Введение 4
Глава 1 Обзор состояния вопроса по теме моделирования рабочего процесса в ДВС с искровым зажиганием 6
1.1 Моделирования рабочего процесса в ДВС с искровым зажиганием 6
1.2 Перевод иностранных источников по теме исследования 8
1.2.1 Основы ионизации пламени 8
1.2.2 Уточненное экспериментально соответствие характеристик пика ионизации и локальных характеристик давления при добавлении динамической модели NO 14
1.2.3 Методы нейронной сети для контроля внутрицилиндровых процессов в двигателях внутреннего сгорания 25
1.2.4 Модель для преобразования полученных сигналов в двигателе с искровым зажиганием в контуры пламени 31
1.3 Постановка задач исследования 56
Глава 2 Экспериментальное оборудование и погрешность экспериментов 57
2.1 Экспериментальная установка УИТ - 85 57
2.2 Оценка погрешностей измерений 58
2.3 Выводы по второй главе 63
ГЛАВА 3 Результаты экспериментов и их анализ 64
3.1 Результаты экспериментального исследования проведенного на УИТ-85 64
3.2 Влияние добавки Н2 в сжатый природный газ на концентрацию несгоревших углеводородов и угарного газа в отработавших газах ДВС с искровым зажиганием 69
3.3 Скорость распространения пламени по фазам сгорания 73
3.3.1 Средняя скорость распространения пламени в основной фазе сгорания 73
3.3.2 Средняя скорость распространения пламени в 1-ой фазе сгорания 75
3.4 Основные результаты измерений в экспериментальной установке 77
Глава 4 Обобщение выявленных особенностей процесса сгорания при добавке водорода в СПГ 78
4.1 Средняя скорость распространения фронта пламени СПГ с добавкой водорода в условиях КС поршневого ДВС 78
4.2 Определение характеристики тепловыделения 80
4.3 Возможность оценки интенсивности тепловых процессов в поршневых ДВС по характеру изменения показателя политропы 82
4.4 Основные выводы по анализу и обобщению основных результатов работы 85
Основные результаты и выводы 86
Список использованных источников 87
Создание моделей описывающих процесс сгорания в поршневых двигателях с искровым зажиганием, позволяющих проводить моделирование рабочего процесса на стадии проектирования новых и перспективных видов двигателей, в том числе и на альтернативных видах топлива, является современной, значимой и актуальной задачей проводимых исследований.
В настоящее время идет активный поиск альтернативных видов топлив, к которым все больше относят смесевые топлива с добавкой водорода, позволяющей по новому организовать процесс сгорания и обеспечить значительное сокращение токсичных выбросов автомобильными двигателями при повышении эффективности процесса сгорания
Целью работы является моделирование рабочего процесса в ДВС с искровым зажигание для повышения эффективности новых ДВС на альтернативных видах топлива.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:
1) получение эмпирических зависимостей для определения скоростей распространения фронта пламени для углеводородных топлив различного состава;
2) уточнение коэффициентов с учетом скорости распространения пламени для характеристики тепловыделения по методике И.И. Вибе.
ОБЪЕКТ исследования - процесс сгорания углеводородных топлив в двигателях с искровым зажиганием.
ПРЕДМЕТ исследования - моделирование рабочего процесса, при изменении свойств ТВС за счет добавки водорода.
Методы исследования. Экспериментальные методы, со стендовыми испытаниями на одноцилиндровой установке УИТ-85, методы эмпирического анализа, статистическая обработка данных и компьютерное моделирование.
Достоверность полученных результатов исследования обусловлена большим объемом экспериментов, применением методов статистической обработки данных.
Научная новизна исследования
1. Установленные закономерности для определения средних скоростей распространения фронта пламени в 1 -ой и основной фазах сгорания.
2. Предложены уточнения (значения параметров m, pz) методики И. И. Вибе, позволяющие прогнозировать протекание процесса сгорания в зависимости от режимных параметров работы двигателя и свойств топлива.
Практическая значимость и реализация результатов. Полученные результаты позволяют проводить расчет процесса сгорания при работе на альтернативных видах топлива.
На защиту выносятся:
1. Эмпирические зависимости для расчета средних скоростей распространения фронта пламени.
2. Эмпирические зависимости позволяющие определять коэффициенты характеристики тепловыделения по методике, предложенной И. И. Вибе, с учетом скорости распространения пламени в ДВС.
