Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МОТИВАЦИОННО-СМЫСЛОВАЯ СФЕРА, ОБРАЗ СЕБЯ И БЛИЗКОГО ОКРУЖЕНИЯ У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА

Работа №121469

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы110
Год сдачи2017
Стоимость4920 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
85
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1 ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ. СПЕЦИФИКА ПРОТЕКАНИЯ ПОДРОСТКОВОГО КРИЗИСА 8
1.1 Подростковый период. Основные положения 8
1.1.1. Возрастная периодизация 9
1.1.2. Новообразования 9
1.1.3 Психологические задачи 10
1.1.4 Ведущий тип деятельности 11
1.1.5 Проблемы подросткового возраста 11
1.1.6 Кризис подросткового возраста 12
1.2 Представление подростка о самом себе 14
1.2.1 Я-концепция 15
1.2.2 Идентичность 17
1.2.3 Самооценка 19
1.3 Подросток в кругу семьи 20
1.3.1 Взаимоотношения с родителями 21
1.3.2 Взаимоотношения с братьями и сестрами 25
1.4 Подросток среди сверстников 27
1.5 Мотивационно-смысловая сфера личности подростка 28
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 33
2.1. Программа исследования 33
2.2. Описание выборки и процедуры исследования 35
2.3 Используемые методы 36
2.3.1 Экспериментально – психологические методы 36
2.3.1.1 Шкала личностной тревожности Спилбергера - Ханина 36
2.3.1.2 Шкала самооценки и уровня притязаний Дембо - Рубинштейн 37
2.3.1.3 «Я и моё ближайшее окружение» - «ЯМБО» 38
2.3.1.4 Методика неоконченных предложений относительно личного будущего, представляющая собой модификацию метода мотивационных индукторов (ММИ) Ж. Нюттена 39
2.3.2. Клинико-психологический метод 41
2.3.2.1 Анкета экспертной оценки 41
2.3.3 Методы статистической обработки 41
ГЛАВА 3 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 42
3.1 Результаты исследования и сравнения полученных анкетных данных в трех исследуемых группах 42
3.1.1 Результаты исследования полученных анкетных данных в школе-интернате 42
3.1.2 Результаты исследования полученных анкетных данных в социальной гостинице 42
3.1.3 Результаты исследования полученных анкетных данных в школе 43
3.1.4 Сравнение полученных анкетных данных в трех исследуемых группах 43
3.2 Результаты распределения возрастов внутри каждой исследуемой группы 45
3.3 Результаты исследования и сравнения уровня личностной тревожности в трех исследуемых группах по методике Спилбергера-Ханина 46
3.3.1 Результаты исследования уровня личностной тревожности в школе-интернате 46
3.3.2 Результаты исследования уровня личностной тревожности в социальной гостинице 47
3.3.3 Результаты исследования уровня личностной тревожности в школе 49
3.3.4 Сравнение уровня личностной тревожности в трех исследуемых группах 51
3.4 Результаты исследования и сравнения самооценки и предполагаемой детьми оценки их родителями в трех исследуемых группах по методике Дембо – Рубинштейн 52
3.4.1 Результаты исследования самооценки подростков и предполагаемой оценки их родителями, в группе «школа-интернат» 52
3.4.2 Результаты исследования самооценки подростков и предполагаемой оценки их родителями, в группе «социальная гостиница» 55
3.4.3 Результаты исследования самооценки подростков и предполагаемой оценки их родителями, в группе «школа» 57
3.4.4 Сравнение уровня самооценки и оценки родителей, предполагаемой детьми, в трех исследуемых группах 59
3.5 Результаты сравнения близкого окружения по методике ««Я и моё ближайшее окружение» в трех исследуемых группах. 74
3.6 Результаты сравнения мотивационно-смысловой сферы по методике неоконченных предложений относительно личного будущего, представляющая собой модификацию метода мотивационных индукторов (ММИ) Ж.Нюттена 78
3.7 Обсуждение результатов 86
ВЫВОДЫ 91
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 93
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 95
ПРИЛОЖЕНИЕ

Подростковый период – это период становления взрослости, период кризисный. Его протекание зависит от многих условий. У подростков формируются новые жизненные ценности, новый уровень самосознания, меняются социальные и личностные установки, возникают главные, подчиняющие себе все остальные, потребности, а также формируется мотивационно-смысловая сфера личности. В данный период переосмысливается набранный опыт, на основе которого вырабатывается жизненная позиция. А.А. Бодалёв говорил о подростке: «Это проект будущей личности, эскиз, очертания которого всегда будут присутствовать в законченном портрете» (Бодалёв А.А., 1980, с.12).
