ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РОССИИ И КИТАЯ В СФЕРАХ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И КУЛЬТУРЫ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ И КИТАЯ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ И КУЛЬТУРЫ 17
1.1. Нормативно-правовые и организационные основания двустороннего
сотрудничества на современном этапе 17
1.2. Особенности развития российско-китайского взаимодействия в сфере
образования, науки и культуры 27
ГЛАВА 2. ПОДХОДЫ РОССИИ И КИТАЯ К ОРГАНИЗАЦИИ
СОВМЕСТНЫХ СТРУКТУР В СФЕРАХ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И КУЛЬТУРЫ 43
2.1 Российско-китайское сотрудничество в рамках ведения совместных
образовательных программ и сетевых университетов 43
2.2 Форматы сотрудничества России и Китая в сфере культуры 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 87
Приложение 1. Совместные проекты России, Китая и других стран БРИКС по программе STI Framework university за 2017 г 97
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ И КИТАЯ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ И КУЛЬТУРЫ 17
1.1. Нормативно-правовые и организационные основания двустороннего
сотрудничества на современном этапе 17
1.2. Особенности развития российско-китайского взаимодействия в сфере
образования, науки и культуры 27
ГЛАВА 2. ПОДХОДЫ РОССИИ И КИТАЯ К ОРГАНИЗАЦИИ
СОВМЕСТНЫХ СТРУКТУР В СФЕРАХ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И КУЛЬТУРЫ 43
2.1 Российско-китайское сотрудничество в рамках ведения совместных
образовательных программ и сетевых университетов 43
2.2 Форматы сотрудничества России и Китая в сфере культуры 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 87
Приложение 1. Совместные проекты России, Китая и других стран БРИКС по программе STI Framework university за 2017 г 97
Актуальность темы исследования. Внешняя политика любой страны направлена на усиление ее позиций на международной арене и формирование внешней базы для социально-экономического развития страны. В XXI веке под влиянием процессов интернационализации и глобализации к важным факторам влияния на мировую политику государства стали использовать «мягкую силу» - высокий уровень развития государства в области культуры, науки и образования. Данное понятие ввел Дж. Най и описал его как «способность государств привлекать других на свою сторону, добиваясь поддержки собственной повестки дня в международных отношениях путем демонстрации своих культурно-нравственных ценностей привлекательности политического курса и эффективности политических институтов». Россия и Китай являются важными игроками на международной политической арене с большими амбициями. Для обоих государств создание привлекательного образа культуры своей страны для других стран также играет огромное значение. Это касается не только культуры в ее классическом понимании, но культуры ведения бизнеса, организации образовательных процессов, внедрения научных технологий и производства, распространения того или иного продукта. Если рассмотреть в качестве примера интернационализацию образования, то международные университетские обмены не являются единственным показателем интернационализации, а лишь одним из ее уровней. Мы можем говорить об университете как о международном центре академического образования, когда вуз интегрирован в научную, исследовательскую и общественную образовательную жизнь. Для таких государств как Россия и Китай, очень важно быть не просто частью процесса интернационализации, не отставать от стран, которые задают ее тренды, но и вносить свои передовые решения. Китай рассматривает национальную культуру в качестве инструмента национальной идентичности. В декабре 2004 г. министр культуры КНР Сунь Цзячжэн заявил: «Мы разворачиваем внешние культурные обмены исходя из коренных интересов государства. Новое коллективное руководство партии и его генеральный секретарь товарищ Ху Цзиньтао отводят культурной дипломатии чрезвычайно важное и незаменимое место. Культурная дипломатия взаимодействует с политической и экономической, их рассматривают как три главных столпа китайской дипломатии, это важная составная часть общей внешнеполитической стратегии государства» 2. Известная китайская идея мирового сосуществования стала шире и теперь направлена на всестороннее сотрудничество. «Мир богат и многокрасочен. Существующие в мире цивилизации, различные общественные уклады и пути развития должны пользоваться взаимным уважением, в процессе соперничества и сравнения надо заимствовать полезное, совместно развиваться на основе поиска общего при со-хранении различий» 3. Россия разделяет позицию Китая относительно важности культурного и образовательного экспорта. Президент России В.В. Путин сказал: «...Не империя, а культурное продвижение; не пушки, не импорт политических режимов, а экспорт образования и культуры помогут создать благоприятные условия для российских товаров, услуг и идей. Мы должны в несколько раз усилить образовательное и культурное присутствие в мире - и на порядок увеличить его в странах, где часть населения говорит на русском или понимает русский ». Таким образом, Россия и Китай являются странами, которые уделяют особое внимание модернизации и интернационализации национальных систем.
Оба государства являются партнерами, которые выстраивают долгосрочные дружественные отношения на основе всеобъемлющего, равноправного, доверительного партнерства и стратегического взаимодействия 5. Представляется интересным выявление инновационных подходов и механизмов сотрудничества на двусторонней основе.
