ВВЕДЕНИЕ 10
1. ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ 13
1.1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ БАЗА ИССЛЕДОВАНИЙ
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ 13
1.2. МЕТОДИКА ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ БИЗНЕСА И ЕЕ
ВЗАИМОСВЯЗЬ С ПРОЦЕДУРАМИ ОЦЕНКИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ 20
1.3. МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ И УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ НА ОСНОВЕ
ПОВЫШЕНИЯ ЕГО КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ 27
2. СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ НА ОСНОВЕ
ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ И КОМПЛЕКС ЗАДАЧ ПО ИХ РЕАЛИЗАЦИИ 31
2.1 ПОНЯТИЕ КОНКУРЕНЦИИ, ЕЕ СУЩНОСТЬ И ВИДЫ 31
2.2 КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ И ЕЕ КОНКУРЕНТНЫЕ
ПРЕИМУЩЕСТВА 36
2.3 КОНКУРЕНТНЫЙ АНАЛИЗ ПРЕДПРИЯТИЯ ПРИ РАЗРАБОТКЕ СТРАТЕГИИ 40
2.4. РЕИНЖИНИРИНГ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ НА ОСНОВЕ ПОВЫШЕНИЯ
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ 49
3. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ДАЛЬНЕЙШЕМУ
РАЗВИТИЮ КОМПАНИИ ООО «REFAN» НА ОСНОВЕ SWOT- АНАЛИЗА 70
3.1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ, КАК БАЗА ДАННЫХ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ SWOT-АНАЛИЗА 70
3.2 ПРОВЕДЕНИЕ SWOT - АНАЛИЗА ООО «REFAN» 77
3.3 РЕИНЖИНИРИНГ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ 81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 91
ЛИТЕРАТУРА 95
Объектом исследования являются маркетинговые процессы, применяемые
в сети Магазинов "Refan".
Предметом исследования являются основные виды маркетинговых
мероприятий, используемых при реализации маркетинговой стратегии для
повышения конкурентоспособности сети магазинов ООО "Refan".
Цель работы – на примере деятельности сети магазинов розничной торговой
сети ООО "Refan" выполнить анализ реализуемого комплекса маркетинговых
мероприятий, разработать стратегии маркетингового развития сети и
методику мониторинга конкурентной среды предприятия.
Актуальность работы продиктована необходимостью стратегического
планирования маркетинговой деятельности на предприятии современного
сетевого ритейла косметической промышленности на примере сети магазинов
Refan.
В результате исследования разработана стратегия маркетингового развития
сети магазинов ООО Refan на рынке г. Томска.
Теоретическая и практическая значимость работы – на основе
использования теоретических положений и практической части ВКР можно
разработать стратегию маркетингового развития, а так же определить форму
реинжиниринга бизнес-процессов ООО Refan с целью повышения
конкурентоспособности в условиях экономического кризиса.
ВЕДЕНИЕ
Экономика существует уже так долго, что трудно вспомнить, когда она
появилась и когда эту сферу деятельности стали называть экономикой. Много
веков назад люди стали заниматься производственной деятельностью. В
условиях современной экономики очень сложно удерживать лидирующие
позиции. Кризисные ситуации могут застигнуть компанию на всех стадиях
существования. Проблема экономической перестройки промышленных
предприятий в условиях реформирования хозяйства страны и переводе его на
условия рыночной экономики с предотвращением банкротств и обеспечением
их выживаемости очень важна и актуальна. Эту проблему, как и любую
другую, легче решить, если известны силы и факторы, ведущие к банкротству,
тенденции их развития и отслеживается информация, анализируя которую
можно предугадывать возможные сценарии развития событий. По мере
ускорения проводимых реформ все большее внимание уделяется вопросам
антикризисного управления по всем его аспектам.
Одним из таких аспектов является совершенствование законодательства
о несостоятельности. В законе о несостоятельности 1998 г. учтен опыт работы
многих стран, в частности Германии. При этом преследуется цель обеспечить
прозрачность и предсказуемость законодательства, что исключает
возможность применения процедур банкротства в неблаговидных целях, а
также для захвата чужих финансовых ресурсов.
