Введение 4
Глава I. Программно-целевой метод развития региона, его основные особенности и специфика 12
1.1. Сущностные особенности программно-целевого метода развития региона.
Политико-экономический анализ 12
1.2. Основные формы программно-целевого метода развития региона 19
Глава II. Анализ статистических показателей, характерных для региона в проекте ФЦП (на примере Алтайского края) 28
2.1. Особенности формирования региональных программ 28
2.2. Оценка основных итогов реализации социально-экономического развития
Алтайского края до 2025 г 36
Глава III. Специфика, условия и результат реализации федеральных целевых программ на территории Алтайского края 45
3.1. Опыт разработки программ социально-экономического развития регионов 45
3.2. Реализация федеральной целевой программы регионального развития «
Жилище» в Алтайском крае 51
Заключение 61
Библиографический список 69
Приложение № 1
В настоящее время бюджетно-налоговые полномочия сосредоточены в управление федерального центра. Поэтому дальнейшее социально-экономическое во многом зависит от деятельности центрального аппарата. В таких условиях необходимо прийти к согласованным действиям в системе «федеральный центр - регионы». Реализация государственной политики в области социально-экономического развития в России реализуется преимущественно через различные формы программ и проектов.
Данный подход получил название программно-целевое управление.
В 20014 году в практику государственного управления внедряется программа целевого бюджетирования. В результате возникает пересмотра функций инструмента программно-целевого бюджетирования и его возможностей в качестве стратегического планирования.
Рассматривая региональную политику любого государства можно сделать вывод, что в ее основе лежит принцип оптимизации. Данный принцип означает, что стратегия развития должна быть оптимизирована под все регионы страны. При этом для решения текущих задач, необходимо устранить все противоречия, имеющие в ранее действовавшей политики.
Чтобы разработать эффективную стратегическую программу необходимо найти такие методы, которые позволят наиболее эффективно решать конкретные проблемы регионов.
Одним из таких методов в настоящее время является региональное программирование.
В настоящее время в России применяется большое количество различных целевых программ, направленных на решение конкретных задач в установленные сроки.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что федеральные целевые программы являются важнейшим инструментов государственной политики. Данные программы необходимо направлять на решение наиболее важных проблем.
Степень разработанности проблемы. Вопросы разработки и реализации федеральных целевых программ рассматривались многими отечественными и зарубежными авторами. Использование целевых программ в решение региональных проблем впервые рассматривались цивилистами западной регионалистики. В первых исследования рассматривались только конкретные практические шаги по использованию программного подхода в решение отдельных проблем. Позднее появилось более масштабное теоретическое осмысление данного подхода. Особый интерес в данном направлении представляют работы следующих авторов: У. Айзард, X. Гирш, X. Зиберт, А. Леш, Г. Мюрдаль, Т. Хэгерстранд.
Региональное планирование в зарубежном и советском понимании имеет некоторые особенности. Институционализация данного метода в российскую практику пришла в качестве инструмента, направленного на отраслевое, а не на территориальное развитие.
В том числе в развитие данной темы следует отметить особое значение работы В.Ф. Павленко «Планирование территориального развития».
На первых этапах развития программно-целевого метода использовалось только планирование. Программирование появилось намного позднее. Составление и реализация планов развития народного хозяйство осуществлялось только с помощью планово-отраслевого подхода, программирование же использовалось в качестве вспомогательного метода. Трансформации в политической и экономической сфере привели к необходимости пересмотра инструментов, используемых для развития СССР. В итоге стало очевидным, что использование планово-отраслевого подхода не приносит достаточно эффективных результатов.
При этом отечественные исследователи стремились создавать собственные разработки методов и систем управления, не прибегая к копированию западных моделей. Особый интерес в данном направлении представляют работы следующих авторов: В.С. Бялковская, М.Я. Лемешев, Н.С. Косов, Е.Д. Новиков, Г.Х. Попов, А.И. Панченко, Ю.М. Самохин, С.С. Шаталин и др. Инструментальные проблемы в разработки целевых программ исследовались такими авторами, какР.И. Шнипер и М.К. Бандман.
Исторические основы и современные проблемы взаимосвязи федеральной и региональной политики рассматривались в трудах следующих авторов Р.Г. Абдулатипова, С.С. Артоболевского, Д.В. Бадовского, И.Н. Барциц, И.М. И.А. Конюховой, И.Г. Косикова, А.В. Кузнецова, О.В. Кузнецовой, В.Н. С.И. Рыженкова, Р.Ф. Туровского, С.Г. Турунка, А.Н. Швецова и др.
Таким образом, вопросам использования программно-целевого подхода в области федерального и регионального развития посвящено довольно большое количество работ отечественных и зарубежных авторов. Но при этом следует отметить, что в настоящее время практически не разработана проблема влияния на технологию его применения национальных политических условий конкретных государств.
Следует отметить, что вопрос о применение регионального планирования в работах российских авторов не раскрывается в достаточной степени.
Остаются недостаточно изученными проблемы влияния национальных политических условий на реализацию Федеральных целевых программ в системе, для формирования комплексной стратегии региональной политики России. Остаются без достаточного внимания вопросы практической реализации федеральных целевых программ.
Таким образом, в рамках данной теме остается ряд нерешенных вопросов, требующих дальнейшего исследования. Поэтому данная тема в настоящее время является актуальной.
Объект исследования государственное регулирование социально-экономического развитие регионов до2023 г. на примере Алтайского края
Предметом исследования выступает реализация социально-экономической региональной политики на основе применения федеральных целевых программ регионального развития.
