Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы проблемы развития математической речи у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи посредством сказок с математическим содержанием 9
1.1 Особенности развития математической речи у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи 9
1.2 Сказки с математическим содержанием как средство развития математической речи у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи 19
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию математической речи у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи посредством сказок с математическим содержанием 25
2.1 Выявление уровня развития математической речи у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи 25
2.2 Содержание и организация работы по развитию математической речи у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи посредством сказок с математическим содержанием 40
2.3 Оценка динамики развития математической речи у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи 63
Заключение 73
Список используемой литературы 75
Приложение А Характеристика выборки исследования 78
Приложение Б Результаты исследования на этапе констатации 79
Приложение В Результаты исследования на этапе контроля 82
Актуальность исследования. Согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования детей с тяжелыми нарушениями речи, выдвинуты следующие задачи математического образования дошкольников: «общеинтеллектуальное развитие; развитие познавательных интересов и способностей, мышления; формирование представлений о величине, форме, пространстве и времени, множестве, числе пространственных, временных, количественных отношениях; формирование навыков и умений счета, вычислений; моделирование; понимание математической терминологии».
Математика является одним из самых сложных предметов в школе. В связи с этим ее основы закладываются еще в дошкольной образовательной организации. Анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод о том, что дети с тяжелыми нарушениями речи по ряду существенных психологических параметров отстают от детей, не имеющих речевой патологии. Речь является сложным психическим процессом, основу для ее формирования образуют восприятие, внимание, память, мышление. В дальнейшем речь оказывает значительное влияние на развитие всех психических процессов. С возникновением речи начинает формироваться словесно-логическое мышление.
Речь есть средство системы познания, а детям с тяжелыми нарушениями речи непросто понять смысл математических терминов, они испытывают затруднения при необходимости включить в речевое высказывание известные им математические фразы. Так, мы можем предположить о больших трудностях, которые возникают у детей с тяжелыми нарушениями речи при изучении математики и на пути решения задач математического образования.
В.А. Крутецкий и К. Барт в своих исследованиях отмечают, что «неспособность детей к математике встречается чаще, чем неспособность к чтению». Во многих случаях неспособность к математике сопровождается речевым нарушением. Исследованиями, посвященными проблеме развития математической речи у дошкольников занимались: М.Е. Абричкина, В.Ф. Карнаева, Э.Е. Браташ, Е.В. Шаталова. Но, несмотря на это не существует системного взгляда на решение данной проблемы. В научнометодической литературе можно обнаружить только некоторые рекомендации по развитию математической речи. Вместе с тем авторы отмечают неоспоримую важность развитой математической речи, без этого дошкольники с тяжелыми нарушениями речи не смогут стать активными участниками образовательного процесса в начальной школе.
По мнению Л.М. Кулагиной: «математическая сказка представляет собой особое сказочное повествование, раскрывающее для ребенка удивительный мир математических понятий, выполняет познавательную функцию и развивает математическое мышление». Сказка с математическим содержанием может помочь повысить эффективность развития математической речи дошкольников, так как имеет большие возможности как средство воспитания и обучения детей.
Такие исследователи, как Н.Я. Большунова, Т.И. Ерофеева, Т.А. Шорыгина подмечали, что освоение математических представлений должно быть непринужденным для дошкольников и в связи с этим математический материал следует представлять, основываясь на знакомой детям информации, например, при помощи знакомых им сказочных героев
При анализе психолого-педагогических исследований выявлено противоречие между необходимостью развития математической речи у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи и недостаточным использованием возможностей сказок с математическим содержанием для осуществления данного процесса.
Проблема исследования: каковы возможности сказок с математическим содержанием в развитии математической речи у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Развитие математической речи у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи посредством сказок с математическим содержанием».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально изучить возможность развития математической речи у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи посредством сказок с математическим содержанием.
Объект исследования: процесс развития математической речи у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи.
Предмет исследования: сказка с математическим содержанием как средство развития математической речи у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи.
Гипотеза: развитие математической речи у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи посредством сказок с математическим содержанием будет возможно, если:
• подобраны дидактические задания к сказкам, в соответствии с показателями математической речи у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи;
• реализована поэтапная работа, включающая на первом этапе использование готовых сказок с математическим содержанием для освоения детьми основных математических понятий, на втором этапе - применение авторской сказки для закрепления и активизации математической речи.
Для реализации цели и подтверждения гипотезы выделены следующие задачи исследования:
1) проанализировать теоретические основы проблемы развития математической речи у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи посредством сказок с математическим содержанием;
2) выявить уровень развития математической речи у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи;
3) разработать и апробировать содержание работы по развитию математической речи у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи посредством сказок с математическим содержанием.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
• положения о взаимосвязи мышления и речи Л.С. Выготского;
• положения теории развивающего обучения (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин);
• теория деятельности (В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Н.А. Менчинская, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин);
• исследования особенностей речевого развития детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи (Л.С. Волкова, Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева);
• исследования, посвященные проблеме развития математической речи у детей 6-7 лет (М.Е. Абричкина, Э.Е. Браташ, В.Ф. Карнаева, Ю.С. Поставничий, Е.В. Шаталова);
• исследования возможностей сказок с математическим содержанием в развитии математических представлений у детей дошкольного возраста (Н.Я. Большунова, Т.И. Ерофеева, Л.М. Кулагина, Т.А. Шорыгина).
