Введение 4
1 Теоретические аспекты введения нового или усовершенствованного
продукта в условиях рыночной экономики 7
1.1 Проблема стагнации предприятий в условиях экономического кризиса в
рыночной экономике 7
1.2 Введение нового или усовершенствованного продукта как метод
управления рисками в условиях кризиса: сущность и технология планирования инноваций 12
1.3 Мотивы и цели диверсификации деятельности 18
1.4 Бизнес-планирования - как основа введения нового продукта на
производственных предприятиях 24
2 Анализ деятельности ООО «НПФ «Пчела и Человек» 36
2.1 Общая характеристика предприятия 36
2.2 Анализ рынка биологически активных добавок в России 38
2.3 Анализ финансового-хозяйственного состояния предприятия 44
2.4 Анализ конкуренции и конкурентоспособности предприятия на рынке
оздоровительного питания 51
3 Введение нового продукта в ООО «НПФ «Пчела и Человек» 56
3.1 Обоснование актуальности введения нового или усовершенствованного
продукта 56
3.2 Бизнес-план инвестиционного проекта по введению в производство нового
продукта 58
3.3 Оценка эффекта от внедрения нового продукта на ООО «НПФ «Пчела и Человек» 87
Заключение 90
Список литературы 91
Приложение 99
В условиях глобализации мировой экономики, усовершенствования технологий, а также развития научных положений современной рыночной экономики, на сегодняшний день инновационная деятельность рассматривается базовой основой для становления как отдельных компаний, так и экономики региона и страны в целом. Используемые ранее методы конкурентной борьбы становятся неэффективными для современных предприятий, а способы удовлетворения потребительских предпочтений уже давно вышли на новый уровень. В таких условиях стандартные методы планирования работы компании не только не позволяют достичь желаемых результатов, но и зачастую могут стать губительными в условиях современной динамики экономических отношений. И поэтому, возникает объективная необходимость в применении альтернативных форм и методов ведения деятельности для более успешного функционирования компаний.
Актуальность исследования данной темы, а также практический аспект заключаются в том, что развитие экономики и человеческий прогресс, ставит перед субъектами экономических отношений новые требования к управлению компанией. Введение новой или усовершенствованной продукции в нынешних реалиях рассматривается как мера расширения масштабов деятельности предприятия при благоприятной экономической обстановке. Однако данный инструмент может быть использован также, как метод антикризисного управления. Ускоренные темпы развития экономики и многочисленные геополитические и геоэкономические колебания современности создают для компаний множество рисков и как следствие - необходимость управления этими рисками и пересмотр базовых методов выхода из кризисных ситуаций.
Цель Магистерской выпускной квалификационной работы - анализ положения дел на рынке и разработка метода стабильного функционирования предприятия в условиях экономического кризиса путём внедрения новой или усовершенствованной продукции.
Объект исследования - научно-производственная фирма «Пчела и Человек»
Предмет исследования - введение нового или усовершенствованного продукта как метод управления рисками в условиях кризиса.
Для достижения поставленной цели магистерской работы необходимо решить следующие задачи:
- Рассмотреть теоретические аспекты возникновения экономических кризисов и их влияние на коммерческие организации.
- Выявить особенности введения нового или усовершенствованного продукта в условиях экономической нестабильности.
- Проанализировать положения дел в сфере оздоровительного питания и исследовать экономическое состояния компании ООО «НПФ «Пчела и Человек».
- Обосновать необходимость внедрения новой или усовершенствованной продукции.
- Разработать бизнес-план инвестиционного проекта по внедрению продукции в производство.
- Оценить эффект от реализации инвестиционного проекта.
Теоретической основой для исследования в Магистерской работе стали труды таких авторов как: Хамраева Х.Ш., Водолажская Е.Л., Самуэльсон П., Белов А.М., Гришпун Е.А., Булавка А.Г., Скоморощенко А.А., Белкина Е.Н., Аверченкова Е.Э. Сазонова А.С., Комаров А. Е., Черняк В.З.
