Музыкально-компьютерные технологии как средство творческого развития учащихся учреждений дополнительного образования (Чувашский государственный педагогический университет)
|
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические основы включения музыкально-компьютерных технологий как средства творческого развития учащихся дополнительного музыкального образования7
1.1 Система современного дополнительного музыкального образования в России 7
1.2 Музыкально-компьютерные технологии как новая образовательная творческая среда в системе современных образовательных концепций 15
2 Практические аспекты включения музыкально-компьютерных технологий в процесс творческого развития учащихся дополнительного музыкального образования 35
2.1 Характеристика музыкальных компьютерных программ 35
2.1.1 Аудиоредакторы 35
2.1.2 Виртуальные студии (секвенсоры) 38
2.1.3 Обучающие музыкально-компьютерные программы 46
2.2 Практическая работа по включению музыкально-компьютерных технологий в процесс творческого развития учащихся дополнительного музыкального образования 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
Список литературы 65
Приложение 1 70
Приложение 2 71
Приложение 3 72
Приложение 4 73
Приложение 5 74
Приложение 6 75
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические основы включения музыкально-компьютерных технологий как средства творческого развития учащихся дополнительного музыкального образования7
1.1 Система современного дополнительного музыкального образования в России 7
1.2 Музыкально-компьютерные технологии как новая образовательная творческая среда в системе современных образовательных концепций 15
2 Практические аспекты включения музыкально-компьютерных технологий в процесс творческого развития учащихся дополнительного музыкального образования 35
2.1 Характеристика музыкальных компьютерных программ 35
2.1.1 Аудиоредакторы 35
2.1.2 Виртуальные студии (секвенсоры) 38
2.1.3 Обучающие музыкально-компьютерные программы 46
2.2 Практическая работа по включению музыкально-компьютерных технологий в процесс творческого развития учащихся дополнительного музыкального образования 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
Список литературы 65
Приложение 1 70
Приложение 2 71
Приложение 3 72
Приложение 4 73
Приложение 5 74
Приложение 6 75
Искусство занимает одно из самых значимых мест в формировании творческой личности. Однако в условиях быстро изменяющихся социальных и экономических отношений в обществе наблюдается снижение интереса к искусству, к классическому музыкальному искусству, в частности. Одно из решений данной проблемы заключено в поиске новых педагогических технологий при участии музыкально-компьютерных программ. Музыкально-компьютерные технологии (МКТ) позволяют гибко и разносторонне использовать богатый педагогический инструментарий традиционного обучения музыке и безграничные возможности музыкального компьютера. Музыкальное образование XXI века нуждается в новой концепции, учитывающей реалии сегодняшнего дня: активизацию творческих форм работы с использованием МКТ, в частности, инструментария электронного музыкального творчества. При этом современные направления музыкального образования не должны отрываться от культурных традиций художественного осмысления действительности, доставшихся ему в наследство, а также должны поддерживать высокий духовно-нравственный уровень процесса обучения творчеству.
Дополнительное образование – это часть системы непрерывного «через всю жизнь» образования. Этот вид образования направлен на всестороннее удовлетворение образовательной потребности личности в интеллектуальном, духовно-нравственном, профессиональном совершенствовании.
Дополнительное образование принципиально расширяет возможности человека, предлагая большую свободу выбора, так, чтобы каждый мог определять для себя цели и стратегии индивидуального развития, капитализировать (превращать в ресурс) собственные наличные качества и обстоятельства, а также проектировать и формировать будущие, возможные качества. Дополнительное образование направленно на обеспечение персонального жизнетворчества обучающихся в контексте их социокультурного образования, как «здесь и сейчас», так и в плане их социально-профессионального самоопределения, реализации личных жизненных планов.
Внедрение МКТ в образовательный процесс дополнительного образования позволяет актуализировать новые возможности подготовки и переподготовки высококвалифицированных специалистов различных уровней, востребованных в современном обществе, а также раскрывает новые перспективы развития музыкальной педагогики и художественного образования в целом.