Можно выделить две сферы общения, которые характерны для подростка: общение с взрослыми и общение со сверстниками. Конечно же, каждая из них занимает определенное место в становлении Я, и каждая их них играет разные роли. Но, приоритетность каждой из сфер общения меняется вместе с взрослением ребенка. Особенно в младшем подростковом возрасте, несомненно важным для здорового протекания кризиса, для психологического благополучия и формирования зрелой личности прежде всего является проживание вместе с семьей и общение с ней. В возрасте 11-13 лет феномен сепарации, характерный для более позднего подросткового возраста, еще не так сильно выражен, дети все еще так же тесно связаны со своими родителями эмоционально. В случае, когда ребенок постоянно находится с родителями, подростковый кризис начинается вовремя и протекает относительно спокойно. Когда младший подросток оказывается вдали от семьи, вне зависимости, по какой причине, а также вне зависимости наличия трудной жизненной ситуации в семье, можно предполагать о наличии угрозы психологическому благополучию и замедлении нормального развития зрелости.
В данной работе планируется раскрытие основных положений, касающихся подросткового периода, а также описание особенностей представления о себе детей данной возрастной категории, описание взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, включая специфику протекания подросткового кризиса в условиях проживания вдали от родителей, в учреждениях интернатного типа.
В связи с модернизацией систем опеки, важно понимать, какое влияние оказывают на младших подростков разные формы помощи, в данном случае – временное изъятие из семьи. Спорным вопросом является, положительное ли воздействие оказывает на ребенка изъятие из семьи и проживание вдали от нее. Тема изъятия относительно мало изучена, чаще всего исследования проводятся с детьми, живущими в детских домах, а внимание больше уделяется статистическим данным, например сколько процентов изъятых детей возвращается в свои семьи). В данном исследовании планируется изучить образ себя и ближайшего окружения, мотивационно-смысловую сферу личности младших подростков, проживающих вне дома и в своих семьях. В образ себя включается уровень самооценки, представление о Я-идеальном, а также о том, как его оценивают родители. Под мотивационно-смысловой сферой личности понимается «стержень» личности, к которому «стягиваются» такие свойства личности, как направленность, ценностные установки, социальные ожидания, притязания и другие социально-психологические характеристики. Анализ особенностей мотивационно-смысловой сферы подростка помогает определить механизмы становления личности, как специфические для данного возраста, так и обобщенные, устойчивые, сохраняющие основные особенности и в последующем развитии, также помогает определить зону конфликтности и значимых областей. Более того, стоит отметить, что исследование мотивационно-смысловой интенции (направленности) позволяет разрабатывать модели методов воспитания, обеспечивающих максимальную реализацию возможностей и способностей подростка, а также позволяет предположить, какое влияние оказывает на становление личности младшего подростка проживание вне семьи.



Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Подростковый период характеризуется проявлениями внутренней противоречивости, тенденциями к проявлению самостоятельности. Протекание этого возрастного периода зависит от множества условий. Такими из них являются: успешность отношений в кругу семьи и близких. В ходе этих отношений формируется Я-концепция подростка, его жизненные ценности, самооценка, происходит становление взрослости. Успешное прохождение подросткового кризиса, решение всех задач этого возраста оказывают влияние на становление личности человека. Особенно в младшем подростковом возрасте важную поддерживающую роль играет семья, много аспектов положительного влияния родителей на формирование психологического благополучия и психологической автономии были изучены. Также много исследований посвящены вопросу сиротства, которое, безусловно, негативно воздействует на становление взрослости.