Эмпирическая основа исследования - это информационные документы, нормативно-правовые документы, отчётная документация исследуемой компании.
Методологической основой исследования послужили методы статистического и математического анализа, экспертных оценок, наблюдения, дедукции, а также системный, функциональный подходы и анализ информационной базы.
Научная новизна работы состоит:
- в предложении альтернативного метода управления риском ухудшения экономического состояния компании, в условиях экономических кризисов для производственных предприятий пищевой сферы;
- идентификация основных рисков при ухудшении экономического состояния населения в сфере производства оздоровительного питания.
Практическая значимость работы состоит в исследовании особенностей рынка оздоровительной продукции и разработке бизнес-план инвестиционного проекта - как меры антикризисного управления предприятием. Возможность реализации бизнес-плана в практической деятельности компании.
Магистерская работа включает введение, 3 главы, заключение и список литературы.
В первой главе рассмотрены теоретические положения возникновения и особенностей экономических кризисов, а также исследованы основы введение нового или усовершенствованного продукта как метода преодоления кризисных ситуаций.
Вторая глава содержит анализ положения дел на рынке биологически активных добавок и прочей оздоровительной продукции, проведён анализ финансово-хозяйственного состояния компании ООО «НПФ Пчела и Человек», и выявлены общие тенденции в деятельности организации.
В третьей главе обоснована необходимость введения нового или усовершенствованного продукта в производство и разработан бизнес-план инвестиционного проекта по внедрению продукции в производство.
В условиях жёсткой рыночной конкуренции, когда каждый, даже самый незначительный, аспект может коренным образом повлиять на деятельность предприятия, ещё более важным становится тщательный анализ деятельности и планирование своих действий в будущем. От качества такого планирования будет зависеть готовность компании к различным изменениям рыночной конъюнктуры и прочих внешних условий, а просчёт своих возможностей позволит увеличить устойчивость компании на рынке и повысить прибыльность.
В рамках рассмотрения теоретических аспектов введения нового или усовершенствованного продукта было выявлено, что диверсификация деятельности в рамках современной рыночной конъюнктуры, может использоваться не только как мера расширения масштабов деятельности при благоприятных экономических условиях, но и как мера антикризисного воздействия в условиях угрозы стагнации компании. При нестабильной конъюнктуре рынка пищевой продукции, при угрозе потери целевой аудитории, важнейшим условие продолжения успешного функционирования является способность максимально быстрой реакции на изменение потребительских предпочтений. В связи с этим, одной из форм реакции может стать внедрение продукции, которая в наибольшей степени будет отвечать кризисным рыночным условиям. Таким образом усовершенствование собственной продукции или же создание абсолютно новой может быть использовано - как антикризисная мера в условиях экономического кризиса.
Анализ деятельности компании ООО «НПФ «Пчела и Человек» показал, что у компании имеются все необходимые условия и предпосылки, для введения нового или усовершенствованного продукта:
- Финансовое положение компании характеризуется как устойчивое, отсутствуют крупные финансовые задолженности и риск неплатёжеспособности компании.
- Наличие собственных производственных мощностей, а также производства сырья, позволяет минимизировать зависимость компании от сторонних организаций;
- по причине сложившейся экономическое обстановки в стране, а также по причине обстановки в сфере здравоохранения, рынок биологически активных добавок и в целом оздоровительного питание переживает период спада спроса. Однако при этом спрос на определённые виды продукции не только не сохранился, но и показал значительный рост, что позволяет рассматривать направление диверсификации в этих областях.
- в связи с долгим сроком работы, в компании налажены многочисленные взаимосвязи с поставщиками, а также - компаниями партнёрами, что позволит осуществлять бесперебойную деятельность.
