ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО МЕЖПАРЛАМЕНТСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА 6
1.1 Современное межпарламентское сотрудничество и его обеспечение 6
1.2 Контуры межпарламентского сотрудничества в аппаратах палат ФС РФ, как парламентской дипломатии 13
ГЛАВА 2. ИНСТИТУТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ МЕЖПАРЛАМЕНТСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА И АНАЛИЗ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 19
2.1 Планирование реализации Плана межпарламентского сотрудничества в палатах ФС РФ 19
2.2 Анализ деятельности межпарламентских группы ФС РФ в Межпарламентском союзе 24
ГЛАВА 3. СОВРЕМЕННАЯ КОНФЛИКТНОСТЬ УСЛОВИЙ И ПРОБЛЕМЫ МЕЖПАРЛАМЕНТСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА 32
3.1 Изменения и сложность внутриполитических условий, как проблемность для межпарламентского сотрудничества 32
3.2 Пути совершенствования сотрудничества палат ФС РФ с другими парламентами и межпарламентскими организациями 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 41
Большинство государств современного мира имеют парламенты. Они представляют собой высший законодательный и представительный орган государства, основными функциями которого являются: представление избирателей, участие в создании законов и контроль за действиями правительства посредством слушаний и требований.
В рамках своих конституционных полномочий, парламенты также оказывают влияние на процесс формирования и осуществления внешней политики государств. В 21-м веке национальные парламенты, как законодательные органы власти, стали играть все большую роль в международных делах. Парламенты государств, осуществляют собственную дипломатическую работу, участвуют в деятельности международных и региональных межправительственных организациях, что позволяет им формировать системы институтов глобального управления.
Появление межпарламентское сотрудничество продиктовано реакцией государств на вызовы современного мира, с целью консолидации ресурсов современного международного политического процесса для решения общих проблем. Среди которых, необходимо выделить такие как: экономическая, гуманитарная и информационная безопасность, борьба с международным терроризмом, экологические проблемы и т.д. Вовлеченность парламентов сотрудничающих государств в процессы принятия глобальных решений, говорит о необходимости дальнейшей эволюции межпарламентского сотрудничества, как важного фактора развития государства.
Современная парламентская дипломатия характеризуется также усилением участия парламентов сотрудничающих государств в принятии решений на всех уровнях, как национальном, так и международном. Государственная Дума Российской Федерации имеет право заключать договора о межпарламентском сотрудничестве с парламентами любых других государств. В рамках этих соглашений Госдума может принимать программы сотрудничества с зарубежными парламентами, устанавливать состав делегаций, регламентировать деятельность данных делегаций совместно с Советом Федераций.
Вопросом изучения межпарламентского сотрудничества занимались многие зарубежные и отечественные ученые: Бакушев В.В, Ч. Бирд, К. Браун, Б. Броди, A.C. Автономов, A.A. Белкин. и др, несмотря на данный факт, исследование вопроса является актуальным и в современное время.
Целью исследования данной выпускной работы является:
- анализ теоретических и практических проблем межпарламентского сотрудничества парламента России с учетом деятельности международных парламентских организаций.
Исходя из вышеизложенной цели были поставлены следующие задачи:
- проанализировать законодательную базу Российской Федерации, как нормативно-правовую основу формирования межпарламентского сотрудничества;
- изучить критерии и классификацию межпарламентских институтов;
-определить направления в области межпарламентского права и законодательство на основе практического применения;
- обосновать основные направления сотрудничества межпарламентской деятельности Российской Федерации в контексте сотрудничества со странами СНГ;
Объектом исследования являются общественные отношения, которые складываются в сфере организации межпарламентского сотрудничества и участие российских делегаций в международных парламентских организациях.
Предметом исследования - конституционно-правовые нормы и международно-правовые акты, закрепляющие межпарламентское сотрудничество.
Для написания данной выпускной работы были использованы научная и периодическая литература, учебные пособия, статистические справочники, а также Интернет – источники.
Современный международный политический процесс характеризуется
сложностью и многогранностью. Государства мира и их международные отношения находятся под воздействием такого явления как «глобализация».
Все более усиливающаяся глобализация, приводит к изменению среды,
в которой работает современная дипломатия, к формированию новых возможностей, к развитию связей между странами.
