Формирование «усадебного текста» в романе И.А. Гончарова (Уральский государственный педагогический университет)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. «УСАДЕБНЫЙ МИР» РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 5
1.1. Концепция «усадебного текста» русской литературы 5
1.2. Формирование усадебного текста в русской литературе первой трети XIX века 15
ГЛАВА 2. ОБРАЗ «ДВОРЯНСКОГО ГНЕЗДА» И ПРИЕМЫ ЕГО СОЗДАНИЯ В РОМАНЕ «ОБЫКНОВЕННАЯ ИСТОРИЯ» 25
2.1. Художественное воплощение образа усадьбы в романе И.А. Гончарова 25
2.2. Изображение быта, уклада жизни в Грачах 31
2.3. Особенности усадебного пейзажа как составляющей «дворянского гнезда» 37
ГЛАВА 3. СЮЖЕТНО-КОМПОЗИЦИОННАЯ РОЛЬ ХРОНОТОПА «ДВОРЯНСКОГО ГНЕЗДА» В РОМАНЕ 41
3.1. Своеобразие характера героя в усадебном мире 41
3.2. Роль образа «дворянского гнезда» в формировании проблематики и конфликта «Обыкновенной истории» 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 53
ГЛАВА 1. «УСАДЕБНЫЙ МИР» РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 5
1.1. Концепция «усадебного текста» русской литературы 5
1.2. Формирование усадебного текста в русской литературе первой трети XIX века 15
ГЛАВА 2. ОБРАЗ «ДВОРЯНСКОГО ГНЕЗДА» И ПРИЕМЫ ЕГО СОЗДАНИЯ В РОМАНЕ «ОБЫКНОВЕННАЯ ИСТОРИЯ» 25
2.1. Художественное воплощение образа усадьбы в романе И.А. Гончарова 25
2.2. Изображение быта, уклада жизни в Грачах 31
2.3. Особенности усадебного пейзажа как составляющей «дворянского гнезда» 37
ГЛАВА 3. СЮЖЕТНО-КОМПОЗИЦИОННАЯ РОЛЬ ХРОНОТОПА «ДВОРЯНСКОГО ГНЕЗДА» В РОМАНЕ 41
3.1. Своеобразие характера героя в усадебном мире 41
3.2. Роль образа «дворянского гнезда» в формировании проблематики и конфликта «Обыкновенной истории» 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 53
В современном литературоведении образ усадьбы в русской литературе является одной из актуальных тем. В русской литературе усадьба представляет собой яркий образ, послуживший появлению мифа дворянского гнезда. Миф дворянского гнезда связан с выходом романа «Обыкновенная история» И.А. Гончарова, который был опубликован в 1847 году. Роман «Обыкновенная история» И.А. Гончарова включает в себя образ дворянской усадьбы, выступающий одним из символов русской культуры, поэтому важно исследовать его для восстановления утраченных нравственно-эстетических представлений.
Начиная с первой половины XIX века, в русской культуре произошел расцвет поместной культуры. Русские дворяне того периода понимали, что нельзя достичь рая на всей земле, но можно создать собственный рай, воплощенный в виде усадьбы. Именно такой образ маленького рая изображен в романе «Обыкновенная история» И.А. Гончарова, главный персонаж которого вырывается из родного гнезда, чтобы достичь славы в Петербурге. Отражение темы усадебного мира в литературе широко востребовано современной наукой. Благодаря, в первую очередь, трудам Ю. М. Лотмана, Д. С. Лихачева, В. Г. Щукина появилось немало литературоведческих работ, посвященных осмыслению данных сверхтекстов в творчестве тех или иных авторов. Мир русской усадьбы в творчестве И.А. Гончарова, безусловно, также привлекал внимание отечественных литературоведов.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что нет ни одной работы, специально посвященной исследованию в романе «Обыкновенная история» идейно-художественной специфики образов «дворянского гнезда». Недостаточная степень изученности усадебного мира в романе Гончарова, а также возросшее внимание современного общества к культурным пространствам и историческому прошлому делают эту тему актуальной для изучения.
Тема дворянской усадьбы в литературных произведениях русских авторов 40-х годов XIX века находится в фокусе внимания современного литературоведения. Вопрос изучения воплощения образа дворянской усадьбы в литературных произведениях мало исследован и нуждается в дальнейшей разработке.
