ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИННОВАЦИЙ 5
1.1 Понятие и признаки инноваций 5
1.2 Роль инноваций 10
1.3 Содержание инноваций 14
2 АНАЛИЗ КЛАССИФИКАЦИИ ИННОВАЦИЙ 20
2.1 Классификация инноваций по этапам развития теории инноваций 20
2.2 Современные подходы к классификации инноваций 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 35
Актуальность выбранной темы. Инновации сегодня – одна из актуальных тем для обсуждения. Большинство отраслей отличает высокий уровень конкуренции, а потребители хорошо информированы и требуют «больше, лучше, дешевле, быстрее». Немногие фирмы в современных рыночных условиях полагаются только на низкие цены; большинство компаний стремятся оптимизировать деятельность, что возможно только на основе инноваций.
Анализируя рост числа наукоемких производств за последние десятилетия, можно сделать вывод, что наука с каждым веком приобретает все более важную роль в экономике и уже не только уровень развития государства влияет на науку, а именно степень развитости науки задает скорость прогресса страны. В современном производстве инновация, как результат научной деятельности, начинает играть особую роль. И здесь важно взаимодействие науки, государства и бизнеса, когда государство поддерживает бизнес, используя различные формы и методы.
Для успешного управления инновационной деятельностью необходимо тщательное изучение инноваций. Многообразие подходов к определению инноваций обуславливает необходимость классифицировать инновации по определенным признакам.
Цель работы – проанализировать классификацию инноваций.
Задачи работы:
– изучить понятие и определить признаки инноваций;
– определить роль инноваций на современном этапе;
– изучить содержание инноваций;
– провести анализ классификации инноваций по этапам развития теории инноваций;
– проанализировать современные подходы к классификации инноваций.
Объект исследования – инновации.
Предмет исследования – подходы к классификации инноваций.
Методы исследования, которые использованы в работе – теоретический анализ, системный метод.
Структура работы. Курсовая работа включает введение, две главы, заключение, библиографический список.
Информационную базу исследования составляют учебники отечественных и зарубежных авторов по инновационному менеджменту, материалы средств массовой информации, периодических научных изданий и официальные данные сайта Федеральной службы государственной статистики.
В процессе исследования была достигнута основная цель, а именно: был проведен анализ классификации инноваций. В первой главе были изучены подходы к определению понятия инновации, определена роль и признаки инноваций, изучено содержание инноваций. Во второй главе проведен анализ классификации инноваций по этапам развития теории инноваций и современные подходы к классификации инноваций.
Таким образом, в современное время в условиях острой конкурентной борьбы за положение на рынке современным предприятиям, производящим различные товары оказывающим всевозможные услуги, необходимо постоянно повышать свои конкурентные преимущества для того, чтобы быть конкурентоспособными на современном экономическом пространстве. Это, в первую очередь, может быть достигнуто за счет внедрения в деятельность компании различных инноваций, которые повышают качество производимой продукции и оказывают влияние на эффективность деятельности организации.
Инновация – это процесс создания, освоения производства и реализации на рынке нового практического средства (новшества) для новой или для лучшего удовлетворения уже известной потребности людей, общества; одновременно это есть процесс сопряженных с данным новшеством изменений в той социокультурной и вещественной среде, в которой совершается жизненный цикл инновации.
Инновации непременно важны для современного общества, стремящегося к дальнейшему устойчивому развитию. Благодаря им многие процессы, происходящие в социуме, выходят на более совершенный уровень, что повышает уровень и качество жизни людей. Инновационное развитие повышает адаптационные возможности экономической системы, является средством модернизации экономики.
Инновации, таким образом, позволяют решать самые амбициозные экономические и социальные задачи. Поэтому инновационное развитие должно стать главным фактором экономического развития, роста эффективности экономики, повышения ее конкурентоспособности, тем самым способствовать структурной перестройке экономики.
Инновационный процесс охватывает совершенствование как конечных продуктов, так и производственных процессов и методов управления. Только грамотное управление процессом внедрения, а также быстрый анализ и поиск путей решения проблем позволят повысить эффективность инновационного процесса и снизить до минимума влияние рисков на процесс реализации нововведения в производственной деятельности компании.
Для того, чтобы изучить инновации и их роль в экономической системе государства, необходимо проанализировать их классификацию, основанную на характерных особенностях каждого нововведения. Классификация инноваций позволяет более точно понять сущность данного понятия.
