Введение 3
Глава 1. Начальный этап конфликта между США и ИРИ. 7
1.1. Место Ирана на международной геополитической арене в начале XX века 7
1.2. 1950-ые-1970-ые гг XX века в истории конфликта. 9
1.3. Администрация Никсона (1969-1974) и Картера (1977-1981): политика в отношении Ирана. 10
1.4. Исламская революция 1979 года и обострение американо-иранских отношений 19
Глава 2. Состояние конфликта после Исламской Революции в Иране. 26
2.1. Ирано-американский конфликт в восьмидесятые и девяностые годы. 26
2.2. Теракты 11 сентября в истории конфликта и президентство Ахмадинежада. 29
2.3. Влияние исламской революции на внутреннюю политику Ирана в 1990-ые гг. 33
Глава 3. Состояние конфликта на современном этапе. 35
3.1. Пандемия COVID-19 и индикаторы американо-иранской эскалации 35
3.2. Сценарии американо-иранских отношений. 39
3.3. Начало президентства Джо Байдена 40
3.4. Приближающиеся президентские выборы в Иране 44
Заключение 49
Список источников и литературы 53
Исламская Республика Иран, которую чаще называют Ираном, является страной с уникальным культурным характером, сильной национальной идентичностью и относительно молодым образованным населением. Эти атрибуты Исламской Республики Иран и ее народа привели к убеждению политического и религиозного руководства Ирана в том, что Иран является региональной державой, желающей распространить свое влияние на весь Ближний Восток.
Сегодня Иран стал крупным региональным игроком на Ближнем Востоке, поскольку многие проблемы региона в той или иной степени включали участие Ирана. С 3200 г. до н.э. Иран стал объектом неоднократного вмешательства внешних племен и держав, особенно в XX веке.
Это сильно повлияло на восприятие Ираном внешнего мира как недружественного и враждебного. В 1979 году иранцы свергнули поддерживаемого Западом шаха Мохаммада Реза Пехлеви, а затем вели восьмилетнюю войну против Ирака, которая закончилась военным тупиком и, по сути, подтолкнула Исламскую Республику к оборонительной позиции, чтобы предотвратить будущие иностранные интервенции. После Исламской революции 1979 года Иран попытался усилить свою роль и влияние на Большом Ближнем Востоке, например, он поддерживал различные шиитские прокси-группы по всему региону и проводил надежную ядерную программу в качестве потенциального средства сдерживания иностранного вмешательства.
Сегодня Иран под теократическим правительством стремится не только занять законное место в своем регионе, но и стать лидером исламского мира, если не доминирующей державой на Ближнем Востоке.
Враждебность и недоверие Ирана к Соединенным Штатам и Западу в целом широко проявляется в публичных заявлениях иранского руководства, а также в официальной политике, которая бросает вызов стратегическим интересам Америки на Ближнем Востоке, таким как обеспечение безопасности Израиля и региональных союзников США, защита доступа к региональным ресурсам и свобода передвижения товаров и людей, предотвращение военного доминирования Ирана в регионе.
Актуальность данного исследования заключается в том, что противостояние между двумя странами возникло после Исламской революции и захвата посольства США в Тегеране четыре десятилетия назад и продолжается по сей день. Проблема иранского ядерного досье раскрывает природу американо-иранских отношений. Более того, иранская ядерная деятельность представляет угрозу безопасности Израиля. Исследование направлено на раскрытие развития американо-иранских отношений от стадии первого экономического взаимодействия в XIX веке до вступления в должность президента США Байдена путем изучения и анализа ряда переменных, влияющих на отношения между двумя странами, наиболее заметные из которых это исламская революция, иранская ядерная программа и американская позиция по ней.
Продвинутая ядерная программа Ирана - лишь один из аспектов его цели по достижению региональной гегемонии на Ближнем Востоке. Иран стремится утвердиться в качестве доминирующей державы в регионе, используя невоенные инструменты, такие как продвижение шиизма и иранской идеологии и поддержка арабских и неарабских политических лидеров и групп, дружественных Ирану. Между тем Соединенные Штаты и другие мировые державы обеспокоены тем, что программа обогащения Ирана направляется на разработку ядерного оружия, что может еще больше дестабилизировать регион. Помимо поддержки развитой ядерной программы, Иран также предпринял меры по расширению своего влияния и защите своих интересов на Ближнем Востоке, оказывая прямую материальную поддержку террористическим группам и развивая военный потенциал, угрожающий безопасности США и их союзников в регионе.
