Объект исследования - ресторан ООО «Шеш-Беш» (г. Иваново).
Введение 3
1. Теоретические аспекты маркетинговых коммуникаций 6
1.1. Сущность, содержание и виды маркетинговых коммуникаций 6
1.2. Реклама как инструмент продвижения 16
1.3. Брендинг в современных стратегиях коммуникации 23
2. Анализ маркетинговой деятельности ресторана «Шеш-беш» 31
2.1. Организационно-экономическая характеристика ресторана ООО «Шеш-беш» 31
2. Маркетинговый анализ ресторана ООО «Шеш-беш» 34
2.3. Особенности использования маркетинговых коммуникаций в ресторане «Шеш-беш» 43
3. Совершенствование маркетинговых коммуникаций в ресторане «Шеш-беш» 48
3.1. Организация взаимодействия с рекламными и pr агентствами 48
3.2. Предложения по совершенствованию рекламной политики и pr ресторане «Шеш-беш» 50
3.3 Предложения по стимулированию сбыта 54
Заключение 57
Список источников и литературы 59
Актуальность выбора темы работы определяется тем, что сегодня управление маркетинговыми коммуникациями предприятия является фундаментальной опорой успеха предприятия, которая должна обеспечивать устойчивый экономический рост и расширение бизнеса предприятия. повысить конкурентоспособность предоставляемых услуг и производимой продукции.
В высококонкурентной и быстро меняющейся среде фирмы должны не только сосредоточиться на внутреннем состоянии дел, но и разработать долгосрочную стратегию поведения, которая позволила бы им идти в ногу с изменениями, происходящими в их среде. Такая стратегия должна быть основана на процессе маркетинговых коммуникаций, который максимизирует удовлетворенность клиентов.
В прошлом многие компании могли успешно работать, уделяя особое внимание повседневной работе, внутренним вопросам, связанным с повышением эффективности использования ресурсов в повседневных операциях. Сейчас, хотя задача рационального использования потенциала в текущей деятельности не снята, становится чрезвычайно важным внедрение такого управления, которое обеспечивает адаптацию предприятия к быстро меняющейся бизнес-среде. Экологическая информация представляет собой результаты маркетинговых исследований и анализа.
Ускорение изменений в окружающей среде, появление новых требований и изменение позиции потребителя, усиление конкуренции за ресурсы, интернационализация бизнеса, появление новых деловых возможностей, открываемых достижениями науки и технологий, развитие информационные сети, широкая доступность современных технологий, меняющаяся роль человеческих ресурсов, а также ряд других причин привели к резкому увеличению значения корпоративной маркетинговой деятельности.
Таким образом, актуальность обусловлена ростом конкуренции и необходимостью удовлетворения растущих потребностей клиентов.
Целью курсовой работы является разработка предложений по совершенствованию маркетинговых коммуникаций в ресторане «Шеш-Беш».
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность, содержание и виды маркетинговых коммуникаций;
- анализировать рекламу как инструмент продвижения;
- изучить роль бренда в современных коммуникационных стратегиях;
- дать общее описание ресторана;
- проанализировать положение ресторана на рынке;
- проанализировать особенности использования маркетинговых коммуникаций в ресторане;
- предложить мероприятия по улучшению маркетинговой коммуникации в ресторане.
Объектом исследования является ресторан «Шеш-Беш», а предметом — процесс управления маркетинговыми коммуникациями предприятия.
