ПОСТ-АВАНГАРД: КУЛЬТУРФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ
|
Введение 4
1 Концептуализация феномена «Пост-авангард» 10
1.1 Есть ли разница между пост-авангардом и постмодернизмом? 10
1.2 От авангарда к пост-авангарду 19
1.3 Важно ли отличать пост-авангард от трансавангарда и неоавангарда? 30
2 Культурфилософское обоснование феномена пост-авангарда 41
2.1 Виртуальная действительность пост-авангарда 41
2.2 Медиальная основа пост-авангарда 55
Заключение 63
Список использованной литературы 66
Приложения 73
1 Концептуализация феномена «Пост-авангард» 10
1.1 Есть ли разница между пост-авангардом и постмодернизмом? 10
1.2 От авангарда к пост-авангарду 19
1.3 Важно ли отличать пост-авангард от трансавангарда и неоавангарда? 30
2 Культурфилософское обоснование феномена пост-авангарда 41
2.1 Виртуальная действительность пост-авангарда 41
2.2 Медиальная основа пост-авангарда 55
Заключение 63
Список использованной литературы 66
Приложения 73
Актуальность темы исследования. Феномен пост-авангарда – это феномен современности. Само современное искусство, как и современность, является проблемным полем и вызывает множество дискуссий. Пост-авангард является составляющей современного искусства. Выбор темы является актуальным, так как современное искусство имеет неустойчивые позиции в научном дискурсе. Термин пост-авангард используется в научных работах, характеризуя современное состояние искусства. Исследование феномена «пост-авангард» позволяет осмыслить целостность современных художественных практик. Вместе с тем, нужно отметить, что он не поддаётся однозначному определению. Многие определения пост-авангарда представляют другие варианты интерпретации. Осмысление этого феномена и художественных практик позволяет понимать происходящие процессы в современном искусстве. Для прояснения термина пост-авангард, необходимо определять, чем он отличается от «трансавангарда», «неоавангарда» и, собственно, самого авангарда для глубокого осознания современной художественной жизни.
Актуальность исследования для эстетической мысли заключается в прояснении феномена пост-авангарда как части проекта пост-модерна. Данное разъяснение ведет к пониманию современного искусства. Такой ход аналогичен пониманию арт-практики большей части XX века с помощью анализа феномена авангарда, являющимся завершением проекта. Для научного сообщества исследование также представляется актуальным, так как проблематика пост-искусства в виде пост-авангарда до сих пор еще однозначно не определена и не исследована, что приводит к трудностям в понимании взаимоотношения различных сфер бытия в период постмодерна. От того, как будет понят феномен пост-авангарда, зависит и понимание специфики постмодерна. Кроме того, понимание феномена пост-авангарда может быть актуальным для практического опыта. Музейно-выставочные пространства, являясь институтом, определяющим в современное время статус арт-объекта, имеют дело с современным экранным и виртуальным искусством. Медиальные практики широко распространены в современном музейном поле. Прояснение взгляда на данное искусство как на пост-авангардное актуально для определения роли и влияния разнообразных арт-практик на реципиента.
Степень разработанности темы. Проблема определения современного искусства находит отражения в работах как эстетического, философского характера, так и искусствоведческого. Несмотря на большой интерес к этому феномену современности, вне исследовательского внимания практически остаётся явление пост-авангада. Существует небольшое количество научных исследований, посвященных данному феномену, среди которых, самой известной можно считать диссертацию Д.Ю. Голынко «Современный русский поставангард: направления, модели, стратегии» . В работе рассматривается только русский пост-авангард, понимаемым Д.Ю. Голынко как феномен арт-мира, отвечающей отечественному проявлению постмодернизма и приходящийся на 60е – 80е года XX века. Кроме того, исследование пост-авангарда представлено в статье Назаровой А.Н. «Авангард и поставангард в русском искусстве» , в котором под пост-авангардом определяется совокупность художественных течений, охватывающие период от Второй мировой войны по современное время. В публицистике нередко под авангардом понимается период, охватывающий искусство 20-х – 30-х годов XX века. Отсутствует философское обоснование актуальных концептуальных основ пост-авангарда, понимание его как феномена современности.
