ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ И ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ У ЛЮДЕЙ В ТРУДНЫХ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЯХ 8
1.1 Понятие психического здоровья 8
1.2. Понятие личности 16
1.3. Понятия трудной жизненной ситуации и кризиса 26
1.4 Выводы по первой главе 30
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 33
2.1 Информация о выборке исследования 33
2.2 Методы исследования 36
2.2.1 Биографическая анкета 36
2.2.2 Тест смысложизненных ориентаций 36
2.2.3 SCL-90-R 37
2.2.4 Опросник «Дифференциальный тип рефлексии» 40
2.2.5 Тест жизнестойкости 41
2.2.6 Цветовой тест отношений 42
2.3 Процедура исследования 46
2.4 Методы математико-статистической обработки данных 47
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 48
3.1 Результаты эмпирического исследования 48
3.1.1 Особенности трудных жизненных ситуаций, переживаемых людьми, входящих в выборку. 48
3.1.2 Характеристика психического здоровья людей, находящихся в трудных жизненных ситуациях 49
3.1.2 Сравнительный анализ рефлексии людей, находящихся в трудных жизненных ситуациях 55
3.1.3 Смысложизненные ориентации людей, находящихся в трудных жизненных ситуациях 58
3.1.4 Жизнестойкость людей, находящихся в трудных жизненных ситуациях 63
3.1.5 Исследование отношения обследуемых к значимым понятиям с помощью Цветового теста отношений 66
3.1.6 Изучение взаимосвязи изучаемых показателей 67
3.2 Обсуждение результатов исследования 74
ВЫВОДЫ 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 80
ПРИЛОЖЕНИЯ 83
Актуальность исследования: в современных условиях все чаще и чаще встает вопрос о том, как работать с людьми, оказавшимися в ситуации жизненного кризиса и трудных жизненных ситуациях. Это важно понимать, поскольку именно неконструктивное проживание психологического кризиса имеет наиболее тяжелые отдаленные последствия для личности человека.
Поскольку сейчас акцент при рассмотрении психологических проблем смещается с лечения болезни на работу с пациентом, важно работать не только с самой психологической проблемой, но и с ресурсами, которые есть у человека, оказавшегося в критической ситуации. Важно отметить, что такие характеристики личности, как уровень субъективного контроля, жизнестойкость и смысложизненные ориентации рассматриваются в качестве ресурсов личности в рамках гуманистического подхода. Таким образом, психические проблемы и психические ресурсы личности, оказавшейся в трудной жизненной ситуации, необходимо исследовать комплексно для достижения наилучшего терапевтического результата.
Цель исследования: Исследовать взаимосвязь уровня психического здоровья и личностных характеристик у людей в трудных жизненных ситуациях.
Задачи исследования:
1. Изучение характеристик психического здоровья людей, находящихся в трудной жизненной ситуации в зависимости от гендера, типа ситуации и отношения к ней.
2. Изучение типов рефлексии людей, находящихся в трудной жизненной ситуации в зависимости от гендерной принадлежности, типа ситуации и отношения к ней.
3. Изучение смысложизненных ориентаций людей, находящихся в трудной жизненной ситуации в зависимости от гендера, типа ситуации и отношения к ней.
4. Изучение жизнестойкости людей, находящихся в трудной жизненной ситуации в зависимости от гендера, типа ситуации и отношения к ней.
5. Изучение взаимосвязи исследуемых признаков в двух группах людей, переживающих трудности в семейных отношениях и находящихся в ситуации военного обучения.
6. Изучение отношения респондентов к значимым понятиям с помощью Цветового теста отношений
Объект исследования: психологическое функционирование людей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Предмет исследования: уровень психического здоровья, смысложизненные ориентации, локус контроля, жизнестойкость.
Гипотезы исследования:
Субъективная оценка актуальной ситуации оказывает влияние на смысложизненные ориентации, психологическое здоровье, особенности протекания рефлексии, жизнестойкость человека, переживающего эту ситуацию.
