Введение 3
1 Теоретические основы организации инноваций на предприятии 6
1.1 Сущность инноваций и инновационной деятельности 6
1.2 Управление инновациями на предприятии 19
1.3 Оценка эффективности организации инноваций на предприятии 30
2 Оценка организации инноваций в ДОУ 37
2.1 Организационно-экономическая характеристика ДОУ «Детский сад №245» 37
2.2 Оценка уровня готовности педагогов к инновационной деятельности. 44
2.3 Анализ инновационной деятельности ДОУ 56
3 Рекомендации по совершенствованию организации инновационной
деятельности в ДОУ «Детский сад №245» 74
3.1 Разработка рекомендаций по совершенствованию инновационной
деятельности ДОУ 74
3.2 Мониторинг эффективности инновационной деятельности ДОУ 81
Заключение 85
Список литературы 88
Приложения
На современном этапе, в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, введения программно-методического обеспечения нового поколения, направленного на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей, а так же выравнивание стартовых возможностей выпускников дошкольных образовательных учреждений при переходе на новый возрастной этап систематического обучения в школе.
Огромными способностями повышения качества образования обладает организация и внедрение в педагогическую практику образовательных учреждений инновационной деятельности, направленной на проектирование стратегии обновления управления ДОО, а так же организацию инновационной методической работы с педагогическими кадрами.
Актуальность проблемы организации инновационной деятельности в современном дошкольном учреждении ни у кого не вызывает сомнения. Инновационные процессы являются закономерностью в развитии дошкольного образования и относятся к таким изменениям в работе учреждения, которые носят существенный характер, сопровождаются изменениями в образе деятельности и стиле мышления его сотрудников, вносят в среду внедрения новые стабильные элементы (новшества), вызывающие переход системы из одного состояния в другое.
Сегодня в сфере образования выделяется большое число инноваций различного характера, направленности и значимости, проводятся большие или малые государственные реформы, внедряются новшества в организацию и содержание, методику и технологию преподавания. Теоретическая проработка проблемы инновационной деятельности служит основой обновления образования, его осмысления и обновления с целью преодолеть стихийность этого процесса, эффективно управлять им. Кризисное время рождает в нашей педагогической системе не только ожидание "перемен сверху", но и ощущение необходимости собственных изменений.
Успешная организация инновационной деятельности зависит от педагогического коллектива, от осознания ими инновационной идеи, так как в условиях инновационного режима идёт активный процесс личностного самоопределения педагога, происходят изменения в характере взаимоотношений между сотрудниками дошкольного учреждения. Этот процесс достаточно длительный и сам по себе он не может произойти.
Цель исследования - изучение организации инноваций (на примере ДОУ «Детский сад №245»).
Объект исследования - муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №245».
Предмет исследования - инновационная деятельность в ДОУ «Детский сад №245».
Задачи исследования:
- изучить теоретические и практические основы организации инноваций на предприятии;
- провести оценку организации инноваций в ДОУ «Детский сад №245»;
- разработать рекомендации по совершенствованию организации инновационной деятельности в дошкольном учреждении.
Методы: теоретические - анализ, синтез, обобщение; эмпирические - анкетирование, изучение документации наблюдение, статистическая обработка результатов.
Научная новизна исследования:
- на основании изучения множества определений «инноваций» определена основная цель инновации: изменение объекта управления и получение некоторого эффекта (экономического, технического или другого);
- определены и уточнены особенности организации инновационной деятельности в ДОУ.
Практическая значимость исследования заключается в том, что теоретические положения и выводы доведены до ДОУ.
Структура выпускной квалификационной работы: данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.
Первая глава посвящена теоретическим основам организации инноваций на предприятии. В данной главе раскрыта сущность инноваций и инновационной деятельности, описано управление инновациями на предприятии, разработаны способы оценки эффективности организации инноваций на предприятии.
Во второй главе ВКР нами была проведена оценка организации инноваций в ДОУ «Детский сад «245». В данной главе приведена организационно - экономическая характеристика ДОУ, оценен уровень готовности педагогов к инновационной деятельности, а также проведен анализ существующей инновационной деятельности ДОУ.
