Введение 3
Глава I. Государственно-конфессиональная политика в отношении христианских и мусульманских общин в середине 1940-х-начале 1950-х гг 102
Глава II. Особенности положения религиозных организаций в СССР в 1953-1964 гг 10
Заключение 64
Список сокращений 68
Список литературы 69
Актуальность темы. История взаимоотношений советского государства и религиозных объединений является актуальной темой в отечественной историографии. Данная тенденция обусловлена во - первых, важной ролью, которую играют религиозные организации в жизни российских граждан, а во- вторых, возрастающим влиянием церкви на общество. Изучение положения религиозных организаций в прошлом, а также отношений государства и церкви может способствовать в будущем, избеганию различного рода ошибок. Кроме того, исследование исторического опыта взаимодействия государства и религиозных общин поможет создать более совершенную модель государственно - конфессиональных отношений.
До недавнего времени религиозные организации представлявшиеся жертвой атеистического государства, в результате демократических преобразований российского общества вернули себе социальные функции. В данный период религиозные объединения активно занимаются благотворительной, образовательной деятельностью, реализуют различные социальные проекты. Тем самым религиозные объединения играют значимую роль в российском обществе.
История отношений между государством и религиозными объединениями в период после Великой Отечественной войны и в период «Оттепели» представляет интерес во многих отношениях. Во-первых, в послевоенный период происходило изменение в сфере государственно-конфессиональной политики. Период Оттепели характеризуется стремлением советской власти в сжатые сроки ликвидировать институт церкви. Кроме того, при Н.С. Хрущеве проводилась активная атеистическая пропаганда, внедрение в быт граждан советской обрядности вместо религиозной. Подобная религиозная политика сохранилась вплоть до перестроечных лет.
Степень научной разработанности: отечественную историографию вопроса развития государственно-конфессиональных отношений в СССР условно можно разделить на два периода по хронологическому принципу: советский (1945- 1980-е гг.), постсоветский (1991 - настоящее время). Внутри каждого периода представлены публикации различных уровней - от общероссийской тематики к изучению государственно-конфессиональных отношений в СССР. К различным аспектам конфессиональной политики государства обращались ученые-религиоведы, историки, представители церковной исторической науки, партийные работники.
Первый период охватывает середину 1940-х - 1980-е гг. Работы данного периода преимущественно выполнены в русле научного атеизма, прослеживается негативное отношение к религии.
Стоит отметить, работы следующих авторов: П. К. Курочкин, В. Аржевикин (1961). П. К. Курочкин занимался исследованием атеистического воспитания населения, места и ролью антирелигиозной пропаганды в советском обществе, а также деятельностью религиозных объединений.
Исследователь В. Аржевикин занимался изучением роли атеистической пропаганды в жизни советских граждан, уровень влияние религии на подрастающее поколение. Так же в данной группе стоит отметить работы сибирских исследователей, которые затрагивали проблемы распространения и появления в сибирских регионах протестантских религиозных объединений (евангельских христиан-баптистов, меннонитов, пятидесятников, адвентистов седьмого дня и др.). Так, исследователи И. М. Шильдяшов и Н. М. Рудакова проанализировали причины появления на территории Западной Сибири протестантских общин и влияние, которое они оказали на конфессиональное положение региона.
В 1980-е - 1990-е гг. стали появляться исследования, которые затрагивали вопросы периодизации государственно-конфессиональной политики СССР. Так, например, мнению Д. Е. Фурмана тоталитаризм при И.В. Сталине приносит в 1940-е гг. улучшил положение религиозных объединений в стране, а так называй период Оттепели, принесла угнетение церкви. Аналогичное заключение приводит В. И. Гараджа , который являлся директором Института научного атеизма при ЦК КПСС. В. И. Гараджа утверждает, что во время правления Н.С. Хрущёва закрылось огромное количество религиозных объединений.
