Введение 3
Глава 1 Теоретические основы влияния стрессовых ситуаций на здоровье человека 8
1.1 Анализ понятия здоровье человека 8
1.2 Особенности стрессовых ситуаций 20
1.3 Влияние стрессовых ситуаций на здоровье человека 25
Выводы по первой главе 29
Глава 2 Методологическая организация исследования влияния стрессовых ситуаций на здоровье человека 31
2.1 Описание организации исследования влияния стрессовых
ситуаций на здоровье человека 31
2.2 Описание методик исследования 33
Выводы по второй главе 36
Глава 3 Эмпирическое исследование влияния стрессовых ситуаций на здоровье человека 37
3.1 Результаты корреляционного и общего анализа стрессовых
ситуаций на здоровье человека 37
3.2 Рекомендации по развитию навыков снижения стресса
и профилактике профессионального стресса 61
Выводы по третьей главе 77
Заключение 80
Список используемой литературы 82
Стресс является ответной реакцией организма человека на влияния экстремальных факторов, нарушающих привычный жизненный ритм. Любые перемены, будь то серьезные жизненные испытания, или большие радости, связанные с изменениями жизни, несут в себе элементы стресса. Необходимо заметить, что стрессовые ситуации находятся во всех сферах жизнедеятельности человека, и могут быть как положительным, так и отрицательным.
Большинство людей время от времени испытывают стресс, обусловленный различным рядом причин, при этом необходимо заметить, что в современных реалиях распространены болезни, связанных дезадаптацией, личностным длительным переживанием или высоким уровнем стресса, это заставляет думать нас, что стресс - это отрицательное явление, разрушительно влияющее на организм.
Стресс - это не специфическая реакция организма на внешний раздражитель, организм отвечает не только конкретной для каждого воздействия защитной реакцией, но и общим, однотипным комплексным реагированием вне зависимости от того, какой раздражитель действует на организм.
Возникновение стресса и его влияние на человека физиологически обусловлены изменением гормонального баланса. В результате реакции организма сначала появляется чувство тревоги и беспокойства, мобилизуются все силы для решения поставленной задачи.
Затем наступает фаза адаптации и истощения, которая характеризуется ухудшением эмоционального состояния, нервным перенапряжением и хронической усталостью.
Эмоциональный тонус положительно влияет на психическую сферу, но вслед за контролем и повышенной активностью следует исчерпание жизненных ресурсов.
Противоположная точка зрения заключается в том, что стресс может быть способом мобилизации внутренних ресурсов, направленных на преодоление внутренних и внешних трудностей человека.
Любое развитие невозможно без стресса, личностный рост возможен только тогда, когда мы замечаем собственный дефицит, значит находимся в стрессе.
Хронический длительный стресс несомненно влияет на здоровье отрицательно, это подтверждают достаточно широкие статистические данные. Негативное влияние стресса на состояние здоровья человека выражается в приступах мигрени, мышечной боли, нарушениях концентрации, расстройствах пищеварения, повышенной утомляемости и т. д.
При этом несмотря на большое количество исследований касаемых влияния стресса на организм человека в отрицательном ключе, влияние стресса, в положительном ключе, как средства мобилизации организма является до сих пор недостаточно изученным.
При этом необходимо заметить, что данные исследования могут принести значительную пользу и вклад в развитие теории стресса, и в перспективе может позволить управлять стрессовым состоянием.
На этой основе формируется противоречие, связанное с тем, что на данный момент, при значительном увеличении темпа жизни, расширением информационного пространства в сочетании с низкой психологической культурой наседания отсутствует четкая и ясная система работы со стрессом с целью снижения его негативного влияние на здоровье.
Это обусловило выбор темы исследования: «Влияние стрессовых ситуаций на здоровье человека».
Объект исследования - стрессовые ситуации.
Предмет исследования - влияние стрессовых ситуаций на здоровье человека.
Цель исследования: изучить влияние стрессовых ситуаций на здоровье человека.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что уровень стресса
проявляется в состоянии дезадаптации личности, при высоком уровне нервно - психической напряженности и психического дискомфорта. Таким образом, мы предполагаем, что чем выше уровень стресса, тем выше давление жалоб и ниже общее состояние здоровья.
Задачи:
1. Провести теоретический анализ научной литературы по проблемам понятия здоровье человека
2. Выявить особенности стрессовых ситуаций и их влияния на здоровье человека
3. Провести эмпирическое исследование и корреляционны анализ стрессовых ситуаций и их влияния на здоровье человека.
4. Разработать рекомендации по развитию навыков снижения стресса и профилактике профессионального стресса.
