ВЛИЯНИЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ НА СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ
|
Введение 4
Глава I. Программно-целевой метод развития региона, его основные особенности и специфика 12
1.1. Сущностные особенности программно-целевого метода развития региона.
Политико-экономический анализ 12
1.2. Основные формы программно-целевого метода развития региона 19
Глава II. Анализ статистических показателей, характерных для региона в проекте ФЦП (на примере Алтайского края) 28
2.1. Особенности формирования региональных программ 28
2.2. Оценка основных итогов реализации социально-экономического развития
Алтайского края до 2025 г 36
Глава III. Специфика, условия и результат реализации федеральных целевых программ на территории Алтайского края 45
3.1. Опыт разработки программ социально-экономического развития регионов 45
3.2. Реализация федеральной целевой программы регионального развития «
Жилище» в Алтайском крае 51
Заключение 61
Библиографический список 69
Приложение № 1
Глава I. Программно-целевой метод развития региона, его основные особенности и специфика 12
1.1. Сущностные особенности программно-целевого метода развития региона.
Политико-экономический анализ 12
1.2. Основные формы программно-целевого метода развития региона 19
Глава II. Анализ статистических показателей, характерных для региона в проекте ФЦП (на примере Алтайского края) 28
2.1. Особенности формирования региональных программ 28
2.2. Оценка основных итогов реализации социально-экономического развития
Алтайского края до 2025 г 36
Глава III. Специфика, условия и результат реализации федеральных целевых программ на территории Алтайского края 45
3.1. Опыт разработки программ социально-экономического развития регионов 45
3.2. Реализация федеральной целевой программы регионального развития «
Жилище» в Алтайском крае 51
Заключение 61
Библиографический список 69
Приложение № 1
В настоящее время бюджетно-налоговые полномочия сосредоточены в управление федерального центра. Поэтому дальнейшее социально-экономическое во многом зависит от деятельности центрального аппарата. В таких условиях необходимо прийти к согласованным действиям в системе «федеральный центр - регионы». Реализация государственной политики в области социально-экономического развития в России реализуется преимущественно через различные формы программ и проектов.
Данный подход получил название программно-целевое управление.
В 20014 году в практику государственного управления внедряется программа целевого бюджетирования. В результате возникает пересмотра функций инструмента программно-целевого бюджетирования и его возможностей в качестве стратегического планирования.
Рассматривая региональную политику любого государства можно сделать вывод, что в ее основе лежит принцип оптимизации. Данный принцип означает, что стратегия развития должна быть оптимизирована под все регионы страны. При этом для решения текущих задач, необходимо устранить все противоречия, имеющие в ранее действовавшей политики.
Чтобы разработать эффективную стратегическую программу необходимо найти такие методы, которые позволят наиболее эффективно решать конкретные проблемы регионов.
Одним из таких методов в настоящее время является региональное программирование.
В настоящее время в России применяется большое количество различных целевых программ, направленных на решение конкретных задач в установленные сроки.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что федеральные целевые программы являются важнейшим инструментов государственной политики. Данные программы необходимо направлять на решение наиболее важных проблем.
Степень разработанности проблемы. Вопросы разработки и реализации федеральных целевых программ рассматривались многими отечественными и зарубежными авторами. Использование целевых программ в решение региональных проблем впервые рассматривались цивилистами западной регионалистики. В первых исследования рассматривались только конкретные практические шаги по использованию программного подхода в решение отдельных проблем. Позднее появилось более масштабное теоретическое осмысление данного подхода. Особый интерес в данном направлении представляют работы следующих авторов: У. Айзард, X. Гирш, X. Зиберт, А. Леш, Г. Мюрдаль, Т. Хэгерстранд.
Региональное планирование в зарубежном и советском понимании имеет некоторые особенности. Институционализация данного метода в российскую практику пришла в качестве инструмента, направленного на отраслевое, а не на территориальное развитие.
В том числе в развитие данной темы следует отметить особое значение работы В.Ф. Павленко «Планирование территориального развития».
На первых этапах развития программно-целевого метода использовалось только планирование. Программирование появилось намного позднее. Составление и реализация планов развития народного хозяйство осуществлялось только с помощью планово-отраслевого подхода, программирование же использовалось в качестве вспомогательного метода. Трансформации в политической и экономической сфере привели к необходимости пересмотра инструментов, используемых для развития СССР. В итоге стало очевидным, что использование планово-отраслевого подхода не приносит достаточно эффективных результатов.
При этом отечественные исследователи стремились создавать собственные разработки методов и систем управления, не прибегая к копированию западных моделей. Особый интерес в данном направлении представляют работы следующих авторов: В.С. Бялковская, М.Я. Лемешев, Н.С. Косов, Е.Д. Новиков, Г.Х. Попов, А.И. Панченко, Ю.М. Самохин, С.С. Шаталин и др. Инструментальные проблемы в разработки целевых программ исследовались такими авторами, какР.И. Шнипер и М.К. Бандман.
Исторические основы и современные проблемы взаимосвязи федеральной и региональной политики рассматривались в трудах следующих авторов Р.Г. Абдулатипова, С.С. Артоболевского, Д.В. Бадовского, И.Н. Барциц, И.М. И.А. Конюховой, И.Г. Косикова, А.В. Кузнецова, О.В. Кузнецовой, В.Н. С.И. Рыженкова, Р.Ф. Туровского, С.Г. Турунка, А.Н. Швецова и др.
