Объект исследования - ООО ПСК «Омский центр пластиковых окон» (г. Омск).
Проведен анализ экономико-финансовых результатов за 2020-2022 годы.
Сделан анализ за персонала за 2020-2022 годы.
Введение…………………………………………………………………………6
1 Теоретические аспекты управления качеством на предприятии……….…8
1.1 Управление качеством на предприятии: понятие, основные принципы и подходы………
1.2 Система управления качеством и ее основные этапы……………………17
1.3 Обучение персонала в системе управления качеством на предприятии..20
2 Анализ системы управления качеством на предприятии ООО ПСК «ОЦПО»………28
2.1 Характеристика организационно-хозяйственной деятельности ООО ПСК «ОЦПО»…28
2.2 Анализ содержания кадровой работы в ООО ПСК «ОЦПО» по специальным функциям управления ………………………………………..…36
2.3 Анализ деятельности ООО ПСК «ОЦПО» в сфере управления качеством продукции посредством обучения персонала …43
3 Предложения по совершенствованию действующей в компании системы управления качеством за счет обучения персонала…56
3.1 Рекомендации по формированию и развитию системы менеджмента качества на предприятии …………………….…………………………………56
3.2 Рекомендации для совершенствования системы управления качеством на предприятии за счет обучения персонала…60
3.3 Оценка экономической эффективности предлагаемых мероприятий…..65
Заключение………………………………………………………………………72
Список использованных источников………76
Интерес к системе управления качеством обозначился очень давно в работах таких ученых и специалистов в области управления качеством, как А. В. Дейнека, Н.И. Архиповой, В.А. Афанасьева, Н.З. Сотникова, В.В. Бирюкова и др.
Система управления качеством – это комплекс мер, которые направлены на учитывающие потребности и ожидания потребителей, управление качеством продукта (услуги), производимого предприятием.
В современных условиях основным фактором успешности предприятия является рост требований к качеству работы персонала и, соответственно, к компетенциям работников. Обучение персонала - важный аспект в системе управления качеством в организациях.
Актуальность данной темы работы обусловлена прежде всего тем, что именно персонал является стратегическим ресурсом организации и ключевым фактором ее долгосрочного и стабильного функционирования, ведь только высоко квалифицированный и открытый инновациям персонал, становится конкурентным преимуществом любого предприятия, а развитие персонала - одной из самых важных функций кадрового менеджмента. Вклад человеческих ресурсов в достижение корпоративных целей и качество производимой продукции или предоставляемых услуг во многом зависит от эффективности управления персоналом и в частности от того, насколько эффективно проводится работа по развитию кадрового потенциала.
Целью данной работы является исследование системы управления качеством на примере предприятия ООО ПСК «ОЦПО» и разработка мероприятий по ее усовершенствованию за счет профессионального обучения персонала.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
а) изучить теоретические аспекты управления качеством на предприятии;
б) рассмотреть обучение персонала как элемент системы управления качеством;
в) проанализировать особенности хозяйственной деятельности предприятия ООО «ПСК «ОЦПО»
г) исследовать содержание работы ООО «ПСК «ОЦПО» в сфере управления
д) провести анализ деятельности предприятия ООО ПСК «ОЦПО» в сфере управления персоналом, его развития и обучения
е) разработать рекомендации по совершенствованию систему управления качеством за счет обучения персонала.
ж) дать оценку эффективности, предложенных мероприятий по совершенствованию системы управления качеством на предприятии ООО ПСК «ОЦПО» за счет обучения персонала.
Объектом исследования система управления качеством на предприятии.
Предметом исследования выступает обучение персонала в системе управления качеством на примере ООО ПСК «ОЦПО».
Методологической основой написания данной работы послужили законодательные и нормативные документы, действующие в РФ, а также специальная литература по исследуемой проблеме отечественных и зарубежных авторов. Для реализации поставленной цели в ходе исследования автором применялся системный подход, а также методы анализа и синтеза информации, сравнительного анализа.
Практическая значимость работы состоит в том, что данные полученные в ходе исследования можно использовать в работе ООО ПСК «ОЦПО».
Работа состоит из следующих разделов: введение; основная часть, состоящая из трех разделов (каждый раздел состоит из трех пунктов), заключение, список литературы.
Управление качеством представляет собой управленческую деятельность, направленную на предупреждение, выявление, устранение дефектов, а также на снижение затрат по совершенствованию качества.
Основная цель управления качеством состоит в непрерывном совершенствовании деятельности компании, направленном на повышение качества, сокращение издержек, улучшение кадрового и производственного потенциалов.
