ДОКУМЕНТАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ ПО ИСПОЛНЕНИЮ ПОРУЧЕНИЙ И УКАЗАНИЙ ПРЕЗИДЕНТА РФ: АНАЛИЗ ОТЧЕТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ
Введение 3
Глава 1. Поручения и указания Президента Российской Федерации: характеристика понятия, правовой базы и организация работы по исполнению 9
1.1. Поручения и указания Президента РФ: к определению понятия
в юридической и правовой литературе 9
1.2. Характеристика нормативной правовой базы в сфере
исполнения поручений и указаний Президента РФ 19
1.3. Порядок исполнения и организация работы по исполнению поручений и указаний Президента РФ на примере Алтайского края ... .23
Глава 2. Исследование показателей исполнения поручений и указаний Президента РФ на примере органов исполнительной власти Алтайского края 30
2.1. Отчеты органов исполнительной власти Алтайского края:
анализ структуры и особенностей представления информации 30
2.2. Анализ результатов исполнения поручений и указаний Президента РФ органами исполнительной власти Алтайского края.38
Заключение 55
Список использованных источников и литературы 59
Актуальность темы. Для понимания работы аппарата власти, необходимо знать, насколько оперативно и качественно органы власти исполняют возложенные на них обязанности. К числу таких обязанностей относятся и поручения и указания Президента РФ различным исполнительным органам власти, как федерального уровня, так и регионального. Сферы этих поручений различны: образование, здравоохранение, культура и т.д.
Сами поручения и указания могут относиться к деятельности одного конкретного органа исполнительной власти или же в определенных случаях затрагивать полномочия сразу нескольких органов власти. Для качественного исполнения своих обязанностей органы власти должны наладить аппарат совместной работы, разграничить направления деятельности и выработать технологию содействия друг другу.
На сегодняшний день назрела необходимость изучить механизм и показатели исполнения органами исполнительной власти порученных им задач от Президента РФ, что позволит понять, насколько компетентны органы власти в исполнении своих прямых обязанностей, достаточно ли они укомплектованы штатным составом и техническим обеспечением, чтобы выполнять поставленные перед ними задачи. Статистические данные наглядно отражают ситуацию по поднимаемым нами вопросам.
Важным является исследование той части поручений, которые были выполнены ненадлежащим образом, или не были выполнены вообще. При этом следует выявить причины: человеческий фактор, несоответствующее требованиям задачи техническое обеспечение, проблема взаимодействия между органами власти, заведомо неверное разграничение полномочий между органами и т.д.
Историография проблемы. С момента учреждения института президента в Российской Федерации было проведено большое количество исследований, посвященных характеру власти. Можно указать, что до сих пор этот вопрос остается открытым. Дискуссионность и «смуту» вносят, в частности, и поручения и указания Президента РФ, которые на протяжении продолжительного срока не были регламентированы, их статус оставался до конца неясным. Эти вопросы находятся в центре внимания исследователей.
В работе Я.Ю. Старцева «Поручения Президента РФ: анализ инструмента дискреционной власти» ставится вопрос о легитимности такого явления осуществления полномочий главой государства, как издание поручений и указаний. Автор отмечает, что долгое время не было никакого обоснования их статуса, их юридической силы, обязательства к исполнению или хотя бы определения. При этом они строго обязательны к исполнению, штрафные санкции за их невыполнение или ненадлежащее исполнение очень серьезны. Также в работе присутствует попытка внести ясность в полномочия Президента РФ и сферу его деятельности в целом. Я.Ю. Старцев склоняется к мысли, что Президент не должен иметь прямого влияния приказного характера на исполнительную власть. Исключением из правила могут служить военные ведомства и управления, поскольку Президент РФ является Главнокомандующим РФ.
В статье Н.Н. Волобуевой «Правовые формы реализации полномочий Президента Российской Федерации» рассматриваются различные акты, издаваемые главой государства, начиная от полностью легитимных (распоряжения и указы), заканчивая актами с более туманной формулировкой (поручения и указания) . Автор отмечает, что сейчас для поручений и указаний есть обоснование, но оно появилось не сразу. При этом у конечных исполнителей этих актов часто отмечается непонимание своей задачи, этапов ее выполнения и отчетности по ним, в виду чего отмечается большой процент невыполнения этих самых поручений.
В статье О.Н. Кичалюк рассматривается вопрос взаимодействия Президента РФ и исполнительной власти в лице Правительства. Обращается внимание на поручения и указания, поскольку эти акты более оперативны в своем издании, нежели указы или распоряжения. Исследуется вопрос по легитимности этих актов и туманности его формулировки. Автор отмечает, что в указе Президента РФ 2011 года «О мерах по совершенствованию организации исполнения поручений и указаний Президента Российской Федерации» можно увидеть призыв к более строгой дисциплине органов исполнительной власти при выполнении поручений и указаний Президента, дано определение этих актов, отчетливое представление об обязательности их исполнения, сроках и контроли исполнения.
В статье Ю.Г. Арзамасова и Е.А. Певцовой «Новое «указное» нормотворчество: общая характеристика результатов, тенденции развития» рассматривается такой вид актов Президента РФ как указы. Авторы отмечают, что «указное» нормотворчество показывает всю полноту власти, которая сосредоточена в руках Президента РФ, при этом не берутся в расчет другие акты, которые он издает: распоряжения, декреты и т.д. Исследователи считают, что у главы государства уже есть полностью легитимные инструменты осуществления своих полномочий и выражения своей воли (указы). В силу этого, поручения и указания имеют более слабое обоснования для своего существования.