Цель работы – исследовать и выявить основные аспекты и перспективы взаимоотношений между Исламской Республикой Иран и Соединенными Штатами Америки на современном этапе.
Данная цель ставит перед нами следующие задачи:
1) исследовать исторические предпосылки конфликта между Исламской Республикой Иран и Соединенными Штатами Америки, рассмотреть традиционные черты каждой из стран, этапы их развития, динамику и перспективы распространения, их место и влияние на современном этапе.
2) выявить причины появления ядерных споров между Ираном и Соединенными Штатами, проанализировать последствия Соглашения для общего разрешения конфликта между двумя странами.
3) рассмотреть возможные сценарии американо-иранских отношений; охарактеризовать взаимоотношения на фоне эпидемии коронавируса.
4) проанализировать текущие действия Джо Байдена на посту президента США, дать характеристику его внешней политики в отношении Ирана.
5) оценить роль будущих президентских выборов в Иране и спрогнозировать возможные пути изменения политики Ирана в отношении США.
Объектом исследования выступает процесс формирования американо-иранского конфликта.
Предметом исследования являются ключевые аспекты американо-иранского конфликта, его историческое развитие и влияние на мировую политику.
Теоретические основы научного исследования проблемы выбранной нами темы были заложены в трудах наиболее видных авторов, которые занимались данным вопросом. Книга почетного профессора правительства и иностранных дел Университета Вирджинии Р.К.Рамазани , с которым консультировались различные администрации США, начиная с администрации бывшего президента Джимми Картера во время иранского кризиса с заложниками в 1979-1981 годах, а также литература известного доктора исторических наук С.Л. Агаева помогли создать полную картину построения истории конфликта между США и Ираном. Огромное значение в работе придается интернет-ресурсам: международное новостное агентство «BBC News», международная информационная телекомпания «Al Jazeera», американская газета «The New York Times», международное агентство «Reuters», американский аналитический центр «Atlantic Council» и многие другие. Также для полной картины ситуации были использованы новостные источники на арабском и персидском языках.
В соответствии с намеченной целью и задачами исследования были определены следующие методы. Это теоретические методы: анализ, синтез, индукция, а также специальные методы: исторический, структурно-функциональный, аналитический и логический.
Теоретические методы помогают проанализировать причинно-следственные факторы конфронтации между Соединенными Штатами и Ираном, а специальные методы рассматривают их в историческом контексте, они используются для более глубокого изучения случаев сближения и расхождения в отношениях между странами, объясняя факторы, чтобы выяснить их влияние на эти отношения. Также был выбран подход Case-Study, который основан на анализе содержания официальных заявлений и заявлений СМИ некоторых официальных лиц, связанных с предметом исследования, а также на анализе документов, относящихся к делу, таких как записи, личные заметки и письма.
Практическая значимость научного исследования проистекает из того, что выбранная мною тема является одной из жизненно важных тем, связанных с регионом Ближнего Востока, которая отслеживает внутренние региональные и международные события, которые повлияли на отношения между Соединенными Штатами Америки и Ираном в течение последних лет.
Есть много исследований, которые так или иначе касались вопроса конфликта между странами, но они не раскрывают в полной мере всю проблематику данного вопроса.
Структура работы включает в себя введение, три главы, выводы по каждой главе, заключение и список использованных источников и литературы. В первой главе рассматривается роль Ирана с конца XIX века по 1979 год, а также геополитическое влияние США на Иран, взаимодействие стран на разных уровнях. Во второй главе приводится анализ состояния конфликта и влияние исламской революции на ситуацию в целом, так как этот период сыграл значительную роль в исследуемой работе. В третьей главе анализируется состояние конфликта в период распространения пандемии коронавируса, выдвигаются тезисы об изменении ситуации во время президентства Байдена, также рассматриваются возможные сценарии развития конфликта или улучшения отношений, в главе также уделяется большое внимание предстоящим осенью выборам в Иране и то, как возможно изменится ситуация между странами в будущем.
В последние десятилетия политическое влияние Ирана постоянно расширяется, что отражается в дипломатической практике, отражающей идеологическую природу правящего режима и его цели. Иран обладает потенциалом, который может сделать его региональной сверхдержавой и таким огромным развивающимся рынком, как Турция.
Исследователи всегда уделяли большое внимание изучению внешней и региональной политики Ирана, а также важности его политики и стратегии. Кроме того, в настоящее время анализы в основном сосредоточены на правящем религиозном классе в Иране, его ядерной программе, и ее стремление навязать свою гегемонию на страны региона. Иранская внешняя политика и его внутренние аспекты безопасности всегда были задуманы в качестве реальной угрозы для соседних стран.
