Аннотация 2
Введение 5
Глава 1 Теоретические основы сенсомоторного развития детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством дидактических игрушек 9
1.1 Психолого-педагогические основы сенсомоторного развития
детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня 9
1.2 Характеристика дидактических игрушек как средства сенсомоторного развития детей 5-6 лет с общим недоразвитием
речи III уровня 14
Глава 2 Экспериментальное исследование сенсомоторного развития детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством дидактических игрушек 23
2.1 Выявление уровня сенсомоторного развития детей 5-6 лет с
общим недоразвитием речи III уровня 23
2.2 Содержание и организация работы по сенсомоторному
развитию детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством дидактических игрушек 36
2.3 Выявления динамики уровня сенсомоторного развития детей 42
5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня
Заключение 52
Список используемой литературы 54
Приложение А Список детей, участвующих в эксперименте 56
Приложение Б Количественные результаты констатирующего эксперимента 57
Приложение В Наглядные примеры дидактических игрушек, направленных на сенсомоторное развитие детей с общим 58 недоразвитием речи III уровня
Приложение Г Количественные результаты контрольного среза 60
Аннотация
Работа посвящена проблеме сенсомоторного развития детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством дидактических игрушек. Актуальность исследования обусловлена противоречием между необходимостью сенсомоторного развития детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня и недостаточным использованием дидактических игрушек в образовательном процессе дошкольных образовательных организаций.
Целью исследования является теоретическое обоснование и экспериментальная проверка возможности сенсомоторного развития детей 5¬6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством дидактических игрушек.
В исследовании решаются следующие задачи: изучить теоретические основы сенсомоторного развития детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством дидактических игрушек; выявить уровень сенсомоторного развития детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня; разработать, апробировать содержание работы по сенсомоторному развитию детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством дидактических игрушек; выявить динамику уровня сенсомоторного развития детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Бакалаврская работа имеет новизну и практическую значимость; работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (24 источников) и 4 приложений.
Текст бакалаврской работы изложен на 55 страницах. Общий объем работы с приложением - 60 страниц. Текст работы иллюстрируют 2 рисунка и 11 таблиц.
Дошкольный период - это один из важных критических периодов развития, характеризующийся высокими темпами психофизиологического созревания. Малыш появляется на свет с уже вполне сформировавшимися органами чувств, но еще не способными к активному функционированию. Полноценное сенсомоторное развитие осуществляется только в процессе воспитания.
Сенсомоторное развитие дошкольника - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и развитие моторной сферы. Сенсомоторное развитие составляет фундамент общего умственного развития дошкольника. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание.
Актуальность работы заключается в том, что сенсомоторное развитие способствует интеллектуальному развитию детей, успешной готовности детей к обучению в школе, овладению детьми навыками письма и другими навыками ручной умелости, а главное их психоэмоциональному благополучию.
Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декорли), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Сакулина и другие) считали, что сенсомоторное воспитание является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Проблема обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи является весьма актуальной в современной педагогике. В настоящее время многие специалисты отмечают рост количества детей с различной речевой патологией (Е.Ф. Архипова, Т.Г. Визель, Л.Г. Парамонова и другие). В современной педагогической литературе общее недоразвитие речи рассматривается как сложное речевое расстройство, при котором нарушено формирование всех компонентов речевой системы (Р.Е Левина, Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и другие).
Как указывают многие исследователи (В.Ю. Авдонина, Е.Ф. Архипова, Т.Г. Визель, Н.В. Серебрякова и другие) наилучшие результаты при работе с детьми с общим недоразвитием речи III уровня достигаются при комплексном подходе, при совместной работе целого ряда специалистов. Одним из важнейших направлений в комплексе коррекционно-развивающих мероприятий с данной категорией детей является развитие мелкой моторики руки, поскольку существует онтогенетическая взаимозависимость между уровнем сформированности мелкой моторики и уровнем развития речи. Многие авторы подчеркивают значимость данного направления работы для преодоления недоразвития речи у детей (Н.М. Кольцова, А.Л. Сиротюк, Л.В. Фомина, Т. П. Хризман и другие).
На основании вышеизложенного, стало возможным установить противоречие между необходимостью сенсомоторного развития детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня и недостаточным использованием дидактических игрушек в образовательном процессе дошкольных образовательных организаций.
Выявленное противоречие позволило нам обозначить проблему исследования: каковы возможности дидактических игрушек как средства сенсомоторного развития детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Сенсомоторное развитие детей 5-6 лет с общим
недоразвитием речи III уровня посредством дидактических игрушек».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность сенсомоторного развития детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством дидактических игрушек.
Объект исследования: процесс сенсомоторного развития детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования: дидактические игрушки как средство сенсомоторного развития детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Исходя из данной проблемы, была сформулирована гипотеза исследования, которая заключается в предположении о том, что сенсомоторного развития детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством дидактических игрушек возможно, если:
- отобраны дидактические игрушки по задачам сенсомоторного развития детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня;
- обогащена развивающая предметно-пространственная среда бизи- домиками, сортерами, балансировщиками, аэроболами;
- включены упражнения с дидактическими игрушками в совместную деятельность воспитателя и детей в режимных моментах.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы сенсомоторного развития детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством дидактических игрушек.
2. Выявить уровень сенсомоторного развития детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
3. Разработать, апробировать содержание работы по сенсомоторному развитию детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством дидактических игрушек.
