Исследование особенностей освоения детьми старшего дошкольного возраста народной культуры малочисленных народов Севера (Организация учебно-исследовательской работы, Красноярский Государственный Педагогический Университет)
Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: ТМК ОУ «Усть-Портовская средняя школа имени Л.П. Ненянг».
Выборка: две группы детей (контрольная и экспериментальная) в каждой из которых по 10 детей 5-7 лет, из них 11 мальчиков и 9 девочек.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………… 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА… 7
1.1. Воспитательный потенциал культуры малочисленных народов Севера………7
1.2. Особенности освоения народной культуры детьми дошкольного возраста…… 13
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ…. 20
2.1. Исследование интереса детей дошкольного возраста к народной культуре……… 22
2.2. Исследование представлений детей дошкольного возраста о народной культуре… 30
2.3. Исследование умений детей дошкольного возраста отражать элементы народной культуры в практической деятельности……36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………45
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………… 48
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………… 51
Актуальность данной работы состоит в том, что в настоящее время наблюдается угроза забвения культурных традиций, национальных обычаев, потери связи между поколениями и как следствие этого вымирание народности.
Сложившаяся система образования с жёсткой централизацией в определении содержании её предметной структуры не позволяла приобщать детей народов Севера к истокам духовной культуры, к нравственным устоям своего народа, не способствовала формированию самосознания северян. В результате выросли целые поколения людей, не говорящих на родном языке, не знающих истории и культуры своего народа.
Все это привело к отходу молодежи от традиционного образа жизни, что стало причиной многих трагедий этих этносов, вырождающихся вместе с исчезновением родного языка. Между тем малочисленные народы Севера – долганы, нганасаны, ненцы, энцы, эвенки – имеют богатейшую самобытную культуру, которая содержит ценные педагогические идеи и опыт воспитания, являющиеся эффективным средством в нравственном становлении подрастающего поколений.
Причиной утраты языка, а следовательно, и народной культуры явилось использование в северных национальных школах полностью готового содержания образования русской школы, что практиковалось с самых первых шагов формирования системы образования в округе.
Северные этносы в течение своей недолгой истории пережили различные образовательные программы, большинство из которых не способствовало сохранению родного языка, культурных традиций.
Именно поэтому начинать приобщать детей к культуре необходимо с самого раннего возраста.
Человек в процессе обучения и воспитания на протяжении всей своей жизни должен получать ясное представление о палитре национальных культур, осознать, что «этическое многоцветье» есть отражение разнообразия путей развития человеческого общества. Знакомство с культурой рядом живущего народа расширяет кругозор личности, способствует вовлечению значимых ценностей национальной культуры в процессы нравственного и духовного развития человека.
Необходимо сохранять и развивать культуру даже самого маленького народа, ибо если утрачена культура, исчезнет и народ – носитель этой культуры. К сожалению, в настоящее время лишь один из десяти северян владеет своим родным языком. Со смертью стариков могут и умереть родные языки, а с ними и культура
Вот почему так важно знать историю своей земли, своего народа, свой язык, обычаи и традиции, мировоззрение, верования.
В связи с тем, что современные дети воспитываются в условиях, которые отдалены от национальных устоев и обычаев, то в детских дошкольных учреждениях необходимо создать все условия в которых воспитательно-образовательный процесс ДОУ будет организован наряду с основными задачами ФГОС, то есть включать в себя развитие нравственной культурной личности; создание условий для охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе и их эмоционального благополучия, также должны быть реализованы права ребенка на выражение этнической принадлежности и возможности продолжить чтить свои традиции и обряды.
Объект исследования: процесс приобщения детей дошкольного возраста к культуре малочисленных народов Севера.
Предмет исследования: особенности освоения детьми старшего дошкольного возраста культуры малочисленных народов Севера.
Цель исследования: исследовать особенности освоения детьми старшего дошкольного возраста культуру малочисленных народов Севера.
Гипотеза исследования: особенности (трудности) освоения детьми старшего дошкольного возраста народной культуры малочисленных народов Севера заключаются в следующем:
1. Детям народов крайнего Севера стало сложнее осваивать народную культуру в связи с факторами глобализации и ассимиляции;
2. Старшие дошкольники имеют недостаточные для своего возраста или поверхностные знания о народной культуре крайнего Севера
3. Воспитательный потенциал культуры малочисленных народов Севера недостаточно раскрыт на текущий момент
Задачи исследования:
1. Исследовать воспитательный потенциал культуры малочисленных народов Севера.
2. Проанализировать возрастные особенности освоения народной культуры детьми дошкольного возраста.
3. Организовать и провести эспериментальное исследование особенностей освоения народной культуры детьми дошкольного возраста.
Теоретической основой исследования являются:
- исследования, посвященные изучению роли народной культуры в становлении личности (Я.А.Коменский;. К.Д.Ушинский;. В.А. Сухомлинский;.);
- исследования феномена народной культуры и специфики культуры народов Крайнего Севера (Гумилев Л.Н., Окладников А.П.)
