Введение 7
1 Теоретические аспекты анализа корпоративной социальной
ответственности предприятия 10
1.1 Концепции корпоративной социальной ответственности предприятия . 10
1.2 Подходы к оценке корпоративной социальной ответственности 20
2 Оценка корпоративной социальной ответственности АО «Алмалыкский
ГМК» 30
2.1 Анализ основных технико-экономических показателей деятельности
организации 30
2.2 Анализ корпоративной социальной ответственности АО «Алмалыкский
ГМК» 37
3 Разработка мероприятий по совершенствованию корпоративной
социальной ответственности 45
3.1 Предложения по совершенствованию корпоративной социальной
ответственности АО «Алмалыкский ГМК» 45
3.2 Оценка экономической эффективности предложенных мероприятий .... 48
Заключение 53
Список использованных источников 57
Объектом исследования является: АО «Алмалыкский ГМК».
Предмет исследования – практика социальной ответственности на
предприятии.
Цель работы – исследование особенностей корпоративной социальной
ответственности предприятий в республике Узбекистан (на примере АО
«Алмалыкский ГМК»).
В процессе исследования проводились: изучение теоретических аспектов
корпоративной социальной ответственности, анализ основных техникоэкономических показателей деятельности АО «Алмалыкский ГМК», анализ
практики реализации социальной ответственности АО «Алмалыкский ГМК»,
разработка предложений по совершенствованию социальной политики на
предприятии, оценка экономической эффективности реализации предложенных
мероприятий.
В результате исследования проанализирована корпоративная социальная
политика предприятия, выявлены факторы влияющие на социальную
деятельность предприятия, разработаны предложения по улучшению
корпоративной социальной политики предприятия.
Практическая значимость работы: предложенные в ВКР мероприятия могут
быть использованы в деятельности АО «Алмалыкский ГМК» в целях
улучшения условий труда работников.
Введение
Происходящие в социальной сфере и экономике сложные изменения
обусловили формирование множества проблем, что на деятельности различных
организаций не могло не отразиться. Руководители организаций в настоящее
время вынуждены принимать нетривиальные и сложные решения, которые
направлены на мотивацию трудовых коллективов. Усилением в экономике
кризисных явлений порождается необходимость разработки своевременных
мероприятий и отслеживания кризисных тенденций, оно заставляет практиков
и ученых включаться в разрешение и исследование проблем, которые связаны с
диагностикой состояния факторов внутренней и внешней среды организаций,
разработкой стратегий, целей и способов их реализации. Все большее внимание
в силу этого уделяется социальной ответственности организаций.
Социальная ответственность в настоящее время приобретает также
особую важность потому, что в реформировании экономики на передний план
становится социальная составляющая. Главным рычагом является создание
возможность для людей реализовать предпринимательскую инициативу и
профессиональное мастерство, свои знания, создать в стране полноценную,
надежную систему занятости, ориентированную на социальные приоритеты
Принятие на себя компаниями корпоративной социальной
ответственности привело к возникновению к концу ХХ века термина
«корпоративной социальной ответственности» (КСО), в целом этичное
поведение организаций по отношению к сотрудникам 1.
КСО – это, во-первых, выполнение организациями социальных
обязательств, предписываемых законом, и готовность неукоснительно нести
соответствующие обязательные расходы. Во-вторых, КСО — это готовность
добровольно нести необязательные расходы на социальные нужды сверх
пределов, установленных налоговым, трудовым, экологическим и иным
законодательством, исходя не из требований закона, а по моральным,
этическим соображениям 2. Основные социальные ориентиры КСО
заключаются в следующем:8
1) справедливое вознаграждение за труд;
2) создание условий для отдыха работников организации и благоприятных
условий труда;
3) социальная защита персонала;
4) обеспечение социального делового сотрудничества и партнерства;
5) поддержание в коллективе оптимальной морально-психологической
атмосферы.
Миссией деятельности является управление в организации социальными
процессами для обеспечения условий формирования качества трудовой жизни
и гуманизации труда с использованием адекватных методов, форм, приемов,
правил и способов, как правило, на основании научного подхода.
В условиях социальной ответственности главной задачей руководства
организации является выявление, сохранение баланса и удовлетворение
интересов разных профессиональных групп людей, другими словами это спектр
вопросов, которые могут быть решены в системе стратегического планирования
в процессе управления социальным развитием предприятия. При этом главное
внимание уделяться должно социальному развитию отдельных работников и
коллектива, от которых успех реализации корпоративной стратегии во многом
зависят 3.
Значительный вклад в теоретические и методологические вопросы
корпоративной социальной ответственности предприятий внесли такие авторы,
как Т.З.Базарова, Д.В.Васина, Р.В.Веснин, М.М.Глазов, А.П.Егоршин,
П.В.Журавлев, Г.Г.Зайцев, Л.Н.Иванова – Швец, Л.В.Ивановская,
А.А.Корсакова, В.В.Лукашевич, Ф.Б.Михайлов, Г.В.Слуцкий, В.М.Цветаев и
многие другие.