Прогноз развития музыкального образования опирается на реальный стремительный прогресс в компьютеризации жизни общества и от этого нам не уйти. Анализируя многочисленные публикации нельзя не согласиться с тем, что одно из направлений по которому уже сегодня идет современное музыкальное – не только теоретическое, а уже и исполнительское образование – это компьютерное обучение и компьютерные коммуникации.
Вопрос о применении компьютеров в музыкальном образовании вызывает безусловно неоднозначные суждения. И сегодня довольно часто возникают вопросы о необходимости в музыкальном образовании цифровых технологий для приобретения навыков сольфеджио или в развитии музыкального творчества. Преподаватели по фортепиано спрашивают, не приведет ли обучение на синтезаторе к снижению уровня творческого развития? А словосочетание «компьютерное обучение» многих просто пугает. Но, несмотря на порой совершенно противоположные взгляды, следует отметить, что музыкально-компьютерные технологии – это данность. Именно от того, как и в каком виде они займут свое место в системе знаний будущих поколений педагогов, музыкантов и звукорежиссеров, зависит преемственность культурного наследия, науки и педагогических традиций.
Таким образом, актуальность данной работы в сфере музыкальной педагогики XXI века определяется необходимостью ознакомления, преподавания учащимся информационно-компьютерных технологий, преподавания учащимся музыкальной информатики с целью овладения ими музыкально – компьютерными технологиями.
Их освоение необходимо не только в качестве программы детского дополнительного образования, но и для профессиональной подготовки композиторов и исполнителей, а также для применения в качестве источника вспомогательного учебного материала (справочного, обучающего, редактирующего, звукозаписывающего, звуковоспроизводящего и т. п.).
Целью данной работы стало изучение особенностей использования музыкально-компьютерных технологий в процессе творческого развития учащихся учреждений дополнительного образования.
Объект исследования: дополнительное образование детей.
Предмет исследования: использование музыкально-компьютерных технологий в творческом развитии учащихся учреждений дополнительного образования.
Гипотеза исследования. Процесс творческого развития детей в системе дополнительного образования будет более эффективным и отвечающим требованиям современного мира при внедрении МКТ в процесс обучения подрастающего поколения.
Задачи исследования:
1. Ознакомиться с системой современного дополнительного образования в России.
2. Научно осмыслить феномен МКТ как новой образовательной творческой среды в системе современных образовательных концепций.
3. Дать характеристику музыкально-компьютерным программам.
4. Рассмотреть спектр обучающих музыкально-компьютерных программ, наиболее эффективно используемых в дополнительном образовании.
5. Проанализировать уже существующий опыт включения музыкально-компьютерных технологий в процесс творческого развития учащихся дополнительного музыкального образования.
Теоретической основой исследования являются труды об использовании музыкально-компьютерных технологий в процессе обучения (Т. А. Затямина, Г. С. Машошина, Д. А. Семенова, Ж. Б. Кармазина, А. О. Бороздин, Э. В. Зауторова, О. Тарачева). Исследования, посвященные включению музыкально-компьютерных технологий в процесс музыкального воспитания школьников (А. Ю. Апухтин, И. М. Красильников). Формирование и развитие электронного музыкального творчества (И. М. Красильников, И. Айдарова, Н. Глаголева, С. В. Пучков, М. Г. Светлов). Использование и применение музыкально-компьютерных технологий в музыкальном образовании школьников (Г. С. Машошина, Д. А. Семенова, Ж. Б. Кармазина, А. О. Бороздин Т. А. Затямина, Э. В. Зауторова, О. Тарачева). Компьютер в музыкальном образовании детей (Т. Цареградская, А. Апухтин).
Практическая значимость исследования состоит в том, что данная работа может быть использована педагогами в учреждениях дополнительного образования и общеобразовательных школах, а также студентами в процессе педагогической практики.
Опытно-экспериментальной базой исследования стало Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества» муниципального образования Московского района города Чебоксары.
Методы исследования: теоретические – анализ научных и учебно-методических работ и психолого-теоретической литературы по теме исследования; обобщение педагогического опыта; эмпирические – наблюдение, опытная работа.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, состоящего из 39 источников и приложений.
