Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Обучение английскому языку детей младшего школьного возраста с признаками дислексии

Работа №121131

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

английский язык

Объем работы62
Год сдачи2022
Стоимость4760 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
112
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
Глава 1 Дислексия как педагогическая проблема в обучении иностранным
языкам 8
1.1 Механизмы и формы дислексии 8
1.2 Психологические и возрастные особенности детей младшего
школьного возраста и нейропедагогические аспекты обучения иностранным языкам детей с дислексией 13
1.3 Технология обучения технике чтения на английском языке в
начальной школе 20
Глава 2 Формирование навыков чтения на английском языке в начальной школе у детей с дислексией 27
2.1 Анализ учебно-методических комплексов на различные приемы обучения чтению вслух и на наличие упражнений для формирования техники чтения 27
2.2. Разработка упражнений по чтению на английском языке для детей с дислексией на начальном этапе обучения 36
2.3 Эксперимент по формированию навыков чтения на английском
языке у детей с дислексией 43
Заключение 51
Список используемой литературы 54
Приложение


Обучение в начальной школе - важнейший этап интеллектуального развития ребенка, когда закладываются основы обучения. Если на этом этапе не уделить должного внимания особенностям развития и возникающим проблемам обучения, в дальнейшем это может потребовать длительной коррекции, не всегда эффективной.
Более того, на сегодняшний день появилось значительное число детей, у которых диагностирована дислексия. В силу своих особенностей они испытывают сложности при изучении самого популярного иностранного языка в России - английского.
В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования отмечается, что при обучении нужно принимать во внимание возрастные, психологические и физиологические особенности обучающихся [29, с. 3]. То есть задача современного школьного образования - создание условий для развития личности ребенка. Однако сегодняшние методы обучения детей, страдающих дислексией, не соответствуют индивидуальным особенностям ребенка.
При обучении английскому языку детей с дислексией, преподаватель должен учитывать индивидуальные особенности ребенка и личностный аспект овладения языком.
Вопросы, касающиеся механизмов дислексии, рассмотрены в работах Р.И. Лалаевой, А.Н. Корнева, W. Hall, K. Martinelli, Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. Методы обучения чтению на английском языке детей младшего школьного возраста изучены Н.Д. Гальсковой, Е.А. Ленской, Г.В. Роговой, С.Н. Татарницевой, С.Ф. Шатиловым, Е.Н. Солововой, Ф.М. Рабинович. Психические и возрастные особенности детей рассматривались Д.Б. Элькониным, А.Н. Леонтьевым, А.Н. Корневым, В.А. Москвиной, В.С. Киселёвой.
Однако актуальность проблемы данного исследования обусловлена тем, что на сегодняшний день аспекты обучения чтению на английском языке детей, страдающих дислексией, не изучены в полной мере.
Объект исследования - процесс обучения младших школьников английскому языку.
Предмет исследования - особенности обучения чтению на английском языке детей младшего школьного возраста с признаками дислексии.
Цель нашего исследования - повысить эффективность обучения чтению на английском языке детей младшего школьного возраста с дислексией. Поставленная цель определила следующие задачи:
1) изучить виды дислексии и методы обучения чтению на начальном этапе обучения;
2) рассмотреть психологические и возрастные особенности детей младшего школьного возраста;
3) провести анализ различных УМК для начальной ступени обучения и разработать упражнения по чтению на английском языке для детей с дислексией;
4) провести опытно-экспериментальное обучение по обучению чтению на начальном этапе.
Для достижения поставленных задач исследования использовались следующие методы:
а) теоретические:
- изучение и анализ научной и научно-методической литературы;
- анализ и обобщение отечественного, зарубежного и личного педагогического опыта по проблеме исследования;
б) практические:
- анализ УМК;
- моделирование;
- наблюдение;
- анкетирование;
- пробное обучение;
- математический анализ.
Методологическую основу исследования составляют:
- определение дислексии и теории о её возникновении работы Н.В. Новоторцева, Р.И. Лалаевой, W. Hall);
- методы обучения чтению труды Е.Н. Солововой, Т.Г. Васильева, Г.В. Роговой).
Научная новизна исследования заключается в разработке комплекса упражнений, направленного на формирование навыка чтения вслух на английском языке для детей младшего школьного возраста с дислексией с учетом психолого-педагогических особенностей.
