Музыкально-компьютерные технологии как средство творческого развития учащихся учреждений дополнительного образования (Чувашский государственный педагогический университет)
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические основы включения музыкально-компьютерных технологий как средства творческого развития учащихся дополнительного музыкального образования7
1.1 Система современного дополнительного музыкального образования в России 7
1.2 Музыкально-компьютерные технологии как новая образовательная творческая среда в системе современных образовательных концепций 15
2 Практические аспекты включения музыкально-компьютерных технологий в процесс творческого развития учащихся дополнительного музыкального образования 35
2.1 Характеристика музыкальных компьютерных программ 35
2.1.1 Аудиоредакторы 35
2.1.2 Виртуальные студии (секвенсоры) 38
2.1.3 Обучающие музыкально-компьютерные программы 46
2.2 Практическая работа по включению музыкально-компьютерных технологий в процесс творческого развития учащихся дополнительного музыкального образования 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
Список литературы 65
Приложение 1 70
Приложение 2 71
Приложение 3 72
Приложение 4 73
Приложение 5 74
Приложение 6 75
Искусство занимает одно из самых значимых мест в формировании творческой личности. Однако в условиях быстро изменяющихся социальных и экономических отношений в обществе наблюдается снижение интереса к искусству, к классическому музыкальному искусству, в частности. Одно из решений данной проблемы заключено в поиске новых педагогических технологий при участии музыкально-компьютерных программ. Музыкально-компьютерные технологии (МКТ) позволяют гибко и разносторонне использовать богатый педагогический инструментарий традиционного обучения музыке и безграничные возможности музыкального компьютера. Музыкальное образование XXI века нуждается в новой концепции, учитывающей реалии сегодняшнего дня: активизацию творческих форм работы с использованием МКТ, в частности, инструментария электронного музыкального творчества. При этом современные направления музыкального образования не должны отрываться от культурных традиций художественного осмысления действительности, доставшихся ему в наследство, а также должны поддерживать высокий духовно-нравственный уровень процесса обучения творчеству.
Дополнительное образование – это часть системы непрерывного «через всю жизнь» образования. Этот вид образования направлен на всестороннее удовлетворение образовательной потребности личности в интеллектуальном, духовно-нравственном, профессиональном совершенствовании.
Дополнительное образование принципиально расширяет возможности человека, предлагая большую свободу выбора, так, чтобы каждый мог определять для себя цели и стратегии индивидуального развития, капитализировать (превращать в ресурс) собственные наличные качества и обстоятельства, а также проектировать и формировать будущие, возможные качества. Дополнительное образование направленно на обеспечение персонального жизнетворчества обучающихся в контексте их социокультурного образования, как «здесь и сейчас», так и в плане их социально-профессионального самоопределения, реализации личных жизненных планов.
Внедрение МКТ в образовательный процесс дополнительного образования позволяет актуализировать новые возможности подготовки и переподготовки высококвалифицированных специалистов различных уровней, востребованных в современном обществе, а также раскрывает новые перспективы развития музыкальной педагогики и художественного образования в целом.
Прогноз развития музыкального образования опирается на реальный стремительный прогресс в компьютеризации жизни общества и от этого нам не уйти. Анализируя многочисленные публикации нельзя не согласиться с тем, что одно из направлений по которому уже сегодня идет современное музыкальное – не только теоретическое, а уже и исполнительское образование – это компьютерное обучение и компьютерные коммуникации.
Вопрос о применении компьютеров в музыкальном образовании вызывает безусловно неоднозначные суждения. И сегодня довольно часто возникают вопросы о необходимости в музыкальном образовании цифровых технологий для приобретения навыков сольфеджио или в развитии музыкального творчества. Преподаватели по фортепиано спрашивают, не приведет ли обучение на синтезаторе к снижению уровня творческого развития? А словосочетание «компьютерное обучение» многих просто пугает. Но, несмотря на порой совершенно противоположные взгляды, следует отметить, что музыкально-компьютерные технологии – это данность. Именно от того, как и в каком виде они займут свое место в системе знаний будущих поколений педагогов, музыкантов и звукорежиссеров, зависит преемственность культурного наследия, науки и педагогических традиций.
