Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности эмоциональной устойчивости подростков, склонных к девиантному поведению (Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса, Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет)

Работа №121379

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

педагогика

Объем работы32
Год сдачи2023
Стоимость600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
117
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
База исследования - МБОУ «Шебалинская средняя общеобразовательная школа имени братьев Кравченко».
Выборка: 38 подростков.
Есть приложения.

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы эмоциональной устойчивости 6
1.1. Понятие об эмоциональной устойчивости 6
1.2. Подходы к изучению эмоциональной устойчивости 9
Глава 2. Девиантное поведение в подростковом возрасте 13
2.1. Сущность понятия «девиантное поведение», его типология и факторы формирования 13
2.2. Подходы к изучению проблемы девиантного поведения 16
Глава 3. Эмпирические исследования особенностей эмоциональной устойчивости подростков, склонных к девиантному поведению 20
3.1. Организация и методы исследования 20
3.2. Описание результатов исследования особенностей эмоциональной устойчивости подростков, склонных к девиантному поведению 21
Заключение 26
Список литературы 28
Приложение 32


Подростковый период - важный этап жизни, во многом определяющий судьбу человека. Подросток стремится осмыслить самого себя, своих друзей, родителей, общественные ценности. Поиск своего места в мире связан с развитием самосознания и постепенным овладением нормами и правилами общественной жизни.
Особую важность в период подросткового возраста приобретает проблема девиантного поведения, так как именно тогда происходит гормональное развитие, перестраиваются системы организма ребенка, в том числе и эмоциональный фон.
Феномен девиантного поведения изучается с момента возникновения социологии и по сей день остается актуальной проблемой. Значительный вклад в понимание этого термина внесли многие исследователи, среди которых: Э. Дюркгейм (1897 или 2002), В.Д. Менделевич (2005), С.Н. Дубинин (2011), Т.А. Родермель (2015).
Подростки, склонные к девиантному поведению, отличаются трудностями во взаимоотношениях с окружающими людьми, нарушениями в сфере самосознания, усугублением проблем в овладении учебным материалом, проявлениями нарушения дисциплины. В отношениях со взрослыми у них проявляется переживание своей ненужности.
В подростковом возрасте происходят значительные изменения во всех сферах психического развития. Эмоциональная сфера подростков наиболее чувствительна и отличается рядом особенностей, из числа которых: возбудимость, высокая чувствительность, тревожность, устойчивость эмоциональных переживаний, противоречивость чувств.
Ученые разных временных эпох и научных областей уделяли особое внимание эмоциональной сфере человека как одному из важнейших регуляторов поведения.
Большой вклад в определение эмоциональной устойчивости внесли следующие исследователи: Л.М. Аболин (1987), Я. Рейковский (1979), О.А. Черникова (1967), М.И. Дьяченко и В.А. Пономаренко (1990). Некоторые исследователи описывают эмоциональную устойчивость как «устойчивость эмоций», другие - как функциональную устойчивость человека к эмоциогенным ситуациям.
Подростки с девиантным поведением могут быть подвержены эмоциональной неустойчивости: они лабильны в собственных эмоциональных состояниях, у них случается достаточно часто смена настроения. Именно сформированность эмоциональной устойчивости особенно актуальна для подростков, т.к. именно в данном возрасте отмечается интенсивность эмоциональных проявлений, которые в сочетании с другими характерными личностными особенностями возраста могут быть причиной девиантного поведения.
Цель исследования заключается в изучении особенностей эмоциональной устойчивости у подростков, склонных к девиантному поведению.
Объект исследования - эмоциональная устойчивость подростков.
