Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ ХХ ВВ

Работа №121330

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

политология

Объем работы53
Год сдачи2020
Стоимость4200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
126
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ ХХ ВВ 12
1.1. Правовое положение Русской Православной Церкви во второй
половине XIX - начале ХХ вв. в Российской Империи 12
1.2. Миссионерская деятельность Русской Православной Церкви в
Восточной Сибири во второй половине XIX - начале ХХ вв. на примере Забайкальской и Иркутской духовных миссий 20
ГЛАВА 2. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ИНОВЕРНЫХ И ИНОСЛАВНЫХ ВО
ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ ХХ ВВ. В ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ 27
2.1. Правовое положение иноверных во второй половине XIX - начале ХХ
вв. в Восточной Сибири на примере мусульман и буддистов 27
2.2. Инославные вероисповедания в системе государственно-
конфессиональных отношений в Восточной Сибири во второй половине XIX - начале ХХ вв 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Актуальность На сегодняшний день, подробное изучение и исследование истории религиозных конфессий, распространенных в России, является актуальным вопросом и вызывает большой интерес. В первую очередь это связано с усилением роли религии в обществе. Важнейшей задачей современного этапа развития российского гражданского общества является его консолидация, укрепление и оптимизация социальных, культурных, экономических связей, которые существуют между различными этническими и конфессиональными группами населения Российской Федерации.
В результате сложившейся ситуации, особенно после распада СССР, возрос интерес к опыту разрешения религиоведческих проблем в предыдущие периоды российской истории. Так уже в XIX веке Российская империя достигла максимальных размеров и объединяла народы, принадлежащие к различным религиозным конфессиям.
При реализации государственно-конфессиональной политики в данном регионе царская власть должна была учесть имевшуюся специфику межконфессиональной ситуации и обеспечить постепенное, бесконфликтное их слияние в общегосударственные структуры. Процесс разработки, реализации конфессиональной политики, опыт ее внедрения на местах, как положительный и так отрицательный - требует глубоко изучения и переосмысления.
Главенствующей религиозной организацией в Российской Империи являлась Русская Православная Церковь. В период освоения Восточной Сибири на этих территориях проживало огромное количество людей, придерживающихся иных религиозных традиций (ислама, буддизма, шаманизма). Туда же выселялись носители других христианских традиций (сторообрядцы, католики и протестанты). В глазах правительства религия являлась важным консолидирующим фактором в укреплении всей Российской Империи. Государственно-конфессиональная политика второй половины XIX - начале ХХ вв. была направлена, в первую очередь, на удержание восточных регионов империи через диалог с представителями неправославных конфессий и через насаждение православия на новые территории.
На миссионеров, кроме христианской проповеди, возлагалась задача русификации местного населения и воспитания в нем верноподданнических чувств. Благодаря деятельности миссионеров не только церковь, но и российская наука приобрели по-настоящему важный и ценный опыт исследования коренного населения Сибири, его традиционных религиозных верований, обычаев, языка и культуры, которые остаются актуальными и по сей день. Изучение миссионерской деятельности Русской православной церкви крайне важно как для понимания церковно- государственных отношений в истории России, так и для исследования истории государственной политики в данном регионе. Этим объясняется актуальность изучения данного вопроса.
Так же стоит отметить, что многие страницы истории взаимоотношений российской власти с инославными и иноверными исповеданиями в конце XIX - начале XX вв. остаются малоизученными. Поэтому большое значение сейчас уделяется изучению исторического опыта Российской империи второй половины XIX - начале ХХ вв.
Объектом исследования в данной работе является государственно-конфессиональная политика в Российской Империи.
Предметом исследования в данной работе является реализация государственно-конфессиональной политики в Российской Империи в Восточной Сибири во второй половине XIX - начале ХХ вв.
Хронологические рамки исследования охватывают вторую половину XIX - начало ХХ вв. Время правления трех императоров: Александра II, Александра III и Николая II. Данный временной промежуток обусловлен началом реформ в Российской Империи и попытками преобразования структуры государственно-конфессиональных отношений. Именно в этот временной отрезок прослеживается эволюция религиозной политики по отношению не только к православию как идеологии государства, но и к иноверным и инославным вероисповеданиям.
Географические рамки исследования включают территорию Восточной Сибири: Иркутская губерния, Енисейская губерния, Забайкальская область.
Целью дипломной работы является изучение осуществления государственно-конфессиональной политики в Российской Империи по отношению к религиозным группам, представленным в Восточной Сибири во второй половине XIX - начале ХХ века.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнение следующих задач:
1. Изучить правовое положение Русской Православной Церкви в Восточной Сибири.