Таким образом, вопросам использования программно-целевого подхода в области федерального и регионального развития посвящено довольно большое количество работ отечественных и зарубежных авторов. Но при этом следует отметить, что в настоящее время практически не разработана проблема влияния на технологию его применения национальных политических условий конкретных государств.
Следует отметить, что вопрос о применение регионального планирования в работах российских авторов не раскрывается в достаточной степени.
Остаются недостаточно изученными проблемы влияния национальных политических условий на реализацию Федеральных целевых программ в системе, для формирования комплексной стратегии региональной политики России. Остаются без достаточного внимания вопросы практической реализации федеральных целевых программ.
Таким образом, в рамках данной теме остается ряд нерешенных вопросов, требующих дальнейшего исследования. Поэтому данная тема в настоящее время является актуальной.
Объект исследования государственное регулирование социально-экономического развитие регионов до2023 г. на примере Алтайского края
Предметом исследования выступает реализация социально-экономической региональной политики на основе применения федеральных целевых программ регионального развития.
Целью исследования является изучение особенностей разработки и реализации федеральных целевых программ регионального развития на примере Алтайского края
Задачи исследования:
• проанализировать программно-целевой метод развития региона, его основные особенности и специфика;
• рассмотреть функциональное и социально - экономическое значение государственного регулирования регионального развития;
• провести анализ статистических показателей, характерных для региона в проекте ФЦП.
• исследовать понятие, виды и основные характеристики ФЦП;
• проанализировать опыт разработки программ социально-экономического развития регионов;
• исследовать специфику иусловия реализации ФЦП на территории Алтайского края.
• рассмотреть результаты реализации федеральной целевой программы регионального развития «Жилище» в Алтайском крае.
Теоретико-методологическую основу исследования составили труды российских и зарубежных авторов в области региональной экономики, стратегического планирования, программно-целевых методов планирования и управления.
Методологическая основа исследования. Методологическую основу исследования данной работы представляет диалектико - материалистическая методология. В исследовании процессов регионального управления и развития материалистическая методология раскрывается как методология, исследующая глубинные сущностные стороны процесса регионального управления и развития.
Процесс регионального развития на современном этапе тесно связан с анализом материальной базы, являющейся необходимым ресурсом для процесса управления и развития. Поскольку региональная доходность обеспечивает экономико - социальные основания для развития, а процесс межбюджетной и внутрибюджетной политики представляет собой необходимый фактор процесса управления, то использование материалистической методологии приводит к эффективному исследованию сущности социально - экономического управления и планирования. В нашей работе диалектико - материалистическая методология применяется не только в принципиальном теоретическом основании, но также и в том, что результаты теоретической части работы подтверждаются практикой анализа программы «Жилище», реализуемой в Алтайском крае. Данный аспект работы демонстрирует применение диалектического метода. Диалектический метод в нашей работе раскрывается как реализация принципа перехода количественных изменений в качественные. Анализ стратегий планового управления в различные политико - экономические циклы раскрывает систему количественных характеристик регионального развития, тогда как реализация программно - целевого способа управления и развития подразумевает качественное воплощение стратегии регионального развития.
При проведении исследования использовались следующие методы:
Метод системного анализа используется нами в поэтапном исследовании комплексных особенностей отраслевого хозяйства и изучении внутриэкономических взаимосвязей экономико - социальной системы региона.
Метод систематизации используется для разделения изучаемых программ регионального управления и развития на экономически эффективные и зависимые программы управления и регионального развития.
Балансовый метод используется при выявлении показателей межбюджетного и внутрибюджетного строительства, а также при определении соразмерности ресурсной и потребительской базы.
Метод формально - юридического анализа раскрывается в работе при обосновании задач и целей нормативно - правового обеспечения управления и планирования процесса регионального управления и развития.
Источниковую базу исследования составили: федеральные и региональные (Алтайский край) нормативно-правовые, методические документы и стандарты, предоставленные компьютерной справочной правовой системой «КонсультантПлюс», данные Федеральной службы государственной статистики, Министерства финансов РФ и Федерального казначейства РФ, долгосрочные стратегии и концепции федерального уровня; государственные программы; законы субъектов Российской Федерации и другие документы региональных правительств и их министерств; документы администраций муниципальных образований; монографии и периодические издания трудов отечественных и зарубежных авторов, в том числе представленные в глобальной сети Интернет.
Научная новизна исследования состоит в том, что в ней проведено теоретическое обоснование значимости федеральных целевых программ, анализ их формирования, а также разработка методических рекомендаций по совершенствованию существующей системы составления федеральных целевых программ и механизма финансирования, с целью повышения эффективности государственного регулирования.
Практическая значимость диссертационного исследования заключаются в том, что представленные в нем результаты могут использоваться в дальнейшей деятельности государственных и региональных органов в области управления.
Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты исследования докладывались автором на VI региональной молодежной конференции «Мой выбор - НАУКА!», XLVI научной конференции студентов, магистрантов, аспирантов и учащихся лицейных классов (Барнаул, Алтайский государственный университет, 17-27 апреля 2019 г.).
Апробация работы проводилась путем публикации в научных изданиях следующих статей:
1. Вишневская, Н.В. Программно-целевой метод развития региона, его основные особенности и специфика / Н.В. Вишневская // «Мой выбор - наука!» : сборник материалов VI региональной молодежной конференции, XLVI научной конференции студентов, магистрантов, аспирантов и учащихся лицейных классов. - Барнаул : АлтГУ, 2020. - 1 CD-R (26 Мб).