Предмет исследования - особенности эмоциональной устойчивости подростков, склонных к девиантному поведению.
Гипотеза исследования строилась на предположении о том, что эмоциональная устойчивость подростков, склонных к девиантному поведению имеет особенности, определяющиеся степенью выраженности и доминированием ее отдельных уровней.
Задачи исследования:
1. Дать теоретическое обоснование проблемы исследования.
2. Изучить особенности проявления эмоциональной устойчивости у подростков, склонных к девиантному поведению.
В качестве методов исследования использовались: теоретические - анализ психолого-педагогической литературы; эмпирические - тестирование («Определение эмоциональности» (В.В. Суворов), Диагностический опросник для выявления склонности к различным формам девиантного поведения «ДАП-П»); статистические методы - количественного и качественного анализа (описание и сравнение данных).
Экспериментальная база: исследование проводилось на базе МБОУ «Шебалинская средняя общеобразовательная школа им. братьев Кравченко». В исследовании приняли участие 38 подростков.
Структура работы: Работа состоит из введения, трех глав (теоретических - «Теоретические основы изучения проблемы эмоциональной устойчивости», «Девиантное поведение в подростковом возрасте» и практической - «Эмпирическое исследование особенностей эмоциональной устойчивости подростков, склонных к девиантному поведению»), заключения, списка литературы, приложения; содержит иллюстрационный материал (таблицы, рисунки).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В подростковом возрасте происходят значительные изменения во всех системах организмах. Эмоциональная сфера не является исключением. У подростков она наиболее чувствительна и отличается рядом особенностей, из числа которых: возбудимость, высокая чувствительность, тревожность, устойчивость эмоциональных переживаний, противоречивость чувств.
Поскольку излишняя эмоциональность может стать причиной проявления девиаций, проблема эмоциональной устойчивости наряду с феноменом девиантного поведения набирают особую популярность в период подросткового возраста.
Проблема «трудных» подростков является одной из центральных в психолого-педагогической научной области и не потеряла своей актуальности до сих пор.
Эмпирическое исследование особенностей эмоциональной устойчивости подростков, склонных к девиантному поведению, проводилось на базе МБОУ «Шебалинская средняя общеобразовательная школа имени братьев Кравченко». В исследовании принимали участие 38 подростков.
Для реализации поставленной цели был использован следующий диагностический инструментарий: «Определение эмоциональности» (В.В. Суворов), Диагностический опросник для выявления склонности к различным формам девиантного поведения «ДАП-П».
Методика «ДАП-П» выявила склонность к девиантному поведению у 18 испытуемых (47%), среди которых 10 подростков имеют высокую предрасположенность к аддиктивному поведению, 6 - к делинквентному поведению и 2 - высокую склонность суициду.
Из общей выборки по методике «Определение эмоциональности» (В.В. Суворов) более половины респондентов - 20 человек (53%) имеют средний уровень эмоциональной устойчивости и эмоциональности, 10 (26%) человек -низкий уровень эмоциональной устойчивости и 8 (21%) - высокий уровень.
Из числа подростков, склонных к девиантному поведению (18 человек): 10 респондентов имеют низкую эмоциональную устойчивость и 8 - средний уровень. Высокие показатели эмоциональной устойчивости свойственны лишь испытуемым, результаты которых по методике «ДАП-П» приближены к норме.
После анализа результатов обеих методик мы пришли к выводу, что подростки, имеющие склонность к девиантному поведению, отличаются особенностями эмоциональной устойчивости.
Таким образом, гипотеза о том, что эмоциональная устойчивость подростков, склонных к девиантному поведению имеет особенности, определяющиеся степенью выраженности ее уровней, нашла свое подтверждение.