Важно отметить, что Россия и Китай выстраивают партнерство в сферах образования, науки и культуры не только в двустороннем порядке, но и в многостороннем. Примером тому являются ШОС, БРИКС и их отдельные структуры. Таким образом РФ и КНР расширяют гуманитарное сотрудничество и присутствие в иностранных государствах. Помимо этого оба государства являются инициативными участниками ШОС и БРИКС. Например, Россией было предложено создание Университета ШОС, а позже - Сетевого Университета БРИКС, что дало новый виток развития образовательного сотрудничества в рамках организаций. Также важным проектом, который был предложен Китаем, стал мега-проект «Один пояс, один путь». Несмотря на экономический уклон данной идеи, наблюдается ее положительное влияние на культурное сотрудничество Китая и России.
Представляет большой интерес разнообразие форматов образовательного, научного и культурного взаимодействия двух стран: языковые, культурные центры, сотрудничество на уровне государственных и сетевых университетов, в рамках межгосударственных многосторонних проектов в сфере науки, а также коммерческих проектов во всех исследуемых нами сферах. Наличие такого количества форматов взаимодействия говорит о процветании взаимоотношений между государствами.
В исследуемых сферах взаимодействия РФ и КНР наблюдаются не только общие цели, но и схожие проблемы. В большинстве случаев они встречаются в сфере высшего образования. Например, борьба с «утечкой умов» в страны Европы и США, сложности с согласованием двойных дипломов, «языковые барьеры» и трудности с усвоением русского и китайского языков, открытие филиалов китайских и российских вузов на территории других стран.
Обе из стран имеют уникальный опыт культурного, образовательного и научного взаимодействия как со странами мира, так и друг с другом, что представляется интересным для автора работы и открывает широкое поле для исследования.
Степень разработанности темы исследования. Для разработки темы исследования использовались труды как отечественных, так и зарубежных ученых. Фундаментальный труд, написанный американским ученым Дж.Найем и посвященный «мягкой силе», объясняет важность сфер образования, науки и культуры в XXI веке. Важной работой, посвященной интернационализации является «Glob-alization of internationalization: reflections on an established concept». Монография «Императивы интернационализации» является одним из заметных отечественных изданий, посвященных изучению проблем интернационализации образования. В данной работе автор рассматривает понятие «глобализация интернационализации», выдвинутое в предыдущей работе, а также выделяет «растущую конкурентность» в качестве проблемного поля, что на взгляд автора является отражением внешней политики России и Китая в исследуемых сферах. Процессы интернационализации на примере вузов России изучены М.В. Лариновой, М.В. Филипповым. Китайские исследователи не оставили тему интернационализации образования без внимания. В частности речь идет о книге Академии общественных наук КНР. В данной работе описывается влияние тенденций интернационализации образования на Китайскую систему высшего образования.
Особый вклад в изучение интернационализации образования, науки и культуры внесено экспертным сообществом Российского совета по международным делам: «Интернационализация российских вузов: китайский вектор», «Три вопроса к концепции интернационализации образования», а также другие труды и аналитические статьи.
Разнообразие материалов на исследуемую тему представлены в коллективных работах Института России, Восточной Европы и Центральной Азии общественных наук КНР, Института публичной дипломатии ШОС, а также результаты исследований тематической комиссии БРИКС. Данные научные организации предоставляют ежегодные и актуальные научные исследования.
Тема двустороннего сотрудничества Китая и России отражена в работах Б.Н Кузыка, С.Г. Лузянина, А.В. Лукина, Рогачева И.А., И.В. Трифонова. Исследования А.Д. Воскресенского, Л.В. Ларина и Г.В. Куликова содержат ин-формацию о развитии сотрудничества стран в 1990-х гг. В данные работы позволили рассмотреть различные периоды взаимодействия КНР и РФ, а также перспективы их развития. В работах С.В. Уянаева, А.И. Салицкого, российско- китайские отношения рассмотрены в рамках БРИКС. Среди китайских исследователей, комплексно рассматривающих различные сферы сотрудничества двух государств является историк Юй Цзыся. В степень разработанности данной темы входит коллективная работа исследователей Хэйлунцзянского университета ««История и реальность сотрудничества в гуманитарной области между Китаем и Россией»
Материал, посвященный взаимодействию в сфере культуры составили работы Б.В. Базарова, Н.В. Варламовой, Д.В. Ганжурова, Г.Я. Гревцевой, М.С. Капицы, А С. Цветко, А.Г. Ларина, В.Л. Ларина, О.В. Низкошапкиной, Г.Н. Сытенко. Среди китайских исследователей Сяньюй Хуан и М.В. Ханько, Гочэн Чжао, Г.В. Куликовой.