- исследования о феномене дошкольного детства как периода вхождения в культуру (Л.В.Батаева;, М.И.Попова)
- исследования особенностей этнокультурного развития личности в частности в дошкольном возрасте (Л.В.Батаева;, М.И.Попова)
- исследования сущности и специфики методов приобщения детей дошкольного возраста к народной культуре (А.В.Зосимовский;, В.Г.Белинский)
Для решения задач исследования были использованы следующие методы:
Теоретические (анализ литературы по проблеме приобщения дошкольников к народной культуре, на основе изучения психологической и методической литературы).
Экспериментальные (беседа, опрос, практическая деятельность, количественный анализ данных, педагогический эксперимент, статическая обработка данных).
Методики исследования:
«Методика выбора», разработанная И.Б. Рябцевой.
«Метод индивидуальной беседы», разработанная И.Б. Рябцевой
«Метод творческих заданий», разработанная И.Б. Рябцевой.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений
Базой исследования является ТМК ОУ «Усть-Портовская средняя школа имени Л.П.Ненянг» п. Усть-Порт.
По результатам исследования темы курсовой работы были сделаны следующие общие выводы:
Культура малочисленных народов севера весьма богата, как в плане содержания, так и в плане возможностей практического применения. В целом, по результатам исследования было выявлено, что наибольший воспитательный потенциал имеют народные игры и народный фольклор, который базируется на культуре малочисленных народов севера:
- игры воспитывают в ребенке умственные, аналитические и интуитивные способности, а также способствуют физическому и социальному развитию ребенка. В рамках социального развития ребенка, игры воспитывают в ребенке дух соперничества и учат ребенка адекватно воспринимать и реагировать на социальную конкуренцию;
- изучение народного фольклора позволяет также воспитывать в ребенке умственные способности, но помимо этого, изучение народного фольклора также воспитывает в ребенке его базовые духовные и морально-ценностные качества, которые в последующем трансформируются в один из фундаментов его личности. Как мера воспитания ребенка в духе патриотизма малочисленных народов севера, изучение народного фольклора также весьма желательная практика, что снова же раскрывает высокую значимость культуры малочисленных народов севера, как инструмента для воспитания подрастающего поколения молодых коренных северян.
Интеграция ребенка в ту или иную культуру должна начинаться с процесса информирования ребенка об этой культуре – т.е. в рассматриваемом случае имеется ввиду, что у ребенка должно быть сложено начальное впечатление о культуре и ребенок, перед интеграцией в культуру должен быть с ней в определенной мере ознакомлен – в случае с культурой малочисленных народов севера, действенным методом ознакомления и уже в последующем, вовлечения ребенка в культуру, можно считать изучение и восприятие народного фольклора.
Изучение и восприятие ребенком народного фольклора малочисленных народов севера дает возможности ребенку понять эту культуру на начальных этапах – т.е. ребенок в определенной степени начинает понимать культуру и в последующем интегрироваться в нее – этот процесс, в свою очередь, начинается с интереса ребенка т.к. вовлечение ребенка в культуру малочисленных народов севера путем изучения фольклора начинается именно с пробуждения интереса к ней.
Другим действенным способом вовлечения ребенка в игру, являются народные игры, которые исходят из культуры малочисленных народов севера.
Выбранные методики позволяют провести исследование по выявлению особенностей освоения детьми народной культуры.
Полученные результаты показали, что представления о культуре народов Севера у детей экспериментальной выборки находятся на среднем уровне, следовательно, существует необходимость в повышении этого уровня. Дети затрудняются ответить на вопросы. Вместо столицы Таймыра назвали столицу России. Объем знаний народных сказок у детей низок. Дети знают названия частей ненецкого национального костюма, но не называют их самостоятельно. Знания детей о долганских, нганасанских, ненецких национальных играх тоже низки. Дети слабо знают жилище и животных народов Севера. Дети мало знают считалок, лишь несколько детей смогли вспомнить считалок. С небольшим затруднением вспомнили и назвали пословицы и поговорки о труде, о матери и т.д.
Проведя наше исследование, мы можем говорить о том, что освоение культуры Северных народов возможно, если:
• выявить исходный уровень представлений детей 5-7 лет о народной культуре;
• использовать в образовательном процессе при реализации регионального компонента специально отобранные произведения устного народного творчества северных народов, отвечающие требованиям доступности, информативности, образности средств художественной выразительности.
С целью систематизации знаний детей о людях разных национальностей, их деятельности, культуре, педагогами следует максимально использовать:
1. Культурное пространство города (в том числе экскурсии, посещение музеев и др.);
2. Предметно-развивающую среду;
3. Расширение представлений об истоках культурно-этнического многообразия (национальные праздники; знаменательные даты в истории разных народов; расширение круга общения с детьми и взрослыми - представителями разных национальностей;
4. Знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства, живописью, музыкой и предметами быта;
5. Знакомство с устным народным творчеством, чтение художественной литературы разных народов мира. Таким образом, приобщение детей дошкольного возраста к народной культуре эффективно при условии систематически работы с детьми.