Дополнительное образование – это часть системы непрерывного «через всю жизнь» образования. Этот вид образования направлен на всестороннее удовлетворение образовательной потребности личности в интеллектуальном, духовно-нравственном, профессиональном совершенствовании.
Дополнительное образование принципиально расширяет возможности человека, предлагая большую свободу выбора, так, чтобы каждый мог определять для себя цели и стратегии индивидуального развития, капитализировать (превращать в ресурс) собственные наличные качества и обстоятельства, а также проектировать и формировать будущие, возможные качества. Дополнительное образование направленно на обеспечение персонального жизнетворчества обучающихся в контексте их социокультурного образования, как «здесь и сейчас», так и в плане их социально-профессионального самоопределения, реализации личных жизненных планов.
Внедрение МКТ в образовательный процесс дополнительного образования позволяет актуализировать новые возможности подготовки и переподготовки высококвалифицированных специалистов различных уровней, востребованных в современном обществе, а также раскрывает новые перспективы развития музыкальной педагогики и художественного образования в целом.
Прогноз развития музыкального образования опирается на реальный стремительный прогресс в компьютеризации жизни общества и от этого нам не уйти. Анализируя многочисленные публикации нельзя не согласиться с тем, что одно из направлений по которому уже сегодня идет современное музыкальное – не только теоретическое, а уже и исполнительское образование – это компьютерное обучение и компьютерные коммуникации.
Вопрос о применении компьютеров в музыкальном образовании вызывает безусловно неоднозначные суждения. И сегодня довольно часто возникают вопросы о необходимости в музыкальном образовании цифровых технологий для приобретения навыков сольфеджио или в развитии музыкального творчества. Преподаватели по фортепиано спрашивают, не приведет ли обучение на синтезаторе к снижению уровня творческого развития? А словосочетание «компьютерное обучение» многих просто пугает. Но, несмотря на порой совершенно противоположные взгляды, следует отметить, что музыкально-компьютерные технологии – это данность. Именно от того, как и в каком виде они займут свое место в системе знаний будущих поколений педагогов, музыкантов и звукорежиссеров, зависит преемственность культурного наследия, науки и педагогических традиций.
Таким образом, актуальность данной работы в сфере музыкальной педагогики XXI века определяется необходимостью ознакомления, преподавания учащимся информационно-компьютерных технологий, преподавания учащимся музыкальной информатики с целью овладения ими музыкально – компьютерными технологиями.
Их освоение необходимо не только в качестве программы детского дополнительного образования, но и для профессиональной подготовки композиторов и исполнителей, а также для применения в качестве источника вспомогательного учебного материала (справочного, обучающего, редактирующего, звукозаписывающего, звуковоспроизводящего и т. п.).
Целью данной работы стало изучение особенностей использования музыкально-компьютерных технологий в процессе творческого развития учащихся учреждений дополнительного образования.
Объект исследования: дополнительное образование детей.
Предмет исследования: использование музыкально-компьютерных технологий в творческом развитии учащихся учреждений дополнительного образования.
Гипотеза исследования. Процесс творческого развития детей в системе дополнительного образования будет более эффективным и отвечающим требованиям современного мира при внедрении МКТ в процесс обучения подрастающего поколения.
Задачи исследования:
1. Ознакомиться с системой современного дополнительного образования в России.
2. Научно осмыслить феномен МКТ как новой образовательной творческой среды в системе современных образовательных концепций.
3. Дать характеристику музыкально-компьютерным программам.
4. Рассмотреть спектр обучающих музыкально-компьютерных программ, наиболее эффективно используемых в дополнительном образовании.
5. Проанализировать уже существующий опыт включения музыкально-компьютерных технологий в процесс творческого развития учащихся дополнительного музыкального образования.
