Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РОССИИ И КИТАЯ В СФЕРАХ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И КУЛЬТУРЫ

Работа №121345

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

политология

Объем работы101
Год сдачи2020
Стоимость4945 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
135
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ И КИТАЯ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ И КУЛЬТУРЫ 17
1.1. Нормативно-правовые и организационные основания двустороннего
сотрудничества на современном этапе 17
1.2. Особенности развития российско-китайского взаимодействия в сфере
образования, науки и культуры 27
ГЛАВА 2. ПОДХОДЫ РОССИИ И КИТАЯ К ОРГАНИЗАЦИИ
СОВМЕСТНЫХ СТРУКТУР В СФЕРАХ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И КУЛЬТУРЫ 43
2.1 Российско-китайское сотрудничество в рамках ведения совместных
образовательных программ и сетевых университетов 43
2.2 Форматы сотрудничества России и Китая в сфере культуры 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 87
Приложение 1. Совместные проекты России, Китая и других стран БРИКС по программе STI Framework university за 2017 г 97


Актуальность темы исследования. Внешняя политика любой страны направлена на усиление ее позиций на международной арене и формирование внешней базы для социально-экономического развития страны. В XXI веке под влиянием процессов интернационализации и глобализации к важным факторам влияния на мировую политику государства стали использовать «мягкую силу» - высокий уровень развития государства в области культуры, науки и образования. Данное понятие ввел Дж. Най и описал его как «способность государств привлекать других на свою сторону, добиваясь поддержки собственной повестки дня в международных отношениях путем демонстрации своих культурно-нравственных ценностей привлекательности политического курса и эффективности политических институтов». Россия и Китай являются важными игроками на международной политической арене с большими амбициями. Для обоих государств создание привлекательного образа культуры своей страны для других стран также играет огромное значение. Это касается не только культуры в ее классическом понимании, но культуры ведения бизнеса, организации образовательных процессов, внедрения научных технологий и производства, распространения того или иного продукта. Если рассмотреть в качестве примера интернационализацию образования, то международные университетские обмены не являются единственным показателем интернационализации, а лишь одним из ее уровней. Мы можем говорить об университете как о международном центре академического образования, когда вуз интегрирован в научную, исследовательскую и общественную образовательную жизнь. Для таких государств как Россия и Китай, очень важно быть не просто частью процесса интернационализации, не отставать от стран, которые задают ее тренды, но и вносить свои передовые решения. Китай рассматривает национальную культуру в качестве инструмента национальной идентичности. В декабре 2004 г. министр культуры КНР Сунь Цзячжэн заявил: «Мы разворачиваем внешние культурные обмены исходя из коренных интересов государства. Новое коллективное руководство партии и его генеральный секретарь товарищ Ху Цзиньтао отводят культурной дипломатии чрезвычайно важное и незаменимое место. Культурная дипломатия взаимодействует с политической и экономической, их рассматривают как три главных столпа китайской дипломатии, это важная составная часть общей внешнеполитической стратегии государства» 2. Известная китайская идея мирового сосуществования стала шире и теперь направлена на всестороннее сотрудничество. «Мир богат и многокрасочен. Существующие в мире цивилизации, различные общественные уклады и пути развития должны пользоваться взаимным уважением, в процессе соперничества и сравнения надо заимствовать полезное, совместно развиваться на основе поиска общего при со-хранении различий» 3. Россия разделяет позицию Китая относительно важности культурного и образовательного экспорта. Президент России В.В. Путин сказал: «...Не империя, а культурное продвижение; не пушки, не импорт политических режимов, а экспорт образования и культуры помогут создать благоприятные условия для российских товаров, услуг и идей. Мы должны в несколько раз усилить образовательное и культурное присутствие в мире - и на порядок увеличить его в странах, где часть населения говорит на русском или понимает русский ». Таким образом, Россия и Китай являются странами, которые уделяют особое внимание модернизации и интернационализации национальных систем.
Оба государства являются партнерами, которые выстраивают долгосрочные дружественные отношения на основе всеобъемлющего, равноправного, доверительного партнерства и стратегического взаимодействия 5. Представляется интересным выявление инновационных подходов и механизмов сотрудничества на двусторонней основе.
Важно отметить, что Россия и Китай выстраивают партнерство в сферах образования, науки и культуры не только в двустороннем порядке, но и в многостороннем. Примером тому являются ШОС, БРИКС и их отдельные структуры. Таким образом РФ и КНР расширяют гуманитарное сотрудничество и присутствие в иностранных государствах. Помимо этого оба государства являются инициативными участниками ШОС и БРИКС. Например, Россией было предложено создание Университета ШОС, а позже - Сетевого Университета БРИКС, что дало новый виток развития образовательного сотрудничества в рамках организаций. Также важным проектом, который был предложен Китаем, стал мега-проект «Один пояс, один путь». Несмотря на экономический уклон данной идеи, наблюдается ее положительное влияние на культурное сотрудничество Китая и России.