1. Аксёнова Е.Е. Л.Е. Налтанова Игры и загадки моего детства: сборник / Министерство культуры Красноярского края, Краевое гос. учреждение культуры «Таймырский Дом народного творчества». – Дудинка: [б.и.]; Красноярск: Новый Енисей, 2013. – 43 с.
2. Арсентьева В.П. Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном детстве: учеб. пособие для вузов / В.П. Арсентьева. – М.: ФОРУМ, 2013. – 144
3. Афанасьев В.Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока. Якутск. 1979 С. 75.
4. Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика / Л.Р. Болотина. – М.: Академия, 2016. – 232 с.
5. Выготский Л.С. Развитие личности и мировоззрения ребенка / Л.С. Выготский // Психология личности. Хрестоматия. – СПб: Питер, 2002. – 480 с.
6. Герасимова Т.П. Этнокультурное образование как основа для формирования патриотических чувств школьников / Т.П. Герасимова // Региональное образование. – 2014. – №2. – С. 10-11.
7. Денисова В.В. Некоторые проблемы сохранения и развития культурного наследия коренными малочисленными народами Севера / В.В. Денисова // Молодой ученый. – 2018. – № 42 (228). – С. 160-163.
8. Добжанская О.Э. Культура коренных народов Таймыра / О.Э. Добжанская. – Норильск: АПЕКС, 2014. – 75 с.
9. Дубовец Э. Игры народов Севера: на зимней прогулке / Э.Дубовец. – (Физическая культура) // Дошкольное воспитание. – 2013. – № 11. – С. 15-16.
10. Журнал: Детский сад всё для воспитателя: № 6 ( 42) июнь 2015/издательство Основа; 74с.
11. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего возраста в игровой деятельности: Сборник / Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой. СПб.: «Детство-Пресс», 2017. – 192 с.
12. Игры народов Таймыра / отв. за вып. М.Г. Жаркова; сост. Л.Д. Бетту; худ. А.А. Поротов. – Дудинка: [б.и.], 2013. – 36 с.
13. Касаткина Е.И. Игра в жизни дошкольника / Е.И. Касаткина. – М.: Дрофа, 2013. – 176 c.
14. Катыгинский С.Н. Долганские национальные игры: пособие для учителя- СПб: филиал издательства «Просвещение», 2015,-40с:
15. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика / – М.: Академия, 2014. – 415 с.
16. Коренные малочисленные народы Таймыра: проблемы сохранения культуры: Сборник научных статей / Науч. Ред. В.Н. Циватая. – Норильск: Филиал МГУКИ, 2012. – 135 с.
17. Кривоногов В.П. Народы Таймыра (современные этнические процессы): Монография. – Красноярск: РИО КГПУ, 2014. – 264 с.
18. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. вузов / В. С. Мухина. – 4-е изд., стереотип. – Москва: Издательский центр «Академия», 1999. – 456 с.
19. Неволина В.А. Приобщение дошкольников к народным традициям региона: Учебно методическое пособие / В.А. Неволина. – Ишим: Изд-во ИГПИ, 2014. – 64 с.
20. Попова М.И. Бататева Л.В. Основы этнопедагогики и этнопсихологии коренных народов Таймыра. СПб: Дрофа 2017. С. 239.
21. Прокопенко В.И. Игры, состязания и этноспорт народов Севера Сахалина: Книга для учителя / В. И. Прокопенко. – Южно-Сахалинск, 2015. – 296 с.
22. Садыков Р.М., Садыкова Г.М. Этнопедагогические подходы в образовательном пространстве / Р.М. Садыков, Г.М. Садыкова // Молодой ученый. – 2017. – № 13 (147). – С. 599-601.
23. Самольянова Н.В. Игра в жизни ребенка / Н.В. Самольянова // Дошкольная педагогика. – 2016. – № 10. – С. 58-59.
24. Справочник: Старшего воспитателя дошкольного учреждения № 2 февраль/ 2013 изд.: информационный центр «МЦФЭР» Ресурсы образования 80 с.
25. Ушканова С.Г., Бугаева Л.П., Горохова Г.Г., Васильева М.В. Классификация игр, упражнений народов крайнего Севера на физическое развитие детей 7-8 лет / С.Г. Ушканова, Л. П. Бугаева, Г.Г. Горохова,
М.В Васильева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2016. – № 6 (136). – 171-175.
26. Фролова А.Н. Традиционные игры и игрушки народов Крайнего Северо-Востока России: учеб.-метод. пособие / А.Н. Фролова – Магадан: Кордис, 2013. – 143 с.
27. Фролова А.Н. Традиционные игры коренных малочисленных народов как средство воспитания патриотизма // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 591-595.
28. Хакимулина О.Н. История и культура коренных народов Таймыра: учеб.пособие / О.Н. Хакимулина. – СПб.: фил. изд-ва «Просвещение», 2015. – 288 с.