Целью исследования является изучение особенностей разработки и реализации федеральных целевых программ регионального развития на примере Алтайского края
Задачи исследования:
• проанализировать программно-целевой метод развития региона, его основные особенности и специфика;
• рассмотреть функциональное и социально - экономическое значение государственного регулирования регионального развития;
• провести анализ статистических показателей, характерных для региона в проекте ФЦП.
• исследовать понятие, виды и основные характеристики ФЦП;
• проанализировать опыт разработки программ социально-экономического развития регионов;
• исследовать специфику иусловия реализации ФЦП на территории Алтайского края.
• рассмотреть результаты реализации федеральной целевой программы регионального развития «Жилище» в Алтайском крае.
Теоретико-методологическую основу исследования составили труды российских и зарубежных авторов в области региональной экономики, стратегического планирования, программно-целевых методов планирования и управления.
Методологическая основа исследования. Методологическую основу исследования данной работы представляет диалектико - материалистическая методология. В исследовании процессов регионального управления и развития материалистическая методология раскрывается как методология, исследующая глубинные сущностные стороны процесса регионального управления и развития.
Процесс регионального развития на современном этапе тесно связан с анализом материальной базы, являющейся необходимым ресурсом для процесса управления и развития. Поскольку региональная доходность обеспечивает экономико - социальные основания для развития, а процесс межбюджетной и внутрибюджетной политики представляет собой необходимый фактор процесса управления, то использование материалистической методологии приводит к эффективному исследованию сущности социально - экономического управления и планирования. В нашей работе диалектико - материалистическая методология применяется не только в принципиальном теоретическом основании, но также и в том, что результаты теоретической части работы подтверждаются практикой анализа программы «Жилище», реализуемой в Алтайском крае. Данный аспект работы демонстрирует применение диалектического метода. Диалектический метод в нашей работе раскрывается как реализация принципа перехода количественных изменений в качественные. Анализ стратегий планового управления в различные политико - экономические циклы раскрывает систему количественных характеристик регионального развития, тогда как реализация программно - целевого способа управления и развития подразумевает качественное воплощение стратегии регионального развития.
При проведении исследования использовались следующие методы:
Метод системного анализа используется нами в поэтапном исследовании комплексных особенностей отраслевого хозяйства и изучении внутриэкономических взаимосвязей экономико - социальной системы региона.
Метод систематизации используется для разделения изучаемых программ регионального управления и развития на экономически эффективные и зависимые программы управления и регионального развития.
Балансовый метод используется при выявлении показателей межбюджетного и внутрибюджетного строительства, а также при определении соразмерности ресурсной и потребительской базы.
Метод формально - юридического анализа раскрывается в работе при обосновании задач и целей нормативно - правового обеспечения управления и планирования процесса регионального управления и развития.
Источниковую базу исследования составили: федеральные и региональные (Алтайский край) нормативно-правовые, методические документы и стандарты, предоставленные компьютерной справочной правовой системой «КонсультантПлюс», данные Федеральной службы государственной статистики, Министерства финансов РФ и Федерального казначейства РФ, долгосрочные стратегии и концепции федерального уровня; государственные программы; законы субъектов Российской Федерации и другие документы региональных правительств и их министерств; документы администраций муниципальных образований; монографии и периодические издания трудов отечественных и зарубежных авторов, в том числе представленные в глобальной сети Интернет.
Научная новизна исследования состоит в том, что в ней проведено теоретическое обоснование значимости федеральных целевых программ, анализ их формирования, а также разработка методических рекомендаций по совершенствованию существующей системы составления федеральных целевых программ и механизма финансирования, с целью повышения эффективности государственного регулирования.
Практическая значимость диссертационного исследования заключаются в том, что представленные в нем результаты могут использоваться в дальнейшей деятельности государственных и региональных органов в области управления.
Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты исследования докладывались автором на VI региональной молодежной конференции «Мой выбор - НАУКА!», XLVI научной конференции студентов, магистрантов, аспирантов и учащихся лицейных классов (Барнаул, Алтайский государственный университет, 17-27 апреля 2019 г.).
Апробация работы проводилась путем публикации в научных изданиях следующих статей:
1. Вишневская, Н.В. Программно-целевой метод развития региона, его основные особенности и специфика / Н.В. Вишневская // «Мой выбор - наука!» : сборник материалов VI региональной молодежной конференции, XLVI научной конференции студентов, магистрантов, аспирантов и учащихся лицейных классов. - Барнаул : АлтГУ, 2020. - 1 CD-R (26 Мб).
2. Вишневская Н.В. Некоторые вопросы реализации конституционного права на жилище в рамках федеральной целевой программы // Н.В. Вишневская // Комфортная правовая среда в современной России: проблемы и перспективы формирования: сборник научных трудов по материалам IV Международных законотворческих чтений (11 октября 2019 г., г. Саратов) / ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия». - Саратов: Изд-во ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия», 2019. -С. 13-15.
Структура и объем диссертации. Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, содержащих шести параграфов, заключения, списка литературы, а также 1 приложения. Структура глав и параграфов диссертации соответствует поставленным задачам.
В заключении проведенного исследования, мы можем отметить, что программно-целевой подход предполагает использование системного подхода. В стратегии должен быть сформирован определенный результат, которого планируется достигнуть, а также определены ресурсы и источники их получения, которые будут задействованы в достижение поставленной цели.