Таким образом, актуальность данной работы в сфере музыкальной педагогики XXI века определяется необходимостью ознакомления, преподавания учащимся информационно-компьютерных технологий, преподавания учащимся музыкальной информатики с целью овладения ими музыкально – компьютерными технологиями.
Их освоение необходимо не только в качестве программы детского дополнительного образования, но и для профессиональной подготовки композиторов и исполнителей, а также для применения в качестве источника вспомогательного учебного материала (справочного, обучающего, редактирующего, звукозаписывающего, звуковоспроизводящего и т. п.).
Целью данной работы стало изучение особенностей использования музыкально-компьютерных технологий в процессе творческого развития учащихся учреждений дополнительного образования.
Объект исследования: дополнительное образование детей.
Предмет исследования: использование музыкально-компьютерных технологий в творческом развитии учащихся учреждений дополнительного образования.
Гипотеза исследования. Процесс творческого развития детей в системе дополнительного образования будет более эффективным и отвечающим требованиям современного мира при внедрении МКТ в процесс обучения подрастающего поколения.
Задачи исследования:
1. Ознакомиться с системой современного дополнительного образования в России.
2. Научно осмыслить феномен МКТ как новой образовательной творческой среды в системе современных образовательных концепций.
3. Дать характеристику музыкально-компьютерным программам.
4. Рассмотреть спектр обучающих музыкально-компьютерных программ, наиболее эффективно используемых в дополнительном образовании.
5. Проанализировать уже существующий опыт включения музыкально-компьютерных технологий в процесс творческого развития учащихся дополнительного музыкального образования.
Теоретической основой исследования являются труды об использовании музыкально-компьютерных технологий в процессе обучения (Т. А. Затямина, Г. С. Машошина, Д. А. Семенова, Ж. Б. Кармазина, А. О. Бороздин, Э. В. Зауторова, О. Тарачева). Исследования, посвященные включению музыкально-компьютерных технологий в процесс музыкального воспитания школьников (А. Ю. Апухтин, И. М. Красильников). Формирование и развитие электронного музыкального творчества (И. М. Красильников, И. Айдарова, Н. Глаголева, С. В. Пучков, М. Г. Светлов). Использование и применение музыкально-компьютерных технологий в музыкальном образовании школьников (Г. С. Машошина, Д. А. Семенова, Ж. Б. Кармазина, А. О. Бороздин Т. А. Затямина, Э. В. Зауторова, О. Тарачева). Компьютер в музыкальном образовании детей (Т. Цареградская, А. Апухтин).
Практическая значимость исследования состоит в том, что данная работа может быть использована педагогами в учреждениях дополнительного образования и общеобразовательных школах, а также студентами в процессе педагогической практики.
Опытно-экспериментальной базой исследования стало Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества» муниципального образования Московского района города Чебоксары.
Методы исследования: теоретические – анализ научных и учебно-методических работ и психолого-теоретической литературы по теме исследования; обобщение педагогического опыта; эмпирические – наблюдение, опытная работа.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, состоящего из 39 источников и приложений.
Наряду с традиционными музыкальными инструментами, на которые ориентировано обучение музыке, все большее распространение получают музыкально-компьютерные технологии, обладающие широким спектром возможностей. Это и обусловило актуальность выбранной темы исследования, проведение которого позволило сделать следующие выводы.
Благодаря новым высокотехнологичным средствам обучения, используемым в системе музыкального образования, учащиеся осваивают не только музыкальные дисциплины, но и современные информационные технологии, тем самым расширяя информационно-художественное поле, где объединяются элементы традиционной музыкальной деятельности со знаниями в области музыкальной информатики, которые применяются для создания компьютерного музыкального проекта. Уникальность МКТ позволяет использовать межпредметные связи (музыкальное исполнительство, информатика, музыкальная информатика, звукотембральное программирование, теория музыки, музыкальная литература, аранжировка, композиция, инструментоведение и т. д.), которые расширяют творческие возможности музыканта. Сочетание разных художественно-музыкальных выразительных и технических средств повышает качество результатов творческой деятельности учащихся. Проектно-исследовательские виды деятельности учат ребят применять теоретические знания на практике. Посредством такой деятельности у учащихся формируются: умение адаптироваться к изменяющимся условиям жизни – видеть проблемы, анализировать их, оценивать и находить пути решения; умение работать с информацией – находить необходимый источник, применять его для решения возникших проблем. Все полученные знания, навыки и умения, учащиеся смогут применить во многих сферах своей жизнедеятельности.