Между тем, существует ряд важных для нашего исследования работ, посвященных тематике постмодернизма, авангарда, неоавангарда и трансавангарда, что необходимо для определения смысловых границ пост-авангарда и отличия от других предыдущих феноменов арт-среды. Кроме того, большое количество работ посвящены тематикам визуального пространства, экранной культуры и медиаискусства, отвечающим основным идеям пост-авангарда. Среди работ философского и эстетического характера необходимо выделить работу М. Эпштейна по концептуализации феномена авангарда, статья Ж.Ф. Лиотара «Заметки о смыслах «пост» , в которой автор обозначает значение термина «постмодернизм», статью американского исследователя С. Малика «Комплекс-время» , раскрывающую временной оттенок префикса «пост». Необходимо отметить значимость для данного исследования книгу исследователя медиальной культуры М. Маклюэна «Понимание медиа: внешнее расширение человека» , прорабатывающей важные категориальные основания, дающей определения различным средствам коммуникации, а также работы по медиальной культуре отечественного философа В.В. Савчука. Кроме того, важную роль для исследования составили некоторые идеи В.В. Бычкова и Н.Д. Маньковской о виртуальном пространстве и Е.В. Дукова о феномене «экранности», свойственном пост-авангарду.
К трудам искусствоведческого и культурологического характера, используемых в исследовании, относятся труды Д.В. Сарабьянова, который посвятил исследованию авангарда всю жизнь, книга И. Азизян «Диалог искусств серебряного века», в которой анализируется яркая идея начала XX века объединения методов различных искусств. Важными работами по авангарду следует считать книгу крупнейшего американского аналитика современного искусства Р. Краусс «Подлинность авангарда и другие модернистские мифы» , идеи основателя понятия «неоавангард» П. Бюргера, исследователя этого феномена Б.Х.Д. Бухло. Кроме того, нельзя не обратиться к установкам итальянского искусствоведа А.Б. Олива, разработавшего термин «трансавангард» и к исследователю трансавангарда Е.А, Еромолина. Также для нашей работы актуальны книги Х.Т. Лемана «Постдраматический театр» , в котором проанализировано творчество автора, отвечающего пост-авангардным тенденциям, исследование И. Азизян «Диалог искусств серебряного века» , в котором анализируется яркая идея начала XX века объединения методов различных искусств. В качестве источников концептуальных идей представителей авангарда используется статья К. Малевича «Супрематизм как Уновисское доказательство» , обосновывающая важность институализации первой волны авангарда.
Проблема: определить феномен пост-авангарда.
Цель: провести культурфилософский анализ пост-авангарда
Задачи:
1) Выявить сущностную характеристику феномена пост-авангарда;
2) Проанализировать отличия пост-авангарда от авангарда;
3) Определить временные и сюжетные рамки пост-авангарда;
4) Проанализировать художественные практики пост-авангарда;
Методология: Основная методология, используемая в данной работе это герменевтический метод, с помощью которого можно исследовать такой неустоявшийся культурный феномен, как пост-авангард.
Кроме того, теоретическую и методологическую основу работы составляет корпус методов гуманитарной науки. Наиболее адекватным методом, который мы используем в исследовании данного феномена – культурфилософский анализ, под которым мы понимаем изучение явления в его взаимодействии с культурными явлениями. В работе используется сравнительно-исторический метод, а также анализ эмпирического материала, заключающийся в описании различных арт-практик пост-авангарда.
При написании используется устоявшаяся методология следующих авторов: теоретические размышления Жана-Франсуа Лиотара о постмодернизме, и о приставке «пост». Была использована методологическая установка Маршала Макклюэна о медиакультуре, составляющая консонанс с идеями о пост-авангарде.
Апробация работы:
Выпускная квалификационная работа состоит из двух глав, пяти параграфов, имеет шестьдесят два источника в списке используемой литературы объемом в семь печатных страниц. Материалы и результаты исследования нашли отражение в ряде докладов на конференциях Всероссийского уровня, таких как:
1. XIV Всероссийская конференция «Волшебство экранов» (19-21 апреля 2017, Москва, Государственный институт искусствознания) – доклад: «Пост-авангард как эпоха экранов»;
2. Всероссийская научная конференция «XI Кагановские чтения. Актуальные художественные практики и их теоретическое осмысление» (18-19 мая 2017, Санкт-Петербург, Санкт-Петербургский государственный университет) – доклад «Science art в русле пост-авангарда».
Актуальность исследования для эстетической мысли заключается в прояснении феномена пост-авангарда как части проекта пост-модерна. Данное разъяснение ведет к пониманию современного искусства. Такой ход аналогичен пониманию арт-практики большей части XX века с помощью анализа феномена авангарда, являющимся завершением проекта. Для научного сообщества исследование также представляется актуальным, так как проблематика пост-искусства в виде пост-авангарда до сих пор еще однозначно не определена и не исследована, что приводит к трудностям в понимании взаимоотношения различных сфер бытия в период постмодерна. От того, как будет понят феномен пост-авангарда, зависит и понимание специфики постмодерна. Кроме того, понимание феномена пост-авангарда может быть актуальным для практического опыта. Музейно-выставочные пространства, являясь институтом, определяющим в современное время статус арт-объекта, имеют дело с современным экранным и виртуальным искусством. Медиальные практики широко распространены в современном музейном поле. Прояснение взгляда на данное искусство как на пост-авангардное актуально для определения роли и влияния разнообразных арт-практик на реципиента.
