ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Сущность понятий «здоровье», «здоровый образ жизни»,
особенности формирования ЗОЖ в младшем школьном возрасте 6
1.2. Формы взаимодействия семьи и школы по формированию ЗОЖ
младших школьников 11
Выводы по первой главе 26
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗОЖ 29
2.1. Выявление уровня сформированности представлений о ЗОЖ у
младших школьников 29
2.2. Реализация программы взаимодействия семьи и школы по
формированию ЗОЖ у младших школьников 45
2.3. Динамика развития представлений о ЗОЖ у младших школьников
53
Выводы по второй главе 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 68
Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни обучающихся в соответствии с требованием Стандарта нового поколения становится задачей современной начальной школы. В основе ФГОС НОО заложен системно- деятельностный подход, реализуемый в ряде требований, среди которых следует выделить формирование у школьников установки на безопасный, здоровый образ жизни. В пункте 8 Стандарта говориться о необходимости укрепления физического и духовного здоровья обучающихся, поэтому выпускник начальной школы определяется в Стандарте как «выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни» [54].
Идея ценности здоровья, заявленная в качестве одной из приоритетных, нашла полноценное развитие в стратегии «Наша новая школа» [31] и «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 -2017 годы» от 1 июня 2012 г. В ней утверждается, что «в Российской Федерации должны приниматься меры, направленные на формирование потребности в здоровом образе жизни, всеобщую раннюю профилактику заболеваемости, внедрение здоровьесберегающих технологий во все сферы жизни ребенка, предоставление квалифицированной медицинской помощи в любых ситуациях» [52].
Изменения в системе образования определяют необходимость тесного взаимодействия родительской общественности с образовательными учреждениями. Взаимодействие учителя и родителей важно на всех этапах школьной жизни, но особую остроту, особое значение, по данным исследований О.С.Богдановой, Л.Р.Болотиной, В.С.Глушковой, И.В.Егорова, A.B. Маишевой, М.Ф.Матюхиной, О.Н.Урбанской, Л.М.Фридман, Н.Е.Щурковой, оно приобретает в первые годы пребывания ребенка в школе. Только вместе с родителями школа может результативно влиять на формирование у младших школьников здорового образа жизни.
Вопросы формирования здоровья ребенка интересовали таких ученых как: Л. С. Выготский, П.Ф. Лесгафт, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, В. А. Сухомлинский, Г. К. Зайцев, И. И. Брехман, Л.Г. Татарникова, и др. В их работах показано, что решающая роль в сохрани и развитии здоровья ребенка принадлежит правильно организации его жизнедеятельности, соблюдению режима дня, двигательной активности и т.д.
Однако современная школа с её сверхнагрузками, семья не уделяют должного внимания этим вопросам, а иногда и не знают, как организовать жизнь ребенка, чтобы сохранять его здоровье. Необходимость здоровьесбережения, диктуемой ФГОС, нередко противоречит недостаточной практической реализации задачи формирования ЗОЖ у младших школьников в сотрудничестве с семьей, что определяет актуальность выбранной темы исследования «Взаимодействие семьи и школы по формированию здорового образа жизни у младших школьников».
Разрешение данного противоречия определило проблему исследования, направленную на выявление содержания и форм взаимодействия семьи и школы по формированию здорового образа жизни младших школьников.
Цель исследования - теоретически обосновать и практически доказать необходимость взаимодействия семьи и школы по формированию здорового образа жизни младших школьников.
Объект исследования - процесс взаимодействия семьи и школы по формированию здорового образа жизни младших школьников.
Предмет исследования - формы взаимодействия педагогов и родителей при организации взаимодействия семьи и школы по формированию здорового образа жизни.
В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом были поставлены следующие задачи:
- провести анализ психолого-педагогической литературы;
- раскрыть содержание и формы взаимодействия семьи и школы по формированию здорового образа жизни;
- выявить уровень сформированности представлений о ЗОЖ у младших школьников и их родителей;
- разработать и реализовать экспериментальную методику взаимодействия семьи и школы по формированию здорового образа жизни у младших школьников;
- проанализировать динамику уровня сформированности представлений о ЗОЖ у младших школьников и их родителей.
Гипотеза исследования: организация взаимодействия семьи и школы по формированию здорового образа жизни у младших школьников будет более эффективной, если разработать и реализовать программу взаимодействия семьи и школы по:
- формированию у младших школьников и их родителей представлений об ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих, осознанию его ценности;
- обеспечению младших школьников и их родителей необходимыми технологиями, направленными на сохранение и укрепление здоровья;
- обогащению знаний о здоровом образе жизни учащихся и их родителей посредством различных видов совместной деятельности;
Методы исследования. На теоретическом уровне применялся анализ психолого-педагогической литературы, обобщение педагогического опыта. На эмпирическом уровне использовались опросно-диагностические методы (анкетирование), педагогический эксперимент (констатирующий,
формирующий, контрольный).
База исследования. Экспериментальная работа осуществлялась на базе ГБОУ СОШ № 11 г.о. Сызрань.
Практическая значимость исследования состоит в том, что выводы могут быть использованы для построения процесса взаимодействия семьи и школы по формированию здорового образа жизни у младших школьников на младшей ступени обучения в ОУ.
Проведенный анализ психолого-педагогической литературы позволяет рассматривать здоровье как нормальное психосоматическое состояние человека, отражающее его полное физическое, психическое и социальное благополучие и обеспечивающее адекватную окружающим условиям регуляцию поведения и деятельности личности. Здоровым образом жизни в работе понимается как стиль жизнедеятельности, который определяется рядом наследственных особенностей организма, условиями в которых существует человек, ориентированный на культуру сохранить, укрепить и восстановить здоровье, необходимое, чтобы выполнить личностно и общественно значимые функции. О младшим школьном возрасте следует говорить как о решающем переводе, позволяющего формировать фундамент физического и психического здоровья.