Большой интерес для данного исследования представляют работы Н.Е. Боревской, В.П. Борисенкова и ЧжуСяомань. Авторы рассматривают образование с точки зрения стратегий и тактик модернизации образования, в работах учитывается национальная специфика и глобальные тенденций, также присутствуют отсылки к исследованиям китайских ученых (Ван Юйинь, Ли Минь и др.).
Во внимание были взяты работы Н.В. Варламовой, которая изучает сложности адаптации китайских студентов в вузах на примере Дальневосточного региона, К.Ю. Бурцевой, изучающей комплекс правовых норм в сфере международного образовательного сотрудничества.
Такие исследователи как Г.Н. Сытенко и А.Р. Аликберов в своих работах описывают нормативно-правовую базу сотрудничества РФ и КНР, а также методы взаимодействия двух государств в рамках гуманитарных проектов. «Освещены основные гуманитарные проекты России и Китая, проведена оценка их роли, оценены масштаб и динамика российско-китайских отношений в области культуры и образования». Информация о научно-техническом сотрудничестве РФ и КНР содержится в работах китайских исследователей Сун Куй, Сунь Ваньху, Чжэн Цуй, Ч. Цюцзе.
Объектом исследования является образовательное, научное и культурное пространство России и Китая.
Предмет исследования - взаимодействие России и Китае в сфере образования, науки и культуры.
Цель данной работы - выявить результаты взаимодействия России и Китая в сфере образования, науки и культуры.
Задачи исследования:
1. Изучить нормативно-правовые и организационные основания сотрудничества России и Китая в сферах образования, науки и культуры;
2. Выделить особенности сотрудничества России и Китая в области образования, науки и культуры в разные периоды в рамках реализации совместных проектов;
3. Рассмотреть российско-китайское сотрудничество в рамках сетевых университетов, совместных высших учебных заведений, ведения образовательных программ;
4. Проанализировать форматы инициативного сотрудничества культурных межправительственных культурных центров России и Китая ;
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1992 г. по 2018 гг. данные года были выбраны в связи с подписанием «Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о культурном сотрудничестве». Данный документ дал начало развитию не только нормативно-правовой базы сотрудничества России и Китая, но и импульс в проведении совместных мероприятий в сферах образования, науки и культуры. Верхняя граница хронологических рамок определена 2018 г., так как к данному моменту стали реализовываться новейшие форматы сотрудничества России и Китая в сферах образования, науки и культуры. В частности, деятельность Сетевого Университета БРИКС, BRICS STI Framework Program и проекта «Один пояс, один путь».
Источниковая база исследования. При написании работы был использован широкий спектр работ отечественных и зарубежных исследователей на трех языка: русском, английском и китайском. Данные источники можно выделить в четыре группы: 1) нормативно-правовые документы; 2) делопроизводственные материалы; 3) публицистические источники; 4) статистические материалы.
К первой группе источников можно отнести как отдельные законодательные акты РФ и КНР, так и совместные нормативно-правовые документы, а также официальные документы международных организаций: «Концепция внешней политики Российской Федерации» (201346, 201647,) «Концепция участия Российской Федерации в объединении БРИКС», «Основные направления политики Российской Федерации в сфере международного культурно -гуманитарного сотрудничества», «Перечень иностранных образовательных организаций, которые выдают документы об образовании и (или) о квалификации, признаваемых в Российской Федерации», («Основные положения государственного плана средне- и долгосрочного развития в области науки и техники на 2006-2020 гг.»)» и др. Данные источники позволяют проанализировать направления развития внешней политики России и Китая, а также выявить общие точки развития в сфере гуманитарного взаимодействия.
Под нормативно-правовыми актами, принятыми Россией и Китам совместно рассматривались «Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о культурном сотрудничестве», «Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о взаимном признании документов об образовании и ученых степенях», «Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой» 54, «План действий по развитию российско-китайского взаимодействия в гуманитарной сфере», «Совместная декларация Российской Федерации и Китайской Народной Республики» (2006), «Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики об изучении русского языка в Китайской Народной Республике и китайского языка в Российской Федерации», «Соглашение между Министерством образования и науки Российской Федерации и Министерством образования Китайской Народной Республики о сотрудничестве в области образования», «Совместная декларация Российской Федерации и Китайской Народной Республики», «Соглашение между Правительством РФ и Правительством КНР о научно-техническом сотрудничестве». На основании данных источников были проанализированы договоренности России и Китая в сферах образования, науки и культуры. Помимо вышеперечисленных источников необходимо выделить ряд соглашений и иных документов, подписанными РФ и США в рамках ШОС и БРИКС. Среди них «Хартия Шанхайской организации сотрудничества», «Соглашение между правительствами государств-членов ШОС о сотрудничестве в области образования» и др.
Важную часть источниковой базы составили делопроизводственные документы. Среди них планы по реализации сотрудничества в исследуемых сферах: планы культурного сотрудничества, план действий по реализации положений Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между РФ и КНР, а также справки Министерств образования России и Китая, материалы заседаний Национального ректората университета Шанхайской организации сотрудничества и др. В данных документах содержится информация о мерах реализации совместной политики в исследуемых сферах, конкретные меры и цели по ее реализации.
