Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование «усадебного текста» в романе И.А. Гончарова (Уральский государственный педагогический университет)

Работа №121453

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

литература

Объем работы54
Год сдачи2022
Стоимость700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
58
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. «УСАДЕБНЫЙ МИР» РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 5
1.1. Концепция «усадебного текста» русской литературы 5
1.2. Формирование усадебного текста в русской литературе первой трети XIX века 15
ГЛАВА 2. ОБРАЗ «ДВОРЯНСКОГО ГНЕЗДА» И ПРИЕМЫ ЕГО СОЗДАНИЯ В РОМАНЕ «ОБЫКНОВЕННАЯ ИСТОРИЯ» 25
2.1. Художественное воплощение образа усадьбы в романе И.А. Гончарова 25
2.2. Изображение быта, уклада жизни в Грачах 31
2.3. Особенности усадебного пейзажа как составляющей «дворянского гнезда» 37
ГЛАВА 3. СЮЖЕТНО-КОМПОЗИЦИОННАЯ РОЛЬ ХРОНОТОПА «ДВОРЯНСКОГО ГНЕЗДА» В РОМАНЕ 41
3.1. Своеобразие характера героя в усадебном мире 41
3.2. Роль образа «дворянского гнезда» в формировании проблематики и конфликта «Обыкновенной истории» 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 53

В современном литературоведении образ усадьбы в русской литературе является одной из актуальных тем. В русской литературе усадьба представляет собой яркий образ, послуживший появлению мифа дворянского гнезда. Миф дворянского гнезда связан с выходом романа «Обыкновенная история» И.А. Гончарова, который был опубликован в 1847 году. Роман «Обыкновенная история» И.А. Гончарова включает в себя образ дворянской усадьбы, выступающий одним из символов русской культуры, поэтому важно исследовать его для восстановления утраченных нравственно-эстетических представлений.
Начиная с первой половины XIX века, в русской культуре произошел расцвет поместной культуры. Русские дворяне того периода понимали, что нельзя достичь рая на всей земле, но можно создать собственный рай, воплощенный в виде усадьбы. Именно такой образ маленького рая изображен в романе «Обыкновенная история» И.А. Гончарова, главный персонаж которого вырывается из родного гнезда, чтобы достичь славы в Петербурге. Отражение темы усадебного мира в литературе широко востребовано современной наукой. Благодаря, в первую очередь, трудам Ю. М. Лотмана, Д. С. Лихачева, В. Г. Щукина появилось немало литературоведческих работ, посвященных осмыслению данных сверхтекстов в творчестве тех или иных авторов. Мир русской усадьбы в творчестве И.А. Гончарова, безусловно, также привлекал внимание отечественных литературоведов.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что нет ни одной работы, специально посвященной исследованию в романе «Обыкновенная история» идейно-художественной специфики образов «дворянского гнезда». Недостаточная степень изученности усадебного мира в романе Гончарова, а также возросшее внимание современного общества к культурным пространствам и историческому прошлому делают эту тему актуальной для изучения.
Тема дворянской усадьбы в литературных произведениях русских авторов 40-х годов XIX века находится в фокусе внимания современного литературоведения. Вопрос изучения воплощения образа дворянской усадьбы в литературных произведениях мало исследован и нуждается в дальнейшей разработке.
Объект исследования – текст романа «Обыкновенная история» И.А. Гончарова, в котором воплощен образ дворянской усадьбы.
Предмет курсовой работы – тема дворянской усадьбы в романе «Обыкновенная история» И.А. Гончарова.
Цель курсовой работы заключается в исследовании специфики «усадебного текста» и его воплощения в романе «Обыкновенная история» И.А. Гончарова.
Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:
1. обобщить существующие представления о сущности «усадебного текста» в русской литературе;
2. выяснить особенности и приемы создания образа «дворянского гнезда» в романе «Обыкновенная история» И.А. Гончарова;
3. выяснить сюжетно-композиционную роль хронотопа «дворянского гнезда» в романе «Обыкновенная история» И.А. Гончарова.
