Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Создание нового рынка (на примере туристско-рекреационного кластера «Барнаул-горнозаводской город», Алтайский край)

Работа №121179

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

менеджмент

Объем работы82
Год сдачи2020
Стоимость4960 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
125
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
1. Теоретические основы создания нового рынка туристических услуг 8
1.1. Понятие и сущность рынка туристических услуг 8
1.2. Особенности формирования рынка туристических услуг 11
1.3. Опыт формирования рынка туристических услуг на примере других
регионов Российской Федерации 17
2. Концепция развития и позиционирования города Барнаула как
туристического центра Алтайского края 23
2.1. Экономико- географическое положение и потенциал в области туризма и
рекреации Алтайского края 23
2.2. Концепция реализации мероприятий туристско-рекреационного кластера
«Барнаул-горнозаводской город», Алтайский край 28
2.3. Анализ и оценка социально-экономической эффективности создания
туристско-рекреационного кластера «Барнаул-горнозаводской город», Алтайский край 32
3. Перспективы развития отрасли туризма в городе Барнауле 49
3.1 Создание комплекса туристических услуг в городе Барнауле 49
3.2 Предложения по развитию конгрессно-выставочной деятельности и
продвижению делового туризма 57
3.3. Оценка социально-экономической эффективности реализации II этапа
туристско-рекреационного кластера 65
Заключение 72
Список литературы 76

Туризм играет важную роль в решении социальных проблем, обеспечивая создание дополнительных рабочих мест, рост занятости экономически активного населения и повышение благосостояния нации. В настоящий момент туризм является одним из важных направлений оживления экономики, оказывая стимулирующее воздействие на развитие таких сфер экономической деятельности, как услуги коллективных средств размещения, транспорт, связь, торговля, производство сувенирной продукции, общественное питание, сельское хозяйство, строительство, а также выступает катализатором социально-экономического развития регионов Российской Федерации.
Алтайский край обладает высоким туристско-рекреационным потенциалом, на ее территории сосредоточены уникальные природные и рекреационные ресурсы, объекты культурного и исторического наследия, проходят важные экономические, спортивные и культурные события [4, с.33¬38].
Однако, туристский потенциал используется далеко не в полной мере.
Для этого необходимо активное государственное участие в решении таких отраслевых проблем, как:
высокие издержки на строительство объектов инженерной инфраструктуры для создаваемых туристско-рекреационных комплексов (в том числе сети энергоснабжения, водоснабжения, транспортные сети, очистные сооружения);
отсутствие доступных инвесторам долгосрочных кредитных инструментов (например, проектное финансирование) с процентными ставками, позволяющими окупать инвестиции в объекты туристско- рекреационного комплекса в приемлемые для инвесторов сроки [20, с.78-87];
невысокое качество подготовки отраслевых кадров и, соответственно, предоставляемых услуг.
Кластерный подход позволяет преодолеть структурные подразделения и увеличить эффективность экономики не только места, где реализуется, но и страны в целом.
Барнаул - город почти с трехсотлетней историей. Он развивался как горный, купеческий и промышленный город и сохранил за собой право быть центром Колывано-Воскресенского горного округа, затем Алтайского округа, Алтайского края.
В городе сохранены памятники архитектуры федерального, регионального значения. Например «Барнаульский сереброплавильный завод», который входит в реестр памятников федерального значения. Включение их в туристические маршруты по г. Барнаулу и Алтайскому краю может наглядно продемонстрировать роль данной территории в истории России.
Одной из главных задач реализации на территории города государственной политики в сфере туризма является восстановление и сохранение памятников архитектуры.
Создание туристско-рекреационного кластера «Барнаул - горнозаводской город» позволило на системной основе увязать объекты туристской и обеспечивающей инфраструктуры кластера в единый многофункциональный комплекс.
Актуальность работы заключается в том, что современный этап развития туризма определяет объективную необходимость повышения эффективности государственной политики, направленной на развитие рынка туристических услуг и необходимость исследования системы государственной поддержки для инвесторов, благодаря которым восстанавливаются объекты культурного наследия и создаются новые объекты турпоказа.
Цель диссертационной работы - на основе изучения теоретических и правовых аспектов, а также анализа системы развития туристического рынка, выявить проблемы и разработать предложения по ее совершенствованию в Алтайском крае.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- изучить понятие и значение рынка туристических услуг;
- дать характеристику развития туризма в Алтайском крае;
- проанализировать социально-экономическую эффективность реализации туристско-рекреационного кластера «Барнаул-горнозаводской город», Алтайский край;
- разработать предложения по совершенствованию развития отрасли туризма в городе Барнауле.