Основу третьей группы составили публицистические источники. Например: заявления глав государств, совместные коммюнике принятые в результате двусторонних встреч, материалы информационных агентств. Данные источники позволяют собрать информацию от российских и китайских экспертов, а также выявить наиболее значимые событья в современной истории российско-китайского сотрудничества.
Крайняя группа источников представлена справочными и статистическими материалами: статистические данные Национального бюро исследования Азии (The national bureau of asian research), China statistic yearbook, Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации (Росстат) и Министерства образования КНР и др. С помощью статистических данных были получены количественные показатели, которые показывают динамику развития отношений России и Китая в исследуемых целях.
Методологическая основа: Основу методологии данной диссертационной работы составляет теория интернационализации. Для проведения исследования использовались следующие методы: проблемно-хронологический метод, методы системного анализа, контент-анализа и ивент-анализа. При помощи проблемно-хронологического метода были рассмотрены периоды взаимоотношений России и Китая в исследуемых сферах. Метод системного анализа позволил определить влияние образовательного, научного и культурного взаимодействия на международное пространство. Приемы контент-анализа использовались для обработки источниковой базы. С помощью ивент-анализа была проделана работа над выявлением ключевых мероприятий в исследуемых сферах взаимодействия России и Китая.
Новизна работы. Данная работа является первым исследованием в отечественной историографии, рассматривающим в комплексе взаимодействие России и Китая в сферах образования, науки и культуры: выделены этапы развитии, особенности и проблемы. При этом каждой из сфер сотрудничества было уделено особое внимание. Были исследованы организационные и нормативно -правовые основания сотрудничества в указанных сферах. В рамках исследуемой темы про-анализированы последние материалы заседаний национального ректората Университета ШОС, деятельность Тематических групп и Framework Program СУ БРИКС.
Наряду с этим, во внимание были взяты и проанализированы интересы обеих стран исследуемых сферах взаимодействия. Также в данной работе были использованы источники на китайском языке, ранее не введенные в научный оборот.
Апробация результатов работы. Данная работа прошла апробацию в виде доклада на XI Конференции Омского государственного университета «Развитие политических институтов и процессов: зарубежный и отечественный опыт». По итогам конференции в издание сборника была включена статья автора диссертации: «Анализ подходов к реализации совместных образовательных программ в России и Китае».
Практическая значимость исследования состоит в комплексном исследовании образовательной, научной и культурной сфер взаимодействия России и Китая. А именно: проанализированы этапы развития нормативно-правовая база, особенности взаимодействия. В то же время было проведено сопоставление со-вместных проектов в исследуемых сферах.
Данное исследование может быть использовано в качестве справочного пособия в Министерстве образования и науки и Министерстве культуры Российской Федерации.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы и приложения.
Оба государства являются партнерами, которые выстраивают долгосрочные дружественные отношения на основе всеобъемлющего, равноправного, доверительного партнерства и стратегического взаимодействия 5. Представляется интересным выявление инновационных подходов и механизмов сотрудничества на двусторонней основе.
Важно отметить, что Россия и Китай выстраивают партнерство в сферах образования, науки и культуры не только в двустороннем порядке, но и в многостороннем. Примером тому являются ШОС, БРИКС и их отдельные структуры. Таким образом РФ и КНР расширяют гуманитарное сотрудничество и присутствие в иностранных государствах. Помимо этого оба государства являются инициативными участниками ШОС и БРИКС. Например, Россией было предложено создание Университета ШОС, а позже - Сетевого Университета БРИКС, что дало новый виток развития образовательного сотрудничества в рамках организаций. Также важным проектом, который был предложен Китаем, стал мега-проект «Один пояс, один путь». Несмотря на экономический уклон данной идеи, наблюдается ее положительное влияние на культурное сотрудничество Китая и России.
Представляет большой интерес разнообразие форматов образовательного, научного и культурного взаимодействия двух стран: языковые, культурные центры, сотрудничество на уровне государственных и сетевых университетов, в рамках межгосударственных многосторонних проектов в сфере науки, а также коммерческих проектов во всех исследуемых нами сферах. Наличие такого количества форматов взаимодействия говорит о процветании взаимоотношений между государствами.
В исследуемых сферах взаимодействия РФ и КНР наблюдаются не только общие цели, но и схожие проблемы. В большинстве случаев они встречаются в сфере высшего образования. Например, борьба с «утечкой умов» в страны Европы и США, сложности с согласованием двойных дипломов, «языковые барьеры» и трудности с усвоением русского и китайского языков, открытие филиалов китайских и российских вузов на территории других стран.
Обе из стран имеют уникальный опыт культурного, образовательного и научного взаимодействия как со странами мира, так и друг с другом, что представляется интересным для автора работы и открывает широкое поле для исследования.
