Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Фитонимическая лексика в поэзии О. Седаковой

Работа №121112

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

филология

Объем работы77
Год сдачи2020
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
90
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 5
Глава 1 Теоретические основания проблемы функционирования фитонимов в художественном тексте 9
1.1. Фитонимы и принципы их описания в лингвистической литературе 9
1.2. Фитонимы в художественном тексте: принципы классификаций и анализа 14
1.3. Средства выразительности, основанные на символической интерпретации действительности 18
Глава 2 Особенности употребления фитонимов в творчестве О. Седаковой 29
2.1. Классификация фитонимов 29
2.2. Символическое употребление фитонимов в поэзии О. Седаковой 34
2.3. Метафорическое употребление фитонимов в поэтическом тексте О. Седаковой 39
2.4. Фитонимы как средства выразительности 44
Заключение 50
Список используемой литературы и используемых источников 53
Приложение А Третий компонент сравнения в метафорических наименованиях фитонимов в поэтическом тексте О. Седаковой 59
Приложение Б Примеры анализа символического и метафорического употребления фитонимов, а также особенностей употребления фитонимов как средств выразительности, в частности эпитетов из сборника О. Седаковой «Стихи» 65
Приложение В Внеклассное мероприятие 72

Фитонимическая лексика всегда была в центре внимания исследователей. Ученые рассматривали основные классификации фитонимов (Т. Ю. Капишева, А. М. Летова и др.), разрабатывали основания для классификаций типов и функций фитонимов в художественном тексте (Е. Н. Матвеева). Анализ фитонимической лексики и фразеологии различных языков представлен в исследованиях А. М. Летовой, И. В. Буйленко, О. В. Худенцовой, Т. Ю. Капишевой, Е. Ю. Фетюшиной и др.
Выявленные исследователями параметры предполагают возможность обращения к разным характеристикам этого феномена. В частности, рассмотрение фитонимов как средств создания художественной выразительности текста представлено в работах Е. Н. Матвеевой «Реализация предметных и эстетических значений в функционально-семантическом поле флористики в поэзии Игоря Северянина» (2008), М. П. Муравицкой «Поэтический язык и духовная культура: символика лазури» (1991), О. Н. Семёновой «О поэзии Иннокентия Анненского» (1981) и т.д.
О. А. Седакова - известный современный поэт, эссеист, литературный критик. Однако ее творчество еще недостаточно изучено. Тем не менее в своих произведениях О. Седакова активно использует фитонимическую лексику, поэтому представляется актуальным проанализировать символическое и метафорическое употребление фитонимов, а также особенности употребления фитонимов как средств выразительности на материале поэзии О. Седаковой.
В качестве объекта исследования было определено функционирование фитонимической лексики в современном поэтическом тексте.
Предмет исследования составили символическое и метафорическое употребление фитонимов, а также особенности употребления фитонимов как средств выразительности в сборнике О. Седаковой «Стихи» (1994).
Цель бакалаврской работы состоит в том, чтобы классифицировать, а также охарактеризовать семантику и функционирование фитонимической лексики в поэтическом сборнике О. Седаковой «Стихи».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Обобщить существующие в лингвистической литературе точки зрения на сущность понятия «фитонимическая лексика» и принципы ее классификации.
2. Рассмотреть различные аспекты изучения образов фитонимов в поэзии О. Седаковой на основе анализа лингвистической литературы.
3. Методом сплошной выборки отобрать примеры словоупотребления фитонимической лексики из сборника О. Седаковой «Стихи».
4. Определить символическое и метафорическое употребление фитонимов, а также особенности употребления фитонимов как средств выразительности, в частности эпитетов в сборнике О. Седаковой «Стихи».
5. Выполнить тематическую классификацию символических и метафорических образов фитонимов в сборнике О. Седаковой «Стихи».
Методы исследования. Общетеоретические методы анализа и синтеза позволили выявить точки зрения различных ученых на проблему, определить базовые понятия и обобщить теоретический материал по данной проблеме, а также сделать соответствующие выводы. Метод сплошной выборки примеров фитонимической лексики из сборника О. Седаковой «Стихи» и метод контекстуального анализа позволили установить функциональные значения символического и метафорического употребления фитонимов, а также особенности употребления фитонимов как средств выразительности, в частности эпитетов, в творчестве поэта.
Материалом для исследования послужили примеры символического и метафорического употребления фитонимов, а также особенностей употребления фитонимов как средств выразительности, в частности эпитетов в поэтическом сборнике О. Седаковой «Стихи». В результате анализа произведений этого сборника было отобрано более 150 словоупотреблений фитонимов.
Научная новизна и теоретическая значимость работы заключается в том, что удалось определить символическое и метафорическое употребление фитонимов, а также особенностей употребления фитонимов как средств выразительности, в частности эпитетов в поэзии О. Седаковой, классифицировать примеры фитонимической лексики по ряду параметров, определить функциональную значимость каждого средства.
На защиту выносятся следующие положения:
1. В сборнике О. Седаковой «Стихи» основу формирования образности составляют символическое и метафорическое употребление фитонимов, а также особенности употребления фитонимов как средств выразительности, в частности эпитетов.
2. В символическом употреблении фитонимов в сборнике О. Седаковой «Стихи» в значительной степени разработана символика цвета. Символы могут быть подразделены на словесные и несловесные. Словесный символ имеет два характера: речевой, индивидуально-авторский и устойчивый, языковой. Источниками словесной символизации становятся два типа ассоциирования: метафорическое и метонимическое.
3. Анализ отобранного материала в сборнике О. Седаковой «Стихи» показал, что специфика значения метафор и метафорических номинаций состоит в их семантической многоплановости.
4. В сборнике О. Седаковой «Стихи» кроме основного и вспомогательного субъектов следует выделять: аспект сравнения, определяющий сферу соответствия элементов метафоры; их общий признак - terium comparationis (третий компонент сравнения).
5. В сборнике О. Седаковой «Стихи» эпитеты выступают как семантически многоплановое наименование, используемое в качестве декоративных средств художественной речи.