Объект исследования - рынок туристических услуг.
Предмет исследования - механизм развития рынка туристических услуг в Алтайском крае.
Для решения поставленных задач были применены следующие методы: диалектический метод познания, раскрывающий возможности изучения экономических явлений в их развитии, взаимосвязи и взаимообусловленности; общенаучные методы: научной абстракции, моделирования, анализа и синтеза, группировки и сравнения; анализ нормативно-правовой базы, литературных источников, статистических данных, а также сравнительный метод.
Информационной базой исследования послужили труды зарубежных и отечественных авторов по данной проблематике. В процессе работы использовались положения, содержащиеся в работах современных ученых.
Нормативную базу исследования составили: Конституция РФ, Федеральные конституционные и Федеральные законы, Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, нормативно-правовые документы органов государственного управления Алтайского края по вопросам развития туризма.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования предложенных рекомендаций для совершенствования развития туризма в Алтайском крае.
Научная новизна заключается в впервые проведенных исследованиях рынка туристических услуг на территории города Барнаула. А также в проведении анализа и предложенных направлениях развития отрасли туризма в городе Барнауле.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В настоящее время туризм является одним из важных направлений оживления экономики, оказывая стимулирующее воздействие на развитие таких сфер экономической деятельности, как услуги коллективных средств размещения, транспорт, связь, торговля, производство сувенирной продукции, общественное питание, строительство и другое.
Также развитие туристической отрасли влияет на решение социальных проблем: обеспечивает создание дополнительных рабочих мест, сохраняет исторический и культурный потенциал страны, формирует комфортные пространства.
Мировой опыт развития городского туризма основывается, как правило, на истории. Интерес у туристов вызывают достопримечательности и памятники архитектуры.
Барнаул - город, почти с трехсотлетней историей. Становление и развитие Барнаула началось со строительства «Барнаульского меде-сереброплавильного завода», который выплавлял до 90% всего российского серебра.
Туристско-рекреационный кластер «Барнаул - горнозаводской город» - это проект восстановления исторической части города. Проект рационален и перспективен, так как при его реализации создаются условия для выгодного взаимодействия представителей бизнеса и формирования целостного комплекса услуг для туристов.
Туркластер реализуется благодаря принципам государственно-частного партнерства. Бизнес играет ключевую и системообразующую роль в проекте, так как внебюджетные инвестиции составляют 70% от общего объема финансовых средств.
Создание туристско-рекреационного кластера города Барнаула позволило повысить его инвестиционную привлекательность, привлечь финансовые ресурсы в туристическую отрасль города, повысить ее конкурентоспособность, а также обеспечить узнаваемость города в европейской и азиатской частях мира, увеличить туристские потоки и ознакомиться с историей развития не только Сибири, но и России в целом.
В городе удалось реализовать все мероприятия и проекты по созданию инженерной и туристской инфраструктуры. Это позволило осуществить расчёт и оценку эффективности создания туристско-рекреационного кластера «Барнаул-горнозаводской город», которая выявлена через расчеты показатели бюджетной, экономической, социальной эффективности.
Таким образом эффективность, полученная от создания Туркластера «Барнаул-горнозаводской город» :
1. Открылось 15 объектов туриндустрии в историческом центре города. В их числе объекты, оказывающие услуги гостям и жителям города: общественное питания, гостиницы, сувенирные магазины, торгово-развлекательные центры, аренда спортивного и туристического инвентаря и другое.
2. Начался процесс сохранения культурно-исторического наследия города Барнаула. Собственниками памятников архитектуры отреставрировано 28 зданий.
3. Строительство, реконструкция и восстановление объектов за счет
частных инвестиций, строительство инженерной инфраструктуры за счет средств бюджетов всех уровней способствовало преображению исторического центра Барнаула, сохранению памятников архитектуры, открытию туристических объектов, созданию комфортных условий для прогулок и отдыха.
4. Построена первые в Барнауле набережная реки Оби
и пешеходная улица Мало-Тобольская. Возрождён Нагорный парк.
5. Открыто 11 новых экскурсионных маршрутов.
6. Открыто 8 сувенирных магазинов с товарами алтайских производителей.
7. Построено 4 гостиницы с общей численностью 423 места, в том числе в формате «доходный дом». Отреставрировано 2 гостиницы на 207 коллективных мест размещения.
8. Вложено инвесторами 3 417,7 млн.рублей. Проведённая независимая экспертиза стоимости вложенных средств в объекты инвесторов показала, что объем инвестиционных вложений на 1 рубль бюджетных средств составил 2,9 рублей частных инвестиций. Согласно условиям федеральной целевой программы, на 1 рубль бюджетных средств должно приходится 2,2 рубля вложенных частных инвестиций.