Степень разработанности темы исследования. Для разработки темы исследования использовались труды как отечественных, так и зарубежных ученых. Фундаментальный труд, написанный американским ученым Дж.Найем и посвященный «мягкой силе», объясняет важность сфер образования, науки и культуры в XXI веке. Важной работой, посвященной интернационализации является «Glob-alization of internationalization: reflections on an established concept». Монография «Императивы интернационализации» является одним из заметных отечественных изданий, посвященных изучению проблем интернационализации образования. В данной работе автор рассматривает понятие «глобализация интернационализации», выдвинутое в предыдущей работе, а также выделяет «растущую конкурентность» в качестве проблемного поля, что на взгляд автора является отражением внешней политики России и Китая в исследуемых сферах. Процессы интернационализации на примере вузов России изучены М.В. Лариновой, М.В. Филипповым. Китайские исследователи не оставили тему интернационализации образования без внимания. В частности речь идет о книге Академии общественных наук КНР. В данной работе описывается влияние тенденций интернационализации образования на Китайскую систему высшего образования.
Особый вклад в изучение интернационализации образования, науки и культуры внесено экспертным сообществом Российского совета по международным делам: «Интернационализация российских вузов: китайский вектор», «Три вопроса к концепции интернационализации образования», а также другие труды и аналитические статьи.
Разнообразие материалов на исследуемую тему представлены в коллективных работах Института России, Восточной Европы и Центральной Азии общественных наук КНР, Института публичной дипломатии ШОС, а также результаты исследований тематической комиссии БРИКС. Данные научные организации предоставляют ежегодные и актуальные научные исследования.
Тема двустороннего сотрудничества Китая и России отражена в работах Б.Н Кузыка, С.Г. Лузянина, А.В. Лукина, Рогачева И.А., И.В. Трифонова. Исследования А.Д. Воскресенского, Л.В. Ларина и Г.В. Куликова содержат ин-формацию о развитии сотрудничества стран в 1990-х гг. В данные работы позволили рассмотреть различные периоды взаимодействия КНР и РФ, а также перспективы их развития. В работах С.В. Уянаева, А.И. Салицкого, российско- китайские отношения рассмотрены в рамках БРИКС. Среди китайских исследователей, комплексно рассматривающих различные сферы сотрудничества двух государств является историк Юй Цзыся. В степень разработанности данной темы входит коллективная работа исследователей Хэйлунцзянского университета ««История и реальность сотрудничества в гуманитарной области между Китаем и Россией»
Материал, посвященный взаимодействию в сфере культуры составили работы Б.В. Базарова, Н.В. Варламовой, Д.В. Ганжурова, Г.Я. Гревцевой, М.С. Капицы, А С. Цветко, А.Г. Ларина, В.Л. Ларина, О.В. Низкошапкиной, Г.Н. Сытенко. Среди китайских исследователей Сяньюй Хуан и М.В. Ханько, Гочэн Чжао, Г.В. Куликовой.
Большой интерес для данного исследования представляют работы Н.Е. Боревской, В.П. Борисенкова и ЧжуСяомань. Авторы рассматривают образование с точки зрения стратегий и тактик модернизации образования, в работах учитывается национальная специфика и глобальные тенденций, также присутствуют отсылки к исследованиям китайских ученых (Ван Юйинь, Ли Минь и др.).
Во внимание были взяты работы Н.В. Варламовой, которая изучает сложности адаптации китайских студентов в вузах на примере Дальневосточного региона, К.Ю. Бурцевой, изучающей комплекс правовых норм в сфере международного образовательного сотрудничества.
Такие исследователи как Г.Н. Сытенко и А.Р. Аликберов в своих работах описывают нормативно-правовую базу сотрудничества РФ и КНР, а также методы взаимодействия двух государств в рамках гуманитарных проектов. «Освещены основные гуманитарные проекты России и Китая, проведена оценка их роли, оценены масштаб и динамика российско-китайских отношений в области культуры и образования». Информация о научно-техническом сотрудничестве РФ и КНР содержится в работах китайских исследователей Сун Куй, Сунь Ваньху, Чжэн Цуй, Ч. Цюцзе.
Объектом исследования является образовательное, научное и культурное пространство России и Китая.
Предмет исследования - взаимодействие России и Китае в сфере образования, науки и культуры.
Цель данной работы - выявить результаты взаимодействия России и Китая в сфере образования, науки и культуры.
