Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Повышение работоспособности школьников средствами адаптивной физической культуры

Работа №121415

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

физическая культура

Объем работы88
Год сдачи2021
Стоимость5350 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
95
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Проблема снижения физической подготовленности и работоспособности у современных школьников 10
1.1. Динамика состояния здоровья школьников в условиях современного образования 10
1.2. Возрастно-половые особенности развития подростков и факторы, влияющие на них 16
1.3. Показатели физической подготовленности и физической работоспособности учащихся и факторы, влияющие на них 21
1.4. Характеристика умственной работоспособности учащихся 33
Выводы по главе 46
Глава 2 Задачи, методы и организация исследования 47
2.1. Задачи исследования 47
2.2. Методы исследования 47
2.3. Организация исследования 54
Выводы по главе 56
Глава 3 Результаты исследования и их обсуждение 57
3.1. Изучение умственной работоспособности учащихся 9-ых профильных классов 57
3.2. Характеристика умственной работоспособности по показателям успеваемости учащихся 62
3.3. Оценка физической работоспособности учащихся 9-ых профильных классов 63
3.4. Исследование уровня физической подготовленности учащихся 9-ых профильных классов 65
Заключение 75
Список используемой литературы 76

Актуальность исследования. С развитием современного общества значительно возрастает информатизация общественной жизни и образования. Возрастающая информационная нагрузка на обучающихся приводит к необходимости переосмысления влияния информатизации на здоровье детей.
Специалистами, в числе которых Осипова С.И., Баранова И.А., Игнатова В.А., установлено, что «...информатизация общества приводит к возрастанию гиперактивности детей и снижению их работоспособности» [92].
Так, Гончаров В.Н. пишет: «Информационное общество развивается как принципиально новый вид общества, задавая особый характер социальных связей и формирования здоровья населения» [28].
Современная педагогика добилась в последнее время огромных успехов. Введение в учебный процесс предметов культурологического (MXK, этика, риторика и т.д.), эстетического (хореография, музыка, рисование в углубленном изучении) цикла приводит к усложнению учебного процесса. Как следствие, умственные перегрузки учащихся и низкие показатели уровня здоровья.
В соответствии с Законом РФ " Об образовании" здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Однако, по данным проведенных исследований Пляскиной И.В., «.в профильных школах лишь 14% здоровых детей, 35% - хронически больных и 50% - с различными функциональными отклонениями в здоровье; из года в год снижается индекс здоровья (не болевших детей) и увеличивается общая заболеваемость детей и подростков» [93].
Согласно выводам Доскина В. А. Голубевой Л. Г.: «Главной причиной создавшегося положения роста заболеваемости у детей и подростков является низкая эффективность занятий по физической культуре, проводимых в учебных заведениях и отсутствие информации о резервах здоровья и работоспособности учащихся» [34].
Как пишет Ильин А.Г.: «Кризис, охвативший сферу образования в нашей стране, вызвал “школьный шок“, потому что неокрепший организм не может выдержать таких перегрузок, и происходят негативные проявления: дети младших классов уже подвержены школьным стрессам. И, вместо яркого развития личности, мы получаем угасание способностей, распад психологической конституции. И, в старшие классы приходят дети, уже уставшие учиться, совершенно забитые требованиями, а главное, физически слабые, больные, имеющие нулевую работоспособность» [44].
Итак, что же требуется ввести в педагогический процесс, кроме новых программ, учебников, новых знаний? Конечно же, это упорное и внимательное изучение физической и умственной работоспособности, здоровья детей и подростков.
Ситуация, сложившаяся в лицее, свидетельствует об определенном кризисе активности, умственной перегрузке учащихся. Главной причиной ее является гипокинезия - ограничение двигательной активности в большинстве специализированных классов. Следовательно, уже сейчас следует формировать у детей потребность к систематическим занятиям физическими упражнениями. Обучение навыкам и умениям организации физической активности, а главное, ориентации школьников на сознательное укрепление здоровья путем адаптивного физического воспитания.