Методы:
Для решения поставленных задач в работе были использованы теоретические, эмпирические методы, а также методы количественной обработки данных:
- теоретические методы (анализ, сравнение, систематизация
психологических сведений по теме исследования);
- эмпирические методы
Методики:
Психодиагностические методы: психодиагностические опросники:
1. Шкала психологического стресса PSM-25 Лемура-Тесье-Филлиона.
2. Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге.
3. Эмоциональное состояние: Шкала дифференциальных эмоций (ШДЭ) К. Изарда.
4. Гиссенский опросник психосоматических жалоб.
5. Опросник по состоянию здоровья (PHQ-9).
3) Методы математико-статистической обработки данных (описательная статистика, корреляционный анализ).
База исследования: База исследования: сотрудники ООО "Центр Комплексной Безопасности", ООО "Цезарь", ООО «Современные Системы Безопасности», ООО «ПожСтройЭксперт», ООО «СтройЦентр», ООО «ЦАИС», а также ИП Шамота.
Выборка исследования: в исследовании приняли участие 60 человек, респондентов: 30 мужчин и 30 женщин.
Методологическая разработанность: вопросы, связанные со стрессом, рассматривались в работах как отечественных, так и зарубежных ученых (Б.Г. Ананьев, B.JI. Васильев, С.П. Безносов, Л.Л. Китаев-Смык, М.И. Марьин, Н.И. Мягких, А.Б. Леонов, М.В. Пряхина, Л.Б. Филонов, В.И. Хальзов, Э.С. Чугунова, С. Фолкман, Р.С. Лазарус, С. Маслач и др.). Можно выделить следующих отечественных и зарубежных авторов, занимающихся проблемой психологического здоровья: В.А. Ананьев, Г.С. Никифоров, О.С. Васильев, Ф.Р. Филатов, И.В. Дубровина, О.В. Хухлаева, С. Киз, Р. Скинер, А. Маслоу, О. Бэкер, Г. Олпорт, А. Эллис.
Новизна полученных результатов.
1. Уточнена связь здоровья человека и стрессового состояния, а также характер связи показателей психосоматических жалоб и эмоционального состояния.
2. Разработаны рекомендации на основании связи стрессовых состояний и психосоматических жалоб.
Достоверность: достоверность исследования была подтверждена
методами статистической обработки данных, в программе SPSS.
Практическая значимость полученных результатов.
Получен экспериментальный материал по изучению регуляторных возможностей человека в процессе преодоления стрессовых ситуаций.
Результаты исследования окажут большую помощь практическим психологам в целенаправленном формировании здоровья человека.
Апробация результатов магистерской диссертации. Выводы диссертационного исследования нашли отражение в научных публикациях тезисов докладов международных и всероссийских конференций.
Влияние стресса на здоровье неопределенно, и, естественно, негативных последствий значительно больше, нежели позитивных. Поэтому вам следует быть настроенным на позитив и стараться не принимать все достаточно близко к сердцу, старайтесь правильно и полноценно отдыхать и воздерживайтесь от стрессовых ситуаций во всяких его проявлениях.
Реализация эмпирического исследования предполагала исследование влияния стрессовых ситуаций на здоровье человека.
Для решения поставленных задач в работе были использованы теоретические, эмпирические методы, а также методы количественной обработки данных:
- теоретические методы (анализ, сравнение, систематизация психологических сведений по теме исследования);
- эмпирические методы
У 40% респондентов продемонстрировали низкий уровень стресса, оценив свое состояние за последние 5 дней. 60% респондентов показали средний уровень стресса. У 28% из общего числа респондентов был выявлен высокий уровень сопротивляемости стрессу. В данной группе получены очень низкие результаты по индексу положительных эмоций. Выборка набрала по шкале истощение 20 баллов, что является достаточно высоким результатом. Респонденты чаще всего испытывают ощущение потери жизненной энергии, и чувствуют потребность в помощи со стороны окружающих, им свойственна некоторая иппохондричность. 47% обследованных респондентов были включены в клиническую часть наблюдения.
В результате кластерного анализа испытуемых мы выделили 3 кластера:
В первый кластер вошли люди с высоким уровнем стресса вошли респонденты с тяжелыми депрессивными состояниями, наиболее тягостными симптомами, беспокоившими почти каждый день, были чувство усталости, нарушение сна и подавленность, индекс тревожно-депрессивных эмоций высок.
Во второй кластер вошли люди со средним уровнем стресса. Для респондентов характерны сердечные жалобы - указывает, что пациент локализует свои недомогания преимущественно в сердечно-сосудистой сфере. В третий кластер вошли люди низким уровнем стресса. Респонденты чаще переживают позитивные эмоции. В целом давление жалоб низкое.
