Введение …………………………………………………………………………3
1Теоретические основы изучения имен прилагательных на уроках русского языка в начальной школе…………………………………………………………5
1.1Общая характеристика имени прилагательного в науке …………………..5
1.2 Морфологические категории имени прилагательного …………………… 9
1.3 Функции имени прилагательного в русском языке и речи ………………13
2 Методологические основы изучения имен прилагательных на уроках русского языка в начальной школе …………………………………………… 18
2.1 Методика изучения имени прилагательного в начальной школе ……… 18
2.2 Анализ программ начальной школы по русскому языку в аспекте
изучаемой проблемы…………………………………………………………… 21
2.3 Практические задания по изучению имен прилагательных на уроках
русского языка в начальной школе в различных учебниках………………… 27
Заключение……………………………………………………………………… 30
Список использованных источников…………………………………………...32
Приложение А. Примеры страниц учебников русского языка В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого (УМК «Школа России»)……………………………………… 37
Приложение Б. Примеры страниц учебников русского языка Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой (УМК «Школа 2100») ………………………………………… 40
Недооценить роль имени прилагательного в русском языке и речи невозможно, оно помогает повысить выразительность, точность, меткость, образность речи. Обозначая непроцессуальный признак предмета, который выражается в словоизменительных категориях рода, числа и падежа, прилагательное позволяет выделить этот предмет из ряда похожих[12, с. 3].В число морфологических категорий прилагательных, помимо указанных выше грамматических признаков, входят полнота и краткость, степени сравнения, одушевленности и неодушевленности.
Изучение имени прилагательного на уроках в школе не только способствует развитию чувства языка орфографической зоркости и повышению речевой культуры, но и эстетических чувств. Также изучение данной части речи позволяет повысить стремления учеников сделать свою речь правильной и красиво звучащей, обогатить словарный запас.
Актуальность выбранной темы исследования обусловлена широкими возможностями имен прилагательных для речевого развития учеников начальных классов. Обогащенная, хорошо поставленная речь является признаком высокого интеллектуального и духовного развития. в связи с тем, что словарный запасдетей начальных классов довольно скуден, зачастую они не могут охарактеризовать окружающие предметы (назвать цвет,форму, размер и т.д.). Следовательно, изучение имени прилагательного необходимо начинать спервого класса.
Цель курсовой работы заключается в изучении имени прилагательного на уроках русского языка в начальной школе.
Задачи исследования:
1) дать научную характеристику имени прилагательному;
2) изучить морфологические категории имени прилагательного;
3) определить функции имени прилагательного в русском языке и речи;
4) рассмотреть методику изучения имени прилагательного в начальной школе;
5) выполнить анализ программ начальной школы по русскому языку в аспекте изучаемой проблемы;
6) проанализировать практические задания по изучению имен прилагательных на уроках русского языка в начальной школе в различных учебниках.
В процессе исследования были использованы следующие методы: теоретический анализ и синтез литературы по теме исследования, метод лингвистического эксперимента, сопоставительный анализ программ и учебников.
Объект исследования – имя прилагательное в программе начальной школы.
Предмет исследования – методика изучения имени прилагательного в начальной школе.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно позволяет углубить представления о сущности изучения имен прилагательных младшими школьниками, об их функциях в языке и речи.
Практическая значимостьзаключается в том, что результаты исследования могут быть полезны учителям начальных классов, методистам, а также студентам педагогических колледжей и вузов при подготовке к практическим семинарским занятиям и прохождению педагогической практики.
Структура работы. Данная курсовая работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованных источников и приложений. Первый раздел посвященрассмотрению теоретических основ изучения имен прилагательных на уроках русского языка в начальной школе. Второй раздел посвящен выявлению методологических основ их изучения на уроках русского языка в начальной школе.
Целью курсовой работы было изучение имени прилагательного на уроках русского языка в начальной школе. Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:охарактеризовано имя прилагательное с научной точки зрения; рассмотрены морфологические категории имени прилагательного; определены функции имени прилагательного в русском языке и речи; рассмотрена методика изучения имени прилагательного в начальной школе;выполнен анализ программ начальной школы по русскому языку в аспекте изучаемой проблемы;проанализированы практические задания по изучению имен прилагательных на уроках русского языка в начальной школе в различных учебниках.
Имя прилагательное – одна из основных частей речи в русском языке. Русская речь насыщена прилагательными – без них она была бы скучна, невыразительна и непонятна. Имена прилагательные находят отражение во всех функциональных стилях языка, выполняя при этом различные функции: позволяют подробно охарактеризовать предмет или явление, передают информацию более точно, создают художественный образ, позволяют обмениваться информацией по бытовым вопросам.
Роль имен прилагательных в русском языке очень велика. С их помощью письменные тексты и устная речь делаются более информативными, выразительными, точными, емкими и красочными. Наличие в речи человека имен прилагательных говорит о его высоком культурном уровне, о развитом образном мышлении и речи. Приятно беседовать с человеком, который использует имена прилагательные в своей речи для описания предметов и их качеств. Именно поэтому имена прилагательные очень важно изучать в начальной школе.
Анализ трех образовательных программ начальной школы по русскому языку («Школа России», «Школа 2100», «Школа 21 век») показал, что в каждой из них есть место для изучения имен прилагательных. Каждый УМК имеет свои особенности: например, пропедевтика морфологии более выражена в УМК «Школа 2100», менее – в остальных двух программах. Так, основной целью разработчиков УМК «Школа 21 век» является воспитание грамотного поколения с хорошо поставленной устной и письменной речью, что является показателем высокого культурногоразвития. В учебниках УМК «Школа России» происходит тщательная проработка новых и ранее изученных учебных действий. Также именно в этом УМК уделяется больше внимания функциональному аспекту изучения имени прилагательного.
