Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПОСТ-АВАНГАРД: КУЛЬТУРФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ

Работа №121528

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

философия

Объем работы88
Год сдачи2018
Стоимость4200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
109
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
1 Концептуализация феномена «Пост-авангард» 10
1.1 Есть ли разница между пост-авангардом и постмодернизмом? 10
1.2 От авангарда к пост-авангарду 19
1.3 Важно ли отличать пост-авангард от трансавангарда и неоавангарда? 30
2 Культурфилософское обоснование феномена пост-авангарда 41
2.1 Виртуальная действительность пост-авангарда 41
2.2 Медиальная основа пост-авангарда 55
Заключение 63
Список использованной литературы 66
Приложения 73



Актуальность темы исследования. Феномен пост-авангарда – это феномен современности. Само современное искусство, как и современность, является проблемным полем и вызывает множество дискуссий. Пост-авангард является составляющей современного искусства. Выбор темы является актуальным, так как современное искусство имеет неустойчивые позиции в научном дискурсе. Термин пост-авангард используется в научных работах, характеризуя современное состояние искусства. Исследование феномена «пост-авангард» позволяет осмыслить целостность современных художественных практик. Вместе с тем, нужно отметить, что он не поддаётся однозначному определению. Многие определения пост-авангарда представляют другие варианты интерпретации. Осмысление этого феномена и художественных практик позволяет понимать происходящие процессы в современном искусстве. Для прояснения термина пост-авангард, необходимо определять, чем он отличается от «трансавангарда», «неоавангарда» и, собственно, самого авангарда для глубокого осознания современной художественной жизни.
Актуальность исследования для эстетической мысли заключается в прояснении феномена пост-авангарда как части проекта пост-модерна. Данное разъяснение ведет к пониманию современного искусства. Такой ход аналогичен пониманию арт-практики большей части XX века с помощью анализа феномена авангарда, являющимся завершением проекта. Для научного сообщества исследование также представляется актуальным, так как проблематика пост-искусства в виде пост-авангарда до сих пор еще однозначно не определена и не исследована, что приводит к трудностям в понимании взаимоотношения различных сфер бытия в период постмодерна. От того, как будет понят феномен пост-авангарда, зависит и понимание специфики постмодерна. Кроме того, понимание феномена пост-авангарда может быть актуальным для практического опыта. Музейно-выставочные пространства, являясь институтом, определяющим в современное время статус арт-объекта, имеют дело с современным экранным и виртуальным искусством. Медиальные практики широко распространены в современном музейном поле. Прояснение взгляда на данное искусство как на пост-авангардное актуально для определения роли и влияния разнообразных арт-практик на реципиента.
Степень разработанности темы. Проблема определения современного искусства находит отражения в работах как эстетического, философского характера, так и искусствоведческого. Несмотря на большой интерес к этому феномену современности, вне исследовательского внимания практически остаётся явление пост-авангада. Существует небольшое количество научных исследований, посвященных данному феномену, среди которых, самой известной можно считать диссертацию Д.Ю. Голынко «Современный русский поставангард: направления, модели, стратегии» . В работе рассматривается только русский пост-авангард, понимаемым Д.Ю. Голынко как феномен арт-мира, отвечающей отечественному проявлению постмодернизма и приходящийся на 60е – 80е года XX века. Кроме того, исследование пост-авангарда представлено в статье Назаровой А.Н. «Авангард и поставангард в русском искусстве» , в котором под пост-авангардом определяется совокупность художественных течений, охватывающие период от Второй мировой войны по современное время. В публицистике нередко под авангардом понимается период, охватывающий искусство 20-х – 30-х годов XX века. Отсутствует философское обоснование актуальных концептуальных основ пост-авангарда, понимание его как феномена современности.
