РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНИКИ БУМАГОКРУЧЕНИЯ
|
Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы проблемы развития у детей дошкольного возраста мелкой моторики рук 8
1.1 Психолого-педагогические аспекты развития у детей дошкольного возраста мелкой моторики рук посредством техники бумагокручения 8
1.2 Потенциальные возможности бумагокручения в развитии у детей 6-7 лет мелкой моторики рук 16
Глава 2 Экспериментальное исследование развития у детей 6-7 лет мелкой моторики рук посредством техники бумагокручения 26
2.1 Выявление уровня развития у детей 6-7 лет мелкой моторики рук 26
2.2 Содержание работы по развитию у детей 6-7 лет мелкой моторики рук посредством техники бумагокручения 40
2.3 Динамика уровня развития у детей 6-7 лет мелкой моторики рук 51
Заключение 64
Список используемой литературы 66
Приложение А Список детей 6-7 лет, участвующих в экспериментальном исследовании 70
Приложение Б Количественные результаты диагностики развития у детей 6-7 лет мелкой моторики рук (констатирующий и контрольный этап эксперимента) 71
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы проблемы развития у детей дошкольного возраста мелкой моторики рук 8
1.1 Психолого-педагогические аспекты развития у детей дошкольного возраста мелкой моторики рук посредством техники бумагокручения 8
1.2 Потенциальные возможности бумагокручения в развитии у детей 6-7 лет мелкой моторики рук 16
Глава 2 Экспериментальное исследование развития у детей 6-7 лет мелкой моторики рук посредством техники бумагокручения 26
2.1 Выявление уровня развития у детей 6-7 лет мелкой моторики рук 26
2.2 Содержание работы по развитию у детей 6-7 лет мелкой моторики рук посредством техники бумагокручения 40
2.3 Динамика уровня развития у детей 6-7 лет мелкой моторики рук 51
Заключение 64
Список используемой литературы 66
Приложение А Список детей 6-7 лет, участвующих в экспериментальном исследовании 70
Приложение Б Количественные результаты диагностики развития у детей 6-7 лет мелкой моторики рук (констатирующий и контрольный этап эксперимента) 71
Актуальность темы исследования. В настоящее время, в связи с реализацией Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС), происходит переориентировка целей, и одной из приоритетных задач является обеспечение условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся. Одним из значимых направлений работы, реализующей и иные задачи, является развитие мелкой моторики.
Актуальность исследуемой проблемы объясняется тем, что развитие у детей навыков мелкой моторики важно потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, скоординированных движений кистей и пальцев, чтобы выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Правильное развитие движений пальцев и кисти рук, стимулирует речевое развитие ребенка, в общем, и благоприятно влияет на исправление речевых дефектов, в частности.
Целенаправленная работа по совершенствованию движений пальцев оказывает благотворное влияние на общее развитие ребенка, становление всех психических процессов, подготовку руки к письму.
Разработка тонких, точных движений необходима ребенку не только для того, чтобы уверенно управлять своим телом; деликатная моторика пальцев развивает мозг, его способность контролировать, анализировать, повелевать.
Отечественные ученые в области психологии и педагогики, такие как Л.С. Выготский, М.М. Кольцова, С.Р. Прищепа, С.П. Соснина; Т.А. Ткаченко, занимались исследованием проблемы развития мелкой моторики в структуре психомоторного развития дошкольников
Исследователи М.М. Кольцова, М.С. Рузина, М.В. Яковлева занимались изучением проблемы развития мелкой моторики старших дошкольников.
Исследователи отмечают, что огромное влияние на развитие мелкой моторики рук детей 6-7 лет оказывает и декоративно-прикладное искусство, в частности техника квиллинг (в переводе с англ. - бумагокручение).
Бумагокручение (или квиллинг) как одну из методик развития мелкой моторики изучали Н.В. Кузьмичёва, Г.Д. Сорокина, Н.И. Фирсова, возможности квиллинга в развитии мелкой моторики рассматривали такие педагоги как, В.В. Стеблецова, О.В. Терешкевич, А.С. Штрих, С.И. Щедрина. Но такой вид конструирования из бумаги, как квиллинг, мало представлен в методической литературе дошкольного образования: А.А. Зайцева, Л.В. Сипкина, А.В. Цветкова.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил сформулировать вывод о том, что развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста можно успешно проводить на занятиях по бумагокручению (квиллингу).
Анализ психолого-педагогической литературы и педагогического опыта позволил определить противоречие между необходимостью развития у детей 6-7 лет мелкой моторики рук и недостаточным использованием техники бумагокручения в данном процессе.
Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: каковы потенциальные возможности бумагокручения в развитии у детей 6-7 лет мелкой моторики рук?
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности развития у детей 6-7 лет мелкой моторики рук посредством техники бумагокручения.
Объект исследования: процесс развития у детей 6-7 лет мелкой моторики рук.
Предмет исследования: бумагокручения как средство развития у детей 6-7 лет мелкой моторики рук.
Гипотеза исследования: мы предположили, что развития у детей 6-7 мелкой моторики рук посредством техники бумагокручения возможно если:
• обогащена развивающая предметно-пространственная среда инструментами и материалами для бумагокручения;
• организована совместная деятельность педагога и детей по развитию мелкой моторики рук у детей 6-7 лет посредством использования бумагокручения.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были разработаны следующие задачи исследования.
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития у детей старшего дошкольного возраста мелкой моторики рук.
2. Выявить уровень развития у детей 6-7 лет мелкой моторики рук.
3. Разработать содержание работы по развитию у детей 6-7 лет мелкой моторики рук посредством техники бумагокручения.
4. Определить динамику уровня развития у детей 6-7 лет мелкой моторики рук посредством техники бумагокручения.
Для проверки гипотезы и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
• теоретические: анализ и изучение психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме;
• практические: психолого-педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольные этапы; наблюдение, беседа;
• качественный и количественный анализ полученных данных.
Теоретической основой исследования являются:
• теоретические положения о взаимосвязи мыслительных процессов и развития мелкой моторики Л.В. Занков., В.Г. Беззубцева., Н.Н. Поддьяков.
• концептуальные положения Н.А. Бернштейн, Л.И. Быкова, В.М. Волков, В.А. Иванов, М.М. Кольцова, Л.Х. Матвеев, Н.А. Ноткина, Е.Ф. Орехов, Т.Н. Сумищев, В.А. Сухомлинский о содержании работы по развитию мелкой моторики рук детей 6-7 лет;
• теоретические положения И.В. Сушковой, А.С. Спиваковской, Н.Е. Щурковой, о возможности применения бумагокручения в процессе работы по развитию мелкой моторики рук детей 6-7 лет.
Новизна исследования заключается в обосновании возможностей развития у детей 6-7 лет мелкой моторики рук посредством техники бумагокручения, определены показатели и уровни развития мелкой моторики рук у детей 6-7 лет.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в работе описаны и обоснованы показатели и уровни развития у детей 6-7 лет мелкой моторики рук.
Практическая значимость работы заключается в том, что разработанные материалы исследования могут быть использованы педагогами дошкольных образовательных организаций для решения задач, связанных с развитием у детей 6-7 лет мелкой моторики рук посредством техники бумагокручения.
Экспериментальная база исследования. МКОУ Новопогореловская СШ им. Л.И. Буинцева, Ульяновская область с. Новое Погорелово. В исследовании принимали участие 20 детей 6-7 лет.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (35 источник), 2 приложениями. Текст работы иллюстрирован 11 рисунками и 15 таблицами.
Актуальность исследуемой проблемы объясняется тем, что развитие у детей навыков мелкой моторики важно потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, скоординированных движений кистей и пальцев, чтобы выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Правильное развитие движений пальцев и кисти рук, стимулирует речевое развитие ребенка, в общем, и благоприятно влияет на исправление речевых дефектов, в частности.
Целенаправленная работа по совершенствованию движений пальцев оказывает благотворное влияние на общее развитие ребенка, становление всех психических процессов, подготовку руки к письму.
Разработка тонких, точных движений необходима ребенку не только для того, чтобы уверенно управлять своим телом; деликатная моторика пальцев развивает мозг, его способность контролировать, анализировать, повелевать.
Отечественные ученые в области психологии и педагогики, такие как Л.С. Выготский, М.М. Кольцова, С.Р. Прищепа, С.П. Соснина; Т.А. Ткаченко, занимались исследованием проблемы развития мелкой моторики в структуре психомоторного развития дошкольников
Исследователи М.М. Кольцова, М.С. Рузина, М.В. Яковлева занимались изучением проблемы развития мелкой моторики старших дошкольников.
Исследователи отмечают, что огромное влияние на развитие мелкой моторики рук детей 6-7 лет оказывает и декоративно-прикладное искусство, в частности техника квиллинг (в переводе с англ. - бумагокручение).
