ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ
ОРГАНИЗАЦИИ 7
1.1 Понятие и сущность стратегии развития предприятия 7
1.2 Виды стратегий развития предприятий 16
1.3. Этапы разработки стратегических альтернатив 24
2 АНАЛИЗ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ТК ООО «КЕДР» 32
2.1. Организационно-экономическая характеристика объекта исследования .... 32
2.2. Анализ ТК ООО «КЕДР» по моделям пяти сил Майкла Портера 35
2.3. Анализ ТК ООО «КЕДР» по модели БКГ 48
3 РЕКОМЕНДАЦИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ТК ООО «КЕДР» 51
3.1. Разработка общей и функциональных стратегий 51
3.2. Управление реализацией стратегии предприятия 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 62
Термин «стратегия» переводится с греческого языка как «искусство развертывания войск в бою». Переходная экономика, ускоряет процесс формирования рыночных взаимоотношений и институтов рынка, директора многих российских компаний поняли, что необходимо уделять большое внимание на создание стратегии деятельности в долгосрочной перспективе. Стратегическое планирование в РФ в последние десять лет резко выросло, ведь именно оно позволяет выжить в конкуренции долгосрочной перспективе.
Большинство фирм из-за жесткой конкуренции и резко меняющейся ситуации акцентируют внимание не только на состоянии дел внутри компании, так же разрабатывается стратегия долговременного выживания, позволяющая им успевать за переменами, наблюдающимися в их окружении.
В недалеком прошлом большинство компаний имели возможность успешного функционирования, в целом обращая внимание исключительно на повседневную работу и на внутренние трудности, связанные с эффективностью применения ресурсов в текущей деятельности. Сейчас же, несмотря на то, что задача оптимального применения потенциала в текущей деятельности не снимается, наиболее важной проблемой является осуществление некого управления, позволяющего перспективно обеспечивать адаптацию компании к изменчивой окружающей среде.
Если в прошлом большая компания имела намного больше шансов выиграть конкуренцию у маленьких предприятий, то сейчас становится очевидно, что быстрая компания имеет больше приоритетов в конкурентной борьбе.
Изменение позиции покупателя и появление новых запросов, ускорение изменений в окружающей среде, увеличение конкуренции за сырье, интернационализация бизнеса, появление новых возможностей для осуществления бизнеса, развитие СМИ, позволяющих молниеносно распространять и получать информацию, доступ к современным технологиям, изменение роли человеческих 9 ресурсов и другие факторы привели к увеличению значимости стратегического управления. [1,2,3]
Стратегическое управление - это прогнозное управление, нацеленное на создание концепции развития, позволяющая компании быть лидером в конкурентной борьбе и выживать в течении долгого времени, несмотря на конкуренцию на внешних и внутренних рынках. [4]
Практически доказано, что нет одной стратегии для любой компаний, так же как и отсутствие единого стратегического управления. Все компании имеют свою уникальность, так же как и процесс создания стратегии для отдельно взятой компании, ведь он не зависит от позиции компании на рынке, характеристик производственных факторов, потенциала компании, динамики развития, поведения конкурентов, и др.
Стратегия развития компании зависит исключительно от ситуации в которой компания находится на текущий момент. Тем не менее есть единые подходы к формулированию стратегии развития компании и некие единые рамки, в которые данная стратегия вписывается. [5]
В целом стратегия - это основное направление работы организации, следование которой в долгосрочной перспективе приведет ее к выполнению поставленной задачи. Тем не менее данное понимание стратегии применимо исключительно при рассмотрении на высшем уровне управления компании. Для наиболее низкого уровня в иерархии компании, стратегия верхнего является целью, невзирая на то, что для более высокого уровня это средство.
Стратегический менеджмент позволяет руководству организаций своевременно найти возможные риски вблизи границ своих интересов, позволяя контролировать ими путем правильного использования ограниченного объема ресурсов. [6,8]
Эффективно осуществленный стратегический менеджмент в условиях глобализации и международных экономических процессов, где основная часть товаров и услуг становится для клиента любой страны легкодоступной, позволяет компаниям максимально точно определить потребности целевых групп клиентов, затем сделав их своими долгосрочными покупателями.