Тем не менее, изученный в данной работе вопрос физической сепарации в двух контекстах – временного изъятия из семьи в случае проживания в социальной гостинице и запланированного проживания на базе спортивной школы-интерната с целью развития способностей, является очень важным. Вопрос временной физической сепарации изучен достаточно мало, поэтому полученные результаты могут внести вклад в изучение проблематики подросткового периода.
Более того, полученные в этой области знания, имеют практическую значимость, так как они могут помочь работе психолога с подростками, которые учатся в школе-интернате, чтобы избежать или минимизировать негативные последствия, возникшие по причине, хоть и запланированного, но все же отрыва от семьи. Безусловно, эти результаты могут помочь психологам и педагогам, работающим с детьми, временно изъятыми из семьи. Временное изъятие сейчас – довольно часто встречающаяся практика, но, насколько это безопасно и, насколько это сказывается на психологическом благополучии и психологической автономии подростка, не изучено полным образом. Как уже было сказано ранее, есть множество данных о психологии сиротства, данных о том, как работать с детьми, оказавшимися без родителей, а мишени, на которые должна быть направлена психологическая поддержка временно изъятым из своих семей подросткам, требуют уточнения.




1. Баландина Л.Л., Силина Е.А. Особенности взаимоотношений с сиблингами и сверстниками у детей из многодетных и однодетных семей // Психологические исследования, 2010. №4.
2. Бодалёв А.А. В мире подростка. М.: Медицина, 1980. 296с.
3. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. СПб: Питер, 2008. 400с.
4. Бороздина Л.В. Сущность самооценки и её соотношение с Я-концепцией // Вестник Московского университета, сер.14 Психология, 2011. №1.
5. Бразингтон Р. Порядок рождения // Большая психологическая энциклопедия // под ред. Ауербаха. – М.: Эксмо , 2007. 544с.
6. Вассерман Л.И., Ромицына Е.Е., Горьковая И.А. Родители глазами подростка: психологическая диагностика в медико-педагогической практике. СПб: Речь, 2004. 286с.
7. Вилюнас, В.К. Психологические механизмы мотивации человека /В.К. Вилюнас. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. 288 с.
8. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика, 1991 – 480с.
9. Выготский Л.С. Проблема возраста // Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т.; т.4. – М: Педагогика, 1984. 268с.
10. Выготский Л.С. Психология. – М.: Эксмо-пресс, 2000 – 1008с.
11. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Е.М. Возрастная и педагогическая психология – М.: Педагогическое общество России, 2003. 512с.
12. Драгунова Т.В. Подросток. – М.: Знание, 1976 – 96с.
13. Дубровина И.В. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. – М.: Педагогика, 1987. 181с.
14. Джексон Ф. Жизнь в классе – Издательский дом Высшей школы экономики, 2016.
15. Жуков А.В. Изменение смысложизненных ориентаций подростков под влиянием личностного кризиса // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 2008. 77. 82с.
16. Забродин Ю. М. Очерки теории психической регуляции поведения. М., 1997.
17. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. М.: Издательская корпора¬ция «Логос», 1999. 384 с.
18. Исаев Д.Н. Эмоциональный стресс, психосоматические и соматопсихические расстройства у детей. СПб: Речь, 2005 – 400с.
19. Казанская В.Г. Подросток. Трудности взросления. СПб: Питер, 2008 – 431с.
20. Киреева И.В. Психологические особенности взаимодействий сиблингов в зависимости от разницы в возрасте, 2005.
21. Крылов А.А. Психология. М:Проспект, 2005. 744с.
22. Курбанова З.С. Психологические условия развития самооценки подростков, 2006.
23. Лысов Д.С. Самооценка подростка как фактор развития самосознания, 2003.
24. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего. М., 2004.
25. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. – М.: Российское педагогическое агенство, 1996. 374с.
26. Олпорт Г. Становление личности: Избранные труды – Изд: Смысл, 2002г.
27. Ослон В. Н. Отношение ребенка к временной перспективе своей жизни // В.Н. Ослон. Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья. М., 2006.