К настоящему времени теория маркетинга разработала и описала обширный набор инструментов коммуникации, структурировала процесс коммуникации, предложила схемы планирования и реализации коммуникационной политики. Проблемы исследования коммуникативных процессов относятся к числу наиболее актуальных и глобальных научных проблем. В последние годы, параллельно с ростом значения маркетинга, возросла роль маркетинговых коммуникаций, которые стали предметом пристального и всестороннего изучения как отечественными, так и зарубежными учеными: И.В. Алешина, X. Анн, А.В. Арланцев. ГЛ. Багиев, Дж. Барнетт, А. Бушуев, Е.П. Голубков, ИЛ. Гольман, Ю. Давьщов, Т.П. Данько. Р. Даймари, С. Дибб, Л. Сим-кин, П. Друкер, А.В. Завгородняя, П.С. Завьялов, В.В. Кеворков, А.И. Ковалев. И.В. Крылов, СВ. Леонтьев, ДБ. Минаев. С. Мориарти, ВЛ. Музыкант, А.М. Немчин, Дж. О'Шонесси, Т.М. Орлова, А.В. Попов, Е.В. Попов, Г.Г. Почепцов, И.И. Скоробогатых, В.М. Тарасевич, Дж. Траут, Н.Г. и В.П. Федько, ОА. Шапор, Д.О. Ямпольская и др.
Методологической основой исследования является диалектико-материалистический подход к изучению экономических процессов и явлений, системный подход, анализ и синтез и др.
Структурно курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников.
Маркетинговая коммуникация организации — это комплексное воздействие организации на внутреннюю и внешнюю среду с целью создания благоприятных условий для ее стабильной и прибыльной деятельности на рынке. Основными элементами коммуникации комплекса маркетинга являются: реклама, личные продажи, связи с общественностью (или связи с общественностью), стимулирование сбыта.
Реклама, как независимый рыночный инструмент, является формой и частью системы маркетинговых коммуникаций. Основные функции рекламы (информирование, напоминание, напоминание, позиционирование, поддержание лояльности клиентов к рекламируемому продукту и бренду, создание индивидуального имиджа компании в глазах потребителей) соответствуют общим целям маркетинговой коммуникации, основная из которых заключается в увеличении продаж, создании спроса и стимулировании продаж. В связи с этим проявляются такие коммуникативные характеристики рекламы, как не персонализованный характер обращения; односторонняя направленность рекламного сообщения от рекламодателя к потребителю рекламы; сложность определения экономической и коммуникативной эффективности рекламы; определенность субъекта рекламной деятельности (рекламодателя), в чьих интересах осуществляется рекламное обращение; использование рекламного воздействия как «коммуникации влияния».
Брендинг – не только система формирования и развития бренда, но важнейший компонент маркетинговых коммуникаций. Основной целью брендинга в сфере сервиса является замена в сознании как можно большего количества целевых потребителей обозначения данной услуги через название (слово) на обозначение данной услуги через другие элементы (обычно визуальные). Такая замена на рынках услуг не может быть осуществлена без массовой коммуникации. Маркетинговые коммуникации создают спрос, позиционируют услугу.
Проведенный анализ показал, что «Шеш-Беш» – это очень раскрученный бренд. Основные конкуренты занимают приблизительно равное положение. Вместе с тем, необходимо отметить, что у всех конкурентов наблюдается недостаток в ассортименте блюд и услуг. Например, оказание дополнительных услуг может способствовать снижению риска конкуренции для анализируемого предприятия. К слабым сторонам анализируемого предприятия относятся: состояние материальной базы, доступность капитала. Сильные стороны — результативность управленческих решений, гибкость технологий, защищенность продукции, степень удовлетворения запросов целевой группы.
Маркетинговые коммуникации в ресторане «Шеш-Беш» осуществляются в основном силами собственного маркенингового отдела. В состав отдела входят: маркетолог, менеджер по PR и менеджер по рекламе. Основными средствами маркетинговых коммуникаций в ресторане «Шеш-Беш» является реклама и PR. Для того чтобы удержать постоянных посетителей, необходимо быть разнообразными, поскольку изо дня в день выбирать из одного и того же быстро надоедает.