Исследования ученых [5], [7], [11], [18], [30], [38], [41], [54], [66] доказывают, что подростки с высокой физической активностью имеют очень хорошие показатели умственной работоспособности. Они готовы к восприятию трудных заданий, выполняют их быстрее, а главное, они здоровы как физически, так и психически, поэтому не подвержены болезням и стрессам.
Актуальность данной темы можно объяснить тем, что, к сожалению, в профильных школах, лицеях и гимназиях недостаточно уделяется внимание физической активности. Одна из причин этого: педагогический процесс, направленный в большей степени на увеличение объема знаний и информированности учащихся, чем на развитие физической активности. Результатом этого является сочетание интенсивного умственного труда с ограниченной физической активностью, что отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на успеваемости учащихся.
Кроме того, назрела острая необходимость создания соответствующих условий в семье, которые могли бы компенсировать и обеспечить физическую активность подростков. Родителям следует знать и контролировать своевременность овладения ребенком жизненно необходимых физических качеств, что положительно скажется на его здоровье.
Объектом исследования служат показатели умственной и физической работоспособности учащихся 9-ых профильных классов.
Предметом исследования является двигательная активность учащихся 9-ых профильных классов Лицея искусств.
Исходя из вышеизложенного, целью настоящей работы стало изучение уровней работоспособности и физической подготовленности у учащихся профильных классов с различной двигательной активностью.
Гипотеза исследования. Предполагается, что двигательная активность оказывает определенное влияние на состояние умственной и физической работоспособности учащихся. Выявление ее роли в организации учебного процесса позволит подойти к научному обоснованию модели двигательной активности в учебно-воспитательном процессе профильных лицеев.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить уровень физической работоспособности у учащихся 9­ых профильных классов.
2. Исследовать умственную работоспособность у учащихся 9-ых профильных классов в динамике учебного года.
3. Изучить успеваемость учащихся 9-ых профильных классов.
4. Исследовать уровень физической подготовленности учащихся 9-ых профильных классов.
5. Выявить влияние двигательной активности на умственную и физическую работоспособность школьников 9-ых профильных классов.
Методологическую основу исследования составили: положения философии о научном подходе к изучению предметов, явлений и процессов окружающей действительности; идеи о всеобщей взаимосвязи и развитии явлений объективной действительности; о единстве развития личности и деятельности; взаимосвязи теории и практики; непрерывности образования; теория деятельностного и системного подхода к изучению педагогических процессов и явлений.
Теоретической основой исследования стали:
• концепции и основные линии исследований, в которых рассматриваются особенности современного образования [Н. А. Бойко, В. Н. Бойко, 2016; В.Н.Гончаров, 2011; С.И.Осипова, И.А.Баранова, В.А.Игнатова, 2011; И.В.Пляскина, 2015; С.П.Евсеев, 2016; Л.В.Коротаева, 2017; В.В.Копаев, 2016; К.В.Кундакчян, Т.К.Кувшинова, 2018; В.И.Макарова, 2017; Н.А.Малица, А.Л.Кононенко, 2017 и др.];
• психологические исследования личности и процессов адаптации [М.В. Антропова, А.Г. Хрипкова, 2018; В.П. Казначеев, 2015; А.Г.Ильин, 2015; А.И. Кравчук, 2020; В.В.Логинов, 2016; Н.А.Менчинская, 2019 и др.];
• принципы полезности движения и вреда гиподинамии [М. В.Антропова, М. М. Кольцова, Н.Т. Терехова, 2005; Л.А. Алифанова, 2002; Е.К.Жуков, З.И.Барбашова, В.В.Федоров, 2003; Е.А.Коваленко, Н.Н.Туровский, 2017; Н. А. Козленко, 2018 и др.];
• современные методики и научные работы в адаптивном физическом воспитании [Козленко Н. А., 2018; С. П. Евсеев, 2016; Т. Э. Токаева, А. А. Наумов, 2013; Е.М.Мастюкова Е.М., 2017; Л. В. Харченко, Т. В. Синельникова, В. Г. Турманидзе, 2016; А. Н. Налобина, Т. Н. Федорова, 2019; Л. Н. Ростомашвили, 2020 и др.];
• научные труда, отражающие вопросы гигиены, лечебной физической культуры, физической реабилитации [Э.Н. Вайнер, 2009; А.Г.Хрипкова, Д.В. Колисов, 2019; Л.В.Шапкова, 2014; М.И.Фонарев, 2017; О. М. Буйкова, Г. И. Булнаева, 2017 и др.].