Теоретической основой исследования являются труды об использовании музыкально-компьютерных технологий в процессе обучения (Т. А. Затямина, Г. С. Машошина, Д. А. Семенова, Ж. Б. Кармазина, А. О. Бороздин, Э. В. Зауторова, О. Тарачева). Исследования, посвященные включению музыкально-компьютерных технологий в процесс музыкального воспитания школьников (А. Ю. Апухтин, И. М. Красильников). Формирование и развитие электронного музыкального творчества (И. М. Красильников, И. Айдарова, Н. Глаголева, С. В. Пучков, М. Г. Светлов). Использование и применение музыкально-компьютерных технологий в музыкальном образовании школьников (Г. С. Машошина, Д. А. Семенова, Ж. Б. Кармазина, А. О. Бороздин Т. А. Затямина, Э. В. Зауторова, О. Тарачева). Компьютер в музыкальном образовании детей (Т. Цареградская, А. Апухтин).
Практическая значимость исследования состоит в том, что данная работа может быть использована педагогами в учреждениях дополнительного образования и общеобразовательных школах, а также студентами в процессе педагогической практики.
Опытно-экспериментальной базой исследования стало Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества» муниципального образования Московского района города Чебоксары.
Методы исследования: теоретические – анализ научных и учебно-методических работ и психолого-теоретической литературы по теме исследования; обобщение педагогического опыта; эмпирические – наблюдение, опытная работа.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, состоящего из 39 источников и приложений.
Наряду с традиционными музыкальными инструментами, на которые ориентировано обучение музыке, все большее распространение получают музыкально-компьютерные технологии, обладающие широким спектром возможностей. Это и обусловило актуальность выбранной темы исследования, проведение которого позволило сделать следующие выводы.
Благодаря новым высокотехнологичным средствам обучения, используемым в системе музыкального образования, учащиеся осваивают не только музыкальные дисциплины, но и современные информационные технологии, тем самым расширяя информационно-художественное поле, где объединяются элементы традиционной музыкальной деятельности со знаниями в области музыкальной информатики, которые применяются для создания компьютерного музыкального проекта. Уникальность МКТ позволяет использовать межпредметные связи (музыкальное исполнительство, информатика, музыкальная информатика, звукотембральное программирование, теория музыки, музыкальная литература, аранжировка, композиция, инструментоведение и т. д.), которые расширяют творческие возможности музыканта. Сочетание разных художественно-музыкальных выразительных и технических средств повышает качество результатов творческой деятельности учащихся. Проектно-исследовательские виды деятельности учат ребят применять теоретические знания на практике. Посредством такой деятельности у учащихся формируются: умение адаптироваться к изменяющимся условиям жизни – видеть проблемы, анализировать их, оценивать и находить пути решения; умение работать с информацией – находить необходимый источник, применять его для решения возникших проблем. Все полученные знания, навыки и умения, учащиеся смогут применить во многих сферах своей жизнедеятельности.
Для формирования и развития у детей устойчивого познавательного интереса перед музыкальным руководителем должна стоять задача: сделать непосредственно образовательную музыкальную деятельность интересной, насыщенной и занимательной, т. е. материал должен содержать в себе элементы необычного, удивительного, неожиданного, вызывать у детей интерес к учебному процессу.
Организовать процесс обучения так, чтобы ребёнок занимался активно, с увлечением и интересом помогает использование мультимедийных пособий, которые могут разнообразить процесс знакомства детей с музыкальным искусством, сделать встречу с музыкой более яркой, интересной.
Для того, чтобы предложить грамотное внедрение музыкально-компьютерных технологий в процесс обучения, нами была тщательно изучена уже существующая система современного дополнительного музыкального образования в России, что позволило рассмотреть проблему не оторвано от темы, а исключительно в контексте современной реальности.
В результате анализа полученной нами информации было выявлено, что учреждения дополнительного образования способны внести значительный вклад в формирование творческой личности. Основными задачами таких учреждений являются: помощь семье и школе в формировании готовности младших школьников к учебе, а также развитие творческих способностей детей. Более того, дополнительное образование позволяет гибко и эффективно реагировать на современные вызовы к способностям и возможностям человека. Оно существенно расширяет спектр предоставляемых возможностей и обеспечиваемых результатов. В дополнительном образовании обеспечивается более тесная, чем в основном, связь с практикой, имеются благоприятные возможности для приобретения социального опыта, разнообразия выбора (с правом на пробы и ошибки), профессиональной ориентации, формирования проектной и предпринимательской культуры, установок на созидательную, продуктивную деятельность.
