ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РПЦ НА АЛТАЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ.
|
Введение
Глава 1. Роль русской православной церкви по включению сибирских земель в состав российского государства.
1.1. Миссионерская деятельность РПЦ.
1.2. Начало деятельности РПЦ в Горном Алтае в XIX - начале XX века
Глава 2. Деятельность АДМ в Горном Алтае.
2.1. Становление АДМ на Алтае.
2.2. Территориальное, административное деление, центральные пункты АДМ.
2.3. Монастыри РПЦ (АДМ) во второй половине XIX и начале XX в.
2.4. Учебные и благотворительные заведения, подготовка кадров РПЦ (АДМ) XIX - начале XX в.
Заключение
Список источников и использованной литературы
Приложения
Глава 1. Роль русской православной церкви по включению сибирских земель в состав российского государства.
1.1. Миссионерская деятельность РПЦ.
1.2. Начало деятельности РПЦ в Горном Алтае в XIX - начале XX века
Глава 2. Деятельность АДМ в Горном Алтае.
2.1. Становление АДМ на Алтае.
2.2. Территориальное, административное деление, центральные пункты АДМ.
2.3. Монастыри РПЦ (АДМ) во второй половине XIX и начале XX в.
2.4. Учебные и благотворительные заведения, подготовка кадров РПЦ (АДМ) XIX - начале XX в.
Заключение
Список источников и использованной литературы
Приложения
Актуальность темы исследования. Изучение истории Сибири имеет тесные точки соприкосновения с изучением деятельности Русской православной церкви (РПЦ) в миссионерской сфере. Деятельность церкви и государства освоении Сибири было очень интенсивным во второй половине XIX в.
На данный период приходится расцвет миссионерской деятельности РПЦ. Христианская религия выполняла важную роль в истории российского государства, она влияла на все сферы жизни: политическую, социально-экономическую и духовное развитие государства и общества.
Российская империя включала множество регионов и народов с разными социально-экономическими, политическими и социокультурными характеристиками. Экономическое и управленческое освоение этих территорий за счет введения общеимперских институтов, включения в общероссийскую инфраструктуру и ментального присвоения приводило к их изменению. По мере включения этих регионов в имперское пространство они теряли свою периферийность, но, вместе с тем, сохраняли свои особые качества и самобытность.«.. .На протяжении столетий православие выступало в качестве идеологической основы российского общества и, занимая значимую нишу в общественно-политической системе, способствовало формированию и укреплению многонационального государства. Православная церковь участвовала в формировании внешней и внутренней государственной политики, на ее основе складывались культура, быт и мировоззрение общества.» (Юрганова И.И., 2017 с. 3).Русская православная церковь являлась значимым социально-политическим участником процесса инкорпорации Горного Алтая в состав Российской империи. Актуальность изучения взаимоотношений власти и религии, связи религии и государственных интересов, влияния этих факторов на развитие общества с учетом региональной специфики Горного Алтая не вызывает сомнений.«.. .Горный Алтай входит в систему Большого Алтая, который являлся местом этногенеза, глоттогенеза и культурогенеза народов Центральной Азии, в т.ч. тюркоязычных народов.» (Тюхтенева, 2008, с. 242). В силу своего геополитеческого расположения Алтай является центром Евразии. Народы Горного Алтая имеют долгую историю религиозной синкретизации. Будучи приверженцами шаманизма, они имели знакомство с зороастризмом, манихейством, несторианством, буддизмом, исламом. В XVII - XVIII в. происходит переход алтайцев в русское подданство этот ж период начинается знакомство алтайцев с христианством, сначала в его старообрядческом варианте.
«.Среди методов реализации конфессиональной политики империи можно выделить создание конфессиональной однородности, подчинение религиозных организаций государству, тем самым, обеспечивая лояльность подданных. Показателем эффективности такого правительственного курса является отсутствие напряжённости и массовых выступлений представителей разных конфессий, а также бесконфликтная смена, переход из одной конфессии в другую.» (Голубцов С.В., 2014, с. 75). Главная роль в этом была отведена РПЦ. На Алтае последовательной христианизации коренного населения занималась Алтайская Духовная Миссия.
Степень изученности. О роли РПЦ во включении Сибири в Российскую империю, посвящён огромный пласт опубликованной литературы и источников. Которые разделены нами на три хронологические группы: досоветскую, советскую и современную.
В досоветский период первая группа работ представлена преимущественно дневниковыми записями и публикациями результатов экспедиционных работ таких исследователей как: К.Ф Ледебур, А.А. Бунге, К.П. Мейер (Путешествие по Алтайским горам и джунгарской Киргизской степи, 1993.), П.А. Чихачев (Путешествие в Восточный Алтай, 1974), В.В. Радлов (Радлов В.В. Из Сибири, 1989), Г.Н. Потанин (От Кош-Агача до Бийска. Отрывок из путевых заметок, 1879), Н.М. Ядринцев (На обетованных землях (из путешествия по Алтаю, 1886) и др. В ходе выполнения работ по теме своего исследования авторы делали заметки о жителях Алтая из которых можно сделать вывод о менталитете населения куда пришли миссионеры и в каких условиях им приходилось работать. В.В. Радлов в 1860 году во время поездки в Горный Алтай пригасил М.В. Чевалкова (первого алтайца - служителя РПЦ) в качестве переводчика и учителя алтайского языка. В своей работе «Из Сибири» автор дает описание влияния АДМ на нравственное развитие алтайского народа и приводит описание миссионерских станов. Видный исследователь Сибири Н.М. Ядринцев в своих работах рассматривает распространение религии в Сибири, на Алтае в том числе и дает характеристику влияния деятельности АДМ на жизнь и быть инородцев. В целом в досоветской литературе посвященной изучению деятельности РПЦ в Сибири и на Алтае затрагивались отдельные стороны работы Миссии и ее влияния на инородцев.
Вторая группа работ представлена: дневниками, записками миссионеров и их сочинениями исторического и историко-философского характера, которые печатались различных православных и светских изданиях. Например, свод опубликованных в пятидесятых-семидесятых годах XIX в.дневников, записок миссионеров, служивших на Алтае, был составлен известным библиографом В.И. Межовым. В него вошли 19 дневниковых записок В.И. Вербицкого, девять - С. Ландышева и епископа Дометиана и других деятелейАлтайской духовной миссии, помещённых в журналах «Миссионер», сборниках «Душеполезное чтение», «Христианское чтение» и т.д. В 1893 году была опубликована книга протоирея В.И. Вербицкого «Алтайские инородцы», посвященная этнографическим исследованиям автора (Вербицкий В.И., 1893).
К этой же группе, отнесены труды, посвящённые известным деятелям Алтайской Миссии: «Материалы для биографии основателя Алтайской Миссии архимандрита Макария (Филонов Д.Д., 1888), «Миссионер, Высокопреосвященнейший Владимир, архиепископ Казанский и Свияжский» (Ястребов И., 1898). В этих работах имеются дополнительные интересные сведения о многих моментах истории и деятельности Алтайской Миссии, таких как характеристика мировоззрения и религиозных представлений алтайцев, описание системы школьного образования.
В досоветский литературе еще не были написаны работы, посвященные отдельно деятельности Алтайской Духовной Мисси, она рассматривалась в составе РПЦ. Работам дореволюционного периода присущи определенные, характерные только им черты. Преимущественно все работы выполнены историками официально-церковного направления, соответственно большинство из них оценивали исторические факты основываясь на принципах догматов вероучения. Работы дореволюционного этапа характеризуются определенной долей описательности и соответственно идеализации деятельности РПЦ. Однако эти работы изобилуют фактическим материалом, в них довольно подробно рассматриваются проблемы периодизации и обозначение места православия в отечественной истории и жизни народа.