Теоретическая основа исследования. Необходимость решения сформулированных выше задач исследования обусловила обращение к трудам М.М. Бахтина, Д.С. Лихачева, Ю.М. Лотмана, В. Г. Щукина, В.И. Тюпы и др.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования ее материалов при изучении творчества И. А. Гончарова в школьном базовом курсе истории русской литературы, а также в ходе различных спецкурсов, посвященных своеобразию русской культуры в целом.
Структура курсовой работы содержит введение, три главы, заключение и список использованной литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Одной из актуальных тем современного литературоведения является тема описания мира усадьбы в русской литературе. В данной курсовой работе рассмотрены концепция «усадебного текста» русской литературы и формирование усадебного текста в русской литературе первой половине XIX века.
Проанализировав тему усадьбы в романе «Обыкновенная история» И.А. Гончарова, мы пришли к таким выводам. Для литературных произведений И.А. Гончарова характерна оппозиция усадьба/город, в которой усадьба предстает воплощением земного рая, но также и покоя, апатии, а город является символом жизни и энергии. Для молодого человека с чутким сердцем тихий и спокойный мир усадьбы кажется скучным, он стремится покинуть родовое гнездо. Автор показывает на примере главного героя романа «Обыкновенная история», что в родном гнезде человек господин, но в чужом городе ему предстоит немало потрудиться, чтобы чего-то достичь. А неокрепшая тонкая душевная организация человека, выросшего под родительским крылом, может легко сломаться подсю воздействием столичных нравов.
Определено, что сюжетно-композиционная структура романа «Обыкновенная история» И.А. Гончарова обусловлена оппозицией усадьба/город, в которой сталкиваются вместе представители разных поколений и жизненных позиций. Усадьба олицетворяет праздность и веселье, к которому привыкли представители патриархального уклада. Петербург служит воплощением практичной деятельности, именно поэтому туда стремится Александр, который не может реализовать свои амбиции в пределах маленького мирка. Описание жизни обитателей усадьбы предусматривает «усадебный текст», который позволяет изобразить усадебные типы персонажей: небогатая помещица, романтичные молодые люди, добрые соседи, послушные слуги.
Выявлено, что при помощи «усадебного текста» автор описывает быт и уклад жизни в русской усадьбе, где все идет своим чередом, ничего не меняется. Автор использует описания пейзажей усадьбы, чтобы передать дух родового гнезда, обитатели которого живут мирной и спокойной жизнью. Цветущий сад и поля вокруг усадьбы символизируют жизнь и гармонию, а дорога, ведущая за пределы усадьбы, означает побег из этого маленького рая.
Описано, что автор показывает развитие личности по принципу цикла: зарождение идеалов – крушение идеалов – обретение себя через разочарование и страдания. Главный персонажа романа «Обыкновенная история» И.А. Гончарова проходит путь от восторженного романтичного юноши до практичного дельца.



1. Арсеньев К. Пейзаж в русском романе // Вестник Европы. – 1885. – Т. 3. – С. 222–261.
2. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике. – М.: Художественная литература, 1975. – 504 с.
3. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / Сост. С.Г. Бочаров, примеч. С.С. Аверинцев и С.Г. Бочаров. – М.: Искусство, 1979. – 423 с.
4. Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. М.: Художественная литература, 1986. – 543 с.
5. Белинский В.Г. – Полное собр. соч.: В 13 т. – М.: Изд-во АН СССР, 1955. – Т. 8. – 728 с.
6. Бидерманн Г. Энциклопедия символов. – М.: Республика, 1996. – 335 с.
7. Богданова О.А. «Усадебная культура» в русской литературе XIX – начала XX века. Социокультурный аспект [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/usadebnaya-kultura-v-russkoy-literature-xix-nachala-xx-veka-sotsiokulturnyy-aspekt/viewer (дата обращения: 16.12.2022).