Практическая значимость нашей работы заключается в том, что результаты проведенного анкетирования и обучения, разработанные упражнения, а также выводы могут быть использованы при обучении английскому языку детей с особыми образовательными потребностями.
Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В нашей работе был рассмотрен процесс обучения чтению на английском языке детей младшего школьного возраста с дислексией.
Рассмотрев вопрос о дислексии, мы узнали, что это всемирно известное заболевание, которое передается по наследству и наподдаётся лечению, а может быть только скорректировано. В настоящее время выделяют следующие виды дислексии: фонологическую, поверхностную, быстрого автоматизированного именования, аграмматическую и двойную дефицитную. Так как дислексия проявляется на уровне чтения, то были рассмотрены механизмы, которые оказывают влияние на процесс чтения. Данные механизмы принято разделять на два типа: психологические и психолингвистические. Под психологическим типом принято рассматривать расстройства, вызванные несформированностью психических функций. Психолингвистический тип дислексии рассматривается как нарушение именно процесса чтения. Также установили, что дислексия проявляется во всех языках, которые содержат звуковые и графические символы. Она вызывает нарушения фонематических, морфологических и смысловых обобщений.
Изучив специальную литературу, мы сделали вывод, что при обучении важную роль играют психологические и возрастные особенности детей. Так как именно в этом возрасте происходят перемены в ведущем типе деятельности, внимании, памяти, а также мышлении. Чтобы процесс обучения был продуктивнее, педагогу необходимо учитывать отличительные черты учащихся.
Изучив отечественные и зарубежные методики обучения чтению на английском языке, мы пришли к выводу, что на сегодняшний день нет универсальной методики обучения чтению детей с дислексией, однако мы предположили, что можно использовать «the Phonic method», благодаря, которому дети с дислексией не испытывают трудностей в обучении, а также, действительно, могут научиться читать.
Проанализировав учебно-методические комплексы на различные приемы обучения чтению вслух и на наличие упражнений для формирования техники чтения, мы сделали вывод, что большинство учебных пособий, входящих в перечень ФГОС, не пригодны для обучения чтению дислективных детей. На наш взгляд, наиболее подходящим является УМК «Enjoy English», так как обучение чтению в данном пособие происходит с помощью смешанного метода, а также в нем присутствует большое количество различных упражнений для формирования и закрепления навыка чтения вслух. В качестве дополнительных материалов можно использовать зарубежное учебное пособие «Family and Friends. Starter».
Проведя анкетирование, мы обработали результаты и увидели, что на сегодняшний день многие преподаватели из разных городов хотят узнать особенности обучения английскому языку детей с дислексией.
Принимая во внимание изученные факты, мы разработали свой комплекс упражнений, состоящий из 3 разделов: знакомство с алфавитом, изучение изолированных звуков с помощью фониксов и соединение ранее изученных звуков в комбинациях, используя формулы «CVC», «CVCe» и «С + LE». При создании данных упражнений был сделан акцент на игровую форму, благодаря чему обучение происходило с меньшим эмоциональным напряжением. Более того, созданный комплекс упражнений включает разные типы игровых упражнений и базируется на принципе от простого к сложному.
Описанные упражнения были апробированы при обучении чтению группы детей, где были ученики с дислексией. В конце обучения был проведен контрольный срез, который показал, что у учеников присутствует положительная динамика развития навыка чтения, поэтому можно сделать вывод, что использование данных упражнений, действительно, является эффективным при обучении чтению как дислективных детей, так и тех, у кого нет дислексии.
До обучения дети не могли прочитать слова, состоящие более чем из трех букв; не различали пары букв: b-d, p-d, q-p, m-n, i-j; была очень маленькая скорость чтения с множеством ошибок.
После обучения учащиеся научились: различать буквы и звуки, читать слова как в открытом, так и в закрытом слоге, а также видеть буквосочетания и правильно их читать. Более того, выросла скорость чтения.
Таким образом, нам удалось достигнуть цели работы - повысить эффективность обучения чтению на английском языке детей младшего школьного возраста с дислексией. На наш взгляд, разработанные упражнения могу быть использованы при обучении чтению на английском языке детей младшего возраста с фонологической и, возможно, другим видом дислексии. Перспективу исследования мы видим в дальнейшем изучении влияния дислексии на процесс изучения английского языка.