В современном мире дипломатическая деятельность перестала быть исключительной прерогативой государства и успех на международной арене
во многом зависит от совместных действий государственных и негосударственных структур. Современные информационные технологии и коммуникации позволяют представителям общественности получить доступ к информации о международных, межгосударственных отношениях, но при
этом у нее нет, как и раньше, способов и институтов донесения своей позиции до участников международного политического процесса.
Межпарламентские структуры могут являться элементом воздействия
граждан на основные международные события, структурами общественного контроля.
Теоретическая значимость исследования дает возможность использовать достигнутые результаты в методологическом и теоретическом плане для системного исследования роли и места институтов межпарламентского сотрудничества в современных международных отношениях и трансляции их на уровень национальных парламентов.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученный материал можно использовать для совершенствования управленческой деятельности парламентских органов национального уровня Российской Федерации.
Проанализировав работы и статьи многих известных ученых о межпарламентском сотрудничестве, были сделаны следующие выводы и предложения:
- межпарламентское сотрудничество является важным элементом многосекторного внешнеполитического развития, связанного с деятельностью межпарламентских институтов. Практически все субъекты межпарламентского сотрудничества осознают социальную и политико- правовую ценность межпарламентского сотрудничества и положительно оценивают его.
Также, вопросами теории парламентаризма недостаточно занимается Межпарламентской союз, и его национальные межпарламентские группы; следует добиваться – избрание в парламент «избранников народа» с достойной профессиональной квалификацией. Для осуществление этой задачи необходимо проводить системную подготовку и обучение избранников органов законодательной власти.
Становление институтов межпарламентского сотрудничества в структуре российского парламента было связана с реализации концепции демократического транзита и ролью, которую играл парламент в политических преобразованиях либерально-демократического типа. Российские институты межпарламентского сотрудничества, являясь одним из каналов многостороннего партнерства выполняет следующие функции:
- трансляция национальных интересов в рамках многосторонней дипломатии;
- формирование стратегического взаимного доверия и выявления общих двусторонних (многосторонних) интересов;
- наращивание стратегического сотрудничества для защиты общих интересов;
- противодействие влиянию экономического кризиса;
- развитие культурных связей между государствами;
Вместе с тем, на современном этапе важна консолидация усилий парламентариев, как внутри стран, так и на международном уровне, не только на выработку «правильных» формулировок в документах (Декларациях, Конвенциях, …), а необходимо усилить контроль за выполнением принимаемых документов политиками и правительствами. Важно добиваться оценки реальной степени активности парламентариев и парламентов целых стран в проведении принципа «жизнеобеспечения» развития своей депутатской представительской деятельности.
В новом геополитическом или региональном пространстве устарели для ХХI века «воинствующие настроений» у политиков и действующие власти разных уровней в разных странах.
В последние десятилетие становится все более понятно, что внешнеполитический курс страны немыслим без современной демократии и межпарламентского сотрудничества.
1. Андреева Г.Н. Конституционное право зарубежных стран. – Москва: Эксмо, 2005. – 654 с.
2. Булаков О.Н. Парламентское право Российской Федерации. – Москва: Финансовый контроль, 2004. – 731 с.
3. В Крыму «Единая Россия» завершает избирательную кампанию по выборам депутатов Государственной Думы РФ. URL: https://krym.er.ru/news/2016/9/16/v-krymu-edinaya-rossiya-zavershaet-izbiratelnuyu-kampaniyu-po-vyboramdeputatov-gosudarstvennoj-dumy-rf/ (дата обращения 22.04.2022).
4. Валлерстайн И. Миросистемный анализ. – Москва: Территория будущего, 2006. – 248 с.
5. Вежливый Крым принимает туристов изо всех регионов России и десятков зарубежных стран. URL: https://krym.er.ru/news/2016/9/7/vezhlivyj-krym-prinimaet-turistov-izo-vseh-regionov-rossii-i-desyatkov-zarubezhnyhstran/ (дата обращения 22.04.2022).
6. Владимир Жириновский: США пора наладить диалог с Россией. URL: https://ldpr.ru/events/Vladimir_Zhirinovsky_United_States_time_ to_establish_a_dialogue_with_Russia/ (дата обращения 22.04.2022).