Степень разработанности темы. Проблема определения современного искусства находит отражения в работах как эстетического, философского характера, так и искусствоведческого. Несмотря на большой интерес к этому феномену современности, вне исследовательского внимания практически остаётся явление пост-авангада. Существует небольшое количество научных исследований, посвященных данному феномену, среди которых, самой известной можно считать диссертацию Д.Ю. Голынко «Современный русский поставангард: направления, модели, стратегии» . В работе рассматривается только русский пост-авангард, понимаемым Д.Ю. Голынко как феномен арт-мира, отвечающей отечественному проявлению постмодернизма и приходящийся на 60е – 80е года XX века. Кроме того, исследование пост-авангарда представлено в статье Назаровой А.Н. «Авангард и поставангард в русском искусстве» , в котором под пост-авангардом определяется совокупность художественных течений, охватывающие период от Второй мировой войны по современное время. В публицистике нередко под авангардом понимается период, охватывающий искусство 20-х – 30-х годов XX века. Отсутствует философское обоснование актуальных концептуальных основ пост-авангарда, понимание его как феномена современности.
Между тем, существует ряд важных для нашего исследования работ, посвященных тематике постмодернизма, авангарда, неоавангарда и трансавангарда, что необходимо для определения смысловых границ пост-авангарда и отличия от других предыдущих феноменов арт-среды. Кроме того, большое количество работ посвящены тематикам визуального пространства, экранной культуры и медиаискусства, отвечающим основным идеям пост-авангарда. Среди работ философского и эстетического характера необходимо выделить работу М. Эпштейна по концептуализации феномена авангарда, статья Ж.Ф. Лиотара «Заметки о смыслах «пост» , в которой автор обозначает значение термина «постмодернизм», статью американского исследователя С. Малика «Комплекс-время» , раскрывающую временной оттенок префикса «пост». Необходимо отметить значимость для данного исследования книгу исследователя медиальной культуры М. Маклюэна «Понимание медиа: внешнее расширение человека» , прорабатывающей важные категориальные основания, дающей определения различным средствам коммуникации, а также работы по медиальной культуре отечественного философа В.В. Савчука. Кроме того, важную роль для исследования составили некоторые идеи В.В. Бычкова и Н.Д. Маньковской о виртуальном пространстве и Е.В. Дукова о феномене «экранности», свойственном пост-авангарду.
К трудам искусствоведческого и культурологического характера, используемых в исследовании, относятся труды Д.В. Сарабьянова, который посвятил исследованию авангарда всю жизнь, книга И. Азизян «Диалог искусств серебряного века», в которой анализируется яркая идея начала XX века объединения методов различных искусств. Важными работами по авангарду следует считать книгу крупнейшего американского аналитика современного искусства Р. Краусс «Подлинность авангарда и другие модернистские мифы» , идеи основателя понятия «неоавангард» П. Бюргера, исследователя этого феномена Б.Х.Д. Бухло. Кроме того, нельзя не обратиться к установкам итальянского искусствоведа А.Б. Олива, разработавшего термин «трансавангард» и к исследователю трансавангарда Е.А, Еромолина. Также для нашей работы актуальны книги Х.Т. Лемана «Постдраматический театр» , в котором проанализировано творчество автора, отвечающего пост-авангардным тенденциям, исследование И. Азизян «Диалог искусств серебряного века» , в котором анализируется яркая идея начала XX века объединения методов различных искусств. В качестве источников концептуальных идей представителей авангарда используется статья К. Малевича «Супрематизм как Уновисское доказательство» , обосновывающая важность институализации первой волны авангарда.
Проблема: определить феномен пост-авангарда.
Цель: провести культурфилософский анализ пост-авангарда
Задачи:
1) Выявить сущностную характеристику феномена пост-авангарда;
2) Проанализировать отличия пост-авангарда от авангарда;
3) Определить временные и сюжетные рамки пост-авангарда;
4) Проанализировать художественные практики пост-авангарда;
Методология: Основная методология, используемая в данной работе это герменевтический метод, с помощью которого можно исследовать такой неустоявшийся культурный феномен, как пост-авангард.