2. Выявить основные направления миссионерской деятельности РПЦ в Восточной Сибири во второй половине XIX - начале ХХ вв.
3. Изучить правовое положение иноверных - мусульман и буддистов - в Восточной Сибири.
4. Выявить место инославных вероисповеданий на примере протестантов и старообрядцев в системе государственно-конфессиональных отношений в Восточной Сибири.
Степень изученности Начало общеисторического изучения Сибири связывают с государственным деятелем XVIII в. Г.Ф. Миллером, собравшим в ходе Камчатской экспедиции фактический материал географического, исторического, этнографического, археологического и лингвистического содержания, систематизированный впоследствии в трехтомное академическое издание «История Сибири».
Русская православная церковь в изучаемый период была тесно связана с государством и по факту становилась инструментом государственной политики. Поэтому интерес к изучению положения церкви в государстве, ее роль в синодальный период представляется интересной для изучения многим исследователям.
Активное изучение государственно-церковных отношений Синодального периода начинается с конца 1980-х годов. В отечественной историографии изучение церковно-государственных отношений занимались такие исследователи как И.К. Смолич, С.Л. Фирсов, С.И. Алексеева, М.А. Бабкина, А.В. Борисова, Н.С. Велитченко, Ю.Б. Смирнова, П.Н. Зырянова.
Отдельное внимание ученых уделяется изучению территорий Сибири. Изучение церковных отношений на этих территориях ведутся достаточно давно, однако до сих пор существует необходимость в более полной разработке данной проблематике. Одним из важных направлений политики государства и церкви на территории Восточной Сибири является миссионерская деятельность РПЦ. Сюда можно отнести как классические работы Т.А. Догуревича, С.К. Патканова, П.А. Словцова, П. Сумарокова, Н.М. Ядринцева, так и сочинения современных авторов: А.Ю. Конева, А.В. Ремнева. Немало важное значение имеют и коллективные монографии «Сибирь в составе Российской Империи», «История Сибири с древнейших времен до наших дней»; «Новые земли» и освоение Сибири в XVII—XIX вв.: очерки истории и историографии». Отдельная диссертация М.П. Свищева «Миссионерская деятельность в контексте геополитики» посвящена миссионерству как части политики государства.
Истории основных миссий Русской православной церкви и биографии их крупнейших деятелей посвящены книги А.Б. Ефимова, Е. Смирнова, И. Филяновского, биографический словарь, составленный С. Широковым, атлас под редакцией М. Бурдо и С. Филатова.
Темы влияния православной традиции на культуру народов Сибири, ее взаимосвязь с традиционными религиозными верованиями и их взаимовлияние рассматриваются в работах Л.А. Тресвятского и Л.Н. Харченко. История религиоведческого изучения Сибири и ее народов с момента освоения региона в трудах российских ученых представлена в книге М.М. Шахнович «Очерки по истории религиоведения» .
В последние годы вышло много работ, посвященных анализу деятельности православных миссионеров в конкретных регионах Восточной Сибири в изучаемый нами период.
Отдельные параграфы о миссионерстве РПЦ в Восточной Сибири можно найти в монографии «Православная церковь в Восточной Сибири в XVII - начале ХХ веков» под редакцией А.В. Дулова и А.П. Санникова. Несмотря на то, что эти сочинения написаны с конфессиональных позиций, они не теряют своей информативной ценности и являются хорошими источниками для научного исследования.
Среди современных исследователей, изучающих миссионерство в Восточной Сибири, следует отметить М.В. Анахину, А.Д. Жалсараева, В.Т. Михайлову, З.А. Шагжину.
Однако, несмотря на все достижения отечественных и зарубежных исследований, миссионерская деятельность Русской православной церкви до сих пор не изучена в полной мере, и кроме того отсутствуют обобщающие работы по данной теме.
Попытку проследить взаимодействие пришлого русского народа с коренными жителями территорий Восточной Сибири в процессе втягивания их в систему общерусских государственных связей предпринял П.А. Словцов.
Углубленный подход к изучению государственно-правового статуса иноверцев в различных регионах Восточной Сибири характерен для трудов таких исследователей как Н.М. Ядринцев, С.С. Шашков и C.B. Прутченко, описавших вовлечение туземцев в «число равноправных ясачных подданных».
Наиболее полное освещение вопросы организации аппарата управления «инородцев» в Сибири получили в научных трудах Л.М. Дамешека, обозначившего основные этапы систематизации норм туземного права.