Применение программно-целевого метода в реализации стратегии социально-экономического развития региона заключается в том, что на первом этапе выявляются проблемы и цели развития региона, как в целом, так и в разрезе развития отдельного объекта, или отдельной сферы хозяйствования дальнейшем осуществляется разработка собственно целевых комплексных программ; и на последнем этапе определяются ресурсы и возможности для их реализации. При этом следует отметить, что реализация целевых программ в регионах обеспечивают тот факт, что цели социально-экономического развития региона становятся целями деятельности тех органов управления, которые отвечают за реализации этих программ.
Несмотря на то, что на современном этапе развития государства регионы являются такими же субъектами экономических отношений, как и само государство, они также формируют и разрабатывают свою региональную социально-экономическую политику развития региона, реализация которой должна сделать уровень качества жизни граждан, проживающих на территории этого региона, более высоким, чем он был до реализации этих целевых программ, существуют и некоторые сложности. Эти сложности заключаются в том, что анализируя то,
как реализовываются положения нормативных актов всех уровней, выявлено, что до сих пор региональные органы власти не сумели доработать методы для того, чтобы оценивать эффективность и результативность реализации этих мероприятий более качественно и достоверно.
Хотя именно целевые программы и являются тем способом, который регулирует социально-экономическую ситуацию в регионе.
Таким образом, проанализировав практику применения программно-целевых методов в региональном развитии, мы можем отметить, что в данной сфере имеется довольно широкий инструментарий. Но при этом мы можем отметить, что методология составления и реализации документов регионального уровня несколько запаздывает с моментом возникновения проблем. В основном это связано с тем, что повышается вероятность стратегических неожиданностей.
Существует необходимость повышения качества стратегических документов. Также необходимы новые рекомендации по совершенствованию разработки и реализации таких программ.
Основной формой участия государства в развитие регионов является программно-целевое развитие. Данные программы служат инструментом для решения конкретных региональных проблем. Они могут быть направлены на развитие экономической, социальной, культурной и иной сферы. Федеральные целевые программы представляют собой комплекс мероприятий, обусловленных конкретными целями, задачами, ресурсам, сроками и методами.
Реализация ФЦП направлена на обеспечение эффективного развития по определенным направлениям. С помощью таких инструментов могут решаться социальные, экономические, экологические, культурные и иные проблемы региона. ФЦП в настоящее время являются одним из основных и наиболее эффективных средств реализации государственной политики. Данные программы должны быть сосредоточены на крупномасштабных, наиболее острых проблемах.
При этом федерально-целевая программа может включать в себя одновременно несколько подпрограмм, направленных на решение разных задач в рамках одной проблемы.
Проанализировав практику реализации государственных программ, мы отметили наличие ряда проблем.
Основной проблемой в данной сфере является то, что они не до конца свою основную функцию -гарантирование бюджетного финансирования в заданные сроки и в заданном объеме.
В 2010г. с началом работы по преобразованию федерального бюджета в преимущественно программный вид было решено разработать новый инструмент бюджетирования, названный государственной программой.
Государственная программа РФ - это стратегический документ, в котором содержатся цели дальнейшего развития, конкретные задачи и мероприятия, с помощью которых будут достигаться поставленные цели. Также в данном документе должны быть определены ресурсы и конкретные сроки в которые планируется прийти к запланированному результату. Цель государственных программ - реализовать ключевые приоритеты и цели государственной политики. Основными направлениями государственной политики являются - социально-экономическое развитие и обеспечение безопасности РФ.
При разработке целевых программ можно использовать следующие принципы регионального программно-целевого планирования: обеспечить социальное благосостояние общества, то есть интересы членов общества должны быть удовлетворены; основательность, то есть в основе программно-целевого планирования должны лежать научные обоснования и реальные условия, сложившиеся в этом регионе; иерархичность, то есть цели должны быть выстроены в соответствии с их приоритетностью; сбалансированность, то есть реализация направлений программы не должна допускать дублирование в их исполнении; измеримость, то есть должны использоваться количественные показатели если вопрос касается затрат ресурсов и эффективности реализации мероприятий программы, а если это нельзя измерить количественными мерками, то необходимо разработать метод косвенного учета конечного эффекта; гибкость, то есть должна быть возможность быстро реагировать на различные изменения окружающей среды, как внешней, так и внутренней для того, чтобы принять оперативные меры по коррекции реализации программы; непрерывность, то есть возможность использования программно-целевого метода на основе непрерывного среднесрочного бюджетирования.
Следует отметить, что алгоритм разработки и реализации региональных программ имеет некоторые недостатки, которые заключаются в следующем:
• основные положения программ имеют недостаточную обоснованность;
• малообоснованное завышение объема бюджетных заявок;
• отсутствие вариантов мероприятий для наиболее оптимального выбора;
• отсутствие достаточного контроля за реализацией программных мероприятий.
В частности, следует отметить проблемы и в правовой базе, регулирующей сферу разработки региональных программ. В том числе не раскрыты в полной мере вопросы финансирования и реализации программных документов.
Важным элементом государственного регулирования является региональная политика территориального развития, которая предполагает необходимость создания определенной системы мероприятий административного характера.
Данные мероприятия регулируют взаимоотношения между Центром и регионам при перераспределении ресурсов (властных, экономических и т. д.) и создают систему устойчивого развития территориально-политической системы государства. Региональное программирование играет большое значение в региональной политике. На сегодняшний день актуальным и перспективным является формирование региональных целевых программ развития. Они являются основным направлением программно-целевого планирования в РФ, так как имеют своей целью поддержание необходимых территориальных пропорций в экономике. Чтобы обеспечить сбалансированное социально-экономическое развитие регионов необходимо синхронизировать такие направления региональной политики, как:
- стимулирование экономического развития путем создания новых центров экономического роста в регионах;
- координация инфраструктурных инвестиций государства и инвестиционных стратегий бизнеса в регионах;
- сокращение дифференциации в уровне и качестве жизни населения в регионах.