Для повышения эффективности маркетинговых коммуникаций ресторана «Шеш-Беш» рекомендуется:
1) расширить сотрудничество с PR и рекламными агентствами. Во-первых, агентство может взглянуть на проблемы трактира «Шеш-Беш» со стороны и дать им независимую оценку; во-вторых, у агентства имеются уникальные знания и опыт, которые полезны для предприятий различных отраслей; в-третьих, агентства располагают опытными квалифицированными специалистами; в-четвертых, у агентства есть налаженные связи со средствами массовой информации, необходимые при решении вопросов размещения рекламы. При сотрудничестве с агентством, численность персонала маркетингового отдела ресторана «Шеш-Беш» может быть сокращена, а эффективность работы повысится;
2) размещать рекламу в местных (в районах расположения ресторанов) и корпоративных средствах массовой информации, использовать рекламу на радио в торговых и развлекательных центрах, где расположены рестораны сети;
3) необходимо создать собственное внутрисетевое информационное издание, т.к. проведение PR-компаний, публикация статей позволят ресторану «Шеш-Беш» повысить к себе интерес;
4) для стимулирования гостей ресторана целесообразно внедрить бонусную программу начисления баллов за каждое посещение ресторана или заказ. Согласно зарубежному опыту, такая программа позволяет повысить сумму счета на 20—30 % в год, а частота посещений увеличить в полтора раза;
5) с целью формирования интереса гостей ресторана к новым блюдам рекомендуется применять дегустации;
6) для того чтобы увеличить поток посетителей в какое-то определенное время рекомендуется раздавать посетителям купоны или сертификаты, которые можно использовать только в те часы, когда это необходимо ресторану.
7) для стимулирования персонала рекомендуется разработать систему мотивации и стимулирования, в рамках которой будут использоваться: денежные вознаграждения, например, за перевыполнение плана продаж; премии к зарплате по результатам периодической аттестации; бесплатные обеды; туристические поездки или ценные призы, для лучших сотрудников добившихся больших успехов в работе.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 14.07.2008, с изм. от 24.07.2008) // "Собрание законодательства РФ", 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
2. Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» // "Российская газета", N 51, 15.03.2006, "Парламентская газета", N 37, 17.03.2006, "Парламентская газета", N 41, 23.03.2006, "Собрание законодательства РФ", 20.03.2006, N 12, ст. 1232.
3. Багиев Г. Л., Тарасевич В. М., Анн Х. Маркетинг. — СПб.: "Питер", 2008. — 733 с.
4. Барышев А. Ф. Маркетинг. — М.: "Академия", 2008. — 208 с.
5. Белоусова Н.Г., Белоусов А.Г. Маркетинг. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2007. – 314 с.
6. Билл Марвин Маркетинг ресторана: Как привлечь клиента и удержать в вашем ресторане. – М.: "BBPG", 2006. – 208 с.
7. Васильев Г.А. Маркетинг. — М.: "ЮНИТИ", 2005. — 208 с.
8. Васильев Г.А., Поляков В.А. Основы рекламной деятельности. — М.: "ЮНИТИ", 2005. — 414 с.
9. Волкова И. Ресторанный бизнес в России: с чего начать и как преуспеть. – М.: "Флинта", 2006. – 184 с.
10. Гавриленко Н. И. Основы маркетинга. — М.: "Академия", 2007. — 320 с.
11. Голубков Е.П. О некоторых основополагающих понятиях маркетинга // "Маркетинг в России и за рубежом", №3, 2005.
12. Горенбургов М.А. Бизнес-планирование в гостиничном и ресторанном деле. – М.: "Д.А.Р.К.", 2008. – 200 с.
13. Дайитбегов Д. М., Синяева И. М. Основы маркетинга: практикум. — М.: "Вузовский учебник", 2008. — 365 с.
14. Дементьева Е.П. Ресторанный бизнес. Секреты успеха. 2-е изд. – Ростов н/Д.: "Феникс", 2008. – 253 с.
15. Джеймс Д., Болдуин Д. Управление рестораном. – М.: "Проспект", 2007. – 440 с.
16. Дойль П. Маркетинг-Менеджмент и стратегии. – СПб.: Питер, 2003.
17. Дурович А. Маркетинг гостиниц и ресторанов: Учеб. пос. – М.: "Новое знание", 2006. – 632 с.
18. Завьялов П.С. Маркетинг в схемах, рисунках таблицах: Учебное пособие. – М.:ИНФРА-М, 2005. – 496 с.