2. Вишневская Н.В. Некоторые вопросы реализации конституционного права на жилище в рамках федеральной целевой программы // Н.В. Вишневская // Комфортная правовая среда в современной России: проблемы и перспективы формирования: сборник научных трудов по материалам IV Международных законотворческих чтений (11 октября 2019 г., г. Саратов) / ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия». - Саратов: Изд-во ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия», 2019. -С. 13-15.
Структура и объем диссертации. Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, содержащих шести параграфов, заключения, списка литературы, а также 1 приложения. Структура глав и параграфов диссертации соответствует поставленным задачам.
Данный подход получил название программно-целевое управление.
В 20014 году в практику государственного управления внедряется программа целевого бюджетирования. В результате возникает пересмотра функций инструмента программно-целевого бюджетирования и его возможностей в качестве стратегического планирования.
Рассматривая региональную политику любого государства можно сделать вывод, что в ее основе лежит принцип оптимизации. Данный принцип означает, что стратегия развития должна быть оптимизирована под все регионы страны. При этом для решения текущих задач, необходимо устранить все противоречия, имеющие в ранее действовавшей политики.
Чтобы разработать эффективную стратегическую программу необходимо найти такие методы, которые позволят наиболее эффективно решать конкретные проблемы регионов.
Одним из таких методов в настоящее время является региональное программирование.
В настоящее время в России применяется большое количество различных целевых программ, направленных на решение конкретных задач в установленные сроки.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что федеральные целевые программы являются важнейшим инструментов государственной политики. Данные программы необходимо направлять на решение наиболее важных проблем.
Степень разработанности проблемы. Вопросы разработки и реализации федеральных целевых программ рассматривались многими отечественными и зарубежными авторами. Использование целевых программ в решение региональных проблем впервые рассматривались цивилистами западной регионалистики. В первых исследования рассматривались только конкретные практические шаги по использованию программного подхода в решение отдельных проблем. Позднее появилось более масштабное теоретическое осмысление данного подхода. Особый интерес в данном направлении представляют работы следующих авторов: У. Айзард, X. Гирш, X. Зиберт, А. Леш, Г. Мюрдаль, Т. Хэгерстранд.
Региональное планирование в зарубежном и советском понимании имеет некоторые особенности. Институционализация данного метода в российскую практику пришла в качестве инструмента, направленного на отраслевое, а не на территориальное развитие.
В том числе в развитие данной темы следует отметить особое значение работы В.Ф. Павленко «Планирование территориального развития».
На первых этапах развития программно-целевого метода использовалось только планирование. Программирование появилось намного позднее. Составление и реализация планов развития народного хозяйство осуществлялось только с помощью планово-отраслевого подхода, программирование же использовалось в качестве вспомогательного метода. Трансформации в политической и экономической сфере привели к необходимости пересмотра инструментов, используемых для развития СССР. В итоге стало очевидным, что использование планово-отраслевого подхода не приносит достаточно эффективных результатов.
При этом отечественные исследователи стремились создавать собственные разработки методов и систем управления, не прибегая к копированию западных моделей. Особый интерес в данном направлении представляют работы следующих авторов: В.С. Бялковская, М.Я. Лемешев, Н.С. Косов, Е.Д. Новиков, Г.Х. Попов, А.И. Панченко, Ю.М. Самохин, С.С. Шаталин и др. Инструментальные проблемы в разработки целевых программ исследовались такими авторами, какР.И. Шнипер и М.К. Бандман.
Исторические основы и современные проблемы взаимосвязи федеральной и региональной политики рассматривались в трудах следующих авторов Р.Г. Абдулатипова, С.С. Артоболевского, Д.В. Бадовского, И.Н. Барциц, И.М. И.А. Конюховой, И.Г. Косикова, А.В. Кузнецова, О.В. Кузнецовой, В.Н. С.И. Рыженкова, Р.Ф. Туровского, С.Г. Турунка, А.Н. Швецова и др.
Таким образом, вопросам использования программно-целевого подхода в области федерального и регионального развития посвящено довольно большое количество работ отечественных и зарубежных авторов. Но при этом следует отметить, что в настоящее время практически не разработана проблема влияния на технологию его применения национальных политических условий конкретных государств.
Следует отметить, что вопрос о применение регионального планирования в работах российских авторов не раскрывается в достаточной степени.
Остаются недостаточно изученными проблемы влияния национальных политических условий на реализацию Федеральных целевых программ в системе, для формирования комплексной стратегии региональной политики России. Остаются без достаточного внимания вопросы практической реализации федеральных целевых программ.
Таким образом, в рамках данной теме остается ряд нерешенных вопросов, требующих дальнейшего исследования. Поэтому данная тема в настоящее время является актуальной.
Объект исследования государственное регулирование социально-экономического развитие регионов до2023 г. на примере Алтайского края
Предметом исследования выступает реализация социально-экономической региональной политики на основе применения федеральных целевых программ регионального развития.
Целью исследования является изучение особенностей разработки и реализации федеральных целевых программ регионального развития на примере Алтайского края
Задачи исследования:
• проанализировать программно-целевой метод развития региона, его основные особенности и специфика;
• рассмотреть функциональное и социально - экономическое значение государственного регулирования регионального развития;
• провести анализ статистических показателей, характерных для региона в проекте ФЦП.
• исследовать понятие, виды и основные характеристики ФЦП;
• проанализировать опыт разработки программ социально-экономического развития регионов;
• исследовать специфику иусловия реализации ФЦП на территории Алтайского края.
• рассмотреть результаты реализации федеральной целевой программы регионального развития «Жилище» в Алтайском крае.