Новым направлением реформирования экономики России является
синергизм[1] (комплексность, энергопроизводственные циклы получения
наиболее эффектных результатов в различных видах производственной
деятельности). Владение факторингом, в частности, позволяет значительно
ускорить оборачиваемость оборотных средств, сокращая тем самым
потребность в дополнительном финансировании. Многие проблемыантикризисного управления успешно решаются благодаря профессионализму
арбитражных управляющих.
Актуальность выбранной тематики определяется тем, что сегодня само
внимание к бизнес-процессам, их совершенствованию требовало от
менеджеров нестандартного подхода. Постепенно реинжиниринг, который
предлагает сломать существующую на предприятии систему и построить ее
заново на основе такого революционного изменения бизнес-процессов, стал
превращаться в систему управления, "обрастать" технологией, становиться на
почву научного обоснования. Стали появляться соответствующие
программные продукты. От реинжиниринга, как метода реорганизации
бизнеса через коренную перестройку имеющихся бизнес-процессов,
управленческая мысль перешла к понятию "бизнес-инжиниринг", то есть
система создания бизнеса, как инженерной науки, через проектирование и
управление бизнес-процессами.
Цель данной работы заключается в получении практических навыков в
области проведения инжиниринга и реинжиниринга бизнес-процессов,
опробовании методик и инструментальные средства поддержки проведения
реинжиниринга на конкретном бизнес-процессе, для выявления слабых сторон
бизнес-процесса и их ликвидации.
В соответствии с поставленной целью, необходимо реализовать
следующие задачи:
1. Рассмотреть методологии конкурентоспособности развития
предприятий;
2. Проанализировать методы исследования конкурентоспособности
предприятий;
3. Выявить основные подходы повышения конкурентоспособности;
4. Провести конкурентный анализ предприятия «Refan», дать
рекомендации по формированию стратегии;
5. Провести реинжиниринг бизнес-процессов с целью повышения
конкурентоспособности для ООО «Refan».
Практика показала, что в результате реализации предлагаемых изменений должны быть достигнуты следующие целевые значения метрик бизнеспроцесса:
1) Совершенствование принципов мерчендайзинга в отделах позволит покупателям получить больше необходимой информации о продукции и сориентироваться в ассортименте самостоятельно, что существенно сократит время на процесс выбора.
2) Сокращение времени обслуживания покупателя в 5 раз, благодаря использованию интернет-сайта и базы данных о клиентах и их покупках.
3) Степень удовлетворенности клиентов обслуживанием и покупками повысится в 2-3 раза, т.к. появятся дополнительные услуги: доставка клиенту заказа на указанный им адрес, регулярно расширяющийся ассортимент продукции.
4) Остлеживаемые тенденции в торговле позволят стабилизировать уровень цен.
Усиление конкуренции и увеличение требований клиентов приводят к тому, что все большее число предприятий обращается к маркетингу, разрабатывает стратегические маркетинговые планы, чтобы адаптироваться к изменениям внешней среды и обеспечить успех в конкурентной борьбе. Успех будет за теми компаниями, которые сумеют найти свои конкурентные преимущества: индивидуальность и клиентуру, сумеют приспособиться к запросам клиентов и создать новые потребности в своих товарах.
Таким образом, предприятиям которые хотят достичь успеха на современном рынке необходимо не только максимально удовлетворять потребности клиентов, но и всесторонне анализировать изменения, происходящие как во внешней среде организации, так и внутри нее.
В данной выпускной квалификационной работе была поставлена и успешно выполнена цель: проведение SWOT-анализа для компании ООО «Refan» и выработка рекомендаций по результатам анализа и выполнены следующие:
1. Рассмотрение теоретических материалов по вопросам проведения конкурентного анализа, анализа внутренней и внешней среды компании.
2. Рассмотрение теоретических основ по проведению SWOT - анализа.
3. Анализ факторов внешней и внутренней среды ООО «Refan».
4. Рекомендации по преодолению слабых сторон и угроз, наиболее эффективному использованию сильных сторон и возможностей компании ООО «Refan».
Компания зарегистрирована в 2008 году. На первом этапе деятельности ассортимент компании ограничивался лишь небольшой коллекцией парфюмерных ароматов. За несколько лет работы компании были расширены линии производства парфюмерных и косметических направлений до уровня, соответствующего для представления на международном рынке.