9. В бюджет города Барнаула инвесторами Туркластера
перечислено с 2014 - 2019 (по состоянию на 01.01.2020 г.) - 114966,4 тыс. рублей налоговых поступлений.
10. Рост объема платных услуг в области туризма за период реализации составил 13, 8%.
11. Создано 2430 дополнительных рабочих мест.
12. Получили развитие различные виды туризма: культурно -
познавательный, деловой, событийный, спортивный, оздоровительный
13. Образован новый вид туризма - медицинский.
14. Туристический поток в город Барнаул в 2014 году составил 348, 1 тыс. человек, в 2019 году вырос до 450,1 тыс. человек.
Создание конгрессно - выстовочного центра позволит не только продолжить развитие делового туризма, но и послужит местом проведения различных конференций, заседаний, коллегий для делегаций и предприятий города.
А также позволит создать благоприятные условия для международных и межрегиональных общений. Повысит инвестиционную привлекательность и станет началом развития общественно деловой вовлеченности наследия.
Наряду с развитием сферы туризма, совершенствованием системы подготовки кадров и проведением взвешенной и эффективной рекламной политики, кластерный подход позволил активизировать деятельность муниципальных предприятий разных отраслей экономики для удовлетворения растущих потребностей в качественных туристских услугах при увеличении турпотока.



1. Федеральный Закон от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах
туристской деятельности в Российской Федерации».
2. Указ президента РФ от 03.11.2018 №632 «О внесении изменений в перечень федеральных округов, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 года №849»
3. Постановление правительтсва от 02.08.2011 №644»О
федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 гг.)
4. Артамонова М. В., Верин А. А., Ерзина Е. И. Интеграция культурного наследия в сферу регионального туризма // Сервису и туризму — инновационное развитие : материалы VII Междун. науч.-практ. конф. / отв. ред. проф. Т. С. Комиссарова. — СПб., 2015. — 33-38 с.
5. Балабанов, И.Т. Экономика туризма Текст: учебное пособие И.Т.Балабанов, А.И.Балабанов. - Москва : Финансы и статисткиа, 2003. - 176 с.
6. Бобылев С.Н., Порфирьев Б.Н. Устойчивое развитие крупнейших городов и мегаполисов: фактор экосистемный услуг // Вестник Московского универсистета. Серия 6. Экономика, №6, 2016. - 3-21 с.
7. Большой Российский энциклопедический словарь Текст: словарь. Из.-во: Большая Российская энциклопедия, 2003.
8. Бушуева И.В. Современые тренды развития систеы управления туристско-рекреационным освоением территорий в России // Материалы XXIII Междунородной научно-практической конференции «Наука - сервису». под редакцией И.В.Бушуевой, О.Е.Афанасьевой. Москва. Изд-во Кнорус. 2018. - 35-41 с.
9. Вихорева М.В., Мочульский В.В. Проблемы и тенденции развития туризма в субъектах Российской Федерации // Власть и управление на Востоке России. 2019. №1 (86). - 92-100 с.
10. Восколович Н. А. Маркетинг туристских услуг/ Н.А. Восколович. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 207 с.
11. Габдрахманов Н.К., Рубцов В.А. Специфика развития туризма в малых и средних городах России // Сервис в России и за рубежом. 2017. Т11. №7 - 55-64 с.
12. География туризма: учеб. пособие / кол. авторов; под ред. А.Ю. Александровой. Москва: КноРус, 2015. - 113 - 202 с.
13. Государственная программа Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы. 14-15 с.
14. Гусева М.С., Амелькина Д.В. Инновационное развитие индустрии туризма региональный аспект // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2018. № 2.
15. Дурович А.П., Маркетинг в туризме / А. П. Дурович. - М.: Изд- во «Инфра-М», 2010. - 320 с.
16. Ефремова Е. Г., Белова С. В., Артамонова О. Г. Инновационные технологии развития трансграничного туризма // Сервису и туризму — инновационное развитие : материалы VII Междун. науч.-практ. конф. / отв. ред. проф. Т. С. Комиссарова. СПб., 2015. — 27-33 с.
17. Жолудева В.В., Мельниченко Н.Ф. Комплексный подход к формированию туристской политики региона // Сервис в России и зарубежом. 2016. Т. 10. № 8. - 89 - 96 с.
18. Жукова А.В. Анализ динамики развития туризма в Республике Карелия // Молодой ученый. 2016. №4. - 328-384 с.