Иран занимает важное стратегическое положение, что делает его уязвимым для многих внешних факторов. Он также соседствует с (бывшим) Советским Союзом, что сделало его уязвимым для воздействия политики, проводимой крупными державами. Нет сомнений в том, что влияние лидеров стран третьего мира является важным и главным во внешней политике их стран.
Однако такая страна, как Америка, не вела отношения с Ираном постоянно и в одностороннем порядке, и при этом она не руководствовалась историческим опытом в своих отношениях с этой страной, а скорее следовала за ней, меняя политику в соответствии с меняющимися обстоятельствами и всегда в соответствии с национальными интересами Америки. Что касается неспособности Ирана противостоять вторжению США в Ирак, то это связано с враждебностью Ирана к режиму Саддама Хусейна и его поддержкой «шиитской» оппозиции, которую поддерживал Вашингтон, но даже этот «консенсус» между двумя странами во время вторжения в Ирак вскоре превратился в состояние враждебности и конфликта из-за политического и экономического влияния, а затем превратился в новый консенсус в конфликте с ИГИЛ в Мосуле.
Напряженность в отношениях между США и Ираном в этом году достигла точки кипения, но она накаляется десятилетиями. Задолго до того, как Вашингтон убил иранского командира Касема Сулеймани, а Тегеран ответил ракетными ударами по иракским базам, где размещались американские войска, между двумя странами возникли разногласия. Среди спорных вопросов были контроль над нефтяными запасами Ирана, политическое вмешательство США в Тегеране, стремление Ирана к ядерной энергии и растущее влияние обеих стран на Ближнем Востоке.
После победы иранской революции над режимом шаха Мухаммада Реза Пехлеви в 1979 году и его побега за границу в отношениях между США и Ираном произошло быстрое и значительное ухудшение, и это ухудшение начало время от времени нарастать, пока ситуация не прекратилась.
Это долгая и сложная история.
Тем не менее, законодательные акты и президентские директивы разорвали большинство оставшихся экономических связей с Ираном в середине 1990-х годов, поскольку основные проблемы США в отношении внешней политики Ирана - поддержка терроризма и поиск оружия массового уничтожения, догматическая приверженность уничтожению Израиля и непримиримость в отношениях с Ираном. Арабо-израильский мирный процесс остался неизменным. Тупиковая ситуация продолжалась, поскольку Иран последовательно отказывался от прямых дипломатических контактов с Вашингтоном, в то время как санкции оставались в силе, а дореволюционные финансовые претензии оставались невыполненными.
Восьмилетняя война с Ираком усугубила вражду между Ираном и Западом, а также со всем арабским миром, за исключением Сирии. Хотя ядерная программа Ирана, похоже, лежит в основе конфликта, многие забыли, что конфликт между Ираном и Западом, особенно с США, выходит за рамки спорной ядерной программы Ирана.
Иранские лидеры подчеркнули, что смена администрации США и приход Джо Байдена на пост президента Соединенных Штатов Америки не будут иметь реального значения для основных интересов Ирана. Но если Иран вместе с остальным миром все еще ожидает кристаллизации четкой стратегии администрации Байдена, то путь к возобновлению новых многосторонних контактов между США и Ираном будет долгим и трудным. Ближайшая проблема как в Соединенных Штатах, так и в Иране будет внутренним. Байдену и его советникам потребуются месяцы, чтобы сформулировать новую политику в отношении Ирана.
Что касается отсутствия военной войны между двумя странами, то его интерпретация проистекает из способности США истощать Иран с помощью экономических санкций и это также можно объяснить ослаблением желания американского государства и институтов относиться к идее войны после своего горького опыта в Ираке и Афганистане.
Президент Байден, как и два его предшественника, попытался «повернуть» от Ближнего Востока к прибыльному и стратегически важному Азиатско-Тихоокеанскому региону. На практике это оказалось невозможным, поскольку на Ближнем Востоке слишком много всего, что США считают жизненно важным для своих интересов. Один из таких пунктов повестки дня - Иран и ядерные амбиции, которых он, как утверждается, не имеет. Израиль, например, отвергает дипломатический путь, избранный администрацией Байдена, и хочет, чтобы администрация Байдена действовала так, как действовала администрация Трампа.