Целью работы является исследование результатов исполнения органами исполнительной власти поручений и указаний Президента РФ и полноты предоставляемой итоговой отчетности по исполнению поставленных задач.
Исходя из поставленной цели, определены основные задачи исследования:
1. дать характеристику поручениям и указаниям Президента РФ, рассмотрев существующие в юридической и правовой литературе определения этих понятий;
2. проанализировать нормативную правовую базу в сфере исполнения поручений и указаний Президента РФ;
3. рассмотреть порядок исполнения и организацию работы по исполнению поручений и указаний Президента РФ на примере органов исполнительной власти Алтайского края;
4. проанализировать структуру отчетов органов исполнительной власти Алтайского края и особенности представления в них информации;
5. проанализировать результаты исполнения поручений и указаний Президента РФ органами исполнительной власти Алтайского края
Хронологические рамки работы охватывают период с 2013 по 2020 гг. ввиду наличия на сайтах органов власти опубликованных источников (отчеты по исполнению поручений и указаний Президента РФ) именно за этот указанный период. В ряде случаев мы выходим за указанные временные границы, например, при изучении вопросов развития законодательства и контроля за исполнением поручений указаний.
Источниковой базой исследования послужили две группы источников, содержащие большой объём сведений по изучаемой теме. К первой группе можно отнести нормативные правовые акты, регулирующие вопросы по исполнению органами власти исполнения поручений и указаний Президента РФ. Среди них можно выделить Указ Президента РФ от 28.03.2011 N 352 «О мерах по совершенствованию организации исполнения поручений и указаний Президента Российской Федерации», Указ Губернатора Алтайского края от 29 мая 2017 г. № 63 «Об утверждении Порядка исполнения поручений и указаний Президента Российской Федерации в Алтайском крае».
Ко второй группе можно отнести отчеты по выполнению органами исполнительной власти Алтайского края поручений и указаний Президента РФ. Все документы представлены в сети Интернет на сайтах органов исполнительной власти и на сайте Правительства Алтайского края.
Объектом исследования являются отчеты органов исполнительной власти Алтайского края по исполнению поручений и указаний Президента РФ за 2012-2019 гг. Предметом исследования выступают возможности отчетов органов исполнительной власти Алтайского края в предоставлении сведений касательно показателей исполнения органами власти возложенных на них задач главой государства.
Методологической основой исследования являются современные подходы к обработке источников. Прежде всего, в данном исследовании базовым стал системный подход, основанный на принципе диалектической взаимосвязи части и целого, а также частей в целом, при изучении объектов как динамичных, эволюционирующих систем. Принцип системности применялся при выявлении взаимосвязи между качественными изменениями, происходившими в подходах к выполнению поручений и указаний.
Для решения поставленных в работе задач использованы традиционные общенаучные методы (анализ, синтез и др.). Также использовался историко-сравнительный метод, позволяющий получать достоверные результаты при сопоставлении различного вида данных.
Структура работы. Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения и списка использованных источников и литературы.
Поручения и указания Президента РФ имеют длительный период существования - уже около 30 лет. В 1990-х гг. поручения Президента РФ являлись правовыми актами с неопределенным статусом, без сколько-нибудь точной трактовки в юридической и правовой литературе. Однако, они носили обязательный характер.
На сегодняшний день поручения и указания Президента РФ рассматриваются как акты правотворчества и прямого волеизъявления главы государства в конкретных вопросах и сферах деятельности. Тем не менее, исследователи указывают, что трактовке понятия не хватает точности (при сравнении, например с указами и распоряжениями).
Выполнение поручений является обязательным для конкретного адресата. Круг исполнителей очень обширен и разнообразен. Сфера действия поручений и указаний охватывает всю государственную систему исполнительной власти и президентские структуры. SWOT-анализ позволил прийти к выводу, что положительными сторонами поручений и указаний Президента РФ являются их высокая оперативность и многозадачность. Поручения и указания гораздо проще принять, они не проходят так много стадий, как, например, указы или распоряжения. В условиях срочного принятия решения они могут быть незаменимы. С другой стороны встает вопрос их легитимности.
До 2011 года не было особенных обоснований для существования таковых актов как поручения и указания Президента РФ. Указ № 352 «О мерах по совершенствованию организации и исполнения поручений и указаний Президента Российской Федерации» 2011 г. ввел стандартизированную форму составления этих актов и дал им ясные отличительные признаки. Особенности исполнения поручений и указаний в «Типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти» Правительства РФ, были отражены только 16 августа 2011 года путем внесения поправок . Также этим Указом Президента был утвержден Порядок по работе с поручениями.
Указ Губернатора Алтайского края во многом дублирует указ главы государства, однако в силу необходимости разграничения полномочий и определения ответственных лиц указ Губернатора Алтайского края является более детализированным. Существуют правовые акты, издаваемые в самих органах исполнительной власти. Это, как правило, приказы глав этих самых органов. Они решают такие вопросы, как назначение конкретных исполнителей, ответственных за выполнение поставленных в актах главы государства задач.