Тип трудной жизненной ситуации оказывает влияние на смысложизненные ориентации, психологическое здоровье, особенности протекания рефлекции, жизнестойкость человека, переживающего эту ситуацию.
Пол оказывает влияние на смысложизненные ориентации, психологическое здоровье, особенности протекания рефлекции, жизнестойкость человека, переживающего эту ситуацию.
В зависимости от гендерной принадлежности, типа и субъективного отношения к ситуации отличается отношение людей к эмоционально-значимым понятиям.
Таким образом, наша работа была посвящена исследованию взаимосвязи уровня психического здоровья и личностных характеристик у людей в трудных жизненных ситуациях. В рамках этого исследования мы поднимали вопрос о том, как исследовать взаимосвязь уровня психического здоровья и личностных характеристик у людей в трудных жизненных ситуациях.
В рамках первой главы мы рассмотрели вопросы о том, что в современной психологии понимается под психологическим здоровьем, какими данными располагает современная психология личности и какими знаниями мы обладаем о том, какие бывают психологические кризисы, и что с ними делать. Получив ответы на эти вопросы, мы смогли определиться с теоретической составляющей нашего исследования, определить основные компоненты личности, связанные с переживаниями трудной жизненной ситуации, а именно защитные механизмы и копинг-стратегии, рассмотрели вопрос, какое место в структуре психологического здоровья занимает понятие стресса и как человек может реагировать на него и каким способом справляться с ним и его последствиями. Кроме того, мы рассмотрели вопрос о том, чем является психологический жизненный кризис, какие возможные пути выхода из психологического состояния, сопутствующего жизненному кризису.
Во второй главе мы определились с выборкой нашего исследования, а также представили к рассмотрению весь набор методик, которые мы использовали в нашем исследовании. Мы привели подробные данные о нашей выборке, а также указали особенности процедуры нашего исследования, начиная от особенностей сбора исследовательских данных и заканчивая процедурой обработки данных, а именно описания методов количественного и качественного анализа.
В третьей главе мы подробно представили результаты нашего исследования – начиная от описательных таблиц и таблиц нормативных значений и заканчивая схемами, отражающими результаты корреляционного и факторного анализа.
Кроме того, в третьей главе мы привели описание результатов качественного и количественного анализов, а именно сравнительного анализа, корреляционного анализа и факторного. По итогам нашего исследования мы можем говорить о том, что наши гипотезы о характере переживания трудной жизненной ситуации, состоянии психической жизни людей, переживающих такие жизненные ситуации, а также о взаимосвязи нарушения психической адаптации и особенностями личности человека, переживающего трудную жизненную ситуацию, нашли свое подтверждение.
Полученные нами результаты исследования можно будет использовать как для развития научного знания о природе кризисных состояний и сопутствующим им изменениям работы человеческой психики, так и для практической работы кризисного психолога. Эти данные можно использовать как в работе с людьми, переживающими трудную жизненную ситуацию в течение сравнительно небольшого отрезка жизни, так и при работе с теми, для которых трудная ситуация оказывается продолжительной и становится частью жизни.
1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. – СПб.: Академический проект, 2015.
2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – СПб.: Лениздат, 1992.
3. Буль П.И. Основы психотерапии. – М.: Ленанд, 2015.
4. Бэкон Ф. Новый органон. – М.: Канон+РООИ "Реабилитация", 2015.
5. Вассерман Л.И., Щелкова О.Ю. Медицинская психодиагностика. – М.: Academia, 2004.
6. Вассерман Л.И., Абабков В.А., Трифонова Е.А. Совладание со стрессом. – СПб.: Речь, 2010.
7. Василюк Ф.Е., Психология переживания. – М., 1984.
8. Декарт Р. Рассуждение о методе. – М.: Эксмо, 2015.
9. Ждан А.Н. История психологии. – М.: Изд-ва МГУ, 1990.
10. Карвасарский Б.Д., Психотерапевтическая энциклопедия. – СПб.: Питер, 2002.
11. Карвасарский Б.Д. Психотерапия. – СПб.: Питер, 2002.