26 мая 2021 года в ходе переговоров в Вене по ядерной сделке была достигнута договоренность об отмене основных санкций в отношении Ирана , но есть и другие санкции, которые необходимо отменить, чтобы полностью реализовать ядерное соглашение. Тяжело представить, что приведет к возможным изменениям в ходе американо-иранских отношений в ближайшем будущем, потому что эти отношения зависят от прекращения спорных вопросов между ними, которые являются острыми вопросами. Пока не появится четкая программа, которая будет четко определять пути отношений, они остаются в нынешнем состоянии "тупика", который варьируется от приливов до деэскалации конфликта этих отношений.
Говоря о предстоящих президентских выборах в Иране, стоит отметить, что слишком рано строить предположения результатах, а оценки потенциального воздействия американо-иранских отношений на сегодняшний момент кажутся преувеличенными. Было бы ошибкой ожидать катастрофического сдвига в американо-иранских отношениях в зависимости от того, кто победит на президентских выборах. После внесения поправки в конституцию 1989 года, которая привела к созданию Высшего совета национальной безопасности, совет постепенно превратился в высший орган Исламской Республики, принимающий стратегические решения. Несмотря на неясность деталей внутренней работы данного органа, известно, что преобладающая политическая ориентация большинства членов совета будет направлена на государственную политику Ирана, а не обязательно на политический выбор президента.
Хотя США не совершили долгожданный поворот и не отступили, они также не продвинулись вперед. Их нежелание копать себе более глубокие ямы на Ближнем Востоке открыло возможности для его соперников. Россия увидела возможность возродить старую роль Советского Союза, вмешавшись в Сирию. Китай считает, что США находятся в долгосрочном необратимом упадке. Он считает себя восходящей державой в мире в 21 веке и далее. Сила такого масштаба не может игнорировать Ближний Восток. Разногласия между США и Ираном по поводу сохранения дополнительных санкций в отношении иранских террористических актов, его программы баллистических ракет, нарушений прав человека или киберпреступлений, наложенных Трампом и даже Байденом, нуждаются в разрешении.
Аналитическое наблюдение за внешней политикой Ирана и Соединенных Штатов приводит нас к выводу, что обе страны проводят «активную» политику, основанную не на постоянной враждебности, постоянном союзе или постоянном подчинении одной стороны другой, а скорее на политике, которая изменяется в соответствии с временными и стратегическими интересами каждой страны. Остается сказать, что самый важный урок, который можно извлечь из этих бурных и меняющихся отношений между Вашингтоном и Тегераном, заключается в том, что сознательная внешняя политика любой страны не должна основываться на едином подходе или на том, чтобы “класть все яйца в одну корзину” и, возможно, это объясняет способность Ирана достигать достижений в нескольких сферах (таких как Ирак, Сирия, Ливан и Йемен).
1. Friendship and Commerce Treaty // URL: https://www.loc.gov/law/help/us-treaties/bevans/b-ir-ust000008-1254.pdf
2. EXCHANGE OF NOTES CONSTITUTING AN AGREEMENT BETWEEN THE UNITED STATES OF AMERICA AND IRAN RELATING TO MUTUAL DEFENSE ASSISTANCE. WASHINGTON, 23 MAY 1950 // URL: https://treaties.un.org/doc/Publication/UNTS/Volume%20303/volume-303-I-1057-English.pdf
Монографии
3. Агаев С.Л. Иранская революция, США и международная безопасность: 444 дня в заложниках. – Изд-во" Наука," Глав. ред. восточной лит-ры, 1986.
4. Багдасаров С.В. Масштабы и структура военных расходов стран Ближнего и Среднего Востока // Военная экономика стран Востока. – М., 1986.
5. Подкопаева М. Счеты и отношения // Завтра. – 2002. – № 50.
6. Реза Годс М. Иран в XX веке: Политическая история. – М., 1994. С.355.
7. Шарипов У.З. ПЕРСИДСКИЙ ЗАЛИВ: Обострение политической и военной ситуации и международных отношений в конце XX - начале XXI вв. Институт востоковедения РАН. – М., 2010. C.350.
8. Юнгблюд В. Т., Воробьёва Т. А., Збоев А. В., Калинин А. А., Костин А. А., Смольняк И. В., Чучкалов А. В. Встречными курсами: политика СССР и США на Балканах, Ближнем и Среднем Востоке в 1939—1947 гг. — Киров, 2014. — С. 396
9. Ядерное нераспространение: учеб. Пособие / под ред. Л.В. Дериглазовой.- 2-е изд., испр. и доп. – Томск: Изд-во Том. Ун-та, 2017. – 464 c.