Порядок исполнения поручений и указаний Президента РФ закреплен в Указе Президента РФ от 2011 года «О мерах совершенствования исполнения поручений Президента РФ». В Алтайском крае указом губернатора утвержден Порядок исполнения поручений и указаний Президента РФ, также на уровне органов исполнительной власти могут быть изданы соответствующие приказы главы ОИВ на основе установленного порядка.
Указ Президента предполагает порядок работы с поручениями, сроки исполнения, ответственность за ненадлежащее исполнение или за неисполнение поручений и указаний. Указ Губернатора несколько углубляет некоторые положения указы главы государства, не выходя за рамки существующего законодательства. То же делают и приказы глав органов исполнительно власти. Они оказывают помощь сотрудникам, работающим с поручениями и указаниями, упрощая исполнение поставленных перед ними задач, посредством установки перед ними конкретных требований и необходимых действий для корректной работы.
В органах исполнительной власти Алтайского края для исполнения поручений и указаний Президента РФ выделяется конкретный отдел, в число обязанностей которого входит работа в указанном направлении. Губернатор определяет исполнителей поручения из числа первых заместителей Председателя Правительства Алтайского края, заместителей Председателя Правительства Алтайского края. Департамент по документационному обеспечению еженедельно информирует Губернатора Алтайского края о состоянии исполнительской дисциплины.
Не реже одного раза в год на заседании Правительства Алтайского края рассматриваются вопросы организации исполнения поручений и указаний главы государства. В министерствах, управлениях и департаментах на основе приказа главы органа исполнительной власти определены исполнители и ответственное за исполнение этого лицо.
Отчеты по проделанной работе представляют собой сведения о выполнении органами исполнительной власти их задач. Отчеты имеют различный объем - от одного абзаца текста до нескольких печатных страниц. Часто это зависит от самого поручения и объема проведенных работ по его исполнению. Какой-либо стандартизированной формы и структуры отчетов не существует, поэтому все остается «на совести каждого органа исполнительной власти». Как правило, по структуре отчеты представляют собой подачу текстовой информации разного объема. В редких случаях могут быть даны графики и диаграммы.
В значительной части отчетов, главным образом за 2013-2014 гг., информацию сложно воспринимать, особенно, когда документы объемны по содержанию и содержат большое количество числовых данных. Информация по достижению показателей часто не сведена в таблицы. Тем не менее, сами сведения позволяют сделать вывод о работе органа власти. В отчетах более позднего времени, начиная с 2015-2016 года, указанные недостатки представлены менее.
Введение единой формы отчетности, по нашему мнению, упростило бы задачу оформления и предоставления информации на всеобщее обозрение. Для заинтересованных граждан и исследователей такой подход упростил бы изучение этих отчетов и усвоение самой информации в них содержащейся.
Поручения главы государства ставят немаловажные задачи перед органами власти. Однако имеется определенный процент невыполненных актов как на уровне субъектов РФ, так и на федеральном уровне. Так, за 2016 год для федеральных министерств этот показатель составлял более 50 %. Органы власти федерального значения должны нести на себе роль гаранта качества, исправно выполнять свои обязанности, предоставляя информацию о выполнении в обозначенные сроки. Недочеты должны быть сведены к минимуму.
Более низкие показатели выполняемости ожидаемы на региональном и муниципальном уровне. И тому есть причины: меньшая гибкость в условиях разнопланового характера задач, что подтверждается призывом губернатора к улучшению этого параметра; возможно менее квалифицированный штат сотрудников, особенно на муниципальном уровне; возможно недостаток бюджетных средств для реализации условий в поставленной задаче; также весомым недостатком может быть несоответствующее условиям техническое обеспечение.
Для более продуктивной работы по исполнению поручений главы государства на уровне субъектов могут издаваться правовые акты, проясняющие требования к исполнителям. Так, в Алтайском крае губернатором утвержден «Порядок исполнения поручений и указаний Президента Российской Федерации в Алтайском крае», помимо этого есть план по работе с поручениями для сотрудников и форма для самомониторинга по ходу работы. Несмотря на это, все равно имеются проблемы с исполнением поручений.
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (с учетом
поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ и от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Официальный сайт компании «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http: //www.consultant.ru/popular/cons/#info
2. Указ Президента РФ от 28.03.2011 N 352 "О мерах по совершенствованию организации исполнения поручений и указаний Президента Российской Федерации" [Текст] / СПС Консультант-Плюс. // М. Кремль. 2011
3. Президент Российской Федерации. Указ от 16 января 1996 г. № 58. О Чубайсе А.Б. М.: Кремль, 1996.
4. Указ Президента РФ от 21.06.2004 N 791 (ред. от 14.06.2018) "Об утверждении Положения об Управлении Президента Российской Федерации по внутренней политике"
5. Президент Российской Федерации. Указ от 6 ноября 1996 года № 1536. О мерах по совершенствованию организации контроля и проверки исполнения поручений Президента Российской Федерации//М.:Кремль. 1996.
6. Президент Российской Федерации. Указ от декабря 1996 года № 1612. О некоторых мерах по стабилизации положения в судебной системе Российской Федерации
7. Постановление Правительства РФ от 19 января 2005 г. № 30 «О типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти»//М.: 2011.