Исходя из задач и целей магистерской диссертации, в работе применялись следующие методы исследования: изучение, анализ и обобщение научной литературы по проблеме исследования; педагогическое наблюдение, тестирование, математико-статистическая обработка данных.
Основные этапы исследования:
Исследование проводилось в период с января 2019г. по март 2021г. и подразделялось на следующие этапы:
1) На первом этапе исследования (январь 2019г. - август 2019г.) была изучена, проанализирована и обобщена специальная литература:
• раскрывающая основные концепции реформирования образования и рассматривающая проблемы снижения работоспособности и физической подготовленности у современных школьников;
• характеризующая закономерности развития физических качеств у детей подросткового возраста;
• рассматривающая факторы, влияющие на показатели физической подготовленности, умственной и физической работоспособности детей школьного возраста.
Анализ и обобщение литературных данных проводились с целью изучения состояния исследуемой проблемы, ознакомления со сведениями, которые прямо или косвенно касались избранной темы. В ходе библиографического розыска было просмотрено 136 литературных источников, в том числе 6 зарубежных.
Параллельно проводились педагогические наблюдения за учащимися профильных классов Лицея искусств, с целью изучения особенностей организации учебного процесса в образовательном учреждении.
По итогам педагогических наблюдений, обобщения опыта работы учителей физической культуры и адаптивного физического воспитания нами был проведен анализ двигательной активности учащихся классов: хореографического, музыкального, эстетического, художественного.
2) Второй этап работы над диссертацией (сентябрь 2019г. - май 2020г.) был посвящен:
• определению уровня физической работоспособности у учащихся 9-ых профильных классов;
• исследованию показателей умственной работоспособности у учащихся 9-ых профильных классов, в динамике учебного года;
• оценке качества успеваемости учащихся 9-ых профильных классов;
• исследованию уровней физической подготовленности у учащихся 9­ых профильных классов;
• определению влияния двигательной активности на умственную и физическую работоспособность школьников 9-ых профильных классов.
3) На третьем заключительном этапе исследования (июнь 2020г.- март 2021г.) проведена математическая обработка и анализ результатов исследования; сформулировано заключение и оформлена магистерская диссертация.
Опытно-экспериментальная база исследования: Лицей искусств г.о. Тольятти.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
• исследованы показатели умственной и физической работоспособности у учащихся 9-ых профильных классов, в динамике учебного года;
• исследованы уровни физической подготовленности у учащихся 9-ых профильных классов;
• определено влияние двигательной активности на умственную и физическую работоспособность школьников 9-ых профильных классов.
Теоретическая значимость результатов исследования состоит в обосновании влияния двигательной активности на показатели умственной и физической работоспособности учащихся профильных классов.
Практическая значимость исследования: результаты работы послужат основой для разработки практических рекомендаций по организации учебного процесса в профильных образовательных учреждениях и повышению двигательной активности учащихся средствами адаптивного физического воспитания и спорта.
Достоверность и обоснованность результатов исследования подтверждается теоретико-методологической базой исследования; использованием комплекса взаимодополняющих методов исследования; адекватностью поставленных задач; применением методов математической обработки полученных данных; положительным результатом исследования; личным участием автора в организации и проведении исследования.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения исследования докладывались на научно-практических конференциях ТГУ и методических семинарах кафедры адаптивной физической культуры, спорта и туризма института физической культуры и спорта.
Положения, выносимые на защиту:
1) Физическая подготовленность учащихся профильных классов взаимосвязана с двигательной активностью детей.
2) Физическая работоспособность учащихся профильных классов зависит от двигательной активности и уровня физической подготовленности детей.
3) Умственная работоспособность учащихся профильных классов зависит от двигательной активности и уровня физической подготовленности детей.
4) Успеваемость учащихся профильных классов взаимосвязана с уровнями физической подготовленности и работоспособностью детей.
5) Целесообразность внедрения в учебный процесс мероприятий, направленных на повышение двигательной активности учащихся профильных классов доказана данными проведенного исследования.