1. Биболетова М.З., Добрынина Н.В., Трубанева Н.Н. Английский язык. Enjoy English. Английский с удовольствием. Учебник. 2 класс. ФГОС. М. : Титул, 2019. 130 с.
2. Быкова, Н.И., Дули Дж., Поспелова М.Д., Эванс В. «Английский в фокусе», Учебник для. 2 класса в двух частях. М. : Просвещение, 2021. 144 с.
3. Васильева, Т. Г. Типологизация методов обучения технике чтения на английском языке учащихся младших классов // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2008. № 76 (2). C. 47-54.
4. Верещагина, И.Н. Английский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений и шк. с углубл. изучением англ. яз. с прил. на электрон. носителе. В 2ч. Ч. 1. М. : Просвещение, 2012. 159 с.
5. Водяха, Ю.Е., Водяха, С.А. Психология младшего школьника. Екатеринбург: УрГПУ, 2018. 109 с.
6. Гальскова, Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. М. : АРКТИ, 2003. 192 с.
7. Гнатюк, Д.В. Проблема обучения чтению на английском языке
при дислексии // Молодежь. Наука. Общество - 2020 : Всероссийская
студенческая научно-практическая междисциплинарная конференция (Тольятти, 25 декабря 2020 - 29 января 2021 года) : сборник студенческих работ. Тольятти : Изд-во ТГУ, 2021. С. 438-440.
8. Губанова, И.В. Формирование и развитие навыков чтения при обучении английскому языку младших школьников // Современные проблемы социально-гуманитарных наук. Материалы VI Международной научно-практической заочной конференции. 2016. С. 114-119.
9. Киселёва, В.С. Особенности кратковременной зрительной памяти детей с дислексией // Сибирский педагогический журнал. 2008. №11. С. 405¬413.
10. Козубовский, В.М. Общая психология: познавательные процессы. Минск: Амалфея, 2008. 368 с.
11. Комарова, Ю.А. Английский язык. Brilliant: учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений. 2-е изд. М. : ООО «Русское слово - учебник»: Макмиллан, 2021. 120 с.
12. Корнев, А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. СПб. : Речь, 2003. 303 с.
13. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет. М. : УРАО, 1999. 175 с.
14. Лалаева, Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у
школьников. М. : Просвещение, 1983. 136 с.
15. Ленская, Е.А. Проблемы обучения чтению на английском языке детей младшего школьного возраста : специальность 13.00.02 «Теория и методика обучения и воспитания» : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Москва : [б. и.], 1978. 24 с.
16. Логопедия: учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / под ред. Л. С. Волковой, С.Н. Шаховской. М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008. 680 с.
17. Матюхина, М.В., Михальчик Т.С., Прокина Н.Ф. Возрастная и педагогическая психология / под ред. М. В. Гамезо. М. : Просвещение, 1984. 256 с.
18. Механизмы и формы дислексий. URL:
http://www.detailededu.ru/dicens-563-1.html (дата обращения: 10.11.2021).
19. Москвин В.А., Москвина Н.В. Основы дифференциальной нейропедагогики. Оренбург: РИК ГОУ ОГУ, 2003. 152 с.
20. Новоторцева, Н.В. Коррекционная педагогика и специальная психология. СПб. : КАРО, 2006. 144 с.
21. Платонов, К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. М. : Высшая школа, 1984. 174 с.
22. Психологическая энциклопедия / под ред. Р. Корсини, А.
Ауэрбаха. М. : Питер (ГПП Печ. Двор), 2003. 1797 с.
23. Рогова, Г.В., Рабинович, Ф. М., Сахарова, Т. Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. М. : Просвещение, 1991. 287 с.
24. Рогова, Г.В. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях: пособие для учителей и студентов педвузов. М. : Просвещение, 2008. 228 с.
25. Сахановская, О.Н. Психологические особенности младших школьников // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. №3 (7). С. 45-46.
26. Сиротюк, А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. М. : Сфера, 2003. 282 с.
27. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций. М. : Просвещение, 2002. 239 с.
28. Татарницева, С.Н. Методика обучения иностранным языка: теория и практика. Тольятти: Изд-во ТГУ, 2021. 329 с.
29. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / Министерство образования и науки Российской Федерации. М. : Просвещение, 2009. 29 с.
30. Хормушева, В.В. Снятие трудностей в обучении иноязычному чтению младших школьников // Исследования молодых ученых : материалы XIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2020 г.). Казань : Молодой ученый, 2020. С. 83-85.
31. Черниговская, Т.В. Мозг и чтение. Сочи, 2017. URL:
https://sochisirius.ru/news/1484 (дата обращения: 8.09.2020).
32. Щукин, А.Н. Методика обучения речевому общению на
иностранном языке. М. : ИКАР, 2011. 454 с.
33. Эльконин, Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. 1971. № 4. С. 6-20.
34. Эльконин, Д.Б. Психология обучения младшего школьника. URL: http://psychlib.ru/mgppu/EPr-1997/EPR-2391.htm#$p239 (дата обращения:
10.10.2021) .
35. The British Dyslexia Association // Dyslexia. URL: https://www.bdadyslexia.org.uk/dyslexia (дата обращения: 10.11.2021).
36. Naomi Simmons. Family and Friends. Starter. Class book. Oxford University Press, 2019. 74 p.
37. Martinelli, K. Understanding Dyslexia // Know the signs, and how to
help kids with the most common learning disability. URL: https://childmind.org/article/understanding-dyslexia/ (дата обращения:
10.11.2021) .
38. LEARNING DIFFICULTIES // Factsheet 6: What is phonological
processing? URL:
https://www.education.act.gov.au/ data/assets/pdf_file/0009/714339/Learning-
Difficulties-Factsheet-6.pdf (дата обращения 21.09.2021).
39. International dyslexia association // Dyslexia Basics. URL:
https://dyslexiaida.org/dyslexia-basics/ (дата обращения 10.11.2021).
40. Hocking Liz, Bowen Mary. English World 1. Pupil's book. Macmillan, 2017. 128 p.
41. Higuera, V. What Are the Different Types of Dyslexia? URL: https://www.everydayhealth.com/dyslexia/types/ (дата обращения: 20.09.2021).
42. Hall, W. Dyslexia in the Primary Classroom. Learning Matters, 2009. 124 p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