Между тем, существует ряд важных для нашего исследования работ, посвященных тематике постмодернизма, авангарда, неоавангарда и трансавангарда, что необходимо для определения смысловых границ пост-авангарда и отличия от других предыдущих феноменов арт-среды. Кроме того, большое количество работ посвящены тематикам визуального пространства, экранной культуры и медиаискусства, отвечающим основным идеям пост-авангарда. Среди работ философского и эстетического характера необходимо выделить работу М. Эпштейна по концептуализации феномена авангарда, статья Ж.Ф. Лиотара «Заметки о смыслах «пост» , в которой автор обозначает значение термина «постмодернизм», статью американского исследователя С. Малика «Комплекс-время» , раскрывающую временной оттенок префикса «пост». Необходимо отметить значимость для данного исследования книгу исследователя медиальной культуры М. Маклюэна «Понимание медиа: внешнее расширение человека» , прорабатывающей важные категориальные основания, дающей определения различным средствам коммуникации, а также работы по медиальной культуре отечественного философа В.В. Савчука. Кроме того, важную роль для исследования составили некоторые идеи В.В. Бычкова и Н.Д. Маньковской о виртуальном пространстве и Е.В. Дукова о феномене «экранности», свойственном пост-авангарду.
К трудам искусствоведческого и культурологического характера, используемых в исследовании, относятся труды Д.В. Сарабьянова, который посвятил исследованию авангарда всю жизнь, книга И. Азизян «Диалог искусств серебряного века», в которой анализируется яркая идея начала XX века объединения методов различных искусств. Важными работами по авангарду следует считать книгу крупнейшего американского аналитика современного искусства Р. Краусс «Подлинность авангарда и другие модернистские мифы» , идеи основателя понятия «неоавангард» П. Бюргера, исследователя этого феномена Б.Х.Д. Бухло. Кроме того, нельзя не обратиться к установкам итальянского искусствоведа А.Б. Олива, разработавшего термин «трансавангард» и к исследователю трансавангарда Е.А, Еромолина. Также для нашей работы актуальны книги Х.Т. Лемана «Постдраматический театр» , в котором проанализировано творчество автора, отвечающего пост-авангардным тенденциям, исследование И. Азизян «Диалог искусств серебряного века» , в котором анализируется яркая идея начала XX века объединения методов различных искусств. В качестве источников концептуальных идей представителей авангарда используется статья К. Малевича «Супрематизм как Уновисское доказательство» , обосновывающая важность институализации первой волны авангарда.
Проблема: определить феномен пост-авангарда.
Цель: провести культурфилософский анализ пост-авангарда
Задачи:
1) Выявить сущностную характеристику феномена пост-авангарда;
2) Проанализировать отличия пост-авангарда от авангарда;
3) Определить временные и сюжетные рамки пост-авангарда;
4) Проанализировать художественные практики пост-авангарда;
Методология: Основная методология, используемая в данной работе это герменевтический метод, с помощью которого можно исследовать такой неустоявшийся культурный феномен, как пост-авангард.
Кроме того, теоретическую и методологическую основу работы составляет корпус методов гуманитарной науки. Наиболее адекватным методом, который мы используем в исследовании данного феномена – культурфилософский анализ, под которым мы понимаем изучение явления в его взаимодействии с культурными явлениями. В работе используется сравнительно-исторический метод, а также анализ эмпирического материала, заключающийся в описании различных арт-практик пост-авангарда.
При написании используется устоявшаяся методология следующих авторов: теоретические размышления Жана-Франсуа Лиотара о постмодернизме, и о приставке «пост». Была использована методологическая установка Маршала Макклюэна о медиакультуре, составляющая консонанс с идеями о пост-авангарде.
Апробация работы:
Выпускная квалификационная работа состоит из двух глав, пяти параграфов, имеет шестьдесят два источника в списке используемой литературы объемом в семь печатных страниц. Материалы и результаты исследования нашли отражение в ряде докладов на конференциях Всероссийского уровня, таких как:
1. XIV Всероссийская конференция «Волшебство экранов» (19-21 апреля 2017, Москва, Государственный институт искусствознания) – доклад: «Пост-авангард как эпоха экранов»;
2. Всероссийская научная конференция «XI Кагановские чтения. Актуальные художественные практики и их теоретическое осмысление» (18-19 мая 2017, Санкт-Петербург, Санкт-Петербургский государственный университет) – доклад «Science art в русле пост-авангарда».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Пост-авангард как феномен современной арт-среды сформировался под влиянием научных и социально-культурных изменений в человеческой действительности, происходивших на фоне технологической революции конца XX века и преодоления авангардных установок. Сложность исследования данного явления проявляется в отсутствии достаточного количества философских работ, определявших пост-авангард. Кроме того, художники, работающие в системе пост-авангарда, сами не определяют себя принадлежащим к этому арт-феномену, отсутствуют какие-либо манифесты или тексты художников, отсылающие к осознанию своего творчества в пост-авангардном пространстве.