По результатам проведенного анализа конкурентов в городе Томске, были выявлены те, которые представляют реальную угрозу ООО «Refan»:
«Летуаль», «Ile de beaute».
Выяснили, что компания оказывает большой спектр услуг различным сегментам рынка
Не смотря на малочисленный коллектив в 18 человек, в сутки организация обслуживает до 80 клиентов.
Мы описали характеристики внутренней и внешней среды предприятия: Сильные стороны: более образованное и динамичное молодое
руководство и персонал; вопросы снабжения сырьем решаются более профессионально; удобное расположение; использование современных технологий и оборудования; хорошая репутация у потребителей; отлично отлаженная система менеджмента; появление новых технологий;
Слабые стороны: достаточно высокая текучесть кадров; более высокие цены на продукцию; неэффективное использование рекламы; низкая заработная плата сотрудников; необходимость обновления основных фондов; маленькие производственные мощности; отсутствие маркетинговой деятельности.
Возможности: выход на новые рынки или сегменты рынка; подавление конкурентов за счет увеличения приверженности покупателей; увеличение доли рынка за счет увеличения производственных мощностей; расширение ассортимента и номенклатуры продукции; снижение издержек с целью снижения цен на продукцию;
Угрозы: возможность появления новых конкурентов; возрастающее давление на цены у покупателей и поставщиков; быстрое устаревание основных фондов; растущее конкурентное давление.
Предварительно рассмотрев сильные и слабые стороны организации, составили матрицу SWOT для ООО «Refan» После ее составления и анализа дали следующие рекомендации позволяющие повысить конкурентоспособность фирмы на рынке: в первую очередь компании необходимо начать активную маркетинговую деятельность; придерживаться выбранной стратегии дифференциации и диверсификации, позволяющими фирме не терять на рынке занятую позицию; изменить ценовую политику и уменьшить цены на продукцию, что можно сделать за счет увеличения производственных мощностей; так же, необходимо изменение политики заработной платы, с целью снижения текучести кадров; возможна работа с помощью торговых агентов, которые могут заключать договора с предприятиями; спонсирование общественных мероприятий, поможет фирме утвердить свои позиции; особое внимание необходимо уделить рекламе, выпускать ее в различных средствах массовой информации: на радио, телевидении, более продуктивно использовать печатную рекламу и конечно не отказываться от транспортной рекламы.
В общем, положение фирмы на рынке не плохое, но следование нашим рекомендациям, поможет ей обеспечить себе конкурентные преимущества, которые дадут возможность увеличить долю рынка.
Таким образом, к сильным сторонам нашей фирмы относятся соотношение цены и качества, наполненность ассортимента, к слабым - время выполнения заказа, уровень обслуживания клиента. По этим метрикам мы значительно проигрываем нашим конкурентам.
Клиенты само собой хотят получить услуги отличного качества в короткие сроки максимально функциональные за небольшую плату и в короткие сроки.
Клиентов в настоящий момент не устраивают: относительно долгий срок выполнения заказа, качество предоставляемых услуг и иногда качество товара. Пока это редкие случаи, но если такое допускать, то можно потерять определенный процент клиентов.
Сильные стороны компании это большой ассортимент, хорошая функциональность и дизайн, отличное качество материалов, из которых производится продукция.
1. Бизнес - план: опыт, проблемы/под ред. Любанова Т.П., Мясоедова Л.В., Грамотенко Т.А.и др. -М.: ПРИОР, 2000.-96 с.
2. Бляхман Л.С. Экономика фирмы. Учебное пособие. - Спб. Изд-во Михайлова В.А.
3. Бухалков М.И. Внутрифирменное планирование. - М.: Инфра - 2000.400 с.
4. Беренс В. Хавранек П. Руководство по оценке эффективности инвестиций. - М.: Инфра-М, 2001.- 528 с. (1)
5. Белолипецкий В. Г. Финансы фирмы: Курс лекций / В. Г. Белолипецкий. — М.: Инфра-М, 1999. — 298 с.
6. Баринова В.А. Антикризисное управление: учебное пособие .-М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2005.-488с.