Именно поэтому, эффективный инструмент управления — это стратегический менеджмент, позволяющий компании разрабатывать и осуществлять долговременную стратегию усиления своей позиции в условиях быстро развивающихся рынков. Именно по этой причине тема данной работы — «Разработка стратегии развития предприятия» — является актуальной и значимой.
Целью данной работы является создание стратегии организации. Объектом исследования является компания ТК ООО «КЕДР», которая осуществляет сдачу в аренду торговых площадей. Предмет исследования — стратегическое управление, осуществляемое в организации.
Задачи исследования:
- проанализировать деятельность предприятия — ТК ООО «КЕДР»;
- изучить теоретические аспекты разработки стратегии развития предприятия;
- изучить экономические показатели деятельности— ТК ООО «КЕДР»;
- дать оценку существующей стратегии развития предприятия;
- разработать стратегию продвижения предприятия — ТК ООО «КЕДР»
При проведении работ применялся системный подход, а также такие общенаучные методы, как: аналогии, сравнения, обобщения, экономико-статистический.
Изложенная информация и ее анализ позволяют в полной мере представить, что правильно выбранная и успешно реализованная стратегия развития предприятия - залог его плодотворного функционирования в условиях рыночной экономики.
Разумеется, хорошая стратегия в паре с удачным выполнением не гарантирует что предприятию удастся полностью избежать периодов спада и неустойчивости. Иногда требуется время чтобы усилия сотрудников привели к позитивным результатам, также немало важно наличие благоприятных внешних факторов.
В процессе изучения теоретических основ стратегического управления было выяснено, что у предприятия должна быть четкая определенность и направленность к чему оно стремится и чего хочет добиться в своей деятельности, чтоб успешно выживать в конкурентной среде. Предприятие должно быть адаптировано к быстроменяющимся условиям ведения бизнеса.
Задача руководства на уровне предприятия заключается в обеспечении общего эффективного управления с ориентацией на рыночные связи. Для организации одинаково важны как разработка нацеленной на успех стратегии, так и её конкретная материализация, выражающаяся в определённых оперативных и тактических действиях. Эти два аспекта должны быть тесно увязаны между собой.
Данная работа является результатом применения теории стратегического менеджмента на практике. В ходе работы была разработана стратегия развития предприятия - ТК ООО «Кедр», предложены мероприятия для её реализации, также, был определен примерный перечень затрат до конца текущего года и на 2017 г. Кроме того, были определены мероприятия, которые не требуют материальных затрат, такие мероприятия реализуются как правило, в первую очередь.
При анализе организационной структуры было определено, что на предприятии - линейная структура управления, данный тип структуры наиболее эффективен при организации труда в ТК ООО «Кедр»
Анализ внешней среды показал насколько рассматриваемая отрасль привлекательна.
Анализ внутренней среды показал сильные и слабые стороны ТК ООО «Кедр»
В результате проведения анализа деятельности ТК ООО «Кедр» инструментамистратегическогопланирования:SWOT-анализа,анализаnятисил Портера, матрицы-БКГ, а также при помощи матрицы Ансоффа была выбрана не только основная стратегия предприятия, но и также функциональные, обеспечивающие реализацию основной стратегии. Основной стратегия является дифференциации. К функциональным стратегиям ТК ООО «Кедр» относятся увеличение объема реализации продукции и услуг и обеспечение материально-техническими ресурсами.
Анализ конкурентной среды показал, что наибольшую угрозу для деятельности ТК ООО «Кедр» представляет внутриотраслевая конкуренция, для минимизации данной грозы предприятию следует делать акцент на своих конкурентных преимуществах, выходить на лидирующие позиции на рынке.
Матрица-БКГ рынка определила стратегические позиции, а также, распределила стратегические ресурсы на ближайшую перспективу. Анализ матрицы-БКГ показал, что портфель предприятия сбалансирован и товар, который был бы не перспективен для реализации, предприятие не имеет.
Также, была сделана матрица Ансоффа, при помощи которой, определились возможные стратегии роста ТК ООО «Кедр» на рынке. Анализ матрицы показал, что предприятию следует использовать стратегию
«Проникновение на рынок», которая предполагает развитие старого товара на старом рынке, и частично использовать стратегию «Развитие товара», которая предполагает развитие нового товара на старом рынке. Возможностей выхода на новые рынки предприятие общественного питания на данный момент не имеет, из-за отсутствия дополнительного капитала для развития.