8. Большакова А.Ю. Обломовка или Обломовщина // Литературная учеба. – 2001. – № 6. – С. 83–103.
9. Гончаров И.А. Собр. соч.: В 8-ми т. – М.: Гос. изд-во худож. лит., 1952–55. – Т. 1. – 543 с.
10. Гончаров И.А. Письма 1856 года [Электронный ресурс]. – URL: http://az.lib.ru/g/goncharow_i_a/text (дата обращения: 16.12.2022).
11. Гончаров И.А. Обыкновенная история [Электронный ресурс]. – URL: https://xn----7sbb5adknde1cb0dyd.xn--p1ai (дата обращения: 16.12.2022).
12. Глазкова М.В. «Усадебный текст» в русской литературе второй половины XIX века (И.А. Гончаров, И.С. Тургенев, А.А. Фет): автореферат дис. канд. филол. наук. – Московский пед. гос. ун-т, 2008. – 18 с.
13. Гриневич О.А. Усадебный текст в современной русской поэзии // Гродненский государственный университет им. Я. Купалы. – 2018. – № 36 (1). – С. 12–22.
14. Гриневич О.А. Трансформация постриторической модели «усадебного текста» в поэзии А.А. Фета // Гродненский государственный университет им. Я. Купалы. – 2020. – Т. 5. – № 2. – С. 220–233.
15. Доманский В.А. Русская усадьба в художественной литературе XIX века: культурологические аспекты изучения поэтики [Электронный ресурс]. – URL: http://sun.tsu.ru/mminfo/ (дата обращения: 16.12.2022).
16. Доманский В.А. Усадебный текст А.С. Пушкина: традиции и новаторство: доклады XLVI международной научной конференции. – Нижний Новгород: Изд-во НГУ, 2019. – С. 127–139.
17. Дружинин А.В. Прекрасное и вечное. – М.: Современник, 1988. –544 с.
18. Евангулова О.С. Город и усадьба второй половины XVIII в. в сознании современников // Русский город. – 1984. – Вып. 7. – С. 172–189.
19. Егоров Б.Ф. Литературно-критическая деятельность В.Г. Белинского. – М.: Просвещение, 1982. – 176 с.
20. Жаплова Т.М. Усадебная поэзия в русской литературе XIX – начала XX в.: автореферат дис. док. филол. наук. – Оренбургский гос. ун-т, 2007. – 40 с.
21. Зыкова Е.П. Поэма о сельской усадьбе в русской идиллической традиции // Миф. Пастораль. Утопия. Литература в системе культуры. – 1998. – С. 58–71.
22. История русской литературы. – Т. III. Расцвет реализма. – Л.: Наука, 1982. – 880 с.
23. Кабанкова С.А. Усадьба в романной трилогии И.А. Гончарова как феномен русской культуры: сборник научных статей по материалам IV Международной научно-практической конференции. – Уфа: Вестник науки, 2020. – С. 118-121.
24. Кожинов В.В. Происхождение романа. – М.: Советский писатель, 1963. – 325 с.
25. Кондрашева Т.М. Изображение друга дома и типология семьи в романе И.А. Гончарова «Обыкновенная история»: материалы IV Международной научной гончаровской конференции / сост. А.В. Лобкарева и др. – Ульяновск: Изд-во ООО «Ника-дизайн», 2008. – С. 5–13.
26. Краснощекова Е.А. И.А. Гончаров: Мир творчества. – СПб.: Искусство, 1997. – 159 с.
27. Крохина Н.П. «В начале было слово»: миф в системе культуры: сборник молодых ученых по культурологии и литературоведению. – Иваново: Листос, 1998. – С. 78.
28. Крохина Н.П. Усадебный топос в женственности и его метаморфозы в русской литературе XIX века // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Социальные науки. – 2011. – № 4 (24). – С. 116–121.
29. Ларкович Д.В. Г.Р. Державин и художественная культура его времени: формирование индивидуального авторского сознания. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2011. – 343 с.