Теоретико-методологическую основу исследования составили труды российских и зарубежных авторов в области региональной экономики, стратегического планирования, программно-целевых методов планирования и управления.
Методологическая основа исследования. Методологическую основу исследования данной работы представляет диалектико - материалистическая методология. В исследовании процессов регионального управления и развития материалистическая методология раскрывается как методология, исследующая глубинные сущностные стороны процесса регионального управления и развития.
Процесс регионального развития на современном этапе тесно связан с анализом материальной базы, являющейся необходимым ресурсом для процесса управления и развития. Поскольку региональная доходность обеспечивает экономико - социальные основания для развития, а процесс межбюджетной и внутрибюджетной политики представляет собой необходимый фактор процесса управления, то использование материалистической методологии приводит к эффективному исследованию сущности социально - экономического управления и планирования. В нашей работе диалектико - материалистическая методология применяется не только в принципиальном теоретическом основании, но также и в том, что результаты теоретической части работы подтверждаются практикой анализа программы «Жилище», реализуемой в Алтайском крае. Данный аспект работы демонстрирует применение диалектического метода. Диалектический метод в нашей работе раскрывается как реализация принципа перехода количественных изменений в качественные. Анализ стратегий планового управления в различные политико - экономические циклы раскрывает систему количественных характеристик регионального развития, тогда как реализация программно - целевого способа управления и развития подразумевает качественное воплощение стратегии регионального развития.
При проведении исследования использовались следующие методы:
Метод системного анализа используется нами в поэтапном исследовании комплексных особенностей отраслевого хозяйства и изучении внутриэкономических взаимосвязей экономико - социальной системы региона.
Метод систематизации используется для разделения изучаемых программ регионального управления и развития на экономически эффективные и зависимые программы управления и регионального развития.
Балансовый метод используется при выявлении показателей межбюджетного и внутрибюджетного строительства, а также при определении соразмерности ресурсной и потребительской базы.
Метод формально - юридического анализа раскрывается в работе при обосновании задач и целей нормативно - правового обеспечения управления и планирования процесса регионального управления и развития.
Источниковую базу исследования составили: федеральные и региональные (Алтайский край) нормативно-правовые, методические документы и стандарты, предоставленные компьютерной справочной правовой системой «КонсультантПлюс», данные Федеральной службы государственной статистики, Министерства финансов РФ и Федерального казначейства РФ, долгосрочные стратегии и концепции федерального уровня; государственные программы; законы субъектов Российской Федерации и другие документы региональных правительств и их министерств; документы администраций муниципальных образований; монографии и периодические издания трудов отечественных и зарубежных авторов, в том числе представленные в глобальной сети Интернет.
Научная новизна исследования состоит в том, что в ней проведено теоретическое обоснование значимости федеральных целевых программ, анализ их формирования, а также разработка методических рекомендаций по совершенствованию существующей системы составления федеральных целевых программ и механизма финансирования, с целью повышения эффективности государственного регулирования.
Практическая значимость диссертационного исследования заключаются в том, что представленные в нем результаты могут использоваться в дальнейшей деятельности государственных и региональных органов в области управления.
Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты исследования докладывались автором на VI региональной молодежной конференции «Мой выбор - НАУКА!», XLVI научной конференции студентов, магистрантов, аспирантов и учащихся лицейных классов (Барнаул, Алтайский государственный университет, 17-27 апреля 2019 г.).
Апробация работы проводилась путем публикации в научных изданиях следующих статей:
1. Вишневская, Н.В. Программно-целевой метод развития региона, его основные особенности и специфика / Н.В. Вишневская // «Мой выбор - наука!» : сборник материалов VI региональной молодежной конференции, XLVI научной конференции студентов, магистрантов, аспирантов и учащихся лицейных классов. - Барнаул : АлтГУ, 2020. - 1 CD-R (26 Мб).
2. Вишневская Н.В. Некоторые вопросы реализации конституционного права на жилище в рамках федеральной целевой программы // Н.В. Вишневская // Комфортная правовая среда в современной России: проблемы и перспективы формирования: сборник научных трудов по материалам IV Международных законотворческих чтений (11 октября 2019 г., г. Саратов) / ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия». - Саратов: Изд-во ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия», 2019. -С. 13-15.
Структура и объем диссертации. Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, содержащих шести параграфов, заключения, списка литературы, а также 1 приложения. Структура глав и параграфов диссертации соответствует поставленным задачам.
В заключении проведенного исследования, мы можем отметить, что программно-целевой подход предполагает использование системного подхода. В стратегии должен быть сформирован определенный результат, которого планируется достигнуть, а также определены ресурсы и источники их получения, которые будут задействованы в достижение поставленной цели.
Применение программно-целевого метода в реализации стратегии социально-экономического развития региона заключается в том, что на первом этапе выявляются проблемы и цели развития региона, как в целом, так и в разрезе развития отдельного объекта, или отдельной сферы хозяйствования дальнейшем осуществляется разработка собственно целевых комплексных программ; и на последнем этапе определяются ресурсы и возможности для их реализации. При этом следует отметить, что реализация целевых программ в регионах обеспечивают тот факт, что цели социально-экономического развития региона становятся целями деятельности тех органов управления, которые отвечают за реализации этих программ.
