Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения синонимов 5
1.1. Синонимия как языковое явление. Типы синонимов 5
1.2. Функции синонимов в тексте 11
Выводы по первой главе 22
Глава 2. Особенности организации работы над синонимами в начальной школе 24
2.1. Анализ методической литературы по проблеме исследования 24
2.2. Анализ программ и учебников УМК «Школа России» в аспекте исследуемой проблемы 28
Выводы по второй главе 33
Заключение 35
Список использованных источников и литературы 37
Работа по развитию речи многогранна. Обогащение словарного запаса младших школьников является одним из направлений в развитии речи. Богатый словарный запас является той основой, которая обеспечивает развитие речи учащегося, создает условия для успешного формирования орфографических навыков.
Нужна система обогащения и развития речи детей, нужна планомерная работа, четко и определенно распределяющая материал – словарь, синтаксические конструкции, навыки составления и редактирования текста. В этом смысле значение синонимов огромно. Синонимия в языке свидетельствует о его богатстве и выразительных возможностях.
Основными источниками пополнения и совершенствования синонимических рядов, а соответственно и лексического словаря младших школьников в целом, можно назвать тексты учебных книг, художественных произведений, выступления учителя. Эти источники языкового обогащения учащихся начальных классов педагогически контролируются и организуются.
Словарная работа в начальных классах должна иметь практическую основу, опираться в основном на текст, практически не содержать теоретической информации и, как правило, даже терминов. Для словарной работы с синонимами словари могут быть очень полезным инструментом.
Разъясняя значения и стилистические оттенки синонимов, учителям необходимо стремиться к повышению степени познавательной активности и самостоятельности младших школьников. Обычно в младших классах есть хотя бы несколько ребят, которые правильно понимают все обороты речи и слова. Учителя должны стремиться к тому, чтобы учащиеся сами пытались объяснить значение слова.
В методике русского языка разработано достаточное количество приемов и методов изучения синонимов в начальной школе. При использовании всех приемов обеспечивается разнообразие работы, а также возможность введения новых синонимичных рядов.
Работа над синонимами в начальной школе является одним из перспективных методических направлений обогащения словарного запаса учащихся. Несмотря на то, что учащиеся не получат глубоких теоретических знаний о синонимах, практическая работа над синонимами, их наблюдения помогут получить общее представление и разнообразить речь в доступной форме.
Особенности организации работы над синонимами в начальной школе были рассмотрены такими исследователями, как А.А. Бондаренко, П.А. Грушников, Н.М. Лаврова, М.Р. Львов, М.С. Соловейчик и др.
Объект исследования – организация работы над синонимами на уроках русского языка в начальной школе.
Предмет исследования – особенности работы над синонимами на уроках русского языка в начальной школе.
Цель курсовой работы – изучить особенности организации работы над синонимами на уроках русского языка в начальной школе.
В соответствии с данной целью, были выделены следующие задачи исследования:
1) охарактеризовать синонимию как языковое явление, назвать основные типы синонимов;
2) определить основные функции синонимов в тексте;
3) проанализировать методическую литературу по теме исследования;
4) провести анализ программы и учебников по русскому языку в аспекте исследуемой проблемы.
Структура данной работы подчинена логике исследования и включает введение, две главы, выводы по главам, заключение и список использованных источников и литературы.
Таким образом, на основании проведенного исследования могут быть сделаны следующие выводы.
Под синонимами принято понимать слова, относящиеся к одной части речи, которые пишутся по-разному, но имеют одинаковое или близкое значение.
Синонимы могут дифференцироваться по означаемым ими предметам, по оценке обозначаемого предмета, по применимости в том или ином стиле речи, по этимологическому значению, которое может придавать одному из синонимов особую окраску. Кроме того, синонимы могут отличаться друг от друга степенью современности. При этом, в синонимические отношения вступают далеко не все слова. Не синонимизируются в литературном языке имена собственные, названия жителей, многие конкретные наименования предметов быта. Как правило, не должны иметь синонимов термины, хотя практика создания и функционирования современных терминов дает примеры синонимии и в этой области.
Для успешного осуществления процесса обучения синонимии в начальной школе учитель должен хорошо знать лингвистические основы этого явления: определение синонимов, функционирование многозначных синонимов в речи, правило составления синонимического ряда, хорошо представлять себе существующие словари синонимов для того, чтобы извлекать необходимый справочный материал. Еще большее значение для учителя приобретает знание методических основ преподавания синонимов: требования программы школы, распределение дидактического материала по классам, имеющийся методический опыт школы.
Функции синонимов являются очень разнообразными. Общность значения синонимов дает возможность употреблять одно слово вместо другого, что значительно разнообразит нашу речь и позволяет избежать употребления одних и тех же слов в тексте.
Проведение систематической и постоянной работы над синонимами в начальной школе повышает интерес и внимание младших школьников к изучаемым произведениям, дает возможность избирательно относиться к используемым в речи словам, обогащает устную речь младших школьников, развивает критическое отношение к словесному оформлению своих мыслей, количественно увеличивает словарь учащихся, развивает мышление.
Согласно анализу УМК «Школа России», проведенному в рамках данной исследовательской работы, первоначальное знакомство с синонимами, происходит уже в первом классе, но изначально они обозначены как близкие по значению слова.
Само понятие синонимы, вводится на втором году обучения в учебниках за второй класс.
Систематическое изложение структуры учебного материала, а так же наличие упражнений направленных на изучение синонимов направленно на белее углубленное освоение и закрепление знаний по данной теме.