4. Выявить динамику уровня сенсомоторного развития детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- положения о единства интеллекта и аффекта (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев);
- комплексный подход к процессу формирования личности ребенка в коррекционном обучении и воспитании (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Е.А. Стребелева);
- исследования в области развития сенсорных способностей Л.А. Венгера, М. Монтессори, Э.Г. Пилюгиной, Е.И. Тихеевой, Ф. Фребеля.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- анализ психолого-педагогической литературы по проблеме;
- психолого-педагогический эксперимент (констатирующий,
формирующий и контрольный этапы);
- качественный и количественный анализ эмпирических данных.
Экспериментальная база исследования МБУ детский сад № 54 «Аленка» города Тольятти. В исследовании приняли участие 10 дошкольников 5-6 лет.
Новизна исследования заключается в следующем: обоснованы потенциальные возможности дидактических игрушек в сенсомоторном развитии детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Теоретическая значимость исследования: дано теоретическое обоснование возможности сенсомоторного развития детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством дидактических игрушек.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования на практике апробированных материалов: упражнения с дидактическими игрушками по сенсомоторному развитию детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Структура бакалаврской работы: введение, две главы, заключение, список используемой литературы (24 источника), 4 приложения. Работа иллюстрирована 2 рисунками и 11 таблицами.
В выпускной квалификационной работе в обобщенном виде излагаются основные результаты, формулируются основные выводы, касающиеся теоретических, экспериментальных и прогностических аспектов работы.
Теоретическое изучение психолого-педагогической литературы (Л.А. Венгер, М.И. Аксенова, Л.С. Выготский, Т.Б. Филичева,
М. Монтессори) по проблеме сенсомоторного развития детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня, подтвердило, что данная проблема является актуальной в педагогической теории и практике, требует дальнейшего теоретического осмысления.
Сенсомоторное развитие - одна из главных составляющих умственного и физического воспитания детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня, оно играет важную роль всестороннем развитии дошкольника. Сенсомоторное развитие способствует интеллектуальному развитию детей, успешной готовности детей к обучению в школе, овладению детьми навыками письма и другими навыками ручной умелости, а главное их психоэмоциональному благополучию.
Результаты констатирующего этапа эксперимента свидетельствуют о недостаточном уровне сенсомоторного развития у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня. Анализ результатов данной диагностики показал, что в экспериментальной группе нет воспитанников, имеющих достаточный уровень развития.
Близкий к достаточному уровню, показали 40% (4 человека) в
экспериментальной группе. Недостаточный уровень показали 60% (6
человек) воспитанников, экспериментальной группы, у детей возникли явные трудности с пониманием задания.
Это на наш взгляд, обусловлено как возрастными особенностями детей, так и недостаточным вниманием педагогов к использованию в качестве средства сенсомоторного развития дидактических игр, игровых упражнений, пальчиковых гимнастик и конструирования.
В ходе формирующего эксперимента мы доказали, что сенсомоторное развитие детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством дидактических игрушек возможно, если:
- отобраны дидактические игрушки по задачам сенсомоторного развития детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня;
- обогащена развивающая предметно-пространственная среда бизи- домиками, сортерами, балансировщиками, аэроболами;
- включены упражнения с дидактическими игрушками в совместную деятельность воспитателя и детей в режимных моментах.
По результатам контрольного эксперимента было выявлено, что у детей экспериментальной группы существенно повысился уровень сенсомоторного развития, что свидетельствует о том, что цель исследования достигнута и гипотеза доказана.
1. Аксенова М. И. Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушениями речи // Дошкольной воспитание. 2004. № 8. С. 62-65.
2. Атрепьева В. Б. Наглядно-дидактический материал для работы с детьми дошкольного возраста с нарушениями : учеб. пособие для студентов педвузов. М. : НЦ ЭНАС, 2002. 134 с.
3. Бабиева Н. С., Гришина А. Н., Плохова Ю. С. Сенсорное развитие : вариативность современных подходов // Перспективы науки. 2016. № 2 (77). С. 64-67.
4. Бабушкина Р. Л., Кислякова О. М. Логопедическая ритмика : методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи. Санкт-Петербург : КАРО, 2005. 76 с.
5. Бернштейн Н. А. О ловкости и ее развитии. М. : Физкультура и спорт, 1991. 288 с.
6. Богомолова М. И. Основные направления сенсорного воспитания детей в отечественной педагогике в конце ХХ века // Академический журнал Западной Сибири. 2014. № 1 (50). С. 82-83.
7. Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет : книга для воспитателя детского сада. М. : Просвещение, 2006.
8. Венгер Л. А. Развитие: программа нового поколения для
дошкольных образовательных учреждений // М. : Гном, 2000. 164 с.
9. Выготский Л. С. Вопросы детской (возрастной) психологии // Собр. соч. В 6 т. М., 1983. Т. 4. 234 с.
10. Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С. В. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Ярославль : Академия, 2010. 185 с.
11. Гаркуша Ю. Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушением речи. М., 2002. 213с.
12. Горбун Н., Губенко А. Упражнения с Монтессори-материалом. Рига-Москва : «Эксперимент», 2015. 390 с.
13. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. М., 2013. 132с.
14. Жукова Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Екатеринбург, 2004. 245с.
15. Запорожец A. B. Избранные психологические труды. T. 1. M. : Педагогика, 2009. 320 с.
16. Зеньковский В. В. Психология детства. М. : Приори, 2016. 220 с.
... Всего источников – 24.