94 - 100.
2. Апанасенко, Г.Л. Физическое развитие детей и подростков / Киев: Здоровья, 2015.-80 с.
3. Бондаревский, Е.Я., Ханкелдиев, Ш.Х. Факторная структура физической подготовленности учащихся молодежи. / Монография // Ташкент. 1993 - 242 с.
4. Бондарев, А.П. Руководство по спортивно-функциональной классификации пловцов с поражениями опорно-двигательного аппарата. - /М.: «Советский спорт», 2011. -80с.
5. Григан, С. Научно педагогические основы планирования подготовки легкоатлетов-бегунов / LAP, 2012. -208с.
6. Джалилов, А.А. Теория и методика обучение базовым видам двигательной деятельности /А.А. Джалилов, Н.Н. Назаренко /Учебное пособие. // Тольятти «Издательство», ТГУ. 2016. - 184 с.
7. Джалилов, А.А. Биомеханика двигательной деятельности /А.А. Джалилов, К.Л. Меркурьев //Учебное пособие. - Тольятти «Издательство», ТГУ, 2019. - 216с.
8. Джалилов, А.А. Визуальная оценка двигательных действий в связи с совершенствованием профессиональных навыков специалистов по легкой атлетике /А.А. Джалилов, К.Л. Меркурьев /учебное пособие //Тольятти «Издательство» ТГУ, 2015 . - 184 с.
9. Зациорский, В.М. Физические качества спортсмена /М.: «Физическая культура и спорт», 2009. -199с.
10. Кузнецов, В.Л. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений /«Теория и методика физического воспитания и спорта». // М.: Академия. 2010. - 420с.
11. Кузнецов, В.С. Теория и методика физической культуры /Учебник. //М.: «Физическая культура и спорт»,2012. -416с.
12. Медведев, М.А. Физиология и психофизиология. /М.А. Медведев, В.М. Смирнов /Учебник // МИА. 2015. -616с.
13. Михайлов, С.С. Биохимия двигательной деятельности: /учебник. - 6 изд. дополн. // М.: Спорт. 2016. - 296с.
14. Никитушкин, В. Г. Спорт высших достижений: теория и методика /В.С. Никитушкин, Ф.П. Суслов // Учебное пособие. // М.: Спорт. 2017. -252с.
15. Никитушкин, В.Г. Многолетняя подготовка юных спортсменов. /«Физическая культура», 2010. -278с.
...