Органы социальной защиты. Общая характеристика и их значение (Организация работы органов и учреждений социальной защиты населения, органов Пенсионного фонда Российской Федерации, Чебоксарский Кооперативный Институт)
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ 5
1.1. Понятие социальной защиты населения Российской Федерации 5
1.2. Источники финансирования социальной защиты населения 13
1.3 Роль и современное состояние Службы занятости в России 17
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ОРГАНОВ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ 24
2.1. Осуществление социального обеспечения населения федеральными органами государственной власти 24
2.2. Организация работы органов социального обеспечения в субъектах Российской Федерации 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35
Актуальность исследования В современных условиях со стороны государства и общества уделяется особое внимание соблюдению прав человека на достойную жизнь и удовлетворению его потребностей социального характера. Вышеперечисленное составляет предмет социальной защиты населения в современном ее понимании.
Объектами социальной защиты становятся те граждане и слои населения, которые по совокупности причин не могут самостоятельно обеспечить себе достойное существование. К таковым, в частности, можно отнести одиноких пенсионеров, многодетных матерей, инвалидов, детей, которые остались без попечения родителей, а также тех граждан, которые временно остались без работы, а значит и без средств к существованию.
В современной России социальная защита местного населения осуществляется, как правило, в трех основных формах, включающих социальное обеспечение, социальное страхование и социальную помощь.
Объект исследования - общественные отношения, складывающиеся в системе социальной политики Российской Федерации.
Предмет исследования: правовые нормы, регулирующие сущность и значение органов социальной защиты.
Цель работы – всесторонняя характеристика правовой природы и значения органов социальной защиты.
Исходя из поставленной цели перед нами встают следующие задачи:
1. Изучить понятие социальной защиты населения Российской Федерации;
2. Охарактеризовать источники финансирования социальной защиты населения;
3. Определить роль и современное состояние службы занятости в России;
4. Раскрыть осуществление социального обеспечения населения федеральными органами государственной власти;
5. Рассмотреть организацию работы органов социального обеспечения в субъектах Российской Федерации.
Теоретическая база исследования. Данная тема освещена и проработана в достаточно большом количестве источников и литературы. Так, можно выделить следующих авторов: Ахмадов М.И., Новоселова Н.Н., Борисов А.Ф., Домашова Е.В., Карепанова А.В., Смирнова А.А., Кукушкина М.С., Мегаева С.В., Браткова В.В., Лосева А.С., Попова С.С., Бойко С.А., Гохштанд Е.В., Недров А.А., Шевчук А.Р. и т.д. Именно в их трудах предпринимаются попытки обобщения и систематизации информации, всесторонне характеризующей предмет нашего исследования.
Методологическая база исследования. В основе методологической базы исследования лежит системный подход, в рамках которого социальная защита населения рассматривается как самоорганизованная система. Также используются такие общелогические методы, как анализ литературы по данной проблематике и синтез полученной информации по теме исследования.
Работа состоит из введения, двух глав, раскрывающих основное содержание исследования, заключения и списка использованных источников. Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяются цель, задачи, объект и предмет исследования. В первой главе рассмотрена общая характеристика государственных органов социальной защиты населения. Во второй главе представлена организация работы органов социальной защиты населения. В заключении на основе проведенного исследования сформулированы основные выводы.
Социальная политика государства в настоящее время ориентирована на развитие социальной сферы. Социальная сфера выступает объектом воздействия социального государства и проводимой им социальной политики. Основной смыл социальной политики состоит в ее оптимизации: придании более гармоничного, основанного на солидарности и сотрудничестве характера социальных связей и отношений в обществе между разными социальными общностями и входящими в их состав гражданами, между ними и властью и т.д.
Система социальной защиты – это совокупность институтов и комплекс мер экономического, правового, организационного характера, которые направлены на реализацию мер социальной защиты.
Социальная защита населения осуществляется для достижения следующих целей:
1. Избавление от абсолютной нищеты, когда среднедушевой совокупный доход семьи ниже прожиточного минимума;
2. Предоставление материальной помощи населению в трудных для жизни условиях;
3. Помощь в адаптации социально незащищенных граждан к условиям рыночной экономики.
Главными принципами социальной защиты являются социальная справедливость и гуманизм. Эти термины подразумевают признавать ценность человеческой личности, ее право на свободу, развитие своих способностей, достойную, полноценную и счастливую жизнь независимо от национальных, расовых, религиозных и других индивидуальных или социальных особенностей. Это такие отношения между людьми, которые основаны на взаимопомощи, взаимопонимании и доброте.
Государственные органы, компетенция которых связана с реализацией именно социальных функций государства, достаточно много. Их можно классифицировать на: общие органы, компетенция которых распространяется на все наиболее важные сферы общественной жизни, в том числе и на социальную; органы, компетенция которых связана с социальной защитой населения: общеобязательным государственным социальным страхованием населения; пенсионным обеспечением граждан; предоставлением социальной помощи населению (конкретным категориям граждан); обеспечением высокого жизненного уровня населения. Положительной чертой работы государственных органов власти в России является тенденция роста государственных расходов на социальное обеспечение и социальную защиту населения.
Социальная защита населения на региональном уровне подразумевает реализацию различных форм поддержки граждан, в соответствии с ежегодно утверждаемой программой социальной защиты населения в регионе. На региональные власти возложена обязанность установления и реализации дополнительных льгот в отношении отдельных категорий граждан, единовременных целевых выплат и иных мер, которые финансируются за счет средств регионального бюджета.