Задачи исследования:
1. Изучить нормативно-правовые и организационные основания сотрудничества России и Китая в сферах образования, науки и культуры;
2. Выделить особенности сотрудничества России и Китая в области образования, науки и культуры в разные периоды в рамках реализации совместных проектов;
3. Рассмотреть российско-китайское сотрудничество в рамках сетевых университетов, совместных высших учебных заведений, ведения образовательных программ;
4. Проанализировать форматы инициативного сотрудничества культурных межправительственных культурных центров России и Китая ;
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1992 г. по 2018 гг. данные года были выбраны в связи с подписанием «Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о культурном сотрудничестве». Данный документ дал начало развитию не только нормативно-правовой базы сотрудничества России и Китая, но и импульс в проведении совместных мероприятий в сферах образования, науки и культуры. Верхняя граница хронологических рамок определена 2018 г., так как к данному моменту стали реализовываться новейшие форматы сотрудничества России и Китая в сферах образования, науки и культуры. В частности, деятельность Сетевого Университета БРИКС, BRICS STI Framework Program и проекта «Один пояс, один путь».
Источниковая база исследования. При написании работы был использован широкий спектр работ отечественных и зарубежных исследователей на трех языка: русском, английском и китайском. Данные источники можно выделить в четыре группы: 1) нормативно-правовые документы; 2) делопроизводственные материалы; 3) публицистические источники; 4) статистические материалы.
К первой группе источников можно отнести как отдельные законодательные акты РФ и КНР, так и совместные нормативно-правовые документы, а также официальные документы международных организаций: «Концепция внешней политики Российской Федерации» (201346, 201647,) «Концепция участия Российской Федерации в объединении БРИКС», «Основные направления политики Российской Федерации в сфере международного культурно -гуманитарного сотрудничества», «Перечень иностранных образовательных организаций, которые выдают документы об образовании и (или) о квалификации, признаваемых в Российской Федерации», («Основные положения государственного плана средне- и долгосрочного развития в области науки и техники на 2006-2020 гг.»)» и др. Данные источники позволяют проанализировать направления развития внешней политики России и Китая, а также выявить общие точки развития в сфере гуманитарного взаимодействия.
Под нормативно-правовыми актами, принятыми Россией и Китам совместно рассматривались «Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о культурном сотрудничестве», «Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о взаимном признании документов об образовании и ученых степенях», «Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой» 54, «План действий по развитию российско-китайского взаимодействия в гуманитарной сфере», «Совместная декларация Российской Федерации и Китайской Народной Республики» (2006), «Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики об изучении русского языка в Китайской Народной Республике и китайского языка в Российской Федерации», «Соглашение между Министерством образования и науки Российской Федерации и Министерством образования Китайской Народной Республики о сотрудничестве в области образования», «Совместная декларация Российской Федерации и Китайской Народной Республики», «Соглашение между Правительством РФ и Правительством КНР о научно-техническом сотрудничестве». На основании данных источников были проанализированы договоренности России и Китая в сферах образования, науки и культуры. Помимо вышеперечисленных источников необходимо выделить ряд соглашений и иных документов, подписанными РФ и США в рамках ШОС и БРИКС. Среди них «Хартия Шанхайской организации сотрудничества», «Соглашение между правительствами государств-членов ШОС о сотрудничестве в области образования» и др.
Важную часть источниковой базы составили делопроизводственные документы. Среди них планы по реализации сотрудничества в исследуемых сферах: планы культурного сотрудничества, план действий по реализации положений Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между РФ и КНР, а также справки Министерств образования России и Китая, материалы заседаний Национального ректората университета Шанхайской организации сотрудничества и др. В данных документах содержится информация о мерах реализации совместной политики в исследуемых сферах, конкретные меры и цели по ее реализации.
Основу третьей группы составили публицистические источники. Например: заявления глав государств, совместные коммюнике принятые в результате двусторонних встреч, материалы информационных агентств. Данные источники позволяют собрать информацию от российских и китайских экспертов, а также выявить наиболее значимые событья в современной истории российско-китайского сотрудничества.
Крайняя группа источников представлена справочными и статистическими материалами: статистические данные Национального бюро исследования Азии (The national bureau of asian research), China statistic yearbook, Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации (Росстат) и Министерства образования КНР и др. С помощью статистических данных были получены количественные показатели, которые показывают динамику развития отношений России и Китая в исследуемых целях.
Методологическая основа: Основу методологии данной диссертационной работы составляет теория интернационализации. Для проведения исследования использовались следующие методы: проблемно-хронологический метод, методы системного анализа, контент-анализа и ивент-анализа. При помощи проблемно-хронологического метода были рассмотрены периоды взаимоотношений России и Китая в исследуемых сферах. Метод системного анализа позволил определить влияние образовательного, научного и культурного взаимодействия на международное пространство. Приемы контент-анализа использовались для обработки источниковой базы. С помощью ивент-анализа была проделана работа над выявлением ключевых мероприятий в исследуемых сферах взаимодействия России и Китая.
Новизна работы. Данная работа является первым исследованием в отечественной историографии, рассматривающим в комплексе взаимодействие России и Китая в сферах образования, науки и культуры: выделены этапы развитии, особенности и проблемы. При этом каждой из сфер сотрудничества было уделено особое внимание. Были исследованы организационные и нормативно -правовые основания сотрудничества в указанных сферах. В рамках исследуемой темы про-анализированы последние материалы заседаний национального ректората Университета ШОС, деятельность Тематических групп и Framework Program СУ БРИКС.