В процессе работы над ВКР мы внимательно ознакомились с теоретическими основами включения музыкально-компьютерных технологий в дополнительное образование, что позволило сделать нам следующие выводы: многогранность, глобальная применимость электронной и компьютерной музыки дают новые, по сути, безграничные возможности самореализации, стимулируют стремительное развитие интеллекта, поднимая обучение на новый уровень. Совместимость электронной музыки с традиционными музыкальными технологиями создаёт условия для преемственности музыкальных эпох и стилей, их взаимопроникновения и синтеза, укрепляя интерес к музыкальной культуре в целом.
Для полного понимания роли МКТ в образовании еще на ранней стадии работы нами была рассмотрена история включения информационно-коммуникативных технологий в процесс дополнительного образования посредством ознакомления с научными и учебно-методическими работами, а также психолого-теоретической литературой по теме исследования. Анализ данной информации позволил прийти к осознанию того, что внедрение музыкально-компьютерных технологий на протяжении вот уже многих лет способствует развитию у детей дошкольного возраста интереса к обучению, повышает качество образования.
При работе над иследованием мы также уделили особое внимание ознакомлению с практическими аспектами включения МКТ в дополнительное образование. Нами был рассмотрен уже существующий опыт по включению музыкально-компьютерных технологий в образовательный процесс, что позволило нам заметить, что внедрение МКТ в образовательный процесс дополнительного образования позволяет актуализировать новые возможности не только для обучения детей, но и для подготовки и переподготовки высококвалифицированных специалистов различных уровней, востребованных в современном обществе, а также раскрывает новые перспективы развития музыкальной педагогики и художественного образования в целом. Более того,
Мы также ознакомились с огромным количеством существующих на сегодняшний день музыкально-компьютерных программ, направленных как на обучение музыке, так и непосредственно для музыкального творчества. В своей работе мы выделили наиболее современные и многофункциональные из них. Нами были выявлены их основные характеристики, рассмотрен их интерфейс и функционал.
В результате данной работы нами было доказано, что процесс творческого развития детей в системе дополнительного образования будет более эффективным и отвечающим требованиям современного мира при внедрении МКТ в процесс обучения подрастающего поколения, однако, конечно, не стоит забывать, что использование МКТ в воспитании и образовании детей – это только средство для реализации целей и задач, поставленных перед педагогом. Каким бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, заменить живое общение педагога с ребенком они не могут и не должны.
В заключении хочется отметить, что в результате работы над ВКР нами была достигнута главная цель и решены все поставленные ранее задачи.
Благодаря новым высокотехнологичным средствам обучения, используемым в системе музыкального образования, учащиеся осваивают не только музыкальные дисциплины, но и современные информационные технологии, тем самым расширяя информационно-художественное поле, где объединяются элементы традиционной музыкальной деятельности со знаниями в области музыкальной информатики, которые применяются для создания компьютерного музыкального проекта. Уникальность МКТ позволяет использовать межпредметные связи (музыкальное исполнительство, информатика, музыкальная информатика, звукотембральное программирование, теория музыки, музыкальная литература, аранжировка, композиция, инструментоведение и т. д.), которые расширяют творческие возможности музыканта. Сочетание разных художественно-музыкальных выразительных и технических средств повышает качество результатов творческой деятельности учащихся. Проектно-исследовательские виды деятельности учат ребят применять теоретические знания на практике. Посредством такой деятельности у учащихся формируются: умение адаптироваться к изменяющимся условиям жизни – видеть проблемы, анализировать их, оценивать и находить пути решения; умение работать с информацией – находить необходимый источник, применять его для решения возникших проблем. Все полученные знания, навыки и умения, учащиеся смогут применить во многих сферах своей жизнедеятельности.
Для формирования и развития у детей устойчивого познавательного интереса перед музыкальным руководителем должна стоять задача: сделать непосредственно образовательную музыкальную деятельность интересной, насыщенной и занимательной, т. е. материал должен содержать в себе элементы необычного, удивительного, неожиданного, вызывать у детей интерес к учебному процессу.