В третьей главе ВКР нами разработаны рекомендации по совершенствованию организации инновационной деятельности в ДОУ «Детский сад №245».
Инновация представляет результат комплексного процесса, состоящего в разработке организации производства формы распространения и коммерческого использования инновации, удовлетворяющего конкретную общественную потребность. В ходе этого процесса инновационная идея приобретают экономическое содержание, новшество приобретает товарную СТОИМОСТЬ и выступает на рынке в качестве объекта собственности. Инновационная деятельность - это практическое использование инновационно-научного и интеллектуального потенциала в массовом производстве с целью получения нового продукта, удовлетворяющего потребительский спрос в конкурентоспособных товарах и услугах.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №245» общеразвивающего вида было зарегистрировано 10 декабря 1997 г.
Нами выяснено, что ДОУ «Детский сад №245» укомплектован кадрами полностью (на 100%). Численность педагогических работников исследуемого бюджетного учреждения составляет 34 человека. В воспитательно-образовательной работе задействованы 29 педагогов, а также следующие специалисты: старший воспитатель, педагог-психолог, инструктор по физической культуре, 2 музыкальных руководителя.
За период 2017-2019 тг. уровень образованности персонала ДОУ «Детский сад №245» менялся незначительно. Обращает на себя внимание рост за этот период числа персонала со средним специальным педагогическим образованием на 10% в 2019 г. по сравнению с предыдущим годом. Одновременно сократилось количество персонала с высшим педагогическим образованием и начальным профессиональным непедагогическим образованием, соответственно на 5,56% и 28,57%.
Наибольшую долю среди всего персонала детского сада занимают сотрудники с высшей категорией: 41%. Анализ распределения педагогов по наличию квалификационных категорий показал, что 63% из них имеют достаточно высокий профессиональный уровень, т.е. первая и высшая категории. В отчетном 2019 г. 37% сотрудников без категории пли соответствуют занимаемой должности у 90% педагогов ДОУ «Детский сад №245» позитивное отношение к мотивациям, у 10% - отношение к мотивациям с опаской, негативного отношения к мотивациям у педагогов не выявлено.
ДОУ «Детский сад №245» находится на этапе перехода из режима функционирования в .режим .развития. Это подтверждается следующими показателями.
Воспитательно-образовательный процесс организован как на основе традиционных программ и педагогических технологий, так и с использованием инновационных ориентированных на личностно-ориентированное воспитание и образование, обеспечивающее саморазвитие субъектов; прежнее содержание, образования, педагогические технологии воспитания и образования приходят в противоречие с новыми целями, условиями ДОУ и федеральными стандартами.
Цели, задачи ДОУ «Детский сад №245» ориентированы на обновление компонентов и воспитательно-образовательного процесса для обеспечения мобильности, гибкости и вариативности;
Используются оптимальное сочетание видов управления, но в то же время отсутствует единая программа управления инновационной деятельностью в ДОУ;
Используются традиционные идеи, учебные планы и программы, но они, уже переориентированы на современные требования; в то же время не разработаны комплексно-целевые программы по освоению инновационных технологий и процессов.
Таким образом, образовательное учреждение недостаточно готово к отбору и внедрению позитивных инноваций в дошкольное образование, к разработке и .внедрению инновационных программ и технологий, к качественной, реализации их в работе с детьми. Это обстоятельство вполне убедительно свидетельствует о том, что имеет место противоречие между социально-обусловленной потребностью в повышении профессиональной компетентности педагогов ДОУ и реальным состоянием деятельности, призванной обеспечить готовность педагогов к инновациям. Практика инноваций требует перевода управленческой деятельности и методической работы ДОУ в ее новое состояние - инновационное пространство ДОУ.
В связи с этим возникает необходимость разработки перспективного плана инновационной деятельности и внедрение его в работу ДОУ «Детский сад №245».
Для .успешной .реализации инновационного процесса «Робототехника», нужно создать условия способствующие желанию педагогов трудиться, уважительной отношение, признание и одобрение результатов труда, создание возможности для творческого и делового роста.