Иностранные авторы, такие как, например Robert D. Crews, так же изучали вопросы положении некоторых конфессий на территории Сибири и Российской империи в целом.
Однако, стоит сказать, что в современной историографии наблюдается недостаток научных работ, касаемых изучения инославного и иноверного населения Восточной Сибири.
Методологическую основу работы составляют принципы историзма и объективности. Принцип историзма в работе позволяет рассматривать государственно-конфессиональную политику Российской Империи в Восточной Сибири как постоянно развивающуюся систему в контексте исторического процесса. Принцип объективности позволяет понять основные ценности противоборствующих сторон, в данном случае государственного управления и религиозных общин Восточной Сибири.
При написании работы использовались следующие методы исторического исследования:
- проблемно-хронологический метод, позволяющий выявить основные особенности и проблемы государственно-конфессиональной политики на различных этапах ее развития, изучить основные тенденции изменения государственно-конфессиональной политики в Восточной Сибири;
- метод системного анализа, благодаря которому государственно-конфессиональные отношения представляются в виде постоянно развивающейся и изменяющей сложной системы;
- историко-сравнительный метод, благодаря которому становится возможным сравнить положение исследуемых в работе конфессий, представленных на территории Восточной Сибири, и сравнить отношение к ним со стороны государственной политики;
- при анализе исторических источников автором широко применялся метод контент-анализа, при котором выделялась определенная система качественных признаков, характеризующих свойства массового сознания верующих изучаемых в работе конфессий.
Использование данных методов дает возможность проследить эволюцию взглядов как чиновников в правительственных учреждениях, занимающихся вопросами межконфессиональной политики, так и представителей самих конфессий. Выявить различные группы внутри российской и религиозной элиты и проследить отличия в их методах деятельности, отражающих взгляды традиционного и реформаторского крыла общества во второй половине XIX века как взаимоотношения имперского центра и регионов, где компактно проживали представители изучаемых конфессий. Немалое место и значение принадлежит личностно-психологическому подходу, т.к. в решении межрелигиозных отношений большая роль отводилась личностному фактору, который оказывал воздействие на выработку конфессиональной политики и определял взаимоотношения между властью, в лице ее чиновников, и обществом.
Источниковую базу исследования составили различные законодательные, нормативно-правовые акты Российской Империи исследуемого в работе периода, письменные источники: дневники, записки православных миссионеров, путешественников, государственных деятелей, биографии государственных и религиозных дейтелей в Восточной Сибири, архивные данные.
Научная новизна данной работы заключается в попытке комплексного изучения и анализа деятельности органов государственно-конфессионального управления на территории Восточной Сибири во второй половине XIX - начале ХХ веков, а так же в изучении взаимосвязи государства и религиозных конфессий, представленных в указанном регионе.
Структура: дипломная работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения и списка использованной литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В конце XIX века на территории Восточной Сибири были представлены практически все вероисповедания, существующие на тот момент в Российской Империи. Люди, переехавшие в империю с новоприсоединенных к стране территорий переселялись в Восточную Сибирь, поскольку там было достаточно пространства для начала новой жизни, ведения сельского хозяйства, к тому же в Восточной Сибири не так остро чувствовалось давлеющее положение Русской Православной Церкви над другими конфессиями. В Сибири могли относительно свободно существовать и развиваться различные инославные и иноверные вероисповедания.
Вся духовная деятельность конфессий в Восточной Сибири была подчинена государственному правлению, чья власть была передана специальным духовных органам власти. Так, всеми делами мусульман заведовало Оренбургское духовное собрание, протестантов - Департамент духовных дел инославных исповеданий, который в свою очередь входил в состав Министерства внутренних дел, развитие буддизма регулировалось «Положением о буддистах Восточной Сибири», система Бандидо-хамбо лам была подчинена государственным органам и ими же контролировалась.
Основной проблемой государственно-конфессиональной политики в регионе было абсолютное непонимание властей того, что необходимо самим религиозным общинам для их дальнейшего функционирования под защитой и наблюдением государства. Государственно-конфессиональная политика изучаемого периода была в основном сосредоточена на том, чтобы удерживать все конфессии в Восточной Сибири под контролем, не давать негосударственным религиям распространяться и усиливать положение РПЦ в Восточной Сибири.
Принципиально новый этап в государственно-конфессиональной политике в империи наступает в начале ХХ века, когда государство встает на курс расширения свобод различных конфессий. Реформы, проводимые в новом столетии, были, в первую очередь, направлены именно на инославные и иноверные вероисповедания, и в меньшей степени на Русскую Православную Церковь.