Организовать процесс обучения так, чтобы ребёнок занимался активно, с увлечением и интересом помогает использование мультимедийных пособий, которые могут разнообразить процесс знакомства детей с музыкальным искусством, сделать встречу с музыкой более яркой, интересной.
Для того, чтобы предложить грамотное внедрение музыкально-компьютерных технологий в процесс обучения, нами была тщательно изучена уже существующая система современного дополнительного музыкального образования в России, что позволило рассмотреть проблему не оторвано от темы, а исключительно в контексте современной реальности.
В результате анализа полученной нами информации было выявлено, что учреждения дополнительного образования способны внести значительный вклад в формирование творческой личности. Основными задачами таких учреждений являются: помощь семье и школе в формировании готовности младших школьников к учебе, а также развитие творческих способностей детей. Более того, дополнительное образование позволяет гибко и эффективно реагировать на современные вызовы к способностям и возможностям человека. Оно существенно расширяет спектр предоставляемых возможностей и обеспечиваемых результатов. В дополнительном образовании обеспечивается более тесная, чем в основном, связь с практикой, имеются благоприятные возможности для приобретения социального опыта, разнообразия выбора (с правом на пробы и ошибки), профессиональной ориентации, формирования проектной и предпринимательской культуры, установок на созидательную, продуктивную деятельность.
В процессе работы над ВКР мы внимательно ознакомились с теоретическими основами включения музыкально-компьютерных технологий в дополнительное образование, что позволило сделать нам следующие выводы: многогранность, глобальная применимость электронной и компьютерной музыки дают новые, по сути, безграничные возможности самореализации, стимулируют стремительное развитие интеллекта, поднимая обучение на новый уровень. Совместимость электронной музыки с традиционными музыкальными технологиями создаёт условия для преемственности музыкальных эпох и стилей, их взаимопроникновения и синтеза, укрепляя интерес к музыкальной культуре в целом.
Для полного понимания роли МКТ в образовании еще на ранней стадии работы нами была рассмотрена история включения информационно-коммуникативных технологий в процесс дополнительного образования посредством ознакомления с научными и учебно-методическими работами, а также психолого-теоретической литературой по теме исследования. Анализ данной информации позволил прийти к осознанию того, что внедрение музыкально-компьютерных технологий на протяжении вот уже многих лет способствует развитию у детей дошкольного возраста интереса к обучению, повышает качество образования.
При работе над иследованием мы также уделили особое внимание ознакомлению с практическими аспектами включения МКТ в дополнительное образование. Нами был рассмотрен уже существующий опыт по включению музыкально-компьютерных технологий в образовательный процесс, что позволило нам заметить, что внедрение МКТ в образовательный процесс дополнительного образования позволяет актуализировать новые возможности не только для обучения детей, но и для подготовки и переподготовки высококвалифицированных специалистов различных уровней, востребованных в современном обществе, а также раскрывает новые перспективы развития музыкальной педагогики и художественного образования в целом. Более того,
Мы также ознакомились с огромным количеством существующих на сегодняшний день музыкально-компьютерных программ, направленных как на обучение музыке, так и непосредственно для музыкального творчества. В своей работе мы выделили наиболее современные и многофункциональные из них. Нами были выявлены их основные характеристики, рассмотрен их интерфейс и функционал.
В результате данной работы нами было доказано, что процесс творческого развития детей в системе дополнительного образования будет более эффективным и отвечающим требованиям современного мира при внедрении МКТ в процесс обучения подрастающего поколения, однако, конечно, не стоит забывать, что использование МКТ в воспитании и образовании детей – это только средство для реализации целей и задач, поставленных перед педагогом. Каким бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, заменить живое общение педагога с ребенком они не могут и не должны.
В заключении хочется отметить, что в результате работы над ВКР нами была достигнута главная цель и решены все поставленные ранее задачи.
Подобные работы
- СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ГИМНАЗИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ (13.00.01)
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2003 - СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ГИМНАЗИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2001