Второй период охватывает период с 1991 г. и по настоящее время. Исследователь В.А. Алексеев одним из первых в отечественной историографии попытался объективно проанализировать сталинскую религиозную политику 1940-х-1950-х гг. Кроме того, можно выделить исследования М. И. Одинцова, который критически анализирует проведение антирелигиозных мероприятий в СССР. Исследователь проанализировал взаимоотношение государственных органов власти и религиозных общин, а также ввел в научный оборот ранее недоступные архивные материалы.
Стоит отметить, что во второй половине 1990-х гг. произошло значительно увеличение количества работ, посвященных количество конфессиональной политики. Анализ политики советского государства в отношении мусульманских, христианских общин были подробно освещены в трудах В. Заватски, Л. Н. Митрохина, М. В. Шкаровского.
Данный период осветил в своем труде «История Русской церкви. 1917-1997 гг.» В. Цыпина . Автор исследовал положение, деятельность Русской православной церкви в разные исторические периоды. Кроме того, можно отметить труд Д. В. Поспеловского, посвященный исследованию РПЦ в XX в..
Важным исследованием по истории протестантских церквей является труд Т.К. Никольской «Русский протестантизм и государственная власть в 1905 - 1991 годах». Автор в своей работе использовала большое количество архивного материала, которые позволил проанализировать деятельность и положение в годы советской власти различных протестантских религиозных общин.
Важно отметить, что в данный период происходит активное изучение положения мусульманских общин в СССР. Примечательным является работа А.П. Яркова посвященная анализу положения мусульманских общин в советское время на территории Сибири. Автором введено в научный оборот большое количество ранее неизвестного архивного материала .
Целью магистерской диссертации является исследование отношений между советскими партийными и государственными органов власти с мусульманскими и христианскими религиозными объединениями в 1945 - 1964 гг.
Достижение поставленной цели обусловило решение следующих задач:
1. выявить особенности развития государственно-конфессиональных отношений в СССР;
2. определить религиозность населения на основе анализа количественного состава существующих в исследуемый период религиозных объединений;
3. рассмотреть специфику развития государственно-конфессиональных отношений в СССР в период «перестройки».
4. исследовать деятельность партийных, государственных и общественных институтов, их основных форм и методов при осуществлении атеистической пропаганды.
В качестве объекта изучения выступает система отношений государства и религиозных объединений в СССР.
Предметом исследования является религиозная политика СССР в отношении мусульманских и христианских общин в 1945 - 1964 гг.
Территориальные рамки исследования определяются территорией СССР.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1945-1964 гг., выбор данного периода обусловлен сменой политического курса в отношении религиозных организаций, в связи со смертью И.В. Сталина в марте 1953 года и в сентябре того же года прихода к власти Н.С. Хрущева после борьбы за власть между Г.М. Маленковым, В.М. Молотовым, Л.П. Берией.
Методологической основой работы выступают принципы научного изучения системы государственно-конфессиональных отношений в России, разработанные М.И. Одинцовым, О.Ю. Васильевой, В.В. Шмидта (Шмидт В.В., 2007). Согласно концепции ученых, государственно-конфессиональные отношения представляют собой единый процесс исторически складывающихся и изменяющихся взаимоотношений, с одной стороны, институтов государства, с другой — религиозных объединений. В отношении государства с конфессиональными объединениями на практике реализуется его религиозная политика.
Кроме того, применялся принцип историзма, который заключается в рассмотрении отдельных явлений и фактов в конкретной исторической ситуации, с учетом внутреннего и внешнего политического курса государства в рассматриваемый период. Принцип научной объективности и достоверности состоит в учете всех точек зрения и подходов к изучаемой проблеме, базирующихся на фактических материалах.
Исследование проводилось с использованием такого метода, как историко-системный, позволяющий обобщить положение религиозных организаций в изучаемый период в СССР, а также помогающий воссоздать единую систему, которой придерживалось советское руководство в отношении религии.
Источниковая база представлена изучением опубликованных и неопубликованных материалов, законодательные нормативно-правовые акты государственных и партийных органов; материалы периодической печати.