1. Аболин, Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека / Л.М. Аболин. - Казань: КГУ, 1987. - 261с.
2. Аболин, Л.М. Соотношение психологических и физиологических коррелятов эмоциональной устойчивости спортсменов / Л.М. Аболин // Вопросы психологии. - 1974. - 148 с.
3. Айгумова, З.И. Исследование эмоциональной устойчивости подростков в контексте детско-родительских отношений / З.И. Айгумова, К.И. Чижова // Проблемы современного образования. - 2017. - №5. - С. 53-62. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-emotsionalnoy-ustoychivosti-podrostkov-v-kontekste-detsko-roditelskih-otnosheniy (дата обращения: 24.11.2021).
4. Баданина, Л.П. Основы общей психологии / Л.П. Баданина. - М.: Издание Флинта, 2017. - 366 с.
5. Долгова, В. И. Эмоциональная устойчивость личности: монография / В.И. Долгова, Г.Ю. Гольева. - М.: Изд-во «Перо», 2014. - 173с.
6. Долгова, В.И. Формирование эмоциональной устойчивости личности / В.И. Долгова. - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2012. - 167с.
7. Долгова, В.И., Формирование эмоциональной устойчивости (студентов педагогического колледжа) / В.И. Долгова, М.Ю. Буслаева. - Челябинск: Изд-во РЕКПОЛ, 2010. - 205с.
8. Дубинин, С.Н. Психологические детерминанты и механизмы коррекции девиантного поведения личности // Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук / С.Н. Дубинин. - Нижний Новгород, 2011. - 50с.
9. Дюркгейм, Э. Самоубийство. Социологический этюд / Под редакцией В.А. Базарова. - СПб.: Питер, 1994. - 399с.
10. Жадан, В.Н. Девиантное поведение несовершеннолетних: формы предупреждения и коррекции / В.Н. Жадан // Юридическая наука. - 2021. - №7. - С. 73-78. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/deviantnoe-povedenie-nesovershennoletnih-formy-preduprezhdeniya-i-korrektsii (дата обращения: 24.12.2021).
11. Зильберман, П.Б. Эмоциональная устойчивость оператора // Очерки психологии труда оператора / Под ред. Е.А. Милеряна. - М.: Наука, 1974. - 157с.
12. Зиннуров, Ф.К. Проблемы профилактики девиантного поведения детей и подростков в современных социокультурных условиях российского общества / Ф.К. Зиннуров // Вестник КазГУКИ. - 2019. - №1. - С. 127-131. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-profilaktiki-deviantnogo-povedeniya-detey-i-podrostkov-v-sovremennyh-sotsiokulturnyh-usloviyah-rossiyskogo-obschestva (дата обращения: 10.12.2021).
13. Изард, К. Эмоции человека / К. Изард. - М.: Директ-Медиа, 2008. - 954с.
14. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин // Мастера психологии. - СПб.: Питер, 2001. - 752с.
15. Кириленко, Д.Н. Теоретические подходы к изучению эмоциональной устойчивости сотрудников ОВД / Д.Н. Кириленко // Теория и практика общественного развития. - 2008. - №2. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-podhody-k-izucheniyu-emotsionalnoy-ustoychivosti-sotrudnikov-ovd (дата обращения: 04.12.2021).
16. Клейберг, Ю.А. Психология девиантного поведения / Ю. А. Клейберг. - М.: ТЦСфера, 2001. - 160с.
17. Кудрявцев, В. Н. Правовое поведение: норма и патология: монография / В. Н. Кудрявцев. - М.: Наука, 1982. - 287с.
18. Ловпаче, Ф.Г. Особенности эмоциональной сферы подростков с девиантным поведением / Ф.Г. Ловпаче, З.З. Мамышева // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2015. - №4. - С. 100-105. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-emotsionalnoy-sfery-podrostkov-s-deviantnym-povedeniem (дата обращения: 04.12.2021).
19. Марищук, В.Л. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса / В.Л. Марищук. - СПб.: Издательский дом «Сентябрь», 2011. - 260с.
20. Марищук, В.Л. Психологические основы формирования профессионально значимых качеств // Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук / В.Л. Марищук. - Ленинград, 1982. - 51с.
21. Менеделевич, В. Д. Психология девиантного поведения. Учебное пособие / В.Д Менделевич. - СПб.: Речь, 2005. - 445с.
22. Ольшанникова, А.Е. Эмоции и воспитание / А.Е. Ольшанникова. - М., 1983. - 80с.
23. Писаренко, В.М. Роль психики в обеспечении эмоциональной устойчивости человека / В.М. Писаренко // Психологический журнал. 1986. - №7. - С. 62-73.
24. Платонов, К.К. Очерки психологии для летчиков / К.К. Платонов, Л.М. Шварц. - М.: Воениздат, 1948. - 192с.
25. Плахтиенко, В.А. Надежность в спорте / В.А. Плахтиенко, Ю.М Блудов // - М.: Физкультура и спорт, 1983. - 176с.
26. Пономаренко, В.А. О подходах к изучению эмоциональной устойчивости / М.И. Дьяченко, В.А. Пономаренко // Вопросы психологии. - 1998. - Режим доступа: http://www.voppsy.ru/issues/1990/901/901106.htm (дата обращения 21.11.2021).
27. Рейковский, Я. Экспериментальная психология эмоций / Я. Рейковский. - М.: Прогресс, 1979. - 392с.
28. Родермель, Т. А. Девиантное поведение подростков: философский и клинико-психологический аспекты / Т. А. Родермель. - Новосибирск: Изд-во ЦРНС, 2015. - 100с.
29. Филипенко, Е.В. Проблема профилактики девиантного поведения несовершеннолетних как предмет психолого-педагогического анализа / Е.В. Филипенко, Г.А. Витольник, Е.В. Душкина // Вестник УЮИ. - 2021. - №2. - С. 208-218. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-profilaktiki-deviantnogo-povedeniya-nesovershennoletnih-kak-predmet-psihologo-pedagogicheskogo-analiza (дата обращения: 14.11.2021).
30. Хасаньянова, А.А. Теоретические основы эмоциональной устойчивости старших подростков / А.А. Хасаньянова, Е.В. Барышникова // Новые импульсы развития: вопросы научных исследований. - 2021. - №1. - С. 240-243. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-osnovy-emotsionalnoy-ustoychivosti-starshih-podrostkov (дата обращения: 24.10.2021).
31. Черникова, О.А. Исследование эмоциональной устойчивости в условиях напряженной деятельности / О.А. Черникова // Тезисы сообщений на 18 Международном психологическом конгрессе. М., 1966. - 507с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