Несмотря на то, что на современном этапе развития государства регионы являются такими же субъектами экономических отношений, как и само государство, они также формируют и разрабатывают свою региональную социально-экономическую политику развития региона, реализация которой должна сделать уровень качества жизни граждан, проживающих на территории этого региона, более высоким, чем он был до реализации этих целевых программ, существуют и некоторые сложности. Эти сложности заключаются в том, что анализируя то,
как реализовываются положения нормативных актов всех уровней, выявлено, что до сих пор региональные органы власти не сумели доработать методы для того, чтобы оценивать эффективность и результативность реализации этих мероприятий более качественно и достоверно.
Хотя именно целевые программы и являются тем способом, который регулирует социально-экономическую ситуацию в регионе.
Таким образом, проанализировав практику применения программно-целевых методов в региональном развитии, мы можем отметить, что в данной сфере имеется довольно широкий инструментарий. Но при этом мы можем отметить, что методология составления и реализации документов регионального уровня несколько запаздывает с моментом возникновения проблем. В основном это связано с тем, что повышается вероятность стратегических неожиданностей.
Существует необходимость повышения качества стратегических документов. Также необходимы новые рекомендации по совершенствованию разработки и реализации таких программ.
Основной формой участия государства в развитие регионов является программно-целевое развитие. Данные программы служат инструментом для решения конкретных региональных проблем. Они могут быть направлены на развитие экономической, социальной, культурной и иной сферы. Федеральные целевые программы представляют собой комплекс мероприятий, обусловленных конкретными целями, задачами, ресурсам, сроками и методами.
Реализация ФЦП направлена на обеспечение эффективного развития по определенным направлениям. С помощью таких инструментов могут решаться социальные, экономические, экологические, культурные и иные проблемы региона. ФЦП в настоящее время являются одним из основных и наиболее эффективных средств реализации государственной политики. Данные программы должны быть сосредоточены на крупномасштабных, наиболее острых проблемах.
При этом федерально-целевая программа может включать в себя одновременно несколько подпрограмм, направленных на решение разных задач в рамках одной проблемы.
Проанализировав практику реализации государственных программ, мы отметили наличие ряда проблем.
Основной проблемой в данной сфере является то, что они не до конца свою основную функцию -гарантирование бюджетного финансирования в заданные сроки и в заданном объеме.
В 2010г. с началом работы по преобразованию федерального бюджета в преимущественно программный вид было решено разработать новый инструмент бюджетирования, названный государственной программой.
Государственная программа РФ - это стратегический документ, в котором содержатся цели дальнейшего развития, конкретные задачи и мероприятия, с помощью которых будут достигаться поставленные цели. Также в данном документе должны быть определены ресурсы и конкретные сроки в которые планируется прийти к запланированному результату. Цель государственных программ - реализовать ключевые приоритеты и цели государственной политики. Основными направлениями государственной политики являются - социально-экономическое развитие и обеспечение безопасности РФ.
При разработке целевых программ можно использовать следующие принципы регионального программно-целевого планирования: обеспечить социальное благосостояние общества, то есть интересы членов общества должны быть удовлетворены; основательность, то есть в основе программно-целевого планирования должны лежать научные обоснования и реальные условия, сложившиеся в этом регионе; иерархичность, то есть цели должны быть выстроены в соответствии с их приоритетностью; сбалансированность, то есть реализация направлений программы не должна допускать дублирование в их исполнении; измеримость, то есть должны использоваться количественные показатели если вопрос касается затрат ресурсов и эффективности реализации мероприятий программы, а если это нельзя измерить количественными мерками, то необходимо разработать метод косвенного учета конечного эффекта; гибкость, то есть должна быть возможность быстро реагировать на различные изменения окружающей среды, как внешней, так и внутренней для того, чтобы принять оперативные меры по коррекции реализации программы; непрерывность, то есть возможность использования программно-целевого метода на основе непрерывного среднесрочного бюджетирования.
Следует отметить, что алгоритм разработки и реализации региональных программ имеет некоторые недостатки, которые заключаются в следующем:
• основные положения программ имеют недостаточную обоснованность;
• малообоснованное завышение объема бюджетных заявок;
• отсутствие вариантов мероприятий для наиболее оптимального выбора;
• отсутствие достаточного контроля за реализацией программных мероприятий.
В частности, следует отметить проблемы и в правовой базе, регулирующей сферу разработки региональных программ. В том числе не раскрыты в полной мере вопросы финансирования и реализации программных документов.
Важным элементом государственного регулирования является региональная политика территориального развития, которая предполагает необходимость создания определенной системы мероприятий административного характера.
Данные мероприятия регулируют взаимоотношения между Центром и регионам при перераспределении ресурсов (властных, экономических и т. д.) и создают систему устойчивого развития территориально-политической системы государства. Региональное программирование играет большое значение в региональной политике. На сегодняшний день актуальным и перспективным является формирование региональных целевых программ развития. Они являются основным направлением программно-целевого планирования в РФ, так как имеют своей целью поддержание необходимых территориальных пропорций в экономике. Чтобы обеспечить сбалансированное социально-экономическое развитие регионов необходимо синхронизировать такие направления региональной политики, как:
- стимулирование экономического развития путем создания новых центров экономического роста в регионах;
- координация инфраструктурных инвестиций государства и инвестиционных стратегий бизнеса в регионах;
- сокращение дифференциации в уровне и качестве жизни населения в регионах.
Принимая во внимание тот факт, что в развитии регионов могут быть и общие характерные для всей территории Российской Федерации проблемы, но при разработке каких-либо конкретных целевых программах в определенном регионе учитываются возможности решения наиболее важных проблем данного региона.