Структура магистерской работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы, содержит 7 таблиц. Основная часть работы изложена на 88 страницах компьютерного текста.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Динамика умственной работоспособности учащихся 9-ых профильных классов характеризуется ее подъемом в первой и второй четвертях учебного года с последующим снижением, наиболее выраженным в конце обучения.
Более высокие показатели умственной работоспособности выявлены у учащихся хореографического класса.
Анализ успеваемости свидетельствует о том, что наиболее высокий уровень ее отмечен в хореографическом классе.
Успеваемость у девочек во всех классах была выше, чем у мальчиков.
Результаты исследований свидетельствуют о низком уровне показателей физической работоспособности у учащихся музыкального и эстетического классов; наиболее выражены низкие показатели физической работоспособности в художественном классе.
Подавляющее большинство учащихся имели средние и низкие показатели физической работоспособности.
По данным проведенного исследования, у мальчиков выявлены более высокие показатели умственного развития, физической работоспособности и физической подготовленности, по сравнению с девочками.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что показатели физической и умственной работоспособности, а также физической подготовленности, во многом определяются уровнем двигательной активности учащихся.
Как показали наблюдения, двигательная активность оказывает положительный эффект на организм подростков.
Результаты проведенных исследований свидетельствуют о необходимости пересмотра подходов к организации адаптивного физического воспитания в лицее.


1. Адаптивное физическое воспитание детей школьного возраста: учебно-методическое пособие. Направление подготовки 49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) / составители Н. А. Бойко, В. Н. Бойко. Сургут: Сургутский государственный педагогический университет, 2016. 116 с.
2. Акатова А. А. Врачебный контроль в лечебной физической культуре и адаптивной физической культуре: учебное пособие/ А. А. Акатова, Т. В. Абызова. Пермь : Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2015. 102 с.
3. Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. М. : ВЛАДОС, 2003. 368 с.
4. Аксенова Л.И. Специальная педагогика: уч. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Л.И.Аксенова, Б.А.Архипов, Л.И.Белякова и др.; под ред. Н.М.Назаровой, 4-е изд., стереотип. М. : Академия, 2017. 412 с.
5. Антонюк С. Д. Особенности двигательного развития детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья / С. Д. Антонюк, М. В. Хватова, А. В. Сычев // Физическая культура: образование, воспитание, тренировка. 2001. № 4. С. 56-57.
6. Антропова М. В. Режим дня, работоспособность и состояние здоровья школьников, 2-ое изд. М. : Физкультура и спорт, 2017. 288 с.
7. Антропова М. В., Кольцова М. М., Терехова Н.Т. Влияние двигательной активности на развитие ребенка. М. : Физкультура и спорт, 2005. 188 с.
8. Антропова М.В., Хрипкова А.Г. Адаптация организма учащихся к учебной и физической нагрузкам, 2-ое изд.перераб. и доп. М. : Педагогика, 2018. 299 с.
9. Аукстер Д. Принципы и методы адаптивного физического воспитания и рекреации: моногр. / Д. Аукстер, Ж. Руфеч, С. Хейттинг, 10-е изд. М. : Краун Хилл; Нью-Йорк, 2005. 240 с.
10. Аулик И. В. Определение физической работоспособности в клинике и спорте, 2-е изд. М. : Медицина, 2016. 150 с.
11. Алифанова Л.А. Влияние двигательной активности в процессе академического урока на здоровье и развитие школьников //Педиатрия. 2002. № 6. С. 37-41.
12. Афзалова А.Н., Фонарев Д.В., Райзих А.А., Фатхутдинова А.А. Формирование и оценивание образовательных результатов на уроке физической культуры // Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2020. №3. 87 с.
13. Баль Л. В. Педагогу о здоровом образе жизни детей / Л. В. Баль, С. В. Барканов, С. А. Горбатенко. М. : Просвещение, 2005. 192 с.
14. Бабенкова Е. А. Как помочь детям стать здоровыми: метод. пособие М. : Астрель, 2003. 206 с.
15. Бабенкова А.Г., Захарин Б.И. Внеклассная работа по физическому воспитанию во вспомогательной школе.- М.: Просвещение, 2007. 228с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