Введение 4
1. Теоретические аспекты маркетинговых стратегий предприятия 7
1.1. Сущность маркетинговой стратегии в управлении предприятием 7
1.2. Виды маркетинговых стратегий и их роль в управлении предприятием 13
1.3. Этапы разработки и реализации маркетинговой стратегии предприятия 19
2. Анализ маркетинговой стратегии предприятия ООО «ТД Маэстро» 28
2.1 Организационно-экономическая характеристика объекта исследования 28
2.2 Анализ маркетинговой деятельности предприятия ООО «ТД Маэстро» 33
2.3 Идентификация проблем маркетинга в организации 39
3. Разработка мероприятий по совершенствованию маркетинговой стратегии
исследуемого предприятия 47
3.1 Обоснование и разработка маркетинговой стратегии 47
3.2. Оценка эффективности разработанной маркетинговой стратегии 54
Заключение 58
Список использованных источников 62
Приложение А
На сегодняшний момент, находясь в состоянии перехода экономики к рыночным отношениям, растёт независимость предприятий, их юридическая и экономическая ответственность. Ко всему прочему увеличивается значение конкуренции, определяемой как основной инструмент регулирования хозяйственных процессов. В данных условиях предприятие не способно ограничиться только текущей разработкой планов и оперативным управлением происходящих процессов внутри. Наступила необходимость мыслить стратегически для того, чтобы определить систему действий, направленных на уточнение целей и средств определённого пути развития предприятия.
Если рассматривать понятие "маркетинг" в широком смысле слова, то он представляет собой менеджмент и организацию производственной или сбытовой деятельности предприятия в развитой рыночной экономике, которые также включают в себя разработку продукции (товаров и услуг), организацию и обеспечение материальной и технической составляющей, доведение конечного продукта до непосредственного потребителя, формирование цен на реализуемую продукцию, увеличение продаж товаров и услуг, взаимодействие с рынком, изучение каналов сбыта, а также конкурентов и внешней среды. В случае появления рисков, то предприятию тяжело переоценить значение маркетинга в обеспечении здоровой жизнедеятельности фирмы, находясь в условиях рыночных отношений.
Всего пару лет назад стратегический маркетинг определял общее направление деятельности организации, которое было ориентировано на будущее и на незамедлительную реакцию на изменение условий внешней среды. На сегодняшний момент основной акцент делается на формирование эффективной системы организации и управления, ориентированной на рынок и распределение в соответствии с этим ресурсов управления предприятием. По-другому говоря, стратегический маркетинг рассматривают как объединённую систему организации всей деятельности предприятия.
Стратегический маркетинг совместно с тактическим решением повседневных задач является целым и единым процессом управления рынком со стороны организаций - дистрибьюторов и производителей продукции. Как долгосрочные, так и краткосрочные маркетинговые решения нуждаются в разработке и применении стратегии, которая при определённых условиях смогла бы обеспечить организации необходимый уровень активной и эффективной деятельности.
Её отличительная черта - способность незамедлительно "приспосабливаться" под постоянно меняющуюся внешнюю среду и генерировать перспективные предпринимательские возможности для стабильного положения экономики предприятия или для усиления позиций на рынке (увеличения доли рынка, объёма продаж, работа над лояльностью клиентов и др.) Несмотря на то, что стратегический маркетинг играет важную роль для достижения хороших финансовых результатов, зачастую, его разработке уделяется недостаточно времени и внимания. Очень часто это объясняется отсутствием системы принятии долгосрочных маркетинговых решений и нехваткой квалифицированного персонала в сфере управления. Достаточно сильно эти проблемы оказывают влияние на организации, осуществляющие розничную торговлю либо на маленькие предприятия, которые оказывают населению различные услуги.
Данная тема дипломной работы является актуальной, так как предприятие или организация, которая не занимается разработкой маркетинговых стратегий будет не способно выдержать рыночную конкуренцию и вести эффективную деятельность.
Проблема, которую я рассмотрю в данной дипломной работе, заключается в определении особенностей и нюансов во время разработки и реализации стратегий маркетинга на предприятии оптово-розничной торговли.