8. Указ Губернатора Алтайского края №63 от 29 мая 2017 года «Об утверждении Порядка исполнения поручений и указаний Президента Российской Федерации в Алтайском крае» // Губернатор Алтайского края.: Барнаул. 2017.
9. Приказ Министерства от 05.07.2017 № 356 "Об утверждении Порядка исполнения поручений и указаний Президента Российской Федерации в Министерстве строительства, транспорта, жилищно¬коммунального хозяйства Алтайского края"
10. Приказ Министерства от 28.02.2019 № 47 «Об утверждении Порядка исполнения поручений и указаний Президента Российской Федерации в Министерстве транспорта Алтайского края»
11. Приказ Управления Алтайского края по культуре и архивному делу от 20.06.2017 г. № 155 "Об организации в управлении Алтайского края по культуре и архивному делу работы по исполнению поручений и указаний Президента Российской Федерации"
Отчеты органов исполнительной власти Алтайского края
12. Президент Российской Федерации, от 07.12.2012 №Пр-3304. О реализации комплекса необходимых мер по достижению показателей, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 601, в сфере предоставления услуг по принципу «одного окна», в том числе в электронном виде //Министерство цифрового развития и связи Алтайского края.: Барнаул. 2016.
13. Реализация мер, направленных на создание условий для совмещения женщинами обязанностей по воспитанию детей с трудовой занятостью, в Алтайском крае в 2013 году //Министерство социальной защиты Алтайского края.: Барнаул. 2013.
14. АНАЛИЗ достижения целевых показателей по заработной плате отдельных категорий работников бюджетной сферы в Алтайском крае по итогам статистического наблюдения за 9 месяцев 2013 года // Министерство социальной защиты Алтайского края.: Барнаул. 2013.
15. Об исполнении пункта 3 Указа Президента Российской
Федерации от 7 мая 2012 года № 598 «О совершенствовании
государственной политики в сфере здравоохранения» // Министерство здравоохранения Алтайского края.: Барнаул. 2013.
16. Информация об исполнении поручений Президента РФ по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации 27.12.2012 (Пр- 144 ГС от 31.01.2013) // Министерство экономического развития Алтайского края.: Барнаул. 2013.
17. Информация об исполнении поручения Президента Российской Федерации от 13.02.2010 № Пр-357, данного по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию информационного общества в Российской Федерации // Министерство экономического развития Алтайского края.: Барнаул. 2013.
18. Информация об исполнении пунктов 5 и 6 перечня поручений
Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации 27.12.2012 (Пр-144 ГС от 31.01.2013) //
Министерство экономического развития Алтайского края.: Барнаул. 2013.
19. Информация об исполнении поручения Президента Российской Федерации В.В Путина от 3 октября 2013 года № Пр-2306 // Министерство экономического развития Алтайского края.: Барнаул. 2014.
20. Форма публичной отчетности органов исполнительной власти Алтайского края реализации мероприятий, направленных на достижение показателей, содержащихся указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года 596-606 // Министерство экономического развития Алтайского края.: Барнаул. 2015.
21. Об исполнении поручения Президента Российской Федерации
от 15.12.2010 № Пр-3645 «О принятии мер по обеспечению судебных
участков мировых судей залами судебных заседаний» (по состоянию на 01.01.2014) // Управление юстиции Алтайского края.: Барнаул. 2014.
22. Об исполнении поручения Президента Российской Федерации
от 15.12.2010 № Пр-3645 «О принятии мер по обеспечению судебных
участков мировых судей залами судебных заседаний» (по состоянию на 04.07.2014) // Управление юстиции Алтайского края.: Барнаул. 2014.
23. Об исполнении поручения Президента Российской Федерации
от 15.12.2010 № Пр-3645 «О принятии мер по обеспечению судебных
участков мировых судей залами судебных заседаний» (по состоянию на 26.12.2014) // Управление юстиции Алтайского края.: Барнаул. 2014.
24. Об исполнении поручения Президента Российской Федерации
от 15.12.2010 № Пр-3645 «О принятии мер по обеспечению судебных
участков мировых судей залами судебных заседаний» (по состоянию на 01.07.2015) // Управление юстиции Алтайского края.: Барнаул. 2015.
25. Об исполнении поручения Президента Российской Федерации
от 15.12.2010 № Пр-3645 «О принятии мер по обеспечению судебных
участков мировых судей залами судебных заседаний» (по состоянию на 23.10.2015) // Управление юстиции Алтайского края.: Барнаул. 2015.
26. Об исполнении поручения Президента Российской Федерации
от 15.12.2010 № Пр-3645 «О принятии мер по обеспечению судебных
участков мировых судей залами судебных заседаний» (по состоянию на 01.11.2015) // Управление юстиции Алтайского края.: Барнаул. 2015.
27. Об исполнении поручения Президента Российской Федерации
от 15.12.2010 № Пр-3645 «О принятии мер по обеспечению судебных
участков мировых судей залами судебных заседаний» (по состоянию на 15.06.2016) // Управление юстиции Алтайского края.: Барнаул. 2016.
28. Об исполнении поручения Президента Российской Федерации
от 15.12.2010 № Пр-3645 «О принятии мер по обеспечению судебных
участков мировых судей залами судебных заседаний» (по состоянию на 20.12.2016) // Управление юстиции Алтайского края.: Барнаул. 2016.