Все использованные источники можно разделить на следующие группы:
К первой относятся законодательные нормативно-правовые акты государственных и партийных органов, регламентирующие государственно-конфессиональные отношения, а также деятельность религиозных организаций в СССР. Содержание документов этой группы позволяет выявить периоды развития государственно-конфессиональных отношений в стране, проанализировать политику государства в отношении религиозных объединений.
Ко второй группе можно отнести статистические материалы. По статистическим данным можно проследить численность, пол, национальность в различные исторические периоды. Можно отметить, Всесоюзную перепись населения 1959 гг. Перепись населения 1959 г. дала возможность установить изменения, произошедшие в численности, составе и размещении населения СССР.
К третьей группе можно отнести материалы периодической печати, среди которых стоит отметить конфессиональные СМИ (например, журнал «Братский Вестник»).
К четвертой группе можно отнести брошюры, пропагандистские материалы по распространению атеистических знаний среди населения, на рабочих местах, в образовательных учреждениях.
Научная новизна магистерской диссертации заключается в следующем:
во - первых, проанализированы формы и методы осуществления государственно-конфессиональной политики в отношении религиозных объединений в послевоенное время и в период «Оттепели»;
во-вторых, выявлены результаты научно-атеистической пропаганды, проводимой в СССР в 1945-1964 гг.;
в-третьих, проанализированы положение и деятельность христианских и мусульманских общин в советском обществе;
в-четвертых, выявлена специфика демографического, социально-экономического положения религиозных общин.
Практическая значимость исследования, заключается в том, что достигнутые результаты могут использоваться:
- при написании работ по истории советской политики в отношении религиозных организаций в СССР;
- в учебном процессе в образовательных учреждениях при разработке лекционных и спецкурсов, а также учебно-методических пособий по гуманитарным дисциплинам; в качестве практических рекомендаций местным государственным и политическим органам в их управленческой и политической деятельности;
- экспертами для разработки современной доктрины государственно-конфессиональных отношений в Российской Федерации.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка сокращений и списка использованной литературы.
Государственно-конфессиональная политика в период с 1945 г. по 1964 г. претерпевала значительную трансформацию. Так, в послевоенный период в государственно - конфессиональной политике происходили демократические изменения. Послабления в конфессиональной политике преимущественно заметны в отношении к Русской православной церкви. Период с 1945-1948 г. характеризуется разрешительным характером, в исследуемое время происходит процесс легализации деятельности незарегистрированных общин, увеличение количества официально действующих священнослужителей, открытие семинарий. В данный период атеистическая пропаганда практически не проводилась, в СМИ исчезли статьи оскорбляющие верующих и религиозные общины.
Однако, уже с 1948 г. произошел процесс трансформации религиозной политике из разрешительной в ограничительную, а со второй половины 1950-х гг. она приняла ярко выраженный запретительный и даже агрессивно-наступательный характер.
С приходом к власти Н.С. Хрущева, как таковых демократических изменений в отношении религии в целом, и в отношении религиозных объединений в частности не произошло. Государство старалось устранить религиозные организации, как путем утверждения законов и постановлений антирелигиозного характера, так и методами не совсем законными, такими как избиение, запугивание, допросы, шантаж, обыски, изъятие религиозного имущества. Период оттепели характеризуется преобладанием нелегально действующих общин над зарегистрированными.
Советские власти пытались взять под контроль все сферы жизнедеятельности общества, поэтому важное место в политике КПСС занимала атеистическая пропаганда в СМИ, формирование диалектико-материалистического мировоззрения у школьников и у студентов, тотальный контроль над работниками, которые являются приверженцами той или иной религии, а также их детьми.
Также заметна тщательная слежка на всей территории СССР Уполномоченных Совета по делам религиозных культов за деятельностью руководителей религиозных организаций и их приверженцев.