Таким образом исходя из наличия внутренних возможностей компании, а также современной конъюнктуры рынка, в целях преодоления кризисной экономической ситуации и увеличения масштабов производства было предложено ввести 2 новых продукта, акцентированных на респираторную систему человека и 1 препарат седативного назначения по причине изменений потребительского спроса. Однородность производимой продукции с уже существующей позволит уменьшить количество необходимых инвестиции, что значительно снизить риск неокупаемости проекта, а возможность сохранения стабильной работы предприятия является основополагающим фактором успешного выхода из ситуации стагнации.
Введение новой продукции позволит:
- Увеличить долю рынка за счёт захвата новых сегментов покупателей;
- Избежать простоя мощностей компании за счёт переформатирования на продукцию с большим спросом;
- Улучшить финансовые показатели за счёт сохранения уровня продаж;
- Снизить риски окупаемости вложений по причине организации однородного производства и отсутствия необходимости закупки дорого оборудований.
В результате реализации проекта при рациональном вложении капитала, а также при грамотном менеджменте и позиционировании себя на рынке совокупные инвестиции окупятся уже в начале третьего года реализации, что является выгодным и разумным вложением денежных средств, при учёте особенностей отрасли, а также возможности сохранения деятельности компании. Проект уже в конце первого года выйдет на положительный уровень рентабельности, а во-второй год выйдет на полную проектную мощность.
Таким образом, наше исследование позволило дать конкретные рекомендации по антикризисному воздействию в условиях угрозы стагнации для научно-производственной компании. Цель исследования достигнута, задачи выполнены.
1) Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.99
2) Приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 23 октября 2009 г. № 965 “Об утверждении Стратегии развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020 года
3) Гигиенические требования к организации производства и оборота биологически активных добавок к пище (БАД) Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.3.2.1290-03.
4) Абрамс Р. Бизнес-план на 100% : стратегия и тактика эффективного бизнеса / - М. Альпина Паблишер. 2016.
5) Анискин Ю. П. Новик Ю. Н. - Особенности диверсификации предприятий в современной экономике. Экономические и социально - гуманитарные исследования - 2016г. №2
6) Анискин Ю. П. Новик Ю. Н. Особенности диверсификации предприятий в современной экономике. Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2016г. №2
7) АО «Бальзам». [Электронные ресурс] / ПРЕ:https://www.balzamcda.ru/
8) Асаул А. Н. Теория и практика разработки принятия и реализации управленческих решений в предпринимательстве / под ред. А. Н. Асаула. - СПб.: АНО «ИПЭВ», 2016. - 304 с
9) Белов А.Н., Гришпун Е.А., Манохина Е.Э. Диверсификация как форма антикризисного управления промышленным предприятием // Экономика и политика. 2016. № 11. 6 с.
10) Булавка А.Г. Стратегические направления диверсификации производства предприятий пищевой промышленности // Проблемы экономики. 2015. №1. 17 с.
11) Бухвальд Е. М. Стратегическое планирование и законодательство о развитии и поддержке малого и среднего предпринимательства // Известия Уральского государственного экономического университета. 2017. № 1. С. 16-28.
12) Бухвальд Е. М. Стратегия малого и среднего предпринимательства до 2030 г. и перспективы ее реализации // Федерализм. 2017. № 4. С. 33-48.
13) Бухвальд, Е. М. Стратегия малого и среднего предпринимательства до 2030 г. и перспективы ее реализации // Федерализм. 2017. № 4. С. 33-48.
14) Викуленко, А.Е. Проблема выхода экономики России из мирового экономического кризиса // Экономический вектор. 2017. № 2 (9). С. 35-43.
15) Водолажская Е.Л. Причины возникновения экономических кризисов
и их характеристика. [Электронные ресурс] / ПРЕ:
й11рз://суЬег1етпка.ги/агйс1е/п/рпсйту-уо7п1кпоуетуа-екопош1сйезк1й- кп71зоу-1-1к-кагак1епзйка/у1е’№ег
16) Воробьева Т. В. Управление инвестиционным проектом / Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ». 2016.