19. Журавков В. Т., Ефремова Е. Г. Проблемы и перспективы развития туризма в регионах // Развитие и продвижение туристско- краеведческих ресурсов региона : материалы III науч.-практ. конф. — Новосибирск, 2012. —121-126 с.
20. Зобова Е. В., Яковлева Л. А. Привлечение инвестиций для развития регионального туризма // Саяпинские чтения: сборник мат-лов круглого стола. Тамбов, 2016. - 78-87 с.
21. Ивлев Г.С. Рекреационный потенциал и перспективы развития регионального туризма в алтайском крае // Студенческий: электрон. научн. журн. 2019. № 31(75). URL: https://sibac.info/journal/student/76/153564.
22. Ильин В.Н. Основные направления и перспективы развития внутреннего туризма в Алтайском крае. Ученые записки Алтайского филиала РАНХИГС. - Барнаул: Азбука, 2016. - 13-25 с.
23. Инвестиционный портал республики Карелия. [Электронный ресурс] / URL: http://kareliainvest.ru/republic-for-investors/proj ects/turizm/.
24. Информация о развитии туристический отрасли Республики
Алтай. [Электронный ресурс] / URL: https://altai-
republic.ru/tourism/development/.
25. Исаева Г.В., Вихарева М.В. Кластерный подход к развитию туристского бизнеса в Байкальском регионе // Государственное регулирование устойчивого развития муниципальных образований. Иркутск: Изд-во БГУ. 2012
26. Итоги развития сферы туризма в 2019 года на территории
Вологодской области. [Электронный ресурс] / URL:
https: //depcult.gov3 5 .ru/content/news/5/135357/.
27. Ковалевская Н.Ю. Влияние инвестиционного потенциала сферы туризма на конкурентоспособность региона. Активизация интелектуального и ресурсного потенциала регионов: материалы 4 - й Всерос.науч.-практ. конф., Иркутск, 17 мая 2018 г.: в 2 ч. / под науч. ред. Н.Н. Даниленко, О.Н. Баевой. Иркутск: Изд-во БГУ, 2018. Ч.1. - 537 с.
28. Ковлев, Г.А. Экономика и статистика туризмТекст: учебное пособие/ Г.А.Яковлев - 2-е изд., перераб. и дом. - Москва: РДЛ, 2004.
29. Ковынева Л.В. Развитие туризма в Хабаровском крае. Активизация интелектуального и ресурсного потенциала регионов: материалы 4 - й Всерос.науч.-практ. конф., Иркутск, 17 мая 2018 г.: в 2 ч. / под науч. ред. Н.Н. Даниленко, О.Н. Баевой. Иркутск: Изд-во БГУ, 2018. Ч.1. - 537 с.
30. Контев А.В. История Алтайского края XVIII-XIX
веков. Учебник для вузов. — Барнаул: АлтГПУ, 2017. — 232 с.
31. Кружалин В., Мироненко Н., Зигерн-Корн Н., Шабалина Н.География туризма. -М.: Федеральное агентство по туризму, 2014 - 336 с.
32. Кузнецов В.И., Владимиров Н.А., Сычева М.А.. О дифференциации регионов Российской Федерации по уровню инвестиционной привлекательности // Статистика и Экономика. 2019. Т. 16. № 2.- 25 - 33 с.
33. Ларусс. «Большой энциклопедический Ларусс в 10 томах» (1960-64, дополнительный тов - в 1968) [Электронный ресурс]. - Режим доступа httpss://lovar.cc/rus/bse/500433.html.
34. Малицкая Д.А. Формирование туристического бренда Алтая: основные подходы и технологии // Международная научно-практическая конференция «PR и реклама в системе территориального маркетинга». - Барнаул, 2017. - 12-15 с.
35. Матюхина Ю.А. Индустрия туризма [Электронный ресурс]: учеб.пособие / Ю.А.Матюхина. - 3-е изд., стер. - М.: ФЛИНТА, 2019. - 310 с.
36. Межпарламентская конференция по туризму Гаагская декларация по туризму от 14 апреля 1989 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https: //www.lawmix.ru/аЬго/10787.
37. Михайлова К.Ю. Инновационные направления развития мировой туристской индустрии // Вестник АПК Ставрополья. 2016. № 1. - 260 - 264 с.
38. Молчанова В.А. Региональные стратегии развития туризма: переход к инновационному развитию // Вестник Национальной академии туризма. 2015. № 3. - 7 - 12 с.
39. Николаев Е.М. О научных основах формирования целевых установок при разработке программ развития туризма с учётом территариальных особенностей РФ // Сервис в России и за рубежом. Т11.2017. №3.