Корректировка законодательства империи в сторону расширения свободы вероисповедания началась с выпуска высочайшего манифеста от 26 февраля 1903 года «О предначертаниях к усовершенствованию государственного порядка». В нем власти предоставляли инославным и иноверным исповеданиям свободное отправление их веры и совершение религиозных обрядов. В указе Сенату 12 декабря 1904 года «Об усовершенствовании общественного порядка» эти изменения получили развитие.
Указом от 17 апреля 1905 года был взят курс на «укрепление начал веротерпимости» и отмену религиозных ограничений. Окончательные изменения в области государственно-церковных отношений произошли с принятием Манифеста от 17 октября 1905 года «Об усовершенствовании государственного порядка». В 1906 г. соответствующие изменения были внесены в Основные законы Российской Империи.
Таким образом, инославные и иноверные исповедания получали свободу в развитии, однако, в большей степени, от данных законов выигрывало именно старообрядчество, поскольку при старом курсе политики буддисты, мусульмане и протестанты в Восточной Сибири имели больше свободы, нежели «раскольники».
Старообрядцы по Указу, освобождались от уголовной и административной ответственности за выбор вероисповедания. Запрещалось их преследование, дискриминация и ограничения в гражданских правах по религиозному признаку. Дозволялось обращение в свою веру усыновлённых детей.
Негативные последствия данных реформ настигли в большей степени РПЦ. Хоть православная церковь и оставалась, по сути, самой многочисленной в стране, она лишилась статуса государственной религии и приравнялась к конфессиям, которые долгие столетия находились ниже нее по статусу. В Восточной Сибири свобода выбора исповедания привела к тому, что многие, ранее крестившиеся в православие народы, возвращались к своей изначальной вере, тем самым уменьшая количество последователей православия в регионе. Кроме того, изменения в государственно-конфессиональной политике, перемены в обществе поставили православную церковь перед фактом необходимости дальнейших реформ.



1. Crews, 2006. Crews, Robert D. For Prophet and Tsar. Islam and Empire in Russia and Central Asia. Harvard University Press. Cambridge, Massachusetts, London, England, 2006 - 196 p.
2. Абдуллин Х.М. Военная служба крымских татар в Российской империи // Военно-исторический журнал, 2007. - №1. - 454 с.
3. Агапов А.В. Церковь и исполнительная власть // Государство и право- 1998. -№4. - С. 19-27.
4. Алексеев, И.Л. Некоторые особенности исторической эволюции и политико-правового положения ислама и мусульман в Российской империи в XIX - начале XX в. (К вопросу о взаимовлиянии цивилизационных логик в российской истории). - М.: Религиоведение, 2002. - №2. - С.15-17.
5. Алов, А. А. Католицизм, протестантизм, армянская апостольская церковь в России/ А.А. Алов, Н.Г. Владимиров. - М.: Институт наследия, 1995. - 111 с.
6. Алов, А.А. Ислам в России. - М.: Мысль, 1996. - 317 с.
7. Ананьев Д.А., Комлева Е.В., Раев Д.Я., Резун Д.Я., Соколовский И.Р., Туманик Е.Н. Новые земли и освоение Сибири в XVII-XIX вв.: очерки истории и историографии / отв. редактор Д.Я. Резун. - Нск.: Сова, 2006. - 227 с.
8. Андреев И. Д. Баптисты // Христианство: Энциклопедический словарь: В 2 т. / Ред. колл.: С. С. Аверинцев (гл.ред.) и др. - М.: Большая рос. энцикл., 1993. Т. 1. - С. 162.
9. Арсеньев К.К. Свобода совести и веротерпимость. - М.: Наука, 1905. - С. 3-5.
10. Атлас современной религиозной жизни России / Кестон. ин-т ; отв. ред. М. Бурдо, С. Филатов. - М. : Летний сад, 2005. - 863 с.
11. Аторин Р.Ю. Исторические предпосылки закона «Об укреплении начал веротерпимости» 1905 года и расцвет старообрядчества. [Электронный ресурс] 1Ж1/ http://rpsc.ru/publications/history/atorin_manifest_1905/(Дата обращения 16.04.2020).
12. Бабкин М.А. Священство и Царство (Россия, начало ХХ века - 1918 год). Исследования и материалы. - М.: Индрик, 2011. - 920 с.
13. Батуркин А. Вероисповедная политика Российской империи во второй половине XIX в. - М.: Власть. 2009. - №2. - С. 75-80.