Кроме того, теоретическую и методологическую основу работы составляет корпус методов гуманитарной науки. Наиболее адекватным методом, который мы используем в исследовании данного феномена – культурфилософский анализ, под которым мы понимаем изучение явления в его взаимодействии с культурными явлениями. В работе используется сравнительно-исторический метод, а также анализ эмпирического материала, заключающийся в описании различных арт-практик пост-авангарда.
При написании используется устоявшаяся методология следующих авторов: теоретические размышления Жана-Франсуа Лиотара о постмодернизме, и о приставке «пост». Была использована методологическая установка Маршала Макклюэна о медиакультуре, составляющая консонанс с идеями о пост-авангарде.
Апробация работы:
Выпускная квалификационная работа состоит из двух глав, пяти параграфов, имеет шестьдесят два источника в списке используемой литературы объемом в семь печатных страниц. Материалы и результаты исследования нашли отражение в ряде докладов на конференциях Всероссийского уровня, таких как:
1. XIV Всероссийская конференция «Волшебство экранов» (19-21 апреля 2017, Москва, Государственный институт искусствознания) – доклад: «Пост-авангард как эпоха экранов»;
2. Всероссийская научная конференция «XI Кагановские чтения. Актуальные художественные практики и их теоретическое осмысление» (18-19 мая 2017, Санкт-Петербург, Санкт-Петербургский государственный университет) – доклад «Science art в русле пост-авангарда».
Пост-авангард как феномен современной арт-среды сформировался под влиянием научных и социально-культурных изменений в человеческой действительности, происходивших на фоне технологической революции конца XX века и преодоления авангардных установок. Сложность исследования данного явления проявляется в отсутствии достаточного количества философских работ, определявших пост-авангард. Кроме того, художники, работающие в системе пост-авангарда, сами не определяют себя принадлежащим к этому арт-феномену, отсутствуют какие-либо манифесты или тексты художников, отсылающие к осознанию своего творчества в пост-авангардном пространстве.
Для определения смысловых границ изучаемого феномена были проведены герменевтический анализ и сравнение направлений, предшествующих пост-авангарду. Было выявлено, что пост-авангард имеет общие основания с постмодернизмом. Выяснение значимости приставки «пост» в этих терминах с помощью установок Ж.Ф. Лиотара, и разъяснение оттенков темпоральности в идеях С. Малика определяет постмодернизм и пост-авангард как феномены, преодолевающие установки прошлого и пытающиеся сформировать идеи будущего для выстраивания и осмысления настоящего. Однако, был выявлен ряд различий между этими феноменами. «Пост» в термине пост-авангард влияет на понимание этого феномена как выстраивающегося в виртуальной действительности. Пост-авангард хронологически вводится в культурную жизнь с конца 80-х годов прошлого века и отвечает установкам начавшейся эпохи постмодерна, преодолевающей стремление к рациональности и построения общества Разума предыдущей эпохи модерна. Стоит отметить, что в пост-авангарде наблюдается отказ от концентрации иронии в арт-пространстве, так как разочарование крайностью постмодернизма приводит к нон-конформизму в арт-сфере. Пост-авангард отходит от «коллажности» постмодернизма и переходит к принципу «космичности, проявляющемуся благодаря знаково-символическим элементам пространства, устроения по принципу «звездного неба». Это пространство не плоскостное, оно необъятно по охвату. Выло выявлено, что пост-авангард отказывается от мифологизации действительности, предлагая зрителям лишь попытку восприятия, но не понимания арт-практик.
Кроме того, сравнительный анализ направлений, предшествующих изучаемому феномену, таких как непосредственно первая волна авангарда, трансавангард, неоавангард, позволили определить следующие существенные характеристики феномена. Конформизм по отношению к художественной среде и к культурной действительности, в связи с чем идея новаторства, актуальная в период авангарда, теряет свою важность. Между тем, установка на цитирование идей предыдущих арт-практик и ирония над окружающей действительностью, значимая в постмодернизме, во второй волне авангарда, также теряет в пост-авангарде свою актуальность. Пост-авангард, следуя установке Аристотеля, держится принципа золотой середины.
Пост-авангард – современный феномен, распространившийся на многочисленные арт-практики, среди которых «digital art», «science art», искусство театра, музыка, инсталляции, перформансы.и многие другие направления. Основы классических видов искусства используются в новых практиках, преобразуясь в иное в виртуальном пространстве. Даже направления, выполненные в классической манере не избегают тенденций пост-авангарда, проявляющихся в актуализации и трансляции проектов данных направлений с помощью интерактивности, медиальной взаимосвязи, технических приёмов. Актуализация этого феномена происходит в хаотически-фрактальной ирреальности, являющейся проекцией экранного пространства. Экран понимается в исследовании не только как предмет трансляции, но и как огромное пространство холодных средств коммуникаций, идеи о которых были выдвинуты М. Маклюэном. Пост-авангард как явление, преодолевающее установки авангарда проявляется именно в данных тенденциях.