Представляет большой интерес разнообразие форматов образовательного, научного и культурного взаимодействия двух стран: языковые, культурные центры, сотрудничество на уровне государственных и сетевых университетов, в рамках межгосударственных многосторонних проектов в сфере науки, а также коммерческих проектов во всех исследуемых нами сферах. Наличие такого количества форматов взаимодействия говорит о процветании взаимоотношений между государствами.
В исследуемых сферах взаимодействия РФ и КНР наблюдаются не только общие цели, но и схожие проблемы. В большинстве случаев они встречаются в сфере высшего образования. Например, борьба с «утечкой умов» в страны Европы и США, сложности с согласованием двойных дипломов, «языковые барьеры» и трудности с усвоением русского и китайского языков, открытие филиалов китайских и российских вузов на территории других стран.
Обе из стран имеют уникальный опыт культурного, образовательного и научного взаимодействия как со странами мира, так и друг с другом, что представляется интересным для автора работы и открывает широкое поле для исследования.
Степень разработанности темы исследования. Для разработки темы исследования использовались труды как отечественных, так и зарубежных ученых. Фундаментальный труд, написанный американским ученым Дж.Найем и посвященный «мягкой силе», объясняет важность сфер образования, науки и культуры в XXI веке. Важной работой, посвященной интернационализации является «Glob-alization of internationalization: reflections on an established concept». Монография «Императивы интернационализации» является одним из заметных отечественных изданий, посвященных изучению проблем интернационализации образования. В данной работе автор рассматривает понятие «глобализация интернационализации», выдвинутое в предыдущей работе, а также выделяет «растущую конкурентность» в качестве проблемного поля, что на взгляд автора является отражением внешней политики России и Китая в исследуемых сферах. Процессы интернационализации на примере вузов России изучены М.В. Лариновой, М.В. Филипповым. Китайские исследователи не оставили тему интернационализации образования без внимания. В частности речь идет о книге Академии общественных наук КНР. В данной работе описывается влияние тенденций интернационализации образования на Китайскую систему высшего образования.
Особый вклад в изучение интернационализации образования, науки и культуры внесено экспертным сообществом Российского совета по международным делам: «Интернационализация российских вузов: китайский вектор», «Три вопроса к концепции интернационализации образования», а также другие труды и аналитические статьи.
Разнообразие материалов на исследуемую тему представлены в коллективных работах Института России, Восточной Европы и Центральной Азии общественных наук КНР, Института публичной дипломатии ШОС, а также результаты исследований тематической комиссии БРИКС. Данные научные организации предоставляют ежегодные и актуальные научные исследования.
Тема двустороннего сотрудничества Китая и России отражена в работах Б.Н Кузыка, С.Г. Лузянина, А.В. Лукина, Рогачева И.А., И.В. Трифонова. Исследования А.Д. Воскресенского, Л.В. Ларина и Г.В. Куликова содержат ин-формацию о развитии сотрудничества стран в 1990-х гг. В данные работы позволили рассмотреть различные периоды взаимодействия КНР и РФ, а также перспективы их развития. В работах С.В. Уянаева, А.И. Салицкого, российско- китайские отношения рассмотрены в рамках БРИКС. Среди китайских исследователей, комплексно рассматривающих различные сферы сотрудничества двух государств является историк Юй Цзыся. В степень разработанности данной темы входит коллективная работа исследователей Хэйлунцзянского университета ««История и реальность сотрудничества в гуманитарной области между Китаем и Россией»
Материал, посвященный взаимодействию в сфере культуры составили работы Б.В. Базарова, Н.В. Варламовой, Д.В. Ганжурова, Г.Я. Гревцевой, М.С. Капицы, А С. Цветко, А.Г. Ларина, В.Л. Ларина, О.В. Низкошапкиной, Г.Н. Сытенко. Среди китайских исследователей Сяньюй Хуан и М.В. Ханько, Гочэн Чжао, Г.В. Куликовой.
Большой интерес для данного исследования представляют работы Н.Е. Боревской, В.П. Борисенкова и ЧжуСяомань. Авторы рассматривают образование с точки зрения стратегий и тактик модернизации образования, в работах учитывается национальная специфика и глобальные тенденций, также присутствуют отсылки к исследованиям китайских ученых (Ван Юйинь, Ли Минь и др.).
Во внимание были взяты работы Н.В. Варламовой, которая изучает сложности адаптации китайских студентов в вузах на примере Дальневосточного региона, К.Ю. Бурцевой, изучающей комплекс правовых норм в сфере международного образовательного сотрудничества.