Объект исследования – текст романа «Обыкновенная история» И.А. Гончарова, в котором воплощен образ дворянской усадьбы.
Предмет курсовой работы – тема дворянской усадьбы в романе «Обыкновенная история» И.А. Гончарова.
Цель курсовой работы заключается в исследовании специфики «усадебного текста» и его воплощения в романе «Обыкновенная история» И.А. Гончарова.
Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:
1. обобщить существующие представления о сущности «усадебного текста» в русской литературе;
2. выяснить особенности и приемы создания образа «дворянского гнезда» в романе «Обыкновенная история» И.А. Гончарова;
3. выяснить сюжетно-композиционную роль хронотопа «дворянского гнезда» в романе «Обыкновенная история» И.А. Гончарова.
Теоретическая основа исследования. Необходимость решения сформулированных выше задач исследования обусловила обращение к трудам М.М. Бахтина, Д.С. Лихачева, Ю.М. Лотмана, В. Г. Щукина, В.И. Тюпы и др.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования ее материалов при изучении творчества И. А. Гончарова в школьном базовом курсе истории русской литературы, а также в ходе различных спецкурсов, посвященных своеобразию русской культуры в целом.
Структура курсовой работы содержит введение, три главы, заключение и список использованной литературы.
Начиная с первой половины XIX века, в русской культуре произошел расцвет поместной культуры. Русские дворяне того периода понимали, что нельзя достичь рая на всей земле, но можно создать собственный рай, воплощенный в виде усадьбы. Именно такой образ маленького рая изображен в романе «Обыкновенная история» И.А. Гончарова, главный персонаж которого вырывается из родного гнезда, чтобы достичь славы в Петербурге. Отражение темы усадебного мира в литературе широко востребовано современной наукой. Благодаря, в первую очередь, трудам Ю. М. Лотмана, Д. С. Лихачева, В. Г. Щукина появилось немало литературоведческих работ, посвященных осмыслению данных сверхтекстов в творчестве тех или иных авторов. Мир русской усадьбы в творчестве И.А. Гончарова, безусловно, также привлекал внимание отечественных литературоведов.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что нет ни одной работы, специально посвященной исследованию в романе «Обыкновенная история» идейно-художественной специфики образов «дворянского гнезда». Недостаточная степень изученности усадебного мира в романе Гончарова, а также возросшее внимание современного общества к культурным пространствам и историческому прошлому делают эту тему актуальной для изучения.
Тема дворянской усадьбы в литературных произведениях русских авторов 40-х годов XIX века находится в фокусе внимания современного литературоведения. Вопрос изучения воплощения образа дворянской усадьбы в литературных произведениях мало исследован и нуждается в дальнейшей разработке.
Объект исследования – текст романа «Обыкновенная история» И.А. Гончарова, в котором воплощен образ дворянской усадьбы.
Предмет курсовой работы – тема дворянской усадьбы в романе «Обыкновенная история» И.А. Гончарова.
Цель курсовой работы заключается в исследовании специфики «усадебного текста» и его воплощения в романе «Обыкновенная история» И.А. Гончарова.
Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:
1. обобщить существующие представления о сущности «усадебного текста» в русской литературе;
2. выяснить особенности и приемы создания образа «дворянского гнезда» в романе «Обыкновенная история» И.А. Гончарова;
3. выяснить сюжетно-композиционную роль хронотопа «дворянского гнезда» в романе «Обыкновенная история» И.А. Гончарова.
Теоретическая основа исследования. Необходимость решения сформулированных выше задач исследования обусловила обращение к трудам М.М. Бахтина, Д.С. Лихачева, Ю.М. Лотмана, В. Г. Щукина, В.И. Тюпы и др.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования ее материалов при изучении творчества И. А. Гончарова в школьном базовом курсе истории русской литературы, а также в ходе различных спецкурсов, посвященных своеобразию русской культуры в целом.
Структура курсовой работы содержит введение, три главы, заключение и список использованной литературы.
Одной из актуальных тем современного литературоведения является тема описания мира усадьбы в русской литературе. В данной курсовой работе рассмотрены концепция «усадебного текста» русской литературы и формирование усадебного текста в русской литературе первой половине XIX века.