На основании полученных данных, в ходе теоретического анализа литературы и проведенного эмпирического исследования была разработана антистрессовая программа психологического сопровождения респондентов.
1. Асриев С. А. Сущность и специфика педагогической деятельности преподавателя // Новая наука как результат инновационного развития общества сборник статей Международной научно-практической конференции: в 17 частях. 2017. С. 6-11.
2. Бергис Т. А., Азизова Л. Р. Факторы стрессоустойчивости респондентов в условиях уровня стресса // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2008. № 4. С. 80-86.
3. Бодров В. А. Профессиональное утомление: Фундаментальные и прикладные проблемы. М.: Институт психологии РАН, 2009. 251 с.
4. Бодров В. А. Информационный стресс. М.: ПЕР СЭ, 2014. 382 с.
5. Болотова А. К. Настольная книга практикующего психолога: практ. пособие. М.: Издательство Юрайт, 2017. 375 с.
6. Брехман И. И. Введение в валеологию - науку о здоровье. Л. : Наука, 1987. 234 с.
7. Бурчакова М. А., Сарданян А. Р. Стресс в организации: управление в контексте социально-ориентированной экономики // Российское предпринимательство. 2012. Т. 13. № 20. С. 79 - 84.
8. Вассерман Л. И. Опыт использования теста интеллектуального потенциала у здоровых детей и детей с задержкой психического развития // Обозрение психиатрии и мед. психологии им. В. М. Бехтерева. 1996. № 3-4. С. 122-125.
9. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. СПб.: Питер, 2006. 251 с.
10. Гильяшева, И. H. Интеллект и личность при неврозах //
Исследование личности в клинике и экстремальных условиях. 2007. № 1. С.
80-86.
11. Голмен Д. Многообразие медитационного опыта. Киев: Юнити, 2016. 461 с.
12. Грабе М. Синдром выгорания - болезнь нашего времени. Почему люди выгорают и что можно против этого предпринять // СПб.: Труд и его субъект в изменяющейся России. 2008. 96 с.
13. Гроф С. За пределами мозга. М. : Мысль, 2014. 403 с.
14. Гусева А. С. Развитие аутопсихологических способностей личности. Методы и технологии. М. РАГС, 2000. 296 с.
15. Деркач А. А. Оптимизация устойчивости психического здоровья государственных служащих к экстремальным ситуациям // Сев.-Кавказ. акад. гос. службы. Ростов н/Д ; Пятигорск, 2008. 220 с.
16. Зелинченко А. И. Психология духовности. М., 1996. 234 с.
17. Иваненко А. В. Влияние физических упражнений на когнитивные способности студентов гут им. М.А. Бонч-Бруевича // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2017. № 12 (154). С. 106- 109.
18. Иваненко А. В. Интерактивные технологии подготовки спортсменов-стрелков // Перспективы науки. 2017. № 10 (97). С. 70-74.
19. Иваненко Т. А. Взаимосвязь педагогической культуры и педагогического мастерства // Глобальный научный потенциал. 2017. № 10 (79). С. 12-15.
20. Казаков Ю. H. Санапсихология самости преодоления фрустрирующих состояний и соматической интеграции феномена «акме» безопасности в здоровьеориентированной медицинской педагогике. М.: РАСН, 2011. 446 с.
21. Казаков Ю. H. Теория личностного здоровья: санационного
мышления превентивной безопасности. М.: М111У, 2013. 543 с.
22. Казаков Ю. Н. Ресурсы стимуляции психологических резервов превентивной безопасности личностного здоровья. М.: РАСН, 2014. 83 с.
23. Казаков Ю. Н. Медицинская акмеология. М.: Парламентский центр «Комплексная безопасность отечества», 2016. 268 с.
24. Казаков Ю. Н. Превентивная безопасность здоровья личности в служебной деятельности : учебник. М.: Парламентский центр «Комплексная безопасность отечества», 2017. 358 с
25. Калшед Д. Внутренний мир травмы: Архетипические защиты личностного духа. М.: Академический Проект, 2001. 368 с.
26. Катаны И. А. Концептуальные основы формирования общекультурных компетенций у тренеров-респондентов физической культуры // Глобальный научный потенциал №12 (81) 2017. С. 13-17.
27. Катаны И. А. Средства обучения, технология их комплексного использования в физическом воспитании Катаны И.А. // Новое слово в науке: стратегии развития. Сборник материалов II Международной научно-практической конференции. 2017. С. 79-83.