Объект исследования - ООО "ТД Маэстро"
Предметом исследования является - маркетинговая стратегии предприятия.
Цель написания данной работы - разработка маркетинговой стратегии для предприятия ООО "ТД Маэстро"
Отталкиваясь от поставленной цели в дипломной работе, поставлены следующие задачи:
- изучить суть понятия «маркетинговая стратегия» и виды стратегий маркетинга, понять их роль в управлении организацией;
- изучить организационную и экономическую характеристику организации, дать анализ финансовой деятельности исследуемого предприятия;
- разработать мероприятия по усовершенствованию стратегии маркетинга анализируемой организации и осуществить оценку эффективности рекомендаций.
Теоретической основой при написании дипломной работы послужили труды российских и зарубежных авторов в сфере маркетинга: Л. П. Дашков, М. А. Желнова, О. В. Иванченко, М. Акулич, И. А. Балакирев, А. Г. Голова и других ученых.
В процессе написания дипломной работы был проведен анализ и обобщение научной литературы по проблеме исследования.
Дипломная работа содержит: введение, три главы, заключение, список использованной литературы и приложение.
В настоящее время огромное число людей вовлечено в мелкий и средний бизнес, ускоряется темп принятия решений, необходимый для успешной деятельности. Для того чтобы успешно работать и быть перспективным предприятием необходимо разработать такую стратегию маркетинга, которая бы обеспечила лучшее, чем у конкурентов удовлетворение желаний потребителей.
Не существует стратегии, единой для всех компаний. Хорошо продуманная стратегия готовит компанию к будущему, устанавливает направление развития и определяет ее намерение занять конкретные деловые позиции. Как уже отмечалось, стратегия маркетинга заключается в приведении возможностей фирмы в соответствие с ситуацией на рынке. Стратегий может быть много, главное - это выбрать подходящую для каждого рынка и каждого товара, чтобы она отвечала требованиям достижения целей маркетинга.
Целью моей дипломной работы было, разработать новую маркетинговую стратегию предприятию ООО «ТД Маэстро».
Задачей стояло разработать такую маркетинговой стратегию, которая позволит предприятию: значительно расширить клиентскую базу и увеличить объем продаж; повысить конкурентоспособность продукции/услуг; наладить регулярный механизм модификации существующих и разработки новых продуктов; создать инструмент массового привлечения клиентов; выработать эффективную ценовую и продуктовую политику; создать механизм контроля маркетинговых мероприятий; повысить качество обслуживания клиентов.
В ходе выполнения дипломной работы были решены все поставленные задачи в привлечении новых потребителей и удержании уже имеющихся сильных договоров за счёт широкого ассортимента, по доступным ценам и с качеством продукции и технологиями, ничем не уступающим и даже лучшим по сравнению с конкурентами. Проработки бренда компании, а также использование эффективных каналов маркетингового продвижения предприятия.
В течение трёх лет предприятие расширило свой персонал, а именно наняла бухгалтера, технолога, грузчиков, экспедитора, кадровика, водителей, что говорит об увеличении объёмов реализованной продукции предприятия и дальнейшем развитии.
На предприятии существуют "градообразующие" товары, так называемые "товары-паровозы". Самые прибыльные виды продукции: маргарин, начинки, повидло, яичные продукты, улучшители муки, конфетюры, кондитерские и хлебопекарные смеси, так как на них очень большой спрос. Данная продукция имеет небольшую маржу, ввиду реализации в больших объёмах, а также ввиду высокой конкуренции - все, подобные нашему, предприятия работают на представленных видах товаров. Установление маленькой маржи позволяет ООО "ТД Маэстро" быть более конкурентоспособной фирмой.
На продукцию, которая пользуется меньшим спросом устанавливаются большие наценки, так как это более редки виды сырья, реализующиеся меньшими объёмами, ввиду этого логистические и транспортные услуги также обходятся более дорого. Это продукция: фруктоза, добавки для диетического питания, шоколад, гели, пралине.