17) Вязовик С.М. теоретико-методологические подходы к исследованию экономических кризисов. Ученые записки Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского. Экономика и управление. 2012г. №4.
18) Гореликов К.А. Антикризисное управление: учебник / Юнити-Дана. 2016.
19) Гусева Е.Н. Моделирование макроэкономических процессов: учеб. Пособие / ФЛИНТА. 2019.
20) Дукарт С.А., Полицинская Е.В., Лизунков В.Г. Экономическая теория. Макроэкономика / - М. Альпина Паблишер. 2017.
21) Дякин В. Н. Влияние мероприятий инновационного развития на процессы бизнес-планирования госкорпораций // Инновации. 2017. № 2. С. 117-122.
22) Елисеева Е.Н., Жагловская А.В. Менеджмент качества: Учебное пособие / Юнити-Дана. 2018.
23) Жилина, Н. С. Бизнес-планирование как основа эффективного развития организации / Н. С. Жилина. - Ростов-на-Дону. РГЭУ, 2016.
24) Журко В.И. Социальные технологии разработки и принятия управленческих решений. Монография / - М.: ИМСГС, 2015. 125 с.
25) ЗАО «Эвалар». [Электронные ресурс] / URL:https ://www. evalar.ru/
26) Зонова О. Риск-менеджмент в предпринимательской деятельности / - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2017. 120 c.
27) Иванюк В., Абдикеев Н. Методы и модели обнаружения кризисных ситуаций в экономике на ранних стадиях. Монография. Прометей. 2019.
28) Иванюк В.А., Абдикеев Н.М. Методы и модели обнаружения кризисных ситуаций в экономике на ранних стадиях: Монография / / - М.: ИМСГС. 2019.
29) Инвестиционные проекты в сфере оздоровительного питания.
[Электронные ресурс] / URL:
https ://investprojects. info/search/search?search=%D0%91 %D0%B8%D0%BE%D1 %84%D0%B0%D1%80%D0%BC%D0%BB%D0%B0%D0%B 1
30) Консультант плюс». [Электронные ресурс] / URL: http://www. consultant.ru/
31) Ломова, В.П. Влияние мирового финансового кризиса на уровень жизни населения // Социальное и экономическое развитие АТР: опыт, проблемы, перспективы. 2019. № 1. С. 162-170.
32) Лытнева Н.А., Полянин А.В., Богомолова М.Б. - анализ финансово-экономической деятельности в управлении промышленным предприятием. Научные записки ОрелГИЭТ - 2017г. №4
33) Милов, В.А. Российская экономика: состояние неопределенности
[Электронный ресурс] URL:
http ://carne gieendowment.org/ files/ProetContra 51 72-88 all.pdf
34) Москалева Анна Алексеевна - Обзорный анализ финансово-экономической деятельности компании Huntington Ingalls Industries. Бюллетень науки и практики - 2019г. №3
35) Носкова Н.С., Шарапова В.М. Анализ факторов дальнего окружения для фирмы ООО «Натиру» // Молодежь и наука. 2017. № 1 90 с.
36) ООО «Алтайский букет». [Электронные ресурс] / URL: https ://altaybuket.ru/
37) ООО «Алтайский кедр». [Электронные ресурс] / URL: https ://altaikedr.ru/
38) ООО «Алтайфитопром». [Электронные ресурс] / URL: https://altnectar.com/
39) ООО «Научно производственная агрофирма «Пчела и Человек». [Электронные ресурс] / URL:http://www.beeandman.ru/
40) Промышленное производство Алтайского края // Управление Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю и Республики Алтай: офиц. Сайт [Электронные ресурс] / URL: http ://akstat. gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/akstat/ru/statistics/altayRegi onStat/enterprises/production/. - Загл. с экрана.
41) Просветов Г.И. Стратегия предприятия: задачи и решения. М.: Альфа-Пресс 2010.