28. Корнеева Я. А., Симонова Н. Н. Оптимальный личностный ресурс как детерминанта адаптационных стратегий вахтовых респондентов на Крайнем Севере // Медицина труда и промышленная экология. 2015. № 7. С. 42 - 46.
29. Костылева М. В. Психологическое здоровье педагога как фактор безопасности образовательной среды // Молодежный научный форум: гуманитарные науки. №5 (44). 2017. С. 47-50.
30. Кошурников Д. Н. Динамическая оценка риска для здоровья населения крупного промышленного города в результате шумового воздействия // Сборник докладов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, СПб. 2015. С. 453-489.
31. Краева К. В. Субъектность как фактор преодоления экзаменационного стресса // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология № 4(7). 2011. С. 53-59.
32. Ларинова, М.А. Психологическое здоровье педагога российской образовательной системы // Наука о человеке: гуманитарные исследования. №4 (30). 2017. С. 99-103.
33. Николаев В. Г. Проблема маргинальности: ее структурный контекст и социальнопсихологические импликации // Социальные и гуманитарные науки. М.:, 1998. № 2. С. 109-111.
34. Орел В. Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы // Психологический журнал. 2011. № 1. С. 90-101.
35. Петленко В. П. Валеология человека. 1-5 т., 1976. 341 с.
36. Петренко В. Ф. Психосемантика сознания. М.: Вентана - Граф, 2015. 342 с.
37. Петрушин В. И. Валеология. Изд-во Гардарики, 2002. 200 с.
38. Попова И. П. Маргинальность. Социологический анализ: учебное пособие. М., 1996. 271 с.
39. Попова Л. М., Соколов И. В. Стресс жизни: Понять, противостоять и управлять им, СПб.: ТОО «Лейла», 2013. 343 с.
40. Психосоматика и психотерапия в XXI веке // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. 2010. № 2 (59). С. 7-8.
41. Путинцева Е. В. Производственный стресс: тихий убийца или двигатель прогресса // Концепт, 2017. Т. 2. С. 463-471.
42. Решетников М. М. Психическая саморегуляция. Первая и вторая ступени: учебное пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры. М.: 2018. 238 с.
43. Сайко Э. В. Индивид, субъект, личность, индивидуальность в дифференцированной представленности и интегральном определении человека // Мир психологии. 2007. № 1. С. 3-12.
44. Сайко Э. В. Развитие в выполнении социальной эволюции и саморазвитие в развитии человека // Мир психологии. 2012. № 2. С. 3-14.
45. Сайко Э. В. Развитие как определенность бытия и специфика его в осуществлении человека // Мир психологии. 2007. № 2. С. 3-10.
46. Састамойнен Т.В. Восточные оздоровительные системы: психофизическое и духовное совершенствование человека. СПб.: СПб. ГАФК им. П.Ф. Лесгафта. 2003. 247 с.
47. Селье Г. Стресс без дистресса. М.: Прогресс, 1979. 124 с.
48. Симонова Н. Н. Адаптация к экстремальным условиям профессиональной деятельности работающих вахтовым методом на Крайнем Севере. Учебное пособие. Архангельск. 2012. 54 с.
49. Системная оценка стрессреактивности при комплексном воздействии факторов окружающей среды // Медицинская наука и образование Урала. 2014. № 4. С. 97-103.
50. Стародубцев М.П. Профессионально-личностное развитие педагога физической культуры: научно-теоретический аспект // Перспективы науки. 2018. № 5 (104). С. 102-107.
51. Стародубцев М. П. Диагностический комплекс оценки уровня сформированности готовности респондентов в области физической культуры и спорта к реализации научноисследовательской деятельности // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2017. № 12. С. 79-81.
52. Стародубцева О. М. Уровни развития и закономерности формирования физической культуры личности // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2015. № 33. С. 99-105.
53. Султанова И. В Результаты диагностики свойств личности, рассматриваемые в качестве факторов эмоциональной устойчивости // Гуманитарные науки. Научнопрактический журнал №1 (33)/2016. С. 9-12.
54. Томилова Е. А. Взаимосвязь психофизиологического и вегетативного статуса у детей младшего школьного возраста различных функциональных типов конституции // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Югра-за здоровый образ жизни». Ханты- Мансийск, 2012. С. 268-271.
55. Томилова Е. А. Прогностическая оценка ранних отклонений артериального давления и выделение групп риска с адаптационно-компенсаторной дисфункцией детей с низким и высоким уровнем ПДА. «Печатник», Тюмень, 2017. 159 с.
56. Томилова Е. А. Системная (конституциональная) оценка
психофизиологического статуса детей в норме и при адаптационно-компенсаторной дисфункции сердечно- 385 сосудистой системы // Медицинская наука и образование Урала. 2016. № 4. С.86-92.