Принимая во внимание тот факт, что в развитии регионов могут быть и общие характерные для всей территории Российской Федерации проблемы, но при разработке каких-либо конкретных целевых программах в определенном регионе учитываются возможности решения наиболее важных проблем данного региона.
В рамках данного исследования было проанализированы целевые программы, действующие в Алтайском крае. В результате данного исследования было установлено, что на территории Алтайского края в настоящее время действует более 38 федеральных целевых программ.
Базой регионально системы стратегического развития Алтайского края является Стратегия социально-экономического развития Алтайского края до 2025 г. В данном документе определены долгосрочные цели, приоритетные направления и задачи, к которым стремится регион, а также механизмы и инструменты, планируемые к использованию для достижения заданной цели. Разработанные в стратегии планы учитывают текущее состояние в регионе, конкурентные преимущества и современные вызовы внешней среды.
В настоящее время, как и всегда жилищный вопрос является самым актуальным в жизни любого гражданского общества. Далеко не каждый гражданин имеет возможность приобрести жилье себе в собственность, поэтому в рамках реализации конституционного права на жилище была создана Федеральная целевая программа «Жилище», запущенная в 2002 году.
В настоящий момент идет к завершению реализация Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы.
В 2015 г. была реализована вторая федеральная целевая программа «Жилище». ФЦП «Жилище» на 2011-2015 была исполнена не полностью, так как при ее реализации возникли проблемы. Официальные итоги реализации второго этапа ФЦП «Жилище» были представлена на официальном сайте Программы. На основании которых можно сделать вывод, что реализация второго этапа целевых показателей по Программе «Жилище» не была осуществлена в полном объеме.
Целевые программы регионального развития являются эффективным инструментом структурных преобразований в экономике, решения актуальных социальных проблем и призваны обеспечить необходимую концентрацию экономических и финансовых ресурсов на приоритетных направлениях государственной политики.
В Алтайском крае, как и на других территориях, реализуются программы регионального развития. На сегодняшний день можно рассмотреть итоги и перспективы реализации данных программ. На реализацию жилищных программ в 2018 году в регионе действовало 38 государственных программ и девять ведомственных целевых программ. Средства федерального бюджета в сумме 14,3 миллиарда рублей поступили на реализацию мероприятий государственных программ
Постановлением Администрации Алтайского края от 31 октября 2014 г. № 503 была утверждена государственная программа Алтайского края «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Алтайского края».
Общий объем средств, привлекаемых для реализации краевой государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Алтайского края» ориентировочно составляет 8,977 млрд рублей, в том числе средства федерального бюджета - 2,960 млрд рублей.
Целью программы является обеспечение населения Алтайского края доступным качественным жильем.
Для решения жилищных проблем также была создана социальная ипотека, которая также обеспечивается с помощью государственной поддержки.
Наличие такой программы безусловно является положительным моментом, однако, ее реализация не обеспечивает полное решение жилищных проблем. Результативная реализация федеральных и региональных целевых программ возможна только при условии, что органы местного самоуправления будут надлежащим образом исполнять федеральное законодательство При этом следует отметить, что в настоящее время нет четкого понимания, каким именно образом должны осуществляться данные процедуры
Мы считаем, что для решения данной проблемы необходимо внести изменения в законодательства. В частности, на законодательном уровне необходимо прописать мероприятия, направленные на реализацию конституционных прав граждан на жилище.
Самым главным препятствием при исполнении своих обязанностей органов местного управления в данном направление является недостаточное финансирование. При этом регионы особо не стремятся проявлять инициативу по созданию таких фондов, в силу опять же низкого финансирования региона.
Некоторые обязанности ОМС по способствованию реализации конституционного права на жилище носят именно рекомендательный характер, в связи, с чем считаем, что их необходимо закрепить в качестве обязательных.
Однако помимо финансовых проблем, возникающих при реализации права на жилище, ОМС создают дополнительные трудности при подаче документов на получение жилья. Примером может служить то, что у ОМС имеются правомочия по признанию граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий. Для получения своего права на получение помощи в приобретение жилья, граждане должны сами собирать все необходимые документы, затрачивая при этом немало времени. Кроме того, каждые 1-2 года осуществляется переоценка данных документов, что опять же обязывает граждан предоставлять повторно некоторые справки. Данную ситуацию можно расценить как воспрепятствование реализации конституционных прав граждан со стороны ОМС.
Для решения данной проблемы, считаем необходимым закрепить обязанность по сбору документов за органами местного самоуправления обязанность. Данную процедуру можно сделать оперативной с помощью электронных ресурсов и электронного документооборота.
Таким образом, в ходе проведенного исследования, мы установили, что разработка и реализация федеральных целевых имеет важнейшее значение в достижение целей развития страны и отдельных регионов. В настоящее время необходимо направить усилие не на разработку новых программ, а на развитие уже действующих. Для этого необходимо выявить недостатки, которые имеются в настоящее время при разработке и реализации программ.
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.(с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 08.06.2020) // Российская газета. - - № 153-154. - 12.08.1998.
3. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (ред. от 24.04.2020) // Российская газета. - № 206. - 19.10.1999.
4. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»(ред. от 24.04.2020) // Парламентская газета. - № 186. - 08.10.2003.
5. Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ (ред. от 18.07.2019) «О стратегическом планировании в Российской Федерации»// Российская газета. - № 146.- 03.07.2014.
6. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 08.06.2020) «О некоммерческих организациях» //Российская газета. - № 14. - 24.01.1996.
7. Постановление Правительства РФ от 11.11.2015 № 1218 (ред. от 18.05.2019) «О порядке разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период» // Собрание законодательства РФ.- 16.11.2015.- № 46.- ст. 6398.
8. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 28.09.2018) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»// Собрание законодательства РФ.-24.11.2008.- № 47.- ст. 5489
9. Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»// Официальный интернет- портал правовой информации. -http://www.pravo.gov.ru.-31.12.2015.
10. Постановление Правительства РФ от 02.08.2010 № 588 (ред. от 16.04.2020) «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ.- 09.08.2010.- № 32.-ст. 4329.
11. Закон Алтайского края от 03.04.2015 № 30-ЗС (ред. от 05.12.2019) «О стратегическом планировании в Алтайском крае» // Официальный интернет- портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru.-07.04.2015.
12. Закон Алтайского края от 21.11.2012 № 86-ЗС «Об утверждении стратегии социально-экономического развития Алтайского края до 2025 года» // Алтайская правда.- № 350-354,.- 29.11.2012.
Основная литература
13. Агафонов, В.А. Анализ стратегий и разработка комплексных программ / В.А. Агафонов- М.: Наука, 1990. - 216 с.
14. Алушкин, Ю. А. Стратегическое планирование экономического развития и муниципальная экономическая политика в депрессивных муниципальных образованиях - моногородах/Ю.А. Алушкин// Экономика и управление. - 2011. - № 4. - С.106-108.
15. Арцишевский, Л.Н. Государственные программы в национальной экономической стратегии: российская практика в свете зарубежного опыта/ Л.Н. Арцишевский // Сборник научных трудов ФБНУ «ИМЭИ»: Проблемы стратегического управления. - М.: ФБНУ «ИМЭИ». - 2014. - С. 7-53.
16. Бахтизин, А.Р. Вычислимая модель «Россия: Центр - Федеральные округа» / А.Р.Бахтизин. -Препринт #WP/2003/151. - М.: ЦЭМИ РАН, 2003. - 67 с.
17. Беленький, В.З. Некоторые постановки задач ранжирования и их решение на основе принципа согласованности/ В.З. Беленький, В.Г. Гребенников // Экономическая наука современной России. - 2013. - № 3. - С. 59-69.
18. Белкин, В.Д. Национальные проекты, приоритеты президентского послания и их финансирование / В.Д. Белкин, В.П. Стороженко // Экономическая наука современной России. - 2006. - № 3. - С. 45-57.
19. Берг.ю А.И. О некоторых проблемах кибернетики / А.И. Берг // «Вопросы философии». - 1960. - № 5. - С. 51-55.
20. Брагина, З.В. Развитие регионов: диагностика региональных различий: Монография / З.В. Брагина, И.К. Киселев. - М.: НИЦ ИНФРА-М,
2014. -152 с.
21. Васецкая, Н.О. Программно-целевое управление как инструмент финансовой реализации федеральных целевых программ/ Н.О. Васецкая// Экономика науки. -2019. - №5(3). - С.160-169.
22. Габитова, А.Р. Прогнозирование экономической динамики региона / А.Р.Габитова, А.Р. Абдрашитова // ЭКО. -2006. -№ 12. - С. 124-134.
23. Гаврилов, А.И. Региональная экономика и управление / А.И.Гаврилов - М.: Ю Н И ТИ - Д А НА , 2002. - 239 с.
24. Гапоненко, А.Л. Стратегическое управление: Учебник / А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухин.- М . Омега-Л, 2004. -367 с.
25. Глисин, Ф. Мониторинг региональных инновационных систем / Ф.Глисин, В.Калюжный // Экономист. - 2011. - № 6.-С. 18-26.
26. Глушкова, В.Г. Федеральные округа России. Региональная экономика. : учебное пособие / Глушкова В.Г., Симагин Ю.А. ред. — Москва : КноРус, 2020. — 289 с.
27. Гришина, В.И. Российское экономическое пространство: проблемы и перспективы реструктуризации: Монография / В.И. Гришина, Г.Ю. Гагарина.- М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013.- 187 с.
28. Голдаков, Р.Н. Целевые муниципальные комплексные программы: монография / Р.Н. Голдаков, М.Н. Петров. - М: Креативная экономика, 2010. - 128 с.
29. Дмитриев, Ю.А. Актуальные проблемы развития региональной экономики. Монография/Ю.А. Дмитриев, К.В. Хартанович, В.М. Скорик и др.- Владимир, Собор, 2011. - 352 с.
30. Дмитриев, Ю.А. Концептуальные подходы к совершенствованию инновационной деятельности в региональных экономических системах: монография / Ю.А. Дмитриев, С.А. Максимов, К.В. Хартанович. - Владимир: Собор, 2010. - 444 с.
31. Ермакова, Н.М. Федеральные и региональные целевые программ ы: концепция формирования и оценка реализации / Н.М. Ермакова. - М: Проспект,
2015. - 305 с.
32. Ефимов, Я.Г. Проектное управление в системе государственного управления / Я.Г. Ефимов // Развитие общественных наук российскими студентами. - 2007. - №6. - С.15-18.
33. Жихарев, К. Проектное управление развитием региональной инновационной системы: общая схема и принципы / К. Жихарев // Пробл. теории и практики уттравл. - 2010. - № 7. - С.50-57.