Методы исследования: теоретические (анализ и обобщение научной литературы по проблеме исследования); эмпирические (психолого-педагогический эксперимент - констатирующий, формирующий и контрольный этапы); методы обработки результатов (количественный и качественный анализ полученных результатов).
Экспериментальная база исследования: детский сад № 171 «Крепыш» АНО ДО «Планета детства «Лада»» г.о. Тольятти. В исследовании принимали участие 10 детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи.
Новизна исследования: обоснована возможность развития математической речи у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи посредством сказок с математическим содержанием.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что были уточнены показатели и охарактеризованы уровни развития математической речи у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи; в разработке и обосновании содержания работы с использованием сказок с математическим содержанием, которое может составить основу для более широких научных представлений о средствах развития математической речи у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи.
Практическая значимость состоит в возможности использования учителями-дефектологами на практике комплекса методов диагностики уровня развития математической речи у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи; в использовании результатов и содержания работы с применением сказок с математическим содержанием в процессе развития математической речи у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (29 источников) и 3 приложений. Работа проиллюстрирована 16 таблицами и 1 рисунком. Объем бакалаврской работы - 77 страниц.
Развитие математической речи у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи бесспорно сложный и трудоемкий процесс. Дети с тяжелыми нарушениями речи имеют некоторые особенности, знание которых поможет педагогу справиться с данной работой. Развитие математической речи необходимо, так как оно является одним из условий дальнейшего обучения математики. И одними из средств развития являются сказки с математическим содержанием. Они вызывают неподдельный интерес детей и желание познавать что-то новое.
Согласно результатам констатирующего этапа исследования мы сделали вывод о необходимости проведения целенаправленной работы, способствующей развитию математической речи у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи, так как у большинства детей преобладал низкий уровень сформированности исследуемых показателей:
• недостаточность пассивного словаря математических понятий;
• низкий уровень развития способности понимать и использовать в речи математические понятия (специальный словарь);
• сниженное внимание, заинтересованность и сосредоточенность на занятиях по ФЭМП;
• несформированность способности последовательно и непротиворечиво излагать математический материал, сравнивать понятия по признакам и производить их классификацию;
• низкий уровень развития способности оперировать в речи математическими понятиями.
В данном исследовании мы предложили, что развитие математической речи у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи посредством сказок с математическим содержанием будет возможно, если: подобраны дидактические задания к сказкам, в соответствии с показателями математической речи у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи; реализована поэтапная работа, включающая на первом этапе использование готовых сказок с математическим содержанием для освоения детьми основных математических понятий, на втором этапе - применение авторской сказки для закрепления и активизации математической речи.
В результате проведенной работы на формирующем этапе эксперимента у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи выявлена положительная динамика показателей развития математической речи. Количество детей с низким уровнем развития математической речи снизилось на 30%, количество детей со средним уровнем поднялось на 20%, количество детей с высоким уровнем повысилось на 10%.
Таким образом, цель исследования достигнута, все поставленные задачи решены. С помощью сказок с математическим содержанием можно успешно решать задачу по развитию математической речи у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи. Гипотеза исследования подтверждена.
1. Аслаева Р. Г. Специальная педагогика и психология. Уфа : Изд-во БГПУ, 2011. 136 с.
2. Баряева Л. Б. Структура и содержание математического образования дошкольников с тяжелыми нарушениями речи // Казанский педагогический журнал. 2015. № 6. С. 125-130.
3. Белошистая А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. М. : ВЛАДОС, 2003. 400 с.
4. Белошистая А. В., Львова А. Тесты для проверки уровня математических способностей детей 6-7 лет. М. : Айрис, 2007, 24 с.
5. Большунова Н. Я. Организация образования дошкольников в формах игры средствами сказки: Учебное пособие. Новосибирск : НГПУ, 2000. 372 с.
6. Волкова Л. С. Логопедия : учебник. М. : ВЛАДОС, 2002. 680 с. URL : http://pedlib.ru/Books/2/0049/ index.shtml?from_page=636 (дата обращения: 21.10.2020).
7. Волкова Л. С., Шаховская С. Н. Логопедия : учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов. М. : ВЛАДОС, 1998. 680 с.
8. Выготский Л. С. Детская психология // Собрание сочинений: в 6 томах. Том 4. Под ред. Эльконина Д. Б. М. : Педагогика, 1984. 432 с.
9. Горчаков А. С. Критерии и качества математической речи школьников // Математический вестник педвузов и университетов ВолгоВятского региона. Киров : изд-во ВятГГУ, 2012. № 7. С. 37-45.
10. Гребнева В. А., Смирнова Ю. П. Математические сказки в обучении детей дошкольного возраста элементам математики: методическое пособие. СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2017. 52 с.
11. Дайнеко Е. Г. Дети и математика. М. : Академия, 2010. 210 с.
12. Ерофеева Т. И. Математические сказки : пособие для детей 6-7 лет М. : Просвещение, 2008. 25 с.
13. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. СПб. : Речь, 2000. 310 с.
14. Корягина Е. В., Парфененкова И. О связи моторного, психического и речевого развития ребенка с общим недоразвитием речи // Дошкольное воспитание. 2014. № 7. С. 24-28.
15. Кулагина Л. М. Занятия по математике в детском саду. М. : Просвещение, 2007. 142 с.
...