Для формирования и развития у детей устойчивого познавательного интереса перед музыкальным руководителем должна стоять задача: сделать непосредственно образовательную музыкальную деятельность интересной, насыщенной и занимательной, т. е. материал должен содержать в себе элементы необычного, удивительного, неожиданного, вызывать у детей интерес к учебному процессу.
Организовать процесс обучения так, чтобы ребёнок занимался активно, с увлечением и интересом помогает использование мультимедийных пособий, которые могут разнообразить процесс знакомства детей с музыкальным искусством, сделать встречу с музыкой более яркой, интересной.
Для того, чтобы предложить грамотное внедрение музыкально-компьютерных технологий в процесс обучения, нами была тщательно изучена уже существующая система современного дополнительного музыкального образования в России, что позволило рассмотреть проблему не оторвано от темы, а исключительно в контексте современной реальности.
В результате анализа полученной нами информации было выявлено, что учреждения дополнительного образования способны внести значительный вклад в формирование творческой личности. Основными задачами таких учреждений являются: помощь семье и школе в формировании готовности младших школьников к учебе, а также развитие творческих способностей детей. Более того, дополнительное образование позволяет гибко и эффективно реагировать на современные вызовы к способностям и возможностям человека. Оно существенно расширяет спектр предоставляемых возможностей и обеспечиваемых результатов. В дополнительном образовании обеспечивается более тесная, чем в основном, связь с практикой, имеются благоприятные возможности для приобретения социального опыта, разнообразия выбора (с правом на пробы и ошибки), профессиональной ориентации, формирования проектной и предпринимательской культуры, установок на созидательную, продуктивную деятельность.
В процессе работы над ВКР мы внимательно ознакомились с теоретическими основами включения музыкально-компьютерных технологий в дополнительное образование, что позволило сделать нам следующие выводы: многогранность, глобальная применимость электронной и компьютерной музыки дают новые, по сути, безграничные возможности самореализации, стимулируют стремительное развитие интеллекта, поднимая обучение на новый уровень. Совместимость электронной музыки с традиционными музыкальными технологиями создаёт условия для преемственности музыкальных эпох и стилей, их взаимопроникновения и синтеза, укрепляя интерес к музыкальной культуре в целом.
Для полного понимания роли МКТ в образовании еще на ранней стадии работы нами была рассмотрена история включения информационно-коммуникативных технологий в процесс дополнительного образования посредством ознакомления с научными и учебно-методическими работами, а также психолого-теоретической литературой по теме исследования. Анализ данной информации позволил прийти к осознанию того, что внедрение музыкально-компьютерных технологий на протяжении вот уже многих лет способствует развитию у детей дошкольного возраста интереса к обучению, повышает качество образования.
При работе над иследованием мы также уделили особое внимание ознакомлению с практическими аспектами включения МКТ в дополнительное образование. Нами был рассмотрен уже существующий опыт по включению музыкально-компьютерных технологий в образовательный процесс, что позволило нам заметить, что внедрение МКТ в образовательный процесс дополнительного образования позволяет актуализировать новые возможности не только для обучения детей, но и для подготовки и переподготовки высококвалифицированных специалистов различных уровней, востребованных в современном обществе, а также раскрывает новые перспективы развития музыкальной педагогики и художественного образования в целом. Более того,
Мы также ознакомились с огромным количеством существующих на сегодняшний день музыкально-компьютерных программ, направленных как на обучение музыке, так и непосредственно для музыкального творчества. В своей работе мы выделили наиболее современные и многофункциональные из них. Нами были выявлены их основные характеристики, рассмотрен их интерфейс и функционал.