34. Жихаревич, Б.С. Стратегическое планирование как фактор стимулирования региональной конкуренции / Б.С. Жихаревич //Регион: экономика и социология 2011. - № 1. - С. З-14.
35. Журба, М.В. Федеральные и региональные государственные муниципальные программы (управление реализацией программ): учебное по собие / М.В. Журба. - Нижний Новгород: Издательство Волго-Вятской академии гос. службы, 2014. - 60 с.
36. Заывский, Н.П. Стратегия «России - 2020»: Взаимодействие бизнеса и государства: монография / Н.П. Залывски й, И.В. Смирнова, Р.Н. Залывский. - Архангельск: Поморский государственный универ си те т им. М.В. Ломоносова, 2015. - 194 с.
37. Звягинцев, П. С. Программно-целевой подход к инвестированию инновационного развития и импортзамещения в России. Научный доклад / П.С. Звягинцев. -М: Институт экономики РАН, 2016. - 44 с.
38. Зорина, Т.М. Особенности развития социально-экономических программ в регионе / Т.М. Зорина, Е.В. Строителева // Социально¬экономическое развитие общества в координатах XXI в.: традиции и инновации: сборник статей / под ред. Т.Г. Строителевой. - Барнаул : Изд-во ААЭП, 2014. -С. 84-90.
39. Запарин, В. А. Анализ нормативной правовой базы разработки программ социально-экономического развития муниципальных образований /В.А. Запарин // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. - 2010. - №1-2. - С. 63-69.
40. Зоидов, К.Х.. Государственно-частное партнерство - основа инновационного развития и безопасности транзитной экономики: Монография /К.Х Зоидов, А.А. Медков, З.К. Зоидов. - Предисловие и науч. ред. чл.-корр. РАН В.А. Цветков. — Москва: Экономическое образование, 2017. — 528 с.
41. Идрисова, В. Влияние федеральных трансфертов на фискальное поведение региональных властей /В. Идрисова, Л. Фрейнкман. - М.: ИЭПП, 2010. - 100 с.
42. Капицына, В. М. Политология: учебное пособие /В. М. Капицына, В. К. Мокшина. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2015. - 596 с.
43. Кривошеева, М.Ю. Стратегия социально-экономического развития региона на основе программно-целевых методов управления /М. Ю. Кривошеева. Воронеж, 2005. - 184 с.
44. Кохужева, С.Н. Программно-целевое управление социально-экономическим развитием региона / С.Н. Кохужева // Российское предпринимательство. -2011. - №15. - С. 156-161.
45. Кохужева, С.Н.. Развитие программно-целевого подхода в управлении региональной экономикой : на материалах Республики Адыгея : диссертация ... кандидата экономических наук : 08.00.05 / С.Н. Кохужева; [Место защиты: Майкоп. гос. технол. ун-т].- Майкоп, 2012. - 189 с.
46. Коровкина, Е.Б. Правовое обеспечение реализации приоритетных национальных проектов/Е.Б. Коровкина // Финансы. - 2007. - №9. - С. 11-13.
47. Климанов, В.В. О межведомственном взаимодействии при формировании госпрограмм / В.В. Климанов, Е.В. Косендяк, А.А. Михайлова // Финансы. - 2013. - №7. - С. 13-18.
48. Кочкаров, Р.А. Государственные и муниципальные программы: инструментальная поддержка / Р.А. Кочкаров - М.: Экономика, 2015. - 223 с.
49. Кошелева, Н.А. Оценка программ: методология и практика / А.И. Кузьмин, Р.О. Салливан, Н.А. Кошелева. - Москва: Престо-РК, 2014. - 396 с.
50. Кузык, Б.Н. Прогнозирование, стратегическое планирование и национальное программирование: учебник/ Б.Н. Кузык, В.И. Кушлин, Ю.В. Як овец - М.: Экономика, 2014. - 604 с.
51. Лазичева, Е.А. Региональная система как объект и субъект управления региональным развитием / Е.А.Лазичева // Известия Томского политехнического университета. - 2008. - Т. 312. - № 6. - С. 19-23.
52. Лапыгин, Д.Ю. Методическое обеспечение процесса разработки плана стратегического развития региона / Д.Ю. Лапыгин // Менеджмент в России и за рубежом. - № 6. - ноябрь-декабрь. - 2005. - С. 40-52.
53. Лейбкинд, Ю.Р. Проблемы программно-целевого планирования Ю.Р. Лейбкинд // Экономика и математические методы. - 1974. - Том 10. - № 3. - С. 449-454.
54. Лексин, В.Н. Переосвоение российской Арктики как предмет системного исследования и государственного программно-целевого управления: вопросы методологии / В.Н. Лексин, Б.Н. Порфирьев // Экономика региона. - 2015. - № 4 - С. 9-20.
55. Лексин, В.Н. Реформы и регионы: Системный анализ процессов реформирования региональной экономики, становления федерализма и местного самоуправления / В.Н. Лексин, А.Н. Швецов. - М.: ЛЕНАНД, 2012. - 1024 с.
56. Лексин, В.Н. Государство и регионы: теория и практика государственного регулирования территориального развития / В.Н. Лексин, А.Н. Швецов.-М.: УРСС, 2007. - С. 44-52.
57. Лемешев, М.Я. Комплексные программы в планировании народного хозяйства / М.Я. Лемешев, А.И. Панченко. - М.: Экономика, 1973. - 167 с.
58. Лопатников, Л.И. Экономико-математический словарь: Словарь современной экономической науки / Под ред. Г.Б. Клейнера. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Дело, 2003. - 520 с.