57. Фельдштейн Д. И. Мир детства в современном мире. М.: 2012, 247 с.
58. Фельдштейн Д. И. Психология взросления: структурно¬
содержательные характеристики процесса развития личности. М.: МПСИ : Флинта, 1999. 672 с.
59. Фельдштейн Д. И. Психология развития человека как личности. М.; Воронеж, 2009. Т. 1. 568 с.
60. Филимоненко Ю. И. Показатели успешности психической саморегуляции // Вестник ЛГУ. Экономика. Философия. Право. 2012. № 23. С. 78-80.
61. Фролова П. И. Управление развитием персонала на основе профессиональных стандартов // Ученые записки ИУО РАО. 2016. № 59. С. 165-168.
62. Штрахова А. В. Современная психосоматика: методологические проблемы и возможности их преодоления // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. 2009. № 42 (175). С. 86-90.
63. Щербатых Ю. Психология стресса и методы коррекции. СПб., 2015. 247 с.
64. Якубенко О. В. Роль руководителя дошкольного образовательного учреждения в организации профилактики эмоционального выгорания педагогов // Ученые записки ИУО РАО. 2016. № 59. С. 184-187.
65. Altintas B.E., Grebot E., Lesage F.-X. Burnout risk profiles among // French psychologist. December 2017, Р. 122-126.
66. Gallagher P., MacLachlan M. Psychological Adjustment and Coping in Adults with Prosthetic Limbs. // Behavioral Medicine, 2011. 25(3).Р. 117-120.
67. Hakanen J.J, Peeters M.C.W., Schaufeli W.B. Different Types of Employee Well-Being Across Time and Their Relationships With Job Crafting Online// Journal of Occupational Health Psychology. First Publication, February 13, 2017. Р. 67-72.
68. Lazarus R.S. (1996). Psychological stress and the coping process // New York: McGraw-Hill. 2016, vol. 22, no 3, pp. 14-19.
69. Lazarus R.S., Folkman S. Stress, Appraisal and Coping. // New York: Springer. 2016, vol. 22, no 3, pp. 83-101.
70. Rusinova N. L., Safronov V. V. Sotsial’nye riski depressii v Evrope i
Rossii: znachenie demografii, obrazovaniya i sotsial’nogo capitala. //
Sotsiologicheskiy zhurnal, 2016, vol. 22, no 3, pp. 82-106.
71. Rusinova N. L., Safronov V. V. Vliyanie bezrabotitsy na zdorov’e v stranakh Evropy: znachenie sotsial’nogo gosudarstva. // Sotsiologicheskiy zhurnal, 2017, vol. 23, no 2, pp. 28-50.
72. Rusinova N. L., Safronov V. V. Zdorov’e v stranakh Evropy: statusnye neravenstva i vliyanie sotsial’nogo capitala. // Sotsiologicheskiy zhurnal, 2015, vol. 21, no 4, pp. 34-60.
73. Rusinova N. L., Safronov V. V. Znachenie sotsial’nogo capitala dlia zdorov’ya v stranakh Evropy. // Zhurnal sotsiologii i sotsial’noy antropologii, 2014, vol. 17, no 3, pp. 112-133.
74. Ryff C. D., Radler B. T., Friedman E. M. Persistent Psychological Wellbeing Predicts Improved Self-Rated Health Over 9-10 // Years: Longitudinal Evidence from MIDUS. Health Psychology Open, 2015, vol. 2, no 2.
75. Schollgen I., Huxhold O., Schuz B., Tesch-Romer C. Resources for Health: Differential Effects of Optimistic Self-Beliefs and Social Support According to Socioeconomic Status.// Health Psychology, 2011, vol. 30, no 3, pp. 326-335.
76. Social Capital and Health. Ed. by I. Kawachi, S. V. Subramanian, D. Kim. New York, Springer, 2008. 292 p.
77. Social Determinants of Health. Ed. by M. Marmot, R. G. Wilkinson. Oxford, Oxford University Press, 2006. 376 p.
78. Szreter S., Woolcock M. Health by association? Social capital, social theory, and the political economy of public health. // International Journal of Epidemiology, 2004, vol. 33, no 4, pp. 650-667.
79. Turiano N., Chapman B. P., Agrigoroaei S., Infurna F. J., Lachman M. Perceived control reduces mortality risk at low, not high, education levels. // Health Psychology, 2014, vol. 33, no 8, pp. 883-890.
80. Webe H. Belastungsverarbeitung // Z. fur Klinische Psychologic. 1992. Bd. 21. H. l. S. 17-27.