42) Пруэтт, П. Руководство Ernst&Young по составлению бизнес-планов - М. Альпина Паблишерз, 2016. 257 с.
43) Пятова О.Ф. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: методические указания / Юнити-Дана. 2019.
44) Родионова Е.В., Рида А.Н., Ширшова Л.С. Стратегическое управление организациями: учебное пособие / - М.: ИМСГС. 2015.
45) Рынок биологически-активных добавок к пище (БАД). [Электронные ресурс] / URL:https://prcs.ru/analytics-article/rynok-badov/
46) Сазонова А.С., Филиппова Л.Б., Аверченкова Е.Э., Терехов М.В., Тищенко А.А., Кузьменко А.А., Организационное проектирование инноваций : учебное пособие / ФЛИНТА. 2019.
47) Самсонов Р.А. Предложения по совершенствованию методики оценки эффективности инвестиционных проектов // Управление современной организацией: опыт, проблемы и перспективы : материалы очно-заочной международной научно-практической конференции / под ред. И.С. Межова. Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2006. Вып. 2. 464 с., С. 125-136
48) Сергеев, А. М. Планирование и стратегическое управление организацией // Маркетинг. 2017. № 2. С. 97-112.
49) Сергеечева Ирина Владимировна - методики анализа финансовых результатов деятельности предприятия. Научные записки ОрелГИЭТ - 2016г. №3
50) Синявская Т.Г., Трегубова А.А. Управление экономическими рисками: теория, организация, методы. / Издательско-полиграфический комплекс РГЭУ (РИНХ). 2015.
51) Стрелкова, Л. В. Внутрифирменное планирование: учебное пособие /- Электрон. текст. дан. - Москва. ЮНИТИ-ДАНА, 2015.
52) Степанов, А. Г. Имитационная модель инвестиционного проекта технического перевооружения производственной линии // Информационно-управляющие системы. 2015. № 1. С. 92-99.
53) Стратегическое планирование и законодательство о развитии и поддержке малого и среднего предпринимательства / Е. М. Бухвальд, О. Н. Валентик // Известия Уральского государственного экономического университета. 2017. № 1. 16-28 с.
54) Сутыгина А.И., Боткин О.И. - Региональные особенности диверсификации производства и предпринимательской деятельности в агропродовольственном комплексе региона. Проблемы региональной экономики - 2018г. №3-4
55) Толмачев К. Особенности бизнес-планирования логистических проектов // Логистика. 2017. № 9. С. 28-31.
56) Труш Е.В., Шарапова В.М. Внешний анализ конкурентов организации // Экономические исследования и разработки. 2017. № 2, 51-55 с.
57) Умаров, Х.Р. Влияние мирового кризиса на экономическое развитие РФ и стран центральной Азии // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2017. Т. 3. № 13.
58) Хагурова М.П. Роль диагностического метода антикризисного управления в развитии региона. Вестник Майкопского государственного технологического университета 2009 г. №2.
59) Хамраева Х.Ш., Сюпова М.С. экономический кризис: сущность, причины, последствия // Ученые заметки ТОГУ. 2017. № 4. 58 - 62 с.
60) Центральный банк Российской федерации. [Электронные ресурс] / ПРЕ:https://cbr.ru/
61) Черняк, В. З. Бизнес-планирование : учебное пособие /- Юнити- Дана. 2015. 591 с.
62) Шарапова Н.В., Борисов И.А., Лагутина Е.Е. Стратегический анализ, или с чего начать? // Экономика и предпринимательство. 2017. № 4-1(81-1).
63) Шатова А. В., Кадыкова О. Ф. Анализ и диагностика финансово -
хозяйственной деятельности организации: Рабочая тетрадь и
методические указания по выполнению курсовой работы. - М.:
ИМСГС. 2016.
64) Экономика и управление на предприятии / под ред. А. П. Агаркова, Р. С. Голова. - М:. Дашков и К°, 2017. 400 с.