12. Карвасарский Б.Д. Клиническая психология. – СПб.: Питер, 2011.
13. Куликова Т.Ф., Психологическое содержание кризиса середины жизни работающей женщины. – дисс. канд. пси. наук., Краснодар, 2004.
14. Лейбниц Г.В. Труды по философии науки. – М.: Либроком, 2012.
15. Линевич В.Л., Индивидуальная суицидальная превенция // Психопедагогика в правоохранительных органах, 2001, №3(46), с. 58-62.
16. Марцинковская Т.Д. История психологии. – М.: Academia, 2009.
17. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. – М.: Альпина Диджитал, 2011.
18. Меновщиков В.Ю., Психологическое консультирование. Работа с кризисными и проблемными ситуациями. – М.: Смысл, 2011.
19. Никифоров Г.Н. Психология здоровья. – СПб.: Речь, 2002.
20. Олпорт Г. Становление личности. Избранные труды. – М.: НПФ Смысл, 2002.
21. Осин Е.Н. Чувство связности как показатель психологического здоровья и его диагностика // Психологическая диагностика, 2007, №3, с. 22-40.
22. Осухова Н.Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях. Учебное пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2007
23. Роджерс К. Консультирование и психотерапия. – СПб,: Институт общегуманитарных исследований, 2015.
24. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М.: Прогресс, 1990.
25. Фромм Э. Иметь или быть? – М.: Прогресс, 1990.
26. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. – М.: Канон+РООИ "Реабилитация", 2013.
27. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб,: Питер, 2006.
28. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – М.: Прогресс, 1996.
29. Юнг К.Г. Очерки по психологии бессознательного. – М.: Когито-центр, 2010.
30. Якунин В.А. История психологии. – СПб.: Издательство Михайлова В.А., 1998.
31. Collins S., Long A., Working with the psychological effects of trauma: consequences for mental health-careworkers – a literature review // Journal of Psychiatric and Mental Health Nursing, 2003, Vol. 10, pp. 417–424.
32. Leenaars A.A., Crisis intervention with highly lethal suicidal people // Death Studies, 1994, Vol. 18, pp. 341-360.
33. Linn J.G., McGranahan D.A., Personal Disruptions, Social Integration, Subjective Well-Being, and Predisposition Toward the Use of Counseling Services // American Journal of Community Psychology, 1980, Vol. 8, №1, pp. 87-100.
34. Livneh H., Antonak R.F., Psychosocial Adaptation to Chronic Illness and Disability: A Primer for Counselors // Journal of Counseling & Development, 2005, Vol. 83, pp. 12-20.
35. McLean S., Wade T.D., The contribution of therapist beliefs to psychological distress in therapists: a investigation of vicarious traumatization, burnout and symptoms of avoidance and intrusion // Behavioural and Cognitive Psychotherapy, 2003, Vol. 31, pp. 417–428.
36. Ortlepp K., Friedman M., Prevalence and Correlates of Secondary Traumatic Stress in Workplace Lay Trauma Counselors // Journal of Traumatic Stress, 2002, Vol. 15, №3, pp. 213-222.
37. Pargament K.I., Zinnbauer B.J., Scott A.B., Butter E.M., Zerowin J., Stanik P., Red Flags and Religious Coping: Identifying Some Religious Warning Signs Among People in Crisis // Journal of clinical psychology, 2003, Vol. 59(12), pp. 1335–1348.
38. Porrit D., Social support in crisis: quantity or quality // Science & Medicine, 1979, Vol. 13A, pp. 715-721.
39. Salston M., Figley C.R., Secondary Traumatic Stress Effects of Working With Survivors of Criminal Victimization // Journal of Traumatic Stress, 2003, Vol. 16, №2, pp. 167-174.
40. Weaver A.J., Koenig H.G., Ochberg F.M., Posttraumatic Stress, Mental Health Professionals, and the Clergy: A Need for Collaboration, Training, and Research // Journal of Traumatic Stress, 1996, Vol. 9, №4, pp. 847-856.