Рассмотрена деятельность ФКУ ИК-6 УФСИН России по Республике Саха (Якутия). Это исправительное учреждение строгого режима, предназначенное для отбывания наказания лицами мужского пола, ранее отбывавшими наказание в виде лишения свободы.
Введение 3
Глава 1. Осужденные как объект социальной работы отбывающие наказание в местах лишения свободы 8
1.1. Понятие социальной адаптации осужденных в местах лишения свободы 8
1.2. Социально-психологический портрет осужденного 16
1.3 Факторы, влияющие на процесс адаптации осужденных в местах лишения свободы 19
ГЛАВА 2. Опыт социальной работы и возможности ее усовершенствования с осужденными отбывающих наказание в местах лишения свободы в ИК - 6 п. Мохсоголлох 25
2.1 Опыт социальной работы с осужденными на примере ИК - 6 25
2.2 Технологии социальной работы, направленные на восстановление поддержание и развитие социально-полезных связей осужденных 29
2.3. Эмпирическое исследование с осужденными, отбывающих наказание в местах лишения свободы 33
2.4. Рекомендации по совершенствованию социальной работы с осужденными, отбывающие наказание в местах лишения свободы 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 53
Актуальность темы исследования. Проблема социальной адаптации осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы, актуальна по нескольким причинам. В местах лишения свободы человек сталкивается с такими условиями жизни, которые существенно отличаются от обычных условий жизни на свободе. Естественно, осужденный вынужден адаптироваться к ним, и данный процесс имеет свою специфику в зависимости от психологического и социального типа, пола, возраста, характера совершенного преступления, срока судимости и других факторов. Так или иначе, отбывание наказания в виде лишения свободы является стрессовым фактором, который влияет на последующую жизнь человека. И вследствие этого изучение социальной адаптации осужденных, отбывающих наказание в лишения свободы становится очень важным, поскольку после освобождения субъект возвращается в общество, и его дальнейшая жизнедеятельность, характер и содержание во многом определяются тем, каким этот человек возвращается из пенитенциарного учреждения. Особенности социальной адаптации в исправительном учреждении могут оказывать влияние на то, как человек будет адаптироваться к реалиям в постпенитенциарной жизни, а так же, влияет на уровень и характер преступности в стране, что и определяет социальную актуальность исследования.
Можно полемизировать о том способствует ли наказание в виде лишения свободы, исправлению человека, привлеченному к ответственности за совершение преступления. Большинство осужденных практически не подготовлены к выходу на свободу, очень часто дезадаптация в местах лишения свободы приводит к рецидиву.
Специальная, в т.ч. педагогическая поддержка осужденных, приобретает в настоящее время особое значение в ресоциализации для полноценной жизни во время и после отбывания наказания. При этом ресоциализация осужденных, к условиям жизни на свободе пройдет тем успешнее, чем эффективнее будет проведена подготовка к освобождению. Следовательно, важно проводить высококвалифицированную работу с осужденными по адаптации в местах лишения свободы и по подготовке к освобождению из мест пенитенциарных учреждений.
Исполнение наказания, имеющее своей целью исправление осужденных, осуществляемое персоналом исправительных учреждений представляет собой важный вид деятельности, в том числе, направленный на восстановление деформированных социальных качеств индивида после совершенного преступления и, одновременно, технология, позволяющая вначале приобщить человека к условиям отбывания наказания в исправительных учреждениях, а затем подготовить к жизни в свободном обществе после освобождения от отбытия назначенного судом уголовного наказания в виде лишения свободы. Единственное, по существу, нормативное определение термина «социальная адаптация» содержится в Федеральном законе от 23.06.2016 N 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации». Так, социальная адаптация - это «комплекс мероприятий, направленных на оказание лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации, содействия в реализации их конституционных прав и свобод, а также помощи в трудовом и бытовом устройстве» .
С другой стороны, длительное пребывание в СИЗО и исправительной колонии обуславливает негативные последствия социализации в условиях пенитенциарной изоляции, а именно, что за это время человек привыкает к условиям и правилам пенитенциарных учреждений, а эти условия весьма сильно отличаются от привычности и обыденности, по которым мы живем на свободе. Люди, долгое время находящиеся в исправительных учреждениях, привыкают к определенному распорядку, обеспечению жизнедеятельности, режимным требованиям. В этих условиях, развитие навыков самостоятельной жизни и обучение новым компетенциям - это то, что необходимо осужденным при подготовке к освобождению.
К сожалению, в нашем регионе данная проблема изучена недостаточно и требует более детализированного анализа. Именно поэтому была выбрана данная тема исследования.
Объект исследования – осужденные, отбывающие наказание в исправительной колонии.
Предмет исследования – процессы социальной адаптации осужденных в исправительной колонии.
Целью данного исследования является выявление особенностей социальной адаптации осужденных в местах лишения свободы.