Такие исследователи как Г.Н. Сытенко и А.Р. Аликберов в своих работах описывают нормативно-правовую базу сотрудничества РФ и КНР, а также методы взаимодействия двух государств в рамках гуманитарных проектов. «Освещены основные гуманитарные проекты России и Китая, проведена оценка их роли, оценены масштаб и динамика российско-китайских отношений в области культуры и образования». Информация о научно-техническом сотрудничестве РФ и КНР содержится в работах китайских исследователей Сун Куй, Сунь Ваньху, Чжэн Цуй, Ч. Цюцзе.
Объектом исследования является образовательное, научное и культурное пространство России и Китая.
Предмет исследования - взаимодействие России и Китае в сфере образования, науки и культуры.
Цель данной работы - выявить результаты взаимодействия России и Китая в сфере образования, науки и культуры.
Задачи исследования:
1. Изучить нормативно-правовые и организационные основания сотрудничества России и Китая в сферах образования, науки и культуры;
2. Выделить особенности сотрудничества России и Китая в области образования, науки и культуры в разные периоды в рамках реализации совместных проектов;
3. Рассмотреть российско-китайское сотрудничество в рамках сетевых университетов, совместных высших учебных заведений, ведения образовательных программ;
4. Проанализировать форматы инициативного сотрудничества культурных межправительственных культурных центров России и Китая ;
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1992 г. по 2018 гг. данные года были выбраны в связи с подписанием «Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о культурном сотрудничестве». Данный документ дал начало развитию не только нормативно-правовой базы сотрудничества России и Китая, но и импульс в проведении совместных мероприятий в сферах образования, науки и культуры. Верхняя граница хронологических рамок определена 2018 г., так как к данному моменту стали реализовываться новейшие форматы сотрудничества России и Китая в сферах образования, науки и культуры. В частности, деятельность Сетевого Университета БРИКС, BRICS STI Framework Program и проекта «Один пояс, один путь».
Источниковая база исследования. При написании работы был использован широкий спектр работ отечественных и зарубежных исследователей на трех языка: русском, английском и китайском. Данные источники можно выделить в четыре группы: 1) нормативно-правовые документы; 2) делопроизводственные материалы; 3) публицистические источники; 4) статистические материалы.
К первой группе источников можно отнести как отдельные законодательные акты РФ и КНР, так и совместные нормативно-правовые документы, а также официальные документы международных организаций: «Концепция внешней политики Российской Федерации» (201346, 201647,) «Концепция участия Российской Федерации в объединении БРИКС», «Основные направления политики Российской Федерации в сфере международного культурно -гуманитарного сотрудничества», «Перечень иностранных образовательных организаций, которые выдают документы об образовании и (или) о квалификации, признаваемых в Российской Федерации», («Основные положения государственного плана средне- и долгосрочного развития в области науки и техники на 2006-2020 гг.»)» и др. Данные источники позволяют проанализировать направления развития внешней политики России и Китая, а также выявить общие точки развития в сфере гуманитарного взаимодействия.
Под нормативно-правовыми актами, принятыми Россией и Китам совместно рассматривались «Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о культурном сотрудничестве», «Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о взаимном признании документов об образовании и ученых степенях», «Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой» 54, «План действий по развитию российско-китайского взаимодействия в гуманитарной сфере», «Совместная декларация Российской Федерации и Китайской Народной Республики» (2006), «Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики об изучении русского языка в Китайской Народной Республике и китайского языка в Российской Федерации», «Соглашение между Министерством образования и науки Российской Федерации и Министерством образования Китайской Народной Республики о сотрудничестве в области образования», «Совместная декларация Российской Федерации и Китайской Народной Республики», «Соглашение между Правительством РФ и Правительством КНР о научно-техническом сотрудничестве». На основании данных источников были проанализированы договоренности России и Китая в сферах образования, науки и культуры. Помимо вышеперечисленных источников необходимо выделить ряд соглашений и иных документов, подписанными РФ и США в рамках ШОС и БРИКС. Среди них «Хартия Шанхайской организации сотрудничества», «Соглашение между правительствами государств-членов ШОС о сотрудничестве в области образования» и др.
Важную часть источниковой базы составили делопроизводственные документы. Среди них планы по реализации сотрудничества в исследуемых сферах: планы культурного сотрудничества, план действий по реализации положений Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между РФ и КНР, а также справки Министерств образования России и Китая, материалы заседаний Национального ректората университета Шанхайской организации сотрудничества и др. В данных документах содержится информация о мерах реализации совместной политики в исследуемых сферах, конкретные меры и цели по ее реализации.