Понимание феномена медиальности важно для понимания пост-авангарда. Данный феномен проявляется в исследуемом направлении как пространство, состоящее из связанных друг с другом элементов, выстроенных с помощью технически развитых средств коммуникации. В данном пространстве поднимается ценность оригинальных проектов. Понимание феномена медиальности в пост-авангардных практиках определяется через проявление интерактивности, дающей реципиенту возможность внедрения в виртуальное умозрительно-воспринимаемое пространство.
Таким образом, проанализировав основные черты пост-авангарда мы определили его сущностные характеристики и степень влияния на феномен современного искусства.
Для определения смысловых границ изучаемого феномена были проведены герменевтический анализ и сравнение направлений, предшествующих пост-авангарду. Было выявлено, что пост-авангард имеет общие основания с постмодернизмом. Выяснение значимости приставки «пост» в этих терминах с помощью установок Ж.Ф. Лиотара, и разъяснение оттенков темпоральности в идеях С. Малика определяет постмодернизм и пост-авангард как феномены, преодолевающие установки прошлого и пытающиеся сформировать идеи будущего для выстраивания и осмысления настоящего. Однако, был выявлен ряд различий между этими феноменами. «Пост» в термине пост-авангард влияет на понимание этого феномена как выстраивающегося в виртуальной действительности. Пост-авангард хронологически вводится в культурную жизнь с конца 80-х годов прошлого века и отвечает установкам начавшейся эпохи постмодерна, преодолевающей стремление к рациональности и построения общества Разума предыдущей эпохи модерна. Стоит отметить, что в пост-авангарде наблюдается отказ от концентрации иронии в арт-пространстве, так как разочарование крайностью постмодернизма приводит к нон-конформизму в арт-сфере. Пост-авангард отходит от «коллажности» постмодернизма и переходит к принципу «космичности, проявляющемуся благодаря знаково-символическим элементам пространства, устроения по принципу «звездного неба». Это пространство не плоскостное, оно необъятно по охвату. Выло выявлено, что пост-авангард отказывается от мифологизации действительности, предлагая зрителям лишь попытку восприятия, но не понимания арт-практик.
Кроме того, сравнительный анализ направлений, предшествующих изучаемому феномену, таких как непосредственно первая волна авангарда, трансавангард, неоавангард, позволили определить следующие существенные характеристики феномена. Конформизм по отношению к художественной среде и к культурной действительности, в связи с чем идея новаторства, актуальная в период авангарда, теряет свою важность. Между тем, установка на цитирование идей предыдущих арт-практик и ирония над окружающей действительностью, значимая в постмодернизме, во второй волне авангарда, также теряет в пост-авангарде свою актуальность. Пост-авангард, следуя установке Аристотеля, держится принципа золотой середины.
Пост-авангард – современный феномен, распространившийся на многочисленные арт-практики, среди которых «digital art», «science art», искусство театра, музыка, инсталляции, перформансы.и многие другие направления. Основы классических видов искусства используются в новых практиках, преобразуясь в иное в виртуальном пространстве. Даже направления, выполненные в классической манере не избегают тенденций пост-авангарда, проявляющихся в актуализации и трансляции проектов данных направлений с помощью интерактивности, медиальной взаимосвязи, технических приёмов. Актуализация этого феномена происходит в хаотически-фрактальной ирреальности, являющейся проекцией экранного пространства. Экран понимается в исследовании не только как предмет трансляции, но и как огромное пространство холодных средств коммуникаций, идеи о которых были выдвинуты М. Маклюэном. Пост-авангард как явление, преодолевающее установки авангарда проявляется именно в данных тенденциях.
Понимание феномена медиальности важно для понимания пост-авангарда. Данный феномен проявляется в исследуемом направлении как пространство, состоящее из связанных друг с другом элементов, выстроенных с помощью технически развитых средств коммуникации. В данном пространстве поднимается ценность оригинальных проектов. Понимание феномена медиальности в пост-авангардных практиках определяется через проявление интерактивности, дающей реципиенту возможность внедрения в виртуальное умозрительно-воспринимаемое пространство.
Таким образом, проанализировав основные черты пост-авангарда мы определили его сущностные характеристики и степень влияния на феномен современного искусства.