В советский период большая часть литературы посвященной церкви имела атеистических характер, и рассматривалось в ракурсе марксистской- ленинской идеологии. Классическим трудом по истории церкви, созданным в советский период, стала монография Н.М. Никольского «История русской церкви», выдержавшую несколько переизданий (Никольский Н.М., 1988). Она была издана в 1931 году, в последующем была три раза переиздана. Часть историков- эмигрантов «духовно-академического» направления, занимающиеся исследованиями русского православия, жившие в эмиграции выразили к этой работе резко отрицательное отношение. Так, А.В. Карташев отнес ее издание к разряду «печальных курьезов». «...Это не история и не научный труд, - писал он, - а грубая безбожническая агитка.» (Карташев А.В., 1993, с. 37). Однако, некоторые авторы послесоветского периода, несмотря на справедливую критику указанной работы отмечают, что в ней есть рациональное зерно - в работе кроме религиозных, рассмотрены политические и экономические вопросы. Большая заслуга Н.М. Никольского заключается, что он впервые рассмотрел тему двоеверия, сектантства и их взаимоотношения с РПЦ. В этой же работе дается разработка основ периодизации церковной истории, которые отличаются от дореволюционных. В 1967 году увидела свет коллективная монография «Церковь в истории России», которая была написана в том же ключе что и выше описанная работа, в ней даны оценки и выводы об отношениях между церковью и государством.
Отметим, что в советский период появилось множество работ, посвященных отдельным писателям-старообрядцам; опубликован ряд ранее неизвестных сочинений старообрядчества, тем не менее сводных работ по истории раскола и старообрядчества не вышло в свет (Обзор литературы по истории Русской Церкви, 2001).
Месту АДМ в структуре государственной политики государства, её роли и влиянию на культуру, быт населения Горного Алтая посвящены работы местных историков, таких как Н.А. Майдурова (1999, 2000), Д.И. Табаев (1980, 1998), Н.В. Екеев, Г.П. Самаев (1994), Е.М. Тощакова (1958), А.П. Беликова (1995), З.С. Казагачева (1972, 1994), О.А. Гончарова (1995, 1999), А.Т Тыбыкова (1993) и др.
В постсоветский период в обществе наблюдается «религиозное возрождение», что требовало «достоверных» источников по истории Русской церкви. Работы данного периода также можно разделить на группы. В первую можно отнести работы авторы, которых вопросу о христианизации коренных жителей Алтая придают выраженную политическую окраску (Храпов Н.П., 1989, 1992), существуют работы, изложенные в ровном тоне, авторы которых не навешивают каких-либо ярлыки (Кацюба Д.В., 1996, 1998; Ерошов В.В., Кимеев В.М., 1995). Ряд работ посвящен реконструкции исторических моментов христианизации алтайцев (Колоткин М.Н., 2004). Миссионерский отдел Барнаульской и Алтайской епархии во главе с его заведующим Ю.А. Крейдуном проводит серьёзную исследовательскую работу, ими детально изучены вопросы строительства и архитектуры зданий Миссии (Крейдун Ю.А., 2001, 2010, 2013а,б,в; Крейдун Ю.А., Зайцев С.Г., 2016). Отдельным аспектам истории АДМ посвящены диссертации А.П. Адлыковой (2003), Н.В. Расовой (2002), Ю.А. Крейдуна (2011) и др.
Целью нашего исследования является изучение деятельности РПЦ в Горном Алтае в XIX и начале XX века. Для достижения этой цели предполагается решить следующие задачи:
- Изучить принципы миссионерской деятельности РПЦ на примере АДМ.
- Рассмотреть процесс образования территориальной и административной структуры Алтайской духовной миссии;
- Охарактеризовать особенности возникновения и развития монастырей и общин АДМ в Горном Алтае;
- Показать направления социальной и учебно-просветительской деятельности духовенства;
- Определить специфику распространения и утверждения православия на Алтае.
Объектом исследования является миссионерская деятельность РПЦ на территории Горного Алтая в XIX - начале XX в.
Предметом исследования - роль русской православной церкви в укреплении образовательной, благотворительной и духовной жизни в рамках миссионерской деятельности среди населения Сибири.
Хронологические рамки диссертации охватывают период XIX в. - начало XX в. Нижняя граница обусловлена началом активной миссионерской деятельности на территории Сибири в рамках организованной структуры АДМ начавшей свою деятельность в 1828 г. Верхняя граница связана со сменой в стране общественно-политического режима и отказом со стороны государства в поддержке церкви.
Территориальные рамки исследования включают территорию Республики Алтай, вошедшей в научную литературу и как «Горный Алтай. Указанная территория входила в состав Бийского округа до 1898 г., и до середины 1917 г. - Бийского уезда Алтайского округа Томской губернии. Затем получила статус уезда (февраль 1918 г.), после - уезда (октябрь 1918 г.). 1 июня 1922 г. стала Ойротской автономной областью, 7 января 1948 г. - Горно-Алтайской автономной областью, 3 июля 1991 г. -Горно-Алтайской Советской Социалистической Республикой, затем в феврале 1992 г. преобразован в Республику Горный Алтай, и наконец в мае 1992 г. - в Республику Алтай, которая включает Кош-Агачский, Майминский, Онгудайский, Турочакский, Усть-Канский, Усть-Коксинский, Улаганский, Чойский, Чемальский, Шебалинский районы. Поскольку в первой главе диссертации рассматривается особенности миссионерской деятельности РПЦ в Сибири, то обозначим границы Сибири: с севера она ограничена водами Северного Ледовитого океана, с юга - Барабинской степью, предгорьями Западных и Восточных Саян, с запада - Уральскими горами, с востока - водораздельными хребтами, идущими вдоль Тихого океана. Горный Алтай входит в состав Южной Сибири.
Методологию и методы исследования составили принципы объективности, всесторонности и историзма. Принцип объективности включает в себя исключение субъективности, односторонности и предубеждений при выборе и оценке фактов, из комплексной оценки факторов, которые вызывают то или иное явление, условий, при которых они развиваются, исследовательских подходов и инструментов, которые позволяют им получать точную информацию об объектах. Принцип объективности определяет необходимость доказательств, обоснования исходных посылок, логику работы и результатов. Методологический принцип всесторонности включает комплексный подход к изучению процессов и явлений. Их наиболее важными требованиями являются установление всех взаимосвязей исследуемого явления, учет всех внешних воздействий, влияющих на него, устранение всех случайных факторов, которые нарушают картину исследуемой проблемы, и использование различных методов в различных комбинациях в ходе исследования. Реализация принципа историзма требует видения истории как конкретного процесса, изменяющегося по сущности и во времени, принимая во внимание конкретные исторические условия (ситуации), в которых происходит развитие (изменение) процесса, связи факта (события) с другими объектами процесса. Данный принцип обеспечивает выделение философского аспекта истории, позволяет выявить тенденции исторического процесса, сформулировать уроки, выработать рекомендации практического характера. Таким образом, приведенная система принципов исследования дает возможность осуществить объективный и комплексный анализ распространения и утверждения православия в Горном Алтае учитывая сложившиеся исторические факторы и причины, уровень формирования понятий и терминов в данный исторический период.
В диссертационном исследовании использованы методы анализа, обобщения, сравнительно-исторический и структурно-системный метод. «... Анализ представляет собой мысленное или реальное расчленение целостного предмета или объекта на составляющие части (стороны, признаки, свойства или отношения) для их всестороннего изучения. Обобщение - прием мышления, в результате которого устанавливаются общие свойства и признаки объектов. Операция обобщения осуществляется как переход от частного или менее общего понятия и суждения к более общему понятию или суждению. Сравнительно-исторический метод имеет целью установить общие тенденции ...» (Едронова В.Н., Овчаров А.О., 2013.) в православном миссионерстве, определить произошедшие изменения, выявить пути (тенденции) распространения и утверждения русского православия, тогда как структурно-системный метод устанавливает единство событий и явлений в общественно-историческом развитии Российской империи в целом и Горного Алтая в частности, на основании чего выделяются качественно различные особенности миссионерства на Алтае в определенных хронологических рамках.