Основу третьей группы составили публицистические источники. Например: заявления глав государств, совместные коммюнике принятые в результате двусторонних встреч, материалы информационных агентств. Данные источники позволяют собрать информацию от российских и китайских экспертов, а также выявить наиболее значимые событья в современной истории российско-китайского сотрудничества.
Крайняя группа источников представлена справочными и статистическими материалами: статистические данные Национального бюро исследования Азии (The national bureau of asian research), China statistic yearbook, Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации (Росстат) и Министерства образования КНР и др. С помощью статистических данных были получены количественные показатели, которые показывают динамику развития отношений России и Китая в исследуемых целях.
Методологическая основа: Основу методологии данной диссертационной работы составляет теория интернационализации. Для проведения исследования использовались следующие методы: проблемно-хронологический метод, методы системного анализа, контент-анализа и ивент-анализа. При помощи проблемно-хронологического метода были рассмотрены периоды взаимоотношений России и Китая в исследуемых сферах. Метод системного анализа позволил определить влияние образовательного, научного и культурного взаимодействия на международное пространство. Приемы контент-анализа использовались для обработки источниковой базы. С помощью ивент-анализа была проделана работа над выявлением ключевых мероприятий в исследуемых сферах взаимодействия России и Китая.
Новизна работы. Данная работа является первым исследованием в отечественной историографии, рассматривающим в комплексе взаимодействие России и Китая в сферах образования, науки и культуры: выделены этапы развитии, особенности и проблемы. При этом каждой из сфер сотрудничества было уделено особое внимание. Были исследованы организационные и нормативно -правовые основания сотрудничества в указанных сферах. В рамках исследуемой темы про-анализированы последние материалы заседаний национального ректората Университета ШОС, деятельность Тематических групп и Framework Program СУ БРИКС.
Наряду с этим, во внимание были взяты и проанализированы интересы обеих стран исследуемых сферах взаимодействия. Также в данной работе были использованы источники на китайском языке, ранее не введенные в научный оборот.
Апробация результатов работы. Данная работа прошла апробацию в виде доклада на XI Конференции Омского государственного университета «Развитие политических институтов и процессов: зарубежный и отечественный опыт». По итогам конференции в издание сборника была включена статья автора диссертации: «Анализ подходов к реализации совместных образовательных программ в России и Китае».
Практическая значимость исследования состоит в комплексном исследовании образовательной, научной и культурной сфер взаимодействия России и Китая. А именно: проанализированы этапы развития нормативно-правовая база, особенности взаимодействия. В то же время было проведено сопоставление со-вместных проектов в исследуемых сферах.
Данное исследование может быть использовано в качестве справочного пособия в Министерстве образования и науки и Министерстве культуры Российской Федерации.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На основании изученных источников на русском, английском, китайском языках представляется возможным сделать следующие выводы:
Благодаря комплексному изучению нормативно-правовых и организационных оснований сотрудничества России и Китая в сферах образования, науки и культуры были выделены периоды взаимодействия российско-китайских отношений в исследуемых сферах, а также описан современный этап сотрудничества. При анализе каждого из периодов учитывались как внутригосударственные, так и мировые тенденции развития. 1992-2015 гг. - формирование совместных форматов сотрудничества и нормативно-правой базы. Образовательный и культурный вектор. 2015-2018 гг. - реализация устоявшихся форм сотрудничества в сферах образовании и культуры, поиск новых эффективных форматов взаимодействия в сфере науки. Научный вектор.
Исследование современного этапа развития сотрудничества в сферах образования, науки и культуры позволило выявить некоторые особенности. К 2018 г. была сформирована достаточно полная нормативная база, регулирующая взаимо-отношения в сферах образования, науки и культуры. Также были выявлены некоторые проблемы, требующие правового регулирования. В качестве оснований сотрудничества России и Китая в сферах образования, науки и культуры выделены общие цели и мировые тенденции - глобализация и интернационализация. Установлено, что конфликт между лидерами государств в конце 60 гг., распад СССР, формирование суверенного государства Российская Федерация, разница в системах научных степеней и присоединение России к Болонской системе образования оказали влияние на сотрудничество РФ и КНР в исследуемых сферах.
В диссертационном исследовании рассмотрено российско-китайское сотрудничество в рамках сетевых университетов, совместных высших учебных заведений, ведения образовательных программ. Ведение двустороннего сотрудничества университетов и совместных образовательных программ является самым распространенным и гибким вариантом образовательного обмена между Россией и Ки-таем. Установлены различные подходы стран к согласованию двустороннего сотрудничества, а также наиболее популярные программы и регионы, лидирующие по количеству реализованных обменов. Выявлены проблемные точки в данном формате сотрудничества.
