Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические аспекты эффективности физического воспитания 7
1.1 Баскетбол - эффективное средство физического воспитания 7
1.2 Основные приемы игры и особенности технической подготовки в баскетболе 13
Глава 2 Методы и организация исследования 23
2.1 Методы исследования 23
2.2 Организация исследования 33
Глава 3 Результаты исследования и их анализ 35
3.1 Диагностика уровня подготовки баскетболистов 16-17 лет 35
3.2 Обоснование эффективности применения экспериментальной методики 39
Заключение 46
Список используемой литературы 49
Опыт развития спортивной науки и практики раскрывает существующие проблемы, связанные с построением процесса подготовки, управления спортивной формой игроков, слабые звенья в скоростной технике, вытекающими из акцентирования правильности выполнения вплоть до стадии автоматизации. Повысить качество многолетней подготовки спортсменов баскетболистов реально на основе изменений, имеющихся в теории и методике спорта достижений, позволяющих построить тренировочный процесс с учетом переноса технологий, тренированности и методик спорта высших достижений, способных решить выявленные проблемы в подходах к физической, технической подготовке, использования современных информационных технологий, способствующих качественному обновлению традиционных форм тренировочного процесса.
Высокая интенсивность игровой работы в баскетболе требует от спортсмена совершенного владения технико-тактическим мастерством, быстрой игровой ориентации, способности принимать верные решения и мгновенно их реализовывать. Баскетбол, наряду с другими видами, является ценным средством физического воспитания молодёжи и ситуативным видом спорта, где доминируют сенсомоторные механизмы, игроки контактируют между собой и с соперниками. Исходя из этого решающим фактором успешности игры и игровых ситуаций может выступать умение взаимодействовать со своими партнёрами, быстрота реакции, мышления и принятия правильных решений игровых ситуаций , их технически точная реализация. Сегодня специалисты отмечают зависимость отличительных признаков техники баскетбола от особенностей моторики игрока [7], [11], [16], [19].
Таким образом, в развитии современного баскетбола усматривается одна из актуальных и ведущих тенденций: повышенное требование к надежному выполнению основных технических действий любым игроком команды. Многими специалистами отмечено, что результативный бросок - основной и определяющий элемент успешности соревновательной деятельности в баскетболе. Несколько лет назад командам самого высокого уровня было достаточно иметь в составе двух хороших снайперов, сегодня практически каждый игрок обязан совершать стабильно точный бросок.
Теоретическая база исследования строится на:
• теоретических положениях о баскетболе авторов: Ю.Д. Железняка, Д.И. Нестеровского, Портнова Ю.М., Е.Р. Яхонтова;
• на практической доказанности эффективности физических занятий авторов: Р.Р. Гарифуллина, К.К. Хакназарова, И.В. Яковлевой;
• общих принципах спортивной тренировки, изложенных в трудах В.С. Кузнецова, Ж.К. Холодова;
• принципах классификации техники игры в баскетболе и средствах подготовки баскетболистов авторов: И.В. Бочарина, М.С. Гурьянова, Е.В. Конеевой, А.В. Мироновой, Э.Р. Михеева, Д.Ф. Михеевой;
• на эмпирическом опыте тренеров А.Я. Гомельского, Б. Коузи, И.Н. Преображенского.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс баскетболистов.
Предмет исследования: влияние уровня технической подготовленности баскетболистов на соревновательный результат.
Цель исследования: исследование уровня технической подготовленности баскетболистов на результат соревновательной деятельности.
Задачи:
1) Изучить текущий уровень технической подготовленности юношей 16-17 лет.
2) Разработать для них экспериментальную методику, направленную на повышение шкалы технической подготовленности.
3) Изучить влияние предложенной методики на степень технической подготовленности участников исследования.
Гипотеза исследования: наши предположения строились на возможности улучшения технической подготовленности баскетболистов, путём применения экспериментальной методики в тренировочном процессе.
Методы исследования:
• мониторинг научно методической литературы,
• педагогические наблюдения,
• тестирование,
• педагогический эксперимент,
• математические расчеты.
Экспериментальная база исследования: МБОУ «Лицей №76 имени В.Н. Полякова». Первая учебно-тренировочная группа.
Научная новизна сводится к разработке, экспериментальному обоснованию эффективности методики тренировки, позволяющей повысить уровень технической подготовленности спортсменов, что находит позитивное отражение в итогах соревновательной деятельности.
Теоретическая значимость работы заключается в углублении знаний, касающихся различных сторон технического мастерства баскетболистов. В работе получили развитие и обоснование: вопросы влияния технического мастерства на соревновательную деятельность.
Практическая значимость. Учебно-тренировочные занятия по баскетболу с применением предложенной методики повышают уровень технической подготовленности игроков данного вида спорта. Результаты исследования могут быть использованы тренерами, педагогами, учителями в практической деятельности.
Структура бакалаврской работы включает введение, три главы, заключение, список используемой литературы. Работа изложена на 50 страницах печатного текста, иллюстрирован 4 таблицами, 10 рисунками.
В результате проведённого исследования мы пришли к следующим выводам:
1) В процессе исследовательской работы был выявлен текущий уровень физической и технической подготовленности баскетболистов 16-17 лет, который в контрольной группе не отличался разительно от экспериментальной группы.
Отмечая уровень физической и технической подготовленности игроков исследуемых групп, можно отметить, что они занимают одно ранговое положение и об этом свидетельствуют индексы тестовых заданий, зарегистрированные до начала эксперимента.
2) Разработка экспериментальной методики, направленной на повышение шкалы технической подготовленности, начатая на первом этапе исследования и завершённая на втором этапе, продемонстрировала свою состоятельность.
3) Итогом её стали хорошие результаты, показанные спортсменами экспериментальной группы, превосходящие контрольную группу. Установлен следующий прирост показателей:
• в тесте «Прыжок в вверх» составил 11,2%, в контрольной группе - 6,13%;
• в тесте «Передача мяча двумя руками от груди» в экспериментальной группе равен 16,6%, в контрольной группе - 9,1%;
• в тесте «Челночный бег 4*9 м» зарегистрирован прирост - 5,8% в экспериментальной группе и 1,9% в контрольной группе;
• в тесте «Штрафной бросок» прирост показателей экспериментальной группы составил 23,1%, в контрольной группе - 5,8%;
• в тесте «Быстрые руки» прирост показателей экспериментальной группы равен 9,6%, в контрольной группе - 4,2%.
Зафиксирован следующий прирост показателей технической подготовленности баскетболистов:
• по количеству атак прирост показателя у баскетболистов экспериментальной группы - 12,7%, в контрольной группе - 5,6%;
• подборы отскочившего мяча от своего щита в экспериментальной группе - прирост составил 31%, в контрольной - 7,4%;
• подборы отскочившего мяча от щита противника в экспериментальной группе прирост равен 28,5%, в контрольной - 7,1%;
• при выполнении голевых передач в экспериментальной группе прирост составил 11,7%, в контрольной группе - 6,6%;
• прирост показателя потери мяча в экспериментальной группе - 22,2%, в контрольной - 6,2%;
• падание мяча в кольцо с игры - прирост в экспериментальной группе составил 14,7%, в контрольной - 6,2%;
• штрафной бросок в экспериментальной группе прирост равен 4%, в контрольной - 2%;
• общий результат в экспериментальной группе прирост - 10,3%, в контрольной группе - 1,6%.
Контрольная группа тренировалась по традиционной методике, не позволившей баскетболистам данной группы добиться высоких результатов в овладении техническим мастерством.
Значительные сдвиги в плане технической подготовленности произошли за период педагогического эксперимента в экспериментальной группе.
Существенно выросла техника исполнения броска и передачи мяча игроками, высота подскока в момент броска экспериментальной группы, что свидетельствует о техническом совершенствовании баскетболистов 16-17 лет, реализовавшееся через индивидуальную работу с игроком в процессе его обучения технике игры, а также через глубокий анализ соревновательных игр.
Экспериментальная программа, наполненная разнообразными упражнениями, способствовавшими повышению уровня технической подготовленности баскетболистов экспериментальной группы, позволила в итоге нашего эксперимента достичь хороших результатов, отразившихся на результатах игры баскетболистов в Первенстве города.
Организованное нами педагогическое исследование и показатели игроков, обретённые в результате данной работы, подтвердили выдвинутую гипотезу о возможности улучшения технической подготовленности баскетболистов, путём применения экспериментальной методики в тренировочном процессе.
1. Аббурагимова Г.А. Баскетбол. Бросок одной рукой с места. Махачкала : ДГУНХ, 2016. 25 с.
2. Андреев В.И., Капилевич Л.В., Марченко Н.В., Смирнов О.В., Плиев С.З. Бросок в прыжке в баскетболе. Биомеханические основы и совершенствование техники : учеб. пособие.. Томск: ТПУ, 2009. 144 с.
3. Баскетбол: учебник для вузов физической культуры / Под ред. Портнова Ю.М. М.: АО «Астра семь», 1997. 480 с.
4. Бочарин И.В., Гурьянов М.С., Миронова А.В. Основы игры в баскетбол: основные технические и тактические приёмы, упражнения для обучения игре : учеб. пособие. Н. Новгород : ПИМУ, 2018. 44 с.
5. Гомельский В.А. Как играть в баскетбол [Электронный ресурс]. М. : Эксмо, 2015. 256 с. URL: https://readli.net/chitat-online/ ?b=1041944&pg=4 (дата обращения 12.09.2020).
6. Готовцев Е.В, Д.И. Войтович, Петько В.А. Баскетбол : вариативная часть физической культуры : учеб.-метод. пособие [Электронный ресурс]. Воронеж : ВГТУ, 2016. 99 c. URL: http://www.iprbookshop.ru/59110.html (дата обращения: 19.09.2020).
7. Иноземцева Т.А., Ложкина М.Б. Совершенствование точности бросков в баскетболе : учеб.-метод. пособие. Томск : Издательский Дом ТГУ, 2019. 42 с.
8. Конеева Е.В. Спортивные игры: правила, тактика, техника : учеб. пособие. Ростов н/Д. : Феникс, 2004. 448 с.
9. Краузе Д., Мейер Д., Мейер Дж. Баскетбол - навыки и упражнения. М : АСТ. Астрель, 2006. 216 с.
10. Михеев Э.Р., Михеева Д.Ф. Роль баскетбола в физическом воспитании школьников [Электронный ресурс] // Наука, техника и образование. 2019. С. 54-57. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-basketbola-v-fizicheskom-vospitanii-shkolnikov (дата обращения: 19.09.2020).
11. Нестеровский Д.И. Баскетбол. Теория и методика обучения : учеб. пособие. 4-е изд., стер. М. : Академия, 2008. 336 с.
12. Платунов А.И. Баскетбол как средство физического воспитания [Электронный ресурс] // Проблемы педагогики. 2020. С. 86-88. URL: - https://cyberleninka.rU/article/n/basketbol-kak-sredstvo-fizicheskogo-vospitaniya (дата обращения: 22.08.2020).
13. Солодовник Е.М. Основные рекомендации по выполнению и улучшению выполнения штрафного броска в баскетболе // Вопросы педагогики. 2020. №10-1. С. 211-215.
14. Спортивные игры: Техника, тактика, методика обучения: учебник / Под ред. Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова В.П. Савин, А.В. Лексакова. 2-е изд., стер. М. : Академия, 2004. 520 с.
15. Степанова М.М. Баскетбол. Методика обучения и спортивной тренировки в баскетболе : учеб. пособие. Челябинск: ЧГПУ, 2016. 157 с.
...