Введение 8
1 Учебная платформа «MOODLE» в ТПУ 11
1.1 Общая характеристика учебной платформы «MOODLE» 11
1.2 Учебная платформа «MOODLE» как инструмент организации
электронного обучения в ТПУ 20
2 Исследование уровня внедрения учебной платформы «MOODLE» в ТПУ . 27
2.1 Экспертный семинар 27
2.1.1 Методология экспертного семинара 27
2.1.2 Результаты экспертного семинара 29
2.2 Анкетирование 38
2.2.1 Методология анкетирования 39
2.2.2 Результаты анкетирования 42
2.3 Сравнительный анализ полученных результатов исследований 47
3 Анализ рекомендаций по внедрению учебной платформы «MOODLE» в
ТПУ 53
3.1 Анализ «содержательных» рекомендаций 54
3.2 Анализ рекомендаций по повышению осведомленности 59
3.3 Анализ «мотивирующих» рекомендаций 61
4 Социальная ответственность 66
Заключение 70
Список используемых источников 72
Приложение А Comparative analysis of the research results 76
Приложение Б Анкета 82
Приложение В Инструменты учебной платформы «MOODLE» 83
Приложение Г Критерии содержательной экспертизы электронного курса 90
Объектом исследования является электронное обучение, предметом –
процесс внедрения учебной платформы «MOODLE» в ТПУ.
Цель работы состоит в исследовании проблем внедрения учебной
платформы MOОDLE в ТПУ и разработке рекомендаций по их разрешению.
Для проведения исследования в рамках написания магистерской
диссертации были использованы методики экспертного семинара и опроса. В
результате исследования был изучен вопрос внедрения MOODLE в ТПУ,
определены факторы, препятствующие процессу внедрения, а также
сформированы рекомендации по преодолению этих препятствий.
Поученные результаты исследования могут быть использованы в
процессе внедрения учебной платформы в Томском политехническом
университете.
Введение
Интенсивное развитие информационных технологий все активнее влияет
на все стороны жизни человеческого сообщества. Не остается исключением и
современное высшее образование. Последние годы в России и за рубежом
наблюдается устойчивая тенденция внедрения и развития современных
электронных технологий организации учебного процесса. Более того
инициатива развития электронного обучения в вузах РФ поддерживается на
уровне законодательных инициатив, в законе «Об образовании» этому
посвящена целая статья. В Томском политехническом университете для
внедрения электронного обучения используется ряд инструментов, одним из
которых является учебная платформа «MOODLE». Как показывает практика,
внедрение нового всегда вызывает трудности, вышеупомянутая платформа не
является исключением. По результатам социологических исследований,
проведенных администрацией Института электронного образования ТПУ, с
трудностями в работе с платформой сталкиваются как преподаватели, так и
студенты университета. К числу таких трудностей относятся: недостаток
времени на работу с электронным курсом, недостаток ИКТ-компетенций,
необходимых для работы в LMS-системе и др. Несмотря на возникающие
проблемы в процессе внедрения платформы «MOODLE», электронное
образование развивается и, безусловно, способствует расширению доступа
студентов к образованию и является одним из способов повышения качества
учебного процесса.
Процесс развития электронного обучения, его форм и преимуществ
применения в ВУЗе рассматривается в трудах Власовой Е. З., Государева И. Б.,
Пантелеева А. В., Пауткиной О. И., Мукажанова Е. Б., Телебаева Е. Е.,
Калмыковой О. В. и др.
Вопрос построения электронного курса в системе MOODLE и анализ
преимуществ использования платформы в образовательном процессе широко
обсуждается в научных кругах. Данной теме посвящены работы Кравченко Г. В.,9
Лаврентьева Г. В., Устюгова В. Н., Валитова Р. А., Первухина М. А.,
Тыщецкой А. Ю., Ижендеева А. Ю., Латышевой Е. В., Забродиной И. К. и др.
Проблемы внедрения учебной платформы «MOODLE» в ВУЗе изучены в
меньшей степени. Данная тематика освещена в трудах Диденко А. В.,
Аксеновой Н. В., Велединской С. Б., Дорофеевой М. Ю., Кувшинова Н. Н.,
Дегиль И. М. и др.