59. Макарова, С. Н. Целевые бюджетные программы: теория и практика: монография / С. Н. Макарова. - Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2012. - 188 с.
60. Марченко, М. Н. Общая теория государства и права / М.Н. Марченко. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2014.- 188с.
61. Месропян, К.Э. Современные подходы к измерению эффективности региональной экономики / К.Э. Месропян // Экономический анализ: теория и практика. - 2011. -№ 21. - С.34-41.
62. Методы обоснования инвестиционных программ (реальный сектор экономики) / Г.М. Татевосян, О.М. Писарева, С.В. Седова [и др.] // // Препринт # WP/2009/260. - М.: ЦЭМИ РАН, 2009. - 59 с.
63. Нещадин, А. Новый подход к разработке стратегий и комплексных планов (программ) развития регионов, агломераций и муниципальных образований/А. Нещадин // Общество и экономика. - 2011. - № 4-5. -С .215¬227.
64. Никишина, Е.С. Разработка стратегических направлений инновационного развития регионов / Никишина Е.С. // Проблемы современной экономики. - 2010. - №3. -С.295-298.
65. Новокшонова, Л. Международная интеграция: региональные институциональные структуры / Л.Новокшонова, Н.Шмелева // Пробл. теории и практики управл. - 2012. -№ 2. - С.8-18.
66. Новоселов, А.С. Регион как исходное понятие теории регионального воспроизводства / Новоселов А.С. // Регион: экономика и социология. - 2006. - № 3. -С.3-14.
67. Осипова, И.В. Методы оценки эффективности реализации феде ральных государственных и муниципальных программ, содержащих НИОКР гражданского назначения: монография / И.В. Осипова. - М: ФГ ОБ УВ ПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», 2012. - 108 с.
68. Перепелкин, Л. С.Национальная политика в России: XVI- начало XXI века / Л.С. Перепелкин,- М.: Форум: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 300 с.
69. Петраков, Н.Я. О роли, месте и функциях комплексных программ в системе управления социалистической экономикой / Н.Я. Петраков, Е.В. Руднева// Экономика и математические методы. - 1978. - Т. 14. - Вып. 4. - С. 639-653.
70. Политика регионального развития и совершенствование экономикоправовых основ федеративных отношений / под ред. Е.М. Бухвальда. - М.: Институт экономики РАН, 2015. - 48 с.
71. Положихина, М.А. Организация управления национальными проектами // Экономические и социальные проблемы России: Сб. науч. тр. / РАН. ИНИОН. Центр социальных науч.-информ. Исслед. Отд. Экономики; Ред. кол.: Макашева Н.А., гл. ред., и др. № 2: Приоритетные национальные проекты: Проблемы и пути реализации / Ред. и сост. вып. Б.Г. Ивановский. - М.: ИНИОН, 2008. - С.10-38.
72. Полтерович, В.М. Стратегия модернизации российской экономики: система интерактивного управления ростом / В.М. Полтерович // Журнал Новой экономической ассоциации. - 2010. - №7. - С. 158-160.
73. Погосян, Т. В. Зарубежный опыт программно-целевого планирования на федеральном уровне /Т.В. Погосян//Государственный университет управления, 2015. -С. 37-43.
74. Попов, Р.А. Системология регионального хозяйства /Р.А. Попов.- М.: Высш. Шк., 2010. - 223 с.
75. Попов, Р.А. Региональное управление и территориальное планирование: учебник / Р.А. Попов. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 288 с.
76. Попов, Г.Х., Косов Н.С. Программно-целевой метод в управлении и планировании/ Г.Х. Попов, Н.С. Косов.- М.: Экономика, 1980. - 40 с.
77. Проблемы разработки и реализации комплексных программ / под ред. Н.П. Федоренко и др. - М.: Наука, 1984. - 278 с.
78. Программирование регионального развития: современные требования к разработке программы экономического и социального развития субъекта Российской Федерации / Под ред. И.И. Меламеда. Моногр. - М.: Современная экономика и право, 2007. - 232 с.
79. Пчелинцев, О.С. Региональная экономика в системе устойчивого развития / О.С. Пчелинцев.- Ин-т народнохозяйственного прогнозирования РАН. - М.: Наука, 2004. - 258 с.
80. Райзберг, Б. А. Системный подход в перспективном планировании / Б.А. Райзберг.- М.: Экономика, 2006. - 255 с.
81. Сахарова, В. С. Федеральные государственные и муниципальные программы: объем, порядок, источники финансирования / В. С. Сахарова // Молодой ученый. - 2012. - №10. - С. 225-227.
82. Сидорина, И.Ф. Государственные и муниципальные программы как инструмент программно-целевого бюджетирования / И.Ф. Сидорина. - Иваново: Научная мысль, 2015. - 135 с.
83. Серикова, К. Я. Государственные программы как элемент системы стратегического планирования / К.Я Серикова. - М. -2015. - 126 с.
84. Стефанов, Н. Программно-целевой подход в управлении. Теория и практика / Н. Стефанов. -М: Прогресс, 2005. - 198 с.
85. Строителева, Т.Г. Кадровая политика бизнес-структур как основа социально-экономического развития региона / Т.Г. Строителева // Современная экономика: проблемы и решения. -2013. -№10 (46). - С. 68-75.
86. Строителева, Т.Г. Инвестиционное обеспечение как основной фактор реализации социально-экономических программ в регионах России / Т.Г. Строителева // Вестник алтайской науки. - 2013. -№2-2. - С. 177-179.
87. Строителева, Е.В. Проблемы стратегического и программно¬целевого планирования в регионах / Е.В. Строителева // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2014. - №3. - С. 75-79.