В рамках данного исследования было проанализированы целевые программы, действующие в Алтайском крае. В результате данного исследования было установлено, что на территории Алтайского края в настоящее время действует более 38 федеральных целевых программ.
Базой регионально системы стратегического развития Алтайского края является Стратегия социально-экономического развития Алтайского края до 2025 г. В данном документе определены долгосрочные цели, приоритетные направления и задачи, к которым стремится регион, а также механизмы и инструменты, планируемые к использованию для достижения заданной цели. Разработанные в стратегии планы учитывают текущее состояние в регионе, конкурентные преимущества и современные вызовы внешней среды.
В настоящее время, как и всегда жилищный вопрос является самым актуальным в жизни любого гражданского общества. Далеко не каждый гражданин имеет возможность приобрести жилье себе в собственность, поэтому в рамках реализации конституционного права на жилище была создана Федеральная целевая программа «Жилище», запущенная в 2002 году.
В настоящий момент идет к завершению реализация Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы.
В 2015 г. была реализована вторая федеральная целевая программа «Жилище». ФЦП «Жилище» на 2011-2015 была исполнена не полностью, так как при ее реализации возникли проблемы. Официальные итоги реализации второго этапа ФЦП «Жилище» были представлена на официальном сайте Программы. На основании которых можно сделать вывод, что реализация второго этапа целевых показателей по Программе «Жилище» не была осуществлена в полном объеме.
Целевые программы регионального развития являются эффективным инструментом структурных преобразований в экономике, решения актуальных социальных проблем и призваны обеспечить необходимую концентрацию экономических и финансовых ресурсов на приоритетных направлениях государственной политики.
В Алтайском крае, как и на других территориях, реализуются программы регионального развития. На сегодняшний день можно рассмотреть итоги и перспективы реализации данных программ. На реализацию жилищных программ в 2018 году в регионе действовало 38 государственных программ и девять ведомственных целевых программ. Средства федерального бюджета в сумме 14,3 миллиарда рублей поступили на реализацию мероприятий государственных программ
Постановлением Администрации Алтайского края от 31 октября 2014 г. № 503 была утверждена государственная программа Алтайского края «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Алтайского края».
Общий объем средств, привлекаемых для реализации краевой государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Алтайского края» ориентировочно составляет 8,977 млрд рублей, в том числе средства федерального бюджета - 2,960 млрд рублей.
Целью программы является обеспечение населения Алтайского края доступным качественным жильем.
Для решения жилищных проблем также была создана социальная ипотека, которая также обеспечивается с помощью государственной поддержки.
Наличие такой программы безусловно является положительным моментом, однако, ее реализация не обеспечивает полное решение жилищных проблем. Результативная реализация федеральных и региональных целевых программ возможна только при условии, что органы местного самоуправления будут надлежащим образом исполнять федеральное законодательство При этом следует отметить, что в настоящее время нет четкого понимания, каким именно образом должны осуществляться данные процедуры
Мы считаем, что для решения данной проблемы необходимо внести изменения в законодательства. В частности, на законодательном уровне необходимо прописать мероприятия, направленные на реализацию конституционных прав граждан на жилище.
Самым главным препятствием при исполнении своих обязанностей органов местного управления в данном направление является недостаточное финансирование. При этом регионы особо не стремятся проявлять инициативу по созданию таких фондов, в силу опять же низкого финансирования региона.
Некоторые обязанности ОМС по способствованию реализации конституционного права на жилище носят именно рекомендательный характер, в связи, с чем считаем, что их необходимо закрепить в качестве обязательных.
Однако помимо финансовых проблем, возникающих при реализации права на жилище, ОМС создают дополнительные трудности при подаче документов на получение жилья. Примером может служить то, что у ОМС имеются правомочия по признанию граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий. Для получения своего права на получение помощи в приобретение жилья, граждане должны сами собирать все необходимые документы, затрачивая при этом немало времени. Кроме того, каждые 1-2 года осуществляется переоценка данных документов, что опять же обязывает граждан предоставлять повторно некоторые справки. Данную ситуацию можно расценить как воспрепятствование реализации конституционных прав граждан со стороны ОМС.
Для решения данной проблемы, считаем необходимым закрепить обязанность по сбору документов за органами местного самоуправления обязанность. Данную процедуру можно сделать оперативной с помощью электронных ресурсов и электронного документооборота.
Таким образом, в ходе проведенного исследования, мы установили, что разработка и реализация федеральных целевых имеет важнейшее значение в достижение целей развития страны и отдельных регионов. В настоящее время необходимо направить усилие не на разработку новых программ, а на развитие уже действующих. Для этого необходимо выявить недостатки, которые имеются в настоящее время при разработке и реализации программ.
Применение программно-целевого метода в реализации стратегии социально-экономического развития региона заключается в том, что на первом этапе выявляются проблемы и цели развития региона, как в целом, так и в разрезе развития отдельного объекта, или отдельной сферы хозяйствования дальнейшем осуществляется разработка собственно целевых комплексных программ; и на последнем этапе определяются ресурсы и возможности для их реализации. При этом следует отметить, что реализация целевых программ в регионах обеспечивают тот факт, что цели социально-экономического развития региона становятся целями деятельности тех органов управления, которые отвечают за реализации этих программ.