Для определения смысловых границ изучаемого феномена были проведены герменевтический анализ и сравнение направлений, предшествующих пост-авангарду. Было выявлено, что пост-авангард имеет общие основания с постмодернизмом. Выяснение значимости приставки «пост» в этих терминах с помощью установок Ж.Ф. Лиотара, и разъяснение оттенков темпоральности в идеях С. Малика определяет постмодернизм и пост-авангард как феномены, преодолевающие установки прошлого и пытающиеся сформировать идеи будущего для выстраивания и осмысления настоящего. Однако, был выявлен ряд различий между этими феноменами. «Пост» в термине пост-авангард влияет на понимание этого феномена как выстраивающегося в виртуальной действительности. Пост-авангард хронологически вводится в культурную жизнь с конца 80-х годов прошлого века и отвечает установкам начавшейся эпохи постмодерна, преодолевающей стремление к рациональности и построения общества Разума предыдущей эпохи модерна. Стоит отметить, что в пост-авангарде наблюдается отказ от концентрации иронии в арт-пространстве, так как разочарование крайностью постмодернизма приводит к нон-конформизму в арт-сфере. Пост-авангард отходит от «коллажности» постмодернизма и переходит к принципу «космичности, проявляющемуся благодаря знаково-символическим элементам пространства, устроения по принципу «звездного неба». Это пространство не плоскостное, оно необъятно по охвату. Выло выявлено, что пост-авангард отказывается от мифологизации действительности, предлагая зрителям лишь попытку восприятия, но не понимания арт-практик.
Кроме того, сравнительный анализ направлений, предшествующих изучаемому феномену, таких как непосредственно первая волна авангарда, трансавангард, неоавангард, позволили определить следующие существенные характеристики феномена. Конформизм по отношению к художественной среде и к культурной действительности, в связи с чем идея новаторства, актуальная в период авангарда, теряет свою важность. Между тем, установка на цитирование идей предыдущих арт-практик и ирония над окружающей действительностью, значимая в постмодернизме, во второй волне авангарда, также теряет в пост-авангарде свою актуальность. Пост-авангард, следуя установке Аристотеля, держится принципа золотой середины.
Пост-авангард – современный феномен, распространившийся на многочисленные арт-практики, среди которых «digital art», «science art», искусство театра, музыка, инсталляции, перформансы.и многие другие направления. Основы классических видов искусства используются в новых практиках, преобразуясь в иное в виртуальном пространстве. Даже направления, выполненные в классической манере не избегают тенденций пост-авангарда, проявляющихся в актуализации и трансляции проектов данных направлений с помощью интерактивности, медиальной взаимосвязи, технических приёмов. Актуализация этого феномена происходит в хаотически-фрактальной ирреальности, являющейся проекцией экранного пространства. Экран понимается в исследовании не только как предмет трансляции, но и как огромное пространство холодных средств коммуникаций, идеи о которых были выдвинуты М. Маклюэном. Пост-авангард как явление, преодолевающее установки авангарда проявляется именно в данных тенденциях.
Понимание феномена медиальности важно для понимания пост-авангарда. Данный феномен проявляется в исследуемом направлении как пространство, состоящее из связанных друг с другом элементов, выстроенных с помощью технически развитых средств коммуникации. В данном пространстве поднимается ценность оригинальных проектов. Понимание феномена медиальности в пост-авангардных практиках определяется через проявление интерактивности, дающей реципиенту возможность внедрения в виртуальное умозрительно-воспринимаемое пространство.
Таким образом, проанализировав основные черты пост-авангарда мы определили его сущностные характеристики и степень влияния на феномен современного искусства.



1. Bürger P. Avant-Garde and Neo-Avant-Garde: An Attempt to Answer Certain Critics of Theory of the Avant-Garde // New Literary History, 2010. – Volume 41. – P. 706.