Самостоятельность исследования состоит в том, что проанализирована роль символического и метафорического употребления фитонимов, а также особенностей употребления фитонимов как средств выразительности в поэзии О. Седаковой, выявлено их активное участие в создании художественной образности, рассмотрены примеры фитонимической лексики по ряду параметров, составлена их классификация.
Практическая значимость бакалаврской работы заключается в том, что ее материалы и результаты могут быть использованы на занятиях по русскому языку и литературе в школе и вузе.
Апробация исследования. Результаты данного исследования были апробированы на внеклассном мероприятии (7 класс) в период прохождения педагогической практики в МБОУ СОШ №5 г. Пыть-Ях; изложены в докладах, сделанных на конференциях «Молодежь. Наука. Общество» (декабрь 2019) и «Дни науки в ТГУ» (апрель 2020) и рекомендованы к печати в сборнике научных статей по итогам конференции (приложение В).
Результаты бакалаврской работы опубликованы в виде статей:
1. Фитонимы «сад» и «роза» в поэзии О. Седаковой в электронном сборнике студенческих работ Всероссийской студенческой научно-практической междисциплинарной конференции «Молодежь. Наука. Общество» (г. Тольятти, 2019 г.);
2. Символическое употребление фитонимов в поэзии О. Седаковой в сборнике научных трудов научно-практической конференции «Дни науки в ТГУ» (г. Тольятти, 2020 г.)
Структура бакалаврской работы подчинена логике исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, который насчитывает 58 источников, приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Таким образом, в сборнике О. Седаковой «Стихи» основу формирования образности составляют символическое и метафорическое употребление фитонимов, а также особенности употребления фитонимов как средств выразительности, в частности эпитетов.
В результате работы с поэтическими текстами было отобрано 150 примеров словоупотреблений наименований фитонимов, был определен состав фитонимической лексики, включающий 3 тематические группы: 1) символы; 2) метафоры; 3) эпитеты.
В символическом употреблении фитонимов в сборнике О. Седаковой «Стихи» в значительной степени разработана символика цвета. Символы могут быть подразделены на словесные и несловесные. Словесный символ может быть речевым, индивидуально-авторским и устойчивым, языковым. Источниками словесной символизации становятся два типа ассоциирования: метафорическое и метонимическое, например:
Пускай любовь по дому шарит,
и двери заперты на ключ -
мне черный сад в глаза ударит,
шатаясь, как фонарный луч.
И сад, как дух, когда горели
в огне, и землю клятвы ели,
и дух, как в древности, дремуч
[Седакова, «Побег блудного сына», 1994:32].
Пример словесных символов, имеющих индивидуально-авторский характер:
Как древний герой, выполняя заданье,
из сада мы вынесем яблоки ночи
и вышьем, и выткем свое мирозданье
[Седакова, «Ночное шитьё», 1994:81].
Анализ отобранного материала в сборнике О. Седаковой «Стихи» показал, что специфика значения метафор и метафорических номинаций состоит в их семантической многоплановости:
Ты, мысль моя, ты, ясная Кифера,
ты, розы поднебесной привиденье
Верни ему весь одичавший сад -
в цветной воде, в утешенных слезах
Содом, перерожденный на глазах, -
все будет ложь, и ничего как ложь
[Седакова, «Портрет художника на его картине», 1994:83].
Пример метафорического ассоциирования:
Сажая
свои неимоверные сады,
Садовник ли их менее жалеет,
чем ты? О, ум из нищенской руды
[Седакова, «Из песни Данте», 1994:271].
В сборнике О. Седаковой «Стихи» кроме основного и вспомогательного субъектов следует выделять: аспект сравнения, определяющий сферу соответствия элементов метафоры; их общий признак - terium comparationis (третий компонент сравнения). Например, вспомогательный субъект - «садовник суровый», основной субъект - «дикий шиповник», terium comparationis - бесстрашный «Дикий шиповник идет, / как садовник суровый, / не знающий страха» («Дикий шиповник»), аспект сравнения - поведение.
В сборнике О. Седаковой «Стихи» эпитеты выступают как семантически многоплановое наименование, используемое в качестве декоративного средства художественной речи.
1. Эпитеты с прямым значением: и буду стоять, пропадая из глаз, / стеклянной террасой из темного сада [Седакова, «Прощание», 1994:27].
2. Метафорический перенос: оттого, что темней не бывает, / если это не тот заповеданный сад [Седакова, «Неужели, Мария, только рамы скрипят», 1994:6].
3. Метонимический перенос: дикий шиповник / идет, как садовник суровый, / не знающий страха, / с розой пунцовой, / со спрятанной раной участья под дикой рубахой. (метонимический перенос значения крови) [Седакова, «Дикий шиповник», 1994:13].
Национальная специфика картины мира формируется благодаря объективным характеристикам отражаемых предметов и эмоционального отношения к ним. Фитонимы необходимы для развития языковой картины мира не только как элемент природы, произрастающий в той или иной местности и обладающий теми или иными биологическими характеристиками, но и как объект, который вызывает определенное отношение и образы. Фитонимические единицы представляют собой ценную культурологическую концепцию, которую применяют в изучении предназначения растений в темах веры, истории, этноса, мифов, культуры и устного народного творчества. Фитонимы играют важную роль в символическом и метафорическом употреблении, а также в построении средств выразительности, в частности эпитетов.
Приоритет, отдаваемый в использовании фитонимических единиц, и личная интерпретация каких-либо предметов и явлений представляются главным способом изображения личной авторской картины мира поэта, что определяет их важность в исследовании читателем представленной в художественной речи картины мира и правильной ее определённости и трактовки.
Таким образом, анализируемые тексты в творчестве О. Седаковой, благодаря взаимодействию фитонимов и таких поэтических тропов как эпитеты, пронизаны символической (как древний герой, выполняя заданье, / из сада мы вынесем яблоки ночи / и вышьем, и выткем свое мирозданье [Седакова, «Ночное шитьё», 1994:81]), метафорической (сажая / свои неимоверные сады, / Садовник ли их менее жалеет, / чем ты? [Седакова, «Из песни Данте», 1994:271]), метонимической (ты, мысль моя, ты, ясная Кифера, / ты, розы поднебесной привиденье / Верни ему весь одичавший сад - / в цветной воде, в утешенных слезах [Седакова, «Портрет художника на его картине», 1994:83]).
Фитонимические единицы в роли местных, этнических, культурных и эмоционально-чувствительных указателей в художественном творчестве выявляют важные семантические и концептуальные свойства поэтической картины мира.


1. Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. М. : «Coda», 1997. 126 с.
2. Аникин, В.П. Учебник для вузов. [Текст] / В.П. Аникин. 2-е изд., испр. и доп. М. : Высшая школа, 2004. 735 с.
3. Арутюнова Н. Д. Метафора // Лингвистический энциклопедический словарь. М. : Сов. энциклопедия, 1990. 136-137 с.
4. Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов. М. : Советская энциклопедия, 1966. 256 с.
5. Бибихин В. В. Язык философии. М. : Прогресс, 1993.179 с.
6. Блинова, О.И., Разина А.С. Двусловные фитонимы в лингвокультурологическом освещении [Текст] / О.И. Блинова, А.С. Разина // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2011. № 1. 5-10 с.
7. Буйленко И. В. Лексико-семантические объединения слов // Электронный научно-образовательный журнал ВГСПУ «Грани познания». №5(19). Декабрь 2012. Режим доступа: http://grani.vspu.ru/jurnal/1 (дата обращения: 07.02.2020 г.).
8. Буслаев, Ф. И. Исторические очерки русской народной словесности. СПб. : Издание Д. Е. Кожанчикова: Типогр. товарищества «Общественная польза», 1861. 643 с.
9. Воронина, Л. В., Кудрявцева, Н. Б. Особенности культуры немецко- и русскоязычного мира через призму фитонимов и фаунонимов [Текст] / Л. В Воронина, Н. Б. Кудрявцева. Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов : Грамота, 2009. № 1. 42-46 с.
10. Григорьев М. С. Введение в поэтику. М. : Изд-во Т-ва В.В. Думнов, 1924. 83 с.
11. Жирмунский В. М. Метафора в поэтике русских символистов // Новое литературное обозрение. 1999. № 1 (35). Раздел 1. 215-221 с.
12. Забылин, М. Русский народ: Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия [Текст] / Сост. и отв. ред. О. А. Платонов. М. : Институт русской цивилизации, 2014. 688 с.
13. Иванов В. Родное и вселенское. М.: Республика, 1994. С. 141, 143, 151 и 155.
14. Исаев, Ю. Н. Фитонимы как составная часть языковой картины мира [Текст] / Ю. Н. Исаев. Вестник Чувашского университета. 2012. № 1. 229-231 с.
15. Калинников Л. А. Природа символа в гносеологии Канта // Логическое кантоведение: Тез. докл. междунар. семинар. Вып. 4. Калининград : 1997. 16 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