Несмотря на то, что на современном этапе развития государства регионы являются такими же субъектами экономических отношений, как и само государство, они также формируют и разрабатывают свою региональную социально-экономическую политику развития региона, реализация которой должна сделать уровень качества жизни граждан, проживающих на территории этого региона, более высоким, чем он был до реализации этих целевых программ, существуют и некоторые сложности. Эти сложности заключаются в том, что анализируя то,
как реализовываются положения нормативных актов всех уровней, выявлено, что до сих пор региональные органы власти не сумели доработать методы для того, чтобы оценивать эффективность и результативность реализации этих мероприятий более качественно и достоверно.
Хотя именно целевые программы и являются тем способом, который регулирует социально-экономическую ситуацию в регионе.
Таким образом, проанализировав практику применения программно-целевых методов в региональном развитии, мы можем отметить, что в данной сфере имеется довольно широкий инструментарий. Но при этом мы можем отметить, что методология составления и реализации документов регионального уровня несколько запаздывает с моментом возникновения проблем. В основном это связано с тем, что повышается вероятность стратегических неожиданностей.
Существует необходимость повышения качества стратегических документов. Также необходимы новые рекомендации по совершенствованию разработки и реализации таких программ.
Основной формой участия государства в развитие регионов является программно-целевое развитие. Данные программы служат инструментом для решения конкретных региональных проблем. Они могут быть направлены на развитие экономической, социальной, культурной и иной сферы. Федеральные целевые программы представляют собой комплекс мероприятий, обусловленных конкретными целями, задачами, ресурсам, сроками и методами.
Реализация ФЦП направлена на обеспечение эффективного развития по определенным направлениям. С помощью таких инструментов могут решаться социальные, экономические, экологические, культурные и иные проблемы региона. ФЦП в настоящее время являются одним из основных и наиболее эффективных средств реализации государственной политики. Данные программы должны быть сосредоточены на крупномасштабных, наиболее острых проблемах.
При этом федерально-целевая программа может включать в себя одновременно несколько подпрограмм, направленных на решение разных задач в рамках одной проблемы.
Проанализировав практику реализации государственных программ, мы отметили наличие ряда проблем.
Основной проблемой в данной сфере является то, что они не до конца свою основную функцию -гарантирование бюджетного финансирования в заданные сроки и в заданном объеме.
В 2010г. с началом работы по преобразованию федерального бюджета в преимущественно программный вид было решено разработать новый инструмент бюджетирования, названный государственной программой.
Государственная программа РФ - это стратегический документ, в котором содержатся цели дальнейшего развития, конкретные задачи и мероприятия, с помощью которых будут достигаться поставленные цели. Также в данном документе должны быть определены ресурсы и конкретные сроки в которые планируется прийти к запланированному результату. Цель государственных программ - реализовать ключевые приоритеты и цели государственной политики. Основными направлениями государственной политики являются - социально-экономическое развитие и обеспечение безопасности РФ.
При разработке целевых программ можно использовать следующие принципы регионального программно-целевого планирования: обеспечить социальное благосостояние общества, то есть интересы членов общества должны быть удовлетворены; основательность, то есть в основе программно-целевого планирования должны лежать научные обоснования и реальные условия, сложившиеся в этом регионе; иерархичность, то есть цели должны быть выстроены в соответствии с их приоритетностью; сбалансированность, то есть реализация направлений программы не должна допускать дублирование в их исполнении; измеримость, то есть должны использоваться количественные показатели если вопрос касается затрат ресурсов и эффективности реализации мероприятий программы, а если это нельзя измерить количественными мерками, то необходимо разработать метод косвенного учета конечного эффекта; гибкость, то есть должна быть возможность быстро реагировать на различные изменения окружающей среды, как внешней, так и внутренней для того, чтобы принять оперативные меры по коррекции реализации программы; непрерывность, то есть возможность использования программно-целевого метода на основе непрерывного среднесрочного бюджетирования.
Следует отметить, что алгоритм разработки и реализации региональных программ имеет некоторые недостатки, которые заключаются в следующем:
• основные положения программ имеют недостаточную обоснованность;
• малообоснованное завышение объема бюджетных заявок;
• отсутствие вариантов мероприятий для наиболее оптимального выбора;
• отсутствие достаточного контроля за реализацией программных мероприятий.
В частности, следует отметить проблемы и в правовой базе, регулирующей сферу разработки региональных программ. В том числе не раскрыты в полной мере вопросы финансирования и реализации программных документов.
Важным элементом государственного регулирования является региональная политика территориального развития, которая предполагает необходимость создания определенной системы мероприятий административного характера.
Данные мероприятия регулируют взаимоотношения между Центром и регионам при перераспределении ресурсов (властных, экономических и т. д.) и создают систему устойчивого развития территориально-политической системы государства. Региональное программирование играет большое значение в региональной политике. На сегодняшний день актуальным и перспективным является формирование региональных целевых программ развития. Они являются основным направлением программно-целевого планирования в РФ, так как имеют своей целью поддержание необходимых территориальных пропорций в экономике. Чтобы обеспечить сбалансированное социально-экономическое развитие регионов необходимо синхронизировать такие направления региональной политики, как:
- стимулирование экономического развития путем создания новых центров экономического роста в регионах;
- координация инфраструктурных инвестиций государства и инвестиционных стратегий бизнеса в регионах;
- сокращение дифференциации в уровне и качестве жизни населения в регионах.
Принимая во внимание тот факт, что в развитии регионов могут быть и общие характерные для всей территории Российской Федерации проблемы, но при разработке каких-либо конкретных целевых программах в определенном регионе учитываются возможности решения наиболее важных проблем данного региона.
В рамках данного исследования было проанализированы целевые программы, действующие в Алтайском крае. В результате данного исследования было установлено, что на территории Алтайского края в настоящее время действует более 38 федеральных целевых программ.