Источниковая база. При написании диссертации был использован широкий круг источников (неопубликованных и опубликованных), которые позволили восстановить историю Алтайской Духовной Миссии в интересующий нас период.
Использованные источники нами разделены на четыре группы:
- периодические издания;
- материалы делопроизводства и ведомственной статистики;
- труды миссионеров: сочинения по истории, богословию и др.; переводы на язык коренных жителей Алтая;
- материалы, полученные в ходе экспедиций: записи бесед со старожилами, фотоматериалы, аудиозаписи бесед со священниками, результаты анкетирования местного населения.
Не маловажным в написании диссертации стало участие диссертанта в экспедиции Алтайского государственного заповедника по Телецкому озеру в долину Чулышмана. В ходе поездки состоялись встречи с прихожанами, старожилами воспоминания которых о деятельности АДМ были записаны нами. Полученная картина была дополнена беседами со священниками: Георгием Крейдуном (Юрий Александрович Крейдун, настоятель храма, протоиерей, кандидат богословия, доктор искусствоведения, проректор Барнаульской духовной семинарии); Каллистратом (Романенко Каллистрат Сергеевич, архиепископ Горноалтайский и Чемальский, правящий архиерей Горноалтайской епархия РПЦ Московского Патриархата); Макарием Чулуновым (игумен, настоятель Пантелеимоновского храма с. Балыктуюль Улаганского района), Ростиславом Киращуком (протоирей, настоятель Преображенской церкви г. Горно-Алтайска), Георгием Балакиным (протоирей, настоятель Свято-Духовской церкви с. Майма), Георгием Селяниновым (иерем, настоятелем Покровской церкви в с. Турочак) . В рамках работ над диссертацией нами проведено анкетирование населения, проживающего в с. Артыбаш, Яйлю. Диссертант провел полевые работы на кордоне Чодро, с целью сбора материалов, связанных с деятельностью АДМ в бассейне Телецкого озера.
Научная новизна работы определена целями и задачами исследования, а также теми результатами, которые были получены в процессе изучения материала. В рамках работ над диссертацией нами установлено, что село Яйлю и кордон Челюш оказались вне орбиты деятельности АДМ. Вероятно, первой причиной почему миссионеры не интересовались этими селами заключается в том, что первоочередными пунктами, куда стремились миссионеры были территории, удобные для заселения и оказавшиеся под влиянием старообрядцев - Чулышманская долина, поэтому первоочередной необходимостью для миссионеров было остановить их укрепление на указанной территории. Второй причиной почему эти районы были обойдены миссионерами была вспышка оспы, бушевавшая в этих населённых пунктах. Таким образом в нашей диссертации впервые обозначены возможные причины, по которым отдельные пункты Горного Алтая не вошли в сферу интересов АДМ.
Решение поставленных в диссертации задач определило и её практическую значимость. Работа представляет интерес историкам, философам и религиоведам, филологам, педагогам и деятелям других отраслей науки и культуры. Материалы диссертации могут быть использованы при преподавании истории Горного Алтая в учебных заведениях, при проведении лекций и индивидуальных занятий. Возможно применение материалов диссертации при написании обобщающих исследований по истории Горного Алтая и подготовке справочников по истории Русской православной церкви, миссионерской деятельности. Кроме того, полученные материалы могут быть использованы при создании музея Алтайского государственного природного заповедника и при написании истории АГПЗ. Обобщенный опыт прошлого может быть полезен при решении современных взаимоотношений социально-нравственного плана в регионе, развитии отношений между народами России.
Апробация. По результатам научных исследований диссертант подготовил и выступил с докладом «Особенности взаимодействия АДМ с коренным населением в Северо-Восточной части Горного Алтая в ХХХ начале ХХ в.» на ХТУ международной научной конференции «Макарьевские чтения» (г. Горно-Алтайск, 24-26 октября 2019 г.)
Структура диссертации соответствует цели и решаемым задачам исследования. Текст диссертации состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы, приложений, содержащих таблицы, схемы и рисунки.
На данный период приходится расцвет миссионерской деятельности РПЦ. Христианская религия выполняла важную роль в истории российского государства, она влияла на все сферы жизни: политическую, социально-экономическую и духовное развитие государства и общества.
Российская империя включала множество регионов и народов с разными социально-экономическими, политическими и социокультурными характеристиками. Экономическое и управленческое освоение этих территорий за счет введения общеимперских институтов, включения в общероссийскую инфраструктуру и ментального присвоения приводило к их изменению. По мере включения этих регионов в имперское пространство они теряли свою периферийность, но, вместе с тем, сохраняли свои особые качества и самобытность.«.. .На протяжении столетий православие выступало в качестве идеологической основы российского общества и, занимая значимую нишу в общественно-политической системе, способствовало формированию и укреплению многонационального государства. Православная церковь участвовала в формировании внешней и внутренней государственной политики, на ее основе складывались культура, быт и мировоззрение общества.» (Юрганова И.И., 2017 с. 3).Русская православная церковь являлась значимым социально-политическим участником процесса инкорпорации Горного Алтая в состав Российской империи. Актуальность изучения взаимоотношений власти и религии, связи религии и государственных интересов, влияния этих факторов на развитие общества с учетом региональной специфики Горного Алтая не вызывает сомнений.«.. .Горный Алтай входит в систему Большого Алтая, который являлся местом этногенеза, глоттогенеза и культурогенеза народов Центральной Азии, в т.ч. тюркоязычных народов.» (Тюхтенева, 2008, с. 242). В силу своего геополитеческого расположения Алтай является центром Евразии. Народы Горного Алтая имеют долгую историю религиозной синкретизации. Будучи приверженцами шаманизма, они имели знакомство с зороастризмом, манихейством, несторианством, буддизмом, исламом. В XVII - XVIII в. происходит переход алтайцев в русское подданство этот ж период начинается знакомство алтайцев с христианством, сначала в его старообрядческом варианте.
«.Среди методов реализации конфессиональной политики империи можно выделить создание конфессиональной однородности, подчинение религиозных организаций государству, тем самым, обеспечивая лояльность подданных. Показателем эффективности такого правительственного курса является отсутствие напряжённости и массовых выступлений представителей разных конфессий, а также бесконфликтная смена, переход из одной конфессии в другую.» (Голубцов С.В., 2014, с. 75). Главная роль в этом была отведена РПЦ. На Алтае последовательной христианизации коренного населения занималась Алтайская Духовная Миссия.
Степень изученности. О роли РПЦ во включении Сибири в Российскую империю, посвящён огромный пласт опубликованной литературы и источников. Которые разделены нами на три хронологические группы: досоветскую, советскую и современную.