Проанализировав тему усадьбы в романе «Обыкновенная история» И.А. Гончарова, мы пришли к таким выводам. Для литературных произведений И.А. Гончарова характерна оппозиция усадьба/город, в которой усадьба предстает воплощением земного рая, но также и покоя, апатии, а город является символом жизни и энергии. Для молодого человека с чутким сердцем тихий и спокойный мир усадьбы кажется скучным, он стремится покинуть родовое гнездо. Автор показывает на примере главного героя романа «Обыкновенная история», что в родном гнезде человек господин, но в чужом городе ему предстоит немало потрудиться, чтобы чего-то достичь. А неокрепшая тонкая душевная организация человека, выросшего под родительским крылом, может легко сломаться подсю воздействием столичных нравов.
Определено, что сюжетно-композиционная структура романа «Обыкновенная история» И.А. Гончарова обусловлена оппозицией усадьба/город, в которой сталкиваются вместе представители разных поколений и жизненных позиций. Усадьба олицетворяет праздность и веселье, к которому привыкли представители патриархального уклада. Петербург служит воплощением практичной деятельности, именно поэтому туда стремится Александр, который не может реализовать свои амбиции в пределах маленького мирка. Описание жизни обитателей усадьбы предусматривает «усадебный текст», который позволяет изобразить усадебные типы персонажей: небогатая помещица, романтичные молодые люди, добрые соседи, послушные слуги.
Выявлено, что при помощи «усадебного текста» автор описывает быт и уклад жизни в русской усадьбе, где все идет своим чередом, ничего не меняется. Автор использует описания пейзажей усадьбы, чтобы передать дух родового гнезда, обитатели которого живут мирной и спокойной жизнью. Цветущий сад и поля вокруг усадьбы символизируют жизнь и гармонию, а дорога, ведущая за пределы усадьбы, означает побег из этого маленького рая.
Описано, что автор показывает развитие личности по принципу цикла: зарождение идеалов – крушение идеалов – обретение себя через разочарование и страдания. Главный персонажа романа «Обыкновенная история» И.А. Гончарова проходит путь от восторженного романтичного юноши до практичного дельца.
Проанализировав тему усадьбы в романе «Обыкновенная история» И.А. Гончарова, мы пришли к таким выводам. Для литературных произведений И.А. Гончарова характерна оппозиция усадьба/город, в которой усадьба предстает воплощением земного рая, но также и покоя, апатии, а город является символом жизни и энергии. Для молодого человека с чутким сердцем тихий и спокойный мир усадьбы кажется скучным, он стремится покинуть родовое гнездо. Автор показывает на примере главного героя романа «Обыкновенная история», что в родном гнезде человек господин, но в чужом городе ему предстоит немало потрудиться, чтобы чего-то достичь. А неокрепшая тонкая душевная организация человека, выросшего под родительским крылом, может легко сломаться подсю воздействием столичных нравов.
Определено, что сюжетно-композиционная структура романа «Обыкновенная история» И.А. Гончарова обусловлена оппозицией усадьба/город, в которой сталкиваются вместе представители разных поколений и жизненных позиций. Усадьба олицетворяет праздность и веселье, к которому привыкли представители патриархального уклада. Петербург служит воплощением практичной деятельности, именно поэтому туда стремится Александр, который не может реализовать свои амбиции в пределах маленького мирка. Описание жизни обитателей усадьбы предусматривает «усадебный текст», который позволяет изобразить усадебные типы персонажей: небогатая помещица, романтичные молодые люди, добрые соседи, послушные слуги.
Выявлено, что при помощи «усадебного текста» автор описывает быт и уклад жизни в русской усадьбе, где все идет своим чередом, ничего не меняется. Автор использует описания пейзажей усадьбы, чтобы передать дух родового гнезда, обитатели которого живут мирной и спокойной жизнью. Цветущий сад и поля вокруг усадьбы символизируют жизнь и гармонию, а дорога, ведущая за пределы усадьбы, означает побег из этого маленького рая.
Описано, что автор показывает развитие личности по принципу цикла: зарождение идеалов – крушение идеалов – обретение себя через разочарование и страдания. Главный персонажа романа «Обыкновенная история» И.А. Гончарова проходит путь от восторженного романтичного юноши до практичного дельца.
Подобные работы
- Концепция детства и юности в автобиографической прозе Н.Г. Гарина-Михайловского
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2024