Цель работы – исследование особенностей корпоративной социальной
ответственности предприятий в республике Узбекистан (на примере АО
«Алмалыкский ГМК») и разработка рекомендаций по совершенствованию
социальной политики на предприятии.
Задачи исследования:9
1) изучить теоретические аспекты корпоративной социальной
ответственности;
2) провести анализ основных технико-экономических показателей
деятельности АО «Алмалыкский ГМК»;
3) провести анализ практики реализации социальной ответственности АО
«Алмалыкский ГМК»;
4) разработать предложения по совершенствованию социальной политики
на предприятия;
5) оценить экономическую эффективность реализации предложенных
мероприятий.
Объект исследования – АО «Алмалыкский ГМК».
Предмет исследования социальная ответственность АО «Алмалыкский
ГМК» 4.
В процессе подготовки данной работы использованы учебные и научные
материалы, статистические данные и законодательная база республики
Узбекистан
Социальной ориентированностью предприятия является его
направленность, как во внешнюю среду, так и внутрь себя. Социальная
деятельность организации с точки зрения валидного и полного определения
является деятельностью, которая направлена на совершенствование и развитие
условий воспроизводства и использования человеческого капитала. Социальной
деятельностью является изменение социальных условий персонала
организацией. Организация при этом может эти условия изменять
целенаправленно или спонтанно; и целенаправленное и спонтанное,
реагирование оказаться может неадекватным или адекватным.
В условиях социальной ответственности главной задачей руководства
организации является выявление, сохранение баланса и удовлетворение
интересов разных профессиональных групп людей, другими словами это спектр
вопросов, которые могут быть решены в системе стратегического планирования
в процессе управления социальным развитием предприятия. При этом главное
внимание уделяться должно социальному развитию отдельных работников и
коллектива, от которых успех реализации корпоративной стратегии во многом
зависят.
В организациях значение социальных процессов занимает не последнее
место. По оценкам зарубежных и отечественных экспертов, доля социальных
резервов составляет 30 – 40% повышения эффективности производства. Кроме
того общество меняет отношение к организациям, которые не рассматриваются
только как источник производства различных услуг и товаров, но также как
оказывающая на состояние среды обитания человека существенное влияние
часть «экосистемы» и источник приложения творческих сил.
В настоящее временя состав общественных групп, которые влияют на
функционирование предприятий и заинтересованы как в их финансовых
результатах, так и в факте их существования значительно изменился.
Современные условия организации принуждают выступать основным
действующим лицом в интеграции нужд и интересов потребителей,54
поставщиков, работников, государства, гражданских объединений,
муниципалитетов и иных заинтересованных сторон, которые в корпоративной
стратегии организаций должны быть учтены.
Основным инструментом формирования методики оценки социальной
ответственности предприятия является социальный паспорт. Социальный
паспорт имеет универсальный характер и адаптирован может быть к любой
организации. Благодаря единообразной структуре социальных показателей
заинтересованные органы местного и государственного управления могут
сопоставлять с соответствующим состоянием иных предприятий территории
состояние социального развития, а также вырабатывать обоснованную
кредитную и налоговую политику по отношению к ним.
На основании проведенного анализа деятельности предприятия были
сделаны следующие выводы.
Темпы роста объемов продаж в 2014 году по сравнению с 2013 годом
выросли лишь на 11%, а в 2015 году темпы роста увеличились на 7%.
Наблюдается снижение в 2015 году таких показателей, как коэффициент
интенсивности оборота по приему работников (на 3,3), коэффициент оборота
по выбытию работников (на 10,1), коэффициент текучести кадров (на 7,8), а
также повышение коэффициента постоянства кадров на 8,1 и замещения на
0,06, что свидетельствует о положительных тенденциях и повышении
эффективности системы управления персоналом.
Снижение количества работников компании связано с наблюдающейся
на предприятии текучестью кадров.
Показатель фондоотдачи в 2014 году снизился на 12% по сравнению с
2013 годом, а в 2015 году фондоотдача уменьшилась по сравнению с 2014
годом на 27%. Показатель фондоемкости в 2014 году увеличился на 13% по
сравнению с 2013 годом, а в 2015 году увеличился по сравнению с 2014 годом
на 38%. Данная динамика свидетельствует о том, что использование основных
производственных фондов в компании является неэффективным.
Нехода Е.В, Гришина К.В, Голованов А.И, Редчикова Н.А,
Раковская В.С. Теория и практика корпоративной социальной ответственности
/ред.: Зиганьшина Е.Р. Томск.: Издательский Дом ТГУ, 2015. 148 с.
2. Лаврентьева И. П., Кузнецов В. В., Григорьев В. В. Социальная
политика и управление в социальной сфере / учебное пособие Ульяновск :
УлГТУ, 2013. 129 с.
3. Кондратенко Е.С. «Кадровый потенциал: понятие, сущность,
основные характеристики. Воспроизводство кадрового потенциала». // Вестник
университета. Теоретический и научно-методологический журнал. №4 / Под
общ. ред. А.М.Лялина. Изд-во ГОУВПО «Государственный университет
управления», 2014. С. 192 – 194.