В досоветский период первая группа работ представлена преимущественно дневниковыми записями и публикациями результатов экспедиционных работ таких исследователей как: К.Ф Ледебур, А.А. Бунге, К.П. Мейер (Путешествие по Алтайским горам и джунгарской Киргизской степи, 1993.), П.А. Чихачев (Путешествие в Восточный Алтай, 1974), В.В. Радлов (Радлов В.В. Из Сибири, 1989), Г.Н. Потанин (От Кош-Агача до Бийска. Отрывок из путевых заметок, 1879), Н.М. Ядринцев (На обетованных землях (из путешествия по Алтаю, 1886) и др. В ходе выполнения работ по теме своего исследования авторы делали заметки о жителях Алтая из которых можно сделать вывод о менталитете населения куда пришли миссионеры и в каких условиях им приходилось работать. В.В. Радлов в 1860 году во время поездки в Горный Алтай пригасил М.В. Чевалкова (первого алтайца - служителя РПЦ) в качестве переводчика и учителя алтайского языка. В своей работе «Из Сибири» автор дает описание влияния АДМ на нравственное развитие алтайского народа и приводит описание миссионерских станов. Видный исследователь Сибири Н.М. Ядринцев в своих работах рассматривает распространение религии в Сибири, на Алтае в том числе и дает характеристику влияния деятельности АДМ на жизнь и быть инородцев. В целом в досоветской литературе посвященной изучению деятельности РПЦ в Сибири и на Алтае затрагивались отдельные стороны работы Миссии и ее влияния на инородцев.
Вторая группа работ представлена: дневниками, записками миссионеров и их сочинениями исторического и историко-философского характера, которые печатались различных православных и светских изданиях. Например, свод опубликованных в пятидесятых-семидесятых годах XIX в.дневников, записок миссионеров, служивших на Алтае, был составлен известным библиографом В.И. Межовым. В него вошли 19 дневниковых записок В.И. Вербицкого, девять - С. Ландышева и епископа Дометиана и других деятелейАлтайской духовной миссии, помещённых в журналах «Миссионер», сборниках «Душеполезное чтение», «Христианское чтение» и т.д. В 1893 году была опубликована книга протоирея В.И. Вербицкого «Алтайские инородцы», посвященная этнографическим исследованиям автора (Вербицкий В.И., 1893).
К этой же группе, отнесены труды, посвящённые известным деятелям Алтайской Миссии: «Материалы для биографии основателя Алтайской Миссии архимандрита Макария (Филонов Д.Д., 1888), «Миссионер, Высокопреосвященнейший Владимир, архиепископ Казанский и Свияжский» (Ястребов И., 1898). В этих работах имеются дополнительные интересные сведения о многих моментах истории и деятельности Алтайской Миссии, таких как характеристика мировоззрения и религиозных представлений алтайцев, описание системы школьного образования.
В досоветский литературе еще не были написаны работы, посвященные отдельно деятельности Алтайской Духовной Мисси, она рассматривалась в составе РПЦ. Работам дореволюционного периода присущи определенные, характерные только им черты. Преимущественно все работы выполнены историками официально-церковного направления, соответственно большинство из них оценивали исторические факты основываясь на принципах догматов вероучения. Работы дореволюционного этапа характеризуются определенной долей описательности и соответственно идеализации деятельности РПЦ. Однако эти работы изобилуют фактическим материалом, в них довольно подробно рассматриваются проблемы периодизации и обозначение места православия в отечественной истории и жизни народа.
В советский период большая часть литературы посвященной церкви имела атеистических характер, и рассматривалось в ракурсе марксистской- ленинской идеологии. Классическим трудом по истории церкви, созданным в советский период, стала монография Н.М. Никольского «История русской церкви», выдержавшую несколько переизданий (Никольский Н.М., 1988). Она была издана в 1931 году, в последующем была три раза переиздана. Часть историков- эмигрантов «духовно-академического» направления, занимающиеся исследованиями русского православия, жившие в эмиграции выразили к этой работе резко отрицательное отношение. Так, А.В. Карташев отнес ее издание к разряду «печальных курьезов». «...Это не история и не научный труд, - писал он, - а грубая безбожническая агитка.» (Карташев А.В., 1993, с. 37). Однако, некоторые авторы послесоветского периода, несмотря на справедливую критику указанной работы отмечают, что в ней есть рациональное зерно - в работе кроме религиозных, рассмотрены политические и экономические вопросы. Большая заслуга Н.М. Никольского заключается, что он впервые рассмотрел тему двоеверия, сектантства и их взаимоотношения с РПЦ. В этой же работе дается разработка основ периодизации церковной истории, которые отличаются от дореволюционных. В 1967 году увидела свет коллективная монография «Церковь в истории России», которая была написана в том же ключе что и выше описанная работа, в ней даны оценки и выводы об отношениях между церковью и государством.
Отметим, что в советский период появилось множество работ, посвященных отдельным писателям-старообрядцам; опубликован ряд ранее неизвестных сочинений старообрядчества, тем не менее сводных работ по истории раскола и старообрядчества не вышло в свет (Обзор литературы по истории Русской Церкви, 2001).
Месту АДМ в структуре государственной политики государства, её роли и влиянию на культуру, быт населения Горного Алтая посвящены работы местных историков, таких как Н.А. Майдурова (1999, 2000), Д.И. Табаев (1980, 1998), Н.В. Екеев, Г.П. Самаев (1994), Е.М. Тощакова (1958), А.П. Беликова (1995), З.С. Казагачева (1972, 1994), О.А. Гончарова (1995, 1999), А.Т Тыбыкова (1993) и др.
В постсоветский период в обществе наблюдается «религиозное возрождение», что требовало «достоверных» источников по истории Русской церкви. Работы данного периода также можно разделить на группы. В первую можно отнести работы авторы, которых вопросу о христианизации коренных жителей Алтая придают выраженную политическую окраску (Храпов Н.П., 1989, 1992), существуют работы, изложенные в ровном тоне, авторы которых не навешивают каких-либо ярлыки (Кацюба Д.В., 1996, 1998; Ерошов В.В., Кимеев В.М., 1995). Ряд работ посвящен реконструкции исторических моментов христианизации алтайцев (Колоткин М.Н., 2004). Миссионерский отдел Барнаульской и Алтайской епархии во главе с его заведующим Ю.А. Крейдуном проводит серьёзную исследовательскую работу, ими детально изучены вопросы строительства и архитектуры зданий Миссии (Крейдун Ю.А., 2001, 2010, 2013а,б,в; Крейдун Ю.А., Зайцев С.Г., 2016). Отдельным аспектам истории АДМ посвящены диссертации А.П. Адлыковой (2003), Н.В. Расовой (2002), Ю.А. Крейдуна (2011) и др.
Целью нашего исследования является изучение деятельности РПЦ в Горном Алтае в XIX и начале XX века. Для достижения этой цели предполагается решить следующие задачи:
- Изучить принципы миссионерской деятельности РПЦ на примере АДМ.
- Рассмотреть процесс образования территориальной и административной структуры Алтайской духовной миссии;
- Охарактеризовать особенности возникновения и развития монастырей и общин АДМ в Горном Алтае;
- Показать направления социальной и учебно-просветительской деятельности духовенства;
- Определить специфику распространения и утверждения православия на Алтае.
Объектом исследования является миссионерская деятельность РПЦ на территории Горного Алтая в XIX - начале XX в.
Предметом исследования - роль русской православной церкви в укреплении образовательной, благотворительной и духовной жизни в рамках миссионерской деятельности среди населения Сибири.
Хронологические рамки диссертации охватывают период XIX в. - начало XX в. Нижняя граница обусловлена началом активной миссионерской деятельности на территории Сибири в рамках организованной структуры АДМ начавшей свою деятельность в 1828 г. Верхняя граница связана со сменой в стране общественно-политического режима и отказом со стороны государства в поддержке церкви.