Анализ работ указанных авторов выявил противоречие между
необходимостью внедрения учебной платформы «MOODLE» при организации
электронного обучения в ВУЗе и недостаточной проработанностью методики
этого процесса.
Данное противоречие определило основную задачу исследования:
проанализировать процесс внедрения учебной платформы в стенах ТПУ для
успешной организации электронного обучения в ВУЗе.
Актуальность и необходимость теоретической проработки данной задачи
определили выбор темы исследования «Учебная платформа «MOODLE»:
проблемы внедрения и перспективы развития (на примере ТПУ)».
В качестве объекта научного исследования рассматривается
электронное обучение.
Предметом исследования является процесс внедрения учебной
платформы «MOODLE» в ТПУ.
Цель научного исследования состоит в исследовании проблем
внедрения учебной платформы «MOОDLE» в ТПУ и разработке рекомендаций
по их разрешению.
В основу исследования положена гипотеза о том, что процесс обучения
в ТПУ будет более продуктивным, если:
- будут исследованы проблемы внедрения учебной платформы
посредством проведения опросов и экспертных семинаров с ее пользователями
(студенты и преподаватели ТПУ);
- будут сформированы рекомендации по разрешению выявленных
проблем.10
Согласно обозначенной цели и гипотезе были приняты к решению
следующие задачи исследования:
1. Дать общую характеристику учебной платформе «MOODLE» и
особенности ее применения в ТПУ.
2. Провести экспертное исследование уровня внедрения учебной
платформы «MOODLE» в студенческой и преподавательских средах
ТПУ.
3. Сформировать рекомендации по усовершенствованию процесса
внедрения учебной платформы «MOODLE» в ТПУ.
Научная новизна исследования определяется полученными новыми
научными знаниями об уровне полезности учебной платформы «MOODLE» и
состоянии её внедрения в учебный процесс ТПУ, а также о признаках и
критериях, характеризующих это состояние.
Практическая значимость исследования состоит в разработанных
рекомендациях по устранению проблем внедрения учебной платформы
«MOODLE», с которыми сталкиваются студенты и профессорскопреподавательский состав ТПУ. Материалы исследования могут быть
использованы в процессе внедрения учебной платф
Развитие электронного обучения является одним из стратегических
направлений развития образовательной деятельности Томского
политехнического университета. Это связано с тем, что электронное обучение
рассматривается как один из инструментов повышения качества и
эффективности учебного процесса.
Сегодня в рамках работы по этому направлению в ТПУ активно
применяется LMS-система MOODLE, зарекомендовавшая себя во всем мире как
эффективное, быстрое и качественное решение для организации электронного
обучения. Однако в студенты и профессорско-преподавательский состав ТПУ
сталкивается с трудностями в процессе работы с платформой, что в значительной
степени тормозит процесс внедрения в университете как самой системы, так и
электронного обучения в целом.
Проведение исследования в рамках выбранной темы магистерской
диссертации, в котором использовались методы опроса и экспертного семинара,
позволило определить и детально рассмотреть факторы, препятствующие
процессу внедрения, а также выработать рекомендации по их преодолению.
Предложения, призванные способствовать дальнейшему внедрению и
развитию учебной платформы «MOODLE» в ТПУ, таковы:
1. Разработка комплекса мер по позитивному стимулированию ППС ТПУ
к работе с учебной платформой, одним из пунктов которого является
включение затраченных часов на разработку и создание электронного
курса в годовую учебную нагрузку преподавателей.
2. Увеличение числа образовательных мероприятий, направленных на
формирование у ППС навыков работы с учебной платформой
«MOODLE».
3. Доработать интерфейс учебной платформы, учитывая пожелания как
студентов, так и преподавателей.71
4. Популяризация учебной платформы «MOODLE» через
информирование студентов и преподавателей о преимуществах ее
использования.
Подробная проработка и последующая реализация данных рекомендаций
на практике позволит решить проблемы, стоящие на пути внедрения учебной
платформы «MOODLE» в Томском политехническом университете.
Подытоживая все вышесказанное, можно утверждать, что в ходе
исследования были выполнены все задачи и достигнута поставленная цель
магистерской диссертации: исследование проблем внедрения учебной
платформы «MOОDLE» в ТПУ и разработке рекомендаций по их разрешению.
Сервисные платформы электронного обучения: от монолитных
систем к гибким сервисам [Электронный ресурс] // Открытые системы. 2007.