Исследуя взаимодействие РФ и КНР в рамках УШОС, установлено, что обе страны являются инициативными участниками организации, что выражается в регулярных предложениях новых проектов. На основании анализа были обозначены интересы двух государств в деятельности Университета ШОС, выявлены тенденции развития сотрудничества в рамках организации. Автором были проанализированы проблемы, с которыми сталкиваются Россия и Китай в рамках работы в УШОС.
В ходе анализа форматов сотрудничества России и Китая в сфере культуры, автором была предложена следующая классификация: создание языковых центров, создание культурных центров, совместная работа России и Китая в рамках проекта «Один пояс, один путь» и в рамках ШОС и БРИКС. Исследование практики взаимоотношений двух государств в сфере культуры позволило определить государственную власть КНР и РФ, а в частности министерства культуры, в качестве основных инициаторов сотрудничества. Не было выявлено общественных организаций или инициативных групп, которые занимаются популяризацией российской и китайской культур. Также установлены различия в ведении языковой политики государств и общность в сотрудничестве в рамках культурных центров и между-народных организаций ШОС и БРИКС.
Представляется важным дать ряд практических рекомендаций относительно дальнейшего сотрудничества России и Китая в сфере образования и культуры. Автор предлагает создать базу выпускников университетов ШОС и БРИКС и регулярно привлекать их к работе в странах ШОС и БРИКС. Так обучение в университетах по программам ШОС и БРИКС станет более престижным и привлечет заинтересованных студентов, а также в некоторой мере решит проблемы трудоустройства выпускников. Также автор предлагает российской стороне обратить внимание на механизм работы Института Конфуция и использовать данную си с- тему в качестве примера для дальнейших проектов в сфере популяризации русского языка в мире.



1. Концепция внешней политики Российской Федерации от 12 февраля 2013
г. // Официальный сайт Министерства иностранных дел РФ. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://archive.mid.rU//BRP_4.NSF/0/6D84DDEDEDBBF7DA644257B160051BF7F(дата обращения: 15.03.2020).
2. Концепция внешней политики Российской Федерации от 30 ноября 2016 г.
// Официальный сайт Министерства иностранных дел РФ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mid.ru/foreign_policy/news/-
/asset_publisher/cKNвonkJE02Bw/content/id/2542248 (дата обращения: 15.03.2020).
3. Концепция участия Российской Федерации в объединении БРИКС //
Официальный сайт Министерства иностранных дел Российской Федерации. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://archive.mid.rU//brp_4.nsf/newsline/D23D45D62C00F78E44257B35002ACD50(дата обращения: 15.03.2020).
4. Основные направления политики Российской Федерации в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества // Официальный сайт Министерства иностранных дел РФ. [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://archive.mid.ru//bdomp/nsosndoc.nsf/e2f289bea62097f9c325787a0034c255/fd 3aa5ccb0c5f96b442579ec004ec849!OpenDocument (дата обращения: 15.04.2020).
5. Перечень иностранных образовательных организаций, которые выдают
документы об образовании и (или) о квалификации, признаваемых в Российской Федерации от 19 сентября 2013 г. // Министерство образования и науки Российской Федерации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: Ьйр://минобрнауки.рф/документы/3650/файл/24б8/13.09.19 -Распоряжение_1694р- Перечень.рдГ (дата обращения: 15.03.2020).
6. Основные положения государственного плана средне- и долгосрочного развития в области науки и техники на 2006-2020 гг. (ДЖФ^^^Й^ЖШ$]йй ^ (2006-2020 ^) // Официальный сайт Министерства науки и техники КНР. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.most.gov.cn/kjgh/kjghszcq/(дата обращения: 15.03.2020).
Совместные российско-китайские нормативно-правовые документы:
7. Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой от 16.07.2001 г. // Официальный сайт МИД РФ. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mid.rU/bdomp/spd_md.nsf/0/3FF2F2E44791021644257D010038E9EF(дата обращения: 13.12.2019).
8. Меморандум о реализации Плана действий по развитию российско-
китайского взаимодействия в гуманитарной сфере / Российско-китайская комиссия по гуманитарному сотрудничеству. Режим доступа:
http://docs.cntd.ru/document/5855499014828(дата обращения:11.10.2019).
9. План культурного сотрудничества между Правительством Российской
Федерации и Правительством Китайской Народной Республики на 1997-1998 гг. (принят в г.Пекин е 27.06.1997 г.). [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://www.lawmix.ru/abrolaw/10084(дата обращения: 16.10.2019).
10. Рабочий план двустороннего сотрудничества в области образования на
2005-2008 годы // Официальный сайт Совета Федерации Федерального собрания РФ. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.council.gov.ru/events/news/24468/(дата обращения: 29.09.2019).