Базой регионально системы стратегического развития Алтайского края является Стратегия социально-экономического развития Алтайского края до 2025 г. В данном документе определены долгосрочные цели, приоритетные направления и задачи, к которым стремится регион, а также механизмы и инструменты, планируемые к использованию для достижения заданной цели. Разработанные в стратегии планы учитывают текущее состояние в регионе, конкурентные преимущества и современные вызовы внешней среды.
В настоящее время, как и всегда жилищный вопрос является самым актуальным в жизни любого гражданского общества. Далеко не каждый гражданин имеет возможность приобрести жилье себе в собственность, поэтому в рамках реализации конституционного права на жилище была создана Федеральная целевая программа «Жилище», запущенная в 2002 году.
В настоящий момент идет к завершению реализация Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы.
В 2015 г. была реализована вторая федеральная целевая программа «Жилище». ФЦП «Жилище» на 2011-2015 была исполнена не полностью, так как при ее реализации возникли проблемы. Официальные итоги реализации второго этапа ФЦП «Жилище» были представлена на официальном сайте Программы. На основании которых можно сделать вывод, что реализация второго этапа целевых показателей по Программе «Жилище» не была осуществлена в полном объеме.
Целевые программы регионального развития являются эффективным инструментом структурных преобразований в экономике, решения актуальных социальных проблем и призваны обеспечить необходимую концентрацию экономических и финансовых ресурсов на приоритетных направлениях государственной политики.
В Алтайском крае, как и на других территориях, реализуются программы регионального развития. На сегодняшний день можно рассмотреть итоги и перспективы реализации данных программ. На реализацию жилищных программ в 2018 году в регионе действовало 38 государственных программ и девять ведомственных целевых программ. Средства федерального бюджета в сумме 14,3 миллиарда рублей поступили на реализацию мероприятий государственных программ
Постановлением Администрации Алтайского края от 31 октября 2014 г. № 503 была утверждена государственная программа Алтайского края «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Алтайского края».
Общий объем средств, привлекаемых для реализации краевой государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Алтайского края» ориентировочно составляет 8,977 млрд рублей, в том числе средства федерального бюджета - 2,960 млрд рублей.
Целью программы является обеспечение населения Алтайского края доступным качественным жильем.
Для решения жилищных проблем также была создана социальная ипотека, которая также обеспечивается с помощью государственной поддержки.
Наличие такой программы безусловно является положительным моментом, однако, ее реализация не обеспечивает полное решение жилищных проблем. Результативная реализация федеральных и региональных целевых программ возможна только при условии, что органы местного самоуправления будут надлежащим образом исполнять федеральное законодательство При этом следует отметить, что в настоящее время нет четкого понимания, каким именно образом должны осуществляться данные процедуры
Мы считаем, что для решения данной проблемы необходимо внести изменения в законодательства. В частности, на законодательном уровне необходимо прописать мероприятия, направленные на реализацию конституционных прав граждан на жилище.
Самым главным препятствием при исполнении своих обязанностей органов местного управления в данном направление является недостаточное финансирование. При этом регионы особо не стремятся проявлять инициативу по созданию таких фондов, в силу опять же низкого финансирования региона.
Некоторые обязанности ОМС по способствованию реализации конституционного права на жилище носят именно рекомендательный характер, в связи, с чем считаем, что их необходимо закрепить в качестве обязательных.
Однако помимо финансовых проблем, возникающих при реализации права на жилище, ОМС создают дополнительные трудности при подаче документов на получение жилья. Примером может служить то, что у ОМС имеются правомочия по признанию граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий. Для получения своего права на получение помощи в приобретение жилья, граждане должны сами собирать все необходимые документы, затрачивая при этом немало времени. Кроме того, каждые 1-2 года осуществляется переоценка данных документов, что опять же обязывает граждан предоставлять повторно некоторые справки. Данную ситуацию можно расценить как воспрепятствование реализации конституционных прав граждан со стороны ОМС.
Для решения данной проблемы, считаем необходимым закрепить обязанность по сбору документов за органами местного самоуправления обязанность. Данную процедуру можно сделать оперативной с помощью электронных ресурсов и электронного документооборота.
Таким образом, в ходе проведенного исследования, мы установили, что разработка и реализация федеральных целевых имеет важнейшее значение в достижение целей развития страны и отдельных регионов. В настоящее время необходимо направить усилие не на разработку новых программ, а на развитие уже действующих. Для этого необходимо выявить недостатки, которые имеются в настоящее время при разработке и реализации программ.
Подобные работы
- ВЛИЯНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ
УНИВЕРСИТЕТОВ НА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
РЕГИОНОВ РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Исследование влияния внешнеэкономических факторов на социально-экономическое развитие региона
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2016 - ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ НЕСТАБИЛЬНОСТИ (НА МАТЕРИАЛАХ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Магистерская диссертация, управление проектами. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Программно-целевой подход в управлении экономическим развитием региона
(на примере Челябинской области)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2017 - ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ НЕСТАБИЛЬНОСТИ (НА МАТЕРИАЛАХ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2017 - Исследование влияния внешнеэкономических факторов на социально-экономическое развитие региона
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2016 - Программно-целевой подход в управлении экономическим развитием региона (на примере Челябинской области)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2017 - ВЛИЯНИЕ ИМИДЖА РЕГИОНА НА ЕГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ: УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ГОРОДСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОСТРАНСТВ КАК ИНСТРУМЕНТ СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2018