Руководители общин и верующие потерпели колоссальные ущемления прав, некоторых глав организаций ссылали, других лишали свободы или имущества. Помимо русской православной церкви, потерпели урон и протестантские организации, такие, как Свидетели Иеговы, АСД, ИПХ, ХВЕ, меннониты, лютеране были внесены в список «запрещенных сект», ввиду изуверского характера. Зачастую происходили случаи арестов, лишения родительских прав активистов и верующих данных религиозных направлений.
Стоит отметить, что одно направление протестантизма получило право на легальную деятельность и регистрацию - Евангельские христиане - баптисты. В данный период была распространена практика регистрации, например, пятидесятнических, адвентистских общин под конфессиональным именем ЕХБ, другой распространенной формой было вступление различных протестантских течений в ЕХБ. Тем самым, уполномоченные пытались ограничить и подчинить деятельность «сектантских» объединений. Однако, стоит отметить, что многие протестантские общины были против официальной регистрации, в связи с тем, что нарушалось их вероучение, например, запрет на миссионерскую деятельность, обучение детей религии и т.д.
Важную роль в государственно-конфессиональной политике в период оттепели играла пропаганда атеистических знаний. Так, в 1954 г. по инициативе Н. С. Хрущёва были приняты ряд постановлений ЦК КПСС антирелигиозной направленности. Главными формами проведения атеистической пропаганды данного периода являлись антирелигиозные лекции, вечера, личные беседы с верующие, статьи в СМИ, атеистические программы. Общество «Знание» на местах являлось главным действующим лицом при проведении антирелигиозной пропаганды, общество занималось подготовкой агитаторов и лекторов, организацией мероприятий по распространению атеистических знаний.
Кроме того, активную деятельность при проведении пропаганды атеистических знаний вели учебные заведения, библиотеки, планетарии, ВЛКСМ.
На местах важную роль в проведении государственно-конфессиональной политики играл Уполномоченный Совета по делам религиозных культов, который занимался контролем над мусульманскими, иудейскими, буддийскими, протестантскими и другими религиозными общинами. Взаимодействием с русской православной церковью занимался Совет по делам РПЦ. Данные органы принимали решения о регистрации либо ее лишении религиозных объединений, контролировали деятельность общин, регистрировали священнослужителей, занимались проведением атеистической пропаганды.
1. Алексеев В.А. Иллюзии и догмы : Взаимоотношения Советского государства и религии. - М. : Политиздат, 1991. - 398 с.
2. Аржевикин В. «Молодежи о вреде религии» [Текст] / В. Аржевикин. - Барнаул: Алтайское книжное издательство, 1961. - 35 с.
3. Атеистические чтения. Выпуск 1, - М.: Политиздат, 1966 . - 460 с.
4. Ахмадуллин В. А. Патриотическая деятельность духовных управлений мусульман в годы Великой Отечественной войны. — М.: Исламская книга, 2015. — С. 41 — 42.
5. Бартошевич, Э. М. Свидетели Иеговы [Текст] Э. М. Бартошевич. - М.: Политиздат, 1986. - 224 с.
6. Батин П. В. Сеятели мрака и невежества [Текст] / П. В. Батин, М. А. Чернов. - Новосибирск: Западно-Сибирское книжное издательство , 1974. -340 с.
7. Белов А. В. Адвентисты [Текст] / А. В. Белов. - М.: Политиздат, 1964. - с. 240.
8. Васильева О.Ю. Русская православная церковь в политике советского государства в 1943 -1948 гг. - М., 1999. - 212 с.
9. Всесоюзная перепись населения 1959 года. Демоскоп Weekly
URL: http://www.demoscope.ru/weekly/ssp/rus_nac_59.php?reg=1(дата
обращения 14.05.2020 г.)
10. Глушаев А., Клюева В. «Новые» меннониты Урала и Сибири: генезис и трансформация этноконфессиональных сообществ в 1940 -1960-е годы// Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2014, №4. С. 295-312.
11. Горбатов А. В. Государство и религиозные организации Сибири в 1940-е - 1960-е гг. Томск : Изд-во Том. гос. пед. ун-та, 2008.- 406 с.