Наряду с этим, во внимание были взяты и проанализированы интересы обеих стран исследуемых сферах взаимодействия. Также в данной работе были использованы источники на китайском языке, ранее не введенные в научный оборот.
Апробация результатов работы. Данная работа прошла апробацию в виде доклада на XI Конференции Омского государственного университета «Развитие политических институтов и процессов: зарубежный и отечественный опыт». По итогам конференции в издание сборника была включена статья автора диссертации: «Анализ подходов к реализации совместных образовательных программ в России и Китае».
Практическая значимость исследования состоит в комплексном исследовании образовательной, научной и культурной сфер взаимодействия России и Китая. А именно: проанализированы этапы развития нормативно-правовая база, особенности взаимодействия. В то же время было проведено сопоставление со-вместных проектов в исследуемых сферах.
Данное исследование может быть использовано в качестве справочного пособия в Министерстве образования и науки и Министерстве культуры Российской Федерации.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы и приложения.
На основании изученных источников на русском, английском, китайском языках представляется возможным сделать следующие выводы:
Благодаря комплексному изучению нормативно-правовых и организационных оснований сотрудничества России и Китая в сферах образования, науки и культуры были выделены периоды взаимодействия российско-китайских отношений в исследуемых сферах, а также описан современный этап сотрудничества. При анализе каждого из периодов учитывались как внутригосударственные, так и мировые тенденции развития. 1992-2015 гг. - формирование совместных форматов сотрудничества и нормативно-правой базы. Образовательный и культурный вектор. 2015-2018 гг. - реализация устоявшихся форм сотрудничества в сферах образовании и культуры, поиск новых эффективных форматов взаимодействия в сфере науки. Научный вектор.
Исследование современного этапа развития сотрудничества в сферах образования, науки и культуры позволило выявить некоторые особенности. К 2018 г. была сформирована достаточно полная нормативная база, регулирующая взаимо-отношения в сферах образования, науки и культуры. Также были выявлены некоторые проблемы, требующие правового регулирования. В качестве оснований сотрудничества России и Китая в сферах образования, науки и культуры выделены общие цели и мировые тенденции - глобализация и интернационализация. Установлено, что конфликт между лидерами государств в конце 60 гг., распад СССР, формирование суверенного государства Российская Федерация, разница в системах научных степеней и присоединение России к Болонской системе образования оказали влияние на сотрудничество РФ и КНР в исследуемых сферах.
В диссертационном исследовании рассмотрено российско-китайское сотрудничество в рамках сетевых университетов, совместных высших учебных заведений, ведения образовательных программ. Ведение двустороннего сотрудничества университетов и совместных образовательных программ является самым распространенным и гибким вариантом образовательного обмена между Россией и Ки-таем. Установлены различные подходы стран к согласованию двустороннего сотрудничества, а также наиболее популярные программы и регионы, лидирующие по количеству реализованных обменов. Выявлены проблемные точки в данном формате сотрудничества.
Исследуя взаимодействие РФ и КНР в рамках УШОС, установлено, что обе страны являются инициативными участниками организации, что выражается в регулярных предложениях новых проектов. На основании анализа были обозначены интересы двух государств в деятельности Университета ШОС, выявлены тенденции развития сотрудничества в рамках организации. Автором были проанализированы проблемы, с которыми сталкиваются Россия и Китай в рамках работы в УШОС.
В ходе анализа форматов сотрудничества России и Китая в сфере культуры, автором была предложена следующая классификация: создание языковых центров, создание культурных центров, совместная работа России и Китая в рамках проекта «Один пояс, один путь» и в рамках ШОС и БРИКС. Исследование практики взаимоотношений двух государств в сфере культуры позволило определить государственную власть КНР и РФ, а в частности министерства культуры, в качестве основных инициаторов сотрудничества. Не было выявлено общественных организаций или инициативных групп, которые занимаются популяризацией российской и китайской культур. Также установлены различия в ведении языковой политики государств и общность в сотрудничестве в рамках культурных центров и между-народных организаций ШОС и БРИКС.
Представляется важным дать ряд практических рекомендаций относительно дальнейшего сотрудничества России и Китая в сфере образования и культуры. Автор предлагает создать базу выпускников университетов ШОС и БРИКС и регулярно привлекать их к работе в странах ШОС и БРИКС. Так обучение в университетах по программам ШОС и БРИКС станет более престижным и привлечет заинтересованных студентов, а также в некоторой мере решит проблемы трудоустройства выпускников. Также автор предлагает российской стороне обратить внимание на механизм работы Института Конфуция и использовать данную си с- тему в качестве примера для дальнейших проектов в сфере популяризации русского языка в мире.