Классификация инноваций не только объясняет их сущность и появление, но и позволяет конкретизировать данный феномен, провести идентификацию инноваций, их отличительных черт и особенностей, акцентировать внимание на их отдельных сторонах. Это, в свою очередь, позволяет выявлять и описывать инновации, идентифицировать их, определять их статус, изучать и использовать с учетом выявленных особенностей, а также проводить систематизацию характерных особенностей, сравнивая их потенциал и ограничения.
В работе проанализированы наиболее известные классификации инноваций, которые сгруппированы по самым разнообразным признакам. Каждая классификация имеет с одной стороны преимущества, а с другой недостатки. К примеру, слишком обширные классификации позволяют, как всесторонне рассмотреть инновацию, так и внести путаницу.
На основе анализа подходов к классификации инноваций представили обобщенную классификацию инноваций по следующим признакам:
1. По степени возникновения.
2. По степень новизны.
3. По месту в производственном цикле.
4. По цели (конечной ориентации).
5. По функциональному назначению (область применения).
6. По масштабу.
7. В зависимости от ожидаемого эффекта инноваций.
Анализ показывает, что большинство классификаций идентичны друг другу. Кроме того, эти классификации в большей степени предназначены для целей управления инновациями или научно-теоретического применения.
Таким образом, применение в процессе научных исследований разнообразные подходов к классификации инноваций позволит комплексно и системно подходить к проблеме управления инновационной деятельности предприятия.
1. О науке и государственной научно-технической политике: Федер. закон [от 23 авг. 1996 г. № 127-ФЗ] // Российская газета. – 1996. – 3 сент. – № 167.
2. Аборкина, Е.О. Подходы к определению сущности «инноваций» в отечественной и зарубежной науке / Е.О. Аборкина, Т.Н. Скоробогатова. // В центре экономики. – 2022. – Т. 3, № 1. – С. 12-18.
3. Александрова, Т.В. Инновационный менеджмент: учебное пособие / Т.В. Александрова, Е.В. Шилова; Перм. гос. нац. исслед. ун-т. – Пермь, 2019. – Ч. 2. – 169 с.
4. Анискин Ю.П. Инновационный менеджмент: учебное пособие / Ю.П. Анискин. – М.: МИЭТ, 2002. – 120 с.
5. Балабанов, И.Т. Инновационный менеджмент: учебное пособие для вузов / И.Т. Балабанов. – СПб.: Питер, 2017. – 304 с.
6. Бахшалиева, Л.Н. Инновации как объект управления: содержание и классификация / Л.Н. Бахшалиева, А.М. Фаткулина. // Студенческий форум. – 2021. – № 11 (147). – С. 59-62.
7. Валента, Ф. Творческая активность – инновации – эффект / Ф. Валента. – М: Эксмо, 2008. – 400 с.
8. Вискалин, В. Названы 15 самых креативных городов России / В. Вискалин // Сетевое издание RB.RU [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rb.ru/list/creative-capital-index/.
9. Водачек, Л. Стратегия управления инновациями на предприятии / Л. Водачек, О. Водачкова. – М.: Экономия, 1989. – 167 с.
10. Герцик, Ю.Г. Анализ основных положений теории предпринимательства и ее роли в развитии инновационной экономики / Ю.Г. Герцик, С.А. Москаленко, А.С. Журавлева. // В центре экономики. – 2020. – № 2. – С. 23-28.
11. Гольдштейн, Г.Я. Стратегический инновационный менеджмент: учебное пособие. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2013. – 267 с.
12. Горшков, В.В. Инновационные риски: лекция по специальности 060400 «Финансы и кредит» / В.В. Горшков, Е.А. Кретова. – СПб.: СПбГИЭА, 1996. – 63 с.
13. Гулиева, А.Ш. Инновации, Инновационный процесс их экономическая сущность, значение и задачи / А.Ш. Гулиева, Н.В. Минаева, А.Ю. Фукс. // Современные проблемы лингвистики и методики преподавания русского языка в ВУЗе и школе. – 2022. – № 38. – С. 778-782.
14. Гумерова, Л.И. Теория инновационного развития Н.Д. Кондратьева / Л.И. Гумерова. // NovaInfo. – 2016. – Т. 2, № 46. – С. 181-185.
15. Дюдюн, Т.Ю. Инновации: классификация и основы их правильного выбора / Т.Ю. Дюдюн, О.А. Бурова. // Модернизация и устойчивое социально-экономическое развитие России и ее регионов в XXI веке сквозь призму роста производительности труда: сборник статей II Всероссийской научно-практической конференции, Ступино, 19-20 февраля 2020 года. – Ступино: Московский финансово-юридический университет МФЮА, 2020. – С. 388-392.