14. Безлепкин А.С. К вопросу о взаимоотношениях церкви и государства в России/ А.С. Безлепкин. - М.: Российская юстиция, 1996. - 27 с.
15. Биографический словарь миссионеров Русской Православной Церкви / [авт.-сост. свящ. Сергий Широков]. - М. : Белый Город, 2004. - 447 с.
16. Богданов А.П. Старообрядцы // Старообрядчество: история, традиции, современность. - М.: Наука. 1994. - № 1. - С. 5-23.
17. Борзова Е. С. Последствия указа 17 апреля 1905 г. «Об укреплении начал веротерпимости» на территории Царства Польского и западных губерний Российской империи // Религиоведение . - 2013. - № 1. - С. 44—49.
18. Введенский А. Действующие законоположения касательно старообрядцев и сектантов Одесса. - М.: Наука, 1912. - 197с.
19. Верт П. Православие, инославие, иноверие: очерки по истории религиозного разнообразия Российской империи. - М.: Новое литературное обозрение, 2012. - 280 с.
20. Володина Н.В. Правовые системы государственно-конфессиональных отношений. - М.: Новый индекс, 2009. - 480 с.
21. Воробьева (Кэмпбелл) Е.И. «Единая и неделимая Россия» и «инородческий вопрос» в имперской идеологии самодержавия // Пространство власти: исторический опыт России и вызовы современности. - М.: Московский обществ, науч. фонд, 2001. - С. 204¬216.
22. Гагемейстер, Ю.А. Статистическое обозрение Сибири . - СПб.: тип. II Отд. Собств. е. и. вел. канцелярии, 1854. - С. 87-89.
23. Гараджа В.И. Религиоведение. - М.: Аспект Пресс, 1995. - 349 с.
24. Гарнак А. Сущность христианства. - М.: Интрада, 2001. - 192 с.
25. Герасимова К.М. Ламаизм и национально-колониальная политика царизма в Забайкалье в XIX и начале XX вв. - У-Удэ.: Бургиз, 1957. - 158 с.
26. Горюшкин JI.M. Переселенческое движение и сельское хозяйство Сибири во второй половине XIX - начале XX в. - Новосибирск: АН СССР, Сиб. отделение, Институт истории, филологии и философии, 1989. - С.25.
27. Дамешек И.Л. Сибирские инородцы в имперской стратегии власти. Современное историческое сибиреведение XVII - начала XX в.: сб. науч. тр. / под ред. Ю.М. Гончарова. - Барнаул: Азбука, 2005. - 356с.
28. Джораева С. В. Государственно-церковные отношения в России, (опыт филисофско-исторического анализа): Автореф. дисс. канд. истор. наук. - M.: Наука, 1997.- 22 с.
29. Дмитриев С.С. Православная церковь и государство в предреформенной России // История СССР, - 1966. - № 4. - С.54-72.
30. Догуревич, Т.А. Свет Азии: Распространение христианства в Сибири в связи с описанием быта, нравов, обычаев и религ. верований инородцев этого края : На основании миссион. отчетов, записок путешественников и лучших исслед. по данному вопросу / Сост. Т.А. Догуревич. - СПб: тип. П.П. Сойкина, ценз. 1897. - 167 с.
31. Долотов А. Церковь и сектантство в Сибири. - Новосибирск: Сибкрайиздат, 1930. - 450 с.
32. Елецкий К. Инородцы Сибири и среднеазиатских владений России: этнографические очерки. - СПб: Издание Д.Д. Полубояринова, 1908. - 135 с.
33. Ерофеев К.Б. Сборник нормативно-правовых актов о свободе совести и о религиозных объединениях. - СПб.: Мирт, 1999. - 132 с.
34. Ершова О.П. Старообрядчество и власть. - М.: Уникум- центр, 1999 . - 25 с.
35. Ефимов А.Б. Некоторые проблемы православного миссионерства и заветы святителя Иннокентия Вениаминова // Славянский альманах. - М., 1997. - С. 36-51.
36. Жуковская Н.Л. Положение о ламайском духовенстве Восточной Сибири [Электронный ресурс]: https://dhamma.ru/dict/dicti-P.htm(дата обращения: 01.05.2020).
37. Знаменский П.В. История Русской Церкви. - М.: Крутицкое патриаршее подворье, 1996. - 474 с.
38. История Сибири с древнейших времен до наших дней (в 5 томах). - М.: Наука, 1968-1969. - 2600 с.
39. Карташев A.B. Смысл старообрядчества. - М. Церковь: Старообрядческий церковно-общественный журнал, 1992. - С.18-20.