Основные клиенты и потребители сырья это крупные и малые производственные предприятия: кондитерские, мясопереработчики, молочные комбинаты, пекарни.
Ввиду этого ООО "ТД Маэстро" ввёл специальную ценовую политику и делает скидки постоянным покупателям, приобретающим сырьё в больших объёмах, а также устанавливает разный размер маржи на продукцию для каждого клиента.
То есть применяется дифференцированный способ ценообразования - продажа одних и тех же товаров фирмой по двум и более различным ценам. Основой применения стратегий дифференцированного ценообразования является неоднородность покупателей, в результате которой фирма имеет возможность продавать один и тот же товар по разным ценам.
Основным методом продвижения продукции является предоставление возможности воспользоваться услугами технолога.
В преимущества ООО "ТД Маэстро" входит также наличие заключённых договоров с сильными поставщиками, как примеру, такими как: Пуратос - группа компаний, работающая по всему миру, которая предлагает огромный ассортимент нового и инновационного сырья.
Договора заключаются переговорным путём напрямую через менеджера. На массового потребителя предприятие не работает
Что касается слабых сторон - это плохо узнаваемый бренд, а также не отлаженные сервисные услуги. Сюда можно включить транспортировку, доставку, сроки и человеческий фактор - иными словами непроработанные бизнес - процессы.
В целом предприятие является платёжеспособным, финансово устойчивым и деятельность в фирме экономически эффективна.
На момент исследования предприятие имело стратегию снижения издержек. Она направлена на достижение выигрыша в конкурентной борьбе на рынке за счет более низких цен. Речь не идет о низких ценах как таковых - речь идет о снижении издержек, которые позволяют держать цены на более низком уровне, чем цены конкурентов. Нет смысла продавать продукт с очень низкой ценой, который никто не будет покупать.
В эту стратегию на предприятии входит: поиск ингредиентов, соответствующих качеству и имеющих невысокую цену. Снижение затрат на доставку и транспортировку продукции напрямую до потребителя, снижение сервисных затрат при одновременном сохранении качества оказываемых услуг (сроки, период доставки).
Стратегия уникальности характеристик товара предполагает придание уникальных черт продукции, за что полагается наценка. Чаще всего наценка обусловлена качественными характеристиками товара (долговечность, надежность и т. п.), а также дизайном, высоким качеством обслуживания потребителей, бесперебойным снабжением запчастями, удлинением гарантийного срока, качеством послепродажного обслуживания и так далее.
В ходе дипломной работы для исследуемого предприятия в качестве генеральной маркетинговой стратегии была выбрана смешенная стратегия, включающая в себя две нижеперечисленные:
Стратегия массового маркетинга, которая подразумевает получение преимуществ над конкурентами, связанных с издержками. Когда предприятие внедряет данную стратегию, оно ориентировано на клиентов в целом, то есть оно не заостряет своё внимание на том, чем одна группа потребителей отличается от другой, а концентрирует своё внимание на том, что общего между этими группами. Цель предприятия - предложить рынку такую продукцию, которая будет понятна и хорошо воспринята большинством клиентов. Исходя из этого, можно сделать вывод, что такая стратегия свойственна для предприятий, широко охватывающих рынок, благодаря реализации массового продукта по удовлетворительной или низкой цене [30].
Стратегия концентрированного маркетинга подразумевает, что организация заостряет внимание на одном сегменте рынка или на нескольких и предлагает товары, рассчитывая на удовлетворение спроса выбранных групп потребителей [6].
Предложенная маркетинговая стратегия является эффективной, позволит увеличить объём реализованной продукции, усилить позиции на рынке и увеличить число потребителей.
1. Акулич, М. Бенчмаркинг в рознице. Кто в аутсайдерах? [Текст] / М. Акулич // Маркетинг: идеи и технологии. - 2017. - № 3. - С. 40-48.
2. Акулич, М. Инновации и маркетинговый анализ на этапах внедрения нового товара на рынок [Текст] / М. Акулич // Маркетинг: идеи и технологии. - 2017. - № 8.
- С. 32-42.