30. Лихачев Д.С. Поэзия садов. К семантике садово-парковых стилей. Сад как текст. – М.: «Согласие»; ОАО Типография «Новости», 1998. – 356 с.
31. Лотман Ю.М. Об искусстве. – СПб.: Искусство-СПб, 1998. – 704 с.
32. Миронова Н.В. Пространство в «Обыкновенной истории»: материалы Международной конференции, посвященной 190-летию со дня рождения И.А. Гончарова / Сост. М.Б. Жданова, А.В. Лобкарева, И.В. Смирнова; Редкол.: М.Б. Жданова, Ю.К. Володина, А.Ю. Балакин, А.В. Лобкарева, Е.Б. Клевогина, И.В. Смирнова. – Ульяновск: Корпорация технологий продвижения, 2003. – С. 20–25.
33. Отрадин М.В. Проза И.А. Гончарова в литературном контексте. – СПб.: Изд-во С.-Петербург. ун-та. 1994. – 168 с.
34. Отрадин М.В. Проза И.А. Гончарова в литературном контексте. Часть 2 [Электронный ресурс]. – URL: http://goncharov.lit-info.ru/goncharov/articles/otradin-proza-goncharova/otradin- (дата обращения: 16.12.2022).
35. Петров С. И.А. Гончаров (Критико-биографический очерк) [Электронный ресурс]. – URL: http://az.lib.ru/g/goncharow_i_a/text (дата обращения: 16.12.2022).
36. Писарев Д.И. Писемский, Тургенев и Гончаров [Электронный ресурс]. – URL: http://az.lib.ru/p/pisarew_d/text_ (дата обращения: 16.12.2022).
37. Пырков И.В. Ритм, пространство и время в русской усадебной литературе XIX века: автореферат дис. … док. фил. наук. – Саратов, 2018. – 50 с.
38. Пушкин А.С. О русской словесности [Электронный ресурс]. – URL: http://ocls.kyivlibs.org.ua/pushkin/pushkin_pss/pushkin/01text/07criticism/02misc/1036.htm (дата обращения: 16.12.2022).
39. Пушкин А.С. Граф Нулин [Электронный ресурс]. – URL: https://www.culture.ru/poems/5082/graf-nulin (дата обращения: 16.12.2022).
40. Сахаров В.И. Добиваться своей художественной правды… [Электронный ресурс]. – URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_ (дата обращения: 16.12.2022).
41. Смирнова Ю.В. Своеобразие усадебного пейзажа как составляющей образа «дворянского гнезда» в романе И.А. Гончарова «Обыкновенная история» [Электронный ресурс]. – URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_ (дата обращения: 16.12.2022).
42. Турчин В.С. Годы расцвета подмосковной усадьбы (1770-1812) // В окрестностях Москвы / Сост. М.А. Аникст, В.С. Турчин, В.И. Шередега. –М., 1979. – С. 128–184.
43. Топоров В.Н. «Бедная Лиза» Карамзина. Опыт прочтения. К двухсотлетию выхода в свет. – М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 1995. – 509 с.
44. Тынянов Ю.Н. Пушкин и его современники. – М.: Наука, 1968. – 424 с.
45. Тюпа В.И. Литература и ментальность. – М.: Юрайт, 2018. – 231 с.
46. Цейтлин А.Г. И.А. Гончаров. – М.: Изд-во АН СССР, 1950. – 492 с.
47. Шляпугина Р.Я. Дворянские усадьбы России: общий̆ обзор // Дискуссия. – 2015. – С. 22–26.
48. Щукин В.Г. Поэзия усадьбы и проза трущобы // Вестн. Моск. ун- та. Сер. 9. Филология. – 1994. – № 2. – С. 11–12.
49. Щукин В.Г. Миф дворянского гнезда. – Краков: Наука, 1997. – 228 с.
50. Щукин В. Российский гений просвещения. Исследования в области мифопоэтики и истории идей. – М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2007. – 608 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