12. Горбатов А. В. Верующие немцы Сибири и советское государство (сер. 1940-х - нач. 1970-х гг.) [Текст] / А. В. Горбатов / / Российское государство, общество и этнические немцы: основные этапы и характер взаимоотношений (ХУШ-ХХ вв.) : сб. мат-лов XI междунар. науч. конф. - М., 2007. - С. 378 - 387.
13. Гордиенко Н. С. Российское свидетели Иеговы: : история и современность [Текст] / Н.С. Гордиенко. - СПб.: Лимбус пресс, 2002. - 233 с.
14. Гордун С. Русская православная церковь в период с 1943 по 1970 год [Текст] / С. Гордун / / Журнал Московский патриархии. - 1993. - № 1. - С. 39-49, № 2. - С. 11- 24.
15. Григоренко А. Ю. Эсхатология, милленаризм, адвентизм : история и современность : филос.-религиовед. очерки. - СПб. : Европ. Дом, 2004 (ППП Тип. Наука). С.351.
16. Долотов А. Церковь и сектантство в Сибири [Текст] /А. Долотов. - Новосибирск: Сибкрайиздат, 1930. - 127с.
17. Заватски, В. Евангелистическое движение в СССР после Второй мировой войны [Текст] / В. Заватски. - М.: ИЦ-Гарант, 1995. - 560 с.
18. Иваненко С.И. Свидетели Иеговы — традиционная для России религиозная организация [Текст] / С.И. Иваненко. М: Арт-бизнес-центр, 2002. - 208 с.
19. Карасев Н. Серьезное предупреждение [Текст] / Н. Карасев // Наука и религия. М.: НИР ЛТД , 1962. № 2. - С.82-83.
20. Катунский А.Е. Современное старообрядчество и особенности атеистической работы среди верующих [Текст] /А.Е. Катунский. - Новосибирск: Политиздат ,1961. - с.59
21. Клибанов А.И. Религиозное сектантство и современность [Текст] / А.И. Клибанов. - М.: Наука,1969. - 272 с.
22. Королева Л. А, Королев А..А., Клюшина Л. В.Мусульмане Среднего Поволжья в послевоенный период (1945-1953 годы) // Magistra Vitae: электронный журнал по историческим наукам и археологии. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7musulmane-srednego-povolzhya-v-poslevoennyy- period-1945-1953-gody-1(дата обращения 28.04.2020)
23. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. - Т. 8. - М.: Изд-во политической литературы, 1985. - 446¬447 с.
24. Крестьянинов В. Меннониты. [Текст] /В. Крестьянинов. - М.: Изд-во политической литературы, 1967. - 225 с.
25. Крупская Н.К. Воспитание молодежи в ленинском духе. - М, 1925. С.60.
26. Кубанова Ф. М. Советский период истории ислама в России // Научные проблемы гуманитарных исследований. — 2008. — № 13. — С. 59.
27. Курочкин П. К. Идеология современного православия. М., 1965. 31 с.;
28. Курочкин П. К. Социальная позиция русского православия. М. : Знание, 1969. 45 с.
29. Лавинская О., Орлова Ю. О закрытии православных монастырей в СССР и запрещении паломничества к святым местам // Православный паломник. 2002. №3(5), 4(6); Орехов Д. Святые источники России. СПб., 2000.
30. Лялина Г.С. 'Баптизм: иллюзии и реальность' - Москва: Политиздат, 1977 - с.175
31. Маслова И.И. Совет по делам религий при Совете Министров СССР и Русская православная церковь (1965-1991 гг.) [Текст] / И.И. Маслова // Отечественная история. 2005. №6. - С.38-51.
32. Мотицкий В.П. Эволюция старообрядчества Забайкалья за годы Советской власти [Текст] / В.П. Мотицкий. - Улан-Удэ, 1973. - 15 с.
33. Николай (митр. ) Мир: Речь на Второй всесоюзной конференции сторонников мира (Москва, 17 октября 1950 г.) // Слова и речи. Т. 3 (19501954 гг.). - М.: Издание Московской Патриархии, 1954. - 486 с.