3. Акулич, М. Статистические методы, используемые в маркетинговых исследованиях [Текст] / М. Акулич // Маркетинг: идеи и технологии. - 2017. - № 6.
- С. 35-42.
4. Арзуманова, Т. И. Экономика организации [Электронный ресурс] : учебник / Т. И. Арзуманова, М. Ш. Мачабели. - Электрон. текст. дан. - Москва : Дашков и К°, 2018. - 236 с. - Доступ из ЭБС «Лань», Доступ из ЭБС "Университетская библиотека ONLINE".
5. Асатурова, Ю. М. Разработка комплексного подхода для анализа финансово-экономической деятельности предприятия [Текст] / Ю. М. Асатурова // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного
политехнического университета. Сер.: Экономические науки. - 2019. - Т. 11, № 1. - С. 222-234.
6. Балакирев, И. А. Алгоритм разработки позиционирования нового бренда на продовольственном рынке [Текст] / И. А. Балакирев // Бренд-менеджмент. - 2019. - № 4. - С. 262-276.
7. Бобриков, О. В. Функции маркетинга в новых экономических реалиях [Текст] / О. В. Бобриков // Маркетинговые коммуникации. - 2017. -№ 1. - С. 58-64.
8. Гавриленко, Н. И. Маркетинг [Электронный ресурс] : учебное пособие / Н. И. Гавриленко. - Электрон. текст. дан. - Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2017. - 194 с. - Доступ из ЭБС «Университетская библиотека ONLINE».
9. Голова, А. Г. Управление продажами [Электронный ресурс] : учебник / А. Г. Голова ; Федер. ин-т развития образования. - Электрон. текст. дан. - Москва : Дашков и К°, 2019. - 279 с. - Доступ из ЭБС «Лань».
10. Дашков, Л. П. Организация и управление коммерческой деятельностью [Электронный ресурс] : учебник / Л. П. Дашков, О. В. Памбухчиянц. - 2-е изд., перераб. - Электрон. текст. дан. - Москва : Дашков и К°, 2019. - 400 с. - Доступ из ЭБС «Университетская библиотека ONLINE».
11. Дьяченко, Е. Стратегия непрямых воздействий [Текст] / Е. Дьяченко // Рекламодатель: теория и практика. - 2017. - № 3. - С. 76-79.
12. Желнова, М. А. Маркетинговая стратегия в новых реалиях: фокус на потребителя [Текст] / М. А. Желнова // Маркетинг и маркетинговые исследования. - 2019. - № 2. - С. 88-98.
13. Иванченко, О. В. Информационно-коммуникационная инфраструктура в обосновании маркетинговой стратегии компании в условиях нестабильности рынка [Текст] / О. В. Иванченко // Финансовые исследования. - 2019. -№ 2. - С. 141-146.
14. Иган, Д. Маркетинг взаимоотношений. Анализ маркетинговых стратегий на основе взаимоотношений [Электронный ресурс] : учебник : пер. с англ. / Джон Иган. - 2-е изд. - Электрон. текст. дан. - Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 375 с. - Доступ из ЭБС «Университетская библиотека ONLINE».
15. Ильенкова, К. М. Внедрение категорийного менеджмента в традиционной рознице [Текст] / К. М. Ильенкова // Вестник Московского университета. Сер. 6, Экономика. - 2019. - № 3. - С. 124-145.
16. Кальницкая, И. В. Оценка эффективности и результативности деятельности организации [Текст] / И. В. Кальницкая // Аудит и финансовый анализ. - 2017. - № 2. - С. 312-319.
17. Качалов, И. Маркетинговая стратегия продаж с полки магазина [Текст] / И. Качалов // Мясной ряд. - 2019. - № 3. - С. 46-50.
18. Кетова, Н. П. Реализация маркетингового плана компании как инструмента продвижения товаров на рынках В2В [Текст] / Н. П. Кетова, А. А. Анипченко // Практический маркетинг. - 2018. - № 8. - С. 17-24.