Бумагокручение (или квиллинг) как одну из методик развития мелкой моторики изучали Н.В. Кузьмичёва, Г.Д. Сорокина, Н.И. Фирсова, возможности квиллинга в развитии мелкой моторики рассматривали такие педагоги как, В.В. Стеблецова, О.В. Терешкевич, А.С. Штрих, С.И. Щедрина. Но такой вид конструирования из бумаги, как квиллинг, мало представлен в методической литературе дошкольного образования: А.А. Зайцева, Л.В. Сипкина, А.В. Цветкова.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил сформулировать вывод о том, что развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста можно успешно проводить на занятиях по бумагокручению (квиллингу).
Анализ психолого-педагогической литературы и педагогического опыта позволил определить противоречие между необходимостью развития у детей 6-7 лет мелкой моторики рук и недостаточным использованием техники бумагокручения в данном процессе.
Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: каковы потенциальные возможности бумагокручения в развитии у детей 6-7 лет мелкой моторики рук?
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности развития у детей 6-7 лет мелкой моторики рук посредством техники бумагокручения.
Объект исследования: процесс развития у детей 6-7 лет мелкой моторики рук.
Предмет исследования: бумагокручения как средство развития у детей 6-7 лет мелкой моторики рук.
Гипотеза исследования: мы предположили, что развития у детей 6-7 мелкой моторики рук посредством техники бумагокручения возможно если:
• обогащена развивающая предметно-пространственная среда инструментами и материалами для бумагокручения;
• организована совместная деятельность педагога и детей по развитию мелкой моторики рук у детей 6-7 лет посредством использования бумагокручения.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были разработаны следующие задачи исследования.
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития у детей старшего дошкольного возраста мелкой моторики рук.
2. Выявить уровень развития у детей 6-7 лет мелкой моторики рук.
3. Разработать содержание работы по развитию у детей 6-7 лет мелкой моторики рук посредством техники бумагокручения.
4. Определить динамику уровня развития у детей 6-7 лет мелкой моторики рук посредством техники бумагокручения.
Для проверки гипотезы и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
• теоретические: анализ и изучение психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме;
• практические: психолого-педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольные этапы; наблюдение, беседа;
• качественный и количественный анализ полученных данных.
Теоретической основой исследования являются:
• теоретические положения о взаимосвязи мыслительных процессов и развития мелкой моторики Л.В. Занков., В.Г. Беззубцева., Н.Н. Поддьяков.
• концептуальные положения Н.А. Бернштейн, Л.И. Быкова, В.М. Волков, В.А. Иванов, М.М. Кольцова, Л.Х. Матвеев, Н.А. Ноткина, Е.Ф. Орехов, Т.Н. Сумищев, В.А. Сухомлинский о содержании работы по развитию мелкой моторики рук детей 6-7 лет;
• теоретические положения И.В. Сушковой, А.С. Спиваковской, Н.Е. Щурковой, о возможности применения бумагокручения в процессе работы по развитию мелкой моторики рук детей 6-7 лет.
Новизна исследования заключается в обосновании возможностей развития у детей 6-7 лет мелкой моторики рук посредством техники бумагокручения, определены показатели и уровни развития мелкой моторики рук у детей 6-7 лет.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в работе описаны и обоснованы показатели и уровни развития у детей 6-7 лет мелкой моторики рук.
Практическая значимость работы заключается в том, что разработанные материалы исследования могут быть использованы педагогами дошкольных образовательных организаций для решения задач, связанных с развитием у детей 6-7 лет мелкой моторики рук посредством техники бумагокручения.
Экспериментальная база исследования. МКОУ Новопогореловская СШ им. Л.И. Буинцева, Ульяновская область с. Новое Погорелово. В исследовании принимали участие 20 детей 6-7 лет.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (35 источник), 2 приложениями. Текст работы иллюстрирован 11 рисунками и 15 таблицами.
В современной психолого-педагогической науке проблема развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста является одной из актуальных и рассматривается в работах таких педагогов и психологов, как Л.С. Выготский, С.С. Прищепа, С.П. Соснина; в педагогике М.М. Кольцова, Т.А. Ткаченко и др.
В своем исследовании мы рассматриваем возможности техника бумагокручения в развитии мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста. Так как развитие мелкой моторики имеет большое значение в готовности к обучению в школе.
Результаты констатирующего этапа нашей экспериментальной работы показали, что у детей 6-7 лет преобладает низкий и средний уровень развития мелкой моторики руки.
Целью формирующего эксперимента явилось: разработать содержание и организовать работу по развитию у детей 6-7 лет мелкой моторики рук посредством техники бумагокручения.
Мы предположили, что развитие мелкой моторики у дошкольников на занятиях бумагокручения возможно, если:
• обогащена развивающая предметно-пространственная среда инструментами и материалами для бумагокручения;
• организована совместная деятельность педагога и детей по развитию мелкой моторики рук у детей 6-7 лет посредством использования бумагокручения.