Практический этап управления направлен на совершенствование теоретического и практического мастерства в рамках инновационного процесса «Робототехника». Здесь главной является самообразование в инновационной деятельности - фундаментальная способность педагога, становиться и быть подлинным субъектом своего практического преобразования в инновационной деятельности.
Созданная модель мониторинга оценки эффективности опытно-экспериментальной деятельности исследованного дошкольного учреждения и, обобщение полученных аналитических материалов, помогло нам выявить проблему перехода проектной деятельности к программам с целью закрепления в педагогической практике ДОУ и позитивных результатов инновационной, деятельности.
1. Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении, изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : Федеральный закон от 29.07.2017 N 216-ФЗ [Электронный ресурс] / URL: .http:ZZ.www.,consuttant.ruZdocument/cons_doc_LAW_221172/,свободный
2. О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации : Указ Президента РФ от 1 декабря 2016 г. N 642 ФЗ [Электронный ресурс] Z URL:https:ZZwww.garant.ruZproductsZipoZprimeZdocZ71451998Z,свободный
3. Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Экономическое .развитие и инновационная экономика" : Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 316 [Электронный ресурс] / URL:ihttps:ZZbase.garant.ruZ70644224Z,свободный
4. О ,Стратегии инновационного .развития .РФ на период до 2020 г. : Распоряжение Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р [Электронный ресурс] / URL: https:ZZ www. | garant, ruZiproductsZipoZprimeZdocZ70006124Z#. review свободный
5. И Авилова В. В., Хворова Е. В. Управление инновационным предпринимательством в современных условиях // Социальное управление и регулирование в трансформирующемся обществе. 2018. № 2. С. 261-263.
6. ИАнисимов Ю.П., Полукеева А.В. Системный подход к управлению 1 инновационной деятельностью предприятия // Развитие предприятий машиностроения в России: проблемы, опыт, перспективы: Материалы Международной 1 научно-практической конференции. 2018. С.41-48.
7. ИБляхман Д.С. Экономика, организация управления и планирование 1 научно-технического прогресса: 'Учеб. пособие 'для экон. спец. 'вузов. - М.: 1 Высшая школа, 2018. - 310 с.
8. ИБрютин Л.С. Управление техническими нововведениями в промышленности. - СПб.: Логос, 2019. - 268 с.
9. Василенок В.Л., Сафронова Ж.С., Бразевич Д.С. Малое предпринимательство как фактор развития инновационной экономики // Научный журнал 1НИУ ИТМО. 2020. №1. С. 98-104.
10. |Вертканова Ю.В., Симоненко Е.С. .Управление инновациями: теория и практика: учеб. пособие. - М. : Эксмо, 2018. - 432 с.
11. |Веселовский М.Я., Барковская В.Е. Организационно-экономические , аспекты 'развития .малого ¡инновационного .предпринимательства // .Вестник .НГИЭИ. 2018. №6. С. 109-119.
12. [Водачек Л., Водачкова О. Стратегия управления 'инновациями на предприятии. - М.: Экономика, 2018. - 266 с.
13. (Горностаева А.Н. Теория и 'практика инновационного управления 1 российскими 'промышленными предприятиями: монография. - Брянск: Изд-во БГТУ, 2019. - 189 с.
14. [Горшкова Н.В., Иванов В.Ю. Исследование дефиниций «инновация» и «инновационная деятельность»: теоретический подход // Фундаментальные исследования. 2018. № 10. С. 380-385.
15. [Гохберг Л.М., 'Кузнецова И.А. Инновационная деятельность // Основы инновационного менеджмента: Учеб. пособие / Под ред. проф. В.В. Коссова. - М.: Магистр. 2019. С. 37-74.
16. [Гвишиани Д.М., Громека В.И. Теоретические аспекты исследований инновационного процесса и формирования инновационной политики / Инновационная политика развитых капиталистических государств. - М.: Логос. - 255 с.
17. [Гугелев А.В. Мотивация к высокоэффективному и качественному труду // Система обеспечения качества продукции: трудовая теория потребительской стоимости. - М.: Изд-во стандартов, 2018. - 318 с.