Задачами для достижения поставленной цели выступают:
1. - рассмотреть содержание процессов социальной адаптации осужденных в местах отбывания наказания;
2. - изучить нормативное регулирование процессов социальной адаптации осужденных в местах лишения свободы, отбывающим наказание в виде лишения свободы;
3. - рассмотреть факторы, оказывающие влияние на процесс адаптации осужденных;
4. - исследовать проблематику адаптации осужденных в местах отбывания наказания.
Методы обработки данных представлены количественными методами и методами качественного анализа эмпирических результатов. Количественные методы привлекаются с целью выразить в числовых характеристиках различные стороны явлений или связи между ними. К основным методам количественного описания явлений и их закономерностей относятся: шкалирование, корреляционный анализ, факторный анализ, регрессионный анализ, применяются и другие математические методы.
В качестве валидного инструмента исследования социально-психологической адаптации был применен опросник, разработанный Карлом Роджерсом и Розалинд Даймонд в США. Данная методика является одной из наиболее популярных для оценки адаптированности и дезадаптированности и предназначена для диагностики комплекса психологических проявлений, сопровождающих процесс социально-психологической адаптации . Изучение особенностей социально-психологической адаптации осужденных к условиям пенитенциарного учреждения с помощью данного опросника проводилось, например, сотрудником Института психологии СВФУ Евгенией Викторовной Саввиной .
Сбор данных по адаптации в ракурсе психологического благополучия был проведен с использованием опросника «Шкала психологического благополучия», представляющего собой адаптированный на русском языке вариант англоязычной методики «The scales of psychological well-being», разработанной Кэрол Дайан Рифф, который позволяет измерить субъективную и объективную сторону психологического благополучия. Изучение психологического благополучия личности осужденных, которое давало возможность понять содержательную сторону психологии лиц, отбывающих наказание с разным иерархическим статусом, внутренние мотивы их поведения, выстроить адекватный и личностно-ориентированной стиль психокоррекционной работы, проводилось, в частности, профессором Пермского государственного университета Николаем Дмитриевичем Узловым . В нашем исследовании данная методика предназначена для определения статистически значимых отличий между различными категориями осужденных в процессе адаптации к условиям пенитенциарного учреждения по критерию психологического благополучия.
Методологической и информационной базой исследования послужили: учебная литература, нормативно-правовые акты Российской Федерации, статистические материалы, электронные ресурсы.
Структура работы включает введение, две главы, заключение, список источников и литературы. Во введении обоснована актуальность выбора темы, поставлены цель и задачи исследования, описаны объект и предмет исследования, охарактеризованы методы исследования. В первой главе определяются понятие социальной адаптации осужденных в местах лишения свободы; изучается правовое регулирование социальной адаптации осужденных в местах лишения свободы. Во второй главе представлены факторы, влияющие на процесс адаптации осужденных в местах лишения свободы; выявляются социальные проблемы адаптации осужденных в местах лишения свободы, эмпирическое исследование.
Обобщая все вышесказанное, нами было предложено определение социальной адаптации осужденных, которая представляет собой важнейший вид деятельности в восстановлении человека после совершенного преступления и технология, позволяющая вначале приобщить человека к условиям отбывания наказания в исправительных учреждениях, а затем подготовить к жизни в свободном обществе после освобождения от отбытия назначенного судом уголовного наказания в виде лишения свободы.
Период ресоциализации осужденных после их освобождения должен иметь системное и комплексное организационно-правовое и социально-педагогическое сопровождение. Согласованность и взаимодействие работы субъектов ресоциализации данной категории лиц настолько важны, что учет и совершенствование вышеперечисленных направлений неминуемо приведет к позитивному результату – социально-психологической переориентации осужденных на общечеловеческие нравственные ценности и законопослушное поведение.
Социальная работа с осужденными, отбывающих наказание в исправительной колонии только начинает развиваться в России, но уже приобретает положительные результаты. Изучение данной темы привело к таким выводам, что построение хорошей работы по материально-бытовой помощи осужденным, социальная работа. Но к сожалению плохо развита социальная поддержка, которая включает в себя адаптацию, реализацию, и подготовка к выходу исправительной колонии, которая заключается в предотвращении рецидива. Не стоит останавливаться на положительных результатах которые мы уже имеем, необходимо постоянно работать в этом направлении и совершенствоваться. Самое важное вернуть в общество полноценных граждан готовых начать жить полноценной жизнью, не имея желания вернутся в криминальное прошлое.
1.Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 N 1-ФЗ (ред. от 27.12.2019).
2.Федеральный закон от 23.06.2016 N 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации».
3.Федеральный закон от 23.06.2016 N 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации».
4.Указ Президента РФ от 13.10.2004 N 1314 (ред. от 04.11.2019) «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний».