88. Сравнительный анализ экономических показателей регионов России / Г.М. Татевосян, О.М. Писарева, С.В. Седова [и др.] // Экономика и математические методы. - 2004. - Том 40. - №4 - С. 59-73.
89. Тамбовцев, В. Программно-целевое планирование: вчера, сегодня... Завтра?/В.Тамбовцев, И.Рождественская // Вопросы экономики. - 2016. - №6. - С. 77-90.
90. Татевосян,Г. М. Региональный аспект обоснования и реализации национальных проектов и программ / Научное, экспертно-аналитическое и информационное обеспечение стратегического управления, разработки и реализации приоритетных национальных проектов и программ. Сб. науч. тр. ИНИОН РАН. Редкол.: Пивоваров Ю.С. (отв. Ред.) и др. - М., 2007. - С. 295¬305.
91. Татевосян, Г. М. Опыт реализации отраслевых программ во Франции 1960 - 1970-х гг. / Г.М. Татевосян, Р.Ш. Магомедов// Региональные проблемы преобразования экономики. - 2016. - № 11. -С. 124-136.
92. Тейлор, С. Применение программного подхода к экономическому развитию: отбор программ и проектов /С.Тейлор // Региональная политика, направленная на сокращение социально-экономической и правовой асимметрии. - Новосибирск: Экор, Сибирское соглашение, 2000. - С. 222-241.
93. Троцковский, А. Я. Третьякова, Л. П. Программно-целевые методы в практике регионального управления Алтайского края - Известия Алтайского государственного университета. - 2015. - № (2/1(86). - С. 188-192.
94. Территории опережающего социально-экономического развития: анализ и моделирование развития / под ред. П.В. Строева. - Москва : А- проджект, 2018. - 173 с.
95. Ушаков, А. С. миру по нитке - региону программа /А.С.Ушаков // Финансы в Сибири. - 2015. - № 2. -С.6-8.
96. Шваков, Е.Е. Диверсификация развития региональной экономики на основе использования ее социальной инфраструктуры / Е.Е. Шваков, Т.И. Дутова // Фундаментальные исследования. - 2014. -№6. - С. 1273-1277.
97. Шваков, Е.Е. Особенности формирования и содержание инвестиционной политики в различных субъектах Российской Федерации / Е.Е. Шваков // Региональная экономика: теория и практика. - 2014. - №4. - С. 51-60.
98. Шедько, Ю.Н. Конструирование и совершенствование механизмов управления устойчивым развитием региона [Электронный ресурс] / Ю.Н. Шедько // Управление в социальных и экономических системах: материалы международной научнопрактической конференции. 21 мая 2015 года / под ред. Ю.С. Руденко, Р.М. Кубовой, М.А. Зайцева. - М.: ЧОУВО «МУ им. С.Ю. Витте», 2015. - С.457-470.
99. Шедько, Ю.Н. Региональные аспекты формирования единого экономического пространства / Ю.Н. Шедько // АНТРО. - 2015. - № 2 (17). - С. 144-150.
100. Шедько, Ю.Н. Совершенствование системы экономической безопасности организации, функционирующей на основе принципов устойчивого развития / Ю.Н. Шедько, М.Н. Власенко // ВУЗ. XXI век. - 2015. - № 3 (49). - С. 123-130.
101. Шедько, Ю.Н. Управление устойчивым развитием региона на основе комплексного подхода [Электронный ресурс] / Ю.Н. Шедько // Потенциал социально- 44 экономического развития Российской Федерации в новых экономических условиях: материалы II международной научно¬практической конференции; в 2-х ч. Ч. 2 / под ред. Ю.С. Руденко, Л.Г. Руденко.
- М.: ЧОУВО «МУ им. С.Ю. Витте», 2016. - С.713-720.
102. Филимоненко, И. В. Управление локальными рынками региона как факторами экономического роста / И. В. Филимоненко. -Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2013. -460 с.
103. Федоляк, B.C. Приоритеты региональной экономической политики федерального центра // Известия Саратовского университета. -2009. -Т. 9. - Сер. Экономика. Управление. Право. - вьш. 2. -С. 27 - 31.
104. Феофилова, Т.Ю. Концепция безопасного развития регионов: формирование понятийного аппарата / Т.Ю. Феофилова // Экономика и управление. - 2010. - № 8. - С.48- 52.
105. Фетисов, Г.Г. Региональное прогнозирование в системе государственного регулирования рыночной экономики: проблемы теории и практики // Вестник Московского университета. Серия 6 Экономика. - 2006. - №1. - С.29- 50.
106. Фетисов, Г.Г. Региональная экономика и управление: Учебник / Г.Г. Фетисов, В.П. Орешин. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 416 с.
107. Хмелева, Г.А. Региональное управление и территориальное планирование: Учебное пособие / Г.А. Хмелева, В.К. Семенычев - М.: НИЦ ИНФРА-М,2015. - 224 с.
108. Хасбулатов, О. Региональное регулирование как часть государственной макроэкономической политики // Международная экономика.
- 2007. -№7. - С.52-64.
109. Храпылина, Л. П. Региональная стратегия социального развития. Методика разработки : учебно-метод. рекомендации / Л. П. Храпылина , Н. А. Волгин , Т. В. Ярыгина , кол. авт. Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ - М.: РАГС,2011. -140 с.
110. Якушев, В.В. Программно-целевое управление территориальным развитием сложнопостроенного региона / В.В. Якушев.-Тюмень: ТГНГУ, 2015. - 24с.