В результате данной работы нами было доказано, что процесс творческого развития детей в системе дополнительного образования будет более эффективным и отвечающим требованиям современного мира при внедрении МКТ в процесс обучения подрастающего поколения, однако, конечно, не стоит забывать, что использование МКТ в воспитании и образовании детей – это только средство для реализации целей и задач, поставленных перед педагогом. Каким бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, заменить живое общение педагога с ребенком они не могут и не должны.
В заключении хочется отметить, что в результате работы над ВКР нами была достигнута главная цель и решены все поставленные ранее задачи.
1. Аполлонова, Л. П. Механическая звукозапись / Л. П. Аполлонова, Н. Д. Шумова. – Москва : Музыка, 1964. – 245 с.
2. Белов Г. Г. Музыка в цифровом пространстве / Г. Г. Белов, И. Б. Горбунова, А. В. Горельченко // Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. – Режим доступа : www.school-collection.edu.ru ФГУ ГНИИ ИТТ «Информика»: Уникальный идентификатор: 57b1b94db095-48e1-b60f-12f87d0b61c5, 2008. (дата обращения: 16.06.2018).
3. Березина, В. А. Дополнительное образование детей в современных условиях / В. А. Березина. – Москва : Музыка, 2006. – 255 с.
4. Бордовский, В. А. Методы педагогических исследований инновационных процессов в школе и вузе / В. А. Бордовский. – Санкт-Петербург : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2001. – 246 с.
5. Воронов, А. М. Об особенностях освоения музыкально-компьютерных технологий студентами с нарушением зрения / А. М. Воронов. – Санкт-Петербург : Изд-во ООО «Синтез Бук», 2008. – 270 с.
6. Горбунова, И. Б. Информационные технологии в музыке / И. Б. Горбунова. ¬– Санкт-Петербург : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2010. – 205 с.
7. Горбунова, И. Б. Информационные технологии в музыке: учеб. пособие. Т. 3. / И. Б. Горбунова. ¬– Санкт-Петербург : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2011. – 399 с.
8. Горбунова, И. Б. Концепция музыкальнокомпьютерного образования в подготовке педагога-музыканта / И. Б. Горбунова. – Санкт-Петербург : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2011. – 117 с.
9. Горбунова, И. Б. Музыка и информатика / И. В. Горбунова. // Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. – Режим доступа : www.school-collection.edu.ru ФГУ ГНИИ ИТТ «Информика»: Уникальный идентификатор: 57b1b94db095-48e1-b60f-12f87d0b61c5, 2008. (дата обращения: 11.06.2018).
10. Горбунова, И. Б. Музыкальное программирование: вопросы подготовки специалистов / И. В. Горбунова, Э. В. Кибиткина. – Санкт-Петербург : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена,2010. – 125 c.
11. Горбунова, И. Б. Феномен музыкально-компьютерных технологий как новая образовательная творческая среда / И. Б. Горбунова. ¬– Санкт-Петербург : Известия РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. – 225 c.
12. Горбунова, И. Б. Феномен музыкально-компьютерных технологий как новая образовательная творческая среда / И. Б. Горбунова // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – Режим доступа : http://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-muzykalno-kompyuternyh-tehnologiy-kak-novaya-obrazovatelnaya-tvorcheskaya-sreda (дата обращения: 15.06.2018).
13. Зубачевская, Н. А. Профессиональные объединения педагогов-музыкантов как ресурс обновления образовательного процесса / Н. А. Зубачевская. – Тамбов : Грамота, 2013. – 255 с.
14. Каким образом был изобретен фонограф? // Граммофон. – 1908. – № 4. – С. 45–51.
15. Концепция развития дополнительного образования детей (проект) // Дополнительное образование и воспитание. – 2014. – № 6. – С. 3–11.
16. Концепция развития дополнительного образования детей // распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р. – Режим доступа : government.ru/media/files/ipA1NW42XOA.pdf (дата обращения: 11.06.2018).
17. Королев, А. А. Музыкальный компьютер / А. А. Королев. – Санкт-Петербург : Композитор, 2006. – 316 с.
18. Красильников, И. М. Электронное музыкальное творчество в системе художественного образования : автореф. дис. ... докт. пед. наук (13.00.02) / Красильников И. М. – Москва, 2007. – Режим доступа : http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-02/dissertaciya-elektronnoe-muzykalnoe-tvorchestvo-v-sisteme-hudozhestvennogo-obrazovaniya (дата обращения: 10.06.2018).