7. Балдин К.В. Антикризисное управление: макро- и микроуровень: Учебное пособие. - М.: Издательско-торговая корпорация “Дашков и К”, 2005.-316с.
8. Завлин П. Н., Васильев А.В., Кноль А.И. Оценка экономической эффективности инвестиционных проектов (современные подходы). - СПб.: Наука, 2003. - 567 с. (5)
9. Коссов Ю.В. Бизнес - план: обоснование решений. Учебное пособие. - М.: ТУ - ВШЭ, 2000. - 272 с.
10. Методические указания по выполнению работ по дисциплине «реинжиниринг бизнес - процессов».
11. Силич В.А.,Силич М.П. Системные технологии проектирования бизнеспроцессов. Учебное пособие. - Томск: ТПУ, 2000. - 108с.
12. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов (вторая редакция): Официальное издание. — М.: Экономика, 2002. — 421 с. (14)
13. Мартынов А. Д. Активизация инвестиционной политики. // М.: Экономист, 2003. - №9. - С. 8-12. (16)
14. Идрисов, А. Б. Стратегическое планирование и анализ эффективности инвестиций / А. Б. Идрисов, С. В. Картышев, А. В. Постников. — 2-е изд., стереотип. — М.: Филинъ, 1998. — 272 с. (7)
15. Норткотт, Дерил. Принятие инвестиционных решений: пер. с англ. / Д. Норткотт. — М.: ЮНИТИ, 1997. — 219 с. (22)
16. Как рассчитать эффективность инвестиционного проекта. Расчет с комментариями / П. Л. Виленский, С. А. Смоляк. - М.: Информэлектро, 2002. - 148 с. (12)
17. Стоянова Е.С. Финансовый менеджмент. Теория и практика. - 5-е изд.
— М.: Перспектива, 2001. — 208 с.
18. Семина А.Н.-Основы антикризисного управления 2-е изд., перераб. И доп. - М.: Издательство “Экзамен”, 2004.-244с.
19. Ковалев В. В. Управление финансами: учебное пособие / В. В. Ковалев.
— М.: ФБК-Пресс, 2001. — 160 с.
20. Рубинштейн Е. И. Экономическая оценка инвестиций: учебное пособие.
- Сургут: СурГУ, 2003. - 128 с.
21. Инвестиции: системный анализ и управление / К. В. Балдин. - 2-е изд.
- М.: Дашков и Ко, 2007. - 288 с.
22. Крутик А. Б., Никольская Е. Г. Инвестиции и экономический рост предпринимательства. - Серия «Учебники для вузов. Специальная литература.» - СПб.: Лань, 2000. - 544 с.
23. Липсиц И. В., Косов В. В. Экономический анализ реальных инвестиций: Учебник. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Экономистъ, 2003. - 347 с.
24. Э.М Короткова.-М.: ИНФРА-М,2009.-620с.
25. Крутик А.В. Антикризисный менеджмент.-СПб.: Питер, 2001. - 432с.
26. Жарковская Е.П. Антикризисное управление: учебник.-3-е изд., испр. И доп. - М.: Омега-Л, 2006.-356с.
27. Пестрякова Т.П. Экномический анализ: теория и практика, 2007.-№5
28. Федорова Г.В. Учет и анализ банкротства. М.: Омега-Л., 2006- 248 с.
29. Юн Г.Б. Антикризисное управление в Российской экономике. -СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2002.-205с.
30. F. Drudi and R: Giordano, Default Risk and optimal debt management, Journal of Banking and Finance,Vol. 24 (6), pp. 861-892
31. Finkler, S. A., Finance and Accounting for Nonfinancial Managers, Prentice Hall, Englewood Cliffs, NJ, 2005.
32. Koller, G. R., Risk Modeling for Determining Value and Decision Making, Chapman &Hall/CRC Press, Boca Raton, FL, 2004.
33. Pariseau, R., and Oswalt, I., Using data types and scales for analysis and decision making,Acquisition Review Quarterly, 145-159, Spring, 2003.
34. Barton, T. L., Shenkir, W. G., and Walker, P. L., Making Enterprise Risk Management Pay Off: How Leading Companies Implement Risk Management, Financial Times Prentice Hall, Englewood Cliffs, NJ, 2002.