Территориальные рамки исследования включают территорию Республики Алтай, вошедшей в научную литературу и как «Горный Алтай. Указанная территория входила в состав Бийского округа до 1898 г., и до середины 1917 г. - Бийского уезда Алтайского округа Томской губернии. Затем получила статус уезда (февраль 1918 г.), после - уезда (октябрь 1918 г.). 1 июня 1922 г. стала Ойротской автономной областью, 7 января 1948 г. - Горно-Алтайской автономной областью, 3 июля 1991 г. -Горно-Алтайской Советской Социалистической Республикой, затем в феврале 1992 г. преобразован в Республику Горный Алтай, и наконец в мае 1992 г. - в Республику Алтай, которая включает Кош-Агачский, Майминский, Онгудайский, Турочакский, Усть-Канский, Усть-Коксинский, Улаганский, Чойский, Чемальский, Шебалинский районы. Поскольку в первой главе диссертации рассматривается особенности миссионерской деятельности РПЦ в Сибири, то обозначим границы Сибири: с севера она ограничена водами Северного Ледовитого океана, с юга - Барабинской степью, предгорьями Западных и Восточных Саян, с запада - Уральскими горами, с востока - водораздельными хребтами, идущими вдоль Тихого океана. Горный Алтай входит в состав Южной Сибири.
Методологию и методы исследования составили принципы объективности, всесторонности и историзма. Принцип объективности включает в себя исключение субъективности, односторонности и предубеждений при выборе и оценке фактов, из комплексной оценки факторов, которые вызывают то или иное явление, условий, при которых они развиваются, исследовательских подходов и инструментов, которые позволяют им получать точную информацию об объектах. Принцип объективности определяет необходимость доказательств, обоснования исходных посылок, логику работы и результатов. Методологический принцип всесторонности включает комплексный подход к изучению процессов и явлений. Их наиболее важными требованиями являются установление всех взаимосвязей исследуемого явления, учет всех внешних воздействий, влияющих на него, устранение всех случайных факторов, которые нарушают картину исследуемой проблемы, и использование различных методов в различных комбинациях в ходе исследования. Реализация принципа историзма требует видения истории как конкретного процесса, изменяющегося по сущности и во времени, принимая во внимание конкретные исторические условия (ситуации), в которых происходит развитие (изменение) процесса, связи факта (события) с другими объектами процесса. Данный принцип обеспечивает выделение философского аспекта истории, позволяет выявить тенденции исторического процесса, сформулировать уроки, выработать рекомендации практического характера. Таким образом, приведенная система принципов исследования дает возможность осуществить объективный и комплексный анализ распространения и утверждения православия в Горном Алтае учитывая сложившиеся исторические факторы и причины, уровень формирования понятий и терминов в данный исторический период.
В диссертационном исследовании использованы методы анализа, обобщения, сравнительно-исторический и структурно-системный метод. «... Анализ представляет собой мысленное или реальное расчленение целостного предмета или объекта на составляющие части (стороны, признаки, свойства или отношения) для их всестороннего изучения. Обобщение - прием мышления, в результате которого устанавливаются общие свойства и признаки объектов. Операция обобщения осуществляется как переход от частного или менее общего понятия и суждения к более общему понятию или суждению. Сравнительно-исторический метод имеет целью установить общие тенденции ...» (Едронова В.Н., Овчаров А.О., 2013.) в православном миссионерстве, определить произошедшие изменения, выявить пути (тенденции) распространения и утверждения русского православия, тогда как структурно-системный метод устанавливает единство событий и явлений в общественно-историческом развитии Российской империи в целом и Горного Алтая в частности, на основании чего выделяются качественно различные особенности миссионерства на Алтае в определенных хронологических рамках.
Источниковая база. При написании диссертации был использован широкий круг источников (неопубликованных и опубликованных), которые позволили восстановить историю Алтайской Духовной Миссии в интересующий нас период.
Использованные источники нами разделены на четыре группы:
- периодические издания;
- материалы делопроизводства и ведомственной статистики;
- труды миссионеров: сочинения по истории, богословию и др.; переводы на язык коренных жителей Алтая;
- материалы, полученные в ходе экспедиций: записи бесед со старожилами, фотоматериалы, аудиозаписи бесед со священниками, результаты анкетирования местного населения.
Не маловажным в написании диссертации стало участие диссертанта в экспедиции Алтайского государственного заповедника по Телецкому озеру в долину Чулышмана. В ходе поездки состоялись встречи с прихожанами, старожилами воспоминания которых о деятельности АДМ были записаны нами. Полученная картина была дополнена беседами со священниками: Георгием Крейдуном (Юрий Александрович Крейдун, настоятель храма, протоиерей, кандидат богословия, доктор искусствоведения, проректор Барнаульской духовной семинарии); Каллистратом (Романенко Каллистрат Сергеевич, архиепископ Горноалтайский и Чемальский, правящий архиерей Горноалтайской епархия РПЦ Московского Патриархата); Макарием Чулуновым (игумен, настоятель Пантелеимоновского храма с. Балыктуюль Улаганского района), Ростиславом Киращуком (протоирей, настоятель Преображенской церкви г. Горно-Алтайска), Георгием Балакиным (протоирей, настоятель Свято-Духовской церкви с. Майма), Георгием Селяниновым (иерем, настоятелем Покровской церкви в с. Турочак) . В рамках работ над диссертацией нами проведено анкетирование населения, проживающего в с. Артыбаш, Яйлю. Диссертант провел полевые работы на кордоне Чодро, с целью сбора материалов, связанных с деятельностью АДМ в бассейне Телецкого озера.
Научная новизна работы определена целями и задачами исследования, а также теми результатами, которые были получены в процессе изучения материала. В рамках работ над диссертацией нами установлено, что село Яйлю и кордон Челюш оказались вне орбиты деятельности АДМ. Вероятно, первой причиной почему миссионеры не интересовались этими селами заключается в том, что первоочередными пунктами, куда стремились миссионеры были территории, удобные для заселения и оказавшиеся под влиянием старообрядцев - Чулышманская долина, поэтому первоочередной необходимостью для миссионеров было остановить их укрепление на указанной территории. Второй причиной почему эти районы были обойдены миссионерами была вспышка оспы, бушевавшая в этих населённых пунктах. Таким образом в нашей диссертации впервые обозначены возможные причины, по которым отдельные пункты Горного Алтая не вошли в сферу интересов АДМ.
Решение поставленных в диссертации задач определило и её практическую значимость. Работа представляет интерес историкам, философам и религиоведам, филологам, педагогам и деятелям других отраслей науки и культуры. Материалы диссертации могут быть использованы при преподавании истории Горного Алтая в учебных заведениях, при проведении лекций и индивидуальных занятий. Возможно применение материалов диссертации при написании обобщающих исследований по истории Горного Алтая и подготовке справочников по истории Русской православной церкви, миссионерской деятельности. Кроме того, полученные материалы могут быть использованы при создании музея Алтайского государственного природного заповедника и при написании истории АГПЗ. Обобщенный опыт прошлого может быть полезен при решении современных взаимоотношений социально-нравственного плана в регионе, развитии отношений между народами России.
Апробация. По результатам научных исследований диссертант подготовил и выступил с докладом «Особенности взаимодействия АДМ с коренным населением в Северо-Восточной части Горного Алтая в ХХХ начале ХХ в.» на ХТУ международной научной конференции «Макарьевские чтения» (г. Горно-Алтайск, 24-26 октября 2019 г.)
Структура диссертации соответствует цели и решаемым задачам исследования. Текст диссертации состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы, приложений, содержащих таблицы, схемы и рисунки.
Миссионерство в качестве инструмента распространения веры было и будет одной из главных видов деятельности Русской Православной Церкви. Предпосылками того что миссионерская деятельность стала основным инструментом распространения православия стали не только политико-экономические аспекты процессов, происходящих в государстве, требующие формирования на просторах России единого духовно-идеологического пространства, но и более узкие церковные задачи, главной из которых являлось увеличение паствы. Миссионерская деятельность Русской Православной Церкви во все времена была нацелена не только во внутрь (вглубь), но и во внешнее пространство (вширь). К важным факторам, способствовавшим христианизации населения земель, которые были присоединены к Российской империи отнесена колонизация. Исследователи распространения православия выделяют несколько типов колонизации: вольную, торговую и военную, монастырскую. Оплотами православия при движении вовне во все времена были монастыри.