11. Совместная декларация Российской Федерации и Китайской Народной Республики о международном порядке в XXI веке от 1 июля 2005 г. (г. Москва) // Сборник российско-китайских документов. 1999-2007 гг. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007. - С. 332-338.
12. Совместная декларация Российской Федерации и Китайской Народной Республики от 2 декабря 2002 г. (г. Пекин) // Сборник российско-китайских доку-ментов. 1999-2007 гг. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007.
13. Совместная декларация Российской Федерации и Китайской Народной Республики от 26 марта 2007 г. (г. Москва) // Официальный сайт Президента Российской Федерации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kremlin.ru/supplement/3744(дата обращения: 28.02.2020).
14. Совместное коммюнике по итогам седьмой регулярной встречи глав правительств России и Китая от 22 августа 2002 г. (г. Шанхай) // Сборник российско- китайских документов. 1999-2007 гг. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007. - С. 204¬211.
15. Совместное российско-китайское коммюнике по итогам встречи глав государств России и Китая от 30 июня 2005 г. (г. Москва) Официальный сайт Президента Российской Федерации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// http ://www.kremlin.ru/supplement/3661 (дата обращения: 30.12.2019).
16. Соглашение между Министерством образования и науки Российской Федерации и Министерством образования Китайской Народной Республики о сотрудничестве в области образования от 9 ноября 2006 г. (г. Пекин) // Международные соглашения о сотрудничестве в сфере образования. М., 2009.
17. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о культурном сотрудничестве от 18 декабря 1992 г. [Электронный ресурс]. Официальный сайт Министерства иностранных дел Российской Федерации. - [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://archive.mid.rU/BDOMP/spd_md.nsf/0/C3B48D53D849FABF43257FE10046A89 B (дата обращения: 09.12.2019).
18. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о взаимном признании документов об образовании и ученых степенях от 26 июня 1995 г. [Электронный ресурс]. Официальный сайт Министерства иностранных дел Российской Федерации. - [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://archive.mid.rU/BDOMP/spd_md.nsf/0/7F523D0B60AEF58043257FE10046A8FF(дата обращения: 17.10.2019).
19. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики об изучении русского языка в Китайской Народной Республике и китайского языка в Российской Федерации. Режим доступа:http://www.mid.ru/BDOMP/spd_md.nsf/0/45FC832AF01E91A143257E36002E08E B (дата обращения: 01.09.2019г.).
20. Соглашение между Правительством РФ и Правительством КНР о научно-техническом сотрудничестве от 18.12.1992 г. - 1,Ж1/
https://www.lawmix.ru/abrolaw/13119(дата обращения 28.10.2019)
21. Соглашение о руководящих принципах деятельности Российско- Китайского комитета дружбы, мира и развития // Дипломатический вестник. - 1997. - № 12. - С.17-19.
22. Хартия Шанхайской организации сотрудничества // Официальный сайт
Президента РФ. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://archive.kremlin.ru/text/docs/2002/06/106769855.shtml(дата обращения: 23.05.2019).
Официальные документы международных организаций:
23. Соглашение между правительствами государств-членов ШОС о сотрудничестве в области образования // Официальный сайт МИД РФ. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.mid.rU/BDOMP/spm_md.nsf/0/F818B7600E68231643257DEB0026A23E(дата обращения: 04.12.2019).
24. Уфимская декларация от 9 июля 2015 года // Информационный портал «Россия в БРИКС» . [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.brics.mid.ru/bdomp/brics.nsf/Ufa_Declaration_rus456.pdf(дата обращения: 24.12.2019).
Литература
25. Аликберова, А. Р. Российско-китайские отношения в сфере культуры и образования (1990-е - 2000 гг.): автореф. дис. канд. ист. наук / А. Аликберова. - Казань, 2014. - 150 с.
26. Арефьев А.Л. Китайские студенты в России // Высшее образование в Рос-сии. - 2010. - №12. - 450 с.
27. Базаров, Б. В. Российско-китайские отношения и роль регионов Восточной Сибири в их развитии (1989-1999 гг.) / Б. В. Базаров, Д. В. Ганжуров. - Иркутск: Оттиск, 2002. - 248 с.
28. Большакова, Н.Г. Развитие толерантности как лингвокультурной категории при обучении китайских студентов русскому языку / Н.Г. Большакова, О.В. Низкошапкина // Вестник Рос.ун-та дружбы народов. Сер. «Вопросы образования: языки и специальность». - 2014. - № 1. - С. 118-125.
29. Бурцева, К.Ю. Тенденции интеграции и сотрудничества университетов в условиях глобализации экономики / К. Ю. Бурцева // Вектор науки ТГУ. - 2014. - № 2. - С. 28-33.
30. Варламова, Н.В. Особенности менталитета китайских студентов / Н.В. Варламова // Омский науч. вестник. - 2012. - № 1. - С. 30-38.