Наличие словарей синонимов в учебниках, а так же большое количество упражнений связанных с определением и употреблением синонимов, способствует обогащению словарного запаса учащихся и развитию их устной и письменной речи.
1. Бронникова Ю.О. Формирование культуры речи младших школьников // Начальная школа, - 2003. - №10. - С.41-44.
2. Булаховский Л.А. Курс литературного русского языка. / Т.1. - М.: Педагогика, 2002. - 447 с.
3. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. - М.: Наука, 2001. - 139 с.
4. Горлова М. А. Обучение написанию сочинения: по картине И. И. Левитана «Золотая осень» // Начальная школа. - 2006. - № 8. - С. 50-54.
5. Зорина М.Е. Методика работы над изложением и сочинением: текстоцентрический подход // Журнал «Филологический класс». - 2014. - № 1 (35). - С.105 – 110.
6. Иванкина Н.К. О возможностях использования жанра письма для формирования связной письменной речи младших школьников // Начальная школа, - 2003. - № 12. - С. 27-32.
7. Калюкина А.Г. Об опыте детского творчества // Начальная школа, - 2000. - № 12. - С. 44 – 47.
8. Король Л.Ф. Творческие работы на уроках русского языка // Начальная школа, - 2003. - № 4. - С. 40-47.
9. Кочеткова А.В. Комплексные методы развития связной речи младших школьников // Начальная школа. - 2002. - №9. - С. 64-68.
10. Кошелева А.Ф. Система обучения сочинениям разных жанров. Методические рекомендации./ А.Ф. Кошелева, Н.Н. Царёва. – М.: УИПК ПРО, 2006. – 62 с.
11. Ладыженская Т.А. Связная речь // Методика развития речи на уроках русского языка. - М.: Просвещение, 2000. - С. 187-233.
12. Ладыженская Т.А. Характеристика связной речи детей. - М.: Педагогика, 2000. – 210 с.
13. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. - М.: Просвещение, 2009. - 214 с.
14. Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах. / М.Р. Львов, Т.Г. Рамзаева, Н.Н. Светловская Н.Н. – М.:Просвещение, 2001. - 411с.
15. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников. - М.: Просвещение, 2005. – 76 с.
16. Львова М.Е. Использование картин в целях развития связной устной речи в начальной школе. - Ярославль, 2003. - 84 с.
17. Медведева Г.А. Взаимодействие учителя и младших школьников в работе по совершенствованию письменных текстов (на примере обучения выбору слов) // Начальная школа. - 2008. - №2. - С.20- 23.
18. Методика преподавания русского языка: Учеб. пособие / М. Т. Баранов, Н. А. Ипполитова, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов; под ред. М. Т. Баранова. – М.:Академия, 2004. - 223 с.
19. Наумова О.В. Урок русского языка во II классе (система Л.В. Занкова). // Начальная школа. - 2002. - № 12. - С. 63-66.
20. Новотворцева Н.В. Развитие речи детей - Ярославль: Академия К, 2003. - 185 с.
21. Нуруямина Н.Н. Как я учу детей писать сочинения // Начальная школа, - 2001. - № 3. - С.65-90.
22. Основы теории речевой деятельности / Под ред. А.А.Леонтьева. - М.: Наука, 2004. - 368 с.
23. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 21.09.2022 № 858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников» (Зарегистрирован 01.11.2022 № 70799). URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202211010045 (дата обращения: 5.01.2023 )
24. Программа «Школы России» (ФГОС). URL: https://schoolguide.ru/index.php/progs/shkola-rossii.html (дата обращения: 5.01.2023)
25. Развитие речи и речевого общения / Под ред. О.С.Ушаковой.- М.: Изд. РАО, 2005. - 152 с.
26. Рамзаева Т.Г. Структура и содержание современного начального языкового образования // Начальная школа, - 2003. - №11. - С.14-23.
27. Речевое развитие младших школьников / Под ред. Н.С. Рождественского. - М.: Просвещение, 2000. - 222 с.
28. Русский язык. 1 класс : учеб. для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе.// Канакина В. П., Горецкий В. Г. - 5-е изд. - М. : Просвещение, 2014. – 143с.
29. Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе/ В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. - 7-е изд. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2014. – 143 с.
30. Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе/ В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. - 7-е изд. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2014. – 143 с.
31. Русский язык. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе/ В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. - 2-е изд. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2014. – 159 с.
32. Русский язык. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе/ В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. - Ч. 1. – М.: Просвещение, 2013. – 160 с.
33. Русский язык. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе/ В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. - Ч. 2. – М.: Просвещение, 2013. – 160 с.
34. Скиргайло Т. О. Методика обучения работы над словарной работой. - М.: Русское слово, 2006. - 351 с.
35. УМК «Школа России». URL: https://schoolguide.ru/index.php/progs/shkola-rossii/umk.html?ysclid=lbpiguj1c2539014487 (дата обращения: 5.01.2023)
36. Щерба JI. В. Языковая система и речевая деятельность. - СПб.: Наука, 2004. - 428 с.
37. Щерба Л.В. Избранные работы по русскому языку. - М.: Просвещение, 2007. - 187 c.
38. Эльконин Д.Б. Развитие устной и письменной речи обучающихся. - М.: Интор, 2008. - 112 с.
39. Якубинский Л.П. Язык и его функционирование /Отв. ред. А.А.Леонтьев. - М.: Наука, 2006. - 208 с.