40. Новичкова Т.Р. Оценка места Иркутской области в рейтинге туристской привлекательности регионов России. Активизация интелектуального и ресурсного потенциала регионов: материалы 4-й Всерос.науч.-практ. конф., Иркутск, 17 мая 2018 г.: в 2 ч. / под науч. ред. Н.Н. Даниленко, О.Н. Баевой. Иркутск: Изд-во БГУ, 2018. Ч.1. - 537 с.
41. Об утверждении долгосрочной целевой программы «Развитие
туризма в Алтайском крае» на 2011-2017 гг.: Постановление Администрации Алтайского края № 583 от 23.12.2010 // СПС «КонсультантПлюс»
[Электронный ресурс]. — НЕЕ: http://www.consultant.ru.
42. Овсянникова С. А., Черкашнев Р. Ю. Направления развития туристической индустрии в Тамбовской области // В сборнике: Сборник научных трудов студентов и магистрантов кафедры «Финансы и банковское дело» Сборник студенческих работ. Тамбов, 2016. - 102-111 с.
43. Официальный портал Правительства Вологодской области: http://www.vologda-oblast.ru/.
44. Праздникова Н.Н., Прудникова Н.Г., Стрижева О.С. Анализ развития сферы туризма в Алтайском крае // Вестник АГАУ. - 2017. - №9. - 53 с.
45. Привлечение инвестиций и развитие туризма в субъектах РФ: сборник статей/ Под ред. М.Ю.Шерешевой. М.: Экономический факультет МГУ имени М.В.Ломоносова, 2017.
46. Публичный доклад о результатах деятельности Вологодской области:https://vologda-oblast.ru/dokumenty/1919054/.
47. Райзберг Б.А. Современный экономический словарь / Б.А. Райзберг. - М.: ИНФРА-М, 2007-495 с.
48. Ребышева Л. В., Васильченко Е. В. Въездной деловой туризм:
перспективы развития в России // Вузовская наука: теоретико¬
методологические проблемы подготовки специалистов в области экономики, менеджмента и права, 2013. № 11. - 160-163 с.
49. Рейтинг популярности туристических регионов России [Электронный ресурс]. — ПРЕ: http://www.vtourisme.com.
50. Саак А. Э., Якименко М. В. Менеджмент в индустрии гостеприимства (гостиницы и рестораны) / А. Э. Саак, М. В. Якименко - СПб.: Питер, 2012. - 432 с.
51. Сарафанова Е. В., Яцук А. В. Маркетинг в туризме: учеб. пособие / Е. В. Сарафанова, А. В. Яцук. - М.: Инфра-М, 2010. - 239 с.
52. Свиридова Н.Д., Негода А.А. Инвестиционная деятельность как форма развития регионального туризма // Научнфый резульат. Технологии бизнеса и сервиса. - Т.6, №1, 2020.
53. Середина Е. В. Анализ деятельности курорта Белокуриха как туристского кластера // Вестник РМАТ. - 2015. - №3. - 68-76 с.
54. Степанычева Е. В. Технологии событийного маркетинга в формировании бренда города // Актуальные проблемы управления: мат-лы Междунар. науч.-практ. конф. Тамбов, 2014. - 160-165 с.
55. Третьяков М.М., Кузнецова Н.С. Оценка уровня услуг сферы туризма в Дальневосточном федеральном округе методом кластерного анализа // Известия ИГЭА. 2015. Т.6. №1.
56. Туристический портал Хабаровского края. [Электронный ресурс] / ПРЕ:http://www.travel.khv.ru/pages/180.
57. Управление Алтайского края по развитию туристско- рекреационного и санаторно-курортного комплексов [Электронный ресурс]. — ПРЕ: http://alttur22.ru/.
58. Федеральная служба государственной статитстики по Алтайскому краю [Электронный ресурс]: информационный портал, 2017. - Режим доступа:https://akstat.gks.ru/.
59. Цой В. А., Сидоренко И. И. Оценка емкости рынка туристских услуг в Алтайском крае // Состояние и перспективы развития социально-культурного и технического сервиса : материалы I Все-рос. науч.-практ. конф. — Бийск : Изд-во Алт. гос. техн. ун-та, 2013. —271-274 с.
60. Шерешева М.Ю., Оборин М.С., Березка С.М. Маркетинг малых городов как фактор устойчивого развития региона // Маркетинг в России и зарубежом. 2018. № 1. - 63 - 73 с.
61. Щербакова А.А., Орлова В.С. Индустрия лечебно-оздоровительного туризма и направления её модернизации // Проблемы развития территории. - 2016. - №2. - 37-48 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