№07. Электрон. версия печат. публ. – Режим доступа:
http://www.osp.ru/os/2007/07/4392612/ (дата обращения: 28.05.16)
2. Philosophy [Электронный ресурс] // Moodle. – Режим доступа:
https://docs.moodle.org/31/en/Philosophy (дата обращения: 28.05.16)
3. History [Электронный ресурс] // Moodle. – Режим доступа:
https://docs.moodle.org/26/en/History (дата обращения: 28.05.16)
4. Moodle Statistics [Электронный ресурс] // Moodle. – Режим доступа:
https://moodle.net/stats/ (дата обращения: 28.05.16)
5. The Top LMS Statistics and Facts For 2015 You Need To Know
[Электронный ресурс] // eLearning Industry. – Режим доступа:
https://elearningindustry.com/top-lms-statistics-and-facts-for-2015 (дата обращения:
01.06.16)
6. About Moodle [Электронный ресурс] // Moodle. – Режим доступа:
https://docs.moodle.org/31/en/About_Moodle (дата обращения: 28.05.16)
7. Розанова Я. В. Административные, коммуникативные, учебные
инструменты образовательной электронной платформы LMS Moodle
[Электронный ресурс] // Молодой ученый. 2015. №10. Электрон. версия печат.
публ. – Режим доступа: http://moluch.ru/archive/90/18971/ (дата обращения:
03.06.16)
8. Тунда В. А. Руководство по работе в Moodle 2.5. Для начинающих. –
Томск, 2015. – 344 с.
9. Соловьев М. А., Качин С. И., Велединская С. Б., Дорофеева М. Ю.
Стратегии развития электронного обучения в техническом вузе [Электронный
ресурс] // Высшее образование сегодня. 2014. № 6. Электрон. версия печат. публ.
– Режим доступа: http://portal.tpu.ru:7777/eL/test/2014-6_Solovev_67-76.pdf (дата
обращения: 05.06.16)73
10. Велединская С. Б., Дорофеева М. Ю. Смешанное обучение: секреты
эффективности [Электронный ресурс] // Высшее образование сегодня. 2014. №
8. Электрон. версия печат. публ. – Режим доступа:
http://portal.tpu.ru/f_dite/el/doc/2014/blended_Learning.pdf (дата обращения:
05.06.16)
11. Регламент использования электронных курсов в учебном процессе
[Электронный ресурс] // Корпоративный портал Томского политехнического
университета – Режим доступа:
http://portal.tpu.ru:7777/eL/normative_base/normative%20base/reglament_ispolzova
niya.pdf (дата обращения 12.05.16)
12. Толкачева К. К. Экспертный семинар как форма реализации целей
проблемно-ориентированного обучения специалистов в области техники и
технологии: Диссертация на соискание ученой степени кандидата
педогогических наук. Казанский национальный исследовательский
технологический университет, Казань, 2015.
13. Толкачева К. К., Похолков Ю. П., Кудрявцев Ю.М. Роль и выбор
образовательных технологий при подготовке инженеров [Электронный ресурс]
// Казанская наука. 2014. – №10. Электрон. версия печат. публ. – Режим доступа:
http:// http://www.ac-raee.ru/files/article_1_2014.pdf (дата обращения: 13.05.16)
14. Бердышев С. Н. Информационный маркетинг: Практическое
пособие. – М.: Дашков и К, 2009. – 216 с.
15. Просветов Г. И. Маркетинговые исследования: задачи и решения:
Учебно-практическое пособие. – М.: Альфа-Пресс, 2008. – 240 с.
16. Березин И. С. Маркетинговые исследования. Инструкция по
применению. – М.: Юрайт, 2012. – 383 с.
17. Интеллектуальные модули для Moodle создают в ТПУ [Электронный
ресурс] // Education-events.ru – Режим доступа: http://educationevents.ru/2015/04/10/elearning-in-tpu/ (дата обращения 07.05.16)
18. Временное положение об экспертизе электронных курсов в Томском
политехническом университете [Электронный ресурс] // Корпоративный портал74
Томского политехнического университета – Режим доступа:
http://portal.tpu.ru:7777/f_dite/el/doc/2014/pr%E2%84%9678_01_08_2014.pdf (дата
обращения 09.05.16)