19. Луговая, О. А. Нестандартные подходы к формированию маркетинговой стратегии региона: зарубежный опыт [Текст] / О. А. Луговая // Менеджмент в России и за рубежом. - 2018. - № 6. - С. 134-140.
20. Лужнова, Н. В. Стратегическое маркетинговое управление [Электронный ресурс] : учебник / Н. В. Лужнова, О. М. Калиева ; Оренбург. гос. ун-т. - Электрон. текст. дан. - Оренбург : ОГУ, 2019. - 289 с. - Доступ из ЭБС «Университетская библиотека ONLINE».
21. Моисеева, Н. К. Изменение моделей инновационного развития компаний [Текст] / Н. К. Моисеева, Т. Н. Гончарова // Маркетинг. - 2017. - № 4. - С. 91-98.
22. Мукасеев, А. В. Маркетинговая стратегия [Текст] / А. В. Мукасеев // Научные проблемы транспорта Сибири и дальнего Востока. - 2018. - № 1/2. - С. 19¬21.
23. Мусатова, Ж. Б. Влияние маркетинговой стратегии на эффективность и прибыльность компании [Текст] / Ж. Б. Мусатова // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. - 2017. - № 1. - С. 106-116.
24. Мхитарян, С. В. Аналитический подход к разработке маркетинговой стратегии [Текст] / С. В. Мхитарян // Маркетинг и маркетинговые исследования. - 2019. - № 3. - С. 232-233.
25. Особенности разработки маркетинговой стратегии на предприятиях [Текст] / Л. А. Сосунова [и др.] // Вопросы экономики и права. - 2019. -№ 12. - С. 22-28.
26. Панов, А. И. Стратегический менеджмент [Электронный ресурс] : учебное пособие / А. И. Панов, И. О. Коробейников, В. А. Панов. - 3-е изд., перераб. и доп. - Электрон. текст. дан. - Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 303 с. - Доступ из ЭБС «Университетская библиотека ONLINE».
27. Плотников, А. П. Взаимосвязь инновационных маркетинговых стратегий торговых предприятий [Текст] / А. П. Плотников, В. Ю. Тюрина // Инновационная деятельность. - 2017. - № 4. - С. 40-45.
28. Полевода, С. В. Совершенствование методики маркетингового анализа, адаптированной к современным условиям хозяйствования [Текст] / С. В. Полевода // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). - 2017. -№ 2. - С. 34-41.
29. Проняева, Л. И. Формирование маркетинговой стратегии в продуктовом кластере региона [Текст] / Л. И. Проняева, О. А. Федотенкова // Маркетинг в России и за рубежом. - 2019. -№ 5. - С. 49-56.
30. Протопопова, Е. Э. Маркетинговые технологии в помощь стратегическому планированию [Текст] / Е. Э. Протопопова // Научные и технические библиотеки. - 2019. - № 5. - С. 36-48.
31. Ребязина, В. А. Анализ использования маркетинговых метрик российскими компаниями - производителями товаров повседневного спроса [Текст] / В. А. Ребязина, А. О. Давий, Я. И. Карлова // Вестник Московского университета. Сер. 6, Экономика. - 2018. - № 1. - С. 108-130.
32. Скачко, Г. А. Роль анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности в оценке экономической безопасности организации [Текст] / Г. А. Скачко, Л. К. Никандрова // Аудиторские ведомости. - 2018. - № 7. - С. 55-63.
33. Сухостав, Е. В. Стратегические направления развития маркетинга в системе распределения [Текст] / Е. В. Сухостав, О. А. Козлова // Вестник Забайкальского государственного университета. - 2018. - Т. 22, № 11. - С. 140-150.
34. Тётушкин, В. А. Формирование маркетинговой стратегии организации в неблагоприятных экономических условиях [Текст] / В. А. Тётушкин // Маркетинг в России и за рубежом. - 2017. - № 6. - С. 57-64.
35. Феофанов, Н. Ю. Анализ финансовых результатов предприятий микробизнеса в торговле [Текст] / Н. Ю. Феофанов // Экономический анализ: теория и практика. - 2017. - № 42. - С. 28-35