В XVIII в. начался новый этап миссионерского подвижничества Русской Православной Церкви, связан данный факт был с тем, что к этому времени Россия присоединена почти всю Сибирь. Получив обширное поле деятельности Церковь активизирует свои ресурсы и вступает в сотрудничество с государством. Перед каждой сибирской епархией была поставлена цель - христианизация максимального количества «иноверцев», проживающих на территориях, попадающих в сферу их влияния.
Развитие миссионерства в XIX в. несколько изменилось, в отличие от предыдущего периода, оно стало более организованным и успешным, за счет того, что стали организовываться миссии. К 1828 году выяснилось, что многие крещеные инородцы стали отходить от православия, в связи с чем император подписал распоряжение Синода об организации специальных учреждений - миссий. Основной задачей миссии являлось утверждение христианства в среде иноверцев. В рамка исполнения этого определения в ведении Тобольской епархии начала функционировать Алтайская Духовная Миссия.
Оценка деятельности Алтайской Духовной миссии показывает, что первые шаги в деле просвещения населения, первый алфавит на основе кириллицы для алтайского языка, переводы книг Священного писания на алтайский были сделаны священниками АДМ. Алтайские миссионеры не только исполняли церковные требы, деятельность АДМ охватывала сферы деятельности, связанные с идеологией, ведением хозяйства, решением социальных вопросов, учебным процессом, оказанием медицинской помощи, и прочим.
Просветительская деятельность АДМ не вызывает сомнений, так крещеные инородцы обучались грамоте миссионерских приходских школах, кроме того при храмах формировались библиотеки. Примеры ведения хозяйства новокрщеные инородцы, переведенные на оседлый образ жизни, могли перенять у приходского клира, который занимался земледелием или огородничеством (в зависимости от климатических условий).
Однако в каждом регионе миссионеры сталкивались с различными трудностями. На Алтае наряду с обращением в православие инородцев, борьба с расколом считалась одним из важнейших участков работы АДМ. Это было более характерно для предгорий (Солонешенский, Усть-Коксинский районы). В массе старообрядцы проживали небольшими закрытыми группами, и стремились не общаться с людьми, проповедующими другие религии. В Бийско-Прителецкой черни беспоповское согласие было представлено «часовенным» или «стариковским» толком (с XVIII в). В горах вокруг Телецкого озера в труднодоступной тайге существовали скиты «стариковцев». Большинство «староверов» Бийско-Прителецкой черни являлись переселенцами поповского направлений «австрийского» согласия. Лишь деревни Левобережья Бии и Прителечья оставались верны стариковщине. Раскольников в Кебезенском отделении насчитывалось до 130 дворов, 427 чел. (Мезенцев Р.В., 2014, с. 298, 299). Главной, на наш взгляд, причиной влияния старообрядцев на инородцев является разбросанность селений, входящих в состав немногочисленных миссионерских отделений, в силу чего миссионеры крайне редко навещали свою новокрещенную паству из инородцев, а последние постоянно наблюдали свободное отправление старообрядцами религиозных служб.
Например, Т.Д. Дулькейт работавший в Алтайском заповеднике отмечает, что староверы везде в тайге (Дулькейт Т.Д., 2005). По опросным данным на Яйлинской террасе (территория АГПЗ) есть старообрядческое кладбище и зафиксированы данные о находках староверческих икон, крестов.
Наше внимание привлекло то, что в населенных пунктах и кордонах Алтайского государственного заповедника нет свидетельств присутствия АДМ. Что естественно вызвало интерес.
Северо-Восточный район Горного Алтая ограничен географически бассейном Телецкого озера. Телецкое озеро является крупнейшим в Горном Алтае. Долина р. Чулышман - оз. Телецкое - р. Бия (впадающая в р. Обь) важнейшая транспортная артерия, как в рассматриваемый период, так и в настоящее время. Побывавший здесь в 1880 Н.М. Ядринцев указывал: «...На Телецком озере весьма мало мест, удобных для жизни. Обитаемы могли быть долина Бии у ее истоков и берег при впадении Чолушмана...» (Ядринцев Н.М., 1885).
Продвижение по Телецкому озеру осуществлялось на лодках и было сопряжено с большими сложностями - непредсказуемостью штормов, сложной скалистой береговой линией (затрудняющей причаливание в шторм). От истоков Бии лодки двигались, придерживаясь береговой зоны. «.На предгорьях северного берега, благоприятных для обитания, расположено много аулов. На отлогостях этих гор примечаются небольшие пашни.» (Гельмерсен Г.П., 1840, с 17-57). В период деятельности АДМ в XIX начале XX в. на пригодных для проживания берегах Телецкого озера жили тубалары в его северной части и теленгиты - в южной. Чулышманская длина в связи со своей удалённостью и труднодоступностью могла стать оплотом старообрядчества, видимо, поэтому населенные пункты, расположенные по берегам Телецкого озера, остались без достаточного внимания миссионеров, т.к. они были устремлены на южный берег озера. Также причиной того что Яйлю, Беле были обойдены, могло быть то, что они были уже заселены старообрядцами, которые не пустили миссионеров на свою территорию. И еще одной причиной которая могла оттолкнуть миссионеров от данных пунктов могла стать вспышка черной оспы «гулявшей» в то время на Алтае.
Как отмечалось выше в 1864 г. АДМ основал за Телецким озером в долине р. Чулышман - Чулышманский Благовещенский мужской монастырь. Он стал защитой коренного населения от экспансии сюда старообрядцев. По мнению Ю.А. Крейдуна «...Влияние последних (старообрядцев на «инородцев» носило характер не только духовный, но и материальный. Старообрядцы основывали новые селения и занимали прежде всего земли, пригодные для землепашества, скотоводства, пчеловодства.» (Крейдун Ю.А., 2017). Кроме того, интересно познакомиться с опытом ведения хозяйства насельниками Благовещенского Чулышманского мужского монастыря. В начале XX в. служители данного монастыря вели довольно обширную и активную хозяйственную деятельность, поэтому изучение этого опыта актуально, т.к. в настоящее время население долины Чулышмана, ориентироваться только на туризм, то практически забросил ведение домашнего хозяйства, оказались зависимы от туристического потока и «северного завоза». Ситуация с коронавирусом показала, что людям, поживающим в сельской местности необходимо вести домашнее хозяйство, чтобы достойно «выйти» из кризисной ситуации. И в этой связи с этим опыт братии монастыря по «.хлебопашеству, пчеловодству, огородничеству и садоводству.» (Адлыкова А.П., 2004) как никогда актуален.
Одной из главных достижений и вклада Алтайской Миссии в развитие Горного Алтая является созданная система школьного образования. Первые школы появились практически сразу же как начала существовать АДМ в 1830 г. За восемьдесят лет существования их стало около девяносто. Огромным достижением и успехом Алтайской Миссии стали мужская и женская школы, действовавшие в Улале и Чемальская смешанная школа, функционировавшая при Чемальской женской общине.
В связи с увеличением числа станов, возникла необходимость в подготовке учительских кадров и церковнослужителей. Для снятия этих проблем в 1867 г. АДМ открыла Центральное миссионерское училище. Программа образования во всех учебных заведениях Алтайской миссии имела церковный характер. Однако со временем процесс обучения в миссионерских школах упорядочивался, после включения в общую систему православного образования в России, миссионерские школы стали делиться на церковно-приходские школы и школы грамоты. Церковно-приходские школы были одноклассные с двухлетним сроком обучения и двухклассные - с четырёхлетним. Так, в начале XX в. в АДМ функционировала достаточно стройная система учебных заведений. Всего было 54 школы из них 31 - церковно-приходские (одна - двухклассная, 30 одноклассных (одна - мужская, три - женских и 26 - смешанных) и 23 школы грамоты.
