Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ И СПЕЦИФИКА СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ 7
1.1. Задачи и факторы, определяющие развитие силовых способностей 7
1.2. Характеристика мышечной системы человека 10
1.3. Методики развития силовых способностей 14
Выводы по главе 18
ГЛАВА II. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 19
2.1. Задачи исследования 19
2.2. Методы исследования 19
2.3. Организация исследования 26
Выводы по главе 27
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 28
3.1. Обоснование методики развития силовых способностей у учащихся среднего школьного возраста 28
3.2. Обоснование эффективности методики развития силовых способностей у учащихся среднего школьного возраста 39
Выводы по главе 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 52
Актуальность исследования. Под физическим качеством силы понимается взаимодействие психофизиологических процессов организма человека, позволяющих активно преодолевать внешнее сопротивление и противодействовать внешним и внутренним силам. Качество силы выражается через совокупность силовых способностей, которые обеспечивают меру физического воздействия человека на окружающие внешние объекты.
Воспитание качества силы требует строго дифференцированного подхода с учётом уровня развития ведущих силовых способностей.
Научные исследования последних лет свидетельствуют о том, что уровень физической подготовленности современных школьников значительно отстает от их сверстников 80-ых годов. Особенно, это заметно по низким показателям развития силы у старшеклассников, что и обусловливает актуальность настоящего исследования.
Проблема нашей работы заключается в недостаточном внимании учителей физической культуры к систематизации методов развития силовых способностей у учащихся старшего звена.
Теоретической базой исследования стали:
• концепции и основные линии исследований, в которых рассматриваются особенности физической подготовленности школьников [Ашибоков М.Д., 2006; Клещев Ю.Н., 2013; Железняк Ю.Д., 2014; Портных Ю.И., 2014; Беляев А.В., 2014, 2015; Голомазов С. В., Чирва Б.Г., 2015, 2016; Железняк Ю.Д., Портнов Ю.М.; 2017];
• исследования влияния средств и методов физической культуры на организм человека [Зябкина С.В., Кореневская Г.П., Леганьков С.В., 2016; Кузнецов В.С., Холодов Ж.К., 2016; Фурманов А.Г., 2017; Мифтахаров Р.А., Садыкова Д.А., 2019];
• технологии и методики развития силовых способностей [Зайцева В. В., 2003; Водлозеров В.Е., 2003; Евсеев С.П., 2004; Ратов И.П., Попов Г.И., Логинов А.А., Шмонин Б.В., 2007; Алабин В.Г., Скрипко А.Д., 2008; Уткин В.Л., 2016; Соломченко М.А., Горбачева О.А., 2017];
• научные труда, отражающие анатомические и физиологические особенности мышечной системы человека [Дьячков В. М. 2010; Захаров Е.Н., Карасёв А.В., Сафонов А.В., 2014; Волков Л. В., 2015; Платонов В. П., 2016; Гандельсман А.Б., 2015, 2017; Верхошанский Ю.В., 2017].
Объект исследования: процесс развития силовых способностей у учащихся 14-15 лет.
Предмет исследования: методы развития силовых способностей у учащихся 14-15 лет.
Цель исследования: выявление специфики и определение основных направлений реализации методов развития силовых способностей у учащихся среднего школьного возраста.
Цель исследования предопределили постановку следующих задач:
1. Определить уровень развития силовых способностей у учащихся 14-15 лет в начале и конце учебного года.
2. Разработать методику развития силовых способностей для учащихся старшего школьного возраста и внедрить ее в учебно-тренировочные занятия школьников.
3. Обосновать эффективность разработанной методики в условиях педагогического эксперимента.
Гипотеза исследования: развитие силовых способностей будет успешным, если в учебно-тренировочных занятиях с учащимися старшего школьного возраста использовать методы: максимальных усилий; непредельных усилий с нормированным количеством повторений; непредельных усилий с максимальным количеством повторений (до отказа); динамических усилий; «ударный» метод.
В работе применялись методы исследования, используемые в теории и методике физического воспитания:
1. Анализ научно-методической литературы.
2. Педагогическое наблюдение.
3. Тестирование.
4. Педагогический эксперимент.
5. Методы математической статистики.
Исследование организовано на базе физкультурно-оздоровительного комплекса (ФОК) института физической культуры и спорта (ИФКиС) ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет» (ТГУ). В исследовании принимали участие школьники 14-15 лет, занимающиеся в спортивной секции общей физической подготовки.
Практическая значимость исследования заключается в том, что методы развития силовых способностей, применяемые в педагогическом эксперименте, можно использовать при планировании учебно-тренировочного процесса в разных видах спорта.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, 3 глав, заключения, содержит 6 таблиц, 9 рисунков, списка используемой литературы (82 источников). Основной текст работы изложен на 58 страницах.
Значение силовых способностей для человека трудно переоценить. И совсем невозможно это сделать в отношении спортсмена.
В работе даны виды силовых способностей. Они подразделяются на собственно - силовые, скоростно-силовые и силовую выносливость. Приведены характеристики видов силовых способностей. Отдельно выделяется амортизационная сила.
Только четко уяснив различие в этих видах, можно переходить к рассмотрению средств и методик, способствующих развитию силовых способностей.