19. Красильников, И. М. Обучение электронному музицированию на уроках в общеобразовательной школе / И. М. Красильников. – Москва : Ижица, 2003. – 415 с.
20. Красильников, И. М. Студия компьютерной музыки: методика обучения / И. М. Красильников. – Москва : Экон-Информ, 2011. – 192 с.
21. Красильников, И. М. Цифровые технологии в музыке: педагогические творческие перспективы / И. М. Красильников. – Москва : Ижица, 2001. – 265 с.
22. Красильников, И. М. Электронное музыкальное творчество в общеобразовательной школе (младшие классы): Учебно-методическое пособие / И. М. Красильников, Н. А. Глаголева. – Москва : Ижица, 2004. – 65 с.
23. Лапиров-Скобло, М. Эдисон / М. Лапиров-Скобло. – Москва : Молодая гвардия, 1960. – 255 с.
24. Морозова, Н. А. Дополнительное образование – многоуровневая система в непрерывном образовании России / Н. А. Морозова. – Москва : МГУП, 2001. – 411 с.
25. Петелин, Р. Ю. Steinberg Cubase. Создание музыки на компьютере / Р. Ю. Петелин, Ю. В. Петелин. – Санкт-Петербург : БХВ-Петербург, 2015. – 768 с.
26. Петелин, Р. Ю. Звуковая студия в РС / Р. Ю. Петелин, Ю. В. Петелин. – Санкт-Петербург : БХВ-Санкт-Петербург, 1998. – 256 с.
27. Польгуева, Н. В. Музыкальные компьютерные программы. Экспериментальная программа предмета для учащихся старших классов детских музыкальных школ и школ искусств / Н. В. Польгуева. – Санкт-Петербург : Союз художников, 2012. – 245 с.
28. Привалова, С. Ю. Развитие творческих способностей детей в общеобразовательной школе с помощью музыки. Современное музыкальное образование / С. Ю. Привалова. – Санкт-Петербург : ИПЦ СПГУТД, 2004. – 331 с.
29. Пучков, С. В. Музыкальные компьютерные технологии. Современный инструментарий творчества. / С. В. Пучков, М. Д. Светлов – Санкт-Петербург : СПбГУП, 2005. – 318 с.
30. Рожкова, Н. И. Использование информационно-коммуникационных технологий в условиях дошкольного учреждения / Н. И. Рожкова. – Омск : ОмГПУ, 2013. – 180 с.
31. Романенко, Л. Ю. Место музыкально-компьютерных технологий в современном культурологическом пространстве / Л. Ю. Романенко. – Санкт-Петербург : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2013. – 440 с.
32. Сраджев, В. Н. Музыкальная педагогика на современном этапе / В. Н. Сраджев. – Москва : Музыка и электроника, 2013. – 245 с.
33. Тараева, Г. Р. Компьютер и инновации в музыкальной педагогике. Книга 2: Технология презентации. – Москва : Издательский дом «Классика-XXI», 2007. – 417 с.
34. Тараева, Г. Р. Компьютер и инновации в музыкальной педагогике. Книга 3: Интерактивное тестирование / Г. Р. Тараева. – Москва : Издательский дом «Классика-XXI», 2007. – 217 с.
35. Тараева, Г. Р. Компьютер и инновации в музыкальной педагогике. Книга 1: Стратегии и методики / Г. Р. Тараева. – Москва : Издательский дом «Классика-XXI», 2007. – 325 с.
36. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html
37. Холопов, Ю. Н. Музыка и школа на пороге нового века / Ю. Н. Холопов. – Москва : Музыка, 2012. – 245 с.
38. Чайнова, Л. Д. Развитие личности ребенка в компьютерно-игровой среде / Л. Д. Чайнова. – Москва : Издательский дом «Классика-XXI», 2003. – 145 с.
39. Юланова, Д. М. Использование музыкально-компьютерных технологий на уроках музыки в общеобразовательной школе / Д. М. Юланова : Санкт-Петербург : Известия РГПУ им. А.И. Герцена, 2009. – 236 с.