Апробация работы. Положения диссертации докладывались на научно-технических семинарах кафедры «Энергетические машины и системы управления» ТГУ в 2016 и 2017 гг.
Публикации. По теме диссертации опубликовано 2 печатных работы.
Структура и объем диссертации.
Диссертации состоит из введения, четырех глав, основных результатов и выводов, списка литературы из 44 наименований. Работа изложена на 91 странице текста, иллюстрированного 1 таблицей и 19 рисунками.
Основные результаты работы могут быть представлены следующими выводами:
1. Получены эмпирические зависимости для определения средних скоростей распространения фронта пламени в 1-ой и основной фазах сгорания.
2. Разработан способ определения характеристики тепловыделения по скорости распространения пламени в ДВС при работе на газовоздушных смесях с добавками водорода, позволяющий прогнозировать протекание процесса сгорания в зависимости от режимных параметров работы двигателя и свойств топлива при проектировании и доводки новых ДВС.
Полученные формулы позволяют оценить влияние добавки водорода на изменение средних скоростей распространения пламени и выявить, как скажется изменение скорости распространения фронта пламени на характеристику тепловыделения.
1. Kuwahara, K. Mixing control strategy engine performance improvement in a gasoline dir. injection engine [Текст] / K. Kuwahara, K. Ueda, H. Ando // SAE, 980158.
2. Brisley, R.J. Development of advanced platinum-rhodium Catalyst for Future Emissions Requirements [Текст] / R. J. Brisley [и др.] // SAE 1999-01-3627. - 1999.
3. Matsumoto, T. Development of fuel-cell hybrid vehicle [Текст] / T. Matsumoto, N. Watanabe, H. Sugiura, T. Ishikawa // SAE, 2002-01-0096. - 2002. - №1.
4. Sebastien, E. Investigation of hydrogen carriers for fuel-cell based transportation [Текст] / E. Sebastien [и др.] // SAE, 2002-01-0097. - 2002. - №1.
5. Swabowski, S.J. Ford Hydrogen Engine Powered P 2000 Vehicle [Текст] / S. J. Swabowski, S. Hasekmy // SAE, 2002-01-2043. - 2002. - №1.
6. Jehad, A.A. The effect of combustion duration on the performance and emission characteristics of propane fueled 4-stroke S.I. engines [Текст] / A. A. Jehad, H. N. Gupta, B. B. Bansal // SAE, 1232708. - 2003.
7. Хрипач Н.А., Каменев В.Ф., Фомин В.М., Алешин С.В. Термодинамический анализ рабочего цикла двигателя с термохимическим генерированием водородного топлива [Текст] // Международный научный журнал Альтернативная энергетика и экология. 2006. № 4. С. 45-50.
8. Рахимов, Р.Р. Улучшение показателей двигателей с искровым зажиганием путем интенсификации сгорания бедных смесей [Текст]: автореферат дис. ... кандидата технических наук / Р. Р. Рахимов. - Волгоград: ВолГТУ, 1999.
9. Gerbig, F. Potentials of the hydrogen combustion engine with innovative hydrogen-specific combustion process [Текст] / F. Gerbig // Fisita World Automotive Congress, nr F2004V113. - 2004. - Т. 113.
10. Verhelst, S. A study of the combustion in hydrogen- fuelled internal combustion engines [Текст]: PhD thesis / S. Verhelst. - Gent: Gent University, 2005.
11. Verhelst, S. Simulation of hydrogen combustion in spark-ignition engines [Текст] / S. Verhelst, R. Sierens // 14th World Hydrogen Energy Conference. - 2002.
12. Rottengruber, H. Potentials of a charged SI-hydrogen engine [Текст] / H. Rottengruber, M. Berckmuller // SAE. - 2003. - №2003-01-3210.
13. Ghazi, A. К. Hydrogen as a spark ignition engine fuel [Текст] / A. К. Ghazi // International Journal of Hydrogen Energy. - 2003. - №28. - С. 569-577.
14. Stockhausen, W.F. Ford P2000 hydrogen engine design and vehicle development program [Текст] / W. F. Stockhausen // SAE. - 2002. - №200201-0240.
15. Das, L.M. Near-term introduction of hydrogen engines for automotive and agricultural application [Текст] / L. M. Das // International Journal of Hydrogen Energy. - 2002. - №27. - С. 479-487.
...