19. Зельдович Б. З. Основы организационного поведения: учебное пособие. — М.: "Экзамен", 2006. — 350 с.
20. Карташова Л. В., Никонова Т. В., Соломанидина Т. О. Организационное поведение. — М.: "ИНФРА-М", 2008. — 384 с.
21. Кнышова Е.Н. Маркетинг. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2009. – 282 с.
22. Котлер Ф., Келлер К. Л. Маркетинг менеджмент: Перевод с английского — СПб.: "Питер", 2009. — 814 с.
23. Ленц Е. Битва качества с количеством // "Бизнес-журнал" №3 от 13 Февраля 2007 года.
24. Лоусан Ф. Рестораны. Клубы. Бары: планирование, дизайн, управление. 2-е изд. – М.: "Проспект", 2008. – 392 с.
25. Маслова Т. Д., Божук С. Г., Ковалик Л. Н. Маркетинг. — СПб.: "Питер", 2008. — 397 с.
26. Моргунов Е.Б. Организационное поведение. М., 2005.
27. Мудров А.Н. Основы рекламы. — М.: "Экономистъ", 2005. — 319 с.
28. Назаров О. Как "раскрутить" ресторан. – М.: "Ресторанные ведомости ИД", 2006. – 176 с.
29. Назаров О. Лучшие ресторанные "фишки" мира (пер.). – М.: "Ресторанные ведомости ИД", 2006. – 178 с.
30. Назаров О.В. Как "раскрутить" ресторан 2. Мастер-класс эффективного продвижения. – М.: "Ресторанные ведомости ИД", 2007. – 200 с.
31. Новиков В. Единая система маркетинга // "Управление компанией", №9, 2004.
32. Океанова З. К. Маркетинг. — М.: "Проспект", 2007. — 424 с.
33. Панкрухин А.П. Маркетинг: Учебник. — М.: ИКФ Омега-Л, 2008. – 656 с.
34. Парамонова Т. Н. Маркетинг. — М.: "КноРус", 2008. — 358 с.
35. Патти Д. Маркетинг в ресторанном бизнесе. – М.: "Альпина Бизнес Букс", 2006. – 238 с.
36. Петраков А. Идея и концепция ресторана. — http://www.fabrikabiz.ru/restaurant/4/5.php
37. Пикалев А. В. Как увеличить доход ресторана, бара, кафе. – М.: "Бизнес-пресс", 2005. – 168 с.
38. Под ред. Н.П. Ващекина Маркетинг: Учебник/Коллектив авторов; перераб. и доп. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2005. – 312 с.
39. Ребер Артур, Большой толковый психологический словарь Т. 1. (А-О) / Пер. с англ., 2005.
40. Резник С. Д. Организационное поведение. — М.: "ИНФРА-М", 2008. — 430 с.
41. Ромат Е.В. Реклама. СПб.: Питер, 2009.
42. Саак А. Э., Якименко М. В. Менеджмент в индустрии гостеприимства (гостиницы и рестораны): Учебное пособие. – С.-Пб.: "Питер", 2007. – 432 с.
43. Ситникова О.В. Ресторан и кафе с нуля. – С.-Пб.: "Питер", 2007. – 192 с.
44. Солдатенков Д.В. Современный ресторан: новые форматы. – М.: "Ресторанные ведомости ИД", 2006. – 144 с.
45. Соловьев Б.А. Маркетинг: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 383 с.
46. Тейлор Д. Рестораны, бары, кафе: Лучшие мировые интерьеры. – М.: "Ресторанные ведомости ИД", 2005. – 192 с.
47. Уэллс У., Бернет Дж., Мориарти С. Реклама: принципы и практика. – СПб.: ПИТЕР, 2005.
48. Черняховская Т.Н. Маркетинговая деятельность предприятия: теория и практика. – М.: Высшее образование, 2008. – 743 с.
49. Шарков Ф.И. Теория коммуникаций (базовый курс): Учебник. М., 2005.