2. Lopes F.A.S. Media, art and technology: a contemporary reflection // Comunicação e Sociedade. – 2017. – vol. 31. - pp. 299 – 310.
3. Quaranta, D. Beyond New Media Art / D. Quaranta. – San Francisco: LINK Editions, Brescia, 2013. – 281 c. ISBN ISBN 978-1-291-37697-5.
4. Азизян, И. Диалог искусств серебряного века. – М.: Прогресс-Традиция, 2001. – 400 с. – ISBN 5-89826-090-0.
5. Актуганова, И.И. Пересечение науки и искусства / И.И. Актуганова // Искусство удивлять: Материалы научно-практической конференции, посвященной 75-летию Дома занимательной науки на Фонтанке (14-15 октября 2010). – СПб.: Центральный музей связи им. Попова, 2010. – 184 с. ISBN 978-5-903733-11-8.
6. Андреева, Е.Ю. Постмодернизм. Искусство второй половины XX – начала XXI века. СПб.: Азбука-классика, 2007. – 488 с. ISBN 5-352-01984-5.
7. Ануфриева, А.В. Проявление коллажного мышления в изобразительном искусстве: от модернизма к постмодернизму // Вестник Бурятского государственного университета. – 2012 г. - № 14. – С. 169 – 174.
8. Бухло, Б.Х.Д. Неоавангард и культурная индустрия. Статьи о европейском и американском искусстве / Б.Х.Д. Бухло. – М.: V-A-C press, 2016. – 720 с. ISBN 978-5-99906255-2-5;
9. Бишоп, К. Цифровой раскол // Художественный журнал. - № 96, - 2015. URL: http://moscowartmagazine.com/issue/18/article/255 (дата обращения: 12.04.2017).
10. Бычков В.В. Виртуальная реальность как феномен современного искусства / В.В. Бычков, Н.Б. Маньковская // Эстетика: Вчера. Сегодня. Всегда. – М., 2006. – Вып. 2.– 239 с. ISBN 5-9540-0056-5.
11. Бычков, В.В. / В.В. Бычков, Н.Б. Маньковская // Современное искусство как феномен техногенной цивилизации. – М.: Редакционно-издательский отдел ВГИКС, 2011. С 93. – 208 с. ISBN 978-5-87149-120-1;
12. Вагнер Р. Искусство и революция / Р. Вагнер // Избранные работы. – М.: Искусство, 1978. – 695 с.;
13. Вишняков, А.Г. Концепт войны и насилия во Французском новом романе // Вестник Военного университета. – 2010. – № 1 (21). – С. 109 – 114.
14. Гадамер, Х.Г. Истина и метод / Х.Г. Гадамер. – М.: Прогресс, 1988. – 704 с. ISBN 5-01-001035-6;
15. Голынко, Д.Ю. Современный русский поставангард (направления, модели, стратегии): автореферат диссертации канд. искусствоведения: 17.00.09 / Д.Ю. Голынко [Российский институт истории искусств] – СПб, 1999. –33 с.
16. Горинский, А.С. Понятие виртуального бытия: поливариативность эволюции автореферат дис. канд. филос. наук: 09.00.01 / А. С. Горинский ; [Уральский гос. ун-т им. А. М. Горького]. - Екатеринбург, 2004. - 26 с.
17. Грийё А.-Р. Проект революции в Нью-Йорке. URL: https://www.e-reading.club/bookreader.php/48481/Rob-Griiie_-_Proekt_revolyucii_v_N%27yu-Iiorke.html (дата обращения: 13.04.2018).
18. Деникин, А.А. «Постцифровая эстетика» в художественных практиках цифрового искусства // Наука телевидения и экранных искусств. – 2017. - № 13. – С. 202 – 215.
19. Деррида Ж. О грамматологии. – М.: Ad Marginem, 2000. – 511 с. ISBN 5-93321-011-0.
20. Дуков Е.В. Экран: quid est hoc? // Наука телевидения и экранных искусств. № 13, 2017. С. 7 – 32.
21. Ермолин, Е.А. Трансавангард как парадигма современной литературы // Филологический класс. – 2011. – № 25. – С. 13.
22. Ерохин, С.В. Роль научного искусства в процессе модернизации современного общества // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2012. – № 3(17): в 2-х ч. – Ч. 1. – С. 219 – 225.