4. Нехода Е.В. Институционализация корпоративной социальной
политики //Институциональная трансформация экономики: российский вектор
новой индустриализации: материалы IV Международной научной
конференции, Омск, 2015. г. Часть 1. С. 348 – 354.
5. Магура М.И. Патриотизм персонала по отношению к своей
организации – решающее конкурентное преимущество // Управление
персоналом. 2012. № 11. 92 с.
6. Кричевский Н.А. Корпоративная социальная ответственность М.
Вестник 2008 C. 57 –63.
7. Гайфуллина Э.Р. Особенности социальной ответственности
предпринимательского сообщества в современной экономике М.: КНОРУС,
2011. C. 108 –112.
8. Симхович В.А. Корпоративная социальная ответственность.
Философско-управленческие аспекты современного бизнеса. М.: Дикта, 2011.
200 с.
9. Самыгин С.И. Менеджмент персонала. Учеб. пособ. для ВУЗов. Р.
н/Д. 2013. 479 с.58
10. Анисов Л.М. Организация работы кадровых служб. Минск: Часта,
ин-т упр. и предпр., 2013. 55с.
11. Лаврентьева И. П., Кузнецов В. В., Григорьев В. В.. Социальная
политика и управление в социальной сфере : учебное пособие / Ульяновск :
УлГТУ, 2013. 129 с.
12. Грошев И.В., Юрьев В.М. Менеджмент организационной культуры.
М.: МПСИ, МОДЭК, 2013. 744 с.
13. Кибанов А.Я. Прогнозирование и планирование развития
организации управления. М.: МИГУ, 2012. 456 с.
14. Галкина Т.П. Социология управления: от группы к команде:
Учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 2014. 224 с.
15. Состав и структура органов управления [электронный ресурс] /
Официальный сайт АО «Алмалыкский ГМК» URL:http://www/agmk.uz (дата
обращения 25.02.2016г.).
16. Слуцкий Г.В. Управление социальным развитием персонала
предприятия: Учеб. пособие. М.:ГАУ, 2012. 145с.
17. Новосельский В. Изменения социально-экономических процессов.
М.: ИМЭМО РАН 2013. №3.С. 34 – 42.
18. Вередюк О.В. Нормативное регулирование корпоративной
социальной ответственности. М.: Эксмо, 2009. С 40 – 49.
19. Коротков Э.М., Александрова О.А., Антонов С.А. Корпоративная
социальная ответственность: учебник для бакалавров; под ред. М.: Изд-во
Юрайт, 2014. 445 с.
20. Корпоративная социальная ответственность [электронный ресурс] /
Российский союз промышленников и предпринимателей URL:
http://рспп.рф/simplepage/ (дата обращение 5.03.2016г.).
21. Веревкин Л. П. Социальная ответственность бизнеса // Мониторинг
общественного мнения. 2010. N 1. С. 44 – 55.59
22. Бикеева М. В. Анализ взаимосвязи социальной ответственности
бизнеса и инвестиционной привлекательности компании в условиях
глобализации // Экономика и предпринимательство. 2012. № 5. С. 367 – 371.
23. Любимов Д.С. Правовые основы корпоративной социальной
ответственности и перспективы ее правового регулирования // Гражданин и
право. 2013. № 9. С. 50 – 60.
24. Стрижов С.А. Корпоративная социальная ответственность в
условиях кризиса. // Социология власти. 2012. № 2. С. 92 –101.
25. Шинкаренко О.Н. Корпоративная социальная ответственность и
социальная (нефинансовая) ответственность. Кадры предприятия. М.: 2013. №
7. С. 43 – 56.
26. Копылова Г.А. Корпоративная социальная ответственность как
фактор взаимодействия бизнеса и общества. Труд и социальные отношения. М.:
ИМЭМО РАН. 2012. № 6. С. 14 – 20.
27. Благов Ю.Е. Корпоративная социальная ответственность: эволюция
концепции // школа менеджмента, Эксмо, 2011. 271 с.
28. Нормативные акты, регулирующие трудовые отношения. Трудовой
Кодекс Республики Узбекистан. Утвержден Законом Республики Узбекистан от
21.12.1995 г. Статья 1.
29. Аникина И.Д. Социальные инвестиции как фактор
конкурентоспособности компаний // Финансы и кредит. 2010. N 13. С. 42 – 46.
30. Веревкин Л.П. Социальная ответственность бизнеса // Мониторинг
общественного мнения. 2010. N 1. С. 44 – 55.
31. Курбанов В.А. Социальная ответственность бизнеса, сущность,
тенденции, проблемы. Ташкент.: Шарк зиёкори. 2008. С. 42 – 44.
32. Муминов М.В. Корпоративная социальная ответственность и успех
в бизнесе. М.: Альпина Бизнес Букс, 2012. 82 с.
33. Буваев М.У. Социальная политика и социальная партнерства.
Ташкент.: Шарк зиёкори 2013 15 с.