18. [Данилкова Е. Б. Экономическая сущность и природа инновации // 'Вестник ВГУИТ. 2018. Т. 79. № 1. С. 326-331.
19. Дихтль В., Хершген X. Практический маркетинг: Учеб. пособие: Пер. с нем. И.С. Минко. - М.: Высшая школа, 2018. - 404 с.
20. (Долинская А.Ю. Управление инновационным развитием предприятия на основе стратегий развития инновационного потенциала // Вестник Южно-Уральского государственного университета. 2019. №2. С. 87-95.
21. (Долинская А.Ю., Бабанова Ю.В. Оценка и управление инновационным потенциалом предприятия // Инновационные технологии управления персоналом. 2019. С. 12-15.
22. (Еферина Т. В., Кочкина Н.Н., .Лизунова В.О., жПросянюк Д.В. Системные барьеры .развития инновационного бизнеса в России // Вопросы государственного и муниципального управления. - 2019. - № 2. - С. 49-71.
23. (Зюрина О. А. Роль малого инновационного бизнеса в формировании среднего класса [Электронный ресурс]. URL:h.ttp:J www.econ.msu. ru cmt2j lib/a/ 1430/ffle/Zurina_u_A. doc, свободный.
24. (Инновации в России - неисчерпаемый источник роста [Электронный
ресурс] // Центр по развитию инноваций. 2018 г. [Электронный ресурс] / URL:, https:// www. mckinsey., com/~/ mediaS McKinsey/ Locations/ Europe%20 H and%20Middle%20East7Russia7Our%20Insights/ Innova-
tions%20in%20Russia7Innovations-in-Russia_web_lq- 1.ashx, свободный.
25. (Инновационная ¡экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. №5. С. 11-17.
26. [Козлов К. К., 'Соколов Д .Г., Юдаева К. В. Инновационная активность российских фирм // Экономический журнал ВШЭ. 2019. Т. 8, № 3. С. 399¬420.
27. (Комаров В. М. Основные положения теории инноваций. - М. : Дело, 2018. - 190 с.
28. (Кораблина А. А. Инновационная деятельность предприятия: проблемы совершенствования // Научно-методический 'журнал «Концепт». - 2019. - Т. 11. - С. 2011-2015.
29. (Круглов В.Н., Пауков С.А. Эволюция теории инноваций в зарубеж¬ной и отечественной науке // Региональная экономика: 'теория и практика. 2018. № 5. С. 4-22.
30. (Кузнецов А. Л. Аспекты формирования модели стратегического инновационного менеджмента .промышленного предприятия // Вестник .Евразийской науки. 2018. №4. С. 36-43.
31. (Кузнецова Е.Ю., Иода Е.В. Оценка эффективности инновационной, деятельности //в Социально-экономические .явления и процессы. 2020. №4. С. 45-49.
32. (Лапин Н.И. .Актуальные проблемы исследования нововведений // Социальные факторы нововведении в .организационных системах. - М.: Дело. 2018. - 173 с.
33. (Лапин Н.И. Теория и практика инноватики: учеб. пособие. - М. : , Логос, 2018. - 328 с.
34. Леонтьев Н.Я., Новикова В.Н. Анализ инновационной деятельности в Российской Федерации // Экономика и предпринимательство. 2019. № 11. С. 171-174.
35. (Лобанова Н.А. Актуальные вопросы анализа инновационного потенциала российских предприятий // Дискуссия. 2018. №4. С. 45-49.
36. (Максимов Н.Н. Основные 'принципы и задачи инновационной детельности организаций в современных условиях // Молодой 'ученый. 2020. № 2. С. 344-347.
37. (Маликова С., 'Мазурин Э.Б. 'Управление инновациями на предприятии: что 'надо учитывать при разработке стратегии. [Электронный ресурс]. 'иВЕ:ййрз://’№№№.ед-он1те.ги/агйс1е/401946/, свободный
38. (Минаева Е.В. Инновационное 'формирование корпоративной бизнес-1 стратегии организации // Вестник университета. 2018. № 14. С. 208-213.