23. Ерохин С.В. Термин «научное искусство» в художественном и научном дискурсах // Вестник Череповецкого государственного университета. – 2012. - № 4. – Т. 2. – С. 138 – 141.
24. Ерохин, С.В. Цифровое искусство: преемственность традиций. // Вестник Тамбовского государственного университета. Гуманитарные науки. Философия, социология и культурологии. – 2009. – № 1. – С. 178 – 184.
25. Зиммель, Г. Понятие и трагедия культуры / Г. Зиммель // Зиммель Г. Избранное: в 2 т. Т.1: Философия культуры. – М.: Юристъ, 1996.– 671 с. – ISBN 5-7357-0052-9.
26. Кант, И. Критика чистого разума / Кант И. – М.: «Э», 2016. – 736 с. ISBN 978-5-699-14702-1;
27. Капустина, Л.Б. Аналитика театрального поставангарда // Культурологический журнал. – 2012. – № 4(10). – С. 5.
28. Краусс Р. Подлинность авангарда и другие модернистские мифы. – М.: Художественный журнал, 2003 г. – 318 с. ISBN 5-901 П6-05-4;
29. Леман, Х.-Т., Постдраматический театр / Х.-Т. Леман. – М.: ABCdesign, 2013. – ISBN 978-5-4330-0024-7.
30. Лиотар Ж.-Ф. Заметки о смыслах «пост» // Иностранная литература. – 1994. – № 2. – С 56 – 59;
31. Липов, А.Н. Оптико-кинетическое искусство. Поиски новых типов формообразования / А.Н. Липов // Эстетика: Вчера. Сегодня. Всегда. – 2006. – Вып. 2. – 239 с.
32. Лосев А.Ф. Философия имени. URL: https://predanie.ru/losev-aleksey-fedorovich/book/72798-filosofiya-imeni/#toc2 (дата обращения: 21.03.2018).
33. Маклюэн, М. Понимание медиа: внешнее расширение человека / М. Маклюэн. – М.: Жуковский, «КАНОН-Пресс-Ц», «Кучково поле», 2003. – 464 с. ISBN 5-86090-102-X.
34. Малевич, К. С. Супрематизм как Уновисское доказательство. / К.С. Малевич // Собрание сочинений: в 5 т. – М.: Гилея, 2004. Т. 5: Произведения разных лет: Статьи. Трактаты. Манифесты и декларации. Проекты. Лекции. Записи и заметка. Поэзия. – 624 с. ISBN 5-87987-032-4.
35. Малик, С., Комплекс-Время / С. Малик., А. Аванесян //Художественный журнал. – 2017. – № 98. – С. 27. – 41.
36. Маньковская Н.Б. // Теория и история культуры. Круглый стол «Что такое искусство // Философский журнал. – 2016. – Т. 9. – № 4. – С. 18.
37. Мухина Е.Н. Модерн с приставкой «пост» // Новый университет: актуальные проблемы гуманитарных и общественных наук. – 2013. – № 5. – С. 25 - 38;
38. Назарова А.Н. Авангард и поставангард в русском искусстве // Sci-Article. - № 28. – 2015. URL: http://sci-article.ru/stat.php?i=1449773205 (дата обращения 25.02.2016).
39. Николаева Е.В Экран как зеркало медийных революций // Наука телевидения и экранных искусств. – 2017. - № 13. – С. 31 – 49.
40. Олива А. Бонито. Искусство между идентичностью и гомогенностью // Художественный журнал. – 2004. - № 24. URL: http://xz.gif.ru/numbers/56/8/ (дата обращения: 03.02.2018).
41. Олива А. Бонито. Искусство на исходе второго тысячелетия / А. Бонито Олива. – М.: Художественный журнал, 2003. – 218 с. ISBN5-901116-09-7.
42. Ортега-и-Гассет Х. Мысли о романе / Х. Ортега-и-Гассет // Эстетика. Философия культуры. – М.: Искусство, 1991. – 588 с. ISBN 5-210-02441-1.
43. Осмоловский А. Является ли современность нашей античностью? // Художественный журнал. – 2006. №. 61-62. URL: http://moscowartmagazine.com/issue/36/article/700 (дата обращения: 13.04.2018).