29. Об исполнении поручения Президента Российской Федерации
от 15.12.2010 № Пр-3645 «О принятии мер по обеспечению судебных участков мировых судей залами судебных заседаний» (по состоянию на 01.12.2017) // Управление юстиции Алтайского края.: Барнаул. 2017.
30. Об исполнении пункта 3 перечня поручений Президента Российской Федерации от 20 февраля 2015 года № Пр-293 (по состоянию на 10.11.2017) // Управление юстиции Алтайского края.: Барнаул. 2017.
31. Об исполнении поручения Президента Российской Федерации
от 15.12.2010 № Пр-3645 «О принятии мер по обеспечению судебных
участков мировых судей залами судебных заседаний» (по состоянию на 15.06.2017) // Управление юстиции Алтайского края.: Барнаул. 2017.
32. Об исполнении пункта 3 перечня поручений Президента
Российской Федерации от 15.12.2010 № Пр-3645 «О принятии мер
по обеспечению судебных участков мировых судей залами судебных заседаний» (по состоянию на 13.12.2018) // Управление юстиции Алтайского края.: Барнаул. 2018.
33. Об исполнении пункта 3 перечня поручений Президента
Российской Федерации от 15.12.2010 № Пр-3645 «О принятии мер
по обеспечению судебных участков мировых судей залами судебных заседаний» (по состоянию на 01.05.2018) // Управление юстиции Алтайского края.: Барнаул. 2018.
34. Об исполнении подпункта "а" пункта 2 Указа Президента
Российской Федерации от 07.05.2012 № 598 "О совершенствовании
государственной политики в сфере здравоохранения" // Министерство здравоохранения Алтайского края.: Барнаул. 2013.
35. Об исполнении подпункта 1 пункта 2 перечня поручений Президента Российской Федерации от 29.04.2013 № Пр-967 // Министерство здравоохранения Алтайского края.: Барнаул. 2013.
36. Об исполнении поручения Президента Российской Федерации №Пр-66 от 09.01.2012 (на 25.04.2013) // Министерство здравоохранения Алтайского края.: Барнаул. 2013.
37. О принятии дополнительных мер по развитию паллиативной
медицинской помощи, медицинской помощи, оказываемой в неотложной форме и в условиях дневных стационаров, а также медицинской реабилитации (Пр-2183ГС п.п. «б» п.3, 12.02.2016) // Министерство
здравоохранения Алтайского края.: Барнаул. 2016.
38. Информация о реализации Указа Президента Российской
Федерации от 07.05.2012 № 598 в части снижения смертности населения от болезней системы кровообращения (02.11.2016) // Министерство
здравоохранения Алтайского края.: Барнаул. 2016.
39. О создании и развитии региональных и муниципальных центров комплексной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов (пп «б» п. 2 Перечня поручений Президента РФ от 13.01.2018 № Пр-50) // Министерство здравоохранения Алтайского края.: Барнаул. 2018.
40. Об обеспечении больных, нуждающихся в медицинском оборудовании для использования на дому, соответствующим оборудованием, а также необходимыми лекарственными средствами, включая обезболивающие (пп «в» п. 3 перечня поручений Президента РФ от 28.12.2017 № Пр-2713) // Министерство здравоохранения Алтайского края.: Барнаул. 2018.
41. Об исполнении указов Президента Российской Федерации от 7
мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной
социальной политики» и № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» в Алтайском крае реализуется комплекс мер, направленный на повышение эффективности реализации мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов и на обеспечение доступности профессионального образования, а также на создание условий для совмещения женщинами обязанностей по воспитанию детей с трудовой занятостью.) (2013 г.) // Министерство социальной защиты Алтайского края.: Барнаул. 2014.
42. Анализ достижения целевых показателей по заработной плате отдельных категорий работников бюджетной сферы в Алтайском крае по итогам статистического наблюдения за 9 месяцев 2013 года // Министерство социальной защиты Алтайского края.: Барнаул. 2013.
43. Информация по исполнению подпункта «е» пункта 3 перечня поручений Президента Российской Федерации от 05.08.2014 № Пр-2159 по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации «О развитии системы социальной защиты граждан пожилого возраста» // Министерство социальной защиты Алтайского края.: Барнаул. 2016.
44. Информация об исполнении подпункта «д» пункта 3 перечня поручений Президента Российской Федерации от 05.08.2014 № Пр-2159 по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации «О развитии системы социальной защиты граждан пожилого возраста» // Министерство социальной защиты Алтайского края.: Барнаул. 2016.
45. Реализация в Алтайском крае мер, направленных на создание условий для совмещения женщинами обязанностей по воспитанию детей с трудовой занятостью, в 1 полугодии 2016 года // Министерство социальной защиты Алтайского края.: Барнаул. 2016.
46. Информация об исполнении подпункта «б» пункта 2 перечня
поручений Президента Российской Федерации от 13.01.2018 № Пр-50
данных по итогам встречи Президента Российской Федерации с инвалидами и представителями общественных организаций и профессиональных сообществ, оказывающих содействие инвалидам, состоявшейся 05.12.2017 // Министерство социальной защиты Алтайского края.: Барнаул. 2018.