Однако, рассмотрение данного вопроса было бы неполным и не обоснованным, если бы не было уделено должного внимания различным факторам, от которых прямо зависят количественные и качественные показатели силовых способностей.
В данной работе выделяются собственно - мышечные факторы, центрально - нервные и личностно - психические факторы. Дана сравнительная характеристика генетических факторов и факторов среды. Этому вопросу уделено внимание, так как проблема врожденного и приобретенного, наследственных и полученных признаков имеет давнюю историю и не решен этот спор до сих пор.
Отсюда логически вытекает обусловленность силовых показателей возрастными, половыми и индивидуальными особенностями, каждая из которых вносит свой вклад в развитие силовых способностей и двигательных умений.
От учета возрастных и индивидуальных особенностей зависит не только результат всей работы и учителя, и ученика, но и, зачастую, здоровье ребенка.
Сложность также представляет то, что вклад этих факторов, естественно, в каждом конкретном случае меняется, в зависимости от конкретных двигательных действий и условий их осуществления, вида силовых способностей, возрастных и других специфических черт детей.
В данном случае вопрос соотношения генетики и приобретенного в течение жизни опыта, решен так. Выводится утверждение, сделанное на основе результатов генетических исследований, о том, что уровень абсолютной силы человека в большей степени обусловлен факторами среды. В то же время, показатели относительной силы в большей мере испытывают на себе влияние генотипа. Скоростно-силовые способности в равной мере зависят от обоих этих факторов. Полное значение и учет всех факторов и условий развития силовых способностей позволят учителю лучше решать задачи силовой подготовки детей в школьном возрасте.
В работе дана возрастная классификация особенности развития мышечной системы школьников. Подробно рассматривается школьный возраст. С учетом приведенных ограничений и возможностей нужен специальный комплекс упражнений для детей данного возрастного этапа. Он также приводится в третьей главе и дается его описание.
Преподаватели - учителя физической культуры уделяют вопросу развития силовых способностей учащихся должное внимание.
Это необходимо, как для занимающихся спортом факультативно, дополнительно в спортивных кружках и секциях, так и для тех, кто занимается только на уроке. Сила важна не только для профессиональных атлетов, но и для каждого человека.
Для достижения лучших показателей в любом педагогическом процессе важное значение имеет эффективный контроль. Он помогает оценить все плюсы и минусы используемых методов и приемов.
Итогом данной работы стал педагогический эксперимент. Тестирование и контрольные измерения проводятся в начале и конце учебного года.
Графическое расположение результатов на протяжении исследования выстраивает кривые показателей силы. Ими очень удобно пользоваться учителю в своей каждодневной работе.
Польза этого эксперимента заключается в том, что по каждому ученику, принимающему участие в исследовании, видны не только его сильные и слабые стороны, но и изменения их во времени под влиянием той методики, по которой ведет свои занятия учитель.
Так что исследование помогает не только оценить силовой, а значит, физический потенциал конкретного ученика, но и позволяет выявить эффективность тех или иных упражнений для достижения конкретного результата.
В идеале результаты и полученные показатели позволяют составить для каждого ученика индивидуальную программу, занимаясь по которой он сможет полнее выявить свой потенциал, раскрыть свои скрытые способности.
1. Авдеева, Т. Г. Введение в детскую спортивную медицину/ Т.Г. Авдеева, Л.В. Виноградова. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. - 98c.
2. Алабин, В.Г., Кривоносов М.П. Тренажеры и специальные упражнения в легкой атлетике. - М.: Физкультура и спорт, 1982. - С.77-80.
3. Андреев, В. Н. Атлетическая гимнастика / В.Н. Андреев, Л.В. Андреева. - Москва: Гостехиздат, 2015. - 134c.
4. Ашмарин, Б.А. Теория и методики физического воспитания. - 3-е изд. доп. - М.: Просвещение, 2012. - 325с.
5. Барчуков, И.С. Основы физической культуры. Теория и методика. Курс лекций: Учебное пособие/И.с. Барчуков, Г.В. Барчукова. - М.: Юнити, 2018. - 512с.
6. Боген, М.М. Физическое воспитание и спортивная тренировка: обучение двигательным действиям: Теория и методика. - М.: КД Либроком, 2019. - 226с.
7. Вейдер, Джо. Комплексы упражнений на все группы мышц для начинающих. - М.: Советский спорт, 2016. - 126с.
8. Войцеховский, С.М. Физическая подготовка спортсменов высшего класса. - М.: Физкультура и спорт, 2012. - 164с.
9. Верхошанский, Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 2008. - 135с.
10. Волков Л.В. Физические способности детей и подростков. - Киев: Здоровье, 2013. - 127с.
11. Волков, В. М. Восстановительные процессы в спорте. -2-е изд. - М.: Физкультура и спорт, 2014. - 142с.
12. Воробьев, А.Н., Сорокин Ю.К. Анатомия силы. - 3-е изд.доп.- М.: Физкультура и спорт, 2015. - 104с.
13. Врублевский, Е.П. Легкая атлетика: основы в вопросах и ответах. - М.: Спорт, 2016. - 145с.
14. Германов, Г.Н. Легкая атлетика в основной и средней (полной) школе. - М.: Юрайт, 2020. - 258с.
15. Грецов, Г.В. Теория и методика обучения базовым видам спорта: легкая атлетика: учебник. - М.: Академия, 2018. - 464с.
...