40. Клибанов А.И. Русское православие: вехи истории. - М.: Политиздат, 1989. - 380 с.
41. Козлов-Струтинский С.Г. Католическая Церковь в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. - СПб.: Наука, 2009. - 7 с.
42. Константинова Н.А. К вопросу об этническом и численном составе мусульман Восточной Сибири в XIX- начале XX вв.// Школьное краеведение: История и современность: материалы областной научно-практической конференции. - Иркутск: Изд-во ГОУ ВПО «Иркут. гос. пед. ун-т», 2004. - С. 221 - 225.
43. Константинова Н.А. Правовое положение мусульман Восточной Сибири во второй половине XIX- нач.XX вв.// Конфессии народов Сибири в XVII- начале XX вв.: развитие и взаимодействие. - Иркутск: Анонс, 2005. - С.170- 178.
44. Константинова Н.А. Система управления мусульманами Восточной Сибири (вторая половина XIX в. - 1917.) // Иркутский историко-экономический ежегодник. - Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2005. - С. 86-88.
45. Константинова Н.А. Численность мусульман Восточной Сибири в XIX- начале XX вв.// Иркутский историко-экономический ежегодник. - Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2004. - С. 97 - 99.
46. Корзун М. С. Русская православная Церковь на службе эксплуататорских классов: Х-1917 год. - Мн.: Беларусь, 1984. - 255 с.
47. Кочетов А.Н. Буддизм в Сибири. - М.: Наука, 1983. - 177 с.
48. Красиков А. Свобода совести и государственно-церковные отношения в России/ А.Красиков. - М.: Диа-Логос, 1999.- 261 с.
49. Куницын И.А. Правовой статус религиозных объединений в России: исторический опыт, особенности и актуальные проблемы М., 2000. 462 с.
50. Ливцов В.А., Филонов В.И., Лепилин А.В. Взаимоотношения православия и католичества в контексте единой церкви. - М.: Спутник, 2006. - 137 с.
51. Лялина, Г.С. Баптизм: иллюзии и реальность текст. - М.: Политиздат, 1977. - 318 с.
52. Лялина, Г.С. Новые тенденции идеологии баптизма текст. - М.: Знание, 1979. - 298 с.
53. Манифест от 17 октября 1905 г. «Об усовершенствовании государственного порядка» // Полноесобрание законов Российской империи. Собраниетретье. СПб., 1905. Т. 25. Отделение первое. №26803.
54. Мельгунов С. Церковь и государство в России в переходное время. Вып. II. 1907-1908 гг. - М.: Наука, 1990. - 502 с.
55. Миллер Г.Ф. История Сибири. Том 1. - М.: Императорская Академия Наук, 1750. - 630 с.
56. Мозговой С.А. Свобода вероисповедания, государственно-конфессиональные отношения и протестантизм в России. - М.: Институт свободы совести, 2002. - 119 с.
57. Мордухай-Болтовский И.Д. «О вере», Свод Основных Государственных законов, издание 1906 года. - СПб.: Русское Книжное Товарищество «ДЬятель», 1912. Том I-III. - С. 5-6.
58. Морозова Л. А. Государство и церковь: особенности взаимоотношений / Л. А. Морозова // Государство и право. - 1995. - № 3. - С. 86-95.
59. Мчедлов М. Социальная концепция православия // Свободная мысль XXI.
- 2001. - №7. - С. 17-30.
60. Мчедлов М.П. Католицизм. - М.: Политиздат, 1974. - 43с.
61. Об укреплении начал веротерпимости, высочайше утвержденное положение Комитета Министров от 17 апреля 1905 года. // Полное собрание законов Российской империи. Собр. третье. Том XXV, 1905. № 26126. - С. 258-262.
62. Общий свод по империи разработки данных первой всеобщей переписи населения, произведенной 28 января 1897 г. - СПб.: СЗ РФ: Известия, 1905. T.I. С. 6-7.
63. Омельянчук И.В. Православная церковь и самодержавное государство в идеологии черносотенных партий России начала XX века // Российский исторический журнал. - 2006. - № 1. - С. 12.
64. Основные Государственные Законы, высочайше утвержденный именной указ, данный Правительствующему Сенату от 23 апреля 1906 года. - Т.26.
- 459 с.
65. Павлова О. С. Разработка и обсуждение законопроекта «Об укреплении начал веротерпимости»: к постановке проблемы // Аллея науки. - 2018. - № 3 (19).