10. Christopher W. et al. American hostages in Iran: The conduct of a crisis. – Yale University Press, 1985.
11. Graham R. Iran: The Illusion of Power. New York: St. – 1979.
12. Kenneth M. Pollack, the Persian puzzle: The conflict between Iran and America, Random House, New York, 2004, pp.539.
13. Carter J. Keeping Faith: Memoirs of a President. – University of Arkansas Press, 1995.
14. Shafiee K. Machineries of oil: An infrastructural history of BP in Iran. – MIT Press, 2018.
15. Stempel J. D. Inside the Iranian revolution. – Indiana University Press, 1981.
16. Jordan H. Crisis: The last year of the Carter presidency. – New York : Putnam, 1982. – С. 331.
Статьи
17. Вагин М. «Большая игра» в «Большой Центральной Азии» // Вестник РАМИ. – 2001. – № 1. – С. 23.
18. Румянцев В.П. Между реформами и репрессиями: эволюция американо-иранских отношений в XIX- первой половине XX века // Вестник Томского государственного университета. 2015. No 397. С. 161-166.
19. Федорова И.Е. Американо-иранские отношения: патовая ситуация или обещающие перспективы // Ближний Восток и современность. – Вып. 15. – М.: ИИИиБВ, 2002. – С. 210 – 219.
20. Злотникова А.Е. Политика США в отношении Ирака в 1980-е гг. // Вестник Московского университета. - Сер.8. История. 2009.№1. – С.39-49.
21. Тулепбергенова Г.К. Иран во внешней политике США // Казахстан-Спектр. – 2005. – № 3. – С. 14.
22. Al-Mawlawi A. The Nixon doctrine: its application in the Arabian Gulf. – 1981.
23. Barber Jr J. A. The Nixon Doctrine and the Navy //Naval War College Review. – 1971. – С. 5-15.
24. Beeman W. O. Ramazani: The United States and Iran: The Patterns of Influence (Book Review) //Middle East Journal. – 1983. – Т. 37. – №. 4. – С. 692.
25. Brzezinski Z. Power and principle: Memoirs of the national security adviser, 1977-1981. – Farrar, Straus, Giroux, 1983.
26. Gavin F. J. Blasts from the Past: Proliferation Lessons from the 1960s //International Security. – 2005. – Т. 29. – №. 3. – С. 100-135.
27. Ghaneabassiri K. US foreign policy and Persia, 1856–1921 //Iranian Studies. – 2002. – Т. 35. – №. 1-3. – С. 145-175.
28. Issawi C. The 1973 oil crisis and after //Journal of Post Keynesian Economics. – 1978. – Т. 1. – №. 2. – С. 3-26.
29. Khashan H. Best of Enemies: A History of US and Middle East Relations, Part One: 1783-1953 //Middle East Quarterly. – 2013. – Т. 20. – №. 4. – С. 88.
30. Kimball J. The Nixon Doctrine: A Saga of Misunderstanding //Presidential Studies Quarterly. – 2006. – Т. 36. – №. 1. – С. 59-74.
31. Leffler M. P. From the Truman Doctrine to the Carter Doctrine: Lessons and Dilemmas of the Cold War //Diplomatic History. – 1983. – Т. 7. – №. 4. – С. 245-266.
32. MOJTAHEDZADEH P. Abu Dhabi’s claims on three Iranian islands An instrument of Building a UAE Arab Identity. – 2011. 41-57.