31. Китайский культурный центр в Москве // Официальный сайт «Международного радио Китая». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://chinesecentremoskow.cn/culture/2014-01/14/c_133043543.htm(дата обращения: 15.02.2020).
32. Гочэн Чжао. Культурное взаимопознание Китая и России основывается
на желании и стремлении народов двух стран. 28.06.2012. - ИКБ:
http://infoshos.ru/ru/7idnM0126(дата обращения 04.10.2019).
33. 1Куликова Г.В. Россия — Китай: диалог культур продолжается // Китай в диалоге цивилизаций: К 70-летию академика М.Л. Титаренко. М., 2004.
34. Интернационализация российских вузов: китайский вектор / [Н.Е. Боревская (рук.) и др.]; [гл. ред. И.С. Иванов]; Российский совет по междунар. делам (РСМД). - Москва: Спецкнига, 2013. - С. 116-132.
35. Капица, М. С. Братская дружба двух великих народов / М.С. Капица. - М., 1959. - 208 с.
36. Кузык Б.Н. Титаренко М.Л. Китай - Россия - 2050: стратегия соразвития / Кузык Б.Н., Титаренко М.Л. - М.: Институт экономических стратегий, 2006. - 506 с.
37. Ларин, В.Л. Российско-китайские отношения в региональных измерениях. 80-е годы XX - начало XXI века / В.Л. Ларин. - М. : Восток-Запад, 2005. - 252 с.
38. Ларионова М.В. Анализ подходов к интернационализации в российских вузах в контексте тенденций глобализации: задачи и условия повышения конкурентоспособности и развития экспортного потенциала // Интернационализация высшего образования: тенденции, стратегии, сценарии будущего. М.: Логос, 2010. - С. 216-287;
39. Леденева Л.И. Не потеряет ли Россия своих Платонов и Невтонов? // «Мир России», т. XII. М.: Высшая школа экономики, 2003, № 2. - 324 с.
40. Лузянин С.Г. Россия и Китай в Евразии. Международно -региональные измерения российско-китайского партнерства / отв. ред. академик РАН М.Л. Титаренко. - М.: ИД «ФОРУМ», 2009. - 196 с.
41. Медяник Е.В. России и Китая в области подготовки бакалавров и магистров // Вестник РГГУ. Серия: Политология. История. Международные отношения. 2018. №1 (11). URL: https://cyberleninka.ru/article/n7vzaimodeystvie-rossii-i-kitaya-v- oblasti-podgotovki-bakalavrov-i-magistrov(дата обращения: 20.11.2019).
42. Най Дж. «Мягкая сила» и американо-европейские отношения // Свободная мысль-ХХ1 (эл. журнал). - 2004. № 10. - С. 102-125
http:// smartpowerjournal.ru/soft-power.
43. Рогачев И.А. Российско-китайские отношения в конце XX - начале XXI века: дис. докт. ист. наук: 07.00.15 /Рогачев Игорь Алексеевич. - М., 2005. - 316 с.
44. Россия' 2018: Стат. справочник/. Р82 Росстат. - М., 2019. - 304 с.
45. Россия и Китай: образовательные реформы на рубеже XX-XXI вв.: моногр. / под ред. Н.Е. Боревской, В.П. Борисенкова, С. Чжу. - М. : Наука, 2007. - 259 с.
46. Россия и Китай: четыре века взаимодействия. История, современное состояние и перспективы развития российско-китайских отношений / Под ред. А.В. Лукина. М.: «Весь мир», 2013. - С. 106-130.
47. Рушанин, В.Я. Россия и Китай: диалог в сфере культуры и образования / В.Я. Рушанин, Г.Я. Гревцева // Вестник Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - 2015. - № 3 (43). - 207 с.
48. Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной
Республики о развитии отношений всеобъемлющего партнерства
и стратегического взаимодействия, вступающих в новую эпоху от 8 июня 2018 г. Официальный сайт Президента Российской Федерации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/supplement/5413 (дата обращения:
30.12.2019).
49. Официальный сайт Президента Российской Федерации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/supplement/5413(дата обращения: 30.12.2019).
50. Сотрудничество России и Китая в области образования // Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации. 04.07.2018. [Сун Куй. О новом подходе к научно-техническому сотрудничеству между Китаем и Россией // Россия и АТР. 2005. № 3. - ИКБ: https://elibrary.ru/item.asp?id=18361499 (дата обращения: 03.11.2019).
51. Сунь Ваньху. Сотрудничество Китая и России в области науки и техники
постепенно направляется на инновацию. - ИКБ:
http://russian.china.org.cn/international/archive/chinarussian60/2009- 09/15/соп1еп1_18530151_2.Ыт (дата обращения: 04.10.19).