66. Патканов С. Статистические данные, показывающие племенной состав населения Сибири, язык и роды инородцев. - СПб.: типография «Ш. Буссель», 1911. - 356 с.
67. Патканов С.К. О природе инородческого населения Сибири. - СПб.: Типография Императорской академии наук, 1911. - 208 с.
68. Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 год- Енисейская губерния. - СПб.: Издание Центрального статистического комитета, 1904. - 185 с.
69. Подберезский, И.В. Быть протестантом в России текст.
Благовестник, 1996. - 332 с.
70. Поздеева И.В. Русское старообрядчество конца XIX в. // Старообрядчество Сибири и Дальнего Востока, история и современность: Местная традиция, русские и зарубежные связи. - 1997. - С. 7-13.
71. Позднеев А.М. К истории развития буддизма в Забайкальском крае. // Записки восточного отделения императорского русского археологического общества. - М.:Прогресс, 1886. - С. 169-188.
72. Положение о первой всеобщей переписи населения Российской Империи. «Правительственный вестник», 1895 г. - № 160.- С. 1-5.
73. Полосин О.В. Разработка концепции государственно-церковных отношений в России // Кентавр. 1995. - № 2. - 368 с.
74. Поспеловский Д.В. Православная Церковь в истории Руси, России и СССР. - М.: Библейско-богословский институт святого апостола Андрея, 1996. - 408 с.
75. Правительство и III Государственная Дума в их отношениях к старообрядчеству // ТЕВ. 1910. - № 8. - С. 174-181.
76. Пругавин А. С. Старообрядчество во второй половине XIX века/ С. П. Пругавин. - М.: Очерки из новейшей истории раскола, 1914. - 281 с.
77. Птицын В. Буддизм в Забайкалье. Из личных наблюдений туриста. - СПб.: Тип. МВД, 1892. - С. 173-186.
78. Ревуненкова Н. Протестантизм. Государственно-церковные отношения в России (опыт прошлого и современное состояние). - СПб.: Питер, 1996. - 32 с.
79. Рейснер М.А. Государство и верующая личность. - Спб.: Общественная польза, 2011. - 423 с.
80. Религия и закон: Конституционно-правовые основы свободы совести, вероисповедания и деятельности религиозных организаций : сб. правовых актов. - Москва, 1996. - С. 29.
81. Ремнев А. В. Сибирь в имперской географии власти XIX - начала XX веков: монография / А. В. Ремнев ; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования «Омский гос. ун-т им. Ф. М. Достоевского». - Омск : Изд-во Омского гос. ун-та, 2015. - 577 с.
82. Рункевич С.Т. История Русской Церкви в Синодальный период. - М.: Изд-во БЕК, 1989. - Т.1. - 549 с.
83. Русские в Бурятии: история и современность // Под ред. В.И. Затеев. - У- Удэ.: Изд-во Бурятского государственного университета, 2002. - 578 с.
84. Свищев М.П. Миссионерская деятельность в контексте геополитики. - М., 1999. - 142 с.
85. Свод законов Российской империи. СПб, 1892 г., Т. 1. Ч. 1. Основные государственные законы. С. 23-34.
86. Себенцова А.Е. Государственно-церковные отношения в России. (Опыт прошлого и современное состояние). - М.: Религия и право, 1997. - 112 с.
87. Сибирь в составе Российской империи// ред. Л.М Дамешек, А.В. Ремнев. - М.: Новое литературное обозрение, 2007. - 368 с.
88. Скрынникова Т.Д. Ламаистская церковь и государство. Внешняя Монголия. XVI - начало XX века. - Новосибирск.: Наука, 1988. - 104 с.
89. Смолич И.К. История Русской Церкви. - М.: Изд-во Спасо-Преображ. Валаам. монастыря. Т.8, 1997. - С. 148-149.
90. Собрание мнений и отзывов Филарета, митрополита Московского и Коломенского, по учебным и церковно-государственным вопросам, издаваемое под редакцией преосвященного Саввы, архиепископа Тверского и Кашинского. Т.5. Ч. 2, М.: Синод. тип., 1887. - С. 465-466.
91. Собрание узаконений и распоряжений Правительства. — СПб. , 1905. — 17 апреля ( № 63, Отд. 1, ст. 526 ). — С. 710—712 .
92. Соловьев B.C. Статьи и письма. - М.: Новый мир, 1989. № 1. - С. 232.
93. Соловьев Л. Современный штундо-баптизм и условия для его распространения в Тобольской епархии . - М.: Наука, 1909. - С. 239-243.
94. Соловьёв В.С. Письма/ В.С. Соловьев. - СПб.: Общественная польза, 1923. Т.1. - С. 42.