На сегодняшний день в мире используются большое количество систем управления качеством, но для успешной деятельности предприятия они должны иметь возможность реализации восьми ключевых принципов системного управления качеством, которые освоены передовыми международными компаниями. Эти принципы составляют основу международных стандартов в области управления качеством:
а) Ориентация на потребителя.
б) Роль руководства.
в) Вовлечение работников.
г) Процессный подход к управлению.
д) Использование системного подхода к управлению.
е) Использование принципа постоянного улучшения.
ж) Принятие решений, которые основаны на фактах.
з) Взаимовыгодные отношения с поставщиками.
Усовершенствование системы управления качеством на предприятии должно обеспечивать эффективность производства качественной продукции, выполнение заказов в полном объеме, вовлеченность сотрудников в работу и создание положительной репутации для потребителя.
В целом следует признать, что на подавляющем большинстве отечественных предприятий отсутствуют целостная концепция по работе с персоналом и система практических мер по ее реализации. Подразделение по работе с персоналом нередко имеет низкий административно-организационный статус и не выполняет целый ряд задач кадровой политики. Весьма часто за рамками внимания менеджеров остаются следующие кадровые проблемы:
а) мотивационная и социально-психологическая диагностика работников;
б) анализ и регулирование групповых и личных взаимоотношений;
в) управление производственными, социальными конфликтами и стрессами работников;
г) оценка и подбор кандидатов на вакантные должности;
д) маркетинг кадров, планирование и контроль деловой карьеры.
Между тем в практике работы предприятия все указанные кадровые проблемы очень важны. Персонал, вплотную сталкиваясь с потребителями и обслуживая их, персонифицировано демонстрирует уровень эффективности работы фирмы.
В настоящий момент одним из перспективных направлений улучшения системы управления качеством на предприятии должно стать обучение сотрудников.
Обучение является важнейшим звеном системы управления персоналом и должно быть неразрывно связано с процессами организационного развития, с работой по достижению стратегических целей организации, обеспечивая максимальную готовность людей, работающих в организации, к решению стоящих перед ними задач.
В условиях стремительных изменений рыночной ситуации, как никогда, нужны яркие таланты и свежие идеи, способные обеспечить высокий уровень конкурентоспособности. Организации, готовые инвестировать деньги в обучение своих сотрудников, могут рассчитывать на то, что работники, повысившие уровень своей профессиональной подготовки, смогут легче и быстрее решать более сложные задачи, будут настойчивее искать и чаще находить наилучшие ответы на возникающие вопросы, быстрее справляться с трудностями в работе, у них будет выше уровень приверженности своему предприятию, выше готовность работать на него с полной отдачей сил.
Общий анализ сложившейся в ООО ПСК «ОЦПО» практики управления качеством позволяет выявить следующие ее особенности:
а) Здесь создана система материальной ответственности работников за брак, однако целесообразно было бы интенсифицировать работу по его предотвращению, а не наказанию за допущенные ошибки, тем более что постоянное увеличение доли бракованной продукции свидетельствует о неэффективности принятого в компании подхода.
б) Решение проблем качества ограничивается технологической стороной вопроса без учета потребностей рынка.
в) На предприятии отсутствуют специалисты (отдел), ответственные за формирование общего подхода к управлению качеством.
г) В ООО ПСК «ОЦПО» не до конца продуман и отлажен механизм контроля качества.
Наличие перечисленных недостатков, на наш взгляд, объясняется отсутствием четкой системы менеджмента качества (СМК) с опорой на мировой опыт.
Однако внедрение и развитие подобной системы – чрезвычайно сложный вопрос, который требует от большого числа работников фирмы высокого уровня профессиональной подготовки в обозначенной сфере. В связи с этим далее необходимо детально проанализировать систему обучения персонала ООО ПСК «ОЦПО» вообще и касательно сферы управления качеством в частности.
Следует отметить, что оценка обучения в ООО ПСК «ОЦПО» показывает, что в целом на предприятии каждый год проводится обучение достаточно большого количества персонала. Однако, для того, чтобы система обучения функционировала бесперебойно и приносила положительные результаты она нуждается в постоянном совершенствовании.
В качестве основных мероприятий по усовершенствованию системы управления качеством за счет обучения персонала ООО «ПСК «ОЦПО» можно выделить:
а) прием в штат компании бизнес-тренера;
б) установление программы электронного контроля качества;
в) организацию методического сопровождения процессов управления качеством;
г) разработку новой системы наставничества, требующей внедрение системы мотивации наставников.
