Особенности эмоциональной устойчивости подростков, склонных к девиантному поведению (Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса, Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет)
Проведено эмпирическое исследование.
База исследования - МБОУ «Шебалинская средняя общеобразовательная школа имени братьев Кравченко».
Выборка: 38 подростков.
Есть приложения.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы эмоциональной устойчивости 6
1.1. Понятие об эмоциональной устойчивости 6
1.2. Подходы к изучению эмоциональной устойчивости 9
Глава 2. Девиантное поведение в подростковом возрасте 13
2.1. Сущность понятия «девиантное поведение», его типология и факторы формирования 13
2.2. Подходы к изучению проблемы девиантного поведения 16
Глава 3. Эмпирические исследования особенностей эмоциональной устойчивости подростков, склонных к девиантному поведению 20
3.1. Организация и методы исследования 20
3.2. Описание результатов исследования особенностей эмоциональной устойчивости подростков, склонных к девиантному поведению 21
Заключение 26
Список литературы 28
Приложение 32
Подростковый период - важный этап жизни, во многом определяющий судьбу человека. Подросток стремится осмыслить самого себя, своих друзей, родителей, общественные ценности. Поиск своего места в мире связан с развитием самосознания и постепенным овладением нормами и правилами общественной жизни.
Особую важность в период подросткового возраста приобретает проблема девиантного поведения, так как именно тогда происходит гормональное развитие, перестраиваются системы организма ребенка, в том числе и эмоциональный фон.
Феномен девиантного поведения изучается с момента возникновения социологии и по сей день остается актуальной проблемой. Значительный вклад в понимание этого термина внесли многие исследователи, среди которых: Э. Дюркгейм (1897 или 2002), В.Д. Менделевич (2005), С.Н. Дубинин (2011), Т.А. Родермель (2015).
Подростки, склонные к девиантному поведению, отличаются трудностями во взаимоотношениях с окружающими людьми, нарушениями в сфере самосознания, усугублением проблем в овладении учебным материалом, проявлениями нарушения дисциплины. В отношениях со взрослыми у них проявляется переживание своей ненужности.
В подростковом возрасте происходят значительные изменения во всех сферах психического развития. Эмоциональная сфера подростков наиболее чувствительна и отличается рядом особенностей, из числа которых: возбудимость, высокая чувствительность, тревожность, устойчивость эмоциональных переживаний, противоречивость чувств.
Ученые разных временных эпох и научных областей уделяли особое внимание эмоциональной сфере человека как одному из важнейших регуляторов поведения.
Большой вклад в определение эмоциональной устойчивости внесли следующие исследователи: Л.М. Аболин (1987), Я. Рейковский (1979), О.А. Черникова (1967), М.И. Дьяченко и В.А. Пономаренко (1990). Некоторые исследователи описывают эмоциональную устойчивость как «устойчивость эмоций», другие - как функциональную устойчивость человека к эмоциогенным ситуациям.
Подростки с девиантным поведением могут быть подвержены эмоциональной неустойчивости: они лабильны в собственных эмоциональных состояниях, у них случается достаточно часто смена настроения. Именно сформированность эмоциональной устойчивости особенно актуальна для подростков, т.к. именно в данном возрасте отмечается интенсивность эмоциональных проявлений, которые в сочетании с другими характерными личностными особенностями возраста могут быть причиной девиантного поведения.
Цель исследования заключается в изучении особенностей эмоциональной устойчивости у подростков, склонных к девиантному поведению.
Объект исследования - эмоциональная устойчивость подростков.
Предмет исследования - особенности эмоциональной устойчивости подростков, склонных к девиантному поведению.
Гипотеза исследования строилась на предположении о том, что эмоциональная устойчивость подростков, склонных к девиантному поведению имеет особенности, определяющиеся степенью выраженности и доминированием ее отдельных уровней.
Задачи исследования:
1. Дать теоретическое обоснование проблемы исследования.
2. Изучить особенности проявления эмоциональной устойчивости у подростков, склонных к девиантному поведению.
В качестве методов исследования использовались: теоретические - анализ психолого-педагогической литературы; эмпирические - тестирование («Определение эмоциональности» (В.В. Суворов), Диагностический опросник для выявления склонности к различным формам девиантного поведения «ДАП-П»); статистические методы - количественного и качественного анализа (описание и сравнение данных).
Экспериментальная база: исследование проводилось на базе МБОУ «Шебалинская средняя общеобразовательная школа им. братьев Кравченко». В исследовании приняли участие 38 подростков.
Структура работы: Работа состоит из введения, трех глав (теоретических - «Теоретические основы изучения проблемы эмоциональной устойчивости», «Девиантное поведение в подростковом возрасте» и практической - «Эмпирическое исследование особенностей эмоциональной устойчивости подростков, склонных к девиантному поведению»), заключения, списка литературы, приложения; содержит иллюстрационный материал (таблицы, рисунки).
В подростковом возрасте происходят значительные изменения во всех системах организмах. Эмоциональная сфера не является исключением. У подростков она наиболее чувствительна и отличается рядом особенностей, из числа которых: возбудимость, высокая чувствительность, тревожность, устойчивость эмоциональных переживаний, противоречивость чувств.
Поскольку излишняя эмоциональность может стать причиной проявления девиаций, проблема эмоциональной устойчивости наряду с феноменом девиантного поведения набирают особую популярность в период подросткового возраста.
Проблема «трудных» подростков является одной из центральных в психолого-педагогической научной области и не потеряла своей актуальности до сих пор.
Эмпирическое исследование особенностей эмоциональной устойчивости подростков, склонных к девиантному поведению, проводилось на базе МБОУ «Шебалинская средняя общеобразовательная школа имени братьев Кравченко». В исследовании принимали участие 38 подростков.
Для реализации поставленной цели был использован следующий диагностический инструментарий: «Определение эмоциональности» (В.В. Суворов), Диагностический опросник для выявления склонности к различным формам девиантного поведения «ДАП-П».
Методика «ДАП-П» выявила склонность к девиантному поведению у 18 испытуемых (47%), среди которых 10 подростков имеют высокую предрасположенность к аддиктивному поведению, 6 - к делинквентному поведению и 2 - высокую склонность суициду.
Из общей выборки по методике «Определение эмоциональности» (В.В. Суворов) более половины респондентов - 20 человек (53%) имеют средний уровень эмоциональной устойчивости и эмоциональности, 10 (26%) человек -низкий уровень эмоциональной устойчивости и 8 (21%) - высокий уровень.
Из числа подростков, склонных к девиантному поведению (18 человек): 10 респондентов имеют низкую эмоциональную устойчивость и 8 - средний уровень. Высокие показатели эмоциональной устойчивости свойственны лишь испытуемым, результаты которых по методике «ДАП-П» приближены к норме.
После анализа результатов обеих методик мы пришли к выводу, что подростки, имеющие склонность к девиантному поведению, отличаются особенностями эмоциональной устойчивости.
Таким образом, гипотеза о том, что эмоциональная устойчивость подростков, склонных к девиантному поведению имеет особенности, определяющиеся степенью выраженности ее уровней, нашла свое подтверждение.