39. (Наринбоева Г.К., 'Расулова М.Б. Управление 'инновационной деятельностью // Инновационная Экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. №5. С. 11-17.
40. (Наринбоева Г.К., Расулова М.Б. Особенности управления инновационной 'деятельностью // Инновационная Экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. №2. С. 157-163.
41. (Новикова О.А. К вопросу о выборе приоритетных направлений совершенствования системы управления инновационной активностью промышленного предприятия предприятия // Вестник Евразийской науки. 2018. №10. С. 75-83.
42. (Новикова О.А, Полева Н.А. 'Анализ инновационной активности как инструмент 'формирования стратегии предприятия // 'Вестник Евразийской науки. 2018. №7. С. 69-77.
43. (Полукеева А.В. Особенности управления инновационной деятельностью промышленного предприятия // Организатор производства. 2020. №1. С. 33-40.
44. (Попова Е.Ю. 'Инновации и 'инновационная 'деятельность промышленных 'предприятий в современных условиях // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2018. № 6. С. 24-29.
45. (Попова Ю. С. Экономическая сущность и значение развития инновационного .предпринимательства // Инновационные .аспекты .социально-экономического развития региона: сборник материалов .IV Ежегодной научной конференции аспирантов ФТА. 2019. № 9. С. 96-100.
46. (Пригожин А.И. Нововведения: стимулы и препятствия (социальные . аспекты инноватики). - М.: Дело, 2018. - 291 с.
47. (Развитие инновационной культуры предприятия. [Электронный ресурс] / I URL:, http:// constructors., ru/ uspex/ razvitie- in- novacionnoj- kultury-predpriyatiya.html,свободный
48. (США: управление 'наукой и 'нововведениями. Отв. ред. Л.И. Евенко, Г.Б. Кочетков. - Ин-т США и Канады- М.: Наука, 2019. - 389 с.
49. Тацуно Ш. Стратегия - технополисы. -М.: Прогресс, 2018. - 180 с.
50. (Твисс Б. Управление научно-техническими 'нововведениями. - М.: Экономика, 2018. - 315 с.
51. (Тимофеев Н.В. Развитие понятийного аппарата теории инноваций // Научное обозрение. 2019. № 20. С. 341-347.
52. вТолкаченко О.Ю., 'Титова А.В. 'Сущность инноваций и принципы осуществления инновационной деятельности предприятия // Транспортное дело России. 2020. №6. С. 89-91.
53. вТрифилова А.А. 'Управление инновационным 'развитием предприятия. - М.: Финансы и статистика, 2018. - 176 с.
54. (Фролова Т.А. Экономика предприятия: конспект 'лекций [Электронный ресурс]. 1Ж1.:1Щр:олее.аир. ги/Ьоок&'/т170/1 _1.htm, свободный
55. вХомутский Д.Ю. 'Как измерить 'инновации // Управление компанией. 2020. № 2. С. 75-80.
56. вХрамцова Н. А. Ахматова А.А. Инновации как главный 'фактор экономического роста и экономического развития // Будущее науки-2018: сборник 1 научных статей 4-й Международной молодежной научной конференции: в 4-х 1 томах. Омск: СибАДИ, 2019. С. 395-398.
57. вХрамцова Н.А. Теоретические основы управления инновационной деятельностью предприятия // Стратегии бизнеса, 2020. №10 (54). С. 28-32.
58. [Чулок А.А. Анализ показателей эффективности инноваций на 'микро- и макроуровне // Инновации. 2018. № 5. С. 27-32.
59. [Шпак Г.Б. Инновационный менеджмент. - Хабаровск, ХГА-ЭП, 2018.
-387 с.
60. [Шумпетер И. Теория экономического развития. - М.: Прогресс, 2018.
-218 с.
61. [Юрьев В.М., Чекулина Т.А. Формирование концепции 'инновационного развития экономики с позиций практико-ориентированного подхода // 1 Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2018. № 12-2. С. 421-127.
62. [Яковец Ю.В. 'Закономерности научно-технического прогресса и 'их ' планомерное использование. - М.: Экономика, 2018. - 227 с.