95. Старая вера: Старообрядческая хрестоматия. - М.: Вече, 1914. - 400 с.
96. Стахеев Д. Забайкальская область: Очерк // Живописная Россия. Отечество наше в его земельном, историческим, племенном, экономическом и бытовом значении. - СПб.: Т-во М. О. Вольф, 1895. - С. 209-229.
97. Стахеев Д. Общий взгляд на Восточную Сибирь: Очерк. - СПб., 1895. - С. 10-20.
98. Струве Б.В. Воспоминания о Сибири. (1848-1854гг.). - СПб.: тип. т-ва «Обществ. польза», 1889. - 180 с.
99. Тайны раскольников, старообрядцев и других сектаторов. Составлены на основании неизданных записок и документов В.Поповым. - СПб.: Рус. книгопечатня, 1871. - 127 с.
100. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. - М.: Политиздат, 1964. - 559 с.
101. Тресвятский, Лев Алексеевич. Православие на Кузнецкой земле в дореволюционный период [Текст] : научное издание / Л. А. Тресвятский ; Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Кузбасская гос. пед. акад.» (ГОУ ВПО КузГПА), Муниципальное авт. образовательное учреждение доп. проф. образования «Ин-т повышения квалификации» (МАОУ ДПО ИПК). - Новокузнецк : МАОУ ДПО ИПК, 2013. - 267 с.
102. Трофимчук Н.А. Государственно-церковные отношения в России / Материалы «круглого стола» 27-28 окт. 1992 г. / Сост. Н.А.Трофимчук. - М.: Луч, 1993. - 134 с.
103. Ушаров Н. Заметки о забайкальских старообрядцах // Сборник газеты «Сибирь», 1877. - 336 с.
104. Федченков Вениамин. На рубеже двух эпох.- М.: Наука, 1994. - 198с.
105. Фёдоров В. А. Русская Православная Церковь и государство. Синодальный период. 1700-1917/ В.А. Федоров - М.: Русская панорама, 2003. - 480 с.
106. Харченко Л.Н. Миссионерская деятельность православной церкви в Сибири : (вторая половина XIX в.-февр. 1917 г.) : очерк истории. - СПб. : [б. и.], 2004. - С 46.
107. Цветаев Д.В. Положение иноверия в России: историческое обозрение текст. - М.: В Университетской типографии, 1904. - 149 с.
108. Цветаев Д.В. Протестантство и протестанты в России до эпохи преобразований. - М.: В Университетской типографии, 1890. - С. 36.
109. Цыремпилов Н.В. Государство и бурятская буддийская община в Российской Империи XVIII - начала XX в. - У-Удэ: Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН, 2013. - 338 с.
110. Чимитдоржин Г.Г. Институт Пандито Хамбо лам. 1764-2004 : сборник биографической информации. - У-Удэ : Изд-во буддийского института «Даши Чойнхорлин», 2004. - 186 с.
111. Чистякова О.И. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных от 15 августа 1845 года. Комментарий к разделу второму «О преступлениях против веры и о нарушении ограждающих оную постановлений». // Российское законодательство X-XX веков. В 9 т. / Под общ. ред. О. И. Чистякова. - М.: Тип. Шюман и Глушкова, 1988. Т. 6. Законодательство первой половины XIX века. - 432 с.
112. Шахнович М.М. Религиоведение. - СПб.: Питер, 2009. - 269 с.
113. Шахов М.О. Правовые основы деятельности религиозных объединений в Российской Федерации. - М.: Славянский правовой центр, 2011. - 548 с.
114. Шерстова Л.И. Инородческая политика государства и этнические процессы в Сибири в первой половине XIX в. // Историческая наука на рубеже веков: мат. - Томск.: Изд-во ТГУ, 2001. - С. 113-117.
115. Эйнгорн, И.Д. Очерки истории религии и атеизма в Сибири. 1917¬1937 текст. — Томск: Изд-во Томского ун-та, 1982 год. - 341 с.
116. Ядринцев Н.М. Сибирские инородцы, их быт и современное положение: этнографические и статистические исследования с приложением статистических таблиц. - СПБ.: Издание И. М. Сибирякова, 1891. - 308 с.
117. Ясевич-Бородаевская В.И. Борьба за веру. Историко-бытовые очерки и обзор законодательства по старообрядчеству и сектантству в его последовательном развитии с приложением статей закона и высочайших указов/ В.И. Ясевич-Бородаевская. - СПб.: Государственная типография, 1912. - 263 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