52. Сытенко, Г.Н. Российско-китайское культурное сотрудничество на рубеже XX-XXI вв. / Г.Н. Сытенко // Вестник Рос.ун-та дружбы народов. Сер. «История России». - 2013. - № 3. - С. 45-50.
53. Три вопроса к концепции интернационализации образования / [Д.А.Яркова (рук.) и др.]; [гл. ред. И.С. Иванов]; Российский совет по междунар. делам (РСМД). - Москва: Спецкнига, 2020. - 139 с.
54. Трифонов В.И. Особенности внешнеполитического взаимодействия России и Китая на современном этапе // Китай в мировой и региональной политике. История и современность. Выпуск XVI. - М.:ИДВ РАН, 2011. - C. 32-43.
55. Уянаев С.В. БРИКС: этапы становления и российско-китайское взаимо-действие // Китай на пути к возрождению. К80-летию академика М.Л.Титаренко. - М.: ИД «ФОРУМ», 2014. - С. 299-313.
56. Филиппов В.М. Интернационализация высшего образования: основные тенденции, проблемы и перспективы // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2015. №3. С. 203-211.; Филиппов В.М. Управление процессом интернационализации в вузе: опыт Российского университета дружбы народов / В.М. Филиппов, Г.А. Краснова // Университетское управление: практика и анализ. - 2010. - №3. - С. 12-15.
57. Ханько М.В. Российско-китайское гуманитарное и культурное сотрудничество в начале XXI в // Вестник РУДН. История России. 2016. № 4. С. 98-103.
58. Хуан, С. Система музыкального образования в Китае / С. Хуан // Вестник С.-Петерб. гос. ун-та. - 2012. - № 2 (11). - С. 153-159.
59. Цветко, А. С. Советско-китайские культурные связи / А. С. Цветко. - М. : Мысль, 1974. -131 с.
60. Цуй Чжэн. Международное научно-техническое сотрудничество: роль Китая // Перспективы науки. 2013. № 12. С. 115-118
61. Цюцзе Ч. Научно-техническое сотрудничество между КНР и РФ: состояние, проблемы, перспективы. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25907647(дата обращения 04.10.19).
На английском языке:
62. Annual Report to Congress on the Military Power of the People’s Republic of China, 2005. P. 36.
63. China statistic yearbook. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.stats.gov.cn/ (дата обращения: 04.12.2020).
64. E. Jones and H. de wit. Globalization of internationalization: reflections on an
established concept. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://www.researchgate.net/publication/263611295_Globalization_of_Internationalization_Thematic_and_Regional_Reflections_on_a_Traditional_Concept (дата обращения: 04.12.2020).
65. Nye J. The Means to Success in World Politics.N.Y., 2004. - 257 Р.
66. The national bureau of Asian research. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://carnegieendowment.org/files/SR66_Russia-ChinaRelations_July2017.pdf
(дата обращения: 27.10.2019).
На китайском языке:
67. Интернационализация образования: теория и исследования (Й^^^Ж
б^Й^ЖЖЖ) / Под ред. Лян Люйци (^Ж!$^Ж^). —Издательство Академии общественных наук Китая (4ЬЖ: ФЙЖАЖ^ЖЖЖ), 2015. - 194 с.
68. История и реальность сотрудничества в гуманитарной области между Ки-таем и Россией (Ф^А^Ж^ААА^$) / Го Ли и др. (^А^^).
Издательство Хэйлунцзянского университета (^Ж'Ж: ША^А^ШЖЖ), 2013. - 281 с.
69. История обучения китайских студентов за рубежом (ФЩА^ЖА: ^2
Ж) / Под ред. Чжан Кайюань, Юй Цзыся (Ж^/Л, ^^'fti^) . — Издательство Академии общественных наук Китая (4ЬЖ: ЖАЖЖЖ^ШЖЖ), 2013. - С.
601-627.
70. Народной Республики и иностранного государства (Ф^Ж^А^^Ж?£ Ж) // Официальный сайт Министерства образования Китая. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.crs.jsj.edu.cn/index.php/default/index/sort/10(дата обращения: 14.01.2020
71. Развитие китайско-российских (советских) образовательных обменов (Ф
^(^)^Ш^^^Ж^) / Юй Цзыся и др.(^^^^^). —Издательство «Шаньдун цзяо юй чубань шэ» (МЖ: Ф^^ЖЖЖЙ), 2010. - 347 с.
72. Статистические данные о развитии образования в 2017 г. (2015 ^^Ш^
Ж&£) // Официальный сайт Министерства образования КНР. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.moe.edu.cn/s78/A03/moe_560/jytjsj_2015/2015_qg/201610/t20161012_28 4510.html (дата обращения: 27.12.2019).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