28. Погудина И.Е. Становление самооценки в подростковом возрасте как объект психолого-педагогического сопровождения, 2003
29. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. – М.: Центр, 2000. 184с.
30. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. – 304с.
31. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2005. 400с.
32. Райгородский Д.Я. Подросток и семья. Самара: Бахрах-М, 2002. 656с.
33. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб: Питер, 2003. 812с.
34. Реан А.А. Психология подростка. – СПб: Прайм-еврознак, 200.– 480с.
35. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. М.: Мир, 1934. 110с.
36. Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике: практ. руководство. СПб.: Питер, 1998.
37. Сирота И.А., Ялтонский В.М. Я-концепция в подростковом возрасте и ее роль в формировании механизмов адаптации, 2013.
38. Соколова Е.Т. Влияние на самооценку нарушений эмоциональных контактов между родителем и ребенком и формирование аномалий личности. Семья и формирование личности. М: МГУ им. М.В. Ломоносова, 1981.
39. Сураева Г.З., Мышкина М.С. Изучение мотивационно-смысловой сферы личности с использованием метода конент-анализа ответов на незаконченные предложения Дж. Нюттена . Самара: Универс групп, 2007. 45с.
40. Сураева Г.З. Психологические особенности мотивационно-смысловой интенции личности (социокульт. аспект), 2001. 20с.
41. Толстых Н. Н. Использование метода мотивационной индукции для изучения мотивации и временной перспективы будущего // Психологическая диагностика. 2005, No 3.
42. Толстых Н.Н. Использование методики неоконченных предложений для изучения временной перспективы// Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психодиагностических методик. М., 1988. С. 95-109.
43. Фельдштейн Д.И. Психология современного подростка. М.: Педагогика, 1987. 240с.
44. Флейк-Хобсон К., Брайан Е. Робинсон, Скин П. Развитие ребенка и его отношений с окружающими. М.:Центр общечеловеческих ценностей, 1993. 512с.
45. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. 368с.
46. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. СПб: Алетейя, 1999. 452с.
47. Фролов Ю.И. Психология подростка. Хрестоматия. М.: 1997 – 526с.
48. Ханин Ю. Л. Краткое руководство по применению шкалы реактивной и личностной тревожности Ч. Д. Спилбергера. Л.: ЛенНИИ физической культуры, 1976.
49. Эйдемиллер Э.Г. Психология и психотерапия семьи. 4 изд. СПб.: Питер, 2008. 672 с
50. Эльконин Д.Б. Детская психология. М.: Академия, 2007. 384с.
51. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Флинта, 2006. 342с.
52. Adler A. What life should mean to you. Boston: Little, Brown, 1931.
53. Bosma H. A., Kunnen E. S. Determinants and mechanisms in ego identity development: A review and synthesis // Developmental Review. 2001. № 21. P. 39-66.
54. Conn, A.M., Szilagyi, M.A., Jee, S.H. Mental health outcomes among child welfare investigated children: In-home versus out-of-home care. Children and Youth Services Review. Volume 57, October 01, 2015, Pages 106–111
55. East P.L, Khoo S.T. Longitudinal pathways linking family factors and sibling relationship qualities to adolescent substance use and sexual risk behaviors. Journal of Family Psychology. 2005,19:571–580rary
56. Garzarelli, P, Everhart, B ve D.Lester (1993) "Self- concept and Academic Performance In Gifted and Academıcally Weak Students", Adolescence,V.28, N; 109.www.ё
57. Jager J., Yuen C.X., Putnick D.L. Adolescent-Peer Relationships, Separation and Detachment From Parents, and Internalizing and Externalizing Behaviors. Journal of Early Adolescence 2015, Vol. 35(4): 511–537.
58. Marcia, J. (1980). Identity in adolescence. In J. Adelson (Ed.), Handbook of adolescent psychology. New York: Wiley.
59. Spielberger C. D., Gorsuch R. L., Lushene R. E. Manual for the State-Trait Anxiety Inventory. Palo Alto, CA: Consulting Psychologists Press, 1970.
60. Waters,E, Cumming. A secure base from which to explore close relationships. Child Development, 2000, 71:164–172.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