Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты апологетики православия 6
1.1. Понятие и особенности христианской апологетики 6
1.2. Виды христианской апологетики 7
1.3. Исторические аспекты апологетики Православия в России 11
Глава 2. Анализ особенностей развития апологетики 20 века 16
2.1. Проблемы современной апологетики 16
2.2. Цель и методы апологетики XX века 18
2.3. Особенность апологетики XX в. и ее развития 19
Глава 3. Особенности взаимодействия религии с науками как фактор развития 22
3.1. Философская апологетика 22
3.2. Естественнонаучная апологетика 25
3.3. Историческая апологетика 29
Заключение 30
Список используемой литературы 32
Актуальность темы работы. Православие есть христианство в его чистейшей форме. Католицизм прибавил к первоначальному христианскому учению многое, что ему по существу чуждо. Протестантизм отбросил многие драгоценные истины христианства. Одно Православие хранит и развивает апостольское христианство, ничего искусственно не прибавляя и не убавляя от него. Неповрежденная истина есть только в Православной Церкви; это не голословное утверждение, но то, что можно показать и доказать.
Тяга к Православию в России объясняется не только и не столько тем, что большинство верующих — православные, сколько историко-культурными и духовными факторами. Примечательно, что еще в коммунистическом Советском Союзе (как и во многих странах Европы и даже в США) торжественно и широко — в разных кругах: научных, богословских и церковных — отмечали 1000-летие Крещения Руси. После 1991 года интерес к христианству, и в частности к Православию, в России неизмеримо вырос. В чем нуждается современное Православие?
Сущностью любой религии является та духовная жизнь, которую она предлагает человеку. Без опытного познания ее все прочие религиозные истины – догматические, нравственные и, тем более, вся внешняя сторона религии (ее культ) оказываются пустыми и безжизненными формами, создающими видимость религиозной жизни, но оставляющими верующего без Бога.
Апологетика [греч. ἀπολογία - защита, оправдание, заступничество; речь, сказанная или написанная в защиту кого-либо; ἀπολογέομαι - защищаться, оправдываться, приводить, говорить что-либо в свою защиту, в общем смысле - это любая защита христианства от обвинений и критики со стороны его противников; в специальном - раздел богословия, имеющий целью опровержение неверных религ. и мировоззренческих взглядов, .................
Проведенный анализ широкого круга вопросов, связанных с изучением особенностей апологетики XX века и факторов ее развития, позволил сформулировать следующие основные результаты.
Термин «апологетика» произошел от греческого слова, которое обозначает «защищать». Апологетика имеет давнюю историю, восходящую к временам Нового Завета. Книга Деяний свидетельствует о том, как христиане давали обоснованные ответы на всевозможные обвинения против христианства. Евреям Церковь указывала, что Христос - исполнение мессианских пророчеств Ветхого Завета, а язычникам возвещала, что Бог призывает их отвернуться от суеверий к истинному Богу, явившему Себя в Иисусе Христе. Главным акцентом апологетики в ранней Церкви была защита реальности Воскресения Христа.
Апологетика подразумевает ответ на любой вызов христианской вере. Это значит, что она имеет дело, прежде всего, с полным отрицанием христианства, культивируемым в атеизме и нехристианских религиях, и во-вторых, с извращениями христианства, имеющими место в культовых группах и некоторых обособленных группировках внутри самой Церкви. Таким образом, христианская апологетика должна противостоять ..............
1. Бердяев Н.А. Наука о религии и христианская апологетика // Путь, 1927, № 6.
2. Буткевич Т., прот. Краткий обзор русской апологетической литературы // ВиР. 1899. № 19.
3. Зеньковский В., прот. История русской философии. П., 1948, 1950. Т. 1-2.
4. Зернов Н.М. Русское религиозное возрождение XX века. П., 1991.
5. Иванов Д. История Интернета как история мифов // НГ, 2002, 2 февраля.
6. Ильин И.А. Кризис безбожия. — Соч. в 10 тт. Т. 1, М., 1993.
7. Каариайнен К., Фурман Д. Старые церкви, новые верующие: Религия в массовом сознании постсоветской России. — М.—СПб., Летний сад, 2000.
8. Киреевский И.В. О характере просвещения Европы // Критика и эстетика. — М., 1979.
9. Киреевский И.В. О характере просвещения Европы // Критика и эстети-ка. — М., 1979.
10. Кривушина В.Ю. Русское православие: идеологическая конструкция и Интернет // Вестник Евразии, 2003, № 3.
11. Кураев А. Человек приходит в мир // Той повеле и создашася. — Клин, 1999.
12. Кураев А. Человек приходит в мир // Той повеле и создашася. — Клин, 1999.
13. Ломоносов М. Стихотворения. — М., Советский писатель, 1948.
14. Ломоносов М. Стихотворения. — М., Советский писатель, 1948.
15. Максимов Ю. Принципы использования научного материала в христи-анской апологетике // Эл. публикация httр://www.рravoslavie.ru/рut/ aрologetika/nauchmetod.htm.
16. Манхейм К. Диагноз нашего времени. — М., Юрист, 1994.
17. Московский А.В. Существует ли научная альтернатива дарвиновской концепции эволюции? // Рождественские чтения 97. — М., 1997.
18. Муравник Г.Л. Творение и эволюция: опыт преподавания в православ-ной школе // Рождественские Чтения 98. — М., 1998.
19. Он же. Христианская апологетика: Курс основного богословия. СПб., 1884. Т. 1.
20. Осипов А.И. Путь разума в поисках истины // Эл. публикация httр://www.lib.eрarhia-saratov.ru/books/14o/osiрov/veritas/contents.html Смолич И.К. История русской церкви. 1700-1917. — М., 1996.
21. Хомяков А.С. Полное собр. соч. Т. 2. Изд. 3. — М. 1886.
22. Православие: Рro et contra. Осмысление роли Православия в судьбе Рос-сии со стороны деятелей русской культуры и Церкви. — СПб, 2001.
23. Рождественский Н.П., прот. Очерки истории апологетики и современно-научной постановки ее в западной богословской литературе // ХЧ. 1873. Ч. 3. Сент.
24. Сарычев В.Д. Ознакомление с главными трудами русской апологетической литературы / МДА. Загорск, 1952-1954. Т. 1-2. Рукопись.
25. Светлов П.Я. Что читать по богословию? Систематический указатель литературы (248-1906 гг.). К., 1907.
26. Сирин Е. Св. Творения. Т. 3. — М. 1852.
27. Смирнов С., прот. История Московской Славяно-греко-латинской академии. М., 1855.
28. Флоровский Г., прот. Пути русского богословия; Русская религиозно-философская мысль XX века: Сб. статей / Под ред. Н.П. Полторацкого. Питтсбург, 1975.
29. Шаховской Иоанн, архиепископ Сан-Францисский. Сектантство в Православии и Православие в сектантстве // Эл. публикация http://apologia.sobor-spb.ru/sekto/text/raznoe/prav.htm Бердяев Н.А. Наука о религии и христианская апологетика // Путь, 1927, № 6.