Четко выстроенная, целенаправленная образовательно-просветительская деятельность Алтайской Духовной Миссии дала хорошие результаты: по данным 1915 г. в 24 отделениях проживало 86,7 тыс. человек, из которых 13,8 тыс. (16%) были грамотными. Если брать данные только по коренным жителям, то (по данным С.П. Швецова) в 1897г., среди оседлых инородцев грамотных было 8%, а среди кочевых - 1,3%.
Деятельность Алтайской Миссии как уже отмечалось не только религиозный, но и просветительский характер: прививая духовностью она несла в массы новую культуру. Макарий Глухарев, Макарий (Невский) и М. Чевалков перевели богослужебные книги на алтайский язык, эти переводы были изданы в Санкт-Петербурге и Казани начиная с шестидесятых годов XIX в. Миссионеры кроме разработки алфавита на основе кириллицы, написали работу по языкознанию. В 1869 г. в Казани была издана «Грамматика алтайского языка» (редакторы Н.И. Ильминский и А.К. Казем- Бек).
Безусловно, не было бы никакой Миссии ели бы не было ярких, талантливых личностей - миссионеров. Конечно, в первых рядах - основатель АДМ отец Макарий (Глухарев), архимандрит Макарий (Невский) посвятивший 35 лет своей жизни служению, здесь же отметим первого священника-алтайца Михаила Чевалкова - хорошего миссионера, просветителя, основоположника алтайской литературы, знатока и исследователя фольклора тубаларов, челканцев и алтайцев. Алтайская духовная миссия придерживалась политики, что лучшим и самым эффективным миссионером священник из самой инородческой среды. Такой «кадровой политике» отдавалось предпочтение в миссии. Например, в середине 60-х гг. XIX среди миссионеров не было ни одного инородца, а в 1892 г. уже было - пять (36%), а в 1902г. - девять (50%) от общего числа миссионеров. Подготовка и духовное образование «местных кадров» проходила Бийском катехизаторском училище, открытом специально для этой цели в 1883 г. Обучающиеся успешно закончившие данное заведение, отправлялись Томскую духовную семинарию и Казанскую учительскую семинарию для продолжения образования.
В 1914 году в штат Алтайской Духовной Миссии входило 145 человек, включали священников, дьяконов, псаломщиков, учителей, учительниц, переводчика, фельдшера. Показателем успешности работы Алтайской Духовной Миссии являлось следующие свидетельство: в начале ХХ века миссия имела 22 стана в Горном Алтае (см. Приложение 2 - таблица 2). Охват территории Горного Алтая можно проследить по наличию 29 церквей с семью приписанными к ним, 52 молитвенным домам и11 часовням (см. Приложение 2 - таблица 1). Отметим, что Улалинский, Чемальский и Чулышманский содержали приюты.
Таким образом, можно констатировать, что успешность распространения православия на Алтае зависело от силы нравственного влияния, в первую очередь личным примером, и только потом советами, разъяснениями и убеждениями. Конечно, оказала не маловажную роль материальная помощь вновь крестившимся, которая преимущественно оказывалась из личных средств миссионеров.
Подводя итог, отметим, что Алтайская духовная миссия была частью Русской Православной Церкви и должна была действовать согласно предписаниям, распоряжениям и определениям, разработанным для миссионеров, однако, попав в Горный Алтай миссионеры-подвижники смогли найти специфические подходы для решения поставленной задачи - христианизация инородцев. Найденный способ межцивилизационного взаимодействия, который заключался в неконфликтном, мироном проникновении - вплетении православной, российской культуры в инородческую среду. Опыт взаимодействия АДМ в Х1Х-ХХ веках может быть использован и в современных исторических условиях
В XVIII в. начался новый этап миссионерского подвижничества Русской Православной Церкви, связан данный факт был с тем, что к этому времени Россия присоединена почти всю Сибирь. Получив обширное поле деятельности Церковь активизирует свои ресурсы и вступает в сотрудничество с государством. Перед каждой сибирской епархией была поставлена цель - христианизация максимального количества «иноверцев», проживающих на территориях, попадающих в сферу их влияния.
Развитие миссионерства в XIX в. несколько изменилось, в отличие от предыдущего периода, оно стало более организованным и успешным, за счет того, что стали организовываться миссии. К 1828 году выяснилось, что многие крещеные инородцы стали отходить от православия, в связи с чем император подписал распоряжение Синода об организации специальных учреждений - миссий. Основной задачей миссии являлось утверждение христианства в среде иноверцев. В рамка исполнения этого определения в ведении Тобольской епархии начала функционировать Алтайская Духовная Миссия.
Оценка деятельности Алтайской Духовной миссии показывает, что первые шаги в деле просвещения населения, первый алфавит на основе кириллицы для алтайского языка, переводы книг Священного писания на алтайский были сделаны священниками АДМ. Алтайские миссионеры не только исполняли церковные требы, деятельность АДМ охватывала сферы деятельности, связанные с идеологией, ведением хозяйства, решением социальных вопросов, учебным процессом, оказанием медицинской помощи, и прочим.
Просветительская деятельность АДМ не вызывает сомнений, так крещеные инородцы обучались грамоте миссионерских приходских школах, кроме того при храмах формировались библиотеки. Примеры ведения хозяйства новокрщеные инородцы, переведенные на оседлый образ жизни, могли перенять у приходского клира, который занимался земледелием или огородничеством (в зависимости от климатических условий).
Однако в каждом регионе миссионеры сталкивались с различными трудностями. На Алтае наряду с обращением в православие инородцев, борьба с расколом считалась одним из важнейших участков работы АДМ. Это было более характерно для предгорий (Солонешенский, Усть-Коксинский районы). В массе старообрядцы проживали небольшими закрытыми группами, и стремились не общаться с людьми, проповедующими другие религии. В Бийско-Прителецкой черни беспоповское согласие было представлено «часовенным» или «стариковским» толком (с XVIII в). В горах вокруг Телецкого озера в труднодоступной тайге существовали скиты «стариковцев». Большинство «староверов» Бийско-Прителецкой черни являлись переселенцами поповского направлений «австрийского» согласия. Лишь деревни Левобережья Бии и Прителечья оставались верны стариковщине. Раскольников в Кебезенском отделении насчитывалось до 130 дворов, 427 чел. (Мезенцев Р.В., 2014, с. 298, 299). Главной, на наш взгляд, причиной влияния старообрядцев на инородцев является разбросанность селений, входящих в состав немногочисленных миссионерских отделений, в силу чего миссионеры крайне редко навещали свою новокрещенную паству из инородцев, а последние постоянно наблюдали свободное отправление старообрядцами религиозных служб.
Например, Т.Д. Дулькейт работавший в Алтайском заповеднике отмечает, что староверы везде в тайге (Дулькейт Т.Д., 2005). По опросным данным на Яйлинской террасе (территория АГПЗ) есть старообрядческое кладбище и зафиксированы данные о находках староверческих икон, крестов.
Наше внимание привлекло то, что в населенных пунктах и кордонах Алтайского государственного заповедника нет свидетельств присутствия АДМ. Что естественно вызвало интерес.
Северо-Восточный район Горного Алтая ограничен географически бассейном Телецкого озера. Телецкое озеро является крупнейшим в Горном Алтае. Долина р. Чулышман - оз. Телецкое - р. Бия (впадающая в р. Обь) важнейшая транспортная артерия, как в рассматриваемый период, так и в настоящее время. Побывавший здесь в 1880 Н.М. Ядринцев указывал: «...На Телецком озере весьма мало мест, удобных для жизни. Обитаемы могли быть долина Бии у ее истоков и берег при впадении Чолушмана...» (Ядринцев Н.М., 1885).
