Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ В ОРГАНИЗАЦИИ ПОДВИЖНЫХ ИГР ПОСРЕДСТВОМ АЛГОРИТМОВ

Работа №121296

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

дошкольная педагогика

Объем работы84
Год сдачи2019
Стоимость4550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
101
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы формирования самостоятельности у детей 6-7 лет в организации подвижных игр посредством алгоритмов 8
1.1 Самостоятельность: понятие и сущность 8
1.2 Подвижные игры и их роль в формировании самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста 14
1.3 Проблема формирования у детей 6-7 лет самостоятельности в подвижной игре посредством алгоритмов 19
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию у детей 6-7 лет самостоятельности в организации подвижных игр посредством алгоритмов 28
2.1 Выявление уровня сформированности самостоятельности у детей 6-7 лет в организации подвижных игр 28
2.2 Организация работы по формирования у детей 6-7 лет самостоятельности в проведении подвижных посредством алгоритмов 44
2.3 Анализ динамики сформированности самостоятельности у детей 6-7 лет в организации подвижных игр 54
Заключение 63
Список используемой литературы 66
Приложения 70

В настоящее время проблема формирования самостоятельности у детей поднимается на различных уровнях. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделены основные линии личностного развития ребенка дошкольного возраста: самостоятельность, инициативность, творчество. Данная задача становится одной из приоритетных задач дошкольной педагогики.
Игровая деятельность имеет большой потенциал для воспитания самостоятельности как базового качества у детей дошкольного возраста. Она способствует активному познанию окружающей среды и себя в нем, осознанию своего «Я» и своих возможностей, стремлению применять приобретенные знания в различных игровых ситуациях.
Игра помогает ребенку ориентироваться в новых условиях, учит целеустремленности, настойчивости и решительности. Дети дошкольного возраста, преодолевая различные игровые препятствия, учатся самостоятельно осуществлять логические операции, критически оценивать полученный результат, стремятся к его совершенствованию и умению принимать собственные решения. Игровая деятельность помогает ребенку осознать ответственность за собственные действия перед коллективом, учит действовать по установленным правилам и подчинять себя им по собственной инициативе, а не под руководством взрослого.
Актуальность темы исследования заключается в том, что детская активность и самостоятельность в последнее время все чаще становятся объектом повышенного внимания ученых, педагогов и психологов. Это связано, прежде всего, с необходимостью решения проблемы подготовки подрастающего поколения к условиям жизни в современном обществе, практико-ориентированном подходе к организации образовательного процесса образовательных учреждений.
Состояние теоретической разработанности вопроса и выявленные противоречия позволили обозначить проблему исследования - как сформировать у старших дошкольников самостоятельность в организации ими подвижных игр посредством алгоритмов?
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность формирования у детей 6-7 лет самостоятельности в проведении подвижных игр посредством алгоритмов игры.
Объект исследования - процесс формирование самостоятельности у детей 6-7 лет в проведении подвижных игр.
Предмет исследования - алгоритмы как средство формирования самостоятельности у детей 6-7 лет в проведении подвижных игр.
Гипотеза: процесс формирования у детей 6-7 лет самостоятельности в проведении подвижных игр посредством алгоритмов может стать эффективным, если:
• подвижные игры будут хорошо знакомы детям;
• обеспечено ознакомление с моделями и способами их использования;
• будут созданы условия в предметно-пространственной среде для проявления самостоятельности детей при организации ими подвижных игр посредством алгоритмов.
В соответствии с целью и предметом исследования были определены следующие задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования у старших дошкольников самостоятельности в организации ими подвижных игр;
2. Выявить уровень самостоятельности детей 6-7 лет в организации ими подвижных игр;
3. Разработать и экспериментально проверить эффективность формирования у детей 6-7 лет самостоятельности в организации ими подвижных игр посредством алгоритмов.
Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы исследования: изучение психолого-педагогической литературы по проблеме, психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы), наблюдение, беседа, методы математической обработки данных, игровые задания, анализ документации.
Теоретической основой исследования являются идеи использования подвижной игры для развития активности и самостоятельности дошкольников (М.М. Конторович, Л.И. Михайлова, А.И. Быкова, Т.И. Осокина, Е.А. Тимофеева, Н.В. Полтавцева, Н.Я. Михайленко, З.Ф. Контаутене); исследования умственного развития дошкольников (Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, Р.И. Говорова, Л.И. Цеханская); исследования в области моделирования и видов знаково-символической деятельности (Н.Г. Салмина, Л. Бондаренко, Н. Чекулаева, Л.А. Венгер, Е.И. Сапогова ).
Новизна исследования: раскрыты возможность и эффективность формирования у детей 6-7 лет самостоятельности в организации ими подвижных игр посредством алгоритмов.
Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании выявления показателей уровня сформированности у детей 6-7 лет самостоятельности в проведении подвижных игр в образовательном учреждении в целях разработки мероприятий по повышению данного уровня путем совершенствования алгоритмов их проведения.
Практическая значимость исследования состоит во внедрении в практику дошкольных образовательных организаций алгоритмов как средства формирования у детей 6-7 лет самостоятельности в проведении подвижных игр.
База исследования. Экспериментальная работа проводилась в СП ГБОУ СОШ №1 с. Приволжья детском саде «Теремок» Приволжского района Самарской области.
Структура и объем работы: бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы из 31 источника и 8 приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Ребенок дошкольного возраста неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться, у него своеобразное, особое видение окружающего мира, он смотрит вокруг на происходящее с восторгом и удивлением и открывает для себя чудесный мир, где много интересных предметов и вещей, событий и явлений, так много тайного и неосознанного.
В дошкольном возрасте начинается этап становления личности. Активность ребенка является основной формой его жизнедеятельности, необходимым условием его развития, которая закладывает фундамент и дает перспективы роста интеллектуального, творческого потенциала ребенка.
Игровая деятельность является ведущей у ребёнка в дошкольный период. Именно поэтому в игровую форму вписываются все элементы учебно-воспитательного процесса в детском образовательном учреждении. Это даёт возможность реализовать широкий спектр целей и задач подготовки детей 6-7 лет к следующей ступени образования - к школе.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО, формирование самостоятельности является одной из основных линий личностного развития ребенка дошкольного возраста и необходимой предпосылкой готовности дошкольника к школьному обучению. Мы выделили особенности формирования самостоятельности детей дошкольного возраста в игровой деятельности, такие как: умение планировать и выполнять поставленные задачи без указаний и помощи со стороны взрослого; умение находить новые знания, опираясь на полученный опыт; умение преодолевать трудности при выполнении заданий; умение вносить элементы творчества в самостоятельную деятельность.
Нами была проведена экспериментальная работа по формированию у детей 6-7 лет самостоятельности в подвижной игре посредством алгоритмов. Первым этапом экспериментальной работы мы провели диагностику самостоятельности детей в двух подготовительных группах СП ГБОУ СОШ №1 с. Приволжья детского сада «Теремок».
Дальнейшим этапом экспериментальной части работы явилась разработка программы формирования самостоятельности у детей 6-7 лет в проведении подвижных игр посредством алгоритмов.
Особое внимание было направлено на развитие предметно-пространственная среда в подготовительной группе. Еще Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности. Он считал, что, благодаря правильно организованной предметно-пространственной среды, ребенок сам может развивать свои способности и возможности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка и в том числе развитию самостоятельности ребенка.
По окончании формирующего этапа экспериментальной работы, мы провели повторную диагностику самостоятельности, используя методику и методы констатирующего этапа работы. Детям был предоставлен в достаточном количестве необходимый материал и оборудование для проведения игры.
По данным формирующего этапа эксперимента наблюдается рост уровня развития эмоционального отношения к самостоятельной двигательной деятельности. 50% детей ЭГ показали достаточный уровень, что выше предыдущего результата на 28%. Показатели КГ выросли лишь на 10% и составили на данный момент 30%.
В ЭГ достаточный уровень развития двигательной деятельности был выявлен у также у 50% детей от числа всех испытуемых, что на 22% выше результатов констатирующего эксперимента. В КГ достаточный уровень выявлен у 30% детей, что лишь на 10 % выше результатов констатирующего эксперимента.
Достаточный уровень развития самостоятельности в двигательной деятельности был выявлен в ЭГ у 39% детей, что на 22% больше результатов констатирующего эксперимента, в КГ показатель составил 25%, что на 5% больше результатов констатирующего эксперимента.
Анализ результатов показал, что произошла значительная динамика повышения уровня развития самостоятельности в экспериментальной группе. Исходя из этого, можно утверждать, что предложенные нами формы и методы работы в ходе опытно-экспериментальной работы способствуют развитию их самостоятельности в игровой деятельности.
Таким образом, задачи исследования нами решены, гипотеза подтверждена, цель достигнута.
Из опыта нашей работы мы можем сделать следующие выводы о способах развития и поддержки инициативы и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в подвижной игровой деятельности:
• принимать и поддерживать интерес и познавательные желания ребенка;
• давать возможность ребенку предлагать идеи и высказывать свои мысли;
• давать ребенку возможность попробовать самому сделать соответствующие выводы (не оценивать ребенка: «правильно - не правильно»);
• позволять ребенку самостоятельно выбирать способ и необходимые материалы к выполнению игровых действий;
• формировать коммуникативные умение ребенка (договариваться, слушать, аргументировать);
• предоставить ребенку предметно-пространственную среду, способствующую поддержке его инициативы и самостоятельности;
• воспитатель должен занимать в игре позицию «партнера»;
• необходимо вести работу с родителями по поддержке детской инициативы и самостоятельности.


1. Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. 06.03.2019) «Об образовании в Российской Федерации». Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года.
2. Приказ Министерства образования и науки России от 17.10.2013г. № 1155 (ред. от 21.01.2019) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384).
3. Акулова, Е.Ф. Формирование индивидуальности, самостоятельности и ответственности у дошкольников посредством подвижных игр [Текст] / Е.Ф. Акулова // Наука, образование, общество. - 2015. - № 4. - С. 38-52.
4. Алекинова, О.В. Развитие самостоятельности у дошкольников в процессе создания учебно-дидактического материала [Текст] / О.В. Алекинова // В сборнике: Теория и практика образования в современном мире Материалы V Международной научной конференции. - Санкт- Петербург, 2014. - С. 47 - 48.
5. Атарова, А.Н. Психолого-педагогическая диагностика самостоятельности старших дошкольников в детских видах деятельности [Текст] / А.Н. Атарова // Казанский педагогический журнал. - 2015. - № 6. - С. 392- 398.
6. Беляева, В.П. Развитие самостоятельности дошкольников в художественном творчестве [Текст] / В.П. Беляева // В сборнике: Наука и образование Материалы III Международной научно-практической конференции. Научно-образовательное учреждение «Вектор науки». - Таганрог, 2015. - С. 14 - 17
7. Болотникова, О.П. Психолого-педагогические условия формирования самостоятельности у детей 6-7 лет [Текст] / О.П. Болотникова, О.А. Еник, А.А. Ошкина // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - №4. - С. 22.
8. Гусарова, Е.Н. Формирование самостоятельности в условиях дошкольного образовательного учреждения [Текст] / Е.Н. Гусарова // Общество: социология, психология, педагогика. - 2016. - № 1. - С. 110-112.
9. Зебзеева, В.А. Развитие самостоятельности детей дошкольного возраста [Текст] // В сборнике: Наука сегодня: теория, практика, инновации сборник XI Международной научно-практической конференции. - 2016. - С. 332- 339.
10. Каримов, В.Р. Структура и компоненты двигательной самостоятельности старших дошкольников [Текст] / В.Р. Каримов // Педагогическое образование в России. - 2013. - № 6. - С. 220-224.
11. Котова, М.А. Изучение уровня сформированности самостоятельности дошкольников шестого года жизни [Текст] / М.А. Котова // Новая наука: От идеи к результату. - 2016. - № 12-2. - С. 91-93.
12. Котова, М.А. К вопросу о формировании самостоятельности дошкольников [Текст] / М.А. Котова // Новая наука: Современное состояние и пути развития. - 2015. - № 6-2. - С. 51-53.
13. Красникова, А.Н. Воспитание инициативы и самостоятельности детей [Текст] / А.Н. Красникова, А.К. Князькина, К.М. Огонькова // В сборнике: Воспитание и обучение: теория, методика и практика Сборник материалов V Международной научно-практической конференции. - Чебоксары, 2015. - С. 153-156.
14. Липунова, М.В. Становление самостоятельности дошкольников как условие дальнейшего обучения в школе [Текст] / М.В. Липунова, А.А. Романов // В сборнике: Детство, открытое миру Сборник материалов Всероссийской научно-практическ. конференции. Омский государственный педагогический университет. - Омск, 2016. - С. 23-27.
15. Миронова М.Н. Очерк исследования смысловых структур личности педагога. [Текст] // Национальный психологический журнал. - 2015. - № 2(18). - С. 95-107.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