Таким образом, обучение и развитие персонала является необходимым условием оперативного реагирования организации на изменение внешней среды. Совершенствование организационных моментов в профессиональном обучении должно пройти в течение года. В конце года по итогам формирования системы обучения в ООО «ПСК «ОЦПО» должны быть достигнуты следующие результаты: систематизация затрат на обучение; быстрая реакция на изменение внешней и внутренней среды; снижение текучести кадров; снижение сопротивляемости нововведениям; оптимизация корпоративной культуры; стимулирование персонала к саморазвитию.
Следует отметить, что внедрение выше перечисленных мер способствует созданию эффективной системы управления качеством на предприятии, что позволит снизить издержки производства. В целом годовой эффект от деятельности фирмы после внедрения разработанных рекомендаций может составить 65122,4 тыс. руб., то есть 195,7% от суммы 2022 г. при росте рентабельности на 77,7% выше даже с учетом запланированных на реализацию проекта затрат, что полностью подтверждает экономическую эффективность разработанных рекомендаций.
1 Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 24.04.2020) // КонсультантПлюс: справочно-правовая система [Офиц. сайт]. URL: http://www.consultant.ru/ (Дата обращения 09.09.2022).
2 Акимов А.В. Менеджмент 21 века. Внутрифирменное обучение персонала// Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития. – 2018. - № 2. – С. 36-42.
3 Архипова, Н.И. Современные проблемы управления персоналом : монография, 2- е издание / С.В. Назайкинский, О.Л. Седова, Рос. гос. гуманитар. ун-т, Н.И. Архипова. – М. : Проспект, 2022 .– 161 с.
4 Афанасьев В.А. Техническое регулирование и управление качеством, 4-е изд. / В.А. Афанасьев, В.А. Лебедев, В.П. Монахова. – М.: Книжный дом Либроком, 2018. – 256 c.
5 Базаров, Т.Ю. Управление персоналом / Т.Ю. Базаров. — М.: Academia, 2018. — 32 c. – Текст: непосредственный.
6 Белоусова, К.В. Обучение и развитие персонала предприятия: сущность понятий и их различия // В сборнике: Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации сборник статей победителей V Международной научно-практической конференции: в 4 частях. - 2018. - С. 107-110.
7 Бирюков В.В. Управление развитием персонала: учебное пособие для студентов направления подготовки высшего образования – бакалавриата «Управление персоналом» / составитель В. В. Бирюков. – Омск: Изд-во ОмГА, 2019. – 168 с.
8 Блинов А.О., Невежин В.П., Василевская О.В. Тренинг персонала. – М.: КноРус, 2019. – 576с.
9 Василевская, И.В. Управление качеством: Учебное пособие, 3-е изд., перераб. и доп. / И.В. Василевская. – М.: ИЦ РИОР, 2019. – 121 c.
10 Веснин, В.Р. Основы менеджмента: Учебник / В.Р. Веснин. - М.: Проспект, 2019. – 320 c. – Текст: непосредственный.
11 Галенко, В.П. Как эффективно управлять организацией: монография / В. П. Галенко — М.: Бератор-Пресс, 2019. - 160 с. – Текст: непосредственный.
12 Герчикова, И.Н. Менеджмент: Учебник. — 3-е изд., перераб, и доп. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2020. – 522 с. – Текст: непосредственный.
13 Горленко, О. А. Управление персоналом: учебник для академического бакалавриата / О.А. Горленко, Д.В. Ерохин, Т.П. Можаева . — М.: Юрайт, 2020. – 250 с. – Текст: непосредственный.
14 Гужина, Г.Н. Проблемы формирование кадрового резерва организации / Г.Н. Гужина // Синергия наук. – 2021. – №5. – С. 19–29
15 Давлетов, Г.М. Формирование и работа с кадровым резервом / Г.М. Давлетов // Актуальные проблемы экономики и управления: сб. науч. статей. – екатеринбург,2019. – С. 12–19
16 Дейнека, А.В. Управление персоналом организации: учебник для бакалавров / А.В. Дейнека. – М.: Дашков и К, 2019. – 288 c.
17 Дементьева, А.Г. Управление персоналом: учебник / А.Г. Дементьева, М.И. Соколова. – М.: Магистр, 2020. – 352 c.
18 Деминг Э. Менеджмент нового времени: Простые механизмы, ведущие к росту, инновациям и доминированию на рынке. - М.: Альпина Паблишер, 2019. - 192 с.
19 Жиляков, Д.И. Перспективы формирования кадрового резерва в организации / Д.И. Жиляков // Наука и парадигма регионов. – 2020. – №1. – С. 17–22
20 Егоршин А.П. Основы управления персоналом : учебное пособие / А.П. Егоршин. — 4-е изд., перераб. и доп. – Москва : ИНФРА-М, 2020. – 352 с.