5.Распоряжение Правительства РФ от 14.10.2010 N 1772-р (ред. от 23.09.2015) «О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года».
Учебные пособия, монографии
6.Ресоциализация и социальная адаптация лиц, освобождаемых из мест лишения свободы: учебное пособие. – Р.: Академия ФСИН России, 2015.-332с.
7.Справочник начальника отряда ИУ: учебное пособие / под ред. С.А. Арбузова. ‒ С.: Самарский юридический институт ФСИН России, 2016. ‒ 80с.
8.Уголовно-исполнительное право. Учебное пособие. / Под ред. А. Я. Гришко. М.: МосУ МВД России, 2016. 208 с.
9.Meльникoв, B. M. Coциaльнo-пcиxoлoгичecкaя oцeнкa ocyждeнныx, xoдaтaйcтвующиx o пoмилoвaнии / B. M. Meльникoв // Becтник бypятcкoгo гocyдapcтвeннoгo yнивepcитeтa. - 2014. - №2. C. 248-251.
10.Бoвин Б.Г., Дaнилин E.M., Дeбoльcкий M.Г., Koкypин A.B., Moкpeцoв A.И., Cтpoeвa Г.B. Xapaктepиcтикa личнocти ocyждeннoгo (coциaльнo- пcиxoлoгичecкий пopтpeт) : учeбнo-мeгoдичecкoe пocoбиe. – Mocквa : HИИ УИC Mинюcтa Poccии, 2004. – 42 c
11. Холостова Е.И “Социальная работа” :Учебное пособие- 7-е издание - 2015г
Статьи из журнала
9.Агаян, В.А. Аспекты постпенитенциарной адаптации лиц после отбывания наказания в исправительных учреждениях // Международный журнал экспериментального образования. -2015. -№ 6.- С. 18-24.
10.Аминов, И.И.Проблемы ресоциализации и адаптации личности к моменту и после отбывания наказания // Вопросы современной юриспруденции. - 2016. – С. 64-70.
11.Бабаян, С.Л. К вопросу о пенитенциарной ресоциализации // Вестник института: преступление, наказание, исправление. ‒ 2016. ‒ № 4. ‒ С. 13-16.
12.Бадамшин, И. Д. Социальная адаптация осужденных как реализация цели исправления // Уфимский юридический институт МВД России. -2016. -№ 23. -С. 194–197.
13.Блинов, И.А. Правовая природа социальной адаптации осуждённых // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2017. - С. 2666–2670.
14.Валькова, Е.В. Некоторые аспекты ресоциализации осужденных: зарубежный опыт // Ресоциализация осужденных в условиях развития гражданского общества. -2016. - С. 61–63.
15.Горина,Е.Е. Воспитательная работа с осужденными, придерживающимися уголовных традиций// Социальные отношения. – 2015. – № 2 (13). – С. 34-46.
16.Гусаров, П.Н. Ресоциализация и адаптация осужденных: проблемы и перспективы пенитенциарной системы в России // Молодой ученый. - 2018. - №22. - С. 270-273.
17.Ефремова, Н.А. Социальная адаптация лиц, освободившихся из мест лишения свободы // V заочная Всероссийская научно-практическая конференция студентов и аспирантов «Молодежь – будущее России». -2015.-С.374-376.
18.Киселева, О.В. К вопросу понятийно-теоретических аспектов социальной адаптации // Социальные отношения. -2016.- № 4(19). -С. 63-67.
19.Кузнецов, В.И. Профессиональное образование в местах лишения свободы как средство ресоциализации осужденных и их социальной адаптации после освобождения //Вестник Пермского университета. - 2015. – С. 125-133.
20.Молчанова, Т.Ю.Зарубежный опыт ресоциализации осужденных // Молодой ученый. - 2020. - №2. - С. 129-131.
21.Мотошкина, В.Ю. Основные проблемы социальной адаптации лиц, вышедших из мест лишения свободы // Научное сообщество студентов XXI столетия. - -2019. - № 4(51).-С.117-119.
22.Намазова, Ф.Ф. Европейский опыт ресоциализации осужденных // Научно-практический электронный журнал «Аллея Науки». -2018.-№ 10(26).-С.104-11.
23.Саввина, Е.В. Особенности социально-психологической адаптации осужденных к условиям пенитенциарного учреждения // Вестник СВФУ. -2017. -№ 2. -С. 35–43.
Электронные ресурсы
Организация социальной работы с лицами, отбывающими наказание в исправительном учреждении [электронный ресурс] адрес страницы: https://knowledge.allbest.ru/sociology/2c0a65625b3ac78b4c53a89421306d27_1.html
Щипанова, Н. И.Влияние социальных условий в местах лишения свободы на личность осужденного [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-sotsialnyh-usloviy-v-mestahlisheniya-svobody-na-lichnost (дата обращения 20.03.2020)