7. Выступление Владимира Жириновского в программе «Выборы-2011. Дебаты»/«Россия 1», 18.11.2011. URL: https://ldpr.ru/leader/The_leader_in_media/Election_2011_Russia_1_181111/ (дата обращения 22.04.2022).
8. Г.А. Зюганов встретился с делегацией Национальной ассамблеи народной власти Республики Куба во главе с Председателем Национальной ассамблеи Эстебаном Ласо Эрнандесом. URL: https://kprf.ru/partylive/cknews/156420.html (дата обращения 22.04.2022).
9. Жириновский: через 10 лет Европа попросит защиты у России/«News.bsm.ru», 05.11.2011. URL: https://ldpr.ru/leader/The_leader_in_media/Zhirinovsky_after_10_years_sought_the_protection_of_Europe_RossiiNewsbs mru_05_11_11_/ (дата обращения 22.04.2022).
10. Законопроект № 254807-7 «О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о совместном техническом обеспечении региональной группировки войск (сил) Российской Федерации и Республики Беларусь». URL: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN=254807-7 (дата обращения 22.04.2022).
11. Законопроект № 268760-7 «О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан о сотрудничестве в области военной фельдъегерско-почтовой связи». URL: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN=268760-7&11 (дата обращения 22.04.2022).
12. Законопроект № 45535-7 «Об основах государственной политики Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха». URL: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN=45535-7&11 (дата обращения 22.04.2022).
13. Итоги работы Комитета в период весенней сессии 2019 года / Комитет Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции. URL: http://komitet2-16.km.duma.gov.ru/Otchety-o-rabote-Komiteta/item/16960986/ (дата обращения 22.04.2022).
14. Комитет Совета Федерации по международным делам // Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://international.council.gov.ru/ (дата обращения 22.04.2022).
15. Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности // Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://defence.council.gov.ru (дата обращения 22.04.2022).
16. Конгресс местных и региональных властей Совета Европы (КМРВСЕ). URL: http://council.gov.ru/activity/crosswork/dep/86/ (дата обращения 22.04.2022).
17. Конституция Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.
18. Конюхова И.А. Международное и конституционное право: Теория и практика взаимодействия. – Москва: Формула права, 2006. – 493 с.
19. Лидер ЛДПР: США несут миру кровь и насилие. URL: https://ldpr.ru/events/LDPR_leader_US_are_the_world_the_blood_and_violence/ (дата обращения 22.04.2022).
20. Межпарламентская деятельность. URL: http://council.gov.ru/activity/crosswork/dep/81/ (дата обращения 22.04.2022).
21. НАТО примеривается к Сирии. URL: https://kprf.ru/international/98380.html (дата обращения 22.04.2022).
22. Николай Левичев: у БРИКС есть стратегическая цель. URL: http://www.spravedlivo.ru/6950710 (дата обращения 22.04.2022).
23. Парламентская ассамблея Организации Североатлантического договора / Международные парламентские организации, членами которых являются депутаты Государственной Думы // Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://duma.gov.ru/international/orgs/ (дата обращения 22.04.2022).
24. Парламентская Ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) / Межпарламентская деятельность // Совет Федерации Федерального Собрания российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://council.gov.ru/activity/crosswork/dep/73/ (дата обращения 22.04.2022).
25. Парламентское право России / Под ред. И.М. Степанова и Т.Я. Хабриевой. – Москва: ГД РФ, 1999. – 398 с.
26. Полный текст Заявления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации о российском участии в деятельности Межпарламентского союза, принятого постановлением Совета Федерации от 19 июля 2017 г. №236-СФ, см.: http://council.gov.ru/activity/documents/82714/ (Дата обращения: 21.04.2022).
27. Постановление Совета Федерации от 22 февраля 1996 г. (с последующими изменениями и дополнениями) № 85–СФ «О формировании Межпарламентской группы Российской Федерации (о членах Межпарламентской группы Российской Федерации от Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации)» // Собрание законодательства Российской Федерации. – М., 1996. – № 10. – Ст. 849.