Благодаря комплексному изучению нормативно-правовых и организационных оснований сотрудничества России и Китая в сферах образования, науки и культуры были выделены периоды взаимодействия российско-китайских отношений в исследуемых сферах, а также описан современный этап сотрудничества. При анализе каждого из периодов учитывались как внутригосударственные, так и мировые тенденции развития. 1992-2015 гг. - формирование совместных форматов сотрудничества и нормативно-правой базы. Образовательный и культурный вектор. 2015-2018 гг. - реализация устоявшихся форм сотрудничества в сферах образовании и культуры, поиск новых эффективных форматов взаимодействия в сфере науки. Научный вектор.
Исследование современного этапа развития сотрудничества в сферах образования, науки и культуры позволило выявить некоторые особенности. К 2018 г. была сформирована достаточно полная нормативная база, регулирующая взаимо-отношения в сферах образования, науки и культуры. Также были выявлены некоторые проблемы, требующие правового регулирования. В качестве оснований сотрудничества России и Китая в сферах образования, науки и культуры выделены общие цели и мировые тенденции - глобализация и интернационализация. Установлено, что конфликт между лидерами государств в конце 60 гг., распад СССР, формирование суверенного государства Российская Федерация, разница в системах научных степеней и присоединение России к Болонской системе образования оказали влияние на сотрудничество РФ и КНР в исследуемых сферах.
В диссертационном исследовании рассмотрено российско-китайское сотрудничество в рамках сетевых университетов, совместных высших учебных заведений, ведения образовательных программ. Ведение двустороннего сотрудничества университетов и совместных образовательных программ является самым распространенным и гибким вариантом образовательного обмена между Россией и Ки-таем. Установлены различные подходы стран к согласованию двустороннего сотрудничества, а также наиболее популярные программы и регионы, лидирующие по количеству реализованных обменов. Выявлены проблемные точки в данном формате сотрудничества.
Исследуя взаимодействие РФ и КНР в рамках УШОС, установлено, что обе страны являются инициативными участниками организации, что выражается в регулярных предложениях новых проектов. На основании анализа были обозначены интересы двух государств в деятельности Университета ШОС, выявлены тенденции развития сотрудничества в рамках организации. Автором были проанализированы проблемы, с которыми сталкиваются Россия и Китай в рамках работы в УШОС.
В ходе анализа форматов сотрудничества России и Китая в сфере культуры, автором была предложена следующая классификация: создание языковых центров, создание культурных центров, совместная работа России и Китая в рамках проекта «Один пояс, один путь» и в рамках ШОС и БРИКС. Исследование практики взаимоотношений двух государств в сфере культуры позволило определить государственную власть КНР и РФ, а в частности министерства культуры, в качестве основных инициаторов сотрудничества. Не было выявлено общественных организаций или инициативных групп, которые занимаются популяризацией российской и китайской культур. Также установлены различия в ведении языковой политики государств и общность в сотрудничестве в рамках культурных центров и между-народных организаций ШОС и БРИКС.
Представляется важным дать ряд практических рекомендаций относительно дальнейшего сотрудничества России и Китая в сфере образования и культуры. Автор предлагает создать базу выпускников университетов ШОС и БРИКС и регулярно привлекать их к работе в странах ШОС и БРИКС. Так обучение в университетах по программам ШОС и БРИКС станет более престижным и привлечет заинтересованных студентов, а также в некоторой мере решит проблемы трудоустройства выпускников. Также автор предлагает российской стороне обратить внимание на механизм работы Института Конфуция и использовать данную си с- тему в качестве примера для дальнейших проектов в сфере популяризации русского языка в мире.
Подобные работы
- ВЗАИМООТНОШЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН И
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ПЕРИОД С 1992 ПО 2018гг
Магистерская диссертация, политология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - ИНТЕГРАЦИОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РОССИИ И КИТАЯ: ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И СОЦИО-КУЛЬТУРНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИИ И КИТАЯ В КОНЦЕ ХХ - НАЧАЛЕ XXI ВВ
Дипломные работы, ВКР, региональная экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Наука и образование как механизм культурной дипломатии между Россией и Китаем
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2019 - Оценка эффективности интеграционных процессов в рамках
двустороннего экономического сотрудничества России и Китая
Магистерская диссертация, внешнеэкономическая деятельность. Язык работы: Русский. Цена: 5740 р. Год сдачи: 2016 - ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНОСТИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО И ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПАРТНЁРСТВА РОССИИ И КИТАЯ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2016 - Экономические отношения Китая и России в период президентства Медведева Д. А.
Курсовые работы, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2022 - Особенности международной академической мобильности
в сетевом взаимодействии российских и китайских вузов
в современных условиях
Диссертация , социология. Язык работы: Русский. Цена: 5780 р. Год сдачи: 2019 - СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИИ И КИТАЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ И ОБРАЗОВАНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА
Бакалаврская работа, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2018