44. Поллак П. Из истории фотографии. – М.: Планета, 1983 .
45. Рыбников В.Н., Чукин С.Г. Постмодернизм в культуре и культура постмодерна / В.Н. Рыбников, С.Г. Чукин // Символы в культуре / под ред. Савчука В.В. – СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 1992. С. – 142 – 144. ISBN 5-288-00826-4.
46. Савчук В.В. Антология медиафилософии / В.В. Савчук. – СПб.: Издательство РХГА, 2013. – 339 с. ISBN 978-5-88812-618-9.
47. Савчук, В.В. От постмодернизма к «новой архаике» / В.В. Савчук // Символы в культуре / под ред. Савчука В.В. – СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 1992. С. – 142 – 144. ISBN 5-288-00826-4.
48. Сарабьянов, А. Д.: Лекции об авангарде URL: http://arzamas.academy/authors/27 (дата обращения: 25.12.2015).
49. Сарабьянов, Д. Русские живописцы начала XX века. - Ленинград.: Аврора, 1973. С. 171;
50. Семенюк К. А., Опыт французского неоавангарда в свете феномена возвышенного: автореферат диссертации к.филос.н.: 24.00.01 / Семенюк К.А. Томский государственный университет. – Томск , 2004. – 27 с.
51. Сигарев С.Ф. Проблема постмодернизма в западном теоретическом сознании: диссертация на соискание ученой степени к.филос.н : специальность 09.00.03 / Сигарев С.Ф. С.-Петерб. гос. ун-т. – СПб, 1996. – 178 л.
52. Смирнова Н.М. Выбор и творчество // Человек перед выбором в современном мире: проблемы, возможности, решения. Материалы Всероссийской научной конференции 27 – 28 октября ИФ РАН в 3-х т. – М.: Научная мысль, 2015. - Т. 1. С. 42. – ISBN.: 5-905-999-73;
53. Соколов Б.Г. Герменевтика метафизики / Б.Г. Соколов. – СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 1998. – 224 с. ISBN 5-288-01816-2.
54. Соколова И.Б. Феномен медиа в художественной культуре неоавангарда : автореферат дис. канд. культурологии : 24.00.01 / И. Б. Соколова ; [Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена]. - СПб., 2009. - 24 с.
55. Соколов Э.В. Ортега-и-Гассет: искусство и массовая культура в XX веке URL: http://samlib.ru/s/sokolow_e_w/3ortega.shtml (дата обращения 22.04.2017).
56. Стрелков Е.М. Медиаарт и музей науки / Е.М. Стрелков // Искусство удивлять: Материалы научно-практической конференции, посвященной 75-летию Дома занимательной науки на Фонтанке (14-15 октября 2010). – СПб.: Центральный музей связи им. Попова, 2010. – 184 с. ISBN 978-5-903733-11-8.
57. Таратута Е. Виртуальная реальность // Антология медиафилософии. – СПб.: Издательство РХГА, 2013. – 339 с. ISBN 978-5-88812-618-9.
58. Трошина Т.М. Современный интерактивный музей в медиапространстве / Т.М. Трошина // Современное искусство и художественный музей: комментарии. – СПб.: Издательский дом Санкт-Петербургского государственного университета, 2008. – 188 с. ISBN 978-5-288-04768-8.
59. Троянова А.А. А.А. Цифровая живописи. Когда холсты превращаются в пиксели // Моложежный научно-технический вестник. URL: http://sntbul.bmstu.ru/doc/696127.html (дата обращения: 15.04.2017).
60. Чинаев, В.П. В сторону «новой целостности»: интертекстуальность – поставангард – постмодернизм в музыкальном искусстве второй половины XX века – начала XXI века // Вестник СПбГУ. – 2014. – Сер. 15. – Вып. 1. – С. 30.
61. Шукурова, А.Н. Архитектура Запада и мир искусства XX века. – М.: Стройиздат, 1980. – 318 с. – ISBN 5-274-00198-Х.
62. Эпштейн, М. Искусство авангарда и религиозное сознание / М. Эпштейн // Новый мир. – 1989. - № 12. – С. 222. – 235.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