28. Постановление Совета Федерации от 10 июля 1997 г. (с последующими изменениями и дополнениями) № 178-СФ «О представителях Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации в состав депутации Федерального собрания Российской Федерации в Парламентском собрании Союза Беларуси и России» // Собрание законодательства Российской Федерации. – М., 1997. – № 25. – Ст. 2808.
29. Предвыборная программа КПРФ. Политика большинства призвана побеждать. Вернуть украденную у нас Родину! URL: https://kprf.ru/crisis/offer/97653.html (дата обращения 22.04.2022).
30. Программа Либерально-Демократической партии России (ЛДПР). URL: https://minjust.ru/ru/press/news/programma-i-ustav-politicheskoy-partii-ldpr-liberalno-demokraticheskaya-partiya-rossiya (дата обращения 22.04.2022).
31. Программа партии. Официальный сайт Коммунистической партии Российской Федерации. URL: https://kprf.ru/party/program (дата обращения 22.04.2022).
32. Программа партии «Справедливая Россия». URL: http://www.spravedlivo.ru/7634910 (дата обращения 22.04.2022).
33. Россия покидает Совет Европы. Что это значит и из-за чего было принято такое решение. https://tass.ru/politika/14026531?utm_source=yandex.ru&utm_medium=organic&utm_campaign=yandex.ru&utm_referrer=yandex.ru (Дата обращения: 18.04.2022).
34. Связи с парламентами. URL: http://duma.gov.ru/international/parliaments/ (дата обращения 22.04.2022).
35. Сергей Миронов встроился в социализм https://www.kommersant.ru/doc/908220 (дата обращения 22.04.2022).
36. Совет Федерации (1996–2000) в истории парламентаризма. – Москва: СФ РФ, 2001. – 311 с.
37. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 30 января 2002 г. (с послед. измен. и дополнен.) № 22–СФ.
38. Современная политическая наука: Методология: Научное издание / Отв. ред. О. В. Гаман-Голутвина, А. И. Никитин. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство «Аспект Пресс», 2019. – 776 с.
39. Уляшкина Е.Г. Внешняя политика России в программных и уставных документах политических партий РФ: сравнительный анализ // Социально-политические науки. – 2018. – № 2. – С. 21-25.
40. Уляшкина Е.Г. Представительство парламентских партий России в комитетах Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации как гарантия участия во внешнеполитическом процессе РФ // Развитие политических институтов и процессов: зарубежный и отечественный опыт: Материалы IX Всероссийской научно-практической конференции, Омск, 2018. – С. 187-190.
41. Уляшкина Е.Г. Вопросы внешней политики России в партийной программатике периода избирательных кампаний 2011 г. и 2016 г. // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. – 2019. – № 1. – C. 129-138.
42. Устав партии «Единая Россия». URL: https://er.ru/rules/ (дата обращения: 22.04.2022)
43. Хабаров С.А. Международные парламентские организации: Правовые аспекты. – Москва: Российская академия государственной службы, 1994. – 250 с.
44. Швецов В.Л. Межпарламентский союз. – Москва: Международные отношения, 1964. – 236 с.
45. Cohen, J. and Sabel, C. (1997). ‘Directly-Deliberative Polyarchy’, European Law Journal 3(4): 313-42.
46. Decision regarding membership of A Just Russia-Patriots-For the Truth Party https://www.socialistinternational.org/news/press-releases/decision-regarding-membership-of-a-just-russia-patriots-for-the-truth-party-1998/ (дата обращения 22.04.2022).
47. Diedrichs, U. (2004). ‘The European Parliament in CFSP: More than a Marginal Player?’, The International Spectator 39(2): 31-46.
48. Habermas, J. (2005). ‘Concluding Comments on Empirical Approaches to Deliberative Politics’, Acta Politica 40(3): 384-92.
49. Šabič, Z. (2008). ‘Building Democratic and Responsible Global Governance: The Role of International Parliamentary Institutions’, Parliamentary Affairs 61(2): 255-71.
50. Sjursen, H. (2007). ‘Integration Without Democracy? Three Conceptions of European Security Policy in Transformation’, RECON Online Working Paper 19.
51. Slaughter, A.M. (2004). A New World Order, Princeton: Princeton University Press.