1. Андреева, С.В.Морфемика и словообразование русского языка.Учебно-методическое пособие / С.В.Андреева, Д.Л. Шагдарова. Улан-Удэ: ИБГУ, 2014. 66 с.
2. Бабайцева, В.В. Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц. В 2 частях. Часть 2. Морфология. Синтаксис. Учебник для студентов вузов / В.В. Бабайцева, Г.Г. Инфантова, Н.А. Николина и др., под ред. Е.И. Дибровой. М.: Академия, 2008. 624 с.
3. Бердникова, А. Русский язык. УМК «Школа 21 век». Рабочая программа педагога [Электронный ресурс] / А. Бердникова. Режим доступа: https://www.sites.google.com/site/umknacalnaaskola21vek/home/russkij-azyk (дата обращения: 17.09.2019).
4. Брызгунова, Е.А. Русская грамматика. Научные труды / Е.А. Брызгунова, под ред. К.В. Габучан. М.: ИРЯ им. В.В. Виноградова, 2005.
1496 с.
5. Бунеев, Р.Н. Русский язык. 4 класс. Учебник в 2 ч., часть 2 / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. М.: Баласс, 2016. 144 с.
6. Галкина-Федорук, Е.М. Современный русский язык: Лексикология, фонетика, морфология / Е.М. Галкина-Федорук, К.В. Горшкова, Н.М. Шанский. М.: Ленанд, 2016. 408 c.
7. Гвоздев, А.Н. Современный русский литературный язык: Фонетика и морфология (теоретический курс) / А.Н. Гвоздев. М.: КД Либроком, 2015. 472 c.
8. Голуб, И.Б. Русский язык и культура речи. Учебное пособие / И.Б. Голуб. М.: Логос, 2009. 326 с.
9. Гужва, Ф.К. Морфология русского языка. Пособие для учителя. Киев: Радняньская школа, 1997. 361 с.
10. Дускаева, Л.Р. Современный русский язык: Учебник / Л.Р. Дускаева. СПб.: Питер, 2017. 512 c.
11. Евсеева, И.В.Современный русский язык. Курс лекций/ И.В.Евсеева,Т.А.Лузгина, И.А.Славкина, Ф.В. Степанова, под ред. И.А.Славкиной. Красноярск: СФУ, 2007 642 с.
12. Захарова, Е.П. Современный русский язык. Морфология.Учебно-методическое пособие / Е.П. Захарова. − Саратов: ИСГУ, 2014. − 52 с.
13. Канакина, В.П. Русский язык. 1-4 классы. Рабочие программы. Предметная линия «Школа России».Пособие для учителей / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий и др. М.: Просвещение, 2014. 340 с.
14. Канакина, В.П. Русский язык. 4 класс. Учебник в 2 ч., часть 2 / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. М.: Просвещение, 2013. 162 с.
15. Касаткин, Л.Л. Русский язык. Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования / Л. Л. Касаткин, Е. В. Клобуков, Л.П. Крысин и др. под ред. Л.Л. Касаткина. М.: Академия, 2011. 784 с.
16. Колесникова, С.М. Современный русский язык. Том 2. Морфология. Учебник и практикум для академического бакалавриата / С.М. Колесникова. Люберцы: Юрайт, 2016. 208 c.
17. Лекант, П.А.Современный русский литературный язык. Академический учебник / Л.Л. Касаткин, Е.В. Клобуков, Л.П. Крысин и др., под ред. П.А. Леканта. М.: АСТ пресс-книга, 2013. 766 с.
18. Львов, М.Р. Методики преподавания русского языка в начальных классах / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. М.: Академия, 2007. 464 с.
19. Масалова, З.О. русский язык. УМК «Школа 2100». Рабочая программа [Электронный ресурс] / З.О. Маслова. Режим доступа: https://infourok.ru/programma-po-russkomu-yazikuprogramma-shkola-1343168.
html (дата обращения 16.09.2019).
20. Найбергер, В.А. Экспрессивная роль имен прилагательных в публицистическом тексте / В.А. Найбергер. // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2018. № 2. С. 44-50.
21. Плотникова, С.В. Теория и технология начального языкового образования. Учебное пособие для студентов Института педагогики и психологии детства / С.В. Плотникова, В.А. Шуритенкова. Екатеринбург: УГПИ, 2014. 277 с.
22. Попов, Р.Н. Современный русский язык. Учебное пособие для студентов педагогических институтов / Р.Н. Попов, Д.П. Валькова, Л.Я. Маловицкий, А.К. Федоров. М.: Просвещение, 1996. 464 с.
23. Русская грамматика. Том 1. Фонетика. Фонология. Ударение. Интонация. Словообразование. Морфология / под ред. Н.Ю. Шведова. М.: Наука, 1980. 789 с.
24. Современный русский язык. Учебник для академического бакалавриата / под ред. П.А. Леканта. М.: Дрофа, 2007. − 557 с.
25. Турдиева, Р.У. О лексико-семантических классах имен прилагательных русского языка / Р.У. Турдиева. // Молодой ученый. 2016.
№10. С. 1498-1500.
26. Шанский, Н.М. Современный русский язык. Часть 2. Словообразование. Морфология. М.: Просвещение, 1998. 270 с.