33. Huyser R. E. [BOOK REVIEW] Mission to Tehran //Presidential Studies Quarterly. – 1989. – Т. 18. – С. 622-624.
34. Stefaan Smis and Kim Van Der Borght. The EU-U.S. Compromise on the Helms-Burton and D’Amato Acts // American Journal of International Law , Volume 93 , Issue 1 , January 1999 , pp. 227 – 236
Электронные ресурсы
35. Динамика цен на нефть с 1990 г. Досье [Электронный ресурс] // TASS. - Режим доступа: https://tass.ru/ekonomika/1572991
36. Степовик М. Вручение Нобелевской премии мира иранской правозащитнице Ширин Эбади [Электронный ресурс] // DW. - Режим доступа: https://www.dw.com/ru/вручение-нобелевской-премии-мира-иранской-правозащитнице-ширин-эбади/a-1057849
37. США ожидают ‘ трудного ‘ Иранские переговоры не видят быстрого прорыва Электронный ресурс / Electronic resource] // Ruherald - Режим доступа : https://ruherald.com/ssha-ozhidayut-trudnogo-iranskie-peregovory-ne-vidyat-bystrogo-proryva/
38. An Ayatollah Who Must Be Reckoned With Электронный ресурс / Electronic resource] // The New York Times - Режим доступа : https://www.nytimes.com/1979/04/19/archives/an-ayatollah-who-must-be-reckoned-with-mahmoud-taleghani-man-in-the.html
39. Biden wants to return to the Iran Deal. He can start here. Электронный ресурс / Electronic resource] // The New York Times - Режим доступа : https://www.nytimes.com/2021/01/27/opinion/biden-iran-deal.html
40. Borzou Daragahi, “Trump or Biden? Iran weighs the Pros and cons of Closely watched vote Электронный ресурс / Electronic resource] // AtlanticCouncil - Режим доступа : https://www.atlanticcouncil.org/blogs/iransource/trump-or-biden-iran-weighs-the-pros-and-cons-of-closely-watched-vote/
41. Iran asks IMF for $5 billion emergency funding to fight coronavirus [Электронный ресурс / Electronic resource] // Reuters. - Режим доступа: https://www.reuters.com/article/us-health-coronavirus-iran-imf-idUSKBN20Z17B
42. Iran nuclear deal: US joins Vienna talks aimed at reviving accord Электронный ресурс / Electronic resource] // BBC News - Режим доступа : https://www.bbc.com/news/world-middle-east-56643178
43. Iran, the United States and a Political Seesaw Электронный ресурс / Electronic resource] // The New York Times - Режим доступа : https://archive.nytimes.com/www.nytimes.com/interactive/2012/04/07/world/middleeast/iran-timeline.html
44. Iranian Protesters Attack British Embassy Электронный ресурс / Electronic resource] // The New York Times - Режим доступа : https://www.nytimes.com/2011/11/30/world/middleeast/tehran-protesters-storm-british-embassy.html
45. Khomeini, in first speech in 3 months, pledges war until victory Электронный ресурс / Electronic resource] // The New York Times - Режим доступа : https://www.nytimes.com/1987/02/11/world/khomeini-in-first-speech-in-3-months-pledges-war-until-victory.html
46. Majid Taheri: US releases Iranian doctor in prisoner swap Электронный ресурс / Electronic resource] // BBC news - Режим доступа : https://www.bbc.com/news/world-middle-east-52965150
47. Michael White: US veteran on way home from Iran after detention Электронный ресурс / Electronic resource] // BBC news - Режим доступа :https://www.bbc.com/news/world-middle-east-52926142
48. Moment of truth’: talks on salvaging Iran nuclear deal to resume Электронный ресурс / Electronic resource] // The Guardian - Режим доступа : https://www.theguardian.com/world/2021/may/06/moment-of-truth-talks-to-salvage-iranian-nuclear-deal-to-resume
49. Muhammad Arif, The Iranian Revolution: The Role and Contribution of Ayatollah Ruhollah Khomeini, research gate, 2012 Режим доступа : file:///C:/Users/mervat.zakaria/Downloads/Iranian_Revolution_The_Role_and_Contribu.pdf
50. Nazila Fathi. Wipe Israel “off the map” Iranian says [Электронный ресурс] // NY Times. - Режим доступа: https://www.nytimes.com/2005/10/27/world/africa/wipe-israel-off-the-map-iranian-says.html
51. Qasem Soleimani: US kills top Iranian general in Baghdad air strike Электронный ресурс / Electronic resource] // BBC NEWS - Режим доступа : https://www.bbc.com/news/world-middle-east-50979463
52. Top 10 Oil & Gas Companies: BP [Электронный ресурс / Electronic resource] // Oil and Gas IQ. - Режим доступа : https://www.oilandgasiq.com/strategy-management-and-information/articles/top-oil-gas-companies-bp
53. US-Iraq strategic talks launched with increasing national, regional support Электронный ресурс / Electronic resource] // Al-Monitor - Режим доступа : https://www.al-monitor.com/originals/2020/06/iraq-us-strategic-dialogue.html
54. William H. Sullivan, U.S. Ambassador to Volatile Laos and Iran, Is Dead at 90 Электронный ресурс / Electronic resource] // The New York Times - Режим доступа : https://www.nytimes.com/2013/10/29/world/middleeast/william-h-sullivan-us-ambassador-to-volatile-laos-and-iran-is-dead-at-90.html