16. Завлин, П.Н. Оценка эффективности инноваций / П.Н. Завлин, А.В. Васильев. – СПб.: Изд. дом «Бизнес-пресса», 1998. – 215 с.
17. Инновационный менеджмент: учебник для вузов / С.Д. Ильинова, Л.М. Гохберг, С.Ю. Ягудин и др.; под ред. проф. С.Д. Ильенковой. – М.: Банки и Биржи, 1997. – 327 с.
18. Квач, Н.М. Инновации в России / Н.М. Квач, А.В. Генералова. // Актуальные вопросы экономики, коммерции и сервиса: сборник научных трудов кафедры коммерции и сервиса. – М.: ФГБОУ ВО «Российский государственный университет имени А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство)», 2022. – С. 65-68.
19. Манченко, Н.В. Понятие и классификация инноваций / Н. В. Манченко, М. А. Соколов. // Экономические науки: актуальные вопросы теории и практики: сборник статей V Международной научно-практической конференции, Пенза, 15 мая 2022 года. – Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.), 2022. – С. 13-18.
20. Медынский, В.Г. Инновационный менеджмент: учебник / В.Г. Медынский. – М.: ИНФРА-М, 2018. – 295 с.
21. Мельцас, Е.О. Феноменология развития инновационной деятельности высшего учебного заведения как метода управления финансовой устойчивостью / Е.О. Мельцас // Социально-экономические проблемы современной российской экономики. Том Часть 3. – М.: Институт исследования товародвижения и конъюнктуры оптового рынка, 2014. – С. 180-185.
22. Менш, Г. Застой в технологиях: инновации преодолевают депрессию / Г. Менш. // Ballinger Pub. Co. – 1979. – 241.
23. Мировая индустрия: экономические и инновационные аспекты: коллективная монография / под общ. ред. Н.А. Адамова. – М.: ЭКЦ «Профессор», 2015. – 339 с.
24. Модернизация национальной экономики: проблемы и решения: коллективная монография / под общ. ред. Н.А. Адамова. – М.: ООО ЭКЦ «Профессор», 2014. – 536 с.
25. Мотошкин, Т.П. Инновация: понятие и сущность / Т.П. Мотошкин, С.Э. Желаева. // Социально-экономическое развитие России и Монголии: проблемы и перспективы: материалы IХ Международной научно-практической конференции, посвященной 60-летию Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления, Улан-Удэ, 18 мая 2022 года / ФГБОУ ВО Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления; Финансово-Экономический Университет; Барановичский государственный университет. – Улан-Удэ: Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления, 2022. – С. 144-146.
26. Мюллер, В.К. Новый англо-русский, русско-английский словарь. 40 000 слов и выражений / В.К. Мюллер. – М.: Эксмо, 2019. – 880 с.
27. Полонкоева, Ф.Я. Инновации, их экономическая сущность и значение / Ф.Я. Полонкоева. // Теоретический и практический потенциал современной науки: сборник научных статей. Том Часть XI. – М.: Перо, 2021. – С. 124-127.
28. Пригожин, А.И. Нововведение: стимулы и перспективы / А.И. Пригожин. – М.: Политиздат, 1998. – 81 с.
29. Романова, А.В. Современные подходы к классификации инноваций / А.В. Романова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2022. – № 4-4 (67). – С. 111-114.
30. Санто, Б. Инновация как средство экономического развития / Б. Санто. – М.: Прогресс, 1990 – 295 с.
31. Староверова, К.О. Менеджмент. Эффективность управления / К.О. Староверова. – М.: Юрайт, 2022. – 269 с.
32. Тебекин, А.В. Инновационный менеджмент: учебник / А.В. Тебекин. – М.: Юрайт, 2022. – 481 с.
33. Теория и практика инноватики: учебник для вузов / Н. И. Лапин, В. В. Карачаровский. – Москва : Юрайт, 2022. – 350 с.
34. Фатхутдинов, Р.А. Инновационный менеджмент: учебник для вузов / Р.А. Фатхутдинов. – СПб.: Питер, 2012. – 448 с.
35. Хучек, М. Инновации на предприятиях и их внедрение: Перевод / М. Хучек. – М.: Луч, 1992. – 340 с.
36. Шайдуллин, Р.Н. Критерии классификации и обзор видов инноваций / Р.Н. Шайдуллин // Экономика в меняющемся мире: V Всероссийский экономический форум: сборник научных трудов, Казань, 17-21 мая 2021 года. – Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2021. – С. 439-442.