34. Никольская Т.К. Русский протестантизм и государственная власть в 1905-1991 годах. СПБ: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге . 2009. 353 с.
35. Одинцов, М.И. Государство и церковь в России [Текст] / М.И. Одинцов. - М.: Луч, 1994. - 170 с.
36. Панков, Г.Д. О политике советского государства в отношении к Русской православной церкви на рубеже 1950-1960-х годов [Текст] / Г.Д. Панков // На пути к свободе совести II: Религия и демократия: сб. тр. - Вып. 2. - М., 1993. - С. 217- 231.
37. Поспеловский, Д.В. Русская православная церковь в ХХ веке. [Текст] / Д.В. Поспеловский . - М.: Москва. Республика, 1995. - 510 с.
38. Романов, А. Ленинград, проспект Гагарина, 26... // Наука и религия. 1964. №. 2. - С.7-11.
39. Рудакова Н. М. Протестантское сектантство и атеистическая работа / Н. М. Рудакова. - Барнаул : Алт. кн. изд-во, 1984. - 55 с
40. Сборник документов Общественной группы содействия выполнению Хельсинкских соглашений в СССР, Нью-Йорк, изд-во "Хроника", 1977, вып. 3, с. 56
41. Сосковец, Л.И. Из истории церкви евангельских христиан баптистов в Западной Сибири: культово-обрядовый аспект [Текст] / Л.И. Сосковец / / Личность. Общество. История: [к 80-летию профессора М.С. Кузнецова]: сб.науч.ст.и мат-лов. - Томск: ТГУ, 2002. - С.129-138.
42. Сосковец, Л.И. Религиозные конфессии Западной Сибири в 40-е - 60-е годы ХХ века [Текст] / Л.И. Сосковец. - Томск: ТГУ, 2003. - 347 с.
43. Фурман Д. Е. Религия, атеизм и перестройка // На пути к свободе совести. М., 1989
44. Цыпин, В. История Русской церкви [Текст] / Владислав Цыпин (протоиерей) / / История русской церкви: в 9 т. (11 кн.). - Кн. 9: История Русской церкви: 1917-1997. - М.: Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря,1997. - 832 с.
45. Шильдяшов, И.М. К вопросу о специфике религиозности населения Западной Сибири [Текст] / И.М. Шильдяшов / /Вопросы истории, социально- экономической и культурной жизни Сибири: сб. науч. тр. - Новосибирск: Наука, 1970. - Ч. 2. - С. 255-260.
46. Шильдяшов, И.М. Религия в Сибири и атеистическое воспитание в Сибири [Текст] / И.М. Шильдяшов. - Новосибирск: Наука, 1982. - 208с.
47. Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь в XX веке. - Москва: Вече: Лепта, 2010. - 478 с.
48. Шкаровский, М.В. Русская православная церковь при Сталине и
Хрущеве [Текст] / М.В. Шкаровский. - М.: Крутицкое Патриаршее
Подворье: общество любителей церковной истории, 2000. - 400 с.
49. Шмидт, В.В. Патриарх Никон и его наследие в контексте русской истории, культуры и мысли: опыт демифологизации. : автореф. дис. ... д-р ист. наук. Москва, 2007. 59 с.
50. Юнак Д. История Церкви христиан адвентис-тов седьмого дня: В 2 т. Заокский, 2002
51. Юнусова А. Б. Ислам в Башкортостане. — Уфа: Уфимский полиграфкомбинат, 1999. — С. 255.
52. Якунин В.Н. Укрепление положения русской православной церкви и структура ее управления в 1941-1945 гг.-2004. -№4. - С. 84.
53. Ярославский Е.М. Задачи антирелигиозной пропаганды.- 1941.- №5.- С.2.
54. Ислам на краю света. История ислама в Западной Сибири: в 3 т.-Т.3: Трансформация уммы в XIX- XXI вв. [коллективная монография]./ А.П. Ярков (ред), И.Б. Гарифуллин и др. - М., -2015. -С. 444.