Приступая к работе по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста мы на первом этапе обогатили и расширили развивающую предметно-пространственную среду группы. Так, в старшей группе имеется центр творчества и уголок по развитию мелкой моторики рук. При проведении обследовании имеющейся развивающей среды была выявлена необходимость дополнения ее материалами. В центр «развития моторики» дополнительно были внесены различные виды конструкторов: магнитный, мягкий, деревянный; шнуровки «Лабиринт», «Яблоко»; вертушки, закрутки, наборы мозаики и печатные пособия и игры. В центр «творчества» добавились новые инструменты: палочки для «торцевания» разного размера, полоски бумаги разной ширины, гофрированная бумага разнообразного цвета, картон, разноцветная бумага. На втором этапе формирующего эксперимента была организована совместная деятельность педагога и детей по развитию мелкой моторики рук у детей 6-7 лет посредством использования бумагокручения.
Эффективность выполненной работы по развитию мелкой моторики детей 6-7 лет в процессе формирующего эксперимента была подтверждена в ходе контрольного этапа эксперимента.
Результаты, полученные на этапе контрольного этапа экспериментального исследования, свидетельствуют о следующей динамике развития у детей 6-7 лет мелкой моторики рук: показатель низкого уровня развития у детей 6-7 лет мелкой моторики рук понизился на 15%; показатель среднего уровня развития у детей 6-7 лет мелкой моторики рук повысился на 5%; показатель высокого уровня развития у детей 6-7 лет мелкой моторики рук повысился на 10%.
Это свидетельствует об эффективности предложенного и апробированного проекта по развитию мелкой моторики у детей 6-7 лет в условиях дошкольной образовательной организации.
Таким образом, мы можем констатировать, что задачи исследования решены, гипотеза исследования подтвердилась.
В своем исследовании мы рассматриваем возможности техника бумагокручения в развитии мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста. Так как развитие мелкой моторики имеет большое значение в готовности к обучению в школе.
Результаты констатирующего этапа нашей экспериментальной работы показали, что у детей 6-7 лет преобладает низкий и средний уровень развития мелкой моторики руки.
Целью формирующего эксперимента явилось: разработать содержание и организовать работу по развитию у детей 6-7 лет мелкой моторики рук посредством техники бумагокручения.
Мы предположили, что развитие мелкой моторики у дошкольников на занятиях бумагокручения возможно, если:
• обогащена развивающая предметно-пространственная среда инструментами и материалами для бумагокручения;
• организована совместная деятельность педагога и детей по развитию мелкой моторики рук у детей 6-7 лет посредством использования бумагокручения.
Приступая к работе по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста мы на первом этапе обогатили и расширили развивающую предметно-пространственную среду группы. Так, в старшей группе имеется центр творчества и уголок по развитию мелкой моторики рук. При проведении обследовании имеющейся развивающей среды была выявлена необходимость дополнения ее материалами. В центр «развития моторики» дополнительно были внесены различные виды конструкторов: магнитный, мягкий, деревянный; шнуровки «Лабиринт», «Яблоко»; вертушки, закрутки, наборы мозаики и печатные пособия и игры. В центр «творчества» добавились новые инструменты: палочки для «торцевания» разного размера, полоски бумаги разной ширины, гофрированная бумага разнообразного цвета, картон, разноцветная бумага. На втором этапе формирующего эксперимента была организована совместная деятельность педагога и детей по развитию мелкой моторики рук у детей 6-7 лет посредством использования бумагокручения.
Эффективность выполненной работы по развитию мелкой моторики детей 6-7 лет в процессе формирующего эксперимента была подтверждена в ходе контрольного этапа эксперимента.
Результаты, полученные на этапе контрольного этапа экспериментального исследования, свидетельствуют о следующей динамике развития у детей 6-7 лет мелкой моторики рук: показатель низкого уровня развития у детей 6-7 лет мелкой моторики рук понизился на 15%; показатель среднего уровня развития у детей 6-7 лет мелкой моторики рук повысился на 5%; показатель высокого уровня развития у детей 6-7 лет мелкой моторики рук повысился на 10%.
Это свидетельствует об эффективности предложенного и апробированного проекта по развитию мелкой моторики у детей 6-7 лет в условиях дошкольной образовательной организации.
Таким образом, мы можем констатировать, что задачи исследования решены, гипотеза исследования подтвердилась.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ МАЛОЙ МОТОРИКИ РУК ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНИКИ КВИЛЛИНГ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2020