21 Илюхина Л.А. Совершенствование процедуры определения потребности в обучении персонала// Проблемы совершенствования организации производства и управления промышленными предприятиями: Межвузовский сборник научных трудов. – 2019. - № 7. – С. 30-36.
22 Исаева, О. М. Управление персоналом. учебник и практикум / О.М. Исаева, Е.А. Припорова. – М.: Юрайт. 2020. 168 с.
23 Калинина, О.Е. Образ идеального работника -индикатор кадровой политики компании / О.Е. Калинина //Деловая Тула. – 2018 –. № 4 (59). – С.28-29.
24 Кашвеев, Р.А. Современные тенденции в работе с кадровым резервом // Конференциум АСОУ. 2019. №4. С. 215–228
25 Кибанов, А.Я. Основы управления персоналом: учебник / А.Я. Кибанов. – М.: ИНФРА-М, 2019. – 304 с.
26 Ковальжина Л.С. Технологии развития персонала: учебное пособие / под ред. Ковальжиной Л.С.. Тюмень: ТИУ, 2021. – 91 с.
27 Кошкина Ю.А. Формы мотивации персонала и методы ее оценки / Ю.А. Кошкина // Синергия наук. – 2020. – №54. – С. 394–395.
28 Кузнецова, Т.А. Профессиональное обучение персонала: этапы, виды, методы проведения и способы оценки// Материалы II Всероссийской научно-практической конференции. Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А. - 2019. - С. 406-412
29 Кушнарева, И.В., Исаян, С.Ж. Исследование особенности методов обучения персонала не предприятии//Сборник статей первого тура Международного научно-методического конкурса. - 2019. - С. 251-256.
30 Кязимов, К. Г. Управление персоналом: учебник. – М.: Юрайт, 2020. – 202 с.
31 Лазарев В.Н. Управление стратегическим развитием предприятия / В.Н. Лазарев. – Ульяновск: Ульяновский государственный технический университет, 2022. – 144 с. [Электронный ресурс]. URL: https://www.iprbookshop.ru/epd-reader?publicationId=121283 (дата обращения: 06.01.2023).
32 Литвинюк А.А. Управление персоналом: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / А. А. Литвинюк [и др.]; под редакцией А. А. Литвинюка. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2018. — 498 с.
33 Мусина А.Р. Роль информационных технологий в управлении персоналом / А.Р. Мусина // Аллея науки. – 2020. – №5. – С.959–962.
34 Небесский, Е.С. Формирование и управление кадровым резервом организации, принципы управления / Е.С. Небесский // Педагогика и психология: теория и практика. – 2021. – №3. – С. 112–116
35 Никифорова, С.В. Кадровое планирование: современные проблемы и задач / С.В. Никифорова // Современная наука. – 2020. – №12. – С. 132–134.
36 Носова, Т.В. Процессы и методы проведения кадровой диагностики предприятия / Т.В. Носова // Научно-практические исследования. – 2021. – №1. – С. 32–40.
37 Одегов, Ю.Г. Управление персоналом: учебник для бакалавров / Ю.Г. Одегов, Г.Г. Руденко. – Люберцы: Юрайт, 2019. – 513 c. – Текст : электронный
38 Семенова В.В. Управление персоналом: Основные технологии. Практикум. Учебное пособие для бакалавров, 2- е изд. / Семенова В.В., Кошель И.С., Мазур В.В. – Москва: «Дашков и К», 2020. – 283 с.
39 Сотников Н.З. Технологии управления персоналом в организации / Н.З. Сотников. – Новосибирск: Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ», 2022. – 186 с. [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2017/05/14925 (дата обращения: 23.12.2022) https://www.iprbookshop.ru/epd-reader?publicationId=126992
40 Фирцева С.В. Методические основы процесса управления качеством в строительной организации: Монография / Фирцева С.В., Васильев Е.В., Матыс Е.Г., Щербакова Е.Н.. – Тюмень: Тюменский индустриальный университет, 2022. – 166с. [Электронный ресурс]. URL: https://www.iprbookshop.ru/epd-reader?publicationId=126808 (дата обращения: 09.01.2023).
41 Оценка качества и эффективности обучения персонала [Электронный ресурс]. – URL: http://hr-portal.ru/article/ocenka-kachestva-i-effektivnosti-obucheniya-personala. – свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 19.12.2022).
42 Юсупова С.М. Контролинг персонала учебник/ С.М. Юсупова. –Москва: Ай Пи Ар Медиа, 2022. – 354с. [Электронный ресурс]. – URL: https://www.iprbookshop.ru/epd-reader?publicationId=122509 (дата обращения: 25.12.2022).