Продвижение по Телецкому озеру осуществлялось на лодках и было сопряжено с большими сложностями - непредсказуемостью штормов, сложной скалистой береговой линией (затрудняющей причаливание в шторм). От истоков Бии лодки двигались, придерживаясь береговой зоны. «.На предгорьях северного берега, благоприятных для обитания, расположено много аулов. На отлогостях этих гор примечаются небольшие пашни.» (Гельмерсен Г.П., 1840, с 17-57). В период деятельности АДМ в XIX начале XX в. на пригодных для проживания берегах Телецкого озера жили тубалары в его северной части и теленгиты - в южной. Чулышманская длина в связи со своей удалённостью и труднодоступностью могла стать оплотом старообрядчества, видимо, поэтому населенные пункты, расположенные по берегам Телецкого озера, остались без достаточного внимания миссионеров, т.к. они были устремлены на южный берег озера. Также причиной того что Яйлю, Беле были обойдены, могло быть то, что они были уже заселены старообрядцами, которые не пустили миссионеров на свою территорию. И еще одной причиной которая могла оттолкнуть миссионеров от данных пунктов могла стать вспышка черной оспы «гулявшей» в то время на Алтае.
Как отмечалось выше в 1864 г. АДМ основал за Телецким озером в долине р. Чулышман - Чулышманский Благовещенский мужской монастырь. Он стал защитой коренного населения от экспансии сюда старообрядцев. По мнению Ю.А. Крейдуна «...Влияние последних (старообрядцев на «инородцев» носило характер не только духовный, но и материальный. Старообрядцы основывали новые селения и занимали прежде всего земли, пригодные для землепашества, скотоводства, пчеловодства.» (Крейдун Ю.А., 2017). Кроме того, интересно познакомиться с опытом ведения хозяйства насельниками Благовещенского Чулышманского мужского монастыря. В начале XX в. служители данного монастыря вели довольно обширную и активную хозяйственную деятельность, поэтому изучение этого опыта актуально, т.к. в настоящее время население долины Чулышмана, ориентироваться только на туризм, то практически забросил ведение домашнего хозяйства, оказались зависимы от туристического потока и «северного завоза». Ситуация с коронавирусом показала, что людям, поживающим в сельской местности необходимо вести домашнее хозяйство, чтобы достойно «выйти» из кризисной ситуации. И в этой связи с этим опыт братии монастыря по «.хлебопашеству, пчеловодству, огородничеству и садоводству.» (Адлыкова А.П., 2004) как никогда актуален.
Одной из главных достижений и вклада Алтайской Миссии в развитие Горного Алтая является созданная система школьного образования. Первые школы появились практически сразу же как начала существовать АДМ в 1830 г. За восемьдесят лет существования их стало около девяносто. Огромным достижением и успехом Алтайской Миссии стали мужская и женская школы, действовавшие в Улале и Чемальская смешанная школа, функционировавшая при Чемальской женской общине.
В связи с увеличением числа станов, возникла необходимость в подготовке учительских кадров и церковнослужителей. Для снятия этих проблем в 1867 г. АДМ открыла Центральное миссионерское училище. Программа образования во всех учебных заведениях Алтайской миссии имела церковный характер. Однако со временем процесс обучения в миссионерских школах упорядочивался, после включения в общую систему православного образования в России, миссионерские школы стали делиться на церковно-приходские школы и школы грамоты. Церковно-приходские школы были одноклассные с двухлетним сроком обучения и двухклассные - с четырёхлетним. Так, в начале XX в. в АДМ функционировала достаточно стройная система учебных заведений. Всего было 54 школы из них 31 - церковно-приходские (одна - двухклассная, 30 одноклассных (одна - мужская, три - женских и 26 - смешанных) и 23 школы грамоты.
Четко выстроенная, целенаправленная образовательно-просветительская деятельность Алтайской Духовной Миссии дала хорошие результаты: по данным 1915 г. в 24 отделениях проживало 86,7 тыс. человек, из которых 13,8 тыс. (16%) были грамотными. Если брать данные только по коренным жителям, то (по данным С.П. Швецова) в 1897г., среди оседлых инородцев грамотных было 8%, а среди кочевых - 1,3%.
Деятельность Алтайской Миссии как уже отмечалось не только религиозный, но и просветительский характер: прививая духовностью она несла в массы новую культуру. Макарий Глухарев, Макарий (Невский) и М. Чевалков перевели богослужебные книги на алтайский язык, эти переводы были изданы в Санкт-Петербурге и Казани начиная с шестидесятых годов XIX в. Миссионеры кроме разработки алфавита на основе кириллицы, написали работу по языкознанию. В 1869 г. в Казани была издана «Грамматика алтайского языка» (редакторы Н.И. Ильминский и А.К. Казем- Бек).
Безусловно, не было бы никакой Миссии ели бы не было ярких, талантливых личностей - миссионеров. Конечно, в первых рядах - основатель АДМ отец Макарий (Глухарев), архимандрит Макарий (Невский) посвятивший 35 лет своей жизни служению, здесь же отметим первого священника-алтайца Михаила Чевалкова - хорошего миссионера, просветителя, основоположника алтайской литературы, знатока и исследователя фольклора тубаларов, челканцев и алтайцев. Алтайская духовная миссия придерживалась политики, что лучшим и самым эффективным миссионером священник из самой инородческой среды. Такой «кадровой политике» отдавалось предпочтение в миссии. Например, в середине 60-х гг. XIX среди миссионеров не было ни одного инородца, а в 1892 г. уже было - пять (36%), а в 1902г. - девять (50%) от общего числа миссионеров. Подготовка и духовное образование «местных кадров» проходила Бийском катехизаторском училище, открытом специально для этой цели в 1883 г. Обучающиеся успешно закончившие данное заведение, отправлялись Томскую духовную семинарию и Казанскую учительскую семинарию для продолжения образования.
В 1914 году в штат Алтайской Духовной Миссии входило 145 человек, включали священников, дьяконов, псаломщиков, учителей, учительниц, переводчика, фельдшера. Показателем успешности работы Алтайской Духовной Миссии являлось следующие свидетельство: в начале ХХ века миссия имела 22 стана в Горном Алтае (см. Приложение 2 - таблица 2). Охват территории Горного Алтая можно проследить по наличию 29 церквей с семью приписанными к ним, 52 молитвенным домам и11 часовням (см. Приложение 2 - таблица 1). Отметим, что Улалинский, Чемальский и Чулышманский содержали приюты.
Таким образом, можно констатировать, что успешность распространения православия на Алтае зависело от силы нравственного влияния, в первую очередь личным примером, и только потом советами, разъяснениями и убеждениями. Конечно, оказала не маловажную роль материальная помощь вновь крестившимся, которая преимущественно оказывалась из личных средств миссионеров.
Подводя итог, отметим, что Алтайская духовная миссия была частью Русской Православной Церкви и должна была действовать согласно предписаниям, распоряжениям и определениям, разработанным для миссионеров, однако, попав в Горный Алтай миссионеры-подвижники смогли найти специфические подходы для решения поставленной задачи - христианизация инородцев. Найденный способ межцивилизационного взаимодействия, который заключался в неконфликтном, мироном проникновении - вплетении православной, российской культуры в инородческую среду. Опыт взаимодействия АДМ в Х1Х-ХХ веках может быть использован и в современных исторических условиях
Подобные работы
- Православная традиция русского города
в 1917-1930-е гг. (на материалах Вологды)
Диссертация , история . Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 1999 - ЖИЗНЬ И СЛУЖЕНИЕ ПАТРИАРХА ТИХОНА
Дипломные работы, ВКР, философия. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2017