В работе была проведена экономическая эффективность реализации стратегии предприятия общественного питания ТК ООО «Кедр». По результатам можно отметить, что предполагается:
• Увеличение чистой прибыли на 5 % до конца 2021 г. К концу 2017 г. увеличение чистой прибыли еще на 7 %;
• Проходимость увеличится на 40 чел/день.
Более наглядные результаты можно увидеть в таблице 20.
Таблица 20 - прогнозируемые экономические показатели деятельности ООО «Кедр»
Будущее любого предприятия, независимо от сферыдеятельности, прямо и непосредственно зависит от того, реагирует ли предприятия на возможности и угрозы внешней среды и насколько адекватно это происходит, т.е. отвечает ли выбранная стратегия потребностям потребителей на рынке в целом.
Результаты проделанной работы свидетельствуют об эффективности предлагаемых мероприятий.
1. Анисова Н.А. Стратегия развития предприятия. Основы методологии, опыт, практические расчеты. Средне- Уральское книжное издательство, 2010. - 107 с.
2. Ансофф И. Стратегическое планирование / Пер. с англ. - М.:Экономика, 2006.
3. Анчишкин А.И. Прогнозирование роста экономики. М.:Экономика, 2011. - 98 с.
4. Бирнгольц С.Б., Мельник М.В. Методология экономического анализа деятельности хозяйствующего объекта: Учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 2013. - 240 с.
5. Карпов А. Стратегия: от разработки до реализации. // Управление
6. компанией. - 2012. - № 2. - 37 с.
7. 17. Кондрашева Н.Н., Курашова С.А. Инновационный подход к управлению
8. системой продвижения продукции // Альманах современной науки и
9. образования. - 2014. - № 4 (83). - С. 85-87.
10. 18. Кэмпбел, Стоунхаус Дж., Хьюстон Б. Стратегический менеджмент / Пер. с
11. англ. - М.: Проспект, 2014. - 336 с.
12. 19. Минцберг Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Дж. Школа стратегии / Пер. с англ. Под
13. ред. Каптуревского Ю.Н. - СПб.: Питер, 2011. - 336 с.
14. 20. Новосельцева, О. В. Методика комплексной оценки конкурентоспособности
15. и разработки стратегий развития фирмы / О. В. Новосельцева //Ч. 2. - 2012.
16. - 130 с.
17. 21. Попов С.А. Стратегическое управление: 17- модульная программа для
18. менеджеров «Управление развитием организации». - М.: Инфра-М, 2010. -
19. 304 с.
20. 22. Портер М. Конкуренция. - М.: ИД «Вильямс», 2005. - 495 с.
21. Федеральный закон "Об обществах с ограниченной ответственностью" от 08.02.1998 N 14-ФЗ
22. Закон РФ от 07.02.1992 №2300-1 (ред. от 18.04.2018) «О защите прав потребителей»
23. Дробышева, Л.А. Экономика, маркетинг, менеджмент: Учебное пособие / Л.А. Дробышева. - М.: Дашков и К, 2016. - 152 с.
24. Секерин, В.Д. Сфера услуг. Экономика, менеджмент, маркетинг. Практикум / В.Д. Секерин. - М.: КноРус, 2013. - 424 с.
25. Беквин, Г. Продавая незримое: Руководство по современному маркетингу услуг / Г. Беквин. - М.: Альпина Паблишер, 2016. - 220 с.
26. Чернов, В. А. Экономический анализ: торговля, общественное питание, туристский бизнес : учеб. пособие / В. А. Чернов .— 2-е изд., перераб. и доп.
— М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012 .— 640 с.
27. Кузнецов, Б.Т. Стратегический менеджмент: Учебное пособие / Б.Т. Кузнецов. - М.: ЮНИТИ, 2015. - 623 с.
28. Лукичева, Л.И. Менеджмент организации: теория и практика: Учебник для бакалавров / Л.И. Лукичева, Е.В. Егорычева; Под ред. Ю.П. Анискин. - М.: Омега-Л, 2012. - 488 с.
29. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие / Л.Е. Басовский. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014.
30. Устав общества с ограниченной ответственностью «Кедр»
31. Бухгалтерская и финансовая отчетность ТК ООО «Кедр» (2014-2019)