Воспитание осознанного и ответственного отношения к своему здоровью младших школьников возможно только при активном взаимодействии школы и родителей в процессе организации и проведения оздоровительных и просветительских мероприятий.
Проведенное исследование развития представлений о ЗОЖ у младших школьников и их родителей выявило преобладание среднего и низкого уровня развития представлений о ЗОЖ, что обусловило о необходимость разработки и реализации программы взаимодействия школы и семьи по формированию ЗОЖ у учащихся.
Организация работы с семьями учащихся осуществлялась в три этапа. На подготовительном этапе мы мотивировали родителей включиться в учебно - воспитательный процесс по формированию здорового образа жизни. На этапе просветительской работы осуществлялся подбор методических рекомендации по созданию здоровьесберегающей среды в семьях, распространение лучшего опыта семейного воспитания. На этапе совместной деятельности с семьей мы организовали участие родителей в проведении внеурочных мероприятий, конкурсов, акций, спортивных и театрализованных праздников, посвященных здоровому образу жизни. Во взаимодействии с родителями по формированию у детей представлений о здоровом образе жизни мы старались использовать оптимальное сочетание традиционных форм работы (родительские собрания, консультаций, информационных стендов) с нетрадиционными
(интерактивными) формами взаимодействия с семьей (информационно- аналитические, познавательные, наглядно-информационные, досуговые формы).
Результаты проведенного исследования сформированности представлений о ЗОЖ у младших школьников позволяют сделать вывод о положительном влиянии предложенной нами программы взаимодействия. Высокий уровень сформированности представлений о ЗОЖ стал на 15% выше, чем в контрольной группе, низкий уровень снизился на 25% по сравнению с контрольной группой.
Таким образом, благодаря разработанной программе взаимодействия семьи и школы по формированию здорового образа жизни младших школьников нам удалось:
- оказать содействие семьям в формировании у младших школьников и их родителей представления об ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих благодаря использованию различных видов совместной деятельности;
- обеспечить учащихся и их родителей знаниями о здоровьесберегающих технологиях и практическими навыками их применения;
- способствовать активизации вовлечения семей учащихся в процесс формирования здорового образа жизни, повышению уровня компетенции родителей по проблеме формирования здорового образа жизни.
1. Акутина, С.П. Пути гармонизации взаимодействия семьи и общеобразовательной организации в современном социуме инновации в современной науке [Текст] / С.П. Акутина // Материалы III международного зимнего симпозиума. - М. : - 2014. - с. 93-100
2. Алимова, Т. Г. Программа по формированию здорового образа жизни у
учащихся [Текст] / Т. Г. Алимова // Справочник руководителя
образовательного учреждения. - 2016. - № 8. - С.43-54.
3. Алексеева, Н.С. Активные формы работы с родителями [Текст] / Н.С. Алексеева // Классный руководитель. - 2016. -№7. С. 41-48.
4. Амосов, Н. М. Раздумья о здоровье [Текст] / Н.М. Амосов. - М. : АСТ, 2014.
- 191 с.
5. Байбародова, Л.В. Формы взаимодействия педагогов, учащихся и родителей [Текст] / Л.В. Байбародова. - Ярославль : ЯГПИ, 2015. - 39с.
6. Безруких, М.М. Школа и здоровье: история и современность [Текст] / М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, В.Н. Безобразова // Управление школой. - 2016. - №17. -С. 43-47.
7. Брехман, И. И. Валеология - наука о здоровье [Текст] / И. И. Брехман. - М. : Физкультура и спорт, 2012. - 212 с.
8. Богомолов, Б.Н. Большая медицинская энциклопедия [Текст] / Б.Н. Богомолов. - М. : АСТ, 2013. - 736 с.
9. Богин, В.Г. Из опыта сотрудничества с родителями [Текст] / В.Г. Богин, А.Б. Ильясова // Начальная школа. Плюс-минус.- 2016- №3.
10. Бородкина, Г. В. Как сохранить здоровье ребёнка (Поиск решения проблемы) [Текст] / Г. В. Бородкина // Начальная школа плюс. - 2015. - № 8.
- С.6-11.
11. Брюхова, В. М. Партнерство семьи и школы [Текст] / В. М. Брюхова. - М. : Чистые пруды, 2015. -32 с.
12. Быкова, Е. М. Взаимодействие семьи и школы в процессе воспитания здорового образа жизни младшего школьника [Текст] / Е. М. Быкова // Молодой ученый. — 2015. — №1.2. — С. 2-4.
13. Валькова, Л.Н. Семейный клуб одна из активных форм повышения компетентности участников образовательного процесса [Текст] / Л. Н. Валькова // Начальная школа. - 2016. - №6. - С. 25-29.
14. Венедиктов, Д. Д. Глобальные проблемы здравоохранения и пути их решения [Текст] / Д. Д. Венедиктов, А. И. Чернух, Ю. П. Лисицын, В. И. Кричагин // Вопросы философии. - 2016. - № 7. - С. 102-113.
15. Виленский, М.Я. Социально - психологические детерминанты
формирования здорового образа жизни [Текст] / М.Я. Виленский // Теория и практика физической культуры. - 2014.- № 9. - С. 9-12.
16. Воронова, Е.А.Здоровый образ жизни в современной школе [Текст] / Е.А. Воронова. - М. : Феникс, 2016. - 178с.
... Всего источников – 61.