47. Информация об исполнении пункта 3 перечня поручений Президента Российской Федерации от 31.10.2018 № Пр-2014 данных по итогам рабочей поездки в Ставропольский край 09.10.2018 // Министерство социальной защиты Алтайского края.: Барнаул. 2018.
48. Информация об исполнении подпункта «б» пункта 2 перечня поручений Президента Российской Федерации от 28.05.2015 № Пр-1067 // Министерство образования и науки Алтайского края.: Барнаул. 2020.
49. Информация о ходе исполнения подпункта 1 пункта 2а перечня поручений Президента Российской Федерации от 22.11.2019 № Пр-2397 // Министерство образования и науки Алтайского края.: Барнаул. 2020.
50. Информация о ходе исполнения подпункта «г» пункта 6 поручения Президента Российской Федерации В.В. Путина от 26.02.2019 № Пр-294 по внедрению практики оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта // Министерство социальной защиты Алтайского края.: Барнаул. 2020.
51. Информация о ходе исполнения пункта 9 перечня поручений по итогам совещания Президента Российской Федерации № Пр-639 от 09.04.2020 с полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах, состоявшегося 30.03.2020. // Министерство социальной защиты Алтайского края.: Барнаул. 2020.
Литература
52. Белюстов А. Твердое слово// Президентский контроль. 1997. № 1. С.45-48.
53. Гаман О. Политические элиты России в историческом процессе// Россия XXI. 1996. № 3-4. С.72-84.
54. Ковлер А. И. Суперпрезидент или колосс на глиняных ногах?// Конституционное право: Восточноевропейское обозрение. № 4 (5), осень 1993 г./ № 5 (6), Зима 1994 г. С.26-28.
55. Ковлер А.И. Конституция "формальная" и "реальная"// Полис. 1998. № 1. С.26-31.
56. Саввин Л. Сильной власти без дисциплины не бывает. Комментарий к Указу Президента Российской Федерации от 6 ноября 1996 г. № 1536 "О мерах по совершенствованию организации контроля и проверки исполнения поручений Президента Российской Федерации"// Президентский контроль. 1997. № 1. С.5-8.
57. Салмин А.М. О некоторых проблемах самоопределения и взаимодействия исполнительной и законодательной властей в Российской Федерации// Полис. 1996. № 1. С.7-32.
58. Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право. М., 2005.
59. Краснов Ю.К. Государственное право России. История и современность. М., 2002.
60. Арзамасов Ю.Г., Певцова Е.А. Новое указное нормотворчество: общая характеристика результатов; тенденция развития// Государство и право. 2010. № 1. С. 12-20.
61. Дегтев Г.В. Становление и развитие института президентства в России: теоретико-правовые и конституционные основы. М., 2005
62. Кубатаев М.Г. Правотворческая деятельность Президента Российской Федерации // Юрист. 2000. № 5
63. Лукьянова Е.А. Указное право как российский политический феномен // Журнал росс, права. 2001. № 10
64. Прокофьев Г., Скуратов Д. Проблемы классификации форм участия Президента РФ в правотворческом процессе // Конституционное и муниципальное право. 2001. № 3
65. Окуньков Л.А. Указы Президента РФ и проблемы их совершенствования // Законодательство. 2000. № 12
66. Арзамасов Ю.Г, Пожарский Д.В. Правовая природа и технологии подготовки нормативных указов Президента РФ // Гражданин и право. 2007. № 9. С. 12-22; № 10. С. 3-14.
67. Авакъян С.А. Закон и указ: что главнее // Независимая газета. 1994
68. Дмитриев Ю., Журавлев А. Указы президента в системе законодательства // Президент. Парламент. Правительство. 1998. № 1
69. Колесников Е.В. Указ Президента как источник конституционного права России // Конституционное развитие России. Межвузовский научный сборник. Вып. 2. Саратов, 1996
70. Лукьянова Е.А. Указное право как российский политический феномен // Журнал росс, права. 2001. № 10
71. Лучин В.О. Указ - источник права // Юридический мир. 1998. №1
72. Лучин В.О., Мазуров А.В. Указы Президента РФ. Основные социальные и правовые характеристики. М., 2000
73. Марченко М.Н. Источники права. Учебное пособие. М., 2005. С. 206-222
74. Марченко М.Н. Источники права: понятие, содержание, система и соотношение с формой права // Вестник Моск. ун-та. Сер. 11 "Право". 2002. № 5. С. 3-16
75. Окуньков Л.А. Правовые акты Президента: их статус,
направленность, содержание // Журнал росс, права. 1997. № 2
76. Усанов В.Е. Разделение властей как основа конституционного строя и его роль в формировании парламентаризма в современной России // Государство и право. 2005. № 12.
77. Старцев Я. Ю. Система государственного управления: политический анализ [Текст] : учеб. пособ. / Я.Ю. Старцев. — Екатеринбург, 2001. - 288 с.
78. Старцев Я.Ю. Личностно-ориентированные взаимодействия в государственном и муниципальном управлении [Текст] / Я.Ю. Старцев // Органы власти в системе социальных взаимодействий: социологический, политический и управленческий анализ / А.А. Александров, Т.Е. Зерчанинова, К.Н. Самков, Я.Ю. Старцев. - Екатеринбург: УрАГС, 2009. С. 31-59.
79. Старцев Я.Ю. Институционализация неявных полномочий Президента РФ и их роль в функционировании президентской власти [Электронный ресурс] / Я.Ю. Старцев. - Режим доступа: ййрз://'№№№.асаСеш1а.еСи/4933655/Институционализация_неявных_полномоч ий_П резидента_РФ .
80. Старцев Я.Ю. Поручения Президента РФ: анализ инструмента дискреционной власти. [Электронный ресурс] / Я.Ю. Старцев. - Режим доступа:
11П[^:/А'уу.асас1еш1а.ес1и/4866184/Поручения_Президента_РФ_анализ_дискр ецио нного_инструмента_власти
81. Указ Президента РФ от 08.06.2004 N 729 (ред. от 25.07.2014) "Об утверждении Положения о Контрольном управлении Президента Российской Федерации" [Текст] / СПС Консультант-Плюс.
82. Указ Президента РФ от 28.03.2011 N 352 "О мерах по совершенствованию организации исполнения поручений и указаний Президента Российской Федерации" [Текст] / СПС Консультант-Плюс.
83. Эйзенштадт Ш.Н. Революция и преобразование обществ [Текст] / Ш.Н. Эйзенштадт. - М.: Аспект-пресс, 1999. 416 с.
84. Ястребов Г. А. [Рецензия] [Текст] / Г.А. Ястребов // Мир России. Социология. Этнология. - 2014. - №. 4. - С. 178-190.
85. Тихомиров Ю.А. Конституция, закон, подзаконный акт. М., 1994.
86. Кабышев В.Т. Пряхина Т.М. Теоретические проблемы Российского конституционализма // Вестник Саратовской государственной академии права. 1995. № 2. С. 33.
87. Кабышев В.Т. Конституционный строй как гарантия развития Российского государства // Конституционные чтения: межвузовский сборник научных трудов. Саратов: Поволжская академия государственной службы им. П.А. Столыпина, 2009. Вып. 10, ч.1. С. 13.
88. Кабышев В.Т. Конституционная система власти в современной России // Вестник Саратовской государственной академии права. 1998. №3. С. 8.
89. Кабышев В.Т. Конституционно-правовые проблемы
модернизации политической системы России // Материалы Международной научной конференции «Современные проблемы конституционного и муниципального строительства: опыт России и зарубежных стран» (Москва, 10-13 марта 2010 г. / отв. ред. С.А. Авакьян. М., 2010. С. 55.
90. Эбзеев Б.С. Государственное единство и целостность Российской Федерации (конституционно-правовые проблемы) / отв. ред. Б.С. Эбзеев. М., 2005. С. 247.
91. КолесниковЕ.В. Источники российского конституционного права. Саратов. 1998. С. 119.
92. Зуйков А.В. Политика в рамках права: «правила игры» для Президента // Конституционное и муниципальное право. 2010. № 2. С. 25-31.
93. Кабышев В.Т. Конституционная парадигма на рубеже тысячелетий // Журнал российского права. 2008. № 12. С. 52.
94. Кабышев В.Т. Народовластие в системе конституционного строя России: Конституционно - политическое измерение // Конституционное право и политика: сборник материалов Международной научной конференции (Москва, 28-30 марта 2012 г. / отв. ред. С.А. Авакьян.
95. Кичалюк О.Н. Акты Президента Российской Федерации (конституционно-правовой аспект): дис. канд. юрид. наук. Саратов, 1999. С. 104.
96. Кичалюк О.Н. Механизм правотворческой деятельности Президента РФ сквозь призму конституционного развития российского государства. Вестник государственной юридической академии. Саратов, 2014.
97. Кичалюк О. Н. Ежегодные послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию как вектор конституционного развития Российского государства // Конституционное развитие России: межвузовский научный сборник. Саратов, 2007. Вып. 8. С. 88-97.
98. Кичалюк О.Н. Поручения и указания Президента РФ как форма реализации компетенции главы государства в сфере исполнительной власти. Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2012. № 4
99. Габричидзе Б. Н., Чернявский А. Г. Органы государственной власти современной России: учебное пособие. М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2003. 367 с.
100. Гельман В.Я. Институциональное строительство и неформальные институты в современной российской политике [Текст] / Гельман В.Я. // Полис: Политические исследования. - 2003. - №. 4. - С. 6-25.
101. Гельман В.Я. Из огня да в полымя: российская политика после СССР [Текст] / Гельман В.Я. - СПб.: БХВ-Петербург, 2013. - 256 с.
102. Гельман В.Я. Россия в институциональной ловушке [Текст] / Гельман В.Я. // Pro et contra. - 2010. - Т. 14. - №. 4-5. - С. 23-38
103. Гельман В. Я. "Столкновение с айсбергом": формирование концептов в изучении российской политики [Текст] / Гельман В.Я. // Полис: Политические исследования. - 2001. - №. 6. - С. 6-17.
104. Голосов Г.В. Сравнительная политология [Текст] / Г.В. Голосов: Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - Изд-во ЕУСПб, 2001. - 368 с.
105. Горбуз А.К., Краснов М.А., Мишина Е.А., Сатаров Г.А. Трансформация российской судебной власти. Опыт комплексного анализа [Текст] / А.К. Горбуз, М.А. Краснов, Е.А. Мишина, Г.А. Сатаров — СПб.: Норма, 2010. - 480 с.
106. Гудин Р., Клингеманн Х.-Д. Политическая наука как дисциплина [Текст] / Р. Гудин, Х.-Д. Клингеманн // Политическая наука: новые направления. Научный редактор Е.Б. Шестопал. - М.: Вече, 1999 - с. 29-69;
107. Крыштановская О.В. Режим Путина: либеральная милитократия? [Текст] / О.В. Крыштановская // Pro et contra. - 2002. - Т. 7. - №. 4. - С. 158¬180
108. Мартьянов В. С. Коррупция и сословно-статусная рента в России [Текст] / В.С. Мартьянов // Актуальные проблемы научного обеспечения государственной политики Российской Федерации в области противодействия коррупции / отв. ред. В. Н. Руденко. Екатеринбург: ИФиП УрО РАН. - 2016. - С. 31-48.
109. Мошкин С.В. Режим имитационной демократии [Текст] / С.В. Мошкин // Дискурс-Пи. - № 1. - 2015. - С. 138-143.
110. Меркель В., Круассан А. Формальные и неформальные институты в дефектных демократиях (II) [Текст] / В. Меркель, А. Круассан // Полис. Политические исследования. - 2002. - № 2. - С. 20-30.
111. Нуреев Р., Латов Ю. Что такое зависимость от предшествующего развития и как ее изучают российские экономисты [Текст] / Р. Нуреев, Ю. Латов // Истоки: из истории изучения экономики как структуры процесса, М.: ГУ-ВШЭ. - 2006. - С. 228-256.
112. Панов П.В. Институты, идентичности, практики: теоретическая модель политического порядка [Текст] / П.В. Панов. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН). - 2011. - 230 с.
113. Панов П.В. Институциональные основания устойчивости и фрагментации политического порядка в постсоветской России [Текст] / П.В. Панов. Пермь. - 2008. - 245 с.
114. Панов П.В. Институциональный порядок: подходы к
осмыслению и исследованию [Текст] / П.В. Панов // Политическая наука. - 2009. - № 3. - С. 20
115. Панов П.В. Политический порядок и проблема воспроизводства власти: институт преемника [Текст] / П.В. Панов // Политэкс. - 2010. - №3. - С.19- 33.
116. Панов П.В., Подвинцев О.В. Преемничество как модель воспроизводства власти на постсоветском пространстве [Текст] / П.В. Панов, О.В. Подвинцев // Властные структуры и группы доминирования. Материалы X Всероссийского семинара «Социологические проблемы институтов власти в условиях российской трансформации». СПб.: Итерсоцис, 2012. - С. 263¬285.
117. Питерс Б.Г. Политические институты: вчера и сегодня [Текст] / Б.Г. Питерс // Политическая наука: новые направления. Научный редактор Е.Б. Шестопал. - М.: Вече, 1999 - с. 218-235.
118. Политические системы современных государств [Текст] : Энциклопедический справочник : В 4 т. : Т. 4: Африка / МГИМО (У) МИД России, ИНОП; гл. редактор А.В.Торкунов. — М.: Аспект Пресс. — 2014. — 560 с.
119. Полтерович В. М. Институциональные ловушки: есть ли выход? [Текст] / В.М. Полтерович // Общественные науки и современность. - 2004. - №. 3. - С. 5-16.
120. Прохоров А. П. Русская модель управления [Текст] / А.П. Прохоров. - М.: ЗАО Журнал Эксперт, 2012. - 376 с.
121. Римский В. Л. Бюрократия, клиентелизм и коррупция в России [Текст] / В.Л. Римский // Общественные науки и современность. - 2004. - №. 6. - С. 68-79.
122. Скоробогацкий В. В. Институциональные ловушки в политике [Текст] / В.В. Скоробогацкий // Вопросы политологии и социологии. - 2011. - №. 1. - С. 29-40.
123. Фан И.Б. Символ отца в российской политике [Текст] / И.Б. Фан // Россия между модернизацией и архаизацией: 1917-2017 гг. Материалы XX Всероссийской научно-практической конференции Гуманитарного университета 11-12 апреля 2017 года. - Т. 1. - 2017. - С. 92-95.
124. Фан И.Б. Частное и публичное в жизни российского гражданина [Текст] /И.Б. Фан // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. - № 10. - 2010. - С. 243¬258.
125. Фисун А.А. К переосмыслению постсоветской политики: неопатримониальная интерпретация [Текст] / А.А. Фисун // Политическая концептология. — 2010. — № 4 - С. 158-187.
126. Фисун А.А. Постсоветские неопатримониальные режимы: генезис, особенности, типология [Текст] / А.А. Фисун // Отечественные записки. - 2007. - № 6 - С. 8-28.
127. Хейл Г. Президентский режим, революция и демократия [Текст] / Г. Хейл // Pro et Contra. - 2008. - №1. - С. 6-21.
128. Хлопин А. Д. Деформализация правил: причина или следствие институциональных ловушек? [Текст] / А.Д. Хлопин // Полис. Политические исследования. - 2004. - № 6. - С. 6-15.
129. Шкель С. Н. Неопатримониальные практики и устойчивость авторитарных режимов Евразии [Текст] / С.Н. Шкель // Журнал политической философии и социологии политики «Полития. Анализ. Хроника. Прогноз». - 2016. - №. 4 (83). С. 94 - 107.