Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формы и методы работы педагога-психолога с младшими школьниками с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) (Теория социальной педагогики, Башкирский Государственный Педагогический Университет)

Работа №121303

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

педагогика

Объем работы37
Год сдачи2023
Стоимость600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
102
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Работа носит теоретический характер.

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
§1.Психолого-педагогическая характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья………………………………………………………...6
§2. Особенности и проблемы школьной адаптации учащихся начальных классов с ограниченными возможностями здоровья...16
§3. Формы и методы работы педагога-психолога общеобразовательной школы с учащимися начальных классов с ограниченными возможностями здоровья……25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………...36


В России в последние годы прослеживается тенденция увеличения роста детей с ограниченными возможностями здоровья. На сегодняшний день детей с ограниченными возможностями здоровья насчитывается около двух миллионов. Это 8 % из всех детей. Одной из основных задач общеобразовательной школы является повышение уровня познавательной самостоятельности учащихся. Особенно это важно на начальном этапе обучения. Образование детей с ОВЗ предусматривает создание для них такой среды, которая будет обеспечивать равные условия с остальными детьми, социальную адаптацию, обучении и воспитание, оздоровление, лечении и коррекцию нарушений развития.
Адаптация -это долгий и сложный процесс как для обычного ребенка, так и для ребенка с ОВЗ. Социальная адаптация младшего школьника начинается с усвоением требований и норм поведения. Привыкание к общеобразовательному учреждению у детей происходит с большими затруднениями, а у некоторых учащихся адаптация совсем не происходит. Для лучшей адаптации детей младшего школьного возраста с ОВЗ должны быть созданы специальные условия для адаптации, где ребенок не будет себя чувствовать отстраненным. Прежде всего, для создания благоприятной атмосферы для включения в процесс ребенка с ОВЗ необходимо работать с коллективом. Но также необходимо научить самого ребенка общаться со сверстниками, объяснить, как нужно быть внимательным и вежливым по отношению к другим.
Большой вклад в развитии содержания изучаемой проблемы внесли как отечественные, так и зарубежные исследователи, такие как: Маллер А.Р., Венгер Л.А., Гагай В.В., Петрова Н.В.Любимов, М.Л., Лопатина В.М., Егорова П.Р., Дианова В.М., Гуровец Г.В и многие другие.
В настоящее время образовательная система еще плохо приспособлена к нуждам детей с ограниченными возможностями здоровья, так как и общество не готово принять таких детей как равноправных обществу.Одной из самых острых проблем на сегодняшний день - это притеснение детей с ОВЗ к полноценным образовательным услугам. На протяжение долго времени важной проблемой в обучении детей с ОВЗ является проблема помощи именно на начальном этапе школьного образования. Сильно препятствует процессу обучения детей с ОВЗ несформированность некоторых психических функций в соответствии возрасту. В такой период для младших школьников с ОВЗ необходима помощь, которая будет направлена на преодоление проблем в социальном взаимодействии с окружающими и образовании. Такая помощь будет способствовать более успешной адаптации младших школьников в обществе.
Для работы с младшими школьниками с ОВЗ существует много методов и приемов обучения. Смена видов деятельности помогает детям с ОВЗ отвлекаться от изучаемого материала. Любой ребенок, а тем более ребенок с ОВЗ при адаптации к школе испытывает трудности. Из-за особенностей развития у младших школьников с ОВЗ затруднено взаимодействие с окружающими, другие дети часто акцентируют внимание на их внешность. У детей с ОВЗ снижена способность адекватного реагирования на изменения или требования. Поэтому многим детям с ОВЗ в период адаптации к школе необходимо психолого-педагогическое сопровождение.
Социальный педагог в работе по сопровождению во время адаптации детей с ОВЗ выбирает ведущие направления, в зависимости от конкретной ситуации. Для одних это устранению пробелов в знании учебного материала, для других выработка навыков самоконтроля, развитие мелкой моторики, работа по адаптации в новом коллективе, проблемы в общении со сверстниками и т.д.
Цель исследования: на основе анализа научно-теоретических работ и исследований в области социальной педагогики раскрыть формы и методы работы педагога-психолога с младшими школьниками с ОВЗ.
Объект исследования: деятельность педагога-психолога общеобразовательной школы с учащихся начальных классов.
Предмет исследования: формы и методы работы педагога-психолога с младшими школьниками с ОВЗ.
Задачи исследования:
1) раскрыть психолого-педагогические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья;
2) дать характеристику особенностей и проблем школьной адаптации учащихся начальных классов с ограниченными возможностями здоровья;
3) описать содержание работы педагога-психолога общеобразовательной школы с младшими школьниками с ограниченными возможностями здоровья.
Методы исследования: теоретические методы (анализ научной психологической и педагогической литературы; сравнение; обобщение).
Структура работы: работа состоит из введения, трех параграфов, заключения, списка литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. К ним относятся: с нарушение слуха, речи, зрения, опорно-двигательного аппарата; дети с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения; дети с множественными нарушениями; дети с тяжелыми хроническими соматофизическими болезнями.Это дети с нарушением психофизического развития, которые нуждаются в специальном обучении и воспитании. Каждый ребенок в зависимости от характера или степени тяжести первичного нарушения, последствий в виде ограничения функционирования органов и систем организма они имеют свои психолого-педагогические особенности. Большинству таких детей свойственен низкий уровень развития восприятия, рассеянное внимание, преобладание кратковременной памяти и наглядно-действенного мышления, нарушение речевых функций, отсутствует или снижена потребность в общении с окружающими, трудности адаптации, слабая учебная мотивация и многое другое.
Дети с ограниченными возможностями здоровья и дети в норме должны обучаться вместе. ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Всеобщая декларация прав человека свидетельствует о том, что право на образование имеет любой ребенок независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Каждый ребенок имеет право на полноценное образование, которое отвечает его потребностям и в полной мере использует возможности его развития, а в особенности тех детей, которые нуждаются в специальных условиях обучения - это дети с ограниченными возможностями.
Однако при поступлении детей с ОВЗ в общеобразовательную школу встречается с большим количеством трудностей, одним из которых является адаптации к школе.Под адаптацией понимается не только приспособление к новым условиям, но и создание таких условий, которые способствуют для лучшего их развития. Следовательно, получается, что адаптировать младшего школьника с ОВЗ к школе - это создать педагогические условия для его развития, которое позволят ему в нужной степени соответствовать требованиям и нормам окружающего мира.
Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети, состояние здоровья которых затрудняет освоение основных школьных программ вне специальных коррекционных школ. Дети с ОВЗ имеют отклонения физического и психологического развития. Эти отклонения могут быть вызваны врожденными, генетическими или приобретенными. Поэтому многие специалисты считают, что таким детям, а также их родителям требуется психолого-педагогическое сопровождение еще на начальном этапе поступления или во время адаптации в общеобразовательном учреждении, а в течение всего периода обучения. Психолого-педагогическое сопровождение - комплексная технология психолого-педагогической поддержки и помощи ребёнку с ОВЗ и его родителям в решении задач, которые связанны с развитием, обучением, воспитанием, социализацией. Для этого в своей работе педагог-психолог используется различные методы и формы работы. Основными являются комплексная диагностика, развивающая и коррекционная деятельность, консультирование, профилактическая и поддерживающая работа с педагогами, родителями и младшими школьниками. Также в своей работе педагог-психолог использует методы арт-терапии, сказкотерапии, игротерапии и музыкотерапии.
Многообразие методов и форм работы позволяет специалисту использовать различные виды работ по психолого-педагогическому сопровождению для лучшей адаптации и активизации учебной деятельности младших школьников детей с ограниченными возможностями здоровья.



1.Активные методы обучения. Электронный курс. Международный Институт Развития «ЭкоПро», Образовательный портал «Мой университет» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.moi-universitet.ru
2. Акатов, Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Л.И. Акатов. - М.: Владос, 2003. – 368 с.
3. Аксенова, Л. И. Правовые основы специального образования и социальной защиты детей с отклонениями в развитии [Текст] / Л. Аксенова // Дефектология. Издательство: ООО "Школьная пресса" Москва. –2007. – №1. – С. 42 – 45.
4.Бабкина Н.В. Этапы становления системы образования детей с ЗПР и перспективы ее развития [Текст] / Н.В. Бабкина // Дефектология, Издательство: ООО "Школьная пресса" Москва. - 2020 - № 1. - С. 3-17.
5.Березин, Б.Ф. Психическая и психофизиологическая адаптация человека [Текст]/ Б.Ф. Березин. - Л.: Наука, 1988. - 270 с.
6. Бесова, И. Ю. Программа коррекционной работы (сопровождение обучающегося с ограниченными возможностями здоровья) [Текст] / И. Ю. Бесова // Работа социального педагога в школе и микрорайоне: методический журнал, Москва –2015. - № 6. – С. 28 - 37.
7. Битянова, М.Р. Организация психологической работы в школе[Текст]: / М.Р. Битянова. - М.: Генезис, 2000. - 298 с.
8. Бондаренко, Б. С. Комплексная реабилитация детей с ограниченными возможностями вследствие заболевания нервной системы: методические рекомендации [Текст] / Б. С. Бондаренко. - Москва: Владос, 2009. – 300 с.
9. Венгер Л.А. Психологическая готовность детей к школьному обучению [Текст] / Л.А.Венгер. - М.: Педагогика, 1985. – 112 с.
10. Венгер, А.Л., Цукерман, Г.А. Психологическое обследование младших школьников [Текст] / А.Л. Венгер, Г.А. Цукерман. - М.: Владос-Пресс, 2007. -160 с.
11. Власова, Т. А. Дети с задержкой психического развития [Текст] / Под ред. Т. А. Власовой и [др.] - Москва: Педагогика, 2004. - 213с.
12. Гагай, В.В. Механизм совладания с трудными ситуациями и адаптация первоклассников к школе [Текст] / В.В. Гагай, К.Ю. Гринева // Сургутский государственный педагогический университет // Научный результат. Сер. Педагогика и психология образования. - 2014. - Т.1, №1.- С. 50-58.
13. Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики: Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб.заведений [Текст] / А.Д.Гонеев, Н.И.Лифинцева, Н.В. Ялпаева; под ред. В.А.Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 280 с.
14.Гулина, М. А. Словарь-справочник по социальной работе [Текст] / М. А. Гулина. – СПб.: Питер, 2008 - 260с.
15.Гуровец Г.В., Ленок Я.Я. Коррекционно-развивающие игры как метод обучения в специальной педагогике [Текст] /Г.В. Гуровец, Я.Я. Ленок // Обучение и воспитание детей с нарушениями в развитии. Дефектология,Издательство: ООО "Школьная пресса" Москва, – 2002. - №1. – С.77-83.
16.Дианова В.И. Проблемы интегрированного обучения и предпосылки их решения: (из опыта работы пилотных площадок интегрированного образования детей с ОВЗ в Краснодарском крае [Текст] /В.И.Дианова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2010. - № 4. – С. 19- 24.
17. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психология высшей школы [Текст]: Учеб. пособие для вузов /М.И. Дьяченко, Л.А. Кандырович. - Мн.: Изд-во БГ, 1981. - 383с.
18. Егоров, П. Р. Теоретические подходы к инклюзивному образованию людей с особыми образовательными потребностями [Текст] / П. Р. Егоров // Теория и практика общественного развития. – 2012. – № 3. – С. 35-39.
19. Егорова, Т. В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями [Текст] / Т.В. Егорова. - Балашов: Николаев, 2002. – 80 с.
20. Зайцева, И. А. Коррекционная педагогика [Текст] / Под ред. В. С. Кукушина, И. А. Зайцевой // Изд–е 2-е, перераб. и доп. - Москва: ИКЦ “МарТ”; Ростов–на–Дону: Издательский центр “МарТ”, 2009. – 352 с.
21. Конвенция о правах инвалидов [Электронный ресурс]:[Принята в г. Нью-Йорке 13.12.2006 Резолюцией 61/106 на 76-ом пленарном заседании 61-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН] // СПС Консультант Плюс.
22.Конвенция о правах ребенка [Электронный ресурс]: [одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.] // - СПС Консультант Плюс.
23.Лапшин, В. А. Основы дефектологии [Текст] / В. А. Лапшин. - Москва: Просвещение, 1991. – 237 с.
24.Лебединский В. В. Нарушение психического развития. [Текст] /В.В. Лебедински. - М.: Педагогика. - 2004. - 306 с.
25.Лопатина В.И. Широкие аспекты инклюзивного образования [Текст]/В.И.Лопатина// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, ООО "Школьная пресса",Москва. - 2011. - № 3. – С.54-59.
26. ЛубовскийВ.И.Специальная психология [Текст] учеб. пособие для студентов дефектологических факультетов пед. вузов / под ред. В.И. Лубовского, Т.В. Розановой, Л.И. Солнцевой–Изд. 3-е, стереотип. – М., 2006. -258 с.
27. Любимов М.Л. Инклюзивное образование: помощь детям с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / М.Л. Любимова //Социальная педагогика, Издательство: Современное образование, Москва. - 2012. – № 2. – С. 48-53.
28. Маллер А. Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии[Текст]: Методическое пособие. Изд.2-е испр. и доп. /А. Р. Малер. - М.: АРКТИ, 2002.-176 с.
29 .Маллер А. Р. Ребенок с ограниченными возможностями / А. Р. Маллер. - Москва: Педагогика – Пресс, 2006. – 284 с.
30. Маллер А. Р. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью [Текст]: / А. Р. Маллер. - Москва: Издательский центр «Академии», 2010. – 208 с.
31. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. Учебник [Текст] /Л.В. Мардахаев. - М.: Гардарики, 2005. — 269 с.
32. Минтруд России [Электорнный ресурс]: Режим доступа https://edu.gov.ru/activity/main_activities/limited_health минтруд РоССИИ
33. Панфилова Е. В. Особенности обучения в коррекционной школе: проблемы учащихся с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Е.В.Панфилова // Педагогика: традиции и инновации: материалы II междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.),Челябинск: Два комсомольца, 2012. — С. 141-143.
34. Петрова, Н. В. Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья через воспитание дружеских взаимоотношений во время игр [Текст] / Н. В. Петрова // Вопросы дошкольной педагогики. Издательство: Молодой ученный, Москва. - 2015. - № 3. - С. 48-51.
35. Рева А.В., Ходкова Н.И. Организация интегрированного обучения с использованием интернеттехнологий [Текст]: /А.В. Рева, Н.И. Ходкова// Начальная школа, ООО Издательство: "Начальная школа и образование", Москва- 2014. - № 6. - С. 3-4.
36. Российская Федерация. Законы. Конституция Российской Федерации [Текст]:[фед. Закон принят всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.(ред. от 2019г.) ] , М: Юрист, 2019.
37. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации Режим доступа: http://base.garant.ru/70291362/ (дата обращения 15.10.2020).
38. Росач Д.Ю. Результат педагогического наблюдения за процессом и результатами инклюзивного обучения детей с нарушениями слуха (на примере одной школы) [Текст]: /Д.Ю. Росач// Дефектология, Издательство: ООО "Школьная пресса", Москва. - 2020. - № 4. - С. 59-65.
39. Саламанская декларация [ Электронный ресурс]. – режим доступа http: //www. http://www.un.org/russian/documen/declarat/salamanka.pdf (дата обращения1.10.2020).
40.Слепович Е.С., Поляков А.М. Взаимодействие с ребенком с отклонениями в психофизическом развитии как основа оказания ему психологической помощи [Текст] / Е.С.Слепович, А.М. Поляков // Дефектология, Издательство: ООО "Школьная пресса", Москва. - 2020. - № 2. - С. 34-41
41. Шевченко С.Г. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей [Текст]: / С.Г. Шевченко . – М.: АРКТИ, 2011. - 224 с.
42.Шипицына, Л. М. Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Л. М. Шипицына // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2004. – № 2. – С. 7 – 9.
43.Яковлева И. М. Модель профессиональной компетентности специального педагога [Текст] : сб. науч. тр. / отв. ред. Е. В. Ткаченко, М. А. Галагузова. Вып. 7